Читаем Апостол. 1 мая. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

1 мая 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 1, ст. 1–8.

 

Сегодня 1 мая, воскресенье, день Святой Пасхи. От всего сердца поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, дорогие телезрители, с этим Светлым Праздником, главным праздником всех христиан. Христос воскресе!

Поскольку Великий пост остался позади, мы с вами как и ранее будем размышлять над ежедневными отрывками из апостольских посланий, а начнем с книги Деяний святых апостолов, которая читается начиная с праздника Святой Пасхи. Непосредственно сегодня прочитаем 1-ю главу с 1-го по 8-й стихи, как это положено на Пасхальном богослужении.

1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

2. до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5. ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым.

6. Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилево?

7. Он же сказал им: не ваше дело знать времена или сроки, которые Отец положил в Своей власти,

8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли.

(Деян. 1, 1–8)

 

Это самое начало книги Деяний, и мы видим, как Господь дает повеление апостолам нести свидетельство о Христе даже до края земли. Этим заканчивается сегодняшний отрывок, и, наверное, поэтому именно эти слова читаются сегодня, в праздник Святой Пасхи. Потому что именно благодаря Воскресению Христову, этому центральному событию служения Иисуса Христа, и стало возможным провозглашение спасительной веры Христовой не только внутри Иудеи, но и всем народам.

1. Первую книгу написал я к тебе, Феофил, о всем, что Иисус делал и чему учил от начала

Таким образом, мы видим, что книга Деяний является второй после какой-то другой. Традиционно считается, что автором книги Деяний является апостол и евангелист Лука, соответственно, первой книгой является Евангелие от Луки. Если мы вспомним его начало, там апостол Лука также обращается к некоему Феофилу. Скорее всего, это какое-то имя, хотя слово « феофил» переводится как « боголюбец», поэтому было толкование, что, возможно, это какой-то собирательный образ.

…до того дня, в который Он вознесся, дав Святым Духом повеления Апостолам, которых Он избрал,

3. которым и явил Себя живым, по страдании Своем, со многими верными доказательствами, в продолжение сорока дней являясь им и говоря о Царствии Божием.

Надо сказать, что момент Вознесения в Евангелии описан только у евангелистов Марка и Луки, где об этом событии сказано очень и очень кратко, а у Матфея и Иоанна о нем не говорится совсем. Здесь мы видим, что апостол Лука специально останавливается на моменте Вознесения. В частности сказано, что Иисус Христос от момента Воскресения до момента Вознесения являлся ученикам, проповедуя им о Царствии Божии, в течение сорока дней. На самом деле, эта конкретная дата – сорок дней берется именно из книги Деяний. Поэтому мы тоже празднуем праздник Вознесения именно на сороковой день после Святой Пасхи.

4. И, собрав их, Он повелел им: не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня

Оборот собрав их в славянском переводе отражен лучше - «и ядый с ними»; «собираясь и вкушая пищу с ними» – так будет правильно перевести оригинальный греческий текст. Имеется в виду, что Господь собирался вместе с апостолами и даже вкушал пищу. Мы помним, что об этом говорилось в Евангелиях, в частности в Евангелии от Луки. Это было доказательством того, что Иисус по-настоящему воскрес и действительно не является бесплотным духом, как Он говорит в том же Евангелии от Луки: осяжите Меня и убедитесь, что Я не дух, потому что дух не имеет плоти и кости. Конечно, здесь этим выражением подтверждается тот же самый факт реального воскресения Христа, но русский перевод немного скрадывает этот смысл. Мы всегда говорим о том, что важно пытаться обращаться к оригинальному древнегреческому тексту.

Что же повелевает Господь?

… не отлучайтесь из Иерусалима, но ждите обещанного от Отца, о чем вы слышали от Меня,

5. ибо Иоанн крестил водою, а вы, через несколько дней после сего, будете крещены Духом Святым .

Через несколько дней – тоже не совсем точный перевод греческого выражения «через немногое количество дней». Имеется в виду, что пройдет совсем немного времени и апостолы будут крещены Духом Святым. Мы знаем, что это произойдет в день Пятидесятницы, день дарования Духа Святого апостолам, о чем мы будем читать в праздник Святой Троицы.

6. Посему они, сошедшись, спрашивали Его, говоря: не в сие ли время, Господи, восстановляешь Ты царство Израилево?

Апостолы до того момента, как были просвещены Духом Святым, хотя и слышали Христа, но понимали Его все еще достаточно по-земному, непросвещенным умом. Когда Господь сказал, что через небольшое количество времени они будут крещены Духом Святым, будучи евреями, апостолы еще мыслили представлениями своего народа, поэтому спрашивали у Господа: не в это ли время будет восстановлено царство Израиля? Господь же отвечает: не ваше дело знать времена или сроки . «Не ваше дело», может быть, немного грубоватый перевод, более правильно и деликатно было бы перевести – «вам не дано знать» времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти . То есть Христос говорит, что не надо рассуждать о временах и сроках. Это, кстати, актуально и в наши дни, когда мы говорим о Втором Пришествии Господа (в частности, недавно говорили в наших передачах об Апокалипсисе). Это выражение очень важно во все времена: не нам, людям, дано знать «времена и сроки, которые Отец наш Небесный положил в Своей власти». Мы видим, что здесь Иисус Христос не переубеждает апостолов в их приземленных, материальных воззрениях на Царство Божие, потому что понимает, что все это изменится само собой, когда на них снизойдет Дух Святый. Поэтому говорить им сейчас о некоторых очень глубоких духовных вещах не было смысла, и Господь просто говорит: «не вам дано знать, когда это произойдет» .

8. но вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли – то есть по всей вселенной, и действительно, апостолы обошли всю Римскую империю.

Напоминаю всем нам о необходимости читать слово Божие, потому что в нем заключены великая отрада, и утешение, и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать