Благовест (Улан-Удэ). Первая исповедь

8 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Рассказывает протоиерей Евгений Седунов (г. Гусиноозёрск): 

– Дорогие братья и сестры! Сегодняшнюю нашу беседу, по многочисленным просьбам прихожан, я бы хотел посвятить первой исповеди, то есть рассмотреть все подводные камни, которые встречаются на пути исповедника, который только-только переступает порог храма, – жажда большая очистить сердце, но, как говорится, «лукавый не дремлет» и ставит свои сети и ловушки на пути к исповедальному аналою, священнику. Я бы хотел немножко подробнее раскрыть эту тему, пусть кратко, но, думаю, с Божией помощью постараемся, так сказать, немотствующих ободрить, сомневающихся уверовать, ну а остальным всем, чтобы было какое-то заделье такого хорошего зачала, чтобы желание, которое гнездится в вашем сердце, воплотить в действие, потому что, дорогие мои, духовная жизнь начинается всегда именно с первой исповеди. С вашей первой исповеди – духовная жизнь, первый шаг ко спасению. 

Некоторые в разговорах жалуются на беды, несчастья, которые у них совершаются в жизни (дети непослушные, в храм не ходят, невестка со свекровью никак мир общий не найдут, и так далее, список этот можно продолжать сколько угодно). И вот когда говоришь человеку: «А вы не пробовали начать с себя? Поисповедоваться, Святые Таины принять, причаститься?» Вообще, исповедь – это второе крещение. То есть человек восстанавливает потерянную связь с Богом, которую потерял вследствие грехопадения. 

Конечно, когда мы с вами приняли Святое Крещение, мы восстановились полностью именно в том звании, в котором были призваны Богом. То есть образ у нас Божий есть теперь, он освящен благодатью Духа Святаго. Но вот подобие Божие – это уже зависит от нас. Ну и, конечно, человеку свойственно ошибаться и свойственно впадать в грехи, а своими грехами человек удаляется от благодати Божественной. И вот исповедь как раз и есть тот духовный инструмент, который нужен для врачевания больной души человеческой. Потому что страсти человеческие (вообще грехи) имеют свойство накапливаться, потом перерастать в привычку, потом в страсть, а самая страшная стадия грехопадения – это уже порок, который, можно сказать, практически неизлечим, если бы не милосердие Божие. Вот поэтому для того, чтобы действительно начать свой путь ко спасению, необходимо сделать первый решительный шаг – исповедоваться. То есть прийти к батюшке на исповедь и рассказать все, что у тебя на душе, что тебя тревожит, что не дает спокойно жить, трудиться, творить и так далее. Что тебе мешает хорошо относиться к ближнему своему, какие-то внутренние духовные нюансы – все это необходимо в чистосердечном духовном разговоре рассказать духовнику, и получить от него ответ, вразумление, наставление. И согласно этому уже направлять свою жизнь. 

Вот так видится с православной точки зрения путь ко спасению человеческой души – с первого решительного шага. То есть видите: грешники все. Некоторые говорят: «Ну, конечно, батюшка, да, надо исповедоваться, но, понимаете, у меня второй камень преткновения – страх». Значит, враг начинает окружать человека помыслами и говорить: «Да как же ты, грешник такой, придешь, скажешь батюшке такое, что у него волосы дыбом встанут?!» Дорогие мои, это бесовские страшилки. Не бойтесь, пожалуйста. Дело в том, что батюшку, который практикует исповедь, занимается этим долгое время, его уже ничем удивить невозможно. Здесь надо просто войти в положение и быть как на приеме у врача, только у врача духовного. Ну а батюшка – это своего рода духовный хирург, который духовным скальпелем рассекает оболочку души, ну я не знаю, «выпотрашивает» 

оттуда грехи человеческие, ну так достаточно грубо говорить. Это можно сравнить даже с операцией на головном мозге. 

То есть, когда человек действительно исповедуется, открывает все свое состояние душевное, духовное, Господь уже Своей благодатью врачует больную душу. И что человек не может сделать сам, то восполняет Божественная благодать. Поэтому на исповеди нужна предельная откровенность, предельная чистота исповеди. Исповедоваться необходимо так, как говорят святые отцы, как будто ты последний раз пришел на исповедь, что там уже всё – смерть и Суд. Вот поэтому те грехи, которые ты открыл здесь, не будут открыты там, на мытарствах, и на Страшном Суде. Вот из-за этого момента люди, когда мыслят не в масштабах этой временной жизни, а в масштабах вечности, там страх перед вечными муками, нераскаянным сердцем отходит в сторону от страха быть действительно вверженным в геенну огненную, он уже превалирует, и человек отбрасывает все сомнения и чистосердечно исповедуется. 

Еще один камень преткновения, который может быть у новоначального христианина, – это возрастные ограничения. Когда пожилой человек приходит в храм, видит батюшку, который еще не отрастил бороду и усы, не успел после семинарии, и думает: «Господи, помилуй, как я буду рассказывать свои грехи вот этому юнцу». Ну что ж, дорогие мои, что имеем, то имеем. Дело в том, что вы рассказываете грехи не священнику, а Самому Христу, Который невидимо стоит. Также и в молитве написано, батюшка, когда читает молитву на исповеди, говорит исповедующемуся: «Аз точию свидетель есмь» – то есть «я свидетель твоих грехов, разрешает тебе Христос». Так что и этот момент, что нас смущает возраст священника, совершенно не должен стать камнем преткновения. Это не должно быть препятствием, так вот лучше выразиться, препятствием к исповеди. 

Как стоит исповедовать грехи, мы сказали, но не сказали, какие грехи люди боятся исповедовать. Дорогие мои, будем откровенны. Вы уже, наверное, догадались: люди боятся исповедовать свои плотские прегрешения. Во-первых, это невенчанные браки, можно сказать, законный блуд, установленный законодательством, это измена, прелюбодейство, всякие романы, которые заводят. Вроде люди, убеленные сединами, а ищут какой-то пламенной, страстной любви. Надо решительно с этим бороться, отвергнуть все от себя. Самая главная исповедь – это, наверное, перед самим собой. То есть когда ты перед самим собой осознаешь себя грешником, можно сказать, ты уже Богом оправдан, но еще не до конца. Ты сознался сам себе, что грешен, так теперь иди ко Христу, Он тебя простит. Только отчаиваться не нужно. Почему у нас мужчина, например, запивает? Совесть обличает человека, душу рвет все это дело: «Ах, да что же делать?» Но выход же легкий – налил в стакан, выпил и хорошо. Вроде бы отсрочилась дата покаяния, пока алкоголь не выветрится из крови. Как и сказанное апостолом Павлом: «Били меня, пинали – я не чувствовал, а как проснусь – пойду искать того же». Страшное дело. Страшное дело, дорогие мои. Поэтому все эти моменты нужно подробно исповедовать. Если действительно в этом плане вас смущает возраст священника, если есть возможность исповедоваться пожилому – пожалуйста. Но суть не в этом, дорогие мои. Самая главная победа, которую вы одерживаете, – в чистосердечном признании и раскаянии. И тогда Господь подаст вам благодать и силу жить и творить дальше. То есть вы примиритесь с Богом, почувствуете большую отраду на сердце, и тогда захочется жить и делать все, что вы задумали. А если дать греху превалировать в вас и дальше, зло, которое поселилось в вас, будет и дальше пребывать в вас, то последствия могут быть очень страшные и необратимые. Поэтому, дорогие мои братья и сестры, кайтесь в грехах своих, кайтесь, исповедуйтесь как можно чаще. Не упускайте возможности сходить на 

воскресные и праздничные богослужения, участвуйте в жизни Церкви для себя. То есть вы исповедуетесь, вы себя спасаете, свою душу и, самое главное, вы снимаете грех со своих детей и своих внуков. Понимаете, в чем дело. Вы не думайте, что, если вы грешите лично, это ваше личное дело. Ошибаетесь – этот грех напрямую будет действовать и на вас самих, на ваших детей, и на ваших внуков. Ведь в Священном Писании сказано, что «праведника благословлю до седьмого колена, а грешника накажу». Поэтому, дорогие мои, надо бояться греха, а не исповеди. Исповедь – итог: человек согрешил, осознал, покаялся, пришел и сказал: «Батюшка, грешен. Дай мне, Господи сил больше этого не делать, не творить. Господи, помоги». Читается специальная молитва, человек кладет голову на Евангелие, батюшка накрывает сверху епитрахилью и: «Прощаю и разрешаю». 

Что этот факт означает? Дорогие мои, с чем это можно ассоциировать? Очень просто – если раньше, когда исповеди не было, грешник клал голову на плаху, отсекалась голова – все, он больше уже не грешил. А вот здесь, в Новом Завете, отсекается грех с головы человека грешного. И после этого, как сказано, «опять не входи в общество нечестивых собраний, чтобы не грешить тебе вновь», то есть убегай дурных сообществ, ибо дурное общество развращает добрые нравы. Если ты не прекратишь общение с людьми порочными и грешными, то нет гарантии того, что вот это сообщество опять не привлечет тебя ко греху. Даже невольно, даже нехотя совершенно, то есть ты уже будешь на «коротком поводке» у врага нашего спасения. Поэтому надо приложить очень много сил, много внимания к себе, молитвы, а потом уже, я думаю, все встанет на свои места, вы обретете молитву, молитву непростую, не рассеянную, внутреннюю. Все начинается с малого, но, дорогие мои, запомните, что победа духовная над грехом куется именно вот таким вот образом – в частых исповедях, посещении богослужений, чтении Священного Писания. Не забывайте, как говорят отцы: «Новый Завет читайте, Старого не забывайте». Вот человек начитан, и мировоззрение у него меняется, и ум его уже плавает как бы в Священном Писании и далеко не отходит. 

Но ум наш – скиталец. Вот его надо посадить на золотую цепочку молитвы, исповеди, чтобы не потеряться в хитросплетениях мира сего. Чисто практический совет для того, кто хочет исповедоваться: необходимо просто знать, что все грехи подразделяются на три категории. Первый грех – против Бога, второй – против ближнего своего, то есть тот, с кем ты общаешься постоянно (твой родственник, сосед, еще кто-то там и так далее), и третий – это грех против самого себя. 

Некоторые делают так: берут линеечку, расчерчивают на три колоночки листик и, значит, «против Бога» какой грех? Ага, на службу не ходил, не исповедовался, давал Богу обещание бросить курить, пить, сквернословить. Не исполнил? Грешен? Грешен. Кому обещал? Богу обещал, значит, грех против Бога, значит, ты должник Богу. И вот таким вот образом. В суеверия верил? Верил. Сонники читал? Читал. Гороскопы, книги по черной магии открывал, читал? Ходил к бабке гадать-ворожить? Понятно все. Все, что связано именно с вашим духовным состоянием по отношению к Богу, к таинствам, вообще к внутренней духовной жизни, – это все в этой первой колоночке. Второе – отношение к ближнему своему. То же самое практически. Может, с кем поругался, кого осудил, дал обещание – не исполнил, кого-то, может быть, не простил, проклятие послал, сквернословил. Кстати, вот сквернословия и в первую колоночку можно будет отнести, потому что запомните, дорогие мои, про сквернословия много у нас сказано, написано литературы и слов богословов, потому что сквернословие – это оскорбление Божией Матери. То есть это, можно сказать, богохульство. Ну а третий – грех против самого себя: это невенчанные браки, многостяжание, грех мшелоимства. Некоторые спрашивают: что 

такое мшелоимство? Никто не знает. Дорогие мои, все очень просто. Гоголя все читали? Наверное, все. По школьной программе знаем – образ Плюшкина, помните? Раб вещей, но не хозяин их – это и есть грех мшелоимства. Вот это все необходимо тоже так написать. Много у тебя вещей совершенно новых, неношеных – так отдай их людям. Господь же сказал: «Есть у тебя две рубашки – отдай одну неимущему». Есть еще что-то, чем поделиться, – так делись, пока у тебя есть возможность это сделать. Самый страшный женский грех все-таки убийство нерожденных чад, которые могли бы родиться, но по каким-то социальным показаниям или по малодушию молодой мамы ребенок не родился. Вот это тоже страшно. Это тоже надо исповедовать. 

И вы знаете, некоторые говорят: «Ну вот, батюшка, я исповедовал, теперь дальше…» Ну, дорогие мои, чтобы совесть свою как бы немножко очистить, необходимо попросить епитимию у священника. Что такое епитимия? Сразу скажу, что это не наказание. Это духовное упражнение, которое человек обязан сделать для заглаживания своих грехов. Оно бывает разным, смотря по силам человека. Если человек глубоко духовный, здесь не только чтение может быть канона или кафизмы, это могут быть и земные поклоны даже. Вот таким только образом можно нам с вами как-то построить действительно исповедь свою и свое спасение в дальнейшем. Три фактора, три рода грехов, которые необходимо хорошо для себя запомнить. Можно исповедоваться по заповедям Божиим, то есть очень все просто. Есть много пособий. Мне нравится очень книжка, кстати, первая моя книга святителя Игнатия (Брянчанинова) «В помощь кающимся». Но приходится отпускать такие грехи, которые человек совершал даже в виртуальной реальности. А это уже все, дорогие мои, это уже тонкая перегородка в тот мир, куда нам с вами заходить вообще нельзя. А современные технологии, 3D, виртуальные очки, еще всякие X-box там и прочие дела, которые хотят погрузить человека в виртуальную реальность, делают свое дело. И человек уже настолько пропитывается вот этим духом времени, что спасать его, наверное, будет потом очень проблематично. 

Добрый совет вам, дорогие братья и сестры, – не затягивайте с исповедью, потому что время идет очень быстро, все мимолетно, но награда вечна. Так что Бог вам в помощь, дорогие мои, и подай Господи Божией помощи, ангела-хранителя и всего самого-самого доброго в таком вот благом начинании, как первое ваше покаяние, первая ваша сознательная исповедь. Помоги вам Бог. 

Записала Елена Чурина

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать