Читаем Апостол. 1 июля. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать

1 июля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
Святой Церковью читается Послание к Римлянам. Глава 5, ст. 17–6, ст. 2.

 

17. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

18. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни.

19. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие.

20. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать,

21. дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим.

6:1. Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

6:2. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

(Рим. 5, 17 – 6, 2)

 

Итак, дорогие братья и сестры, вместе с апостолом Павлом мы продолжаем размышлять над сложнейшими идеями Послания к Римлянам. Мы говорим о том, что через смерть и воскресение Христа, через Его крестный подвиг всем нам даруется оправдание, спасение, об этом апостол Павел рассуждает во всей 5-й главе и с 17-го стиха мы читаем продолжение этого рассуждения:

17. Ибо если преступлением одного смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа.

Здесь мы видим начатое еще раньше сопоставление ветхого Адама, то есть первочеловека, бывшего некой корпоративной личностью, вследствие прегрешения которой все люди попали под осуждение. От Адама, как некий ручеек, произошел весь род человеческий, и, соответственно, грех как болезнь, как внутреннее содержание, противоборствующее Богу, передавалось всем его потомкам. А от Иисуса Христа, Которого в богословии, в том числе у апостола Павла называют новым Адамом, происходит как бы новое потомство, то есть Он – новая корпоративная личность. Поэтому написано, что смерть царствовала посредством одного, то тем более приемлющие обилие благодати и дар праведности будут царствовать в жизни посредством единого Иисуса Христа, то есть как тогда посредством преступления одного человека смерть царствовала на всех, так и искупивший нас Христос передает это оправдание всем по принципу корпоративной личности – от одного ко всем.

18. Посему, как преступлением одного всем человекам осуждение, так правдою одного всем человекам оправдание к жизни. Практически та же самая мысль: как через преступление одного ветхого Адама всем человекам пришло осуждение, так и через правду, подвиг Иисуса Христа, всем пришло оправдание.

19. Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так и послушанием одного сделаются праведными многие. Та же мысль, выраженная немного иными словами, но принцип тот же самый. Для того чтобы лучше раскрыть слушателям и читателям ту или иную важную для него мысль, апостол Павел часто выражает ее в разных формулировках, разными словами.

20. Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление. А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать… – очень интересная мысль, дорогие братья и сестры.По большому счету апостол Павел постоянно говорит об этом в Послании к Римлянам, а также в Послании к Галатам (которое мы уже читали и еще будем читать в новом сезоне). Закон же пришел после, и таким образом умножилось преступление – именно эта фраза, которую мы слышали в разных формулировках в Послании к Римлянам, была возмутительной для иудеев и иудео-христиан, потому что получается, что в деле спасения Павел не отводил закону вообще никакой роли: закон – это лишь лакмусовая бумажка,им познается грех, через него появляется преступление, так как без закона невозможно, как мы помним, вменить грех.

На самом деле, и для современного читателя, имеющего мало отношения к иудаизму, здесь все равно есть некое смущение, потому что, подобно древним иудеям, мы часто придаем закону сакральный характер, считаем фактором, который во многом дает нам возможность спокойно существовать. Действительно, законотворчество процветает в любом государстве, законы пишутся постоянно и бывают разные: полезные и не очень, удачные и не очень удачные, но все-таки обычно мы говорим о том, что нам хорошо бы чтить закон. Когда речь идет о ситуации в нашей стране, мы часто говорим, что в европейских государствах, по крайней мере в каких-то сферах, законы уважаются и соблюдаются больше, а в нашем менталитете есть такая черта, что исполнять закон нем не очень-то хочется и не всегда мы это и делаем. Поэтому в отношении к закону разных наций и разных людей есть определенные нюансы,но в целом закон, конечно, считается ценностью.

Здесь же апостол Павел говорит, что закон пришел позже и таким образом умножилось преступление. В особенности резко это звучит для людей, почитающих не просто светский закон (устав, канон, принципы), а для религиозных людей, в том числе и современных, которые воспринимают христианство как новый закон Божий. Даже книга, по которой часто учат в воскресных школах, так и называется – «Закон Божий». Поэтому когда речь идет о том, что законом появились преступления, им «грех ожил» (как позже скажет апостол Павел), это, конечно, вызывает некое смущение.

В принципе предвидя это смущение, в начале 6-й главы Павел, как бы продолжая диалог с воображаемым собеседником (так называемый метод диатриб), говорит:

1. Что же скажем? оставаться ли нам в грехе, чтобы умножилась благодать? Никак.

2. Мы умерли для греха: как же нам жить в нем?

То есть апостол говорит о том, что, в конце концов выйдя из-под власти греха и закона, человек уже не должен жить, рабствуя греху, он должен выйти из этой дилеммы – противостояния греха и закона, потому что находится уже под благодатью. Но больше об этом будет сказано в последующих стихах Послания к Римлянам.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать