Читаем Апостол. 10 декабря. Дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины

10 декабря 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Послание к Титу. Глава 1, ст. 5–16; глава 2, ст. 1. 

 

1:5. Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:

1:6. если кто непорочен, муж одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.

1:7. Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец,

1:8. но страннолюбив, любящий добро, целомудрен, справедлив, благочестив, воздержан,

1:9. держащийся истинного слова, согласного с учением, чтобы он был силен и наставлять в здравом учении и противящихся обличать.

1:10. Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных,

1:11. каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти.

1:12. Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые».

1:13. Свидетельство это справедливо. По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере,

1:14. не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины.

1:15. Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть.

1:16. Они говорят, что знают Бога, а делами отрекаются, будучи гнусны и непокорны и не способны ни к какому доброму делу.

2:1. Ты же говори то, что сообразно с здравым учением.

(Тит. 1, 5 – 2, 1)

 

Сегодня, дорогие братья и сестры, мы приступили к третьему «пастырскому» посланию апостола Павла. Если первые два были адресованы апостолу Тимофею, епископу Ефесской Церкви, то третье «пастырское» послание адресовано апостолу Титу, который являлся епископом Церкви острова Крита, что видно даже из сегодняшнего отрывка. Тит не так часто упоминается в Новом Завете и посланиях апостола Павла. Упоминание о нем есть в начале Послания к Галатам. Павел дает ему наставления по поводу того, как себя вести, будучи епископом, поскольку это очень серьезная административная церковная должность.

В 5-м стихе мы видим, чего апостол хотел бы от Тита: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал . Дальше идет описание качеств пресвитеров. Мы видим явную параллель между Посланием к Тимофею и Посланием к Титу. В обоих посланиях апостол Павел посвящает время тому, чтобы рассказать, каким должен быть пресвитер, епископ, диакон. В разных посланиях это делается немного по-разному, но смысл в том, что апостол Павел дает целый список характеристик.

Также здесь апостол Павел повелевает Титу довершить недоконченное и поставить пресвитеров, то есть понемногу вырисовывается административная разница между епископом и пресвитером. Напомню, в более ранние времена должности епископа и пресвитера могли объединяться в одном человеке – пресвитер как «старейшина», епископ как «надзиратель». Со временем, когда Церковь стала разрастаться, соответственно административная структура стала более сложной: епископ стал главой Поместной Церкви, немалой территории, а пресвитеры стали его «делегатами», которые с благословения руководили конкретными общинами, как сейчас говорят, «приходами», совершали Евхаристию. Поэтому епископ имел право ставить пресвитеров по всем городам своей епархии, как бы сейчас сказали. То есть это очень похоже на то, что мы имеем сейчас.

Далее идут характеристики пресвитера, епископа. Мы пропустим их и перейдем к 10-му стиху, в котором имеет место определенная полемика: Ибо есть много и непокорных, пустословов и обманщиков, особенно из обрезанных, каковым должно заграждать уста: они развращают целые домы, уча, чему не должно, из постыдной корысти. Апостол Павел упоминает, что проблемы, связанные с неправильным пониманием, неправильным учением, исходят в большей степени от обрезанных. Практически в каждом послании Павел вынужден говорить о том, что главная угроза исходит как раз от тех, кто либо перешел в христианство из иудаизма, то есть у них еще осталось чувство превосходства, либо от иудеев, которые Христа так и не приняли. Язычники если и гнали христиан, то в каких-то конкретных случаях, как, например, император Нерон, который винил христиан в поджоге Рима. Либо это были политические гонения, потому что христиане не хотели приносить жертвы языческим богам, то есть были неблагонадежны. А религиозная причина крайней агрессии была свойственна именно иудействующим, а иногда христианам, пришедшим из иудеев, то есть обрезанных , как их здесь называет апостол Павел. Вероятно, это происходило вследствие того, что было непросто совершить перелом, революцию в своем сознании: оказывается, во Христе Иисусе уже не иудеи самые хорошие и избранные, а все люди, ставшие христианами, попадают в Новый Израиль.

В 12-м стихе апостол Павел цитирует некого поэта: Из них же самих один стихотворец сказал: «Критяне всегда лжецы, злые звери, утробы ленивые». Нелицеприятная характеристика, и Павел далее говорит: Свидетельство это справедливо . Автор этих строк, хоть и сам был уроженцем Крита (как указано в 12-м стихе), тем не менее достаточно справедливо охарактеризовал своих единоплеменников и сограждан.

Далее Павел увещевает Тита: По сей причине обличай их строго, дабы они были здравы в вере, не внимая Иудейским басням и постановлениям людей, отвращающихся от истины. Выражение Иудейские басни и вообще слово басни часто употребляется в «пастырских» посланиях, хотя раньше мы их не встречали. Басни – это мифы, что-то выдуманное, не имеющее отношения к истине. Здесь Павел конкретно характеризует эти басни: Иудейские .

Подчас в современном церковном мире «иудейскими баснями» называется всякая попытка как-то размышлять, анализировать, изучать Священное Писание. Скажем, человек стремится изучать слово Божие, церковную историю, быть немного образованнее своих собратьев. К сожалению, не так много православных христиан стремится изучать свою традицию. Такие люди есть, слава Богу, но часто им говорят: «Все, что ты там читаешь, изучаешь, – иудейские басни». На самом деле, мы забываем исконный смысл этого понятия. Иудейские басни и вообще вся «иудейская зараза», по мысли апостола Павла, вовсе не стремление к знанию и пониманию, а как раз некая обращенность назад, к иудейским обычаям, ритуалам, некая косность, избыточная консервативность. Иудеи, даже находясь уже внутри христианской Церкви, не хотели пускать туда язычников без обрезания, это были крайне косные, упертые консерваторы. А язычники вошли в Церковь как раз благодаря преодолению этого крайнего консерватизма, благодаря тому, что апостолы не придали решающего значения факту обрезания, хотя для иудеев это было дико и возмутительно. В Церковь вошли язычники, она стала развиваться, и когда христиан из иудеев стало не так много, Церковь стала в основном состоять из бывших язычников. Сейчас весь христианский мир – тоже в основном бывшие язычники: будь то православные христиане, бывшие славяне-язычники, будь то европейские христиане, бывшие язычники-варвары.

Этот момент нужно понимать правильно, нельзя просто так кидаться выражением «иудейские басни». Например, человек решил почитать литературу, просветиться, поразмышлять, почитать серьезные книги или послушать серьезных лекторов, знатоков, ученых, библеистов, а потом поделиться этими знаниями, возможно, обсудить их со своими собратьями, но они ему говорят: «Все это иудейские басни». Это очень вольное словоупотребление, и нужно помнить, что в посланиях апостола Павла Иудейские басни и все, связанное с иудейством, вовсе не что-то новое, а наоборот, крайний консерватизм, попытки зацепиться за старое.

Для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их и совесть. Если ум чист во Христе, если человек входит в Церковь и очищает ум и совесть, то нет ничего самого по себе нечистого. Нечистоту создает наше внутреннее состояние, мы сами делаем что-то чистым, а что-то нечистым. Для чистых все чисто – это прекрасное выражение, которое, по сути, выражает смысл христианства. Для иудеев было характерно разделять все на чистое и нечистое, сакральное и несакральное, разрешенное и неразрешенное. В христианстве в этом отношении произошла революция. Чистым или нечистым может быть человеческий ум, сознание может загрязнять реальность, а вовсе не сама реальность является чистой или нечистой. Это принципиально, братья и сестры. Поэтому когда идет речь об иудейских баснях, то, как правило, в контексте фразы Для чистых все чисто речь идет о попытке христиан четко делить мир на черное и белое, чистое и нечистое, разрешенное и неразрешенное, и именно это можно в какой-то степени назвать иудейскими баснями. Христианство – это жизнь в Духе Святом, очищение нашего «внутреннего человека» и понимание, что если ум чистый, то все чистое, а если ум нечистый, то что угодно может быть нечистым, но самого по себе нечистого нет ничего в этом мире.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать