Читаем Апостол. 10 ноября. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем

10 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Фессалоникийцам. Глава 3, ст. 9–13.

 

9. Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим,

10. ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей?

11. Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам.

12. А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к вам,

13. чтобы утвердить сердца ваши непорочными во святыне пред Богом и Отцем нашим в пришествие Господа нашего Иисуса Христа со всеми святыми Его. Аминь.

(1 Фес. 3, 9-13)

 

Так торжественно заканчивается третья глава Первого послания к Фессалоникийцам, самого раннего произведения Нового Завета. Здесь апостол Павел продолжает выражать свою любовь, благодарность, благосклонность к членам Фессалоникийской церкви: Какую благодарность можем мы воздать Богу за вас, за всю радость, которою радуемся о вас пред Богом нашим, ночь и день всеусердно молясь о том, чтобы видеть лице ваше и дополнить, чего недоставало вере вашей . Павел говорит, что день и ночь молится о том, чтобы встретиться с членами Фессалоникийской церкви, людьми, которым он сам проповедовал. Конечно, он желал бы посетить ту церковь, которую сам основал, и восполнить то, чего, может быть, не хватает в вере фессалоникийцев.

Далее он дает красивое благословение: Сам же Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос да управит путь наш к вам . Здесь апостол Павел возвещает в некотором смысле пожелание самому себе и своим сотрудникам. Это самое раннее послание было написано примерно в середине 50-х годов, то есть очень близко к событиям жизни Иисуса Христа, распятие и воскресение Которого приходится на середину 30-х годов. Встреча Павла со Христом на дороге в Дамаск произошла где-то в первой половине 40-х годов, то есть прошло десять с небольшим лет после его обращения в христианина, и он пишет это послание, уже совершив некоторые миссионерские путешествия. Потому этот текст чрезвычайно близок и к жизни Иисуса Христа, и вообще к ранней христианской Церкви, и к апостолу Павлу самого раннего периода его миссионерской деятельности.

Тем не менее уже в этом Послании мы видим формулировку Бог и Отец наш и Господь наш Иисус Христос . С одной стороны, Бог и Отец – это чрезвычайно важное христианское понимание, можно сказать, определенная революция, потому что для иудейского сознания называть Бога Отцом крамольно и, можно даже сказать, кощунственно. Бог с точки зрения ветхозаветной религии очень далеко от человека, и называть Бога Отцом – достаточно фамильярно. Поэтому за Божественной литургией очень важен возглас священника, предваряющий пение молитвы «Отче наш» - «И сподоби нас, Владыко, со дерзновением (с дерзновением), неосужденно (чтобы не подвергнуться суду Божиему) смети призывати Тебя, небесного Бога Отца, и глаголати». То есть петь Бога Отца; в греческом тексте это сказано более точно: призывать и петь Бога как Отца. Именно это понимание Бога принес в мир Господь наш Иисус Христос, дав молитву «Отче наш», воспеваемую всеми верующими за Божественной литургией сразу после этого возгласа священника.

Господь наш Иисус Христос – это тоже очень важная формулировка. Собственно, это самое раннее исповедание веры, когда ничего другого даже не надо было прибавлять. Сама фраза Господь наш Иисус Христос является исповеданием веры как с иудейской стороны, так и с языческой. Для иудея даже два слова Иисус Христос являются исповеданием того, что Иисус из Назарета – Тот самый Мессия (Христос), Которого ждал еврейский народ. Это мы сейчас привыкли воспринимать сочетание Иисус Христос почти как имя и фамилию, а на самом деле, Иисус – это имя, а Христос – титул, исповедание. Поэтому для иудея то, что Иисус есть Христос являлось признанием Его Посланником Божиим, Мессией. Но для язычника, человека античной культуры – римлянина, грека – это ничего не означало, исповеданием не являлось: Иисус Христос – Помазанник чем и зачем? Но когда к Иисусу Христу добавлялось Господь, по-гречески Кириос (Κύριος), тогда уже становилось понятным, что человек воспринимает Иисуса Христа из Назарета как Сына Божия. Божественное достоинство добавлялось через слово Господь , поэтому это исповедование было понятно как иудеям, так и язычникам. Оно очень важно, потому что является одним из первых исповеданий веры христиан.

А вас Господь да исполнит и преисполнит любовью друг к другу и ко всем, какою мы исполнены к в а м - тоже очень красивая фраза. Господь у апостола Павла, даже когда он не добавляет слова ́ Иисус Христос , – это всегда именно Иисус Христос в состоянии прославленном, состоянии сидения одесную Бога Отца.

Очень красивы идущие друг за другом слова исполнит и преи сполнит. Еще в ветхозаветной поэзии был прием, когда высказывался какой-то тезис и вслед за ним тот же самый тезис, но уже с некоторым преувеличением. Можно найти этот поэтический прием и в Книге Притчей и в Псалтири. С одной стороны, это красиво с точки зрения лексико-грамматической, и, конечно, в этом есть определенное глубокое содержание. В данном случае Павел говорит о том, что Господь Иисус Христос не просто исполняет, но преисполняет любовью, то есть у Бога такой избыток любви, что Он ей преисполняет. Любовь - это суть Божественной природы. Мы говорим о том, что Бог есть любовь, никакие другие качества и свойства Божии не сравнятся с ней, все они в каком-то смысле являются некими вариациями Божественной любви, а сама суть Того, Кто есть Бог, – это, конечно, понятие любви. Бог Своими энергиями пронизывает все бытие, по сути, все стоит на Божественной любви, и говорить о том, что у нее есть некий предел, говорить не приходится. Все мы существуем благодаря преизбытку Божественной любви. Поэтому когда речь идет о том, что Бог может наполнить наши сердца, то, конечно, Он не просто исполнит, но преисполнит их. Нет предела Божественной любви – она ежесекундно изливается на все творение, потому что Бог сотворил мир по Своей любви: Он есть любовь неизреченная и желает блага всякому Своему творению.

Напоминаю о необходимости ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать