Беседы с батюшкой. Как жить по Евангелию

24 октября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Константин Корепанов, клирик Свято-Троицкого кафедрального собора города Екатеринбурга, старший преподаватель екатеринбургского Миссионерского института.

– Отец Константин, предлагаю сегодня поговорить о том, как жить по Евангелию –  как осознать важность этого и понять, что те священные строки, которые читаются за каждой Божественной литургией, обращены к каждому из нас, понять смысл этих слов.  

И в начале нашей беседы хотел бы у Вас спросить – как правильно расставлять приоритеты в изучении Священного Писания, чтобы после изучения не стать человеком, блестяще его знающим и являющимся при этом научным атеистом, но стать человеком, который будет изученное применять в своей жизни – будет действительно жить по Евангелию?    

– Этот принцип указан в самом Новом Завете – тот, кто читает слова Божии и не исполняет их, подобен человеку, который просто посмотрел в зеркало, отвернулся и забыл свое отражение. Для того чтобы слова Священного Писания действительно оставляли след в душе человека, нужно эти слова исполнять. В целом есть три основных правила чтения Священного Писания, и их можно почерпнуть у святых отцов. И любому человеку достаточно их знать и исполнять.

Первое правило – когда человек читает Священное Писание, он должен верить, что это слова Божии. Если он не верит, то ничего прибавить и ничего убавить нельзя. Если человек не верит, то заставить его исполнять эти слова невозможно. Либо эта вера родится в его душе, раскроется в ней, и тогда он начнет верить этим словам как словам Божиим. Либо он не верит, и тогда ничего дальше не будет. Человек должен верить, что он читает слова, которые сказал Бог.

Второе правило. Все, что человек читает в Священном Писании – любую заповедь, любое повеление, он должен относить к себе; не к другому человеку, а к себе. Читает он заповедь: «Любите врагов ваших». И думает: «Ну вот! А я не люблю врагов моих! Нужно так делать». Но обычно люди думают наоборот – читает человек и вздыхает: «Ну вот! А меня никто не любит! Никто ко мне хорошо не относится! А еще христианами называются!» Но все, о чем говорится в Священном Писании, нужно относить к себе – это написано мне, и я должен судить этими словами себя. Это второе правило. И третье правило я уже назвал: «То, что ты относишь к себе, ты должен начать исполнять!» Потому что не слушатель закона оправдывается, а оправдывается тот, кто исполняет закон. То есть евангельские заповеди нужно исполнять.

И здесь я буду вполне солидарен с митрополитом Антонием Сурожским, который говорил, что человек, читающий Евангелие и верующий в то, что это действительно слова Божии, в силу разных причин – объективных и субъективных в равной мере, просто ломается и гнется под тяжестью прочитанных им заповедей. С непривычки ему очень тяжело – они его просто шокируют, вводят в ступор. И он, даже веруя в то, что так и должно быть, не знает, с какой стороны к этим заповедям приступить.

Тогда пусть человек начнет исполнять ту заповедь, против которой сердце его не возмущается. Пусть начнет с той заповеди, которая ему действительно близка, которую он понимает и с которой согласен. Надо взять и начать исполнять ее, но именно исполнять! Надо не просто погладить себя по сердцу или по головке и сказать: «Вот, молодец, ты эту заповедь принял!» Надо начать ее исполнять, и тогда наступит день, когда сердце откроется, и появятся силы для исполнения других заповедей, которые пока кажутся неподъемными.

– Батюшка, недавно мне довелось посмотреть фильм, сюжет которого сводится к тому, что молодой человек (старшеклассник)  увлекся чтением Евангелия. При этом он читал эту книгу не как прихожанин, не как христианин, а пытался прочесть ее своим умом и транслировал ее так, как понимал. И его жизнь буквально состояла из того, что он ходил с маленьким томиком Евангелия и проповедовал его, поясняя: «Вот здесь Господь говорит это, а вот здесь Он говорит это!»

Как человеку, с одной стороны, не возгордиться от полученных знаний, а с другой стороны, не смутиться ими?  Как надо правильно начинать изучение Евангелия?

– Я не знаю, что нужно сделать именно для того, чтобы изучать Евангелие. Потому что изучение предполагает определенный организованный процесс – то есть его должен кто-то  организовать. И в различных христианских практиках есть такое правило изучения Священного Писания – оно всегда совершается под управлением, под контролем, под наблюдением некоего состоявшегося человека. И об этом никогда не нужно забывать.

Но когда люди говорят, что каждый может сам по себе чего-то там понять и изучить, то это не так! В любой традиции, в какой бы человеку ни посоветовали почитать Евангелие или Библию, всегда к нему приставляется тот, кто будет за этим занятием наблюдать. Это в том случае, когда предполагается именно изучение Священного Писания. Апостол, да и Христос об этом говорит, что Писание нужно исследовать – не изучать, не учить, а исследовать. И исследование Писания вполне доступно каждому человеку. На каком-то, хотя бы раннем этапе человек может исследовать Писание и просто убедиться в некоей его состоятельности, достоверности.

И в истории двадцатого века есть несколько известных людей, которые благодаря именно таким исследованиям Писания обратились к вере. Взять хотя бы того же самого митрополита Антония Сурожского – исследование Писания, обращение к Писанию произвели изменение в его душе. Но ключевым определением, ключевым словом, ключевым явлением, просто помогающим понимать Священное Писание, является традиция.

Именно в некоем сложившемся понимании Священного Писания, в некоем совокупном, обобщенном опыте прочтения Священного Писания и формируется традиция. И люди, относящиеся к этой традиции, примерно (подчеркиваю, примерно) одинаково понимают Священное Писание. Это и пятидесятники, и свидетели Иеговы, и адвентисты, и католики, и лютеране, и протестанты, и представители еще каких-то христианских деноминаций – очень много их сейчас в Западной Европе.

И вот есть некая группа, которая на том и объединяется, что у них есть примерно одинаковое, обобщенное, предписанное понимание Священного Писания. Это и будет в данном случае называться традицией. И когда эти люди пытаются утверждать, что свободно прочитывают Писание, что независимо его прочитывают, то они просто манипулируют чьим-то сознанием.

На самом деле в любой сколько-то лет существующей … не могу употребить слово «церкви», скорее в некоей «общинке» христиан, прочитывающих слово Божие, всегда есть определенная традиция его понимания. Но когда там появляется человек, не придерживающийся данной традиции, то он переходит в другую традицию, в другую «общинку» или организует свою собственную. Это делается легко.

В этом смысле есть традиция прочтения слова Божьего православным человеком и в Православной Церкви. Однако здесь я бы употребил другое слово, хотя слово «традиция» мне очень нравится. Но я не буду его использовать, чтобы не путать с тем, что происходит в других христианских конфессиях, назовем их так. Я буду использовать слово, которое взято из православного догматического богословия, – это Предание.

Предание – это совершенно определенный  способ понимания Священного Писания. Само Священное Писание рождается внутри Предания, и там же – внутри Предания – рождается способ понимания Священного Писания. И всякий человек, который вне Предания пытается понять Священное Писание, согрешает против истины, потому что понять Священное Писание можно только внутри того самого Предания, из которого это Священное Писание и родилось.

Но поскольку мы живем в «свободном» мире, поскольку нам доступно все, то мы можем купить даже не в церковной лавке книгу, называемую «Библия», и прочитать ее так, как нам угодно. Но это и будет так, как нам угодно! И нет никакой гарантии, что ты прочитал именно то, что там написано, – каждый видит то, что хочет видеть. Этим и объясняется, почему так много разных традиций в понимании Священного Писания. Но правильным будет только то понимание Священного Писания, которое рождается внутри того самого Предания, в котором и родилось само слово Божие.

Об этом нам ясно говорит апостол Петр, когда пишет, что ни одно пророчество Священного Писания не может быть разрешено само собой, но только тем самым Духом, Который и сотворил это самое Священное Писание через каких-то определенных людей. То есть Предание есть жизнь Святого Духа в Церкви, в некоей общине верующих в Бога, созидаемых силой Святого Духа. Дух Святой через пророков, как мы говорим в Символе веры, творит это Священное Писание. И когда люди приходят в ту самую общину, внутри которой это Писание и рождается, то этот же самый Дух дает им и понимание Священного Писания.

Поэтому просто прочитать Священное Писание для того, чтобы познакомиться, уверовать, чтобы исследовать и понять эту как минимум необычную книгу, написанную людьми, – это человек может сделать самостоятельно. Но чтобы слово Священного Писания действительно созидало жизнь человека, его душу, питало бы его, чтобы он действительно понимал то, что Бог говорит через Священное Писание, необходимо войти в Предание. Человек должен прийти в Церковь, внутри которой это Священное Писание родилось, и здесь, через таинства Церкви, через молитву внутри Церкви, ему открывается именно то, что и говорил Бог через букву, через слово Священного Писания.

– Вопрос телезрителя Романа из Твери: «Во-первых, хотел сказать большое спасибо батюшке за его очень интересные лекции – я их все время слушаю, и мне очень интересно. Большое Вам спасибо!

Батюшка, расскажите, пожалуйста, поподробнее о критериях христианской жизни. Мне важно понять, насколько я соответствую Евангелию – лично я! Есть моя жизнь, и есть евангельская жизнь – насколько они соотносятся друг с другом? Мне важно понять, правильным ли путем я иду. Может быть, я иду в другую сторону? И еще хотелось бы уточнить – как понять, на какой стадии я нахожусь?»      

– Спасибо за вопрос. Дело в том, что такой разговор, наверное, более личный, нежели публичный, но все-таки можно кое-что сказать по этому поводу. Во-первых, есть критерий, который содержится в самом Священном Писании. Он содержится в Новом Завете, в Евангелии и  проявляется там разными словами. Но если ориентироваться на опыт такого преподобного отца, как Силуан Афонский, то он говорит, что человек, который любит врагов, живет внутри Евангелия.  

Можно взять не этот критерий, можно взять другой критерий, также ориентируясь на Евангелие.  Например: «В вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу, но умалил  Себя Самого, приняв образ раба». Вот такой критерий – умаление себя. Это когда человек всегда умаляется перед другими людьми.

Один мой друг-священник сказал: «Когда я стою на службе, то чувствую себя очень-очень маленьким. Бога – бесконечно большим, всех людей – очень большими, а себя очень-очень маленьким». Вот такое переживание  – я «умаляюсь», я маленький, я крошечный, а все люди вокруг большие. И Бог – огромный! «Умаление» – это когда человек постоянно ощущает себя меньшим любого человека. И если оно есть, то это тоже будет исполнением заповеди, а еще оно позволит понять, насколько человек соответствует евангельскому идеалу.

Или, например, слова Иисуса Христа: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим». То есть важно понять, насколько человек обретает себя смиренным и кротким. Если он чувствует, что с кротостью относится к тем людям, которые его раздражают, к тем людям, которые всегда раздражают других, если у него всегда в душе мир и раздражение далеко отступило от него, – это  означает, что он действительно живет, исполняя евангельские нормы.

Это то, что можно сказать, ориентируясь на сам евангельский текст. А можно пойти и другим путем. Просто в наше время почему-то (я так наблюдаю, я так вижу) у людей возникает некий разрыв в представлениях. Люди конца ХХ – начала ХХI века неожиданно для себя открывают Евангелие, начинают его читать, и им вдруг приходит в голову мысль, что святоотеческая аскетическая традиция к Евангелию не имеет никакого отношения. У них возникает такой когнитивный диссонанс. На самом бы деле я сказал – псевдокогнитивный диссонанс, или псевдодиссонанс.

Таким людям кажется (они так воспринимают), что Евангелие – это радость, любовь, мир, святость, что там все такое «здоровское», приятное, возвышенное. А святые отцы – это мрачно, аскетично, уныло, постно, молитвенно, скорбно и так далее. И вот им кажется, что святые отцы и Евангелие – это нечто  противоположное. На самом деле это, конечно, не так. Так бывает только от незнания, от невнимательного чтения Евангелия и от невнимательного чтения святых отцов. Отцы пишут о радости вполне по-евангельски, и Евангелие пишет о покаянии и скорбях вполне  по-святоотечески.

Используя этот критерий, взятый у святых отцов, человек может понять следующее: насколько он обретает себя сокрушенным и смиренным, настолько он и пребывает в евангельской традиции, в евангельском делании, настолько он пребывает во Христе. По сути дела, это то же самое, но при этом святые отцы раскрывают, развертывают и подробно объясняют, что такое «сердце сокрушенно и смиренно», которое «Бог не уничижит».

В свое время лично для меня выражением евангельского делания стала  строчка из пророка Исайи, где Господь говорит: «На кого Я при­зрю (то есть на кого посмотрю)? Только на смиренного, сокрушен­ного духом и на трепещущего пред словом Мо­им». Это тоже евангельский критерий. И во всех этих критериях присутствует либо характеристика смирения, либо характеристика любви. И то понятие, и другое  (или, говоря научным языком, и тот концепт, и другой концепт) – и любовь, и смирение – имеют вполне четкие свойства, которые очень подробно описаны и в Священном Писании, и у святых отцов.

Но в сознании современного человека под этими словами подразумеваются вообще какие-то непонятные вещи – что-то вообще не относящееся к Евангелию! Нам сегодня смиренный человек может представляться  просто человеком униженным и раздавленным, однако никакого смирения в этом нет! И любовью в наши дни может называться состояние, в котором никакой любви нет и даже быть не может, потому что там нет смирения.

Поэтому лучше не просто сказать какое-то слово (даже те слова, которые я привел), а посидеть подумать и все эти слова, упомянутые мною о смирении, о любви, наполнить собственно евангельским содержанием. Что такое смирение? Каково оно? Каковы его границы? В совокупности текстов Нового Завета все это есть! И если вам покажется этого недостаточно, то вы можете обратиться к размышлениям святых отцов по этому поводу. Также надо поступать и с термином «любовь». Но разобраться с тем, что такое любовь, будет проще. Насколько вы любите других людей, насколько вы смиряетесь перед ними, настолько вы и в евангельской традиции.   

– Вопрос телезрительницы Татьяны из Москвы: «Отец Константин, заповеди Господни прекрасные! Вот, например,  “Да любите друг друга!” или “Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас!” Прекрасные заповеди! Очень хочется выполнять хоть с горчичное зернышко пусть даже одну заповедь!

Но начинаю, и ничего не получается. А если получится что-то, то или возгоржусь, или с лицемерием исполняю. Чувствую, что-то не так делаю, и от этого очень страшно становится. И мне плохо, грызу себя. Как быть в таком случае? Легко говорить: делайте вот так! А как, как заповеди исполнять? Скажите что-нибудь!»

– Хорошо! Попробую сказать что-нибудь! Состояние, которое Вы описываете, – это нормальное состояние для всякого человека, открывающего Евангелие первый, второй, третий, может быть, четвертый раз. Он искренне пытается исполнить те заповеди, которые там есть. На самом деле любому человеку кажется, что он пытается исполнить те заповеди, которые там есть.

Это проверено многолетним опытом очень многих людей. Именно по этой причине иногда полезно вместе с чтением Евангелия читать и святых отцов. Они  исполняли те же самые заповеди, и что-то у них получалось. Об этом опыте они нам свидетельствуют.

Но это иногда полезно, а иногда нет. Все зависит от каждого конкретного человека, от той ситуации, в которой он оказался, от того прихода, в который он ходит, от того духовного наставника, который у него есть. Все по-разному решается.

Почему же так происходит – человек хочет исполнить евангельские заповеди, делает это, делает очень, как ему кажется, скрупулезно,  делает долго, а эффекта нет? Ведь на самом деле, если человек пробует исполнить заповеди Божии, он исполняет, как правило, следующие вещи: он пытается помогать людям, он пытается прощать людей, он пытается делать какие-то добрые дела и пытается каким-то образом проявить к людям любовь и заботу. Конечно, он причащается, а еще пытается молиться и смиряться. Его ругают, а он смиряется, ему делают замечания, а он смиряется. Все эти вещи он делает, но ему кажется, что толку от этого никакого нет. Зато есть уныние, серость, иногда – раздражение. Но главное – есть пустота, пустота вокруг! И человек говорит: «Я не чувствую, что занимаюсь чем-то важным!» 

Это происходит потому, что, прощая, допустим, ближнего, человек делает это силой собственного сердца. Он рассуждает так: «Мне надо простить, и я прощаю! Не прощается, конечно, но я прощаю! Я говорю эти слова, я их произношу – я прихожу к человеку и говорю, что простил его. И думаю, что это и есть то, что требуется. Меня ругают – я должен смириться, и я смиряюсь, терплю. Терплю, терплю, терплю, смиряюсь и терплю, пытаясь своими силами побороть восстающее раздражение и гнев. Но что делать – не получается! Не могу! Но я смиряюсь как могу! Я пытаюсь исполнить заповеди – пытаюсь любить людей, пытаюсь делать им добро, но они этого не ценят, не понимают. Но я все равно пытаюсь! Конечно, я не чувствую к ним великой любви (и даже невеликой не чувствую), но я же все-таки честно пытаюсь!»

Если заглянуть за эти попытки, всмотреться в них, то станет ясно, что человек пытается исполнить евангельские заповеди своей собственной силой, энергией своего собственного сердца, своей любовью, своим смирением – просто самим собой. А заповеди Евангелия так исполнить нельзя! Мы должны обратиться к Богу для того, чтобы Он помог нам исполнить любую заповедь. «Без Меня не можете творить ничего!» – говорит Господь. И апостол Павел пишет: «Во всякое время, всегда открывайте сердца ваши перед Богом! Просите, и дано будет вам!»  

Важно усвоить мысль, что на все это мы должны постоянно просить, призывать Божественную благодать, «немощных врачующую». То есть, если нас обидел человек,  важно не только сказать: «Я тебя прощаю!», а действительно от всего сердца простить его. Простить – это значит не чувствовать по отношению к нему ничего плохого. Завтра утром я так же улыбнусь ему, как будто ничего и не было. Искренне улыбнусь, а не буду вымучивать улыбку – просто забуду все то, что он сделал. Это возможно только с Богом!

И я всю ночь молюсь: «Господи, помоги мне его простить! Я сам не могу – я грешный человек, я гордый человек, я своенравный человек, своевольный. Измени мое сердце! Помоги мне его простить!» И вот прихожу утром, улыбаюсь ему, радуюсь, обнимаю его, а он не может ничего понять. Я сижу довольный, мирный, и вдруг выходит начальник и говорит: «Ты что же не вовремя сделал отчет?! Ах ты такой-сякой!  Как ты смел? Еще и улыбаешься сидишь!» Но надо и тут смириться!  А я голову повесил – сижу, чуть не плачу. Да и плачу – мне обидно! Я думаю, что я смирился. Но нет, мне обидно! Он меня обидел! Мне больно из-за того, что на меня накричали. А я отчет-то не сделал потому, что всю ночь молился, чтобы были силы на прощение. И не смог отчет сделать! И вот теперь все разрушено.

«Ладно, надо терпеть! – говорит себе человек. – Надо терпеть, надо терпеть!» И уходит с раздавленным сердцем.  А надо бы, уходя, сказать: «Господи! Помоги мне смириться! Я виноват! Я виноват – забыл, что у меня есть послушание! Я должен был сделать отчет! Я не оправдываю себя, а понимаю, что начальник имел право так говорить!» Но это все открывается, если человек начинает молиться: «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помоги мне смириться! Помоги мне смириться перед начальником моим!»

Да, удар был сильным, удар был неожиданным – почти под дых. И возможно, придется уже не одну ночь молиться, а две, три, четыре – так молиться, чтобы действительно пришло смирение. И только оно пришло и наступило, человек узнает, что начальник этот заболел, что у него перелом – произошел несчастный случай. И человек не злорадствует, нет ничего в душе такого, но мысль греет: «Вот! Накричал на меня! Я, конечно, не злорадствую, но сам понимаешь – рабов Божиих обижать нельзя! Вот так Бог за это взыскивает!»  

И надо понять, что это неправильные мысли! Неправильные! В них нет ни сочувствия, ни переживания. И человеку снова надо начинать молиться: «Господи! Дай мне любовь к этому начальнику! Дай мне любить его, как самого себя, как сына своего, как отца своего, как мать свою! Дай мне полюбить его! Я хочу любить его так, чтобы умереть за него, если будет такая возможность!» И так надо делать в каждом случае, перед каждым человеком.

Чтобы простить, нужно молиться! Чтобы смириться, нужно молиться! Чтобы любить человека, нужно молиться! Чтобы сделать доброе дело и не потщеславиться – нужно молиться: «Господи! Исцели меня от тщеславия в этом деле!» И это тоже будет исполнением заповеди Божией: непрестанно молитесь! Тогда мы увидим, что всё совсем не так, как мы думали. И в каждом таком делании уже не будет ни уныния, ни печали.

Правда, нам будет очень тяжело, будет очень трудно, потому что без поддержки, без вдохновителя, без наставника, просто без брата, который поддержит и скажет, что мы на правильном пути, это сделать (я вам честно говорю) очень трудно. К сожалению, так. Но  это будет выходом. И вы увидите, что заповеди Божии вдруг оживляют  вас и оживают в вас.

Вопрос от телезрителя Евгения Александровича из Белгорода: «В Евангелии, в двадцатой главе от Иоанна – там, где говорится, что Христос появился в комнате, где скрывались апостолы, Он говорит: «Мир вам!» А после дунул на них и сказал: «Примите Дух Святой». Как эти евангельские слова сочетаются с Символом веры? Здесь есть расхождение. Между прочим, это и  послужило поводом для первого раскола между Западом и Востоком. Объясните».

– Я не совсем понял, в чем, собственно говоря, раскол, хотя проблематику вопроса понял. Проблематика в том, что Христос дает ученикам Дух Святой и говорит: «Примите Духа Святого!» А потом в День Пятидесятницы на них сходит Дух Святой совершенно по-другому. На эту тему в современном богословии, которое продолжает и реализует идеи, мысли, заложенные у святых отцов, есть такое рассуждение, что тот Дух Святой, Который дает Христос апостолам, есть Дух, подаваемый для исполнения служения, для восстановления в апостольском чине. Потому что, строго говоря, ученики оказались неверны Спасителю, и их надо было вернуть в то апостольское достоинство, из которого они ниспали через свое маловерие, малодушие, да и просто надо было дать им ту силу, которая помогла бы им исполнять свое апостольское служение.

В современных учебниках по догматическому богословию говорится, что это функциональный дар Святого Духа – тот дар, о котором сказано в Послании к Коринфянам: одному дается дар Духа на исполнение служения, другому – учительства, иным – управления, пророчества и так далее. И в этом смысле Дух дается для того, чтобы исполнить назначаемое им служение. А в день Пятидесятницы Дух Святой дается совершенно для другого и другим способом – Он устанавливает совершенно уникальные отношения Бога с человеческой личностью.

И в этом смысле получить функциональный дар Святого Духа может не каждый человек. Через миропомазание, через личную Пятидесятницу дар Святого Духа, соединяющий человека с Богом (и соединяющий совершенно уникальным образом), получает каждый, когда принимает таинство Крещения. То есть каждый крещеный человек переживает свою личную Пятидесятницу – на него сходит Дух Святой, и в этом действии Святого Духа он совершенно перерождается и становится Сыном Божиим.

И как у всякого сына с его отцом, у человека в этом Духе устанавливаются личные отношения – совершенно неповторимые, которые и определят в Царстве Божием его уникальность, его личностную идентичность. Ведь всего того, за что мы сейчас цепляемся и чем стараемся отличаться друг от друга, там не будет – не будет всех этих форм отличий.

А  вот функциональный Дух Святой получают не все люди. Священник получает дар Святого Духа через возложение рук: «Прими Духа Святого, – говорит епископ. – И иди служи Церкви в сане священника (или диакона)». Или когда рукополагают в епископа. Или когда через особое возложение рук, а раньше и через молитву, человека поставляли в чтеца или в диакониссу. На некое функциональное, необходимое Церкви служение, любой человек, чтобы исполнять его, должен получить благодать Святого Духа. Кроме того, что он крещеный, на любое служение в Церкви он должен получить соответствующую этому и помогающую в этом силу, помощь Святого Духа.          

– Вопрос телезрительницы Натальи из Москвы: «Объясните, пожалуйста, что значит “держать ум свой во аде”. Спасибо!»

– Ну, знаете, вопрос, конечно, хороший и интересный, но я обнаглею и позволю себе на него не отвечать. Даже небольшой опыт моего служения говорит (и преподобный Силуан Афонский это подчеркивает, точнее – архимандрит Софроний (Сахаров) это подчеркивает), что данная мысль не для каждого человека, не для каждого христианина. Есть такая фраза, если помните: «Кто может носить помыслы от Антония?» Так же и тут: «Кто может носить помыслы старца Силуана?»

А я говорю на аудиторию очень большую. Если бы Вы обратились лично, то в приватной беседе, где-то на исповеди мы могли бы на эту тему поговорить, побеседовать. Но аудитория сейчас очень большая, а слова эти предназначаются очень узкому кругу людей – очень небольшому числу. Всем остальным это может повредить – может сделать им очень больно; или будет сказано не ко времени. Поэтому я больше ничего не скажу.       

– И такой ответ нами принимается. Вопрос от телезрительницы Татьяны: «Чем более вникаю в Священное Писание, тем более понимаю, что слово Божие невозможно осознать в полноте. Если пятнадцать лет назад казалось, что почти все ясно, то теперь ощущение, что не объять его. Бог знает, каков мой разум, каковы мои мыслительные способности, насколько доступно мне понимание Евангелия. Молюсь, читаю, слушаю проповеди. Может ли кто-нибудь вообще постичь в полноте уроки, данные Учителем? Или все-таки наше изучение воли Божией о себе – это процесс и движение ко Христу?» 

– Конечно! Ответ же известен человеку, который задает этот вопрос! Татьяна просто утверждает этот ответ, и я только могу сказать: «Аминь!», как было принято отвечать в Древней Церкви на подобные высказывания. Действительно, нет такого человека, никогда не было и не будет, если не брать во внимание Самого Человека – Господа Иисуса Христа. Никто никогда не измерит всю глубину слова Божиего ни в одной части, ни в одном фрагменте, потому что это по определению слово Божие, созданное Духом Святым. И внимающему, я подчеркиваю – внимающему разуму, внимающему сердцу, сердцу, ищущему Бога, открывается бездна. Предела этому познанию и пониманию не наступит никогда!

Как хорошо сказал однажды – метафорически и поэтически – Льюис (один известный англиканский апологет), заканчивая свою серию книг «Хроники Нарнии»: «Вся наша жизнь, какой бы долгой она ни была, все наши познания, все, что в ней было светлого и доброго, – все это лишь обложка книги, которой никогда не будет конца». И никогда наше понимание, познание, постижение Бога и слова Божиего не прекратится. Это всегда будет движение ко Христу – движение все дальше, все глубже, все выше, все больше. И  долгота, и широта, и высота, и глубина будут нас завораживать. И какую бы глубину мы ни постигли, все равно выяснится, что это всего лишь мелководье перед иной глубиной, на которой мы еще никогда не были и которую никогда не измеряли, потому что общение с Богом не имеет конца.       

– Следующий вопрос от Анастасии из Астрахани: «Добрый вечер! Батюшка, как Церковь относится к экстракорпоральному  оплодотворению?» 

– Ну, этот вопрос явно не ко мне! Есть люди, которые могут сказать об этом более детально и вразумительно. Скажу то, что знаю, и то лишь  потому, что мой друг-священник занимается этой проблемой и как-то меня с нею ознакомил. Еще раз попрошу прощения за ответ, и лучше все-таки перепроверить его в компетентных источниках или спросить у тех, кто этим специально занимается.

Суть в том, что некоторое время назад – сразу после Собора двухтысячного года – Церковь лояльно относилась к ЭКО, но только с тем условием, что все подсаженные клетки, все подсаженные эмбрионы в случае их выживания женщина должна вынашивать. И это понятно, потому что иначе это будет называться известным словом «аборт». То есть сколько бы эмбрионов ни выжило, всех женщина должна выносить и всех должна родить – таково было требование Церкви.

Но сейчас Церковь лучше разобралась в этой технологии рождения детей, и в настоящее время ее отношение к ЭКО негативное. Оказывается, есть определенный банк этих эмбрионов, и там они периодически уничтожаются. То есть эта технология предполагает умерщвление зародышей – так или иначе. Поэтому сейчас Церковь относится к экстракорпоральному оплодотворению негативно, а подробную информацию нужно получить у более компетентных людей.  

– Вопрос от телезрителя Евгения: «Скажите, как жить семейной жизнью по Евангелию? Какие для нас есть ориентиры, на которые мы могли бы опираться?» И стоит ли, батюшка, разграничивать семейную жизнь или просто жизнь по Евангелию?

– А какая разница, где я  – на работе, в семье, в транспорте, на дороге или в студии «Союза»? Я должен быть христианином всегда и везде! Это не одежда, которую мы надеваем по праздникам, чтобы пойти в церковь. Такое бывает с людьми, но кончается всегда очень плачевно. Хотя на самом деле можно найти ориентиры, если принимать во внимание две обязательные вещи (или два правила), касающиеся воплощения Евангелия в семейной жизни.

Первое – это то, что я должен по-христиански относиться к своей жене. Отвечаю так потому, что вопрос задал мужчина. По-христиански! Это касается и того, что написано в Послании апостола Павла к Ефесянам: «Каждый муж да любит свою жену, как Христос любит Церковь». Больше этой любви в мире нет – это предел для любви всякого мужа к собственной жене. Любить ее, как Христос любит Церковь: до смерти, до Креста. Как Христос терпит нас, как Христос носит все наши немощи, ропот, возмущение, так и мужчина должен относиться к своей жене. Он должен любить ее, прощать, молиться за нее и так далее.

Как говорит апостол Петр (мне очень нравится это выражение), женщина, жена – немощный сосуд. То есть она хрупкий сосуд, она как хрустальная ваза – очень легко бьется и ломается. Она твердая, и ею можно разрезать что угодно – любую скорбь жизни можно ею разрезать! Но сама она очень хрупкая и очень быстро ломается. Вот такой образ дает апостол Петр в своем Послании, в третьей главе. Это первое условие.

А второе условие, которое никогда не надо забывать, хотя оно иногда и забывается, но мне хочется его напомнить: брак – это брак! И не надо в него играть. И не надо изображать из себя монашествующего, если ты живешь в браке. Надо думать о том, что ты должен сделать для семьи – именно для семьи, а не о том, что ты должен сделать для своей духовной жизни. Это, к сожалению, ошибка очень многих людей. Я женюсь или выхожу замуж для того, чтобы заботиться о своей семье. Для меня это и будет христианским служением – это главная и первоочередная задача. 

Если я хочу заниматься своей духовной жизнью – хочу созидать свою молитву, свое постничество, хочу бороться со страстями, то не надо было жениться! Надо было уходить в монастырь, искать наставника и созидать свою духовную жизнь. Но горе наше в том, что мы хотим жить по-монашески, то есть радоваться радостям монашеского бытия. А они действительно великие и радостные, и тут скажем вполне по Лествичнику: «Если бы все знали, какие радости испытывает монах, то кто бы отказался от этого служения!»

Но тогда и надо было идти и подвизаться монахом! Мы же хотим иметь радости монашеские и радости брачные – хотим иметь и те, и другие радости! А так не бывает! У нас есть брачные радости и брачные скорби. У нас нет монашеских радостей, но нет и монашеских скорбей. Надо четко понимать, каким путем я иду, и исполнять именно свое служение. Именно к этому служению призвал меня Бог – заботиться о своей семье и любить свою семью. Через этот труд и через эти трудности я созидаю самого себя в любви и во Христе.     

Записала Ольга Баталова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы