Читаем Апостол. 10 июня. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса

10 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 19, ст. 1–8.

 

1. Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников,

2. сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

3. Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение.

4. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

5. Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса,

6. и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

7. Всех их было человек около двенадцати.

8. Придя в синагогу, он небоязненно проповедывал три месяца, беседуя и удостоверяя о Царствии Божием.

(Деян. 19, 1 – 8)

 

Братья и сестры, мы с вами вновь возвращаемся к последовательному чтению. Вчера в связи с праздником Вознесения мы еще раз прочитали начало 1-й главы, а сегодня читаем главу 19. В данном случае у нас даже нет разрыва, потому что два дня назад мы читали как раз конец 18-й главы. Напомню, речь в ней шла о том, что появился некий красноречивый александриец Аполлос, который проповедовал в Эфесе, но говорил только о крещении Иоанновом. Встретив там Акилу и Прискиллу, коринфских друзей апостола Павла, он познакомился с ними, и они его наставили на правильный путь. После этого, заручившись их рекомендацией, он отправился в Ахаию, непосредственно в Коринф, где тоже проповедовал.

Во время пребывания Аполлоса в Коринфе Павел, пройдя верхние страны, прибыл в Ефес и, найдя там некоторых учеников, сказал им: приняли ли вы Святаго Духа, уверовав? Они же сказали ему: мы даже и не слыхали, есть ли Дух Святый.

Как интересно получается: те, кому проповедовал Аполлос, крестились только Иоанновым крещением покаяния и не слышали, что вообще есть Дух Святой. Этот момент интересен с разных сторон. Вспомним Иоанна Крестителя, который был величайшим пророком, очень сильной личностью. У него были свои ученики, и Иоанн обладал достаточным смирением, чтобы, показывая своим ученикам на Иисуса, говорить, что это Агнец Божий, что ему (Иоанну) пора умаляться, а Христу – расти. Тем не менее какие-то ученики Иоанновы не ушли за Иисусом Христом, а оставались Иоанновыми. У них были собственные небольшие группы, общины. Апостол Павел встречает людей, которым проповедовал Аполлос (хотя, думаю, не только он проповедовал сугубо Иоанново крещение), и они в какой-то степени тоже являлись учениками Иоанна Крестителя. Хотя, конечно, о Христе речь тоже шла, и тот же Аполлос проповедовал о Христе, но крещение во имя Христа над ними произведено не было. Такая вот интересная историческая ситуация.

С другой стороны, они говорят: «Мы не слыхали, есть ли Дух Святой». Конечно, в древней церкви очень часто Дух Святой воспринимался непосредственно как некие дары Святого Духа, которые изливались на человека во время крещения. Строгое богословие, особенно связанное с Троицей (об Отце, Сыне и Святом Духе), не было сформулировано словами так четко, как это случилось позже, уже в IV – V века – период классического греческого, святоотеческого богословия. Здесь еще люди не имели отточенной формулировки, а просто жили этим. Они знали, что есть Бог Отец, есть Иисус Христос, Господь, Сын Божий, и что есть Дух Святой, Который непосредственно руководит каждым человеком, изливаясь на каждого христианина во время крещения и потом по жизни, во время Евхаристии. Все было, скорее, на опытном уровне, чем на уровне философии, каких-то абстрактных размышлений, абстрактного богословия.

Он сказал им: во что же вы крестились? Они отвечали: во Иоанново крещение. Павел сказал: Иоанн крестил крещением покаяния, говоря людям, чтобы веровали в Грядущего по нем, то есть во Христа Иисуса.

Павел разъясняет еще более четко, чем это было, может быть, у Аполлоса: тот проповедовал о Христе, доказывал, что Иисус есть Христос, но про крещение во имя Христа говорил не так много, не акцентировал на этом внимание. Павел же говорит, что Иоанн крестил крещением покаяния, но указывал на Христа, поясняя, что надо веровать в Него и креститься во имя Господа Иисуса Христа.

Услышав это, они крестились во имя Господа Иисуса, и, когда Павел возложил на них руки, нисшел на них Дух Святый, и они стали говорить иными языками и пророчествовать.

Мы видим, что Павел совершает, как бы мы сейчас сказали, два таинства: крещение и миропомазание. Раньше вместо миропомазания апостолы, пресвитеры или епископы возлагали руки, тем самым ниспосылая Духа Святого. Позже это заменили помазанием миром: церквей и крещающихся стало так много, что епископ не мог возложить руки на всех, поэтому он освящал миро. И сейчас Патриарх варит и освящает миро в Великий Четверг, потом это миро раздается внутри Поместной Русской Православной Церкви, и мы, священники, помазуем крещающегося миром, совершаем миропомазание, тоже ниспосылая «печать дара Духа Святого», как говорится во время Таинства миропомазания.

Павел крещает людей во имя Господа Иисуса Христа. Напомню, крестить во имя кого-то означает сделать человека принадлежащим тому, в чье имя он крестится. Крещение по форме – это не что-то, придуманное христианами, а просто форма, которую христиане взяли на вооружение и христианизировали (кстати, как и многое другое). Крещение – это погружение (от греческого βαφτίζω [вафти́зо]). Когда один господин у другого покупал раба, то происходило крещение: он его погружал, омывал, давал новую одежду, новое имя. Практически все то же самое происходит во время Таинства крещения: погружение в воду, новая белая одежда, имя, которое дается при крещении. Христианство пользуется этой формой, так как она очень удачна, понятна. Креститься во имя Господа Иисуса Христа –значит стать Его служителем, Его слугой.

Дальше происходит возложение рук и ниспослание через это Духа Святого. Как я говорил, больше было практики, а не теории. Мы видим, что Дух Святой сразу делает Себя явным: люди сразу начинают говорить иными языками и пророчествовать. Слово иными почти всегда добавляется переводчиком и в книгах выделяется курсивом, как вставленное слово. Что значит «говорить языками»? Это иностранные языки или какие-то еще? Об этом ведутся споры, пишутся работы; даже мой однокурсник когда-то под руководством архимандрита Ианнуария писал дипломную работу на тему говорения этими языками – глоссолалии (по-гречески γλῶσσα λᾰλέω). Об этом мы, может быть, поговорим подробнее, когда подойдем к рассказу о Пятидесятнице, о том, как Дух Святой в виде огненных языков сошел на апостолов.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать