Аудио |
|
Скачать .mp3 |
Здравствуйте! Сегодня мы с вами продолжим разговор о церковнославянском языке и, в частности, в русской культуре,но перед этим уместно будет сделать некоторые организационные замечания, касающиеся нашей с вами обратной связи. Можно, и даже нужно, если у вас есть какие-либо вопросы по церковнославянскому языку, написать их и отправить по электронному адресу: paerok@narod. ru, или позвонить по телефону +7 (921) 938-37-75. Здесь же можно записаться и на курсы церковнославянского языка, в том числе и по интернету, по скайпу. Но впрочем, о курсах церковнославянского языка у нас будет еще отдельная передача, в ней мы рассмотрим различные существующие курсы, и куда можно пойти учиться.
По итогам предыдущих 2-3 передач отвечу на возможно возникшие, но не заданные, в силу отсутствия обратной связи, вопросы: а зачем это всё? Зачем так сложно о менталитете, о миропонимании говорить, и о прочем? Вполне возможно, что у неискушенного во всяких философских изысках зрителя могло возникнуть ощущение: вот с этого места я перестаю понимать.
Во-первых, не будем уподобляться мультипликационному «Вовке в Тридевятом царстве», который очень любил смотреть на всякие премудрости, но очень не любил их изучать. И когда нужно было вникать в то, как это сделано, желание учиться этим самым премудростям у него уже пропадало.
Во-вторых, при обучении, а так или иначе, наши передачи носят обучающий характер, пусть и в смягченной форме, существуют два аспекта понимания передачи информации:
• То, что преподаватель выдал.
• То, что ученик усвоил.
Не все то, что выдает преподаватель, усваивают учащиеся. Но ученик не может усвоить то, что преподаватель в принципе не выдает. Поэтому, моя задача состоит в том, чтобы выдать всё, что нужно выдать. И я делаю свою часть этого процесса. А ваша часть процесса – это ваша часть, и вы ее должны делать.
Если трудно, если непонятно, ну, а что же вы хотите? Ведь если бы всё было легко и понятно, меня бы здесь «не сидело».
Возвращаясь уже к нашим непосредственным вопросам, в прошлый раз я обещал рассказать, как всё это работает: менталитет, доминанта и пр. И сейчас я об этом и расскажу.
Менталитет, состоящий из миропонимания, языка и воли – такого сплава, проявляется во внешнюю действительность (менталитет, он же внутри, должен проявиться куда-то во вне). И проявляется он в форме стереотипа поведения: мы то-то и то-то делаем так-то и так-то. А когда мы видим представителей других народов, которые делают это иначе, мы удивляемся и говорим: надо же, какие чудаки, как это они так делают-то?!
Простой пример: приезжает наш соотечественник в Италию, живет в семье и его приглашают есть: пожалуйте к столу. Естественно, как нормальный воспитанный русский человек, он должен отказаться: нет, спасибо, я не хочу. А там все немножко по-другому: не хочешь? – значит, не хочешь. И пошли они есть без него. Но кто-то за этим столом оказался из тех, кто бывал в России, и говорит: он же русский, его же три раза надо пригласить.Решили поставить эксперимент. Выждали какое-то время, подходят опять: не желаете ли подкрепиться? – нет, нет, я тут еще телевизор посмотрю… Наконец, через контрольный промежуток времени, приглашают его в третий раз, и на третий раз он соглашается.
Кроме того, он говорит: «Сижу за столом, ем. Вся пища очень вкусная. Я ее съедаю, мне еще кладут. Я съедаю, мне еще кладут, пока я не понял, что на тарелке нужно что-то оставить, чтобы перестали подкладывать. Совершенно не понимаю, для чего такой обычай, потому что я бы еще и хлебушком тарелочку подчистил – такая вкуснятина!»
Вот это – стереотип поведения. И в форме стереотипа поведения менталитет проявляется вовне: по тому, как человек себя ведет, видно – кто он. Что же для менталитета это самое «вне»?
Вне – это окружающая действительность, в первую очередь, это то, что мы видим, воспринимаем органами чувств действительное, материальное. И на пересечении менталитета и материальной действительности возникает то, что называется «культура».
Культура – это действительность (в данном случае материальная, мы говорим о материальной культуре), образованная менталитетом.
Одна и та же материальная действительность, образованная разными менталитетами, порождает разную культуру. Казалось бы, огонь – он везде огонь. Горит какое-то топливо, получается огонь. Вода – она везде вода, и емкость для воды, котелок. Но способы подвесить котелок над огнем у разных народов разные. Петербуржцев по это вопросу я отсылаю в Этнографический музей – там широко представлены все способы подвешивания котелков.
Или, например, способы подвешивания колыбелек младенцев тоже у всех разные. Это всё касается материальной культуры.
То же самое касается и культуры духовной, когда менталитет что-то перерабатывает, сталкиваясь мыслями с действительностью. В первую очередь, народный фольклор, а также и все остальное, что не имеет прямого материального выражения. Например, стихотворение может быть записано на материальном носителе, но реально это не то, что записано, а то, что считываем, и то, что у нас при этом возникает в сознании. Это называется «духовная культура».
Естественно, и материальная, и духовная культура, образованная каким-либо менталитетом, несет отпечаток этого менталитета, как бы семена, и поэтому человек, много общающийся с какой-то культурой, постепенно перехватывает элементы, стереотипы поведения, а потом уже менталитет той культуры, которую он изучает, и т.д. Больше всего это видно по преподавателям иностранных языков, десятилетиями преподающих предмет, и к концу очередного десятилетия становящимися похожими на представителей народов, чей язык они преподают. Менталитет передается из поколения в поколение. Может быть, он немножко меняется, потому что не только менталитет воздействует на окружающую среду, но и окружающая среда воздействует на менталитет. Кроме того, из той окружающей среды, где он работает, делает какую-то культуру, там уже есть продукты других культур. Он их втягивает в свою орбиту, и когда встречаются две культуры, порожденные разными менталитетами, зачастую получается ситуация человека и пирожка – кто человек, тот и побеждает. Если человек съедает пирожок, пирожок становится человеком, а не человек становится пирожком. Если встречаются две культуры, одна другую преобразует в себя. Пирожок, он ведь не исчезает совсем, все его вещества на месте, просто человек их по-своему перераспределяет, структурирует иначе, и усваивает или не усваивает. Также и две культуры – одна усваивает другую.
Культура и менталитет передаются из поколения в поколение. Но иногда бывают сдвиги. В первую очередь это касается тех этапов в истории народов, когда меняется культурная доминанта. Ведь культура несет на себе отпечаток соответствующей доминанты.
Об этом писал Питирим Сорокин: «Всякая великая культура есть не просто конгломерат разнообразных явлений, сосуществующих, но никак друг с другом не связанных, а есть единство, или индивидуальность, все составные части которой пронизаны одним основополагающим принципом и выражают одну, главную, ценность. Доминирующие черты изящных искусств и науки такой единой культуры, ее философии и религии, этики и права, ее основных форм социальной, экономической и политической организации, большей части ее нравов и обычаев, ее образа жизни и мышления (менталитета) – все они по-своему выражают ее основополагающий принцип, ее главную ценность. Именно она, эта ценность, служит основой и фундаментом всякой культуры. По этой причине важнейшие составные части такой интегрированной культуры также чаще всего взаимосвязаны. В случаях изменения одной из них – остальные неизбежно подвергаются схожей трансформации». Здесь прямо говорится о том, как доминанта присутствует в культуре, и как туда проникает менталитет.
Примерно то же самое и о том же самом писал Иван Ильин: «Существует своеобразное качество человеческой жизни и соответственно ему – своеобразное измерение ее, масштаб и критерии, с которыми мы должны считаться. Этот критерий никоим образом не адекватен таким критериям, как религиозная правоверность, мораль, искусство, истинность знания, лояльность закону. Его, скорее, следовало бы назвать критерием духовной значительности, в данном случае – пустоты, осквернения жизни».
Как русский человек, Ильин, естественно, выразил идею доминанты в форме духовности. И это неудивительно, потому что «Русский взгляд на мир веками основывался на фундаментальной идее, предполагающей осмысление жизни как религиозного долга, как всеобщего совместного служения евангельским идеалам добра, правды, любви, милосердия, жертвенности и сострадания. Согласно такому мировоззрению целью стремлений отдельного человека в его личной жизни, главной задачей супружеского, семейного бытия, смыслом общественного служения и государственного служения России является посильное воплощение в жизнь тех высоких духовных начал, бессменным хранителем которых выступает из века в век Русская Православная Церковь» (митрополит Иоанн (Снычев). То есть начала святости и искания абсолютного добра.
О том, как это самое искание абсолютного добра дало трещину в начале ХХ века, о революционной ситуации, мы с вами поговорим в следующей передаче. Всего доброго.
ЧТО ПОЧИТАТЬ:
• Богданов А.А. Тектология: Всеобщая организационная наука. М., 1989.
• Ильин И.А. Взгляд в даль: Книга размышлений и упований// Собр. соч.: В 10 т. Т. 8. М., 1998.
• Иоанн (Снычев) митроп. Одоление смуты. СПб., 1996.
• Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 2005.
• Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб, 2000.
• Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.
• Степанов Ю.С. Константы: словарь русской культуры. М., 2001.
Кандидат филологических наук
Сергей Анатольевич Наумов
Расшифровка: Римма Адомайтите
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Этот день в истории. 26 апреля
Церковный календарь 26 апреля. Мученица Фомаида Александрийская (Египетская)
Евангелие 26 апреля. Изучаем Священную Евангельскую историю. Тайная Вечеря. Новый Завет
День ангела. 26 апреля
Читаем Апостол. 26 апреля 2024
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!