Беседы с батюшкой. Эфир от 31 июля

31 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма Воздвижения Креста Господня в Митине священник Стахий Колотвин.

– Завтра мы отмечаем большой праздник – память преподобного Серафима Саровского. Житие святого всем известно, и мы не будем сейчас углубляться в эту тему. Это удивительный русский святой, с которым связано много интересных историй, пророчеств и т.д. Часто задают вопрос, есть ли в наше время святые такого масштаба и нужно ли вообще рассуждать об этом, искать этих святых? 

– Рассуждать об этом всегда нужно, а вот искать их не стоит, Господь Сам их явит. В принципе, Серафим Саровский жил недавно – всего двести лет назад. У нас есть пара святых, которых мы всегда сравниваем, – Сергий Радонежский и Серафим Саровский, а на самом деле их разделяют сотни лет, и временной промежуток между ними и промежуток между преподобным Серафимом и нами совсем несопоставимы. 

Чаще всего мы знаем жития именно этих святых, но можем посмотреть и на жития всех других. Для чего хотел уйти из мира великий подвижник, основатель монастыря? Хотел ли он основать какой-то могучий торговый, молитвенный центр, чтобы монахи пришли и построили большой собор или три собора, чтобы в него стекались паломники? Отнюдь нет. 

– Ради уединения. 

– Да, чтобы не мешали молиться, чтобы дали спокойно общаться с Богом. Апостол Павел говорит нам, чтобы мы молились непрестанно. Понятно, что когда у тебя ответственная работа, когда дома бегают детки, ты то молишься, то как-то совсем не до молитв. А преподобный Серафим, как выходец из купеческого сословия, знал, что такое дела, суета, что такое не расслабиться ни на секунду. Потому что благосостояние нашего русского народа, разрушенное страшной революцией, случившейся сто лет назад, возникло не потому, что что-то вытащили из недр, оно ковалось за счет труда, смекалки, за счет того, что каждую минуту своего времени ты посвящаешь труду и размышлению. И преподобный Серафим хотел употребить все эти навыки для того, чтобы послужить Господу: и свой труд, и размышление, и разум целиком обратить ко Христу и с Ним общаться. 

Серафим Саровский, общаясь с Господом, видел на протяжении своего детства, что можно прийти в замечательный курский храм. Сам я наполовину курянин, моя мама из Курска, совсем недавно выбирался и посещал различные курские храмы, поэтому я особо, с детства люблю преподобного Серафима. Понимаешь, что хотя Курск – тихий провинциальный город, каким он был и до революции, но все равно, по сравнению с глухими лесами, это место, где жизнь бьет ключом. И Серафим Саровский уходит далеко. К тому моменту радонежские леса – это уже, наоборот, центр Русской земли. Сергиев Посад – большой город. Какие-то другие монастыри, в которые расходились ученики Сергия Радонежского, тоже в центре внимания. Даже далекие Соловки – куда уж дальше идти на север – всем уже давно известны, и их посещают толпы паломников. 

Тогда Серафим идет на восток; благо на восток можно идти далеко. Он удаляется все дальше, чтобы его никто не беспокоил и чтобы он мог спокойно молиться. Самое главное, если мы ценим монаха, если ценим старчество, то надо им не мешать. Надо дать людям спокойно помолиться, от этого будет куда больше пользы всему нашему народу, всей нашей Церкви. Нам кажется, что мы строим храмы, чуть-чуть молимся, делаем какие-то добрые дела – и, может быть, из-за этого Господь нас милует. Конечно, из-за этого тоже, но в том числе потому, что сейчас в каком-то неизвестном маленьком монастыре, где нет никаких спонсоров и паломников, кто-то искренне молится за Русскую землю. Поэтому Господь нас милует, не то что попустительствуя нашим грехам, но давая возможность исправиться. 

– Но есть монастыри в центре Москвы, в суете, это тоже такие островки. Бывают такие рассуждения, что если монахи находятся близко к миру, в этом тоже есть какая-то своя польза. 

– Действительно, если посмотреть на древние паломничества, человек мог отправиться в паломничество на Святую Землю на несколько месяцев, а если пешком, то и на несколько лет. А сейчас надо все сделать очень быстро. И как городскому человеку получить эту тишину? Отправиться в монастырь. 

С детства я знал, что такое приходская городская жизнь на приходе у отца Артемия Владимирова, что такое быть в воскресной школе, бегать вокруг храма, играть с ребятами в снежки, потом забегать помазываться, исповедоваться и дальше кататься в снегу. Но наряду с этим я знал, что есть тихая строгость и светлость. После всенощной мы направлялись в Новоспасский монастырь в центре города. Это не очень большой монастырь, там не так много монахов, но идет настоящая молитва. И если накануне вечером забегал, выбегал, то здесь я как вставал, так и не выходил (понятно, что пока был маленьким, где-то мог и присесть). Это, конечно, тоже очень важно. 

Кроме того, порой очень просто что-то спрятать на самом видном месте. Мы вспоминаем и Шерлока Холмса, как он сумел найти спрятанную вещь на каминной полке, на которую смотрели все, кто искал, в том числе и сыщики. Поэтому вполне возможно, что бриллиант монашеской жизни – настоящий подвижник находится рядом с нами. Когда мимо проходит какой-то нечесаный просфорник, а на него никто даже не обращает внимания… Все смотрят на то, какие благообразные служат батюшки. Но может оказаться, что скромный просфорник, садовник или брат, работающий в гараже, у которого, казалось бы, совсем не душеспасительное занятие, и есть тот самый тихий молитвенник, нетленные мощи которого обретут по прошествии многих лет со следами гаражного масла на пальцах. И тогда мы будем прикладываться к этим рукам, просить чудес и получать их от Господа. Такой парадокс. 

Кроме того, я бы хотел отметить, что завтра день обретения мощей преподобного Серафима. Все-таки главный праздник для святого – это, конечно, день его смерти. Умер – встретился с Господом, родился для жизни вечной. Обретение мощей – это больше праздник для нас: святой умер, вроде бы спокойно наслаждается у Господа на небесах, мы обретаем мощи – и давай молиться ему, снова беспокоить. Но тут святой уже рад помочь, потому что он соединен с Богом, для него нет никаких границ. 

Что очень важно, Серафим Саровский – святой, который жил двести лет назад и был прославлен чуть более ста лет назад, в 1903 году. Это не очень круглый юбилей, может быть, поэтому несколько упустили, что можно отпраздновать 115-летие этой даты. В Дивееве, конечно, каждый праздник Серафима Саровского – это настоящее торжество, а мы еще дополнительно обозначим, что празднуем 115-летие обретения святых мощей, что Серафим Саровский рядом с нами. Мы, в принципе, люди простые, нам, конечно, проще воспарить душой к Богу, ведь Господь ради этого и воплотился: не только, как прежде, в Ветхом Завете вещает из облачного столпа, но показал нам Свою реальность. Поэтому когда мы прикладываемся к святым мощам, к святым иконам, то показываем, что Господь реально с нами. 

По сравнению с древними мучениками, страдавшими от язычников, и нашими новомучениками, память которых мы недавно отмечали, несколько в тени остаются те мученики и исповедники, которые страдали от иконоборцев за почитание икон и святых мощей. Их тоже обвиняли, говорили: конечно, вы, может быть, христиане, но неправильные, неграмотные, а вот мы просвещенные, для нас эти картинки и трупы ничего не значат. Нет, это настоящая реальность, которая проявляется и в нашем теле. 

Кроме того, это не дает нам расслабиться, потому что если мы понимаем так, что спасаться надо только душой, то придет диавол и обманет нас: «Вот, в душе ты такой добрый, в душе ты, в принципе, хорошо относишься, поэтому не важно, что телом ты ведешь себя погано, что тело твое – вместилище греха. Душа-то у тебя чистая: взял помедитировал – и все смертные грехи с тела отвалились». Нет, все-таки мы должны помнить, что душа и тело – это неразрывное единство, и величайший разрыв души и тела – это смерть, а этому, конечно, никто не радуется. 

– Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: «Третья заповедь гласит: блаженны кроткие, ибо они наследуют землю…Как это – наследовать землю?» 

– Если вспомнить откровение про грядущие времена Страшного Пришествия Христова, то мы слышим про то, что будет «новое небо» и «новая земля». Более того, сейчас мы говорили про смерть как разлучение души и тела, но мы помним, что все воскреснут в теле на Страшный Суд. Причем воскреснут не только грешники, не только люди более праведной жизни, но и настоящие святые, тот же Серафим Саровский в теле предстанет перед Господом. И пред Господом также предстанут те люди, чьи тела давно уже поклевали птицы или съели рыбы в море. Как это возможно? 

Потому что будет совершенно новое мироздание. Если мы вспомним самое начало Библии – Ветхий Завет, Книгу Бытия, мы видим, что Господь выбирает Адама человеком, который Ему наследует. Можно сказать, Бог делает его Своим сыном и говорит: «Вот тебе, сын, сад райский, ты его хозяин. Я бы мог им здесь управлять, но ты его наследуй». И Адам с Евой заботились о нем, давали имена животным, помогали Господу управлять Его наследием. 

Мы обращаемся к Богу именно «Отче наш, Который на небесах», потому что тоже надеемся стать Его наследниками. Но наследниками не этой земли, по которой пройдет огненная река, а новой земли – райских обителей. Если мы вспомним, кто может наследовать Господу, то это только Сын Божий – Господь Иисус Христос. Вспомним притчу о винограднике. «Кто наследник? Убьем его», – говорят злые виноградари и убивают Христа, но Он все равно наследует эту плодовитую землю. Если мы стараемся уподобиться Христу, то вслед за Ним наследуем землю плодовитую Царства Небесного. 

Важный вопрос, как нам понять, идем мы к восприятию этого наследства или, наоборот, пытаемся всеми силами захватить его, уподобляясь злым виноградарям, которые тоже думали прибрать к своим рукам Божье наследство, убив наследника. В Нагорной проповеди Господь как раз дает нам важную подсказку в заповедях блаженств, говоря в том числе: блаженны кротции. Именно кротость, смирение, а не погоня, не ожесточение, не сметание всех на своем пути дают нам возможность приблизиться к Царствию Небесному. Да, мы сможем обогнать всех в очереди за колбасой, сможем пройтись по головам и построить свою карьеру, и лукавый будет нам в этом помогать. Однако для того, чтобы наследовать Царство Небесное и «новую землю» в новой жизни, бессмертной с Богом, нам понадобится ровно противоположное – понадобится кротость. 

Недаром заповедь блаженств звучит не как ветхозаветные заповеди «Не убий», не делай то-то или делай то-то. Она звучит как констатация факта – кто сейчас кроток, он уже блажен, действительно уже счастлив, потому что Царствие Небесное наследует не когда-то потом, а уже сейчас сонаследник ему, как и Серафим Саровский. 

Я очень рад этому вопросу, потому что порой задают вопросы, которые не имеют никакого отношения к Евангелию, а христианин должен обращать внимание именно на Евангелие. Всем телезрителям я советую побольше читать Евангелие, сравнивать со своей жизнью и задавать жизненные вопросы с опорой на евангельский текст. Возможно, пока вы будете его читать, вы уже откроете что-то для себя без батюшки, а потом сможете как-то подтвердить или опровергнуть свои догадки. 

Когда Серафим Саровский унаследовал Царствие Небесное? Конечно, окончательно он его унаследует, когда воскреснет вместе с нами на Страшном Суде, будет одесную Престола Божия и войдет в радость Господа своего. Но уже сейчас он пребывает душой с Богом и тоже в некоторой мере приобщился этому райскому наследию. Но чудеса были и при его жизни, а как творить чудеса при жизни, если ты еще не унаследовал Царствия Небесного? Он уже блаженный, уже имел такую радость от общения с Богом, что ему ничего не стоило помолиться и поделиться этой радостью с кем-то еще, дать возможность для сверхъестественного чуда Божия, для победы над смертью и грехом. 

– Вопрос телезрительницы: «Мы всегда берем у батюшки благословение, если отправляемся в поездку или начинаем какое-то дело. Так получилось, что я рано уезжала и заехала попросить благословения к батюшке домой. Батюшка вышел спросонья, полураздетый, я попросила меня благословить. Батюшка меня благословил – я и поехала. А теперь на душе дискомфортно, можно ли было так делать: ехать к нему и просить благословения, когда он в таком виде?» 

– Остается только размышлять, в каком виде был батюшка. О людях надо всегда думать лучше, поэтому предположу, что полураздетый он был в сравнении со своими обычными богослужебными одеяниями. На литургию мы, батюшки, надеваем фелонь, подризник, поручи, набедренник; если батюшка заслуженный, он надевает на голову митру. А если полураздетый, значит, он был как я теперь: в рясе, подряснике, но без богослужебных одежд. Раз вид был не очень привычным, можно предположить, что полураздетый, если был в том виде, как я приехал в эту студию, т.е. в подряснике. Подрясник – это половина священнической одежды. Можно предположить и дальше: батюшка был одет так, как я поеду домой на общественном транспорте – сниму рясу, подрясник, уберу в рюкзак; если придется кого-то потолкать, чтобы он не сказал: «Вот, батюшки покинули свои “Лексусы”, забились в метро, еще тут нас толкают». Я поеду в метро в обычной гражданской одежде. 

Но, в принципе, священник всегда остается священником. Мы можем прийти к пожилому священнику, который лежит в реанимации только накрытый покрывалом, но все равно благословение из рук, можно сказать, полуобнаженного священника, который только закрыт простыней после операционной, самое святое, что мы в жизни получим. И никакое облачение, никакие золотые кресты не смогут этого приукрасить. 

Поэтому тут не надо смущаться, и всегда, когда мы видим священника, даже в гражданской одежде, если мы его уважаем, почитаем, хотим, чтобы он вместе с нами помолился, можно не стесняться и все равно брать у него благословение. 

Другое дело, что, конечно, не стоит батюшку будить в выходной день, когда он не служит; может быть, пытается выспаться. И проснется не только он, но и маленькие дети, жена, которая думает: «И так батюшка все дни, пока у меня с детьми выходные, в храме пропадает, а вроде бы появился у него выходной, и то его находят». Поэтому тут тоже важно чтить личное пространство священника. 

Понятно, что священник остается священником в любой момент, и в экстренной ситуации, если, например, надо причастить больного, – оделся посреди ночи и идешь причащаешь. Но без экстренной ситуации вклиниваться в личную жизнь священника не стоит. Поэтому надо более бережно относиться к батюшкам, помнить, что они простые люди: если батюшка, например, не выспался, то он будет более раздражительным. Мне жена часто говорит: «Так, быстро ложись спать, а то ты не выспишься. Ладно, если бы ты пошел общаться в храм или на телеканал, там ты свое раздражение спокойно спускай, а вот завтра ты будешь с детьми, и если не выспишься, детям достанется». Потом мы все удивляемся, почему дети священников вырастают неверующими людьми. Потому что они видят, что батюшка с прихожанами добрый, а вот пришел невыспавшийся и говорит: «Ну-ка, что вы там уроки не сделали!» – и спуску никому не дает. Поэтому все-таки очень важно проявить тут некоторую заботу. 

Предположу, что подтолкнуло Вас к такому поступку – обязательно разбудить батюшку. Думаю, что все-таки Вы своего батюшку любите, заботитесь о нем и просто так будить бы не стали. Тут есть наше маленькое недоразумение, которое называется магическое отношение. Надо понимать, что вера в Бога, молитва Ему – это живое общение. Когда мы просим благословения у батюшки, то просим его вместе с нами возвеличить имя Божие, присоединить свою молитву к нашей на доброе дело, чтобы Господь нам помогал, в данном случае спутешествовал. Однако это не как некое заклинание, которое как-то подействует само по себе. 

Более того, Господь отнюдь не глуп. Господь – Творец неба и земли, и если видит, что человек с христианским настроем собирается в путешествие (по делам или отдохнуть) и видит в нем любовь к своему пастырю, чтобы его не будить, то Господь благословит в три раза больше. 

На самом деле, если благодати в нашем сердце уютно, если оно склонно к добрым делам, то благодать останется там надолго. Необязательно забегать к батюшке перед самым отъездом. Если мы живем по-христиански, и в воскресенье после службы можно подойти к батюшке и сказать: «Батюшка, благословите, в среду я уезжаю в путешествие». Батюшка говорит: «Святии апостолы Лука и Клеопа, спутешествуйте рабе Божьей и ее семье, как вас спутешествовал Христос. Попросите Христа быть с ними». И вы отправляетесь в путь только в среду. Если, конечно, живешь в ссорах, раздорах, убежал из храма и сразу окунулся в суету, то, конечно, благодать не задержится. Но даже если три дня от воскресенья до среды прожил именно так и после этого подойдешь и технически получишь благословение, может быть, Господь будет не очень рад тому, что Его прославляют таким образом. 

Поэтому когда вы отправитесь в отпуск в следующем году или вскорости отправитесь по каким-то делам, подходите в воскресный день, молитесь, старайтесь сохранить чистоту своего сердца до начала поездки, по ходу ее и до самого возвращения. 

– Вопрос телезрителя: «В послании апостола Павла говорится, что он был вознесен до третьего неба. Интересно, где находится это третье небо. Если это нематериальный мир, то как туда попал пророк Илья, взятый живым, Богородица? Это чисто духовные миры или что-то другое?» 

– Отрада для сердца, что идут вопросы, посвященные Священному Писанию. 

– Отец Стахий, раскрою небольшой секрет: это наш постоянный телезритель Евгений из Белгородской области. Многие говорят, что не могут до нас дозвониться, но он дозванивается в каждый второй эфир, что я провожу. Это звезда наших телезрителей. 

– Замечательно. Тогда дам подсказку всем телезрителям: если у вас не получается дозвониться до телеканала, подумайте, читаете ли вы Священное Писание так же часто и с таким же трепетом, как Евгений. Возможно, если вы будете уделять слову Божьему больше внимания, то и Господь будет рад дать вам дополнительную подсказку уже устами батюшки с телеэкрана. 

– Еще можно написать вопросы. 

– Или написать, как евангелисты, которые не только проповедовали устами, но все-таки и записали нам Евангелие. 

Понятно, что люди старшего, советского поколения вспоминают: «Вот Гагарин летал, Бога в Космосе не видел». Уже был вопрос про кротость и про то, как кроткие наследуют землю. Где наша Земля? Наша Земля находится в маленькой звездной системе на окраине Галактики. А эта Галактика находится на окраине обозримой нами Вселенной. То есть Господь уже многое нам дал для смирения, помимо нашего не столь завидного положения на Земле. Само человечество – венец творения – отнюдь не центр Вселенной, как бы это ни звучало. 

Понятно, что Господь всегда рядом с нами, и не нужно улетать в Космос, чтобы с Ним пообщаться. В каждом храме мы приобщаемся Святых Христовых Таин и соединяемся с Ним. Апостол Павел, будучи восхищен до третьего неба, сам признает: то ли я был во сне, то ли наяву, то ли в теле, то ли душой, то есть сам он не мог выразить этого своим человеческим языком, хотя он самый лучший проповедник всех времен и народов. Никто не привел ко Христу столько людей, сколько он. Но даже апостол Павел со всем своим красноречием, со всем своим натренированным разумом не смог точно описать, как он это видел и понимал. 

Тем не менее мы понимаем, что это духовная реальность, которую может почувствовать душа праведника. Апостол Павел продолжал потом ходить телом по земле, тело его болело. Мы помним его слова о «пакостнике плоти» – это какой-то ущерб его тела, что мешал ему даже проповедовать, но Господь это ему оставил. Все-таки скорее всего он был восхищен туда только душою. 

Вместе с тем мы должны понимать (о чем сегодня уже промыслительно говорили), что будет новое небо и новая земля. И будет возможность нам уже вместе с новым телом оказаться в месте не только для души, а в месте телесном. Тут мы как раз вспоминаем Пресвятую 

Богородицу. Она умерла, как и все мы; и на иконе мы видим, как около Ее тела Господь держит Ее белоснежную душу, которая устремилась к Своему Сыну и Спасителю и Творцу Господу нашему Иисусу Христу. То есть Господь все-таки призвал Ее душу и потом уже взял и вознес Ее тело, как перед этим вознес вместе со Своей душой и Свое воскресшее тело в праздник Вознесения. 

Господь уже показывает: рай создан. Более того, если мы вспомним Евангелие, то рай создан для человека от сотворения мира. Причем это не только Эдем – райский сад на земле, маленький уголок, где еще нет смерти. Но Господь уже с самого начала на Предвечном Совете Троицы приуготовил для человека место, где он будет и телом, и душой после Страшного Суда. Поэтому, в принципе, нет ничего удивительного, что апостол Павел, пусть и созерцая душой своей нематериальной, мог видеть уже райские обители, которые вполне материальны. Понятно, что сейчас даже святые не могут ими полностью насладиться, потому что пока они не воссоединились с телом. Но их это ничуть не беспокоит, поскольку их душа пребывает с Богом. 

Апостол Павел говорил: чтобы нам воскреснуть со Христом для жизни вечной, надо сначала вместе с Ним умереть. Есть ветхозаветное пророчество, которое Господь подтвердил в новозаветные времена, о том, что надлежит Илии прийти, прежде чем придет Христос. Даже Иоанна Предтечу многие воспринимали как Илию, и мы тоже сравниваем их в песнопении. Поэтому пророк Илия тоже вернется телесно из Божьих обителей в наш мир, потому что Господь сказал: «Земля еси и в землю отыдеши». По церковному преданию, ему тоже надлежит пострадать, стать мучеником в эпоху антихриста и уже вместе со всеми воскреснуть для встречи Господа на Страшном Суде. 

– Это не только Илия, но еще, как мы знаем из пророчества, Енох. 

– Конечно, и Енох. Здесь представлено допотопное и послепотопное человечество – некая полнота: воскресают люди, которые родились и жили и после Евангельского благовестия, и те, кто жил до него, но уже после потопа, после Божьего гнева, и те люди, которые настоящие наследники Адама. 

– Вопрос телезрительницы: «Сейчас мы очень много говорим о новомучениках, о священниках, пострадавших в советское время. Это все очень трогает душу. Но ведь были и царские лагеря и тюрьмы, была и Бутырка, и Владимирская тюрьма. Было хуже или лучше, но собираются ли вспоминать о тех людях, которые пострадали там? Я понимаю, очень печально, что пострадали священники, и от этого льются слезы. Но вся наша православная Русь плачет». 

– На самом деле мне эта тема интересна. Недавно были Царские дни, и мне приходилось говорить: наоборот, нас должно вдохновлять, что царь был обычный, грешный человек, который смог победить свои грехи своим подвигом. Потому что когда нам кажется, что святой – это человек из древних легенд, мы говорим: ну, я-то святым не стану, я все равно человек грешный, поэтому напрягаться не буду. А когда мы видим человека несовершенного, у которого были ошибки в управлении и т.д., но который, несмотря на это, стал святым, то говорим: нет, и я не могу расслабиться, я должен каяться, исправляться, идти к Богу. 

Что касается тюрем, советская пропаганда, которая вырастила поколение наших родителей и наших бабушек и дедушек, всячески очерняла царское время. Однако, как сказал Господь про бесов, если царство Вельзевула разделится в самом себе, то оно не устоит. Наряду с 

очернением царского времени октябрятам и пионерам рассказывали о жизни Ленина и Сталина, описывая их ссылки. Здесь большевики в своей лжи по очернению царского времени допускали очень большой просчет, потому что, с одной стороны, они показывали, как реально существовали в ссылках Ленин, Сталин, другие деятели революции, а с другой, говорили, как все было плохо. И вот мы видим Ленина на поселении. Он не был арестантом за колючей проволокой, где людей кормили баландой, а если ты замерзал, пока строил свой собственный лагерь, тебя бросали умирать прямо в снегу. Никто не пытался тебя поднять, и даже пули на тебя жалели. 

Что такое было поселение в царское время? Человека привозили, давали ему дом, топор, с которым он мог пойти по дрова, и давали ему на расходы такую сумму денег, на которую крестьянин мог купить себе корову. Люди старшего поколения и те, кто жил в деревне, помнят, что корова – это настоящая кормилица семьи. То есть, по идее, арестант может приехать на поселение в Сибирь, купить себе корову и, в принципе, обеспечивать себя, даже не дожидаясь остальной части этого пособия. То есть страшная царская тюрьма оборачивается на самом деле просто выселением в дальние регионы. Как сейчас люди едут на Ямал вахтовым методом, потому что ты можешь заработать там гораздо больше денег, чем, увы, в родном городе. Или когда во второй период советского правления люди ехали на строительство БАМа, потому что тоже могли заработать больше, чем в своем городе. 

Мы видим, что в царское время арестантов не старались уничтожить, унизить или бросить на какой-то несбыточный проект – прокопать канал или что-то проложить. Их просто отселяли подальше, чтобы они не смущали своими речами народ. Видели, что человек опасный: покричал с трибуны – и люди пошли, кто-то пострадал, кто-то погиб в столкновении, а кто-то, что более страшно, убил других людей. По советскому времени такого человека расстреляли бы, а тут нет: сажают на поезд и отправляют на поселение. Причем можно вспомнить рассказы о том, как герои-революционеры сбегали с поселений. А что тут сложного? У тебя, по сути, полная свобода: тебе нельзя покидать деревню, но ты можешь пойти и в лес по грибы, по ягоды, то есть это обычная сельская жизнь, просто вдалеке от столиц и больших городов. Поэтому в том, чтобы сбежать, не было ничего трудного. 

Сейчас 2018 год, и мы должны вспоминать 70-летие окончания большого террора 1937–1938 годов, а не только столетие начала революции. Сколько людей ежедневно гибло в эти годы при Сталине? Мы не берем тех, кто замерзал на строительстве своих собственных бараков, тонул при копании каналов или просто умирал от отсутствия питания, этих людей было значительно больше, но их даже не учитывали. А вот только по официальным расстрельным приговорам, приведенным в исполнение, в день убивали больше, чем за десятилетие правления царя Николая II. То есть мы видим, что это совершенно несопоставимо. 

Понятно, что тюрьмы были всегда. И сейчас тоже есть и Бутырка, и Владимирская центральная пересыльная тюрьма. Но что мы видим в них? В камеру, предназначенную для нескольких арестантов, набивают по двадцать человек. То есть у нас даже сейчас, по окончании советского времени, условия содержания в камерах хуже, чем в царское время, когда они были отнюдь не так перенаселены. 

Если мы посмотрим внимательно, то увидим, как пропаганда отличается от научных исследований. Есть соответствующие цифры и статистика. Если бы я готовился к такому вопросу заранее, то, может быть, выписал бы такую статистику, как количество заключенных на душу населения. То есть мы можем сравнить, каково количество заключенных на душу населения в России, Америке, Дании, где-нибудь в Африке и т.д. Точно так же, если мы сравниваем количество заключенных на душу населения в царское время, то будет больше та цифра, что сейчас; и в десятки и сотни раз она была больше в советское время. 

Тем не менее мы, конечно, знаем, что мир лежит во зле: хотя сатана упал с неба, он ползает по земле, и никогда не было идеального времени. Мы стремимся вернуться не в царское время, но стремимся вернуться в Царство Небесное. Кроме того, у нас есть священномученик Арсений, который пострадал при императрице Екатерине, закрывшей больше монастырей, чем их закрыли большевики. И Церковь помнит и почитает и этого святого. Но одно дело – единственный священномученик Арсений, и другое дело десятки тысяч невинно убиенных людей. 

– Вопрос телезрительницы: «Мы кумовья у ребенка моего брата. Сейчас брат собирается крестить второго ребенка. Можно нам опять идти к нему кумовьями?» 

– Ответ очень короткий – можно. Единственный запрет, который есть в отношении крестин, тот, что не могут быть мужем и женой крестник и крестная или крестница и крестный. Муж и жена могут быть крестными ребенка. Это зачастую знают даже не все батюшки. Но у нас есть принятый синодальный документ, где все это расписано. Можно найти в Интернете принятый документ о крестных, где указано, кто может и кто не может быть крестным. Более того, мой папа и одна подруга родителей вместе являются крестными у двоих детей, которых крестили в разное время. Даже вокруг себя я нахожу такие примеры. Поэтому не беспокойтесь. 

Единственное беспокойство, которое должно быть, – смогли ли мы стать достойными крестными предыдущему ребенку. Была ли я достойной крестной, которая следила, чтобы родители не расслаблялись – носили ребенка в храм. Давала ли я им пример? А то, может быть, я следила, чтобы родители носили ребенка в храм, а сама не исповедовалась и не причащалась. То есть говорила правильно, а действовала неправильно. Или, может быть, Вы были с крестным в связке, но при этом крестный «проседал», т.е. Вы ходили в храм, исповедовались, причащались, а он как перед предыдущими крестинами причастился, так до нынешних крестин и не вспоминал об этом. Поэтому, возможно, тут больше стоит побеспокоиться о том, чтобы себя исправить или своего кума – вашего близкого духовного родственника, чуть встрепенуть его, чтобы он тоже начал вести духовную жизнь, начал приближаться ко Христу. Тем более если речь идет о крестинах мальчика, где образцом должна быть все-таки не крестная, а крестный. 

– Вопрос телезрителя: «Празднословие, пустословие, многословие… Каждый день каюсь в этих грехах, но уйти от них не могу, зачастую оправдывая себя спецификой работы – учитель русского языка и литературы. Но успокоения в том, что каюсь, не нахожу. Как бороться с этими грехами? Не всегда удается избежать общения, даже нежелательного, а оно порой тянет и другие грехи». 

– Если не можешь что-то победить, это надо возглавить. Другое дело, что Глава Церкви – Христос. Поэтому наша задача – возглавить не своим «я», а возглавить Христом. Христос дал Вам настоящий дар, – дар слова. Как мы помним, в Древней Церкви были разные дары: кто-то мог врачевать, кто-то мог предсказывать будущее, а у кого-то был дар слова – он мог говорить складно или говорить на других языках и т.д. И порой древняя служба в храме превращалась в некоторый гвалт, потому что у всех был дар слова. И со временем Господь уже даже не сопровождал эти дары Святого Духа никакими внешними эффектами. 

Точно так же мы смотрим на то, что нам даровал Господь. Господь дает нам таланты: как в притче о талантах, кому-то пять, кому-то три, а кому-то один. Вам Господь, предположим, дал три, пять или сто (не важно, сколько именно) речевых талантов. Вы можете своей речью вдохновлять учеников, делать их лучше, вести ко Христу. Если мы вспомним, слово «педагог» означает «детоводитель». Апостол Павел сравнивает ветхозаветный закон с детоводителем ко Христу. Учительство не может напрямую привести в Царство Небесное, но может так сформировать человека, что он своими навыками и знаниями послужит людям и Богу, принесет какую-то пользу и окружающим, и своей душе и заслужит Царство Небесное. 

Поэтому не надо переживать, что у Вас есть такая склонность, надо ее направлять в мирное русло. Можно сделать ядерную бомбу, сбросив которую, убьешь сотни тысяч человек в течение одной секунды. А можно, не сжигая бедные остатки нефти и газа, которые рано или поздно закончатся на планете, обогревать дома и давать свет с помощью ядерной энергии. Так и здесь – старайтесь больше вложиться в своих учеников, и, может быть, меньше сил останется потом на то, чтобы, например, сплетничать в учительской. 

Если же Господь дает Вам сил с запасом, что даже в учительской охота поговорить, тоже используйте это в мирном русле. Человек скромный не знает, как что-то рассказать своим слабоверующим коллегам, а у Вас есть навыки излагать свои мысли. Больше читайте Евангелие, прочитайте интересную книгу, например «Несвятые святые» или другую с интересным сюжетом, перескажите это. Господь сотворил Еву, потому что нехорошо человеку быть одному, надо ему с кем-то общаться. И правда, плохо сидеть и скучать одному. Отшельники-то общались с Богом, а мы простые смертные люди – нам надо общаться с людьми. Просто сделайте это общение полезным, найдите такую тему для разговора, чтобы она была и интересна, и полезна. И если Вы будете увлекательно рассказывать, все Ваши близкие, коллеги, друзья, которые скатываются на сплетни, сразу о них забудут, потому что будут внимать каждому Вашему слову. 

– Отец Стахий, спасибо за Ваши прекрасные ответы. В заключение я бы хотел попросить Вас обратиться к телезрителям с каким-то кратким наставлением, чтобы подытожить нашу сегодняшнюю передачу. 

– Дорогие телезрители, очень рад был оказаться с вами впервые в студии телеканала «Союз». Надеюсь, наша сегодняшняя передача была не просто временем пустословия или празднословия, но кому-то чем-то помогла. 

Господь избрал Себе апостолов, которые вроде бы были самыми лучшими людьми, а все равно Его предали, разбежались от Него, однако вернулись и пошли благовествовать. Поэтому и мы, отринув всякую гордость, если какой-то вопрос открылся для нас с новой стороны, можем поделиться своими впечатлениями и переживаниями с окружающими людьми. Преподобный Серафим Саровский однажды показал нам образец – сам он никуда не шел и никого не поучал, он был очень скромным человеком, но очень многих людей он наставил, обратив их души ко Христу. А к нему приезжали люди ожесточенные, злые разбойники, приходили люди из высшего света – прожженные циники. Но как он мог донести до них Божье слово заповедь, но получается такое важное наставительство, что люди отворачиваются от нашей гордости. 

Молимся преподобному Серафиму Саровскому и просим: преподобный отче Серафиме, помоги нам видеть в каждом человеке пасхальную радость. Не ради красного словца говорил он каждому: «Радость моя, Христос воскресе!» Он каждого был рад видеть. Если мы будем рады видеть каждого подходящего к нам человека так, как будто это воскресший Господь, как это делал Серафим Саровский, то даже наши самые неуклюжие слова, когда мы пытаемся пересказать какие-то евангельские истины, в чем-то поправить и наставить человека, человек примет не с раздражением, а с любовью. 

Ведущий Сергей Платонов 

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать