Благовест (Улан-Удэ). О создании семьи, "гражданском" браке

24 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Православная программа Улан-Удэнской и Бурятской епархии.

Гость православной программы Улан-Удэнской и Бурятской епархии – протоиерей Евгений Седунов (г. Гусиноозёрск).

– Сейчас среди молодых людей в ходу такое: «Давай мы сначала поживем, а там видно будет». И, как правило, у нас свадьбы происходят, ибо УЗИ показало: свадьбе быть. Я даже не говорю о точке зрения православного человека, – а каковы плюсы и минусы такого «гражданского брака» согласно обычным человеческим ценностям?

– Сам по себе «гражданский» брак – что это такое? Это понятие появилось, когда Владимир Ильич Ленин отделил Церковь от государства и Церковь потеряла свой юридический статус. Раньше все делалось через Церковь, через храм: рождался человек – его крестили и в метриках записывали, когда это произошло; венчался человек, то есть заключал брак, – это тоже записывалось в метрической книге и, соответственно, крещение его детей, венчание его детей – до той минуты, когда человек отходил к Господу: его отпевали и записывали в метрическую книгу время его отшествия.

Когда эти полномочия были отобраны у Русской Православной Церкви, появилась такая организация, как отдел записи актов гражданского состояния, то бишь загс. И люди под марш Мендельсона, красиво одетые, стали меняться кольцами – не как раньше, когда кольца молодоженам батюшка надевал: они сами заключают брак, без Бога, и их объявляют мужем и женой в этом гражданском браке, а в паспорточках ставят штампики, что гражданин Иванов заключил брак с гражданской Сидоровой, в результате чего супруге была присвоена фамилия Иванова.

Раньше целомудрие имело место, этого строго придерживались: все-таки люди были скромнее и стеснительнее даже по отношению к другим людям. Само слово «порядочность» было не пустым звуком – люди все-таки знали, что они делают, и отвечали за свои поступки. Регистрировали браки в отделах загса – и это был гражданский брак. А сейчас интересные понятия, когда упадок духовности продолжается все дальше и дальше.

Церковь, конечно, заняла свою нишу в пустоте человеческого мировоззрения, но до сих пор она далека от большинства людей, чтобы влиять своей правдой; конечно, очень прискорбно это чувствовать. Поэтому венчание для меня как для священника, уже повенчавшего не одну пару (может быть, даже несколько десятков пар), – это событие сродни юбилею. Для меня это очень радостно: когда люди венчаются, совершенно по-другому все происходит…

Продолжая тему пробного, или «гражданского», брака. Некоторые приходят и говорят: «Батюшка, мы поженились недавно». Я: «Подождите, а вы зарегистрировались?» – «Нет». – «Почему?» – «Ну, мы как бы сомневаемся, подойдем ли мы друг другу во всех отношениях». Я говорю: «Нет, ребята, так не пойдет. Вы пожили, попробовали вкус семейной жизни – потом начали выводить какие-то моменты, подходите вы друг другу или не подходите. Это же грех, понимаете?» Что получается в пробном браке? Это блуд, если уж так просто не обговаривать его со всех сторон, – только блуд с согласия родителей, родственников и нашего общества: «Ничего страшного – поживут, а там будет видно». Нет, дорогие мои! Что получается? Люди живут: для мужа, мужчины это, получается, иллюзия свободы, а для женщины это иллюзия семьи – оба находятся в иллюзорном состоянии. Как быть дальше? Они живут, проходят годы, десятилетия, рождаются дети, внуки, а люди все в «пробном» браке – он жених, а она невеста. Как-то, знаете, несерьезно получается. Но потом все-таки некоторые приходят в чувство, регистрируют такие браки, расписываются. А некоторые боятся штампика в паспорте – «паспорт марать не хочется», как говорят иногда. Но, дорогие мои, так дело никак не пойдет.

Если уже один раз и на всю жизнь – я приветствую таких юношей, знал такого мальчика, студента, который все мечтал: «Батюшка, помолитесь за меня, чтоб я нашел такую невесту, чтоб мне ее Бог дал, чтобы мы вместе славили имя Господне». Вот эта фраза меня просто сразила. Представляете, какая симфония? Муж и жена делают одно дело в духе о Господе Боге: они вместе молятся, ходят на службы, рожают детей, крестят их, воспитывают их в православии. Это выше всяких похвал – это уже целомудрие, и за такую верность, за такое отношение… Ведь брак – это святыня: Господь Сам заповедовал брак, первый брак был заключен в раю между Адамом и Евой, Господь же сказал: Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю – Он благословил этот брак Сам. И чем занимались Адам и Ева? Они возделывали Эдемский сад и вместе возносили молитву, а Бог Сам являлся им и беседовал с ними. Но, к сожалению, с грехопадением человек утратил чувство богообщения; его надо искать в себе или понуждать себя на молитву.

Некоторые спрашивают мою позицию: «Батюшка, как вы относитесь к “пробным” бракам?» Я отвечаю: «Братья и сестры, даже меня не спрашивайте – резко отрицательно». Если человек сомневается… Я вот знаю такого страшного великого полководца Чингисхана, который огнем и мечом почти всю землю прошел, – он интересный был человек, а говорил так: «Боишься – не делай, делаешь – не бойся» (чтобы потом ни о чем не жалеть). Так и у православного должно быть – перекрестился человек: «Господи, благослови!», и все. И тогда Господь Сам устроит все, подберет человеку хорошую жену, которая будет любить домашний уют и детей. Когда любовь в семье, там ничего не страшно.

Конечно, человек может перевести какие-то духовные отношения на чисто материальные: «А чем кормить детей? А что мы будем кушать?» Простите, вы что, сейчас голодные сидите? Что, у вас в холодильнике шаром покати? Да нет, конечно. Но ведь если Бог дает дитя, значит, даст и возможность заработать на жизнь, прокормить себя и своих детей. Тут момент очень такой интересный: не надо вычеркивать Бога из своей жизни, Бог рядышком – только призови. А вопрос веры в Него – это уже надо отнести к самому себе: «Готов ли я не просто верить, а довериться Богу?».

Вера и доверие Богу – это две разные вещи. Веришь в Бога? Все верят – и бесы верят, а доверяют Богу только единицы. Поэтому, наверно, здесь необходимо такую черту подвести, взвесить самого себя и сказать: «Господи, до конца ли я доверяю Тебе? Ты мне дал семью, детей, а вот сомневаюсь я». Здесь что можно ответить такому сомневающемуся человеку?

Помните, сотник подошел к Господу: «Господи! Ребенок мой лежит, страдает сильно, может умереть»? Господь его спросил: «А ты веришь, что Я могу исцелить его?» – и тогда сотник сказал: Господи! помоги моему неверию – то есть «верую, но немножко сомневаюсь». От маловерия надо тоже молиться. Вера в Бога – это дар Божий, а всякий дар надо еще согласиться принять – у меня же много знаний в сердце, я знаю какие-то материальные вещи, физическую природу каких-то вещей, а вера в Бога – это дар, это чудо.

– Батюшка, бывает, что, обжегшись на молоке, на воду дуют. Вот пожили вместе, но (разные менталитеты, семьи, воспитание) разошлись. Встретил другую: «Дай-ка я лучше сначала поживу, посмотрю…» – даже если первый брак был венчанный, со свадебным платьем, с машиной, с пупсом и так далее. И вот брак распался, и человек просто боится связывать себя официальными узами.

– Опять боится, да? Боишься – не делай. Наверное, прежде чем создать семью, человеку надо иметь твердую установку и твердую решимость: один раз и на всю жизнь. Ведь раньше было как? Если у человека по каким-то причинам не складывалась семейная жизнь, он видел в этом Промысл Божий – и люди уходили в монастыри, становились монахами, чтобы свои грехи загладить, отмолить весь свой род.

Некоторые, конечно, возмутятся: «Как? Монастыри переполнятся! Сколько у нас разрушенных браков!» Да нет, дорогие мои, не переполнятся. Дело в том, что в монастырь-то Бог призывает. Второй брак, да, допускается Церковью как снисхождение к немощи человеческой, – а вот о третьем браке святитель Василий Великий в своих посланиях говорит, что на троебрачие надо смотреть «как на нечистоты в Церкви». Поэтому такому человеку надо всю жизнь каяться именно в том, что он два брака не сохранил по причине своего духовного несовершенства. Ну и что – ушла? Ушла – слава Богу: значит, не твоя, если ушла (или не твой). Ведь если мы во главу угла поставим Бога, все остальное займет свои места сразу. О приоритете семейных отношений я постоянно говорю с людьми, когда у нас встречи вот такие или в «Батюшки онлайн»: Бог, супруг, ребенок. Если это будет соблюдаться, все вопросы отпадут сами собой. А все эти «пробные», «гражданские» браки? Дорогие мои, это грех просто – грех, только принявший легальное положение в обществе.

Поэтому, прежде чем венчать, мы требуем копию свидетельства из загса, чтобы какие-то были гарантии, а не просто люди пришли: «Батюшка, давайте нас венчайте!» Я говорю: «Ребята, стоп! А вы в загсе были?» – «Нет. А зачем нам эта бюрократия?» Люди в храме еще не были, не молились, не причащались, я духовно не знаю их – и я сразу их должен венчать?! Нет, конечно. Человек должен походить в храм, подготовиться духовно именно к этому очень решительному шагу, а потом уже можно подойти к вопросу венчания.

О целомудрии некоторые спрашивают, говорят: «Батюшка, я сейчас хожу как целомудренная – связей сторонних у меня не было, ищу такого же человека. А вот мы поженимся – мы же целомудрие потеряем?» Дорогие мои, пожалуйста, этим вопросом даже не обременяйте себя: существует понятие «супружеское целомудрие» – Господь сказал: и будут двое одна плоть, и все: третьего не дано. Когда люди соединяются в одно, у них соблюдается супружеское целомудрие – это верность друг другу до самой смерти.

Если это будет соблюдаться, тогда семья будет крепкой и ничто ее не развалит, никогда не будет такого, как вот некоторые говорят: «У меня подруга мужа увела» – простите, муж-то ведь не теленочек, которого можно за поводок увести. Понятно, что коварство врага рода человеческого, если он избрал такое оружие воздействия, как женщина, конечно, страшно, – но противостоять этому можно.

Так что, мужчины, если вы любите своих жен очень крепко и дорожите своими семьями, особенно детьми. Я, например, смотрю на своих детей, в эти десять пар глаз, которые смотрят на меня, как на центр Вселенной. Когда берешь на руки самого маленького ребеночка – это дочка, она гладит меня по щекам маленькими пальчиками, смотрит прямо мне в глаза… Дорогие мои, я просто морального права не имею быть подлецом.

Здесь надо просто выбирать, что ты хочешь: либо хорошую семью – верную жену и хороших детей; либо будешь, как козлик, бегать-скакать, но ничего хорошего из этого не получится. Сказано же, что блудники и пьяницы Царства Небесного не наследуют, поэтому, дорогие мои, если вы еще не повенчались, венчайтесь, – к этому надо серьезно подойти. И храните чистоту, целомудрие – дело в том, что целомудрие начинается не просто с чистоты тела, а с чистоты души: если в сердце нашем будут благие помыслы, если мы с Божьей помощью избавимся от греха осуждения (не будем ни пересчитывать чужие средства, ни заглядывать в чужой огород – что там у них растет, как у них хозяйство идет: нам достаточно своего, что нам Бог дал, – вот если мы на этом остановимся, будем жить в автономном своем круге, в семье), то все будет нормально.

Дорогие мои, Божьей вам помощи в сохранении семейств, и, конечно, свои духовные семейные вопросы, неурядицы решайте в таинстве Исповеди. Православие – это воинствующая религия: мы воюем с грехом. Так что Божьей вам помощи и победы над грехом, особенно в самих себе, потому что, кто победил самого себя, тот одержал решительную победу. Аминь.

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Архиепископ Сыктывкарский и Коми-Зырянский Питирим

  • 19 апреля 2024 г. Великий пост

    Наставление на Великий пост. Священник Алексий Дудин

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    РОДИТЬ_ЛЮБИТЬ_РАДОВАТЬСЯ: СОХРАНИМ ЖИЗНЬ. II форум в г.Орле

  • 19 апреля 2024 г. «Союз онлайн»

    СОЮЗНИКИ_ПАЛЕСТИНА: Вифлеемская икона и акафист Божией Матери. Великий пост

  • 19 апреля 2024 г. «Путь к храму» (Новосибирск)

    «Путь к храму» (Новосибирск). Выпуск от 19 апреля 2024

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать