Читаем Апостол. 10 мая. И мы – подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу Живому

10 мая 2017 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 14, ст. 6–18. 

6они, узнав о сем, || удалились в Ликаонские города Листру и Дервию и в окрестности их, 7и там благовествовали.

8В Листре некоторый муж, не владевший ногами, сидел, будучи хром от чрева матери своей, и никогда не ходил.

9Он слушал говорившего Павла, который, взглянув на него и увидев, что он имеет веру для получения исцеления, 10сказал громким голосом: тебе говорю во имя Господа Иисуса Христа: стань на ноги твои прямо. И он тотчас вскочил и стал ходить.

11Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам.

12И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове.

13Жрец же идола Зевса, находившегося перед их городом, приведя к воротам волов и принеся венки, хотел вместе с народом совершить жертвоприношение.

14Но Апостолы Варнава и Павел, услышав о сем, разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: 15мужи! что́ вы это делаете? И мы - подобные вам человеки, и благовествуем вам, чтобы вы обратились от сих ложных к Богу живому, Который сотворил небо и землю, и море, и все, что в них, 16Который в прошедших родах попустил всем народам ходить своими путями, 17хотя и не переставал свидетельствовать о Себе благодеяниями, подавая нам с неба дожди и времена плодоносные и исполняя пищею и веселием сердца наши.

18И, говоря сие, они едва убедили народ не приносить им жертвы и идти каждому домой. Между тем, как они, оставаясь там, учили, 

Итак, братья и сестры, мы с вами немного перенеслись вперед. Сегодня день Преполовения Пятидесятницы, и, наверно, с этим связано, что мы выбились из привычной хронологии. Такой скачок –  сразу 14-я глава. Не понятно немного, о чем речь. Попытаемся разобраться. Речь же здесь идет о первом миссионерском путешествии Павла. Мы уже знаем, что Савл, он же Павел, принял христианство. Получив от Господа такое поручение – считать себя апостолом язычников, он начинает проповедь на языческих территориях. И вот, если вы помните первое миссионерское путешествие, Павел из Антиохии, которая уже тогда являлась крупным христианским центром (тогда это был главный город Сирии, сейчас Антиохия это территория Турции и называется Антакья), сначала плывет на Кипр и проповедует вначале там. Мы знаем, что Кипр – остров в Средиземном море, не так далеко от Антиохии. Потом он переплывает на территорию Малой Азии, ту, что сейчас является частью Турции. Есть даже экскурсии по маршруту апостола Павла, в том числе и на территории Турции, никто не запрещает этого. Когда с Кипра Павел направился в Малую Азию, он высадился в Атталии (от имени основателя – Аттала). Из Атталии он пешком путешествовал по окрестным городам и территориям: провинции Асия, Киликия, Памфилия, где проживало много людей, и, конечно же, были синагоги для иудеев. Павел там много  проповедовал  и потом переходил из города в город.

Не будем читать начало 14-й главы, обратим внимание сразу на стих: «удалились в Ликаонские города Листру и Дервию». Ликаония – тоже область Малой Азии. «Города Листру и Дервию и в окрестности их, и там благовествовали». Потом мы узнаем по тексту, что речь идет о Павле и Варнаве. Варнава – спутник Павла в первом миссионерском путешествии. Вначале с ними был еще Иоанн Марк (по всей видимости, евангелист Марк), но он не продолжил путь, а после Кипра отправился обратно. В следующий раз Варнаву Павел с собой не возьмет. Он возьмет Силуана и Тимофея. Именно эти три имени стоят в начале некоторых Посланий (например, Первое к Фессалоникийцам – Павел, Силуан и Тимофей). Это уже впоследствии они его верные спутники, а сейчас – Павел и Варнава.

Итак, они совершают чудо. «Народ же, увидев, что сделал Павел, возвысил свой голос, говоря по-ликаонски: боги в образе человеческом сошли к нам. И называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием, потому что он начальствовал в слове». Варнава, видимо, был более внушительных размеров, а Павел был поменьше (мы знаем, само слово Павел означает «маленький»). И к тому же, он начальствовал в слове, то есть, больше говорил. Поэтому они решили, кто меньше говорит – более важный – Зевс, кто больше говорит – Ермий  (Гермес)  – бог переводчиков, бог торговли (а где торговля – там и переводы). Именно от его имени происходит слово «герменевтика» - искусство толкования.

Итак, почему именно Зевс и Гермес? Здесь нам поможет  та область библеистики, которая называется «исагогика» - введение в текст и все, что вокруг текста. Если, например,  не знать одного нюанса, мы никогда не обратим внимания на этот отрывок и не поймем должным образом во всей его глубине и подлинности. Речь идет о том, что с городом Листра был связан один случай, больше, скорее, мифологический. Есть книга Публия Овидия Назон. Мы помним, что у римлянина было три имени: Публий – личное, Овидий – родовое, Назон – прозвище (Назон –  значит «носатый»). Он написал книгу «Метаморфозы» - то есть «превращение», «преображение», «трансформация». В частности, там есть история про Филемона и Бавкиду. Это престарелая чета, которая жила в Листре. В то время сошли в этот город Зевс и Гермес. Они пришли посмотреть, что там происходит, и их приняли не слишком ласково. В конечном счете, они нашли приют лишь у Филемона и Бавкиды. И когда они вернулись на небо, на Олимп,  они решили этот город наказать. И этот город был уничтожен начисто. Но Филемон и Бавкида были помилованы, с ними произошла эта самая «метаморфоза» (как и называется сборник, куда входит этот рассказ). Они не были уничтожены, а были перевоплощены, превращены в два дерева, именно благодаря их гостеприимству. Все остальные были начисто уничтожены. Понятно, что это больше мифологический рассказ, но, тем не менее, очень многие мифологемы устойчиво живут в головах людей, в том числе и эта. Ликаонцы помнили о том, что такое произошло, и многие, видимо, все еще верили, в том числе, и в своих языческих богов, и в то, что эти языческие боги могут быть мстительны, они могут наказать, если им не оказать должных почестей, не возвеличить их, не принести жертву. Поэтому что мы видим? Люди пытаются принести  венки, волов, совершить жертвоприношение, всячески задобрить этих двух «богов», как им кажется,   –  Зевса и Гермеса, именно памятуя о том случае. Вот как интересно иногда окунаться в исследование текста, в том числе, в исагогику.  Сразу многое становится понятнее.

Напоминаю Вам о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада и утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать