Читаем Апостол. 10 июля. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его

10 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 5, ст. 1–10.

 

1. Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

2. через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

4. от терпения опытность, от опытности надежда,

5. а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

6. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

9. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

(Рим. 5, 1–10)

 

Мы продолжаем читать Послание апостола Павла к Римлянам и размышлять над его глубочайшими богословскими прозрениями и идеями. В эти дни мы читали отрывки немного вразнобой, поскольку суббота перенесла нас в 3-ю главу, сегодня мы читаем 5-ю, а на буднях, напомню, уже дочитали до 9-й главы.

Сегодняшний отрывок очень важный и интересный. Если до 7-й главы апостол Павел говорит о сопоставлении греха и закона, о том, что закон бессилен спасти человека и только дает опыт греха, поскольку человек немощен и греховен по своей сути. Но есть места, где Павел говорит о положительном опыте, уже связанном с ощущением христианина. Человек находится в «шизофрении» (о чем мы с вами говорили) и спасает его из этого «раздрая» сотерия – спасение, благодать Бога в Иисусе Христе. Как человек ощущает себя в этой благодати? Благодаря каким событиям и опыту человек приходит к христианскому состоянию? Об этом как раз и говорится в начале 5-й главы.

1. Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа,

2. через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

Апостол Павел говорит, что мы оправдались верой, по вере в Иисуса Христа мы получили оправдание и имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа. Мы помним, что Бог всегда шел навстречу своему народу, для того чтобы примириться с человеком, по крайней мере так было в Ветхом Завете, библейской культуре. Обо всем этом очень хорошо и подробно написано в толковании архимандрита Ианнуария (Ивлиева), всем рекомендую прочитать этот глубокий и беспрецедентный по уровню источник. В чем смысл этой идеи? В Ветхом Завете, иудейской традиции Бог никогда не требовал жертвы для умилостивления. Это слово проникло в наши тексты, наш катехизис из латинской традиции: сатисфакция (satisfactio) в переводе с латыни – удовлетворение, удовлетворение правды Божией, как будто Бог, чтобы стать милостивым, добрым, требовал от человека жертвы, крови. Нет, Бог всегда шел к человеку и жертва требовалась для очищения грехов самого человека. Поэтому Бог «предлагал» человеку участвовать в жертве, Ему же не нужна была жертва – такой тонкий и важный момент. Поэтому и получается, что Бог с человеком не враждовал, Он всегда имел мир с ним, Бог всегда неизменен, тем более Он не может впадать в какие-то мелочные состояния обиды, досады и мстительности. А человек, будучи греховным, враждовал, сталкивался с Богом, с волей Божией, в том числе запечатленной в законе, не покорялся ей, постоянно падал. Во Христе же, говорит апостол Павел, мы имеем мир и больше не хотим враждовать с Богом, хотим видеть в Нем любящего Отца, Который заботится о нас, Который излагает Свои заповеди во благо нам, а не потому, что хочет поставить нас в какие-то жесткие рамки и подавить – ни в коем случае. Когда жертвы приносились в языческом мире, там были как раз такие юридические отношения: человек согрешил, прогневал бога – надо удовлетворить его мстительные чувства; «удовлетворение правды Божией» – так это называется в некоторых богословских произведениях западного характера, и, к сожалению, проникло в свое время и в наше богословие. И вот во Христе мы имеем мир с Богом,

2. через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией.

3. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби происходит терпение,

4. от терпения опытность, от опытности надежда,

5. а надежда не постыжает, потому что любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам.

Вот что такое состояние христианина, вот где этот новый перелом, это новое рождение: христианин ничего не боится, он непоколебимо, твердо, в надежде идет по своему жизненному пути. Почему? … Потому что любовь Божия излилась в сердца наши. Сердца христиан открылись любви и благодати Божией – и туда излилась любовь Божия Духом Святым, Который дается каждому христианину, когда он соприкасается со Христом, Евангелием, принимает Святое Крещение.

Дальше апостол Павел объясняет, какова же эта любовь Божия:

6. Ибо Христос, когда еще мы были немощны, в определенное время умер за нечестивых.

7. Ибо едва ли кто умрет за праведника; разве за благодетеля, может быть, кто и решится умереть.

8. Но Бог Свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками.

Христос первый вышел навстречу человеку, Бог вышел к человеку с предложением мира. Это очень важно – Бог делает первый шаг, а человек призван ответить. Не человек заслуживает милость Божию, не он зарабатывает свое спасение – Бог выходит со спасением навстречу человеку, которому надо раскрыть свое сердце, поверить, довериться и принять эту благодать, это спасение.

9. Посему тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева.

10. Ибо если, будучи врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его, то тем более, примирившись, спасемся жизнью Его.

Тоже очень важный, интересный стих, где говорится, что мы примирились с Богом смертью Сына Его. Бог посылает Своего Сына в этот мир, для того чтобы Он понес на себе наши грехи. Как правильно замечает отец Ианнуарий, дело не в том, что Христос пришел специально искать смерти. Можно подумать, что сосредоточение жертвы всегда в смерти, гибели, а речь о том, что Спаситель пришел сказать людям о Боге Отце любящем. В конце концов не Бог ведь посылает Иисуса Христа на распятие – люди приговаривают Его к мучительной смерти. Почему? Потому что на них был грех, и столкновение греха и абсолютной Божественной любви, которая была явлена во Христе, как раз и создает ситуацию, когда люди распинают Божественную любовь на кресте. Как очень точно сказано у архимандрита Ианнуария, в этом осуждении Христа, в Его смерти разряжается вражда человека с Богом. Казалось бы, через это люди должны подвергнуть себя еще большему проклятию, но вот какова любовь Божия – через крест, через распятие и Воскресение Господь дарует оправдание, милость и любовь людям. Вот величие Божественной любви.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать