Беседы с батюшкой. Трезвость

10 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Отец Александр, что такое трезвость и какие виды трезвости бывают?

– Трезвость – такое состояние человеческого ума, человеческого сердца, при котором они не загрязнены тем, что отвлекает от Царствия Небесного, Царствия Божия, от богомыслия, молитвы, от самого светлого и обнадеживающего; когда человек с помощью Божией может определять свои духовные ориентиры, служить Богу делом, словом, своей жизнью, делать это правильно, по воле Божией: так, как учит Святая Церковь. То есть это целый процесс, который иногда растягивается на всю жизнь.

– Какие виды трезвости бывают?

– Вы знаете, очень хорошо, когда человек понимает трезвость не в плане «не быть опьяненным, пьяным», а когда понимает, что и трезвение, и трезвость должны наблюдаться в духовной, душевной, телесной (физической) сфере. Если рассматривать духовную, душевную, телесную сферы по отдельности, то там, конечно, есть свои различия.

Духовная трезвость – это когда человек находится в определенном состоянии (состоянии трезвения), когда он не упоен, не обманут духами злобы поднебесной, не кидается, как рыбка, на наживу, на крючок, что предлагают различные секты, лжепастыри, лжецеркви, которые заманивают человека в свои сети, как бы одурманивая его. То есть человек должен находиться в духовном трезвении. Трезвость духовная подразумевает молитву, правильную жизнь в Церкви, подразумевает, что сердце и ум человека всегда заняты Богом, богомыслием, что вся человеческая жизнь строится таким образом, что места Бога, места горнего, никогда не занимает что-то иное, Господь не уходит на второй план. Это то, что касается духовной составляющей трезвости, духовного трезвения.

К душевной нетрезвости мы должны прежде всего относить такие явления, когда человек находится в ненормальной душевной эйфории, приподнятом настроении, которое не имеет каких-то оснований, когда человек находится в приподнятом настроении, вызванном опьянением.

– Это тоже нетрезвость?

– Это душевная нетрезвость. Человек должен избегать этого. Выделяют патологические формы подъема настроения, при которых человек опьянен и неправильно ориентируется на месте и в пространстве, неправильно ведет себя, его поведение вызывает вопросы со стороны окружающих. То есть основания для такого душевного состояния нет: то, что окружает человека, что происходит вокруг него, на это не влияет. Человек находится в неестественном состоянии. В психиатрии, при некоторых формах шизофрении (это болезнь!), бывают такие состояния, когда человек находится вне душевного состояния трезвости.

А бывает так, что человек ведет такой образ жизни: он невоспитанный, некультурный, не имеет особого правильного душевного базиса и ведет себя таким образом, что у людей верующих, правильно воспитанных, у которых есть определенные нормы и каноны, возникает много вопросов. Неуместно поведение, когда человек ведет себя неподобающим образом в храме, когда Церковь празднует то или иное событие, а человек противопоставляет себя этому. Какая причина? Неправильное воспитание, действие духов злобы, которые всегда противятся Церкви, неправильная информированность (или неинформированность) человека о происходящем духовном событии. Имеет место состояние душевной прелести, душевного опьянения. Поэтому мы должны очерчивать эту тонкую грань.

Состояние физического опьянения (состояние нетрезвости) общеизвестно: когда человек курит, употребляет одурманивающие, опьяняющие вещества, которые изменяют его сознание. Сознание, в принципе, изменяют и «вещества», относящиеся к душевному и духовному состоянию нетрезвости. Они тоже опьяняют человека и вводят его в это состояние. Церковь всегда призывает человека быть трезвым, то есть отсекать от себя те элементы, которые вводят его в обман.

– Телесная нетрезвость разрушительна. Духовная нетрезвость тоже губительна?

– Она вводит человека в заблуждение, и человек может потерять надежду на спасение.

– Чем вредна душевная нетрезвость? Казалось бы, приподнятое настроение ничего такого особенно опасного в себе не несет…

– Дело в том, что людьми, которые относят себя больше к миру, чем к Церкви (мир –состояние секулярного общества, которое отделено от Церкви), приподнятое настроение, состояние эйфории рассматриваются как норма. Вот Вы говорите: плохого ничего не приносит… Приносит. Когда человек находится в состоянии приподнятого настроения, для которого нет основания, в дальнейшем это приведет к ссоре, драке. Это тоже выброс чувств, эмоций, которые не имеют христианской окраски. Выяснение отношений. Допустим, есть пара: молодой человек и девушка. Улыбаются, смотрят друг на друга. И тут девушка начинает смотреть в другую сторону. И тоже улыбается. Или молодой человек улыбается и смотрит в другую сторону. Плохого ничего не происходит. Но между ними возникает ссора. Это самый примитивный пример, но он характеризует несовершенство душевных качеств.

– Почему тема трезвости актуальна именно сегодня, в преддверии праздника Усекновения главы Иоанна Предтечи?

– Потому что здесь все три разновидности трезвости сходятся в одном человеке – Ироде, тетрархе, которого обличал Иоанн Предтеча. Понятно, что этот человек был духовно, душевно несовершенным. Ну и пьяница был. От него зависела жизнь Иоанна Предтечи, но он был обманут дочерью своей жены (с которой жил незаконно, за что его и обличал Иоанн Предтеча). Пребывая в состоянии физической трезвости (то есть когда он не был пьяным), он понимал, что это праведник, человек, который живет особенной жизнью, который говорит правду, озвучивает законы иудейского общества, законы духовные. Он все это прекрасно понимал, поэтому и не особо пытался схватить Иоанна Предтечу. А когда получилось его схватить, «поработала» жена Ирода: настроила свою дочь, та плясала, своей «грациозностью», «красотой» пленила сердце Ирода (потому что дочь-то была не его родная – и он засматривался, в нем возникли страсти) после того, как он принял одурманивающие напитки. Это были очень крепкие напитки. В то время, конечно, водки не было (концентрированной), но вещества, которые содержали в себе 15-20% чистого спирта, уже могли вызывать определенные душевные, духовные и физические изменения в человеке.

И, поддавшись этим изменениям, Ирод выполняет просьбу той, которая соблазнила его, пленила его сердце. Она спросила у матери, что необходимо сделать, что просить, потому что Ирод при свидетелях сказал, что отдаст ей полцарства. И мать этой плясуньи прекрасно понимала, что полцарства – это не все, что она хотела бы иметь. Она хотела иметь все царство через Ирода. И сказала: необходимо избавиться от того человека, который своей безгрешной, высоконравственной духовной жизнью перекрывает ей путь к царствованию не над половиной, а над полным государством через того, кто поддается страстям. Она сказала, что просит всего лишь голову того человека, который находится в заточении. И получила ее.

В Священном Писании говорится, что Ирод немного опечалился, но так как обещал дать ей все, что она пожелает, исполнил ее волю, ее просьбу. Здесь Церковь усматривает корень проблемы: когда человек находится в состоянии духовной, душевной прелести –  не в состоянии трезвения, он способен произвести очень много ошибок нравственного, бытового характера в своей жизни. Если это предводитель народа, куда он заведет свое общество в пьяном состоянии? Ведь мы знаем, что у людей, которые злоупотребляют тем же самым алкоголем (не знаю, что еще они употребляют), бывает очень много ошибок, которые громким эхом отзываются в истории. Поэтому Церковь видит источник проблемы именно в состоянии человеческого сердца и ума, духовного нетрезвения, духовной нечистоты.

– Ирод совершил ошибку, пленившись красотой танца. Можно ли сказать, что красота мира является источником заблуждений и нетрезвости?

– Вы имеете в виду устройство мира?

– Наслаждение красотой.

– Если человеческий ум, человеческое сердце обезображены страстями, то видение красоты через очи страстного человека совсем не означает, что это истинная красота.

– Отец Александр, чем трезвение отличается от трезвости?

– Трезвение – это процесс. Трезвость – это состояние. Процесс заключается в определенном жизненном делании, выбранном пути, когда ты используешь особые методики, придерживаешься особых правил, чтобы поддерживать это состояние. Потому что определенное состояние приходится на какой-то момент времени. Сегодня человек может быть трезвым, завтра – опьяненным, потом опять трезвым, опять опьяненным. Мы должны вспоминать слова Спасителя: «В чем застану – в том и сужу». Поэтому Церковь предлагает жить трезво. И процесс этот называется трезвение. Когда ты на протяжении всей своей жизни живешь так, как хочет от тебя Бог. Мы должны помнить об этом, агитировать людей, чтобы они жили трезво, рассказывать людям о трезвости, должны приводить их в Церковь, чтобы они изменяли свое сердце, свое сознание, чтобы в них происходил определенный процесс перерождения, изменения.

Греки используют  слово «метанойя», когда ты изменяешь свое сознание. Оно у тебя было греховным, тянуло к страстям, к пьянке, к алкоголю, всяким мерзостям… И вот Господь осеняет сердце человека Своей любовью, благословляет его, и человек изменяется, будто перерождается. Душа остается та же, но по воле Божией происходят определенные чудесные изменения в сердце и уме человека, он становится другим. Ему противно быть в таком состоянии, которое противно Богу.

– Вы сказали, что есть определенные методики, которые помогают человеку сохранить трезвость. Каковы эти методики?

– Методики бывают медицинского характера, бывают психологического, душевного, духовного характера. Наша Русская Православная Церковь имеет опыт применения этих методик.

Духовная методика – это когда человек наполняет свое сердце Божиим словом, занимает свои мысли чтением Священного Писания. Этот процесс можно сравнить с действием запоминающего устройства. В устройстве есть определенный объем памяти. Когда он заполнен не полностью, да еще там находятся всякие гадости, то можно понять, каким образом работает это устройство, когда извлекаешь информацию. Что там? Мусор, грязь, гадость. Когда ты начинаешь заполнять свободный объем памяти словом Божиим, жизнью во Христе, жизнью церковной, ты начинаешь понимать, что существующий объем памяти, который не относится к такой жизни, не имеет полезной нагрузки. И понимаешь, что надо это выкинуть, увеличить объем за счет выкинутого плохого. 

– Сознание, что нужно, а что не нужно, приходит со временем.

– Да, когда это все уляжется, определенным образом отформатируется, сложится в определенный рисунок, картину, тогда человек начинает жить по-другому, то есть давать плоды своей жизни. Его не будет тянуть ко греху, он будет видеть грех таким, какой он есть, видеть всю мерзость этого греха, все то, что Богу противно. А то, что Богу противно, то и человеку противно. В нем будут просыпаться высшие формы, высшие качества души. Они есть только у человека, эти духовные качества. И когда человек начинает жить такой жизнью, изменяется, то, конечно, изменение душевных качеств человека приводит к тому, что он изменяется и физически. Посмотрите на человека, который ведет забулдыжный образ жизни: вонючий, пьяный, матерщинник, ничего не хочет, законы общества не признает, законы духовные не знает, Бога не знает и видеть не хочет.

Когда над ним поработали, предоставили ему определенный объем знаний из правильного душевного, духовного опыта, посмотрите, что с ним происходит: он опрятный, чистый, понимает, что за собой необходимо ухаживать, что нельзя доводить свой организм до такого состояния, когда человек не может быть красивым в очах Божиих. Это не значит, что надо ходить в салон красоты. Но надо следить, наблюдать за собой, иметь духовника, который бы подсказывал тебе, как надо жить, как надо изменяться, что необходимо делать. Церковь действительно имеет методики: молитва, пастырское душевное попечение; в центрах, монастырях происходит процесс духовного исцеления человека, в местах, где нет грязи, где эта грязь из человека просто выскребается – и человеческая душа отбеливается, становится прекрасной, красивой. И жизнь человека становится богоугодной.

– Отец Александр, Вы сказали, что мирским людям свойственно пребывать в состоянии эйфории, душевной нетрезвости.

– Не совсем свойственно, просто бывает, что человек теряет основание для пребывания в таком состоянии.

– Мирской человек стремится к этому состоянию, стремится к эйфории, приподнятости настроения, не имея духовных основ. И зачастую для него эта эйфория равнозначна счастью, а отказаться от нее означает отказаться от счастья. Как объяснить человеку, что счастье заключается именно в трезвости, а не в эйфории?

– Когда работаешь над собой, всегда трудно, всегда не хочется. Мозг хочет удовольствия прямо сейчас – и побольше. Почему у людей есть такая проблема? Когда человек живет душевно, свои душевные качества, которые привязывают его именно к сиюминутным удовольствиям, он объясняет как счастье (минуты счастья). Это все химия мозга, не больше и не меньше. Посмотрите, как потом часто ведут себя люди. Вот не получили они счастья, не получили того, что захотели, – что они делают?

– Злятся.

– Если бы. Вены режут, прыгают с балкона, вешаются. Они как маленькие неразумные дети, которые не понимают, что с ними происходит, когда их душевное спокойствие нарушено духами злобы. Они приходят и воруют такие души, забирают человека и ведут прямо в ад. Церковь всегда призывает к степенности, потому что в Церкви прекрасно понимают, что человек не сможет постоянно жить за счет качеств души. Актеры, актрисы – посмотрите на жизненный путь тех людей, которые не были связаны с Церковью. Многие стали склонны к алкоголизму, наркотикам. Очень много людей побывали в психиатрических клиниках, завершили свою жизнь нехристианским образом. И это люди, которые искали выход, которые жили душевно.

Но если бы они понимали, что душа живет за счет духа, а дух живет за счет Бога, то пытались бы стимулировать свою духовную жизнь за счет молитвы, церковных таинств, слова Божия, которое преподается в Церкви. Слово Божие должно быть не просто прочитано: взял Евангелие, прочитал – и сделал соответствующие выводы. Нет. Слово Божие нужно читать так, как учит Церковь, как толкуют святые отцы. У Церкви есть здоровое представление о слове Божьем. А если ты будешь читать Священное Писание так, как тебе хочется, хорошего будет мало. Это тоже душевное состояние: не духовное, а душевное. Вот начитался Евангелия, а потом принял соответствующие меры – и они неправильные.

Вопрос телезрительницы: «Может ли алкоголизм привести к шизофрении? Наследственности шизофрении нет».

– Алкоголизм может привести к функциональным расстройствам головного мозга, может привести к органическим расстройствам головного мозга. Это доказано. Поэтому Церковь всегда увещевает людей, чтобы они не принимали этих алкогольных напитков: крепких, слабых... Потому что изменяется человеческое сознание, головной мозг, нервы просто приходят в негодность. От алкоголя у человека развивается полинейропатия, люди страдают сахарным диабетом, поражается поджелудочная железа (это прямо орган-мишень, к заболеваниям которого приводит алкоголизм). Шизофрения – такое состояние, когда у человека развивается определенная нозологическая форма болезни, психиатрическая. У людей, которые употребляют алкоголь, может развиться состояние, которое в дальнейшем может способствовать развитию шизофрении.

– Как человеку избавиться от таких распространенных зависимостей, как винопитие или табакокурение?

– Это сложно. Приведу такой пример: человек страдает обжорством, страстью, хочет поесть. У него большой желудок. И в этом желудке очень много рецепторов, которые посылают информацию в головной мозг: еще, еще, еще давай. Желудок должен наполниться, в химическом составе пищи должно быть много жиров, белков, углеводов, которые бы всосались в кровь и дали информацию головному мозгу: «Пока хватит». Но желудок большой. И чтобы человеку избавиться от этой страсти, желудок иногда приходится урезать хирургическим путем до таких размеров, что от него оставляют только одну пятую или одну шестую часть, трубочку. Бывает так, что и эта трубочка растягивается, люди опять начинают есть – здесь прибегают к определенным радикальным методикам. Можно, конечно, использовать такие методики, которые называются диетотерапией. Но тогда необходимо, во-первых, посвящать этому очень большое количество времени: человек должен иметь определенный стол, продукты, время, чтобы приготовить поесть. Поэтому хирургическая методика проще: обрезал –вроде и есть не хочется, поел какой-нибудь жидкой пищи, с хлеба на квас перекинулся – и  сытый. А здесь надо работать над собой, чтобы такой большой желудок уменьшился. И это очень сложно.

Еще сложнее бросить пить. Потому что человек, бывает, входит в состояние ремиссии: пошел, допустим, в монастырь, помолился у иконы – и ему не хочется пить. Думает: «Ой, как хорошо, чудо произошло, исцелился». Нет. Состояние ремиссии. И апостол тоже говорит: «Не обманывайтесь». Человек должен находиться в духовном трезвении, в душевном трезвении, то есть он должен знать, что такие состояния псевдоправедности на короткий промежуток времени можно спутать с исцелением. Однако у людей, подверженных алкоголизму, состояние исцеления возникает очень редко. Состояние глубокой ремиссии бывает чаще, чем состояние исцеления, потому что исцеление – это процесс, который включает в себя изменение: каждое утро человек должен вставать, думать о Боге, каждый день думать о Боге, ложиться спать – тоже думать о Боге. Должен думать о своих грехах, своем недостоинстве. Он должен настолько упасть на дно, чтобы его душа готова была кричать Богу: «Не могу, не могу без Бога, не могу без Тебя, Господи, помоги мне». А у нас как бывает? Чуть легче стало…

– …и забывается.

– И забывается. Человек пьет, курит… А когда он курит, ему проще обмануть свой мозг, свой духовный, душевный мир, он находится в своем мирке и думает, что он изолировался от всех проблем, от всего, что его окружает. И эти проблемы остаются нерешенными, они становятся толще, больше и начинают давить на человека с еще большей силой.

Вопрос телезрителя: «Человек сотворен в чувственном мире. Духовный мир, в принципе, ему не принадлежит. Какую роль играют чувства? Всякое чувство принадлежность, человеческое свойство. Без чувств человек быть не может».

– Чувства играют для человека огромную роль. Они играют познавательную роль. Господь сотворил человека и дал ему чувства для того, чтобы он органами чувств воспринимал мир. Но человек начинает злоупотреблять этими органами чувств… Для людей, отделенных от Церкви (агностиков), или тех, которые не признают Бога, есть логическое объяснение, почему человек не должен злоупотреблять этими органами познания.

Человек духовный и человек душевный немножечко разнятся. Душевный воспринимает все острее, духовный человек воспринимает все мягче, через духовную призму все смягчается – и Господь ему больше открывает  и сохраняет этого человека больше по сравнению с тем, как если бы человек воспринимал все через свою душу. Можно взять уголек голой рукой, а можно его взять в жароупорной перчатке. Так и здесь. Когда человек хочет познать мир своими органами чувств через душевные качества, испытать боль, страдание, состояние брошенного человека, влюбленного – как нам пытаются все это накрутить, навешать, – тогда он, воспринимая все это острее, не вдаваясь в духовную сферу, часто повреждается. Транзистор перегорает. А если человек все это воспринимает так, как говорит Господь, то таким людям, духовным, живется легче. Они говорят: «На все Божья воля»; «Как Господь пошлет, так и будет». Человек воспринимает мир через сердце, но не как через анатомический орган, а как через духовный. Это такая «перчатка», защищающая нашу душу от раскаленного предмета, который способен ей повредить. Ты почувствуешь этот предмет, его физические качества, свойства, но он тебе не повредит. Поэтому Господь наделил человека душой особенной, где есть такая составляющая, которая еще способна почувствовать Бога.

– Как быть человеку, у которого обостренные чувства, обостренная психика, который по своей природе все очень остро, эмоционально воспринимает?

– Если ты человек душевный, ранимый, то должен знать, что всякий острый край либо притупляется, либо режет. Поэтому человек должен особенно внимательно относиться к себе в таких случаях и понимать, что есть законы психологии, что человеческая агрессия, которая выражается в чувствах, человеческое желание познать мир посредством чувств –не всегда то, что необходимо человеку, человеческой душе. Он должен понимать, что острые грани, которые ранят человеческую душу, могут поранить и человеческое тело. Поэтому человек должен прибегать к познавательному процессу не как животное, включать голову, думать о том, что он живет не только затем, чтобы поесть, попить, поспать, удовлетворить свои физиологические потребности. А нас к этому все время приучают, особенно Запад, Европа. Что надо человеку? Все инстинктивные начала человека выводят на поверхность. Ты можешь не молиться. И приводят пример: вот эти не молятся, те не молятся – смотрите, прекрасно живут. Эти методы мы уже испытали в советском обществе. Помните, когда была богоборческая власть? Все это мы уже пережили. Они нам это все оттуда привозят, а мы это уже попробовали. Человек должен помнить, что он – богоподобное существо. Господь создал человека для того, чтобы тот вместе с Богом испытывал радость существования. Бог настолько любит мир, настолько Он любвеобилен, эта любовь так преисполнена в Боге, что Он готов этой любовью поделиться с человеком, которого сотворил.

– К сожалению, время нашей передачи постепенно подходит к концу, еще успею задать один вопрос. Скажите, отец Александр, что является главным в деле трезвения?

– Главное в деле трезвения – это полное упование на волю Божию, попытка найти в себе любовь. Но любовь – не душевное качество, а прежде всего отблеск Божественной любви. Желание быть полезным для самого себя и для общества, в котором ты находишься. При трезвении ты понимаешь, что твоя жизнь – тот промежуток времени, который тебе отпущен для того, чтобы ты сформировал и отформатировал себя таким образом, чтобы войти в Царствие Небесное. Помните, Христос сказал ученикам: «Туда войти человеку невозможно, но возможно Богу». Поэтому человек должен знать, что без Бога он ничего не сможет сделать. Человек должен все время просить у Бога быть «нищим духом». «Нищий духом» – человек, который нуждается в помощи Божией, Божиих благодеяниях, Божией благодати. Человек должен нуждаться, требовать, испытывать такую душевную, духовную потребность каждую секунду. И таким образом человек становится блаженным, человеком, который может попасть в Царствие Небесное. И опять-таки мы должны помнить, что все решает Господь, и должны все силы, все свои упования возложить на Него.

Ведущий Денис Береснев

Записала  Арсения Волкова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы