Читаем Апостол. 1 апреля. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану

1 апреля 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3

Читается Откровение Иоанна Богослова.

 

Сегодня пятница третьей седмицы Великого поста, и мы с вами, как и договаривались, в будние дни великопостного периода читаем и размышляем над последней (согласно оглавлению) книгой Нового Завета – Апокалипсисом Иоанна Богослова. Напомню, это связано с тем, что в будние дни Великого поста не читаются отрывки из Нового Завета, разве только в большие праздники, предполагающие новозаветное чтение.

Мы с вами остановились на 2-й главе книги Откровение. Мы двигаемся не очень быстро, тем не менее все, что мы уже прочитали и прокомментировали, заслуживало того. Апокалипсис богат образами, символами, аллюзиями на Ветхий Завет, ссылками на чрезвычайно важные богословские понятия, поэтому требуется время для того, чтобы обсудить какое-то понятие или даже одно слово. В отличие от апостольских чтений, где четко обозначены стихи, которые мы должны прочитать, здесь мы движемся по собственному усмотрению. Конечно, мы не успеем за Великий пост прочитать всю книгу Апокалипсис, но по крайней мере постараемся почувствовать ее дух и поймать основную мысль, которая содержится даже не в ее окончании, а в середине. Об этом мы поговорим чуть позже, и также я объясню, почему вообще основная мысль произведения может располагаться не в конце его, а в середине. Таким образом, от нас потребуется не последовательное восприятие информации, а более символическое и композиционно усложненное.

Итак, мы читаем послание семи церквям Асийским. Мы уже прочитали послание Ефесской, Смирнской и Пергамской церквям и сейчас прочитаем послание ангелу Фиатирской церкви. Напомню, что ангел церкви согласно большинству толкований – это некий ангел-хранитель конкретной церковной общины, как это бывает у каждого человека и народа (согласно Ветхому Завету).

18. И Ангелу Фиатирской церкви напиши: так говорит Сын Божий, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану:

19. знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

21. Я дал ей время покаяться в любодеянии ее, но она не покаялась.

22. Вот, Я повергаю ее на одр и любодействующих с нею в великую скорбь, если не покаются в делах своих.

23. И детей ее поражу смертью, и уразумеют все церкви, что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим.

24. Вам же и прочим, находящимся в Фиатире, которые не держат сего учения и которые не знают так называемых глубин сатанинских, сказываю, что не наложу на вас иного бремени;

25. только то, что имеете, держите, пока приду.

26. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

27. и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего;

28. и дам ему звезду утреннюю.

29. Имеющий ухо (слышать) да слышит, что Дух говорит церквам.

(Откр. 2, 18–29)

Вот такое пространное послание Фиатирской церкви. Напомню, что все города, церквям которых обращены послания, располагались по окружной дороге, имеющей начало и конец в фактически главном городе Асии – Ефесе. Формальной столицей был город Пергам; послание Пергамской церкви мы читали во время предыдущей беседы. Город Фиатира в отличие, например, от Пергама, Ефеса и Смирны, о которых мы уже говорили, не испытал на себе такого сильного влияния культа императора, «божественности» Римской власти. Этот город был известен производством тканей, также в нем было много кузнецов. Работающие люди организовывали, как бы у нас сейчас сказали, профсоюзы, по-латински коллегии, и все эти общества имели свои праздники, как и сейчас это бывает. Частью этих праздников нередко было жертвоприношение в благодарность какому-то языческому богу и, соответственно, трапеза, на которой имелось идоложертвенное мясо. И хотя давление римской пропаганды было не настолько сильным, все равно получалось, что если бы христианин отказывался от таких празднеств, то его коллеги, пусть даже неплохие люди, но все же язычники, смотрели бы на него как на отщепенца, «белую ворону». Нередко празднества превращались в попойки, любое празднество как сейчас, так и тогда могло сопровождаться различными злоупотреблениями и бесчинствами. Все это, конечно, удаляло христианина от верности Христу и христианскому образу жизни.

Иоанн Богослов сначала описывает Сына Божия, у Которого очи, как пламень огненный, и ноги подобны халколивану. Мы точно не знаем, что за камень халколиван, насколько он был драгоценным, потому что некие реалии со временем меняются. Важнее то, что написано дальше:

19. знаю твои дела и любовь, и служение, и веру, и терпение твое, и то, что последние дела твои больше первых.

С одной стороны, Бог хвалит Фиатирскую церковь за то, что она проявляла любовь, веру, служение. При этом последние дела ее больше, чем первые, то есть Фиатирская церковь растет, развивается в своем христианстве.

20. Но имею немного против тебя, потому что ты попускаешь жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Моих, любодействовать и есть идоложертвенное.

Была в Фиатире некая женщина, которая проповедовала возможность компромисса между христианским образом жизни и языческим. Она называется здесь Иезавелью. Это еще один пример того, как Иоанн Богослов очень грамотно использует образы из Ветхого Завета, символически называя именем ветхозаветного персонажа какого-то человека в Новом Завете, куда входит и книга Апокалипсис. Скорее всего, Иезавель не собственно имя этой женщины, а аллюзия на знаменитую царицу Иезавель – жену израильского царя Ахава, при котором проповедовал пророк Илия. Иезавель была языческой финикийской царицей, и под ее влиянием царь Ахав стал притеснять веру в Единого Истинного Бога и распространять культ финикийского божества Ваала. Соответственно, пророки были гонимы, и Илия пророк тоже подвергался гонениям. Когда Бог повелел Илие выйти из пустыни и сразиться с языческими жрецами, они воззвали к своему Ваалу, а Илия – к Единому Истинному Богу, чтобы с неба сошел огонь и совершилось жертвоприношение. Вопрошание жрецов Ваала ничем не закончилось, а по молитве Илии Господь низвел огонь с неба на землю и принял жертвоприношение.

Обратим внимание на обетование, которое дается тому, кто будет побеждать тенденцию сближения с язычеством:

26. Кто побеждает и соблюдает дела Мои до конца, тому дам власть над язычниками,

27. и будет пасти их жезлом железным; как сосуды глиняные, они сокрушатся, как и Я получил власть от Отца Моего.

Таким образом Господь обещает победу тем, кто сохранит себя от компромисса с язычеством.

Напоминаю о необходимости для нас с вами ежедневно читать слово Божие, потому что в нем заключена великая отрада, утешение и наставление. Храни вас всех Господь!

Иерей Михаил Ромадов

 

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать