Беседы с батюшкой. Почитание святых

21 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма в честь святителя Спиридона Тримифунтского в Кронштадте священник Иоанн Марченко. 

– Отец Иоанн, благословите наших телезрителей.

– Дорогие братья и сестры, Бог благословит вас на добрые намерения, дела, мысли. Поздравляю всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы!

– Тема сегодняшней передачи очень важная и интересная – почитание святых в нашей жизни. Когда мы говорим о почитании святых и о том, насколько это важно, мы сталкиваемся с проблемой замены почитанием святых почитания Господа Иисуса Христа. Есть такая проблема?

– Да, существует такая проблема в наше время среди верующих людей, которые часто ходят в храм. Среди тех, кто крещен, но еще не совсем воцерковлен, эта проблема, возможно, проявляется в большей степени, но она существует.

– У нас всегда есть те святые, которых мы, так или иначе, все время вспоминаем. Может быть, на меня разозлятся наши слушатели, но тем не менее... Когда мы садимся в автомобиль, то часто встречаем такую планшеточку, на которой три иконы: Спаситель, Богоматерь и святитель Николай Чудотворец. Более того, когда люди задают вопрос, что такое Троица, вот они отвечают, что такое Троица. Тем не менее все равно в нашей традиции люди очень почитают святых. И что нам нужно сделать здесь, чтобы мы понимали, в чем разница между почитанием святых и верой?

– Существует четкое разграничение: есть богопочитание и почитание именно конкретно святых, святых икон. Всего, что относится к святости в Церкви, то, что Церковь установила своими канонами, догматами чтить как святого или какой-то святой предмет. Нужно, чтобы каждый человек для себя провел эти четкие границы и понял, что в почитании святых мы прежде всего почитаем образ нашего Господа Иисуса Христа. Почитаем тот евангельский идеал, который они могли воплотить в своей жизни, тот идеал, о котором говорил Господь наш Иисус Христос. И, конечно, почитание святых не должно заслонять богопочитания, когда человек может не причащаться, не читать Священного Писания, не соблюдать посты, но, узнав о том, что в его город прибывают те или иные мощи, часами стоять, чтобы приложиться к святым мощам.

Конечно, возможно, это будет на пользу человеку – и в этот момент Господь затронет его сердце и обратит к Себе даже через это маленькое почитание, к которому человек прибегнул в своей жизни. Но почитание святых также является очень важным аспектом духовной жизни. Почитание святых должно основываться на сознательном действии человека, то есть человек должен изучить житие того или иного святого. Не просто чтить абстрактную личность, которую он вообще не знает (и ничего не знает о его жизни: «чтят другие, буду чтить и я»; «все едут к этим мощам, поеду туда и я»). Человек должен потрудиться, помолиться этому святому, чтобы он открыл ему те или иные стороны своей духовной жизни, чтобы человек, читая житие, постарался в своей жизни что-то уподобить житию того святого, к которому он стремится. В этом и есть истинное почитание – в уподоблении святым. Потому что каждый из нас призван к святости. Апостол Павел называет всех христиан святыми, мы не должны никогда забывать об этом. Святые были такими же людьми, как и мы, как каждый из нас: они хотели спать, есть, чувствовали боль, усталость, но силой Божией смогли преодолеть грех, тягость этого мира.

– Вопрос телезрителя: «Что такое святость?»

– Я уже отчасти ответил, наверное, на этот вопрос, когда объяснял, что такое почитание святых. Святость – это воплощение в своей жизни евангельских идеалов. В разной степени, как доверено человеку по силам его. Кто-то был подвижником аскетической жизни, кто-то творил добрые дела среди людей, кто-то проповедовал Евангелие по всему миру, кто-то творил чудеса перед людьми, кто-то умер мученически за Христа и тем прославил Его. Святость – это как раз отражение Божественного начала в нашем бытии, потому что каждый из нас создан по образу и подобию Божию. Но в каждом из нас существует также и удобопреклонность к греху. И вот святость – это когда забота о своей душе, о спасении своей души становится выше, чем забота о своем теле; когда человек умеет доверять Богу, слышать призыв Божий, то, к чему его Бог призвал, через тех же подвижников Церкви, через Священное Писание. У нас два главных авторитета в Церкви – Священное Писание и Священное Предание, то есть учение святых отцов. Пользуясь всем этим, что оставил нам Бог через Духа Святого, каждый из нас в своей личной жизни может обрести святость в той или иной мере.

– Отец Иоанн, Вы еще являетесь священником храма, который у нас, наверное, будет все-таки восстановлен, – Андреевского храма в городе Кронштадте, где служил святой праведный Иоанн Кронштадтский. Каждый раз, когда мы говорим об отце Иоанне, мы знаем о том, сколько реальных чудес он совершил при жизни своей. И по молитве ему до сих пор совершаются совершенно удивительные, чудесные события. Меня всегда волновал в этом смысле вопрос: когда мы почитаем святого, то в нашей молитве мы всегда пытаемся в самом бытовом смысле донести до святого свои проблемы. А так ли это должно быть? Мы плотские люди и на святого возлагаем свои бытовые проблемы. Или это не очень правильно и мы должны думать о каких-то очень высоких духовных проблемах?

– Нет, мы все живем в этом мире, и у всех нас существуют и маленькие, и большие проблемы. Но мы никогда не должны возлагать их на святых. Мы должны просить святых помочь, встать рядом, так как мы исповедуем, что у Бога нет мертвых, у Бога все живы. Тем более те люди, которые достигли высоты в стяжании Святого Духа, могут просить у Господа за нас, грешных. Потому что мы, бывает, по своему греховному состоянию даже в молитве пребывать нормально не можем: стоим и думаем о чем-то земном, о каких-то земных вещах, не умеем благодарить Бога за то, что у нас есть. И из-за этого мы просим помочь святых. Но каждый из нас не должен забывать, что необходимо самому очень хорошо потрудиться, чтобы помог Господь и помог тот или иной святой. Я всегда делаю большой акцент, что если вы просите какого-то святого в чем-то вам помочь, то постарайтесь ему хоть в чем-то уподобиться: в доброте, в чистоте, которую он имел... В этом и будет ваше истинное почитание. И конечно, он откликнется на вашу молитву.

– Вопрос телезрительницы из Подольска: «Я верующий человек. У меня на квартире жили люди, потом они съехали и полностью меня обобрали: все-все забрали, вывезли, кроме мебели. Я думаю, мне их проклинать или не проклинать? Или просто сказать: Бог с вами? Как поступить?»

– Ну, проклинать-то точно не стоит, потому что каждый из нас должен благословлять проклинающих нас; так заповедал Господь. От того, что человек проклянет кого-то, ему легче не станет, он в первую очередь разделит с этим человеком тяжесть греха. Закон любви – в первую очередь в прощении. Каждый из нас, если он верующий христианин, должен представлять, что зачастую Господь дарует нам спасение не в благополучии. Каждый из нас знает из Священного Писания историю Иова Многострадального, когда друзья к нему приходили и говорили: «Прокляни Бога и умри». Он говорил: «Нагим я в мир родился, нагим и умру». В наше время человек в каких-то небольших бедах, которые его окружают, в испытаниях (потому что это именно испытание, посланное от Бога) видит проблему и начинает ее решать; он не видит проблему в себе, что это испытание послано ему для того, чтобы он изменился, чтобы он, возможно, стал чище, научился любить людей, чтобы в нас проявилось то истинное «я», которое в нас существует. Другой человек скажет: «Да, я с этим человеком поступил плохо, но он христианин, а поступил не так, как христианин, – он не простил меня». И в этом будет наш грех – что мы не несем свет евангельской истины в мир среди людей, среди обижающих нас. Господь нам заповедал, в Евангелии написано: «Любите врагов ваших». Это именно говорилось о личных врагах.

– Вопрос телезрителя из Белгорода: «В Евангелии сказано, юноша подошел к Христу и сказал Ему: “Учитель благий!” Христос ему ответил: “Зачем ты называешь Меня благим? Никто не благ, только один Бог”. Почему же мы людей называем благими: святых или преподобных? Получается, что мы умнее Христа?»

– Я об этом уже говорил: когда мы святых называем благими, святыми, восхваляем их духовные подвиги, мы в первую очередь чтим именно Бога. Мы должны научиться различать эту языческую тягость нашего прошлого, прошлых корней, когда мы начинаем обожествлять предметы, которые видим, обожествлять тех или иных людей. Мы не видим, что за этими людьми стоит Бог, что Бог через них благовествует нам. Потому что Бог и дьявол – это суть духи, и в нашем мире они могут проявляться только в нашем общении друг с другом. Всегда поле битвы – сердца людей. И в нашем общении мы проявляем ту или иную приверженность господину (какому-либо из двух). Почитая святых, мы почитаем именно первообраз Господа нашего Иисуса Христа, почитаем того идеального человека, который был создан в раю, в котором не было греха. Таким образом, среди святых мы стараемся увидеть то, к чему Господь и нас призвал. Почитая святых, мы должны следовать пути, которым следовали эти святые, и призыву Господа, который они слышали.

– Отец Иоанн, Вы являетесь настоятелем храма во имя святителя Спиридона Тримифунтского в городе Кронштадте. У нас очень мало храмов, посвященных этому святому, я могу их буквально перечислить. Получается, что пятый храм в нашей митрополии посвящен этому святому. Знаете, меня всегда в хорошем смысле поражало желание прибегать к помощи Спиридона Тримифунтского. Почему в нашей стране среди русских людей так почитается Спиридон Тримифунтский? Корфу вроде бы вообще не наш... Почему так?

– Я этот вопрос уже однажды слышал, но в более прямой форме. Когда меня назначили настоятелем храма в городе Кронштадте, я от человека услышал: «А почему храм Спиридона Тримифунтского? Что этот святой сделал для нашего города? Он разве здесь жил?» У нас много святых, которые не жили ни в наших городах, ни в России вообще. Для меня в первую очередь почитание Спиридона Тримифунтского связано с тем, что он был одним из главных свидетелей евангельской истины на Первом Вселенском Соборе, он защищал догматы нашей веры, участвовал в установлении того Символа веры, который каждый верующий читает в утренних молитвах каждый день. То чудо он сотворил на Первом Вселенском Соборе... Если у кого-то дома есть икона святителя Спиридона, тот видел, что он держит кирпич в руке – и из кирпича вверх исходит огонь, а вниз сходит вода. Такое чудо сотворил Спиридон на Первом Вселенском Соборе, доказывая троичность Бога. Не каждый из нас может даже маленькое чудо сотворить, не говоря уже о тех великих делах, которые святитель Спиридон творил при жизни. Он защищал слабых, обиженных, обездоленных, нищих перед лицом тех врагов, которых они имели, и зачастую эти враги были как раз исполнены нечестия, злобы и служили совсем не светлым силам. Этот святой, как и святитель Николай, защищал нашу веру на Первом Вселенском Соборе, поэтому он достоин почитания среди нашего народа. Многие из людей прибегают к нему в молитве, прося у него какого-то благосостояния в своей жизни, прося помощи в тех или иных нуждах, и получают просимое. Я сам убеждался много раз среди знакомых, среди людей, которые мне близки, как помогает святитель Спиридон. Люди не приходят к колодцу, в котором нет воды.

– Вопрос телезрительницы из Смоленской области: «У меня в семье очень много пьющих людей, вообще в нашем роду много пьющих. Сейчас у меня брат очень сильно пьет. Я пыталась ему помочь, возила его в больницы, но ничего не помогло. У него начинают отказывать ноги... В душе у меня, конечно, жалость к нему, но я говорю ему: «Не ходи ко мне, не проси денег, покушать я тебе дам». В больницу он ехать не хочет, лечиться не хочет, сейчас у него отказывают ноги. Как мне с ним поступать? Я не знаю...»

– Когда спрашивают, как научиться любить человека и возможно ли это – научиться любить всех людей, кому-то помочь, – это бывает невозможно с определенным сердцем человека. Когда человек хочет научиться любить всех, а сердце его горделивое, невозможно научиться любить не то что всех, а хотя бы тех, кто рядом с тобой находится. Каждый из нас должен совершить что-то духовное в своей жизни, совершить какой-то духовный выброс из своего состояния, в котором он существует. Люди зачастую создают для себя даже в духовной жизни какую-то зону комфорта. Человек решил: вот я хожу по воскресеньям в храм, стараюсь соблюдать все посты, исповедуюсь, причащаюсь раз в месяц, читаю Священное Писание иногда… И на этом духовная жизнь ограничивается. Все остальное, что происходит в его жизни, – немножечко уже отдельное от этого, будто это какой-то другой человек. И это называется не духовная зона комфорта, а духовная смерть, когда человек перестал духовно расти.

Чтобы совершилось чудо в жизни каждого человека, человек должен дорасти до определенной ступени. Бывает, что наша душа субботствует, то есть ждет воскресного дня. Вот сегодня праздник Рождества Богородицы: утроба Анны, матери святой Девы Марии, субботствовала, ждала, пока родители вырастут, научатся с чистым сердцем претерпевать поношения сродников, соотечественников. Потому что мы знаем, что это бесчадие было подобно проклятию Божию, так люди считали. Но они верили и продолжали молиться, трудились, все больше и больше возлагали на себя какие-то духовные подвиги, и чудо произошло в их жизни. Чудо, если дословно понимать, – это возвращение к райскому состоянию бытия человека. И чтобы это чудо произошло, мы должны в себе образ и подобие Божие проявить максимально.

– Вопрос телезрительницы из Санкт-Петербурга: «Батюшка Иоанн, какие святые Вам ближе по духу и чем?»

– Наверное, много святых. Я стараюсь все-таки в первую очередь придерживаться богопочитания. Для меня каждый святой является великим, потому что святой, который получил даже один талант и не пошел и не закопал его, уже добрый раб, и перед лицом Господа они являются равными, потому что в любви нет разделения. Господь не разделяет. Это мы, бывает, разделяем людей по святости: этот больше святой, этот – меньше. Хотя перед Престолом Божиим они одинаково предстоят. Царствие Небесное не делится на какие-то сектора, как трибуны на футбольном поле: один сектор, другой; здесь дороже, а здесь дешевле. У Господа нет такого разделения.

Я стараюсь больше следовать тем святым, которые проявляются в моей жизни: это Спиридон Тримифунтский, Иоанн Кронштадтский, Николай Чудотворец, Иоанн Царскосельский (я живу в Царском Селе и служил здесь довольно продолжительное время). Также для меня, как для богослова, студента, который обучался в семинарии, очень важны те святые, которые утверждали догматы нашей Церкви: Спиридон Тримифунтский, Николай Чудотворец, Афанасий Великий. Для меня очень важны те святые, которые писали молитвы для нашей Церкви; святые, утверждающие святость в нашей стране: князь Владимир, благоверный князь Александр Невский, мощи которого почивают в нашем городе. Я не могу сказать конкретно, что вот этого святого я почитаю в большей степени, чем другого; для меня каждый святой достоин похвалы.

– У нас часто бывает так: мы думаем, что, например, от греха алкоголизма нужно молиться пред иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша»...

– И мученику Вонифатию.

– И мученику Вонифатию; не дай Бог, если кому-то другому. То есть Господу Иисусу Христу молиться нельзя. Я специально так остро поставил вопрос. У нас есть проблема, когда мы начинаем суеверно обращаться к святым, потому что знаем, что он отвечает за это, за это или за это. Насколько это вообще, в принципе, позволительно?

– Тот или иной святой прожил свою жизнь, прославился своими делами и определенным пройденным этапом к святости, какими-то трудами. Святой имел личный опыт; как и мы, был человеком, и это сознательное «я» продолжает пребывать в его святости, предстоя перед Господом, в его душе, которая находится перед Господом. И этот опыт пройденной жизни остается при святом. Конечно, у нас в Православной Церкви существует давняя традиция просить того или иного святого о конкретной помощи. Но я, например, людям, которые приходят с той или иной проблемой (кому молиться, когда зуб болит, нога болит, рука болит, еще что-то), всегда говорю: вы начните сначала молиться Господу, и Он вам откроет, какому святому молиться. Начните не просто молиться тому или иному святому, а потрудитесь: почитайте, какой святой как жил, что он делал, почему люди почитают его как покровителя скота, например, или как покровителя земледельцев. В этом труде нам откроется истина – и каждый поймет, какому святому молиться. Но чтить через святого мы должны Бога.

– Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Очень люблю слушать профессора Осипова А.И. Как-то речь шла о посещении монастырей, которые находятся от места жительства очень далеко. Он говорил: вот, мол, вы едете за много километров, готовы простоять десять часов в очереди, а лучше бы посещали храм у себя дома как можно чаще. У меня возник такой вопрос: что делать, если нет возможности посещать монастыри, святые места? Может быть, достаточно посетить их раз в жизни? Или это надо делать действительно как можно чаще?»

– Каждый из нас должен понять, что не нужно искать благодатного места на земле; что лучше или хуже – это зачастую вопрос личного характера; в такой сфере каждый человек решает сам для себя. Если нет возможности ездить, значит, Бог дал вам на своем месте воплотить возможность святости. Кому-то Бог дал возможность ездить. И для кого-то ездить по святым местам является какой-то ступенью на пути спасения, но это никогда не является спасением. Можно объездить хоть все святые места мира, а в душе может вообще ничего не произойти, не измениться, тогда в этом зачастую нет никакого смысла.

Когда человек едет в то или иное святое место, он должен для себя задаваться вопросом: зачем я это делаю? с какой целью я это делаю? чем это будет полезно для моей души и будет ли полезно вообще? Возможно, в этой поездке откроются определенные грехи человека, когда он увидит, что, например, вообще не может находиться рядом с посторонними людьми, не может есть за одним столом с теми или иными людьми. Поездки бывают абсолютно разные, но если у вас нет возможности ездить, то постарайтесь на своем месте увидеть то, к чему вас призвал Господь.

Мы из жизни святых можем увидеть, что многие святые никуда не ездили. Они не ездили в Иерусалим, где ходил Господь, они совершали свое святое дело в своей жизни, которую Господь им даровал, в своих трудах, которые Господь им послал, в своих испытаниях, в семейной жизни или в месте служения. Главное – научиться доверять Богу и видеть, что если ты не посетил тот или иной храм или монастырь, то это не значит, что ты стал хуже, что не радеешь о спасении.

Конечно, если у человека есть возможность, то хорошо бы поехать; может быть, открыть для себя что-то новое. Потому что даже с точки зрения обычной человеческой жизни смена обстановки тоже является полезной для человека. Тем более смена духовной обстановки тоже зачастую является полезной. Возможно, человека затронет какая-то природная красота того или иного места, затронет красота монументальных строений, храмов в тех или иных местах или монастырей, та сила духовного пребывания святых, которые были в этих местах. Человек увидит, что люди в святых местах также стремятся всей своей жизнью воплотить и свою святость.

– Если Вы говорите о воплощении святости, мы можем вспомнить святых отцов, которые говорили о том, как важно трудиться на строительстве храмов. Я не могу избежать этой темы, потому что я был в храме, который сейчас практически строится заново в Кронштадте, и увидел тех людей, которые там трудятся. Я подумал: надо же, совсем разные люди, не только воцерковленные, а разные люди трудятся на воссоздании храма! И неужели этот труд людей (скажем так слабоверующих или неверующих), которые там трудятся, будет не учтен Господом?

– Во-первых, Богу виднее, что будет учтено, что не будет учтено. Но каждый благой труд непременно окажет какое-то влияние на наше состояние души. В первую очередь труд поменяет нас, когда мы будем его совершать. Воссоздание храмов тоже может совершаться абсолютно по-разному. Бывает, человек богатый или очень богатый считает, что если он жертвует определенную часть на строительство храма, то в этом его спасение и он спасет свою душу тем, что делает доброе дело; он в этом уверен, он в этом убежден. Это тоже духовная смерть. Люди делают добрые дела без оглядки назад, как говорится в Писании: «Взявшийся за плуг и смотрящий назад неблагонадежен для Царствия Небесного».

Я наблюдаю, как люди приходят создавать заново храм, потому что в этом месте храма не было, это был военный городок № 49 в Кронштадте. Военные оттуда недавно ушли, и буквально за два года очень многое там сильно изменилось: здания, которые там стояли, были превращены в руины местными жителями, возможно приезжими. Не хочется никого осуждать, но факт налицо. Потому что когда я пришел на территорию (это был вечер), я ощутил себя с фонариком как в фильме «Сталкер». На заборе надпись: «Запретная зона». Все здания выглядят так, как будто из них убегали в панике люди во время какой-то войны, все выносили оттуда. Кто-то там жил какое-то время, осталось много следов пребывания военных: разбросанные противогазы, разбитые военные ящики. А здания были изувечены мародерами до неузнаваемости: стоят одни колонны из кирпичей (на территории много зданий), а ни крыши, ни стен, ни окон нет, пол сняли.

Когда я вошел в то здание, куда меня назначили настоятелем, оно было закидано кирпичами. И очень много разного мусора было внутри. Когда я увидел, в каком запустении все пребывает, то немножечко поскорбел, но понимал, что на это у меня нет времени. И начал делать. Один. Я приходил по возможности и сам выкидывал кирпичи из окна. Так я очистил полздания. Ко мне подключился еще один человек. Мы очистили основное помещение от строительного мусора, но все равно все оставалось грязным. Начали подключаться другие люди, большинство из которых не живут в Кронштадте, но кто-то знает меня. А кто-то даже в церковь никогда не ходил, но говорит: «Батюшка, я вижу Вас и просто не могу пройти мимо, я должен остаться поработать». Одна девушка Евгения однажды убежала на автобус, потом прибегает и говорит: «Нет, я не могу уехать, я должна остаться. У меня сегодня выходной, я чувствую, что должна потрудиться». Школьники приходят, помогают убирать территорию. Они приходят не то что создавать храм, но даже в своем благом труде – в уборке, обустройстве территории – совершают благое дело, и каждому воздастся, Господь затронет сердце каждого человека.

Я вижу, какие абсолютно разные люди приходят, от мала до велика, у каждого свои проблемы, но каждый жертвует временем. Я среди них являюсь, наверное, последним слугой, потому что я не себе храм строю, это они строят храм, в котором, Бог сподобит, я буду предстоять за этих людей. Они будут вместе со мной предстоять за престолом и молиться каждый о своем. Поколения будущих людей волей-неволей будут чтить в молитвах строителей этого храма, и каждому человеку будет продолжать воздаваться: его имя будет звучать на протяжении всего времени, пока будет существовать этот храм, на протяжении всего времени, пока будет существовать наша Церковь, которую врата ада не одолеют, она будет существовать вечно.

– Врата ада не одолеют Церковь до тех пор, пока будут эти люди, которые вот так просто будут трудиться. Этот труд, конечно, благодатен. Я посмотрел, рядом с храмом готовится место для Поклонного Креста. Мне было удивительно то, что эти камни, которые там уготованы для основы креста, не просто булыжники, а это камни, что называется, из Ладоги. Это, конечно, удивительно! Установка Поклонного Креста будет буквально в следующее воскресенье, но прежде чем Вы об этом расскажете, примем телефонный звонок.

Вопрос телезрительницы из Самары: «У меня очень много икон святых, которых я лично почитаю. Я слышала недавно, что, оказывается, иконы просто так не стоят на иконостасе, нужно петь тропари святым. Я привыкла тропари петь или читать, включая их в свое утреннее келейное правило. Но иногда просто физически не хватает времени, потому что икон очень много, каждого святого хочется почтить. И боишься обидеть тем, что не пропел тропарь тому или иному святому. Что Вы скажете по этому поводу? Могу ли я изредка пропускать чтение или пение тропарей? Или все-таки обязательно в свое утреннее келейное правило я должна это включить?»

– Во-первых, мы должны понять, что святые не обижаются никогда, они могут нам только сострадать в том или ином состоянии нашей души. Каждый сам на себя возлагает определенное молитвенное правило и должен стремиться к исполнению этого правила, раз он сам на себя его возложил. Но есть и простые слова: «Все святые, молите Бога о нас». Если вы не можете прочитать тропари всем святым, потому что нет времени, то скажите эти замечательные слова этой молитвы, попросите милости. Или читайте по очереди тропари тем или иным святым. Но мы не должны делать из этого какое-то правило нашей духовной жизни, мы должны стремиться к большему, в первую очередь к Господу нашему Иисусу Христу. Потому что зачастую человек в своих правилах, в своих законах, которые он на себя возлагает, перестает видеть истину.

Ко мне приходит множество людей. Историй множество: люди рассказывают свои проблемы, и среди множества этих историй ты видишь истину. Приходят к бабушке, а бабушка не может посидеть с внуком, потому что ей нужно молиться, и зачастую отвечает со злобой: «Не приставайте ко мне». Разве в этом есть евангельская истина, к чему нас призвал Господь? Мы должны видеть, чувствовать свое состояние души, стараться исполнять те правила, которые на себя возлагаем, но не делать из этого главного правила. Главное правило у нас – это следование Господу нашему Иисусу Христу, и не просто в предстоянии перед святыми в тропарях, кондаках, а в первую очередь в образе своей жизни перед лицом Бога и окружающих людей, близких.

Зачастую многие приходящие ко мне бывают неверующими, и они говорят: «Посмотрите на него, он верующий, он постоянно молится, а поступает совсем по-другому, строит внешнее благочестие». И как раз это нас уподобляет тем самым окрашенным гробам, о которых говорит Господь: снаружи красивые, а внутри полные мерзости и нечистот. Поэтому старайтесь молиться по тому правилу, которое вы возложили на себя, но не ставьте это во главу угла своей духовной жизни, старайтесь воплощать евангельский свет прежде всего в своих делах.

– Отец Иоанн, я очень благодарен Вам за сегодняшнюю нашу беседу, за столь подробные ответы на вопросы наших телезрителей. Прошу Вас благословить наших телезрителей.

– Всех, дорогие братья и сестры, я хотел бы пригласить 23 сентября, в воскресенье, на установку Поклонного Креста в городе Кронштадте, которая состоится в 11:30 по адресу: Кронштадтское шоссе, дом 29.

Господь благословит всех на благие дела! Ангела-хранителя и Божией помощи вам!

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма иконы Божией Матери «Отрада и Утешение» на Ходынском поле города Москвы протоиерей Иоанн Кудрявцев. Тема беседы: «Наследие преподобного Амвросия Оптинского».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы