Благовест (Ставрополь). Выпуск от 19 сентября

19 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
Православная программа Ставропольской епархии.

Протоиерей Владимир Волков:

– Друзья мои, в эфире программа «Ставропольский благовест». В Евангельской притче о талантах мы видим: кто получил два таланта, тот и приобрел два, равно и тот, кто получил пять – пять и приобрел. А раз от одинаковой суммы один приобрел более, другой менее, то, по всей справедливости, они не удостаиваются и одинаковой награды. Но заметьте, что везде и не вскоре требуется отчет – так, отдавший виноградник земледельцам хозяин удалился. Равно и здесь: раздав деньги, ушел, и все это, чтобы показать нам свое долготерпение. Мне же кажется еще, что Христос этим делает намек на воскресение. Но здесь не земледельцев только и виноградников имеет Он в виду, а всех вообще делателей: Он рассуждает не с начальниками только и иудеями, но со всеми вообще людьми. Возвращающие деньги чистосердечно признаются, что они приобрели и что взяли у господина. Один говорит: господин, пять талантов ты дал мне. А другой: два. И показывают этим, что он доставил им случай получить выгоду, и благодарят его, все ему приписывая. Что же говорит на это господин: хорошо, добрый и верный раб, – так как заботиться о пользе ближнего свойственно доброму, – в малом ты был верен, над многим тебя поставлю, войди в радость господина твоего. Этими словами он показывает полное блаженство. Но один из них не так говорит. А как же? «Господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал, и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое». Что же сказал ему господин его: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпáл; посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью …Какие слова могут быть снисходительнее? Люди не так поступают, но самого заимодавца заставляют требовать; царь же – иначе, он говорит: «Надлежало тебе отдать, а истребование предоставить мне. Я, придя, получил бы мое с прибылью», сообщая нам о проповеди явления добрых дел: тебе надлежало сделать более легкое, чтобы мне оставить более трудное. Но так как раб этого не исполнил, то господин и говорит: возьмите у него талант и дайте имеющему 10 талантов, ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет.

Что же это показывает? Кто получил дар слова и учения для пользы других и не пользуется им, тот погубит самый дар. Напротив, кто заботится о нем, получит еще больший, между тем как тот теряет и то, что получил. Впрочем, празднолюбца, лентяя, кроме этой потери, ожидает еще и невыносимое мучение, и вместе с мучением приговор страшного осуждения: Негодного раба, – говорит господин, – выбросьте во тьму внешнюю, там будет плач и скрежет зубов. Видите, что не только хищник, любостяжатель и делающий зло подвергается ужаснейшему мучению, но и тот, кто не делает добра. Итак, будем внимать словам этим – пока есть время, будем стараться о нашем спасении: запасем елей для светильников, будем приобретать таланты.

Если здесь будем ленивы и станем жить беспечно, то там никто не окажет нам сострадания, хотя бы мы пролили реки слез: одетый в нечистое платье обвинил самого себя и, однако же, не получил никакой пользы; имевший один талант возвратил вверенное ему серебро и, однако, был осужден. Умоляли также и девы, приступали и стучали – и все тщетно и напрасно.

Итак, зная это, употребим и деньги, и старания, и покровительство, и все на пользу ближнего. Под талантами здесь разумеется то, что находится во власти каждого из нас: или покровительство, или имение, или научение, или что-нибудь подобное. Поэтому никто не должен говорить: я имею один талант и ничего не могу сделать. Можешь и с одним заслужить одобрение Бога – ты не беднее вдовицы, не ниже по званию святых апостолов Петра, Иоанна, которые были из простого народа и необразованные и, однако, за то, что были усердны и делали все для общего блага, получили небесное наследие. Подлинно, ничто так не приятно Богу, как полезная для всех жизнь. Потому-то Бог дал нам и дар слова, и руки, и ноги, и крепость телесную, и ум, и разумение, чтобы все это употребляли мы для собственного нашего спасения и для пользы ближнего.

XIX век, 1843 год – Ставрополь становится центром новообразованной Кавказской епархии. В самой высокой точке города начинается строительство главного кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери. Через 17 лет здание храма будет дополнено грандиозной колокольней высотой почти 100 метров.

Виктор Аксенов, главный архитектор епархии:

Первоначально строительство колокольни, вернее, начало ее строительства, было непосредственно связано с именем епископа Игнатия (Брянчанинова). В архиве, просматривая документы, я обнаружил написанные им письма, где он пишет, что в Ставрополе в 1854 году изготовлен проект колокольни архитектора П.Воскресенского, но там по недостатку средств до сих пор не начато ее строительство, – и он обращается к властным структурам, к бизнесменам того времени, меценатам с просьбой продвинуть этот проект и приступить к воссозданию непосредственно колокольни. И в результате такой переписки в 1857 году колокольня была заложена непосредственно епископом Игнатием – он освящал закладной камень, который в настоящее время хранится в музее собора. И все первоначальные движения по его воссозданию были непосредственно связаны с его именем.

Строительство колокольни оказалось делом непростым: сооружение высокое, а грунты не такие прочные, как требовалось. При начале возведения колокольни под ее основание стали забивать дубовые сваи, но для такого высокого сооружения этого было бы недостаточно. Специалисты начали искать пути решения проблемы – и окончательное решение принимала Москва; в итоге основание колокольни было устроено в виде усеченной пирамиды из камня, нижние ряды которой и были обнаружены при раскопках.

Виктор Аксенов:

– А колокольня сразу стала, конечно, местной достопримечательностью. Она описана в книгах, в том числе Г.Н. Прозрителева, который пишет о ней, что она единственная на Северном Кавказе по высоте, прочности, изяществу, красоте. Корона колокольни (как именовали купол, он был необычный, многоцветный, сделан в виде объемных шашек) – как у храма Василия Блаженного: это было уникальное сооружение, и даже в советские годы, когда разрушили собор (разобрали по камню – даже не взрывали), колокольню сохранили и хотели устроить в ней музей в военные годы. И, кстати, во время оккупации в тогдашней газете писали, что одиноко стоит колокольня на горке, как свидетельство варварства большевиков, но мы верим, что пройдет время и рядом с ней вновь засияет куполами собор, – где-то в таком ключе написано. Возможно, этот текст тоже «сыграл» отрицательно.

После освобождения Ставрополя от немецко-фашистских захватчиков было принято решение уничтожить колокольню, ведь она служила ориентиром для налета. Но эта причина была уже неактуальна – немцы отступали, и бомбить Ставрополь смысла не было. Если бы причина была лишь в этом, можно было бы снести только два яруса, но колокольню уничтожили полностью.

Виктор Аксенов:

В наше время возрождение колокольни началось одновременно с возрождением Казанского кафедрального собора. Были произведены раскопки, обнаружен старый фундамент, закладной камень, но поскольку сейчас требования более строгие по сейсмологии, то собор и колокольня были возведены на новом плитном монолитном фундаменте. Воссоздается колокольня в историческом виде – на основании исторических фотографий: была проведена определенная работа в архивах, в музее краеведческом, где сохранилась большая коллекция фотографий. Я надеюсь, что в этом году мы увидим ее возрожденной, услышим звон колоколов.

Раньше колокольня была центром визуальных связей: если считать, что в XIX веке храмы были самыми высокими сооружениями в городе, они образовывали некую систему визуальных связей, и колокольня была ее центром. И в наше время, когда этажность зданий возросла, колокольня будет все равно хорошо видна со всех точек города и станет новым ориентиром.

Записала Елена Чурина

Показать еще

Время эфира программы

  • Среда, 24 апреля: 02:45
  • Четверг, 25 апреля: 11:30
  • Среда, 01 мая: 02:45

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать