Беседы с батюшкой. Эфир от 2 августа

2 августа 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает игумен Филарет (Пряшников), насельник Свято-Троицкой Александро-Невской лавры города Санкт-Петербурга.

– Сегодня мы будем отвечать на вопросы телезрителей. Батюшка, очень много есть разнообразных народных поговорок, верований, связанных и с пророком Илией, и с другими святыми. Как Вы считаете, такая привязка нужна, уместна ли? 

– Когда мы посмотрим церковный календарь, то увидим, что за именем того или иного святого стоит определенный жизненный путь. Наш народ всегда жил на земле, и развитие техники сегодня не позволяет людям привязываться к тем наблюдениям, которые идут из их личного опыта. Мы обращаем внимание на погоду (сейчас стоит очень жаркая), на еще какие-то моменты. Но тогда люди жили землей, жили своим интуитивным внутренним расположением, пониманием окружающей жизни, и так или иначе что-то подмечали. Сегодня ученые говорят, что и климат меняется, и окружающая атмосфера претерпевает изменения… Но я не думаю, что правильно связывать действия окружающей природы с тем или иным святым, с праздником. Когда мы открываем церковный календарь, когда смотрим или слушаем о жизни того или иного святого, мы должны смотреть не на то, в какой день выпала его память, а все-таки обращать внимание, какой жизненный путь прошел этот человек и что для меня, для каждого важно взять из жизни этого святого. 

Илия пророк – это ветхозаветный праведник, и сама святость Ветхого Завета отличалась от новозаветной святости. Прежде всего, это исполнение Закона. Он исполнил этот Закон, он был одним из провозвестников Божьей воли. Мы говорим, что он возвещал то, что говорил ему Господь, людям, которые находились рядом, в частности, еврейскому народу. Суть пророческого служения была не в том, чтобы напугать людей, а в том, чтобы вразумить, наставить на путь истинный, ибо часто народ, который должен был хранить веру, к сожалению, оступался и уходил очень далеко. Поэтому основная задача, когда мы празднуем память пророка Божьего Илии, – просить у него благословения, молиться ему, чтобы он помогал нам твердо стоять в нашей вере, несмотря на жизненные невзгоды, опасности. 

– Первый вопрос поступил к нам через группу «ВКонтакте». Наш телезритель спрашивает, как относиться к снам, в которых являются почившие родственники и о чем-то говорят или как-то действуют. Стоит ли всерьез относиться к снам? Действительно ли это почившие родственники или миражи? 

– Давайте вспомним евангельскую историю Рождества Христова. Когда волхвы ушли от Ирода, он захотел убить Богомладенца. Ангел Господень во сне явился Иосифу и сказал: «Бери Матерь и Младенца и беги в Египет». Я все-таки придерживаюсь того момента, что бывают исключительные вещи, как в Евангельской истории. Господь сохраняет Своего Сына таким путем – ангел является во сне. Может быть, это было что-то непонятное, – это евангелисты так описывают. 

Иоанн Златоуст говорит: снам верить ни в коем случае нельзя, сон подобен волне морской: волна набежала и отошла, так же и здесь. 

Что касается усопших. Если человек приснился, значит, мы днем в какой-то момент об этом подумали. Ученые до сих пор не могут объяснить, что же такое на самом деле состояние сна, какие процессы происходят в это время. Мы должны жить реальной жизнью. Что-то увидели, приснилось – мы всегда советуем зайти в храм, поставьте свечу, помолитесь, напишите записку, и все. Не надо бояться или придавать этому большое значение. Часто люди придают этому настолько большой вес, что теряют покой, но это всего лишь сон, а мы все-таки должны жить реальной жизнью, я так думаю. 

– Как Вы считаете, суеверия сейчас уходят из общественной жизни или до сих пор очень много этих отрицательных явлений? 

– Само слово «суеверие» – вера в пустое. Часто люди придают значение снам, верят им: пустое ведро, черная кошка… Ведь само слово содержит в себе очень большой смысл – суеверие, вера в пустое. Это всего лишь кошка. А как часто люди придают значение числам! Это всего лишь число. Как мы уже говорили когда-то, Господь освящает все Своим присутствием: у Него нет несчастных дней, нехороших чисел. 

Если мы живем в поле зрения Бога, если исполняем заповеди, по крайней мере стараемся понуждать себя идти духовным образом жизни, вести духовный образ жизни, посещаем храм, пытаемся что-то менять в своем поведении, отношении, я думаю, что все эти пустые вещи не будут оказывать никакого влияния на человека. Не надо этого бояться. Это всего лишь вещи, предметы нашего обихода. 

Стало ли суеверий меньше? Несмотря на то что сегодня век развития технологий, научный разум очень далеко пошел, почему-то люди верят в астрологию, верят гадалкам, ходят к бабушкам. Ну почему вы какие-то моменты не воспринимаете, а здесь надеетесь, что кто-то решит ваши проблемы, когда проблемы человек должен решать с Божией помощью, сам преодолевать? 

Еще раз хочу сказать: преодолевая в себе и раздражительность, и нетерпение, и злобу, вы делаете огромное дело – вселяете мир вокруг себя, когда вы научаетесь прощать, любить. Знаете, это на словах очень легко говорить, но все-таки нужно стараться понуждать себя не обращать внимания на эти вещи. Мы не зависим от звезд, мы зависим совершенно от иного – насколько будет чиста наша душа, насколько мы будем приближаться к Богу. Ведь смысл христианской жизни – не боясь ничего, стараться преображать свой духовный мир. Есть даже такой термин в богословской науке – «обожение», то есть приближение к Богу через чистоту своего сердца: Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога увидят. Заповеди мы должны помнить всегда. 

Суеверия в советское время были одни, сейчас они совершенно другие. Они, наверное, меняют оболочку, а суть остается одна и та же: люди почему-то не доверяют Богу, но боятся и верят в какие-то вещи, как тоже говорится в Священном Писании: убоялись страха там, где нет страха. Вот то же самое здесь. 

– Как Вы считаете, что самое главное в духовной жизни? 

– Духовная жизнь разнообразна. Я вспоминаю слова апостола Петра, который проповедовал (первые главы Деяний апостольских) так (это было как раз после Пятидесятницы, когда Дух Святой сошел на апостолов) вдохновенно, что эту речь слышали многие люди. И он в ответ на свою проповедь услышал отклик многих людей: «Что нам делать?». Петр же сказал им: покайтесь, и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и получите дар Святаго Духа. Конечно, начало и центр духовной жизни – покаяние. А дальше уже таинства, которые человека преображают, помогают: как мамочка ведет по жизни своего маленького ребеночка, так же и Господь через благодать Святаго Духа, через таинства ведет человека по духовной жизни. 

Вопрос телезрителя: «Приближаются в августе три великих праздника – Изнесение Честных Древ, Преображение, Убрус. Но большинство людей всегда считают, что это Медовый, Яблочный, Хлебный (Ореховый) Спас. Но какое отношение Преображение Господне имеет к яблокам? Это что, языческий обряд или суеверие? Как это назвать?». 

– Во-первых, надо понимать, что Спас не бывает «яблочным», «ореховым» и «медовым»: Спас один – Господь Иисус Христос, Спаситель, Он единственный. Просто наш народ был очень привязан к земле, как мы уже говорили. Возьмите и еврейский календарь – он не был таким четким, как сегодня у нас летоисчисление: месяцы мы знаем, годы у нас выстроены в определенной последовательности – от Рождества Христова. В Ветхом Завете вообще такого не было, там праздники относительные. Праздник жатвы когда мог совершаться? В урожай – мог быть, а неурожай вообще отодвигал этот праздник на долгий срок; все это было условно. 

Наш русский народ всегда жил на земле, поэтому, конечно, подгадывал, смотрел: ага, вот к этому празднику поспевало то-то. И люди ведь не просто несли в храм – они несли в храм свои приношения поблагодарить Бога, что Господь дает нам и дожди, и росы, и солнце в свое время (может быть, не такое палящее). Но ведь смысл прийти в храм, принести яблоки – это поблагодарить Бога и получить благословение, освятить и освященное приношение унести домой, чтобы, вкушая их, освящались домочадцы. Не надо здесь рассматривать это как язычество. Еще раз хочу сказать: народ наш жил (и думаю, и сейчас живет) землей, для многих это был очень важный аспект – это пропитание, корм для всей семьи. Все, что выращивали своими руками, корм, хозяйство, – очень важно было, поэтому люди несли в храм, просили благословения и благодарили Бога. Это основной смысл этих обычаев. 

Вопрос телезрительницы: «Почему некоторые церкви принимают записки о здравии человека, который был крещен в католической вере, а некоторые говорят, что не могут принимать такую записку?» 

– Простите, он крещен, а сейчас он в какой вере? 

Телезрительница: «В данный момент он в католической, хотя иногда ходит в православную церковь. И когда я пишу записки, я пишу его имя, сразу же идет вопрос – католик или православный? Если католик, до свидания, нельзя. А некоторые церкви говорят – пожалуйста. Как это понять?» 

– Везде есть человеческий фактор, и в церковной истории он присутствует. До определенного момента мы все ведь были едиными, и только человеческие размышления разъединяют как семью, так и общество, так и церковное общество, к сожалению. Историки говорят, в 1054 году появились католики, ведь до этого года просто были христиане, были вместе. 

Что хочется сказать по поводу записок. Конечно, мы должны подавать церковное поминовение о людях, принадлежащих к Церкви, являющихся членами Церкви. Поэтому я думаю, что важно не просто записать, подать. Ведь вы можете за него молиться и дома, можете прийти и поставить свечу, сделать доброе дело ради этого человека – пожалуйста. Но все-таки есть определенные правила, их мы должны придерживаться. Если человек не входит в ограду Православной Церкви, – может быть, он пока еще в поисках, поэтому пишем о здравии членов Церкви. Католик является членом Западной Церкви, поэтому там можно – там за него и пишут, и молятся. Я думаю, что это все временно, но надо немного потерпеть, войти в это положение. 

Вопрос телезрительницы: «Вы сейчас говорили об усопших сродниках. Есть или нет уверенность, подтверждение, что усопшие слышат наши молитвы о них ко Господу? Вы как-то рассказывали о своей маме и немного эту тему затронули. Скажите, пожалуйста, это очень нам интересно». 

– В церковной богословской науке есть такое понятие, направление – экклесиология, где изучаются основы Церкви. Мы знаем, что есть Церковь Небесная, а есть Церковь земная. Как эти две части единой Христовой Апостольской Церкви общаются? Молитвой. Когда мы обращаемся к святым, Господь дает такую власть святым – исполнять, слышать просьбы. Я думаю, что усопшие тоже как-то нас слышат. Вспомните притчу о богаче и Лазаре – ведь богач знал, что его братья живут нехорошей жизнью. Эта связь между ними и нами определенно сохраняется и существует в молитвах, поэтому они могут нас и слышать, и чувствовать. Здесь самое важное понимать следующее. Люди, перешедшие в мир иной, нуждаются в поддержке. Да, у Бога много возможностей спасти человеческую душу, Господь и апостол Павел говорят: человек спасется, но так, как бы из огня, – есть толкования на эти места; Павел говорит, конечно, о верующих во Христа. Понятно, что у кого-то жизненный путь более твердый, он четкой поступью идет ко спасению. Где-то есть падения, грехопадения, разочарования. Это жизнь, человек идет этой жизнью, поэтому самое главное, я думаю: вы утешайте себя, что мы обязательно когда-то встретимся и друг друга узнаем. 

Будем молиться о наших усопших, а они уже, чувствуя эту молитву, будут поддерживать и нас… Мы многого не знаем, эта тема очень непростая – определенных канонов, догматов, которые бы это раскрывали, нет: Господь оставил только нужное для нашего земного пребывания, для нашего пути, чтобы мы, не видя ни адских мучений, ни райских обителей, были как бы нейтральны и выбирали, где мы хотим быть – с Богом или без Бога, где хотим жить, присутствовать – в том месте, где наш любимый Спаситель, к Которому мы стремимся, или Он нам не нужен? Человек сам делает здесь выбор. Так что обязательно молитесь за своих близких, любимых, и я думаю, что эта связь никогда не оборвется, любовь ведь никогда не перестает. А молитва об усопших – это любовь, которая простирается в тот мир. 

– А что касается тех, кто при жизни, по мнению многих, прославился праведной жизнью, но канонизации еще не было, – как быть в молитвенном общении с ними? Можем ли мы к ним мысленно обращаться, нужно ли это? 

– Мы должны понимать, что в нашей христианской Церкви все сделано очень грамотно, выверен каждый шаг. Вот мы читаем Символ веры каждое утро, а ведь молитва эта (составлена в 325 году) свидетельствует о нашем единстве. Мы поем на каждой Божественной литургии, весь народ поет: «Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя». Посмотрите, там нет ничего лишнего. Одно предложение – это целый мир, над одним предложением можно рассуждать очень долго. Так же и здесь. Ведь Церковь, когда вносит в церковный календарь имя святого, всего лишь констатирует факт, что человек своим путем дошел до Бога. Вот и все. А народное почитание… Вспомним преподобного Серафима Саровского: на протяжении скольких лет совершались чудеса на месте его погребения, как к нему шли люди… 

Конечно, святых прославляет Господь: Дивен Бог во святых своих, Бог Израилев. Поэтому я не думаю, что святые стремятся, чтобы их прославляли, – смысл их бытия, их жизни совершенно в ином; просто для нас они герои, образцы для подражания. В Ветхом Завете были свои святые, когда не было того действия благодати Святого Духа, которое стало возможно после того как Бог стал Человеком, пострадал на Кресте, умер за нас, воскрес из мертвых и дал нам силу, как Он говорил Своим апостолам: се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам. Так же и в этом. Поэтому мы почитаем праведников и святых и обращаемся к ним. А молиться, пока не принято решение, – конечно, мы заказываем богослужения за них, панихиды, возжигаем свечи и слагаем в своем сердце то добро, которое они нам посылают. 

Вопрос телезрительницы: «В последние пять лет очень тяжело работать: везде прессинг, люди ожесточаются внутри, начальствующие даже между собою. Это видно не только на работе. Хотелось бы Ваш совет, как усугубить молитву, чтобы самим противостоять, чтобы Господь умягчил не только наши сердца, но и их?» 

– Вопрос очень жизненный, актуальный: действительно, живешь среди людей – зачастую таких, которые живут по правилам своей личной жизни, не следуют христианским нормам, заповедям… Ведь в основе любой заповеди Божьей лежит самопожертвование: ты что-то делаешь ради кого-то – ради Бога или ради ближнего. Не убивай – значит, необходимо пожертвовать чем-то своим, чтобы сохранить чью-то жизнь. К сожалению, по причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь, и мы это видим в Священном Писании. Но Господь обещал с нами быть до скончания века (это последние строки Евангелия от Матфея), поэтому наша задача – несмотря ни на что, оставаться верными Господу, до конца, исполнять Его заповеди, самим быть светочами в этом мире, не смотреть на окружающих. 

Да, я не думаю, что христиане первых времен жили очень легко, когда их убивали, гнали. Я не думаю, что христиане всегда живут вольготно, спокойно: в любые времена есть свои опасности, свои трудности, с которыми сталкиваются простые верующие во Христа люди. 

Хочется пожелать вам терпения. Молитва? Вы знаете, нет ничего сильнее, чем Божественная литургия. Если мы будем стараться не пропускать воскресный день, вместе приходить, почаще причащаться, исповедоваться, чтобы получать Божественную силу противостоять злу… Я понимаю, как вас трогает этот вопрос, но у Бога нет ничего невозможного. Сегодня человек злой, а завтра он может быть добрым. Почему есть еще такая заповедь, как «не осуждай»? Сегодня человек может быть таким, а завтра кардинально поменяет свою жизнь. У нас, у верующих, в основе, конечно же, лежит любовь. У тех, кто верит в судьбу, в карму, в энергетику, нет никакой любви. 

– Вы уже начали говорить, что покаяние – одна из центральных духовных линий в жизни человека. Но столько разных мнений о том, как человеку исповедоваться… Как Вы считаете, как нужно готовиться к исповеди и что она должна собой представлять? 

– Когда мы идем в больницу, мы знаем, что должны приготовиться к встрече с врачом. Когда мы идем в храм, когда готовимся к исповеди, мы должны подготовиться к встрече с духовным Врачом, имя Которого – Господь наш Иисус Христос: Исповедь принимает именно Он, Он смотрит на вас. Недаром, когда священник читает подготовительные молитвы перед исповедью, он говорит: «Се, чадо, Христос невидимо стоит, приемля исповедание твое, не усрамися, ниже убойся, и да не скрыеши что от мене, но не обинуяся рцы вся, елика соделал еси, да приимеши оставление от Господа нашего Иисуса Христа» – «все, что есть, говори, ибо Он стоит и слушает тебя». Конечно, очень важно понимать, что исповедь – это не просто «отчет о сделанных грехах». 

А часто люди путают, я не осуждаю их, я понимаю: часто люди одиноки и им просто не с кем поговорить, и они используют исповедь, чтобы выговориться. Но тут ты тоже должен смотреть, ведь священник должен все-таки немного помогать людям, направлять их. Священник – не судья: священнику Господь всего лишь дает власть разрешать грехи, ты свидетель таинству, которое происходит сейчас перед тобой, перед Евангелием, крестом, – человек вновь возвращается в Церковь; грех отторгает нас от Церкви, разрушает нашу единственную связь между Богом и человеком (грех вообще имеет разрушительную силу). Здесь важно понимать, что покаяние – это не просто беседа о проблемах своей жизни, не просто рассказ, как что получилось, – все-таки это молитва покаяния: Господи, прости меня, я виноват перед Тобой в этом, и в этом, и в этом. 

Исповедь совершается не просто в храме – она ведь начинается задолго до храма, задолго до того, как человек подойдет к священнику. Подготовка начинается дома, заранее, ведь мы читаем и покаянный канон… Для чего это нужно? Понятно, что в свое время, когда люди были не очень грамотные, я не думаю, что им нужно было все вычитывать. Может быть, какое-то правило и несколько сот Иисусовых молитв было для них достаточно; у каждого свой уровень. Но те молитвы, которые мы читаем, призваны нас подготовить, там ведь нет ничего лишнего – наоборот, это будет только подспорьем человеку, который хочет по-настоящему попросить у Бога прощения, чтобы Господь взглянул в глаза кающемуся и сказал: «Я тебе прощаю и ничего не помню», ибо исповедь – это безусловное прощение. Господь не просто оправдывает (не виновен), а говорит: «Ничего не было». Вот такой наш Господь. 

– Может ли человек себя считать после исповеди готовым (или, еще пуще, достойным) ко Святому Причащению? 

– Наверное, нет: мы до конца никогда не будем достойны. Достоинство определяет Господь – Он смотрит не нашу одежду, не на наше выражение лица, а на наше сердце, глубоко, куда никто никогда не сможет заглянуть, никакими аппаратами невозможно измерить, что там происходит – в духовном сердце. Так же и Господь. 

Надо всегда настраивать себя, что Господь меня видит, Он знает мое недостоинство, знает мои слабости и то, с чем я не могу совладать, но я стараюсь, Господи, я пытаюсь, а как, что там… «Господь и дела приемлет, и намерение целует, и деяния почитает, и предложение хвалит» (из Поучения св. Иоанна Златоустого на утрени в первый день Пасхи): даже если я хочу, ведь это будет засчитано Богом в свое время. Так же и здесь: не будем думать «достоин, не достоин» – мы, честно скажу, не очень достойны Его любви к нам, а Его любовь безусловная. Это необходимо помнить. 

А часто вот как бывает интересно – человек вроде бы прошел какой-то жизненный путь, поисповедовался, и вроде надо все забыть, а сердце ноет. Есть вещи, которые он никогда не забудет. Допустим, когда-то обидел свою маму, которой уже нет. И обида матери будет сохраняться, и глаза матери этот человек навсегда запомнит. Я привожу пример, а их огромное количество. Часто люди говорят: не сказал, не сделал, не успел… Надо стараться все успевать делать, пока мы здесь, пока Господь дает нам возможность дышать, пока у нас есть инструменты – и язык, и руки, чтобы делать больше добра, помогать людям, вообще быть такими, какими хочет нас видеть наш Господь. 

– Сейчас все чаще звучит определение «христианин выходного дня»: тот, кто приходит, вроде бы исповедуется, даже приступает к таинствам, а в остальные дни его жизнь особо не меняется в христианском ключе. Актуально ли это, действительно ли так – и как с этим быть? 

– Это беда. Если мы отрываемся от церковного круга, от праздников… Конечно, жизнь состоит не из одних праздников, но все-таки в любом дне есть определенная доля назидания. И когда человек отрывается надолго, часто спрашиваешь: «А вы когда в последний раз исповедовались?» – «Полгода назад». – «Да вы что?!» – «Да». – «Ну нельзя так». Я понимаю, что сегодня жизнь очень непростая. Часто люди работают не на одной работе, а семья, а дети? 

Нельзя себя оправдывать и говорить: да ладно, пойду потом. Этот день больше не повторится. Божественная литургия идет полтора-два часа, но это время вам не заменит ничто… Придите, постойте, забегите в храм, хотя бы просто почтите того святого, о котором там сейчас читается, поется. Когда человек будет чувствовать себя неотъемлемой частью прихода, общества верующих, тогда это будут не просто захожане, не просто люди воскресного дня. Церковь – это живой организм, здесь нет ничего случайного. 

Никто не говорит ходить каждый день в храм, хотя есть определенные периоды в церковном календаре (допустим, Великий пост, когда читается Покаянный канон Андрея Критского)… Читая эти слова, невозможно не прослезиться, не умилиться, не подумать о своей жизни. И люди приходят с работы, и так бывает приятно видеть, когда держат это последование, читают, вникают, – здесь нужна работа, человек должен немножко сам над собой поработать. Мы находим время, чтобы пойти в магазин, в кино с детьми и все прочее, это тоже все нужно и важно, – но надо понимать, что пропущенный день больше никогда не вернется… Мы должны научиться ценить время, которое Господь дает нам под этим солнцем. 

Вопрос телезрительницы: «Евангелие от Матфея, 11-я глава, 12–13-й стихи: От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его, ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна. Что они прорекли? Мне непонятно». 

– Я постараюсь ответить, ибо для каждой строчки Евангелия надо внимательно относиться к тому же толкованию. Священник не может ответить на все вопросы сразу. Но, как я понимаю и как я рассуждаю над этими строками, все-таки пророки Божии и все ветхозаветное человечество ожидали того, что видел Иоанн Креститель, – они ждали, пророчествовали, предвозвещали то, что исполнилось во времена Иоанна Крестителя, последнего ветхозаветного пророка. И то, что Царство Божие силою берется, вы правильно прочитали эти слова: берется трудом, нудится, нуждницы восхищают его (так по-славянски звучит), что Царство Божие не приходит откуда-то – оно берется определенными усилиями над собой. Посмотрите толкование, пожалуйста – сейчас это не проблема, – как именно святые отцы это понимают, но пророки пророчествовали именно то, что видел Иоанн Креститель своими глазами. Как Господь говорит, многие пророки и цари желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали то, что мы читаем в Евангелии: что Бог стал Человеком, воплотился, пришел, вселился в этот осколок погибающего мира и спас нас Своей благодатью. Ветхозаветное человечество этим и жило, этими пророчествами, гаданиями, как это, что будет. А Господь пришел – и все стало ясно и понятно, Господь установил определенные правила. Почему Новый Завет? Новые правила взаимоотношений были установлены между Богом и человеком, все поменялось. Я бы так ответил. 

– Как Вы считаете, как часто православный христианин должен читать Священное Писание, к нему обращаться, изучать ли систематически или это должно быть спонтанное чтение? 

– Человек должен сам для себя определить меру. Мы за каждым богослужением слышим Священное Писание, за каждым освящением наших бытовых нужд (молебны, какие-то другие вещи) мы обязательно слышим отрывок из Евангелия, который сообразен тому, что сейчас делают люди, собравшиеся вместе. Евангелие, Священное Писание необходимо читать, понимать, изучать его. Проходит время – человек забывает, так устроен, к сожалению, наш разум; мы забываем какие-то моменты. У кого-то есть правило – утром и вечером читать; это подвижники и люди, которые не обедняют свою духовную жизнь. У кого-то много работы – тот едет и слушает Священное Писание в машине. Почему бы нет? А часто спускаешься в метро, садишься в общественный транспорт – издали видишь, как кто-то читает. У меня всегда в сумочке Священное Писание, Евангелие, и при первой возможности я стараюсь его открывать, ведь оно совсем маленькое, но в нем заключены огромные духовные силы. 

Как для нашего тела необходимы хлеб, вода, пища, так и для души необходимо слово Божие. Надо поучаться. Если кто-то хочет изучать – пожалуйста, есть толкования, при храмах есть воскресные школы для взрослых или евангельские вечера. Если человек действительно хочет понимать все, что написано… Слова Священного Писания нельзя выдирать из контекста – часто цитируют слова Господа: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, недостоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, недостоин Меня. Это значит, Господь против любви к своим ближним и детей не надо любить? А вы посмотрите контекст. Вот почему интересно изучать Священное Писание: в какой момент Господь говорит эти слова, кому Он это говорит? Вот об этом мы должны помнить. Поэтому изучайте Священное Писание, смотрите, применяйте его в жизни. Когда мы хотим поговорить с Богом, мы молимся, а когда мы хотим, чтобы Господь поговорил с нами, мы открываем Священное Писание. Все очень просто. 

– Мы уже поговорили и о таинствах, и о молитве. Скажем и о посте, потому что у нас есть среда и пятница. Как Вы считаете, насколько эти дни должны менять жизнь человека? 

– Установление поститься было еще в Ветхом Завете. Ветхозаветные люди знали, что такое пост. Давайте вспомним Господа нашего Иисуса Христа, Который сорок дней постился, перед тем как выйти на общественную проповедь. То есть пост – это все-таки время напряженной работы над собой. Внешняя сторона какая? Мы отказываемся от какого-то вида пищи, от каких-то вещей, которые нас развлекают: мы выключаем телевизор, в пост люди стараются меньше ходить, например, в театр – если вы считаете, что это вас развлекает и отвлекает, то, я думаю, надо постараться перенести. И не только в Великий пост. Апостольский пост, Успенский, Рождественский к чему-то готовят? Это важные вехи в жизни нашей христианской Церкви, которой мы должны быть послушны, – это не просто так. Как солдат обязан соблюдать дисциплину в той роте, где служит, слушаться своих командиров, а если этого не будет, не будет армии, так же и Церковь – это духовная армия, и древние установления только помогают сосредоточиться на чем-то. Часто люди воспринимают пост как голодовку, отказ от мяса или еще чего-то, но есть определенные послабления, есть люди, которым пост нельзя соблюдать в силу жизненных обстоятельств. Такой человек идет к священнику и говорит: «Батюшка, благословите меня на такое-то». Вот я говорю: «Съешьте не два бутерброда, а один, – это и будет ваш пост. Не две котлеты, а одну, положите не пять половников супа, а два» – в чем-то надо себя ограничивать: пост – это время ограничения, сосредоточения, будь то какой-то праздник, будь то среда или пятница, ведь это тоже важные дни: мы вспоминаем тоже очень важные события в жизни Спасителя. В Церкви нет ничего случайного, и это тоже очень важный духовный аспект. 

Молитвы, пост… Я согласен с мнением, что это лишь инструменты. Не надо уделять им внимания такого рода: «какая молитва сильная», какую мне «сильную» почитать, чтобы исполнилось то-то и то-то… Сила молитвы определяется вами. Ведь можно произнести: «Господи, помилуй» от сердца, и Господь вас услышит, а можно просто тараторить, вычитать, и никакой пользы не получишь. Можно себя так довести, что на ногах не сможешь ходить. То есть везде должна быть мудрость и золотая середина. Есть священнослужители, пожалуйста. Хотите спросить какой-то недоуменный вопрос или как вам поступать в это время? Пожалуйста, подойдите поговорите, батюшка вас успокоит и даст нужный вам совет, и вы будете спокойно поститься, радоваться. Я бы ответил так. 

Вопрос телезрительницы: «Я в 57 лет узнала, кто такой Иисус Христос. Господь меня привел в протестантскую церковь, с тех пор я как бы числюсь в ней – но не хожу туда. Мне сейчас 81 год, я смотрю “Союз”: телевизор у меня переключился на “Союз” в Рождество 2017 года сам, с тех пор я его не переключаю. Могу я спастись или нет? Читаю Евангелие, Брянчанинова читаю…» 

– Вопрос очень интересный. В советский период, к сожалению, храмов было чрезвычайно мало. Конечно, можно было встретить людей, объединяющихся в небольшие кружки, которые изучали Евангелие, собирались. Было такое время. В наши дни люди свободно ходят не только в православные храмы, но и в храмы других христианских деноминаций. Вопрос спасения ведь зависит не от условий, не от тех обстоятельств, в которых живет человек, а от того, что он предпринимает для спасения. Евангелие есть везде, его можно читать везде – и на трибунах, и на сценах. 

Но все-таки спасение совершается только там, где совершается преображение человеческой души. Ведь Господь сказал: Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день – причащайтесь, это есть Тело и Кровь Мои, кто этого не будет делать, не имаши части со Мною. Ведь Господь установил таинство Покаяния – даю вам власть, помните, когда Он явился ученикам, воскреснув из мертвых, дунул на них и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому отпустите грехи, тому отпустятся, на ком удержите – на тех они останутся». Спасение человеческой души совершается обоюдно. Бог не спасает человека только потому, что он ходит туда-то или сюда-то, нет – совершается обоюдное действие. Бог не спасает человека без желания самого человека. Но здесь тоже нужны инструменты. Пост, молитва – это инструменты, которые помогают преображать человеческую душу и спасать; происходит важный процесс спасения человека. 

Что в этой ситуации посоветовать? Конечно, то, что вы смотрите телеканал «Союз», что читаете православную литературу, святителя Игнатия (Брянчанинова), и все это вам очень близко, – хорошо. Но Вам же никто не мешает пригласить все-таки священника, побеседовать: если у вас есть вопросы, вы можете их задать. Если душа так тянется к этому всему, почему бы Вам не быть настоящим членом Церкви Христовой? Я никого не обижаю, никому не говорю, что где-то там плохо, просто для меня, как для человека верующего, христианина, который в Церковь пришел в одиннадцать лет, маленьким мальчиком, и остался в ней – ведь здесь Христос… Может быть, надо как-то взять в себе силы и прийти в ограду Церкви Христовой… Пускай Господь по молитвам святых, тех, которые не забывают нас, благословляет нас на все пути нашей жизни. 

Ведущий диакон Михаил Кудрявцев 

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать