Читаем Апостол. 1 июня. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии

1 июня 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Святой Церковью читается Деяния святых апостолов. Глава 13, ст. 13–24.

 

13. Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим.

14. Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели.

15. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите.

16. Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте.

17. Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее,

18. и около сорока лет времени питал их в пустыне.

19. И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их.

20. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

21. Потом просили они царя, и Бог дал им Саула, сына Кисова, мужа из колена Вениаминова. Так прошло лет сорок.

22. Отринув его, поставил им царем Давида, о котором и сказал, свидетельствуя: нашел Я мужа по сердцу Моему, Давида, сына Иессеева, который исполнит все хотения Мои.

23. Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса.

24. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому.

(Деян. 13, 13 – 24)

 

Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем путешествовать вместе с апостолами по их миссионерскому пути, в котором апостол Павел и его спутники проповедуют слово Божие в различных городах Римской империи. И сейчас прочитали рассказ о так называемом первом миссионерском путешествии апостола Павла. Из предыдущего рассказа мы помним, что началось это путешествие с острова Кипр, и здесь сказано, как они отплывали из Пафа, то есть покидали Кипр. С Павлом были Варнава и Иоанн Марк, который предположительно является евангелистом Марком.

Отплыв из Пафа, Павел и бывшие при нем прибыли в Пергию, в Памфилии. Но Иоанн, отделившись от них, возвратился в Иерусалим. По какой-то причине Иоанн Марк не продолжил этого миссионерского путешествия, может быть, испугался трудностей или были еще какие-то причины, но впоследствии апостол Павел предпочел больше не брать его с собой в эти серьезные путешествия. Действительно, было необходимо, чтобы человек был стойкий, верный апостольскому делу.

Они же, проходя от Пергии, прибыли в Антиохию Писидийскую и, войдя в синагогу в день субботний, сели. С острова Кипр апостолы поплыли в Малую Азию и проповедовали там в различных городах и областях. В данном случае речь пойдет о проповеди апостола Павла в Антиохии Писидийской. Та Антиохия, с которой они начинали свое путешествие, находилась на территории Сирии (даже была ее столицей) и называлась Антиохией Сирийской. Город Дамаск тоже находился на территории этой провинции, и в него шел апостол Павел, чтобы продолжить гонения на христиан, пока по дороге туда не произошло его обращение ко Христу. В наше время город Дамаск является столицей государства Сирия, а тогда крупнейшим городом была Антиохия Сирийская. Впоследствии, уже в христианские времена, патриарх этой области носил титул патриарха Антиохийского. Несмотря на то, что теперь столицей является город Дамаск, патриарх до сих пор носит титул Антиохийского патриарха, церковная власть которого распространяется на территорию Сирии и близлежащие территории.

Итак, в Антиохии Писидийской, находившейся на территории Малой Азии, апостолы, войдя в синагогу в день субботний, сели. После чтения закона и пророков, начальники синагоги послали сказать им: мужи братия! если у вас есть слово наставления к народу, говорите. Мы видим, что Павел встает. Он всегда использует любую возможность сказать о Христе. Как правило, свою проповедь Павел начинает в синагоге, все-таки слово о Христе, по мысли апостола Павла, в первую очередь должно быть адресовано иудеям, представителям богоизбранного народа, который ждал Мессию, а уже потом ко всем остальным представителям языческого мира. Прочие апостолы, в том числе апостол Петр, в первую очередь проповедовали иудеям и прежде всего в самом Иерусалиме, а апостол Павел видел свою миссию именно в том, чтобы вывести христианство за пределы узко национального иудейского круга.

Павел, встав и дав знак рукою, сказал: мужи Израильтяне и боящиеся Бога! послушайте. Кто такие мужи Израильтяне, понятно, а боящиеся Бога – это люди из языческого окружения, которые либо тяготели к иудейской религиозности, либо принимали иудаизм. Апостол Павел обращается ко всем:

Бог народа сего избрал отцов наших и возвысил сей народ во время пребывания в земле Египетской, и мышцею вознесенною вывел их из нее, и около сорока лет времени питал их в пустыне.

Павел начинает с того момента, когда народ Израильский вышел из земли Египетской. Можно, конечно, начать еще раньше – с Авраама. Мы помним миссионерскую проповедь первомученика архидиакона Стефана: он рассказывает всю историю еще более подробно. «Шаблон» проповеди примерно тот же. Всякий проповедник в то время (будь то архидиакон Стефан или апостол Павел) приводит историю мира согласно библейскому повествованию и с той или иной степенью подробности рассказывает о том, как Бог вел Свой народ к тому, чтобы в этом народе появился Мессия Христос.

И, истребив семь народов в земле Ханаанской, разделил им в наследие землю их. И после сего, около четырехсот пятидесяти лет, давал им судей до пророка Самуила.

Далее говорится о том, что Бог дал царя: сначала Саула, потом Давида: Из его-то потомства Бог по обетованию воздвиг Израилю Спасителя Иисуса. Перед самым явлением Его Иоанн проповедывал крещение покаяния всему народу Израильскому.

Здесь сегодняшний отрывок заканчивается, поэтому мы с вами, к сожалению, не дочитаем эту проповедь до конца. Самое печальное, что и следующий отрывок не будет включать в себя продолжение проповеди Павла. Книга Деяний разделена на богослужебные отрывки в некотором смысле еще менее удачно, чем, скажем, послания: в них текст все-таки часто идет последовательно, а в тексте Деяний бывают большие перерывы, и нам приходится где-то обрываться. Поэтому, братья и сестры, всем советую читать книгу Деяний последовательно, чтобы понимать, что апостол Павел говорит в начале речи, что говорит в конце и каким образом апостолы перемещаются из города в город. Это не всегда можно понять, если читать только так, как указано в календаре. Иногда апостолы оказываются в другом городе, а мы об этом еще ничего не прочитали. Поэтому читайте, пожалуйста, все последовательно: главу за главой, стих за стихом.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать