Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Святой Церковью читается Первое послание к Коринфянам. Глава 5, ст. 9––13; глава 6, ст. 1–11.
5:9. Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
5:10. впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
5:11. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе.
5:12. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
5:13. Внешних же судит Бог. Итак, извергните развращенного из среды вас.
6:1. Как смеет кто у вас, имея дело с другим, судиться у нечестивых, а не у святых?
6:2. Разве не знаете, что святые будут судить мир? Если же вами будет судим мир, то неужели вы недостойны судить маловажные дела?
6:3. Разве не знаете, что мы будем судить ангелов, не тем ли более дела житейские?
6:4. А вы, когда имеете житейские тяжбы, поставляете своими судьями ничего не значащих в церкви.
6:5. К стыду вашему говорю: неужели нет между вами ни одного разумного, который мог бы рассудить между братьями своими?
6:6. Но брат с братом судится, и притом перед неверными.
6:7. И то уже весьма унизительно для вас, что вы имеете тяжбы между собою. Для чего бы вам лучше не оставаться обиженными? для чего бы вам лучше не терпеть лишения?
6:8. Но вы сами обижаете и отнимаете, и притом у братьев.
6:9. Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,
6:10. ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники — Царства Божия не наследуют.
6:11. И такими были некоторые из вас; но омылись, но освятились, но оправдались именем Господа нашего Иисуса Христа и Духом Бога нашего.
(1 Кор. 5, 9 – 6, 11)
Дорогие братья и сестры, мы с вами продолжаем вместе читать Первое Послание апостола Павла к Коринфянам – очень интересное послание, где апостол Павел обращает внимание на множество проблем в жизни Церкви. Эти проблемы были актуальны для того времени, и этот факт, надо сказать, немного нас отрезвляет. Мы иногда склонны смотреть через розовые очки на жизнь первых христиан и ранней Церкви, думая, что уж там люди точно были более благочестивые, праведные, и у них было меньше каких-то проблем, в том числе моральных падений, распрей, разделений. Но мы видим, что все это в Коринфской церкви было: и разделения, и распри, и вражда, и, как мы сейчас только что читали, попытки судиться, причем не просто между собой внутри Церкви, а с выносом «сора из избы», чтобы все окружающие видели, что христиане судятся, что нет у них мира. Конечно, различные нравственные недостатки тоже были, поэтому не нужно идеализировать жизнь ранней Церкви. С другой стороны, описываемые здесь проблемы имеют некоторые параллели с тем, что мы с вами имеем в нынешней Церкви, поэтому польза от прочтения этого Послания в наши дни, конечно, велика.
Начинали мы сегодня с 9-го стиха 5-й главы, где апостол Павел пишет о том, как христианам нужно относиться к друг другу, к тем или иным порокам, страстям и грехам, которые присутствуют в Церкви (то есть внутри церковного сообщества у тех людей, которые являются христианами, братьями и сестрами), и как относиться к тем же самым порокам вне Церкви, за ее пределами.
9. Я писал вам в послании — не сообщаться с блудниками;
10. впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего.
Речь не о том, что христианам нужно создать своего рода гетто, уйти в резервацию и жить, наслаждаясь тем, что они избранные, спасенные, совершенно не проповедовать евангельскую весть, не пытаться приобщить к спасению всех, кто еще вне Церкви, ограничивать себя от взаимодействия с различными неправедными людьми: блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями и так далее. Павел уточняет: Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе. Вот такая строжайшая дисциплина, которую апостол Павел пытается предложить, установить внутри церковной жизни. То есть важно, чтобы христиане не общались не с теми, кто находится вне Церкви и грешит, а с теми, кто называет себя братом, человеком церковным, христианином, но пребывает во грехе. Сказано с таким даже и не есть вместе, но мы помним, что в древней Церкви совместные трапезы очень часто являлись частью Евхаристического собрания, поэтому речь идет, скорее всего, и о Причастии, принятии Святых Христовых тайн. То есть нужно отделиться от такого брата, который называет себя братом, но ведет языческий образ жизни.
Здесь мы видим во многом момент педагогики для вразумления брата. Конечно, здесь речь не о каком-то окончательном суде или отвержении, но о вразумлении, обличении согрешающего брата. Мы с вами понимаем, братья и сестры, что и тогда, и сейчас все мы так или иначе являемся грешниками. В каких-то ситуациях являемся идолослужителями, когда мы, например, больше служим мамоне, как сказано в Евангелии, а не Богу, бежим за материальными благами или за каким-то человеческим мнением, славою, а не за славою Божией, не за истиной. Мы ведь здесь грешим идолослужением и, может быть, даже делаем это постоянно, неоднократно. Получается, что мы подпадаем под это осуждение, и нас, казалось бы, надо было удалить из Церкви. Все мы так или иначе бываем злоречивы, как здесь написано, так или иначе грешим блудными помыслами, а с точки зрения Господа нашего Иисуса Христа между помыслами (хульными, блудными) и действиями нет никакой разницы в смысле вреда, который это приносит самому человеку. Может быть, обществу действия приносят больше вреда, чем мысли, но с точки зрения души самого человека что мысли, что действия приносят одинаковый вред, это одинаково греховно. Значит в этом отношении мы можем сказать, что это касается практически каждого христианина, который ходит в церковь, причащается. Поэтому, конечно, мы сами не должны пытаться выискивать среди собратьев особых грешников, пытаться их каким-то особым образом выставить напоказ, всем рассказать, какие они грешники. Нет, конечно, мы в первую очередь должны обратить это к самим себе и спросить у самих себя: а не получается ли так, что мы, являясь христианами, все-таки ведем в чем-то недостойный образ жизни? И должны самим себе в первую очередь на этот вопрос ответить.
12. Ибо что мне судить и внешних? Не внутренних ли вы судите?
13. Внешних же судит Бог…
Действительно, очень важный момент, братья и сестры. Вся церковная дисциплина, все церковные правила и принципы распространяются на членов Церкви, поэтому Церковь должна заниматься поведением и образом жизни своих членов, ни в коем случае не распространяя какой бы то ни было суд, подобный церковному, на внешнюю среду. Внешних судит Бог, поэтому не дело церковных православных людей говорить о том, кто и как в конечном итоге живет вне Церкви: спасет Бог этих людей или не спасет, приведет к уразумению истины или не приведет – это все неисповедимые пути Божии, нам не дано право произносить последний суд над инакомыслящими, иноверцами, может быть даже неверующими людьми. Церковь занимается теми, кто внутри нее.
Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!
Иерей Михаил Ромадов
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
«Источник жизни» (Нижний Новгород). Выпуск от 29 марта 2024
«Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 29 марта 2024
У книжной полки. Беседы и слова о Божественном домостроительстве
Благая часть. 29 марта 2024
Саратов. Прием заявок на XXII Областной пасхальный фестиваль
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!