Читаем Апостол. 10 августа. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба

10 августа 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 10, ст. 12–22.

 

12. Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

13. Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести.

14. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

15. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.

16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

17. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

18. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

19. Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

20. Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

21. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

22. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

(1 Кор. 10, 12 – 22)

 

Сегодняшний отрывок у нас строго хронологически следует за тем, который мы с вами прочитали вчера. Мы остановились на 12-м стихе 10-й главы и сегодня с этого же стиха начали. Апостол Павел, как мы помним, в начале 10-й главы дал множество типологических, то есть прообразовательных толкований относительно того, что не все люди, которым Бог дает Свой дар, Свою благодать, в конечном итоге эту благодать сохраняют и приходят к спасению. 12-й стих подытоживает все эти мысли Павла: Посему, кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть.

Потом апостол Павел возвращается к теме, которая была начата им в 8-й главе, а именно об идоложертвенном: можно ли вкушать пищу, которая посвящена языческим богам. В 8-й главе апостол Павел свою позицию четко обрисовал, сказав, что идол – это нечто несуществующее, поэтому проблемы никакой нет. Себя Павел причислял к «сильным совестью», но при этом говорил о том, что если он кого-то соблазняет, то не будет есть мяса вовек.

В этой главе апостол Павел немного по-другому подходит к этому вопросу, и нам может показаться, что здесь есть противоречие. На самом деле, противоречия нет, и мы сейчас это увидим.

Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести. Очень хорошая, здравая мысль. Очень часто мы к этой мысли обращаемся, в том числе в Церкви, когда с нами или с кем-то еще происходит какое-то несчастье; мы поддерживаем этими словами своих близких, священники часто используют эти слова для поддержки. Апостол Павел действительно считает, что Бог никогда не даст искушения сверх силы, но всегда подаст нам достаточно сил, чтобы мы все-таки перенесли то или иное испытание. Важен момент нашего отклика: чтобы мы не роптали, не смалодушествовали, откликнулись на этот вызов, а дальше, если Бог увидел наш отклик, пусть даже нам не хватает сил, Он нам обязательно поможет. Самое главное – не сдаться в самом начале, сразу не проявить малодушие, потому что иначе мы сломаемся, попадем под власть этого искушения, а если мы хоть немного проявили свои силы, решимость, стойкость, то нашу немощь Господь обязательно восполнит.

Дальше вновь идет речь об идолах, идоложертвенной пище и вообще идолослужении.

14. Итак, возлюбленные мои, убегайте идолослужения.

15. Я говорю вам как рассудительным; сами рассудите о том, что говорю.

16. Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова?

17. Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба.

Очень важные слова, братья и сестры, которые описывают практику Евхаристии. Мы с вами об этом знаем, все время об этом говорили и будем говорить, и очень радуемся этому. Евхаристия, преломление хлеба и питие из одной чаши есть способ, который установил Сам Господь. Он практиковался и в ранние века христианства, и сто лет спустя, и тысячу лет спустя, и вот уже две тысячи лет спустя. Это тот стержень, то неизменное в своей сути, что проходит сквозь века, как ядро жизни христианской Церкви. Все остальное меняется: может меняться структура, административное устройство, какие-то названия, архитектурные стили, одеяния, священнические награды – все, что в большей степени связано с внешней формой. Но внутри всегда есть Евхаристия, соединение со Христом, и она неизменна от Христа до настоящих дней.

Как раз об этом Павел пишет: Чаша благословения, которую благословляем, не есть ли приобщение Крови Христовой? Хлеб, который преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб, и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба. Очень важный момент, понимаемый еще тогда, в ранние века, и о котором мы сейчас очень много говорим. Как один хлеб и одна чаша, так и мы все одно тело. Мы все причащаемся от одного хлеба и одной чаши, становимся одним телом, то есть одним целым. Во Христе, в Евхаристии люди объединяются с Христом и через Христа объединяются друг с другом. Это то Божественное единство, данное нам сверху, с которым не сравнится никакое другое «единство снизу». Об этом очень много и прекрасно писал отец Александр Шмеман. Часто мы в современной жизни, даже в церковной, к сожалению, пытаемся подменить это «единство сверху», то есть евхаристическое единство, тем или иным «единством снизу». Оно может быть церковным или околоцерковным, связанным с национальными мотивами, идеологическими порывами, но не основанным на Евхаристии. Поэтому любое «единство снизу», как совершенно верно заметил отец Александр, рано или поздно обречено на провал, оно не оказывается единством на самом деле. А единство сверху во Христе, в Боге, конечно, всегда фундаментально.

18. Посмотрите на Израиля по плоти: те, которые едят жертвы, не участники ли жертвенника?

19. Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь?

Разве идолы и идоложертвенное – это что-то существующее? Разве Павел противоречит тому, что говорил в 8-й главе?

20. Нет, но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.

21. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской.

22. Неужели мы решимся раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?

Апостол Павел здесь говорит не о том, что существуют боги, которым поклоняются язычники, и которым, соответственно, приносят в жертву мясо. Принося такую жертву, с точки зрения этих слов апостола Павла, язычники приносят их не истинному Богу, а бесам. Бесы – падшие духовные сущности, отколовшиеся от ангелов – с точки зрения учения Церкви, всегда стараются ввести человека в заблуждение, в падение, поэтому под многими языческими богами в богословии часто понималось именно бесовское начало, которое смущает человека, вводит в заблуждение. Если человек этому заблуждению следует, то в конце концов он, что называется, льет воду на мельницу бесовского искушения. Да, идол это нечто несуществующее, и бесы только лишь изображают этих богов, подогревают в человеке некую веру, а на самом деле нет никаких богов, но общение с этими мнимыми «богами» равносильно общению с бесами, поэтому этого лучше не делать.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать