Беседы с батюшкой. Отношение к женщине

24 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Всех святых Алексеевского ставропигиального женского монастыря города Москвы протоиерей Артемий Владимиров.

– Сегодня мы поговорим об отношении к женщине: нашим мамам, сестрам, женам и дорогим девушкам. Как правильно выстраивать свое отношение и поведение  исходя из Вашего многолетнего пастырского и семейного опыта? На самом деле мы относимся к ним по-разному, порой цинично и т.д. Как относиться к женщине действительно благоговейно?

– Ваш вопрос не в бровь, а в глаз, и для меня он очень ценен еще и потому, что я, размышляя о главной, сквозной теме, которую пытаюсь проводить красной нитью в своем общении с детьми в нескольких школах, выбрал для себя именно эту. Потому что если мы заложим в наших мальчишек, отроков эти основы рыцарского, благоговейного, уважительного, может быть, даже восторженного в хорошем смысле слова отношения к женщине, этим мы предупредим многие драмы и трагедии в будущей личной жизни этих будущих мужчин.

Наверное, Вы не зря употребили это расхожее: «циничное отношение»... Отчего оно возникает? Конечно, на почве развращенности, то есть растления современной молодежи. Не то чтобы кто-то насильственно склонял наших переростков к ранним связям, но это такая атмосфера в обществе, и не только в России, а во всем мире. Не случайно апостол Павел говорит о господствующем в мире растлении похотью. И сегодня, к сожалению, на это работают огромные интернет-порталы, крутятся колеса средств массовой дезинформации, киноиндустрии, рабски заимствованной у Запада в ее худших образчиках и интегрированной здесь. Всей этой лавине пошлости, культа секса, животной похоти  принесены в жертву любовь, семья, отцовство, материнство, верность, рыцарское отношение мужчины к женщине. И как привить то, что делает мужчину достойным внимания женщины? Это вопрос педагогики, то, над чем должны думать и родители, и воспитатели, и в первую очередь священники. И в основу основ, во главу угла мы должны поставить задачу целомудренного воспитания.

Вспомним, что до времен Никиты Сергеевича Хрущева, с его пресловутой «оттепелью» и открытым гонением на Мать Церковь, у нас было введено в подражание модели российского имперского воспитания раздельное обучение мальчиков и девочек. Сейчас все психологи – церковные, светские – в один голос говорят о том, что весьма рационально и умно хотя бы определенный удельный вес в школе дать раздельным урокам мальчиков и девочек. Потому что в отличие от Китая, где в отношении интернет-пространства все ранжировано и очень строго оценивается, у нас в России – что греха таить – дети, нашпигованные нечистью, порнографией, вопреки возрастной психологии, уже в 5 или 6 классе, а то и раньше, знакомятся не с областью семейной жизнью, а с видеоразвратом, раскручиваемым недостаточно целомудренными взрослыми. Будь то собственные родители или чужие дяди  – о времена, о нравы!  С самими учителями расстаются безумно с невинностью, девством и скользят по наклонной плоскости. Так что юноши сплевывают в межзубную щель, когда говорят о дамах, называя их «телками», «козлицами», расхристанными девицами. И тут уж трудно помочь человеку, только сама жизнь может такого потерявшего образ человеческий блудника и развратника через соответствующие позорные болезни, через жизненные испытания вернуть в русло созидания, с заветной мыслью о нормальной семье, здоровых детях.

Заканчивая свой монолог, скажу, что, наверное, сегодня взрослые, особенно имеющие причастность к педагогике, должны думать об идеале семейной жизни, который не должен пройти мимо современных подростков, юношей и девушек. Соответственно, мы должны находить такие фильмы – а у нас есть прекрасный фонд советского кино… Не найдешь советского, посмотри корейские, индийские, американские фильмы 50–60-х годов. Вместо проблемных рассказов Бунина и Чехова, где говорится о любовных треугольниках, найди у них же те сюжеты, которые говорят об идеале семейной жизни, красоте материнства, призвании женщины. Привлекай новых, может быть, незаслуженно забытых писателей. Помимо Гоголя с его повестью «Старосветские помещики» есть книги Гончарова, Аксакова, писателей военной поры, современных писателей. А у нас есть замечательные авторы, в том числе и в священном сане, которые представляют невымышленные рассказы, трогательные истории о верности и рыцарском отношении к прекрасному полу.

– В общем, кто ищет, тот найдет.

– Прежде всего нужно найти идеал в собственном сердце, потому что можно «на куче золота сидеть, а от голода умереть». Если наставник молодежи, какой-нибудь современный вожатый в современном лагере или тренер секции по художественной гимнастике облизывается как голодный пес, видя перед собой юность, то очень трудно уйти из лап этих весьма опытных развратников. Я сейчас называю вещи своими именами: глаз да глаз, доверяй, да проверяй; сегодня нет места прекраснодушию, и у родителей должен быть сверхвнимательный контроль и учет, с тем чтобы время от времени наведываться в эти спортивные секции, кружки, профилактически выявлять эти тревожные сигналы и нажимать «тревожные кнопки», пока не дошло до посягательств на честь ребенка.

Вопрос телезрительницы Елены из Твери: «Моей внучке семь лет. Раньше мы причащали ее каждую неделю или два раза в месяц, но сейчас она говорит, что не хочет идти на причастие. Как только приходим, сразу спрашивает, когда будет «Отче наш», и ноет, ноет, ноет... Стоит ли настаивать на том, что причащаться нужно, или дать какое-то время, чтобы она начала сама проситься к причастию?»

– Нет-нет, если тянуть за ушки, когда дитя упирается руками и ногами, ничего хорошего мы не добьемся. Может быть, поговорить со священником, знакомым с ребенком, чтобы тот отнесся к ребенку с особым вниманием, организовать встречу пастыря и отроковицы: отчего она вдруг начала дичиться храма? Как правило, это школьное окружение, дурное влияние улицы, двора, где бегает девчушка, слышит матерную брань и «просвещается» от подруг, за которыми нет никакого контроля. Уметь с девочкой говорить исподволь: не «ты должна!», «ну как ты можешь!» – но подбирать соответствующие темы, сюжеты, заранее прочитать о них. Принято ли у вас в семье семейное чтение? Но необходимо сохранить доверительные, дружеские отношения и достаточно легко, не раздражаясь, с улыбкой, подключая юмор, подкорректировать умонастроения ребенка, если мы находимся с ним в постоянном общении, и исключать силовые методы.

Наша задача не в том, чтобы во что бы то ни стало причастить перед 1 сентября эту Пеппи Длинныйчулок, а в том, чтобы, войдя в возраст девушки, сегодняшняя отроковица сама потянулась бы к храму. Может быть, потому, что священник общался с ней доверительно, с любовью, находился с ней в дружеских в хорошем смысле слова отношениях. Это очень тонкая вещь, и, безусловно, не нужно огорчаться, что в наших митрофанушках, переростках мы наблюдаем это внезапное или, наоборот, медленно подошедшее к их сердечку охлаждение в отношении храма. Сейчас наши дети погружены в очень нелегкую среду, и мы должны заранее готовиться к тому, что они, так сказать, поставят блок системы «ложной защиты» в отношении храмового благочестия. Поэтому на какой-то период мы должны говорить с ними в основном о чести, честности, невинности и девстве, об ответственности, которую ребенок должен чувствовать за семью, о прилежании. В общем, о нравственности. И опять-таки не в занудной, скучной форме, а так, чтобы задевать струны детского сердца, прибегая к художественному слову, рассказу и, конечно, возгревая в собственном сердце внимание, заинтересованность, любовь к ребенку. Сегодня, товарищи родители, только один выход – быть Гердой, которая импульсами сердечного тепла сохраняет этот холодный, жестокий мир.

Вопрос телезрителя Вячеслава из Саранска: «У меня есть родственники, с которыми сложилась такая ситуация: если плохо, они всегда рядом, всегда помогают, но когда все хорошо и зовешь их на праздник, пытаешься присоединить к своей жизни, они отворачиваются, словно бы бегут от тебя. Что Вы посоветуете, батюшка?»

– Насколько я понял, эти родственники таковы, что не проявляют достаточного внимания к нашему Вячеславу?

– Они отворачиваются, когда все хорошо, – вот главное.

– А если ему плохо, оказываются рядом?

– Да, получается как-то так интересно.

– Смотреть на них нужно как на друзей, а не как на врагов: друг познается в беде. Неизвестно, что движет этими родственниками; может быть, они пытаются самоутверждаться за счет слабости родственника и выглядеть сильными, великодушными, простирающими со своей высоты руку помощи. Но чуть только проблемы – слава Тебе, Господи! – уходят, и Вячеслав находится в состоянии процветания, родственники как-то хиреют, их внимание слабеет. Они не кажут к нему носа, зная, что у него красивая жена, умножается стадо баранов, дом прирос третьим этажом, – как бы ревнуют или завидуют. Надо сказать, редко, но я встречал такой типаж людей с мнимой участливостью, когда они входят в образ благодетеля, но с тайной завистью, когда человек находится в состоянии благоденствия.

Что я могу посоветовать? Изучайте типы людей, смотрите благодушно и со светлой улыбкой на Ваших родичей. Ни в коем случае не уязвляйтесь обидой, если они не отзываются на Ваши добрые приглашения. Вы говорите им: «Хочу я друзей на свое угощение собрать, виноградную косточку в теплой земле давно я зарыл. Приготовил вам буйвола и форель золотую!» А их след простыл, и Вы оказываетесь один на один с этой роскошной трапезой. Пригласите нас, мы с Сережей сразу прилетим, потому что для нас редкость такие семейные, патриархальные застолья, мы все больше по студиям: «Союз», «Спас», радиостанция «Вера». Короче говоря, поступите как Христос.

Помните притчу Спасителя о домовладыке, который звал, звал избранных, а те, под благовидным предлогом, отказались. Тогда он обратился к слугам: ищите по изгородям, по переулкам; да наполнится горница людьми! Так действительно написано в Евангелии: приглашайте к себе не тех, кто может воздать вам таким же образом, но нищую братию. Это я не к тому, чтобы приглашать в свой дом спившихся бомжиков, – это уровень Алексия Михайловича Тишайшего, российского государя, который из собственных рук кормил по праздникам по сто нищих в день. Но всегда найдутся люди, которые будут готовы, как мы с Сережей, разделить с Вами ужин. Думаю, их много и в Саранске: это Ваши студенческие приятели, Ваши друзья по приходу. Действительно, русский человек общителен, и хлебосольство – это конституционная черта, т.е. неотъемлемый признак православного, теплого сердца.

– Батюшка, давайте вернемся к тому, с чего мы начинали. Многие считают, что в современной распущенности девушек, а также их желании быть наравне с мужчинами – это так называемая эмансипация и т.д. – виноваты мужчины. Как считаете Вы?

– Думаю, что бросить пару камней и в огород прекрасного пола батюшка себе может позволить. Потому что с современных глянцевых журналов на нас взирают раскрашенные красотки с хищными «щучками» и акульим немигающим взором, в котором можно прочитать все, кроме женских добродетелей: стыдливости, чести, степенности, скромности, верности, целомудрия и любви. И этот распространенный типаж интердевочки, Эллочки-людоедки сегодня, к сожалению, так затрагивает нашу бедную светскую школу, уже  не советскую, что, бывает, и батюшки на сцене во время выпускного вечера видят не целомудренных и серьезных комсомолок, готовых поехать на целину, а каких-то амазонок, смотря на которых, хочется спрятать глаза или посмотреть, правильно ли зашнурованы твои ботинки.

Но все-таки в ответе мужчина: он, по замыслу Божьему, глава семейного союза. И мне кажется, сегодня нам очень важно вводить в школьный курс (пусть неофициально) то, чем должны владеть все учителя, не только классные руководители, – правила bonton, то есть правила хорошего тона, потому что нынешние женихи даже не знают, что такое галантность. На вопрос, что такое галантность, они отвечают, что, наверное, это знания о галактиках вне Солнечной системы или речь о голландском сыре. Между тем как это умение вести себя в присутствии дамы, уважительное к ней отношение, готовность встать, когда она входит в комнату, предложить ей место, не буркнув «садитесь!», а так, как это делали вельможи в XVIII веке при Петре I (хотя он и был государем не самым сдержанным в манерах). Это умение встретить человека улыбкой, но не ржать с лошадиным оскалом, а сохранять благопристойность. Умение поинтересоваться: «Как Ваше здоровье?» Умение пригласить: «Разделите с нами трапезу». Понимание, что по правилам хорошего тона женщина не может подойти к столу, запруженному яствами, но мужчина должен обязательно предложить ей руку.

Сегодня видишь, водитель-женишок поставил на «стоп» коробку передач своей подержанной «Ауди», и ему даже в голову не приходит быстро выскочить, обежать вокруг машины, открыть боковую дверку, протянуть даме руку и помочь ей выйти из машины. К сожалению, наши мужчины очень «тормозят» и «тупят»; может быть, они и способны подарить букет в период жениховства, но не могут дойти до понимания, что знаки внимания, нелицемерной любви и уважения мы должны оказывать и пять, и десять, и двадцать пять лет спустя. Это труд, культура, это надо в себе насаждать. Надо уметь похвалить супругу за вкусно приготовленный борщ или оладушки, нельзя обнажать свое недовольство в интонации. Ведь кто такой интеллигентный человек? Это тот, с кем легко, приятно и просто общаться. Когда мы беседуем друг с другом, мы должны дарить собеседнику полноту понимания, а не посапывать, разложившись (хорошее слово!) прямо на кухонном диване, в то время как над вами стоит супруга, словно фрекен Бок, и отчитывает вас за то, что вы до сих пор не взяли из химчистки ее горностаевую шубу.

Вопрос телезрителя из Таганрога: «Хотелось бы поблагодарить отца Артемия, который очень утешает своими высказываниями и проповедями, и, пользуясь возможностями такого эфира, хотелось бы попросить православных людей помолиться об Алексее и всем нашем граде Таганроге. И вот вопрос: как быть молодым людям, которые поздно пришли к вере и только тогда осознали, что они наделали (развелись и т.д.). Сейчас у них есть возможность создать новую семью. Как им сделать теперь это правильно?»

– Прежде всего выполним просьбу о молитве и вместе вознесем сердечное прошение; говорят, где двое попросят, там Сам Господь примет это и исполнит. Спаси, Господи, и помилуй жителей богоспасаемого града Таганрога, который посещал государь-император Александр I, талантливый человек, в котором учился писатель Антон Павлович Чехов (умевший ухаживать за дамами, не скроем этого).

И даруй, Господи, юношам и девушкам этого прекрасного российского города при общении друг с другом сохранять определенную дистанцию, не переходить красную черту. Попросту говоря, необходимо, уважительно относясь к девушке, не смущать ее предложением попробовать «постельные дела». Сегодня у нашей «бестальковой» – от фамилии Тальков я произношу это слово – в головах прокручиваются серые схемы: зачастую не только юноши, но и девушки представляют себе единственный род взаимоотношений – sexual experiment. Блудную связь они почитают нормой, и в этом драма, трагедия, катастрофа нашей молодежи, которая с остывшими, холодными сердцами ничего не знает, кроме животных, извращенных отношений, ведь речь не идет о материнстве и отцовстве; они оказываются потом неспособными полюбить и создать семью.

Пожелаем девушкам хранить себя, не стесняться, всем смертям назло быть белой лебедью, а юношам не стесняться своей нецелованности: это не значит быть маменькиным сынком или каким-то дегенератом, нет. Полюбив человека, я должен полюбить его целиком: и душу, и тело. Но юношам надо понимать, что девушка не «подстилка» – простите за такие циничные слова, но так они нынче мыслят в Интернете. Девушка – это не масляный обогреватель, не грелка для мужских почек, но это твоя будущая супруга, мама твоих будущих детей, это невеста. Вслушаемся в само слово «невеста» – еще не познавшая мужа. Это то «прекрасное мгновение» и «гений чистой красоты», перед которым ты, мой друг, призван склонить свою главу.

И есть место идеальным, чистым, нравственным, целомудренным отношениям. Если девушка, встретив порядочного юношу, презрительно кривит рот, значит, это просто юная разбойница. Это тебе не пара, потому что приличный человек, говоря «я люблю Вас», должен, как Андрей Болконский, как Пьер Безухов, как Петруша Гринев, поставить запятую и – если слова действительно произносятся с полнотой ответственности и выносятся из глубины души – добавить: «Я люблю Вас, я прошу Вас – будьте моей женой». А не так: «Ну, ты мне ндравишься, что ли... Прошвырнемся, поразвлекаемся на уик-энд?»

Девушка, которая блюдет свое достоинство, которая думает о семейном счастье, должна понимать, чем мужчина отличается от козлоногого фавна. Она должна уметь отфутболивать таких парнокопытных и не бояться, что останется невостребованной. Нет, мы живем в России, и слава Тебе, Господи, сегодня не только развращенная молодежь. Я посещаю школы, высшие учебные заведения не только в столицах, но и в том же Новороссийске, Омске, Томске и вижу, что сегодня, помимо падшей публики, у нас много прекрасной молодежи, на которую, кстати, делает ставку и президент, открывая такие образовательные центры, как «Сириус» и прочие. Кстати, у америкосов, помимо сексуальной революции, погубившей страну и воспитавшей неоконов, которые сегодня хотят взорвать весь мир, есть правильные мальчики, как наш Сережа: в галстуке, с платочком, чистой рубашечке; видно, что Вы недавно венчались с супругой...

– Год уже прошел.

– Год – это так много! По сравнению с моими тридцатью пятью это, можно сказать, медовый месяц. Но посмотрите на молодого человека – вы сразу поймете, в хороших он руках или нет.

Хочу сказать, что в западных странах как противовес и реакция на всеподавляющее растление, в университетских кампусах и общагах есть правильные мальчики, которые придерживаются спортивного образа жизни, не пьют, а если употребляют, то в меру. У них есть мотивация – служение родине, они уважительно относятся к девушкам, стараясь хранить себя для семейного счастья. Я думаю, что такая программа – это будущее российской молодежи.

– Можно и на Западе учиться хорошим вещам.

– Безусловно. Огульное отрицание – это, как правило, кредо невежд и гордецов. Мы, слава Тебе, Господи, в отличие от экс-президента Соединенных Штатов, не твердим об исключительности нашей нации. Наш русский народ, как государствообразующий народ, всегда  (не только со времен Алексея Михайловича Тишайшего и Петра I, но еще при Ярославе Мудром) умел заимствовать у Европы много хорошего и учил чистоплотности европейцев. Ярослав Мудрый, как  помните, отдал своих дочек за французского, английского и норвежского королей, и Россия была тогда законодательницей доброй нравственности в средневековой Европе.

Вопрос телезрительницы: «У меня трое взрослых детей, я сама преклонного возраста. В жизни у меня была такая манера. Когда я наказывала детей, то говорила: “Да будь ты проклят!” Говорила это неосмысленно, не со злостью, но употребляла это слово. Сейчас у меня серьезно болен сын, у него ВИЧ-инфекция. У меня очень часто болеет дочь, и недавно она сказала мне такие слова: “Мы болеем за твое проклятие. Даже в Библии сказано, что за такие слова отвечают дети”. Я бы хотела узнать Ваше мнение, батюшка Артемий; и если это так, прошу помолиться за моих детей Наталью и Алексея».

– Обязательно помолимся, и я думаю, что подобная всероссийская публичная исповедь должна слезно кающейся мамочке – кающейся не напрасно, действительно соль есть в ее глазах – доставить прощение. Потому что вот так – на весь мир – признать свою ошибку и попросить священника помолиться!.. Да простит Вам Господь и нейтрализует разрушительные последствия Ваших слов. Если бы Вы в юности читали библейское свидетельство царя Соломона, что проклятия матери разрушают до основания, конечно, никогда бы так легкомысленно (Вы признались, что Вам и в голову не приходило, что это может повредить детям) не произносили этих слов.

Я надеюсь, что сейчас нас смотрят и молодые мамы и папы. Не только это ужасное посылание к падшему ангелу на куличиках, а даже простые слова, но насыщенные разрушительным смыслом («тупица», «негодяй», «мерзавец», «балбес», «типун тебе на язык», «чтобы рука отсохла», «да пошли вы все отсюда»), категорически запрещены! Потому что слово – это не конфетная обертка, не пустышка, слово – это нематериальный носитель энергии либо созидания, либо разрушения. Поэтому материнское слово и созидает, и врачует, «от ласки бывают веселые глазки». Если материнское слово проникнуто энергией раздражения, гнева, убийственной ненависти, это термоядерный заряд.

Итак, дорогой Сережа, наш канал православный; все-таки помолимся, чтобы Бог простил и мамочку. (Очень советую сказать ей на индивидуальной исповеди то, что она сегодня во всеуслышание признала за собой.) И дай Бог нашим детям, чтобы никакие ужасные автодорожные истории, никакие ночные драки, никакие потопления в море и реке не случались с ними только потому, что родители не чувствуют, насколько сильно воздействие человеческого слова, если человек изрекает его с недобрым намерением.

– Вы посоветовали сходить на исповедь раскаяться в грехе, но дети будут продолжать болеть и т.д. Что делать детям? Нужно им простить маму?

– Конечно! Родителей не выбирают, от ошибок никто не застрахован. Вы сами сейчас видите, что мама произвела переоценку своего опыта воспитания, она уже не такова. Поэтому прощение родительских ошибок – условие, без которого невозможна счастливая жизнь детей.

Самим детям надо вести христианский образ жизни, покаяться, повенчаться, если речь идет о семейном союзе, причащаться Святых Христовых Таин во исцеление души и тела – и жизнь наладится. Самое главное – пронизать нашу семейную жизнь теплотой доверия, любви, радости, взаимного уважения. Нет непоправимых ошибок. Господь все восполнит и даст нам крылья радости, если мы осознаем свою ущербность, ошибки, греховность; как малые дети, устремимся в объятия Его родительской любви.

Вопрос нашего постоянного телезрителя Евгения из Белгорода: «Хотел бы узнать мнение батюшки по такому вопросу. Когда большевики первыми внедрили равноправие мужчин и женщин, они тем самым как бы убили двух зайцев: во-первых, через женщин легче проводить свою сумасбродную политику, которая продолжается по сей день, и, во-вторых, поприжали независимых мужчин, которые еще оставались в России, а сейчас их почти нет. Еще апостол Павел говорил Тимофею: отвращайся от бабьих басен. Мы как раз туда и вляпались».

– Давайте начнем с Послания к Тимофею – «бабьими баснями» апостол Павел в данном случае не называл то, что выходит из уст кумушек. И мужчины могут распространять «бабьи басни», то есть такие недостойные словопрения, как вероятия, слухи, фантазии. Разве не «бабьи басни» – разговоры о внеземных цивилизациях, гуманоидах, барабашках? Только послушайте или посмотрите, что сейчас читает мужичье (если оно вообще что-то еще читает, скорее больше смотрит видеоролики), и вы увидите, как обабился мужской пол. Не хочу обидеть тех, кто нас сейчас смотрит, это, конечно, настоящие мужчины, Робин Гуды, люди с красивым мужественным обликом, достойные и надежные защитники Отечества.

Что касается равноправия, то я считаю, что это не самая страшная вещь на законодательном уровне, хотя признаемся, что уже задолго до этой ужасной революции, импортированной из западных стран, женщины у нас получили доступ к высшему образованию, оканчивали высшие учебные женские курсы. Никто не препятствовал им пробиваться в ученое сословие. Не нужно было устраивать этот путч – эволюционным путем мы бы достигли большего; и сегодня нас было бы пятьсот миллионов. За одно только правление государя Николая Александровича II Россия приросла пятьюдесятью миллионами: люди хотели любить, хотели рожать и воспитывать детей великой, могучей России.

Но большевики привнесли куда большее зло, и я никогда не соглашусь с основателем Советского государства – Лениным и с еще гораздо более популярным, чем он, в те годы Троцким, когда был до основания разрушен брак. Можно было вступать в брак командировочным – на месяц, на неделю, на три дня; и развестись перед окончанием командировки. Тогда можно было жениться, речь идет не о венчанном браке: церкви тогда разрушались, а священников убивали, а расписываться можно было десять, пятьдесят раз. По манифесту Карла Маркса и жены должны были поступить в общее употребление. Тысячи сирот появлялись тогда не только в результате геноцида против русского населения, гражданской войны, но и от разврата, который всегда идет рука об руку с безбожием.

Но не будем тревожить тех, чье имя уже отошло в прошлое. Сегодня нам всем понятно, что ни коммунистическая, ни демократическая модели общества не могут содействовать нравственному воспитанию подрастающего поколения. Вне опоры на христианскую мораль, вне живого общения с Матерью Церковью пустым звуком оказывается установка на гармонично развитую личность – это все больше для прокламаций. А вот живые идеи воспитания обретают силу только тогда, когда мы находим точку опоры в исполнении Богом данных заповедей, то есть того нравственного закона, который сокрыт в нашем сердце.

Поверьте, в христианском самосознании жена – это не серая безмолвная куропаточка, а муж совсем не деспот, который бьет по столу кулаком со словами: «Кто в доме хозяин!» Но муж и жена – это органичное целое. Муж – голова, и притом светлая, супруга – ребро, но защищающее сердце семейного союза. И между ними нет спора о первенстве, потому что муж, беря личную ответственность за принятое решение, открыт навстречу советам своей супруги, которая может быть умнее своего мужа. Как Феврония, которая была более развита – такое впечатление создается из жития о Петре и Февронии, – и он уступил ей духовное лидерство, и они прожили душа в душу, без скрещивания копий. В этом смысле очень бы хотелось, чтобы наша «экономика была экономной»: мужчины были мужественны, женщины – женственны.

Можно шутку? Размышляя о доле русской женщины, которая не имеет продыху, как пчелка летает над лугом своей жизни, я раньше говорил, что, наверное, русская женщина произошла от лошади, но потом подумал, что священнику не очень правильно говорить о происхождении женщины от лошади, ведь мы-то знаем, что все произошли от Адама и Евы. И сейчас сменил такую шуточную формулировку и говорю, что лошадь произошла от русской женщины, настолько наша женщина сегодня и жнец, и швец, и всех дел хитрец. Они и активные, и работоспособные, и энергичные. А мужчины часто апатичны, вялы, им не хватает бодрости, и я думаю, что многим нашим зрителям мужского пола нужно срочно записаться в бассейн или фитнес-клуб, потому что в здоровом теле бывает и здоровый дух.

– Святейший Патриарх говорил, что в его возрасте, если бы у него не было физкультуры, он бы столько работы не выполнял.

– Да, «быть можно дельным человеком, заботясь о красе ногтей» и вообще о стройности фигуры. Но все-таки в конечном счете подлинная мужественность, подлинная ответственность за семью (мы ответственны за тех, кого приручаем) приходят к нам тогда, когда мы исповедуем смысл своей земной жизни в служении, в готовности и решимости отдавать, заботиться, трудиться, превращая будни в праздник для окружающих нас людей, прежде всего для той «зачарованной, милой моей женщины», которую мы иногда должны называть королевой!

– На этой нотке мы, наверное, и закончим нашу сегодняшнюю передачу. Спасибо, что Вы были с нами. Отдельное спасибо телезрителям, которые нам дозвонились. Мы всегда рады звонкам.

– Уж очень быстро прошел эфир, но уж если на нас и снизошло вдохновение, то только потому, что на нас смотрят 54 миллиона прекрасных женских глаз.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин. Тема беседы: «Тюремное служение. Чем помочь заключенным».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы