Читаем Апостол. 10 февраля. Ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое

10 февраля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание Иакова. Глава 3, ст. 11–18; глава 4, ст. 1-6.

 

3:11. Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая вода?

3:12. Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не может изливать соленую и сладкую воду.

3:13. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью.

3:14. Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину.

3:15. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская,

3:16. ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое.

3:17. Но мудрость, сходящая свыше, во-первых, чиста, потом мирна, скромна, послушлива, полна милосердия и добрых плодов, беспристрастна и нелицемерна.

3:18. Плод же правды в мире сеется у тех, которые хранят мир.

4:1. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?

4:2. Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите.

4:3. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений.

4:4. Прелюбодеи и прелюбодейцы! не знаете ли, что дружба с миром есть вражда против Бога? Итак, кто хочет быть другом миру, тот становится врагом Богу.

4:5. Или вы думаете, что напрасно говорит Писание: «до ревности любит дух, живущий в нас»?

4:6. Но тем большую дает благодать; посему и сказано: Бог гордым противится, а смиренным дает благодать.

(Иак. 3, 11–4, 6)

 

Такой интересный, насыщенный отрывок из соборного послания апостола Иакова прочитали мы с вами, дорогие братья и сестры. Наконец мы перешли от тех отрывков, которые уже были прочитаны, к новым, которые нами еще не обсуждались. Поэтому здесь мы можем остановиться на тех темах и идеях, которые считаем нужными проанализировать, не боясь повтора.

В начале отрывка, с 11-го стиха апостол Иаков продолжает тему языка, говоря о том, что не может из одних уст изливаться горькая и сладкая вода, то есть один человек не может славословить Бога и тут же осуждать ближнего. Так не должно быть, но, к сожалению, так бывает: люди стоят в храме, молятся, славословят Бога, поют песнопения, причащаются и тут же, выходя за порог храма, могут обсудить, осудить, позавидовать, поставить оценки, повесить ярлыки, может быть, даже на тех людей, которые стояли рядом с ними в храме, причащались из одной Чаши. Наставление апостола Иакова нам всем в помощь.

Дальше апостол Иаков рассуждает тоже очень интересно. 14-й стих: Но если в вашем сердце вы имеете горькую зависть и сварливость, то не хвалитесь и не лгите на истину. Это не есть мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская, ибо где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Как всегда, у апостола Иакова конкретные, простые, понятные, но очень правильные наставления. Действительно, где зависть и сварливость, там неустройство и все худое. Трудно человеку, который любит завидовать. Не может он с благодарностью относиться к тому, что дает ему Господь: ему все время кажется, что он заслуживает большего. Дал ему Бог все, что нужно для жизни, как дар, не потому, что человек заслужил – ибо никто из нас ничего не заслуживает, все дается по благодати Божией, – а человеку мало, хочется больше. Тут же рука об руку с завистью идет сварливость. Хотя это может быть свойственно и мужчине, но повелось так, что слово сварливая больше употребляют по отношению к женщине.

Кто-то из вас, дорогие телезрители, – люди более старшего поколения, кто-то моложе, тем не менее ситуация очень знакома всем поколениям во все века. Когда мужчина и женщина вступают в брак, все вроде бы хорошо, все поначалу довольны, а потом два этих момента, вносят, как здесь сказано, неустройство и все худое. Надо бы благодарить Бога, но женщина, как сказано в Писании, «немощнейший сосуд», оглядываясь по сторонам, говорит: «А почему у нас не так, как у соседей? Почему у нас не такая квартира? Почему у нас не такой автомобиль? Почему мы не ездим каждый год отдыхать куда-нибудь за границу?». Зависть играет свою роль. Тут же, соответственно, возникают конфликты, сварливость обнаруживает себя. Это заканчивается очень по-разному, братья и сестры, иногда печально. Поэтому эти слова апостола Иакова очень актуальны, прислушайтесь, пожалуйста, к ним, мужчины и женщины. Часто трагедии в отношениях, в том числе мужа и жены, связаны именно с этими моментами. Да, потом может приходить все остальное, могут быть разные обстоятельства и можно долго выяснять, кто прав, кто виноват, кто первый начал себя вести неправильно. Но если смотреть глубоко в корень, то можно увидеть, что все начинается именно с этих моментов: зависти и сварливости, неумения благодарить Господа за все, что есть, неумения благодарить друг друга за то, что люди дают друг другу и вообще за то, что они есть друг у друга.

4-я глава тоже дает очень интересную пищу для размышлений. Откуда у вас вражды и распри? не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? Это в какой-то степени продолжение темы зависти, неудовлетворенности, потому что вожделение – это именно желание чего-то большего, наподобие похоти (похоть – это сверхжелание). Апостол Иаков здесь рисует целую схему того, как работает вожделение, вражда, распри, которым и посвящен этот отрывок.

Желаете — и не имеете; убиваете и завидуете — и не можете достигнуть; препираетесь и враждуете — и не имеете, потому что не просите. Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Иаков обозначает здесь один из принципов, по которому, даже если человек просит что-то у Бога, не всегда происходит именно то, о чем он просит. Все-таки христианин, когда молится, всегда должен помнить ту великую показательную молитву, которую совершал Иисус Христос в Гефсиманском саду. Да, Господь как человек (Он был Богом и человеком одновременно) боялся идти на страдания, на крест: это действительно очень больно, унизительно, тяжело – и Он просил Отца Небесного избавить Его от этого. Все мы прекрасно помним эти страницы Евангелия. Но дальше Он добавлял: «Не как Я хочу, Отче, но как хочешь Ты». Поэтому всегда важно в наших молитвах и прошениях просить именно того, чтобы исполнилась воля Божия, а не наше хотение и вожделение.

Часто мы сами до конца не знаем, чего мы хотим. Поэтому Бог как раз оберегает нас от плодов нашего желания тем, что не выполняет нашу просьбу. Об этом и пишет апостол Иаков: Просите, и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений. Бог нас все равно услышит, но может не сделать так, как мы просим, если это не на добро, а для наших вожделений. Если мы будем очень упираться, то Бог, ценя нашу свободу, может дать нам возможность для свершения того, как мы хотим, но будет ли это в конечном итоге нам на пользу и захотим ли мы сами этого спустя какое-то время? Возможно, что нет. Недаром существует знаменитая поговорка: «Бойтесь своих желаний, они имеют свойство исполняться». Поэтому, братья и сестры, будем всегда просить в молитве, чтобы было не по нашей воле, а по воле Божией, ибо только Бог знает, что нам действительно нужно, а сами мы подчас даже представления не имеем, что для нас лучше.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать