Беседы с батюшкой. Святость в миру

3 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Отдела по молодежной, миссионерской и катехизаторской работе Гатчинской епархии, клирик собора Покрова Божией Матери в Гатчине священник Николай Святченко. 

– Только что в Череменецком монастыре прошла очень интересная конференция, тема которой как раз была «Путь святости в миру». У меня возникло очень много вопросов. Во-первых, что такое святость. И, во-вторых, как найти в миру тот путь, по которому можно идти и стать святым. Наверное, я очень дерзновенно говорю на эту тему, но тем не менее, на Ваш взгляд, возможно ли стать святым человеком в миру и, в принципе, пойти в этой жизни по пути святости?

– Конференция, которую Вы упомянули, проходила в Гатчинской епархии в течение пяти дней и была посвящена размышлениям о дальнейшей миссионерской деятельности, т.е. прежде всего она была организована для специалистов. На ней обсуждались вопросы, которые касались частностей и часто имели дискутивный характер.

Думаю, многим нашим телезрителям известно, что святой человек в Библии – это тот, который особым образом отделен Богом, о чем свидетельствует сама этимология слова. Это отделенный человек, посвященный Богу, как бы изъятый из этого мира. Иногда речь в Библии идет о каком-то изъятии, посвящении, выделении животных и предметов, но, конечно, для Бога драгоценен прежде всего человек. Поэтому первоначальное ветхозаветное понимание слова «святой» – это отделенный, выделенный, посвященный Богу. А Новый Завет, явленный нам во Иисусе Христе, оставляет тот же самый смысл: как особого освящения и посвящения Богу, но здесь уже в совершенной мере и в абсолютной доступности перед человеком открывается возможность быть посвященным Богу не только в этой жизни, не только как-то стремиться к праведности, но быть проникнутым Богом, проникнутым Духом Святым в этой жизни и в жизни будущего века. И в силу этого каждый человек имеет возможность и даже предназначен Богом идти по пути святости. Все знают, что в Евангелии Христос часто обращается к людям с призывом быть совершенными, как Отец наш совершенен, говорит, чтобы мы были Его чадами, что Он смотрит на нас как на Своих родственников. То есть во Христе Бог становится для человека максимально открытым, доступным. А что такое хождение за Христом, как не хождение по пути святости, предназначенное и определенное для всех людей?

Все помнят так называемые заповеди блаженств, когда Христос смотрит на собравшихся перед Ним людей и говорит: «Блаженны нищие духом». Думаю, всем известно, что блаженные в высшей мере счастливы, онтологически спасены. Спасены, то есть обретены Богом, драгоценны для Него. «Нищие духом» – это самые простые сидящие перед Ним люди, обездоленные, голодные, холодные, брошенные всеми, те, кого все принимают за отребье, те, которые «в списках не значатся», не имеют регалий и обречены умереть физически и так и остаться незамеченными, не стать суперзвездами, людьми, выделенными в этом человеческом мире его законами и логикой. То есть Бог поднимает с самого дна самых несчастных, самых простых, самых потерянных, как мы бы сейчас сказали.

Думаю, Вы помните, что Христос шокировал верующих Его времени тем, что общался, трапезничал с ворами, проститутками – с теми, кто не достоин спасения, кто обречен и имеет на себе ярлык человека, не могущего считаться достойным общества, с которым невозможно говорить на какие-то темы религиозного характера. Это человек, который, в общем, обречен на погибель, но Христос спускается на самое дно, и с этого дна человеческой жизни, что со дна ада (когда сошел в него), протягивает руку тем, кто видит в Нем Спасителя, кто хочет избавления от этой безрассудности, бессмысленности, в которой пребывает.

– Мы часто слышим: «Я уже старый человек, мне уже поздно меняться. Не надо мне уже ничего говорить, все равно я уже прожил свою жизнь». Тем не менее, получается, что человек в любом возрасте может обратиться к Господу с желанием спасения, и Господь повернется к нему в любое время. Получается, здесь нет никаких временных границ?

– Естественно. Мы часто можем наблюдать, что именно пожилые люди, анализируя свою жизнь, часто приходят к пониманию, что все, чем была наполнена их жизнь, является чередой событий, в определенной мере предсказуемых. Как живут собачки? Что-то делают, как-то питаются, проживают свою жизнь, а потом погибают или уходят… Как насекомые или любые другие представители животного мира... И здесь все – как мы это представляем и чувствуем – идет своим чередом. Животные существуют в результате инстинкта, какой-то заданности, вложенной в них Богом. Но пожилой человек, переживший определенные жизненные ситуации, часто тяжелые, если будет искренним, может взглянуть на все, что было, честно и признаться себе, что все было наполнено суетой; все, чем он жил, что питало его существование, как прах не имеет никакой цены. Все это было за сотни и тысячи лет до него, все это будет и после него: эти страсти, грехи, повороты жизни. И только его единственное существование, его «я» важно Богу, драгоценно для Него, является тем, ради чего Бог пришел в этот мир в лице Христа.

Мы говорим о том, что Господь ценит именно личность человека, и о призыве Им человека на служение. И, если вспоминать Ветхий Завет, Господь спрашивает: «Кого Мне послать на это служение?» И любой из будущих пророков отвечает: «Меня пошли. Вот я». Хотя мы встречаем даже случаи неповиновения Господу, когда Господь буквально вступает в диалог с тем или иным человеком, убеждая его, что тому необходимо пойти и сделать то и другое. В нашей современной бытовой жизни, такой сложной в XXI веке, что нам нужно сделать для того, чтобы услышать этот призыв Господа, если он есть? Или мы просто все призваны и призыв существует всегда?

– Как говорит апостол, нет проповеди без проповедника. С одной стороны, минимальным естественным слышанием Божьей воли, Божьей правды является обращенный к нам со словом истины евангельский проповедник. От этих людей, пребывающих в истине, мы узнаем о Боге, о том пути, к которому предназначен человек: иметь освящение через участие в едином богослужении, Евхаристии, в таинстве Причастия становясь едиными со Христом, едиными с нашими братьями и сестрами. И человек предназначен к освящению через молитву; как говорил апостол Павел, «имейте освящение через молитву»... Чтобы любовь, рождающаяся в человеке при таком богообщении, содружестве с Господом, была творцом новых дел, чтобы она была созидательной силой в жизни человека, в жизни церковной общины и вне ее, это как логичное следствие правильного богообщения.

Конечно, бывают какие-то чрезвычайные откровения, о которых Вы сейчас вспомнили, как это было явлено пророкам. Но ведь тогда они уже находились в вере, в истинном поклонении Богу, но вместе с тем Бог призывает этих людей, уже живущих религиозной жизнью, к особому служению. Конечно, кого-то из нас, православных христиан, Бог определенным образом призывает на какое-то служение, определенным образом иметь спасение для себя самих или делать что-то внешнее... Например, если человек чувствует особое призвание идти распространять веру, заниматься миссионерской, апологетической деятельностью, мы должны это, безусловно, относить к призванию Божьему. Человек не может заниматься этим, не будучи убежден и уверен, что он должен этим как-то заниматься.

Нельзя каким-то естественным образом возгреть в себе мысль о том, что я сейчас начну заниматься миссионерством, потому что так нужно делать или я так считаю. Поскольку для внутренней духовной жизни человеку в определенном смысле неестественно стремиться открывать эту жизнь вовне. В этом смысле православие имеет антимиссионерский момент – сложно поделиться с человеком своими переживаниями, своей верой. Практически невозможно. Если взять самый простой пример, даже в семье мы не можем донести до наших супругов какую-то мысль или заставить пережить что-то.

– Мне всегда вспоминается фраза: «Нет пророка в своем отечестве». В своей семье сложнее всего говорить и проповедовать.

Вопрос телезрительницы из Московской области: «Я больной человек, можно ли мне с утра выпить чаю с творожком, съесть бутербродик?»

– Когда есть какие-то болезни, предписания врача, то человек должен их выполнять и делать все необходимое для реконструкции своего тела. Об этом ясным образом сказано в «Социальной концепции Русской Православной Церкви» и во всех других ее документах: что к известной нам подготовке к таинству Причастия в полной мере человек приступает тогда, когда он физически здоров. Если есть какие-то сомнения, человек может взять благословение у священника или у своего духовника, но то, что предписывает врач, необходимо делать, в том числе перед таинством Причастия. Потому что наша задача – прийти к Чаше, наша задача – соединиться со Христом. Если в силу нашего разрушающегося, распадающегося тела мы уже не способны совершать какие-то подвиги, то должны понимать, что все эти подвиги являются приготовлением к тому, что человека настраивает на соединение со Христом. Но если эти подвиги уже невозможны, то, не имея никакой скорби по этому поводу, может быть, стоит проявить особый духовный труд – прочитать какие-то дополнительные молитвы, еще раз почитать Евангелие, помолиться или сделать что-то доброе для ближнего. Такая подготовка к причастию для человека, не могущего совершать физические подвиги, вполне допустима.

– Наверное, мы привыкли к тому, что нам всегда говорят: прежде всего должно быть покаяние, покаяние и покаяние. И ощущение себя как недостойного человека, может быть, не совсем правильно, но тем не менее присутствует в нашей жизни. Мы говорим о себе очень уничижительно. Неужели все так плохо, что мы обречены на такое вечно унылое существование, без возможности веры в себя как в человека, призванного к святости?

– Если мы верим Евангелию, то не обречены – даже исходя из того, о чем мы начали говорить в начале нашей встречи, сказав об освящении, которое стало возможно для человека через веру во Иисуса Христа, то есть через обращенность к Богу. Говоря «вера», современный человек часто как бы совсем не понимает, о чем идет речь. Вера представляется чем-то таким, что невозможно как-то сформулировать. Нельзя сказать, что вера – это просто интеллектуальное согласие с тем, что Бог есть, и формальное соглашение с Символом веры. Если переводить понятие «вера» на современный русский язык, то речь идет об обращенности, – обращенности всей жизни человека, всего его существования к Богу. И в соответствии с этим, через обращенность к Богу через Спасителя Иисуса Христа, человек получает освящение от Христа. То есть не через свои дела, заслуги и подвиги он имеет возможность этого богообщения и освящения, а исключительно через веру, то есть через обращенность во Иисуса Христа и понимание того, что Он сделал уже все, что необходимо для нашего освящения. И человек в благодарность, в ответный шаг своей собственной любви уже должен стараться все частности своей жизни, так или иначе, соотносить с Богом, чтобы вся жизнь человека была посвящена Ему. Как говорит апостол Павел: теперь мы вошли в субботство, то есть православный христианин посвящает Богу не один день. Говорить же: вот Тебе, Господи, отдельный день, утреннее и вечернее время, которое я посвящаю Тебе, а все остальное время я буду тем, кто носит различные маски и играет разные роли, – это для христианина невозможно.

– Получается, что и сама вера в Господа – это тоже одна из масок?

– Да, она становится неким лицедейством, в чем обличал Христос фарисеев. В Евангелии человек призывается войти в субботство, чтобы каждый день был посвящен Богу, каждая стезя его деятельности. В этом смысле жизнь мирянина имеет такие основные направления, как труд в каких-то светских организациях, семейная жизнь и жизнь церковная. Можно еще прибавить четвертое – отдых, хобби, и это тоже должно быть у человека, поскольку он сотворен Богом как имеющий различные дары и таланты. Чтобы быть гармонической личностью, человек должен их тоже как-то реализовывать.

Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Когда во время причастия мне дают Тело Христово, я не сразу могу его проглотить. Можно ли его пожевать?»

– Конечно, можно и нужно жевать. И чтобы после вкушения Тела и Крови Господа Иисуса под видом вина и хлеба во рту не осталось никаких частиц, в каждом храме организовывается в сторонке место, где есть так называемая запивка для омовения уст. Пожилым людям, если у них уже нет собственных зубов,  чтобы не было никаких казусов, посоветую заранее просчитывать этот момент и причащаться без протезов, поскольку разжевать можно и без них, а затем запить.

– Отче, Вы говорили о тех задачах, которые стоят перед мирянином. Я понимаю, что молитва занимает очень важное место в жизни человека, но мы еще часто слышим слова «непрестанно молитесь». Многие понимают их таким образом, что нужно все время носить с собой молитвослов и каждое свободное время, что называется, вычитывать молитвы утреннего, вечернего правила, молитвы в течение дня. Что же все-таки такое эта непрестанная молитва? Может быть, это еще и просто размышления о Боге? Или нечто, что может ввести нас в такое размышление, что это тоже будет молитва? Размышления о Боге, размышления о святых – молитва это или нет?

– С одной стороны, мы учим многие молитвы наизусть, и хорошо, когда человек в течение дня может отойти в сторонку и помолиться, что-то вспомнить или открыть молитвослов. Когда человек живет в монастыре и посвящает себя уединенной монашеской жизни, в этом случае график его жизни полностью размерен – и он может в разумных пределах коррелировать эти моменты. Человек, живущий в миру, часто имеет много ответственности на своей работе, в семье, когда он практически от всех зависим и должен успеть сделать очень многое. Поэтому  в контексте евангельского «непрестанно молитесь» он может совершать молитву таким образом: пусть эта молитва будет очень короткой, несколько минут, пусть она будет совершаться своими словами, но с какой-то регулярностью. Когда, например, каждые сорок минут или каждый час человек обращается к Богу и говорит: «Господи, вот я здесь и сейчас. Вот я делаю это, помоги и благослови». В этот момент человек может как-то анализировать себя; например, говорить: «Во мне сейчас преобладает гордыня и ненависть. Господи, виждь и очисти».

– Если я понимаю это, сразу же возникает покаяние – получается такая «пунктирная молитва».

– Можно так ее формально назвать. И такая молитва продолжается в течение всего дня. Как навигатор, например, начинает пеленговать какой-то объект, так мы пеленгуем себя перед Господом несколько раз в течение дня, что создает возможность в конце дня оценить, что в нем было сор и мишура, а что  было полезного и что мы можем сделать завтра лучше.

Вопрос телезрительницы из Ростовской области: «В псалме 139 есть такие слова: Познах, яко сотворит Господь суд нищим и месть убогим. Что это значит?»

– Конечно, читая Ветхий Завет, и в том числе псалмы, мы должны понимать, что они были той молитвой, теми ощущениями, которыми молился человек, еще не знающий Христа, еще предполагающий, что жизнь заканчивается шеолом – все люди шли в ад, не было надежды на воскресенье, потому что еще не было Христа и Он еще не воскрес. Особенно в этом смысле показательна Книга Екклесиаста. Мы видим, как автор псалмов впадает в различные переживания, выставляя их перед Господом. Чаще всего он смущается тем, что видит определенную несправедливость, когда праведник бедствует, а грешник благоденствует, что закон Торы, т.е. Пятикнижия (о том, что если человек будет совершать хорошие поступки, Бог увеличит ему материальные блага и т.д.), как бы не совсем работает. И многие ветхозаветные праведники уже видят этот парадокс и пытаются, как в этой молитве, призвать Бога быть Судьей, чтобы наказать тех, кого человек ненавидит, кто кажется ему врагом; праведник буквально просит: «Где же Ты, Господи? Приди и убей его». Он искренен в своей молитве: перед ним Бог, Который благословляет праведника, то есть его, и уничтожает и всячески повергает грешника. Если этого не происходит, то праведник просит суда, даже мщения.

Вопрос телезрителя из Белгородской области: «Как со святостью сопрягается честность человека? Я слышал выражение, что честных людей меньше, чем святых. Как это объяснить?»

Здесь приводится народное выражение, что святых больше, чем честных людей. Имеется в виду, когда мы говорим, что это просто святой человек, то наделяем его таким эпитетом, но это просто разговор.

– Может быть, это просто поговорка, эквивалент или фигура речи. Так говорят о многих: «это же святой человек» или «это блаженный». Но к святости и блаженству это отношения не имеет. Это первое. А во-вторых, что такое честность? В какой конструкции мы можем говорить о честности как о честности? Например, можно сказать «честный коммунист», но он будет нечестный по отношению к закону Божьему. Потому что честный коммунист должен быть материалистом, тем, кто пытается уничтожить «опиум для народа», то есть религию, и должен бороться со всяким инакомыслием. «Честный фашист» тоже не может мыслиться в рамках честного христианина.

Для нас, наверное, важно понятие «честный христианин». Со святостью это связано так, что честен тот, кто эту честность, то есть свойства честности, черпает из воли Божьей, из того богопознания, которое человек ощущает и переживает в своей жизни, этим он живет. То есть честность в каждом конкретном случае, в каждой конкретной человеческой жизни имеет абсолютно разные категории – она необъективна в этом смысле. Вот честность разбойника, висящего на кресте и говорящего Христу: Помяни меня в Царствии Твоем... Как его можно считать честным с человеческой точки зрения? Точно неизвестно, что он делал, но мы предполагаем, что он грабил, возможно, убивал, то есть жил абсолютно нечестной, разбойной, не религиозной жизнью. Может ли он сказать что-либо честное на кресте, увидев в Человеке, окровавленном, абсолютно изможденном, висящем рядом на кресте, Бога? Или увидеть в нем Спасителя, Христа, как мы это понимаем сейчас, после эпохи Соборов: что в Нем соединились два естества, они слитны, нераздельны, неразлучны и т.д.? Конечно, разбойник, смотря на этого Человека, не знал этого и даже не мог этого предположить. Какая-то собственная его честность в предыдущей жизни, хотя он и жил во зле, разврате, но какие-то поступки, какой-то выбор, волевое усилие помогли этому несчастному человеку в другом несчастном Человеке увидеть Спасителя – Того, Кто хотя бы изменит его в Царстве Небесном. Разбойник понимает, что не достоин этого Царства, но Господь его хотя бы когда-нибудь вспомнит. Какова честность этого разбойника с точки зрения человеческой и с точки зрения христианской?

Мы можем привести очень много примеров, но не найдем объективной честности, в этом смысле ее нет. У Бога честность в отношении каждого человека своя, потому что каждый человек рождается с определенным набором генов, как физических, так и духовных, он существует в определенных обстоятельствах жизни, в определенной стране и т.д., т.е. он полностью окружен субъективными обстоятельствами жизни, которые формируют его.

Вопрос телезрительницы из Воронежской области: «Во-первых, большая благодарность за то, что Вы так хорошо разъяснили, как ходить перед Богом. Но у меня такой вопрос: как посвящать дела Богу? И второй вопрос. В монастыре есть послушание; можно ли заменить его в миру делами в пользу ближнего, потому что иногда делать их не хочется?»

– Думаю, все знают, что Бог в лице Иисуса Христа оставил нам одну-единственную заповедь: «Любите друг друга». Подробно пытается разъяснить этот момент апостол и евангелист Иоанн Богослов, особенно в своем соборном послании, говоря о том, что пребывающий в любви пребывает в Боге, что человек, пребывающий в любви, имеет свет и в нем нет никакой тьмы и т.д. Исполнение этой единственной заповеди любви – квинтэссенция нашей жизни и ее основание. Когда она пронизывает все остальные части нашей жизни, всю нашу деятельность: и труд в светских учреждениях, и семейную, и церковную, общинную жизнь; когда все эти области  пронизаны единой концепцией любви – тем, чтобы ее приумножать, являть, чтобы хотя бы не разрушать то, что есть. Конечно, сопровождая это молитвой, просьбой к Богу поучаствовать в этом, приумножить, благословить… Тогда любой наш поступок будет служением, освящением нашей жизни и тем, что начал делать Спаситель.

Христос пришел в этот мир для того, чтобы побыть с человеком, в том числе разделить и его суету; и, разделив, освятить ее. Не с тем, чтобы взять народ Свой и вывести его в пустыню, сказав: давайте создадим здесь свою общину, город солнца и будем еще большими праведниками, чем, допустим, фарисеи (такие праведники в квадрате). Нет, Христос, Бог, пришел для того, чтобы разделить с человеком его жалкое, унылое, бессмысленное существование – небо сошло на землю, как говорят святые отцы. И в этом смысле небо освящает эту бессмыслицу, освящает это разложение. И это разложение, страдание, неминуемая смерть уже являются для человека как бы зародышем вечной жизни, коим был Христос. Он разделял с нами все наши человеческие дела, и вместе с тем, будучи совершенной Личностью, Он не пожелал избавить Себя от смерти, отдавшись в руки грешников. И даже в смерти Он стал онтологически абсолютно близок нам, то есть разделил существование с людьми там, где, казалось, Бога точно не может быть. И, пройдя через смерть, Он восстанавливает человека и воскресает, наделяет всем смыслом и возможностью существования этого всего, что нам кажется абсолютно безнадежным: быть причастным этой вечной славе.

Отсюда и проистекает необходимость освящения нашей жизни, т.е. каждого вида деятельности, который мы совершаем: это труд в светской среде, семейной жизни и в жизни общецерковной.

По поводу вопроса о том, как можно заменить в миру монастырское послушание, сразу надо сделать оговорку: нельзя механически переносить монашеский образ жизни на спасение в миру. Потому что монашеский путь – это путь определенного меньшинства. Это те люди, которые, как мы говорили ранее, должны иметь от Бога особое откровение: «Тебе, брат (или тебе, сестра), надо спасаться таким способом. Через такие конкретные вещи ты будешь иметь богообщение». И это только для единиц, может быть, это одна сотая процента из всех христиан и всех крещеных людей. Этот путь спасения нам интересен, он подробно рассматривается и изучается, но все же общий, т.е. «мирской», путь спасения заключается в творении любви, в освящении жизни. И, конечно, те категории, о которых было сказано, практически невозможно искусственно транспонировать в нашу жизнь.

Естественным образом послушание у человека возникает на работе – своему начальнику, в семье – мужу или жене (в тех контекстах, в которых они могут существовать), в общецерковной жизни – священнику; это и какие-то обязанности в Церкви. Сейчас мы видим, что после семидесятилетнего плена церковная жизнь начинает давать о себе знать, она переживает всплеск, когда приходы инициируют социальную, миссионерскую деятельность, молодежную, образовательную, катехизаторскую, создаются воскресные детские школы и т.д. И часто этим, слава Богу, занимаются образованные миряне, потому что они имеют эти дары от Бога,  реализуют это призвание. И в этом также присутствует послушание духовенству или начальникам, поэтому искать себе еще дополнительных послушаний человеку, спасающемуся в миру, не приходится.

Иначе может возникнуть конфликт в семье, когда муж или жена имеет еще одно какое-то послушание со стороны, но не проникнутое жизнью этой семьи. А если человек не живет той же самой жизнью, что и семья? А если эта семья еще и многодетная? Послушание тогда может даже принести человеку какие-то опасности. Мы знаем много примеров, когда люди, объявляя, что они показывают единственно верный путь спасения православия, уводят других в разные маргинальные сообщества – по сути дела, секты внутри православия. Одни ожидают Армагеддона, другие пытаются удержаться от тлетворного влияния масонских сил и т.д. То есть это нагнетание религиозного нерва, умножение сущности, не имеющей отношения к Евангелию, но спровоцировано это такими «учителями», которым человек часто доверяет, потому что он выделен неким образом: имеет вид старца и т.д. Человек на доверии попадает в ловушку и там часто погибает. Или, по крайней мере, душа его, к сожалению, получает какие-то повреждения.

– Как я понимаю, единственный путь святости в миру – это любовь. Если мы это поймем, то все будет в порядке.

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Ксения Сосновская

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель Архиерейского подворья храма Святой Троицы на Октябрьской набережной Санкт-Петербурга игумен Фома (Василенко). Тема беседы: «Как и с чего начать духовную жизнь».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать