Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 3, ст. 11–18; глава 4, ст. 1-6.
3:11. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?
3:12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.
3:13. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.
3:14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.
3:15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,
3:16. ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.
3:17. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.
3:18. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.
4:1. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?
4:2. Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.
4:3. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.
4:4. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.
4:5. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?
4:6. Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.
(Иак. 3, 11–4, 6)
Такой интересный, насыщенный отрывок из соборного послания апостола Иакова прочитали мы с вами, дорогие братья и сестры. Наконец мы перешли от тех отрывков, которые уже были прочитаны, к новым, которые нами еще не обсуждались. Поэтому здесь мы можем остановиться на тех темах и идеях, которые считаем нужными проанализировать, не боясь повтора.
В начале отрывка, с 11-го стиха апостол Иаков продолжает тему языка, говоря о том, что не может из одних уст изливаться горькая и сладкая вода, то есть один человек не может славословить Бога и тут же осуждать ближнего. Так не должно быть, но, к сожалению, так бывает: люди стоят в храме, молятся, славословят Бога, поют песнопения, причащаются и тут же, выходя за порог храма, могут обсудить, осудить, позавидовать, поставить оценки, повесить ярлыки, может быть, даже на тех людей, которые стояли рядом с ними в храме, причащались из одной Чаши. Наставление апостола Иакова нам всем в помощь.
Дальше апостол Иаков рассуждает тоже очень интересно. 14-й стих: Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Как всегда, у апостола Иакова конкретные, простые, понятные, но очень правильные наставления. Действительно, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Трудно человеку, который любит завидовать. Не может он с благодарностью относиться к тому, что дает ему Господь: ему все время кажется, что он заслуживает большего. Дал ему Бог все, что нужно для жизни, как дар, не потому, что человек заслужил – ибо никто из нас ничего не заслуживает, все дается по благодати Божией, – а человеку мало, хочется больше. Тут же рука об руку с завистью идет сварливость. Хотя это может быть свойственно и мужчине, но повелось так, что слово сварливая больше употребляют по отношению к женщине.
Кто-то из вас, дорогие телезрители, – люди более старшего поколения, кто-то моложе, тем не менее ситуация очень знакома всем поколениям во все века. Когда мужчина и женщина вступают в брак, все вроде бы хорошо, все поначалу довольны, а потом два этих момента, вносят, как здесь сказано, неустройство и все худое. Надо бы благодарить Бога, но женщина, как сказано в Писании, «немощнейший сосуд», оглядываясь по сторонам, говорит: «А почему у нас не так, как у соседей? Почему у нас не такая квартира? Почему у нас не такой автомобиль? Почему мы не ездим каждый год отдыхать куда-нибудь за границу?». Зависть играет свою роль. Тут же, соответственно, возникают конфликты, сварливость обнаруживает себя. Это заканчивается очень по-разному, братья и сестры, иногда печально. Поэтому эти слова апостола Иакова очень актуальны, прислушайтесь, пожалуйста, к ним, мужчины и женщины. Часто трагедии в отношениях, в том числе мужа и жены, связаны именно с этими моментами. Да, потом может приходить все остальное, могут быть разные обстоятельства и можно долго выяснять, кто прав, кто виноват, кто первый начал себя вести неправильно. Но если смотреть глубоко в корень, то можно увидеть, что все начинается именно с этих моментов: зависти и сварливости, неумения благодарить Господа за все, что есть, неумения благодарить друг друга за то, что люди дают друг другу и вообще за то, что они есть друг у друга.
4-я глава тоже дает очень интересную пищу для размышлений. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Это в какой-то степени продолжение темы зависти, неудовлетворенности, потому что вожделение – это именно желание чего-то большего, наподобие похоти (похоть – это сверхжелание). Апостол Иаков здесь рисует целую схему того, как работает вожделение, вражда, распри, которым и посвящен этот отрывок.
Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Иаков обозначает здесь один из принципов, по которому, даже если человек просит что-то у Бога, не всегда происходит именно то, о чем он просит. Все-таки христианин, когда молится, всегда должен помнить ту великую показательную молитву, которую совершал Иисус Христос в Гефсиманском саду. Да, Господь как человек (Он был Богом и человеком одновременно) боялся идти на страдания, на крест: это действительно очень больно, унизительно, тяжело – и Он просил Отца Небесного избавить Его от этого. Все мы прекрасно помним эти страницы Евангелия. Но дальше Он добавлял: «Не как Я хочу, Отче, но как хочешь Ты». Поэтому всегда важно в наших молитвах и прошениях просить именно того, чтобы исполнилась воля Божия, а не наше хотение и вожделение.
Часто мы сами до конца не знаем, чего мы хотим. Поэтому Бог как раз оберегает нас от плодов нашего желания тем, что не выполняет нашу просьбу. Об этом и пишет апостол Иаков: Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Бог нас все равно услышит, но может не сделать так, как мы просим, если это не на добро, а для наших вожделений. Если мы будем очень упираться, то Бог, ценя нашу свободу, может дать нам возможность для свершения того, как мы хотим, но будет ли это в конечном итоге нам на пользу и захотим ли мы сами этого спустя какое-то время? Возможно, что нет. Недаром существует знаменитая поговорка: «Бойтесь своих желаний, они имеют свойство исполняться». Поэтому, братья и сестры, будем всегда просить в молитве, чтобы было не по нашей воле, а по воле Божией, ибо только Бог знает, что нам действительно нужно, а сами мы подчас даже представления не имеем, что для нас лучше.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Божественная литургия 28 апреля 2024 года
Прогноз погоды на 28 апреля 2024
Церковный календарь 27 апреля. Лазарева суббота. Икона Божией Матери Остробрамская (Виленская)
Евангелие 27 апреля. Иисус говорит ей: воскреснет брат твой
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!