Читаем Апостол. 10 марта. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа

10 марта 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание Иуды. Глава 1, ст. 11–25.

 

11. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей.

12. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые;

13. свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки.

14. О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих —

15. сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники».

16. Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти.

17. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа.

18. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям.

19. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа.

20. А вы, возлюбленные, назидая себя на святейшей вере вашей, молясь Духом Святым,

21. сохраняйте себя в любви Божией, ожидая милости от Господа нашего Иисуса Христа, для вечной жизни.

22. И к одним будьте милостивы, с рассмотрением,

23. а других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью.

24. Могущему же соблюсти вас от падения и поставить пред славою Своею непорочными в радости,

25. Единому Премудрому Богу, Спасителю нашему чрез Иисуса Христа Господа нашего, слава и величие, сила и власть прежде всех веков, ныне и во все веки. Аминь.

(Иуд. 1, 11–25)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами дочитали соборное Послание апостола Иуды до конца. Оно тоже состоит из одной главы, но она длиннее, чем во Втором и Третьем посланиях апостола Иоанна Богослова.

Здесь апостол Иуда продолжает обличать лжеучителей, о которых он говорил в первых десяти стихах этого Послания. Горе им, потому что идут путем Каиновым, предаются обольщению мзды, как Валаам, и в упорстве погибают, как Корей. Апостол Иуда вновь обращается к Ветхому Завету и упоминает трех персонажей: Каина, Валаама и Корея, которые тоже были наказаны за свое нечестие.

С 12-го стиха апостол подбирает литературные формулировки для описания нечестия лжеучителей. Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви. Напомню, вечеря любви – это агапа (по-гречески αγάπη – «любовь»). В ранние века христиане собирались и вместе кушали, совершали преломление хлеба, Евхаристию. Пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. По всей видимости, на вечерях любви эти нечестивые люди тоже вели себя достаточно вольно, возможно, собирались для того, чтобы поесть, попить, хорошо провести время, но не для того, чтобы в Евхаристии соединиться с Христом.

Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки. Достаточно жестко описывает апостол Иуда состояние этих людей, но пафос и полемика этого Послания предполагает, что автор пытается всячески оградить своего адресата от влияния этих лжеучителей.

О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих — сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». Эта цитата также взята из апокрифа. В прошлый раз мы говорили, что апокрифические произведения существовали и в ветхозаветный, и в новозаветный период. Иногда они считались назидательными, иногда вредными, иногда нейтральными. В любом случае они не вошли в состав Священного Писания, то есть не считаются боговдохновенными. Если в прошлый раз мы видели цитату из ветхозаветного апокрифа «Вознесение Моисея», то здесь речь идет об апокрифе «Книга Еноха». Был такой благочестивый потомок Адама, который даже не видел смерти, а был сразу взят Богом на Небо, как говорится в Ветхом Завете.

Это ропотники, ничем не довольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно); уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Иисуса Христа. Они говорили вам, что в последнее время появятся ругатели, поступающие по своим нечестивым похотям. Это люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. Здесь апостол Иуда говорит о том, что прочие апостолы предупреждали о появлении этих ругателей. В своем исконном смысле, который также является актуальным для Ветхого Завета, слово ругать означало «играться, забавляться, смеяться». В 103-м псалме сказано: «Змий сей, которого создал Бог, чтобы ругатися ему», то есть играться с ним, веселиться. Поэтому под словом ругатели имеются в виду не те, кто произносит бранные слова, повышают голос, а кто поступают насмешливо, игриво, несерьезно.

Апостол Иуда называет этих людей так: люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа. Здесь мы сталкиваемся с проблемой, о которой больше всего говорили при чтении Послания к Галатам. Там очень часто упоминается Дух Святой, плоды Духа Святого, но везде слово дух пишется с маленькой буквы. В 20-м стихе, в словосочетании молясь Духом Святым слова написаны с большой буквы, а в 19-м стихе слово дух с маленькой, хотя по большому счету речь тоже идет о Духе Святом. Человек душевный – это человек биологический, плотской, живущий только по критериям земного мира, поэтому в данном контексте слова душевный и «плотской» являются синонимами. А духовный человек, то есть имеющий Духа Святого, живет совсем по-другому. Поэтому человек душевный означает не имеющий Духа Святого, а не какого-то абстрактного духа, в том числе внутри себя. Христианин – это всегда человек, водимый Духом Святым, соответственно, душевный человек – это не христианин, а человек, не имеющий Духа Святого.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать