Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 6 октября

6 октября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Владыка, хотелось бы поговорить о вере. Апостол Павел сказал: «Вера – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Как понимать эти слова?

– Когда мы начинаем говорить о вере, то, конечно, сразу же надо понять, что это такое – вера. Надо сказать, что вообще вся наша жизнь основана на вере. С самого раннего возраста ребенок слушает своих маму и папу, они что-то ему говорят, и он всё, что говорят родители, воспринимает на веру: у него нет каких-то рациональных мыслей – проверить-перепроверить. Уже потом, когда ребенок созревает, он начинает понимать, что вообще вся наша жизнь состоит из абсолютных условностей. Все у нас условно, все мы воспринимаем на веру, с учетом определенных условностей. Вот мы договорились, что этот цвет будет красным, а этот – желтым, вот этот – зеленым, а этот – белым и так далее. Что это – стул, а это – стол. Так нас воспитывали, все у нас очень условно! От своих родителей, воспитателей, преподавателей мы воспринимаем всё на веру. Нам говорят, что есть такая страна, которая называется Индия. Но, извините, мы живем в России или в Белоруссии, а нам говорят, что есть Африка, Австралия, еще какие-то страны, и мы воспринимаем это на веру, правда? А вот если я усомнюсь или захочу перепроверить, то у меня есть возможность это сделать. Что для этого нужно? Надо узнать, где находится эта страна, взять билет на самолет, пароход или поезд и съездить проверить-перепроверить. Так в вопросах нашей обыденной жизни. Мы всё воспринимаем вначале на веру, а уже потом либо рационально все осмысливаем, либо проверяем-перепроверяем. Но, конечно, всем понятно, что вера, о которой мы сегодня говорим, – это вера в Бога или в загробный мир. Естественное восприятие мира мы сегодня уже не воспринимаем на веру, оно становится естественным. Сегодня мы смотрим телевизор, какие-то фильмы о той или иной стране и даже не подвергаем сомнению, что есть Африка, Америка, Австралия и так далее. Мы это воспринимаем как естественное.

Но вера в Бога имеет особую категорию восприятия человека. Вы совершенно правильно сказали – по слову апостола Павла: «Вера – это осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Мы никогда не видели Африку, но поверили, а потом эта наша вера осуществляется, когда мы посещаем ту или иную страну или тот или иной город. Точно так же этот вопрос касается и нашей духовной жизни. Когда мы говорим о вере в Бога, то, конечно, воспринимаем это на веру, по слову апостола: «Вера от слышания, а слышание от слова Божия». Нам говорят о Боге, и мы в это верим. Но если мы можем убедиться в правдивости «той» веры, взяв билет и поехав в ту или иную страну или город, то и в вопросах веры религиозной есть возможность убедиться в справедливости и правдивости этих понятий и слов. Сам Господь, придя на землю, дал нам целый ряд рекомендаций, пожеланий, заповедей. Все, кто действительно пожелает убедиться в том, что есть Бог и загробный мир, должен прислушаться к словам Христа Спасителя, Который говорил: «Аз есмь путь и истина и жизнь… придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас». Своей жизнью Он показал пример, как надо общаться с Богом – это Его святая жизнь, Его молитвенное обращение к Своему Отцу и Господу. Ведь Он неоднократно брал Своих учеников вместе с Собой и шел на молитву. И апостолы видели, слышали, как Он молится Богу Отцу. Он Сам, когда апостолы спросили Его: «Господи, научи нас молиться», научил их, и мы молимся этой молитвой – она именуется молитва Господня «Отче наш». Будем молиться, будем просить, и Господь непременно будет откликаться на нашу просьбу, непременно будет подавать нам все необходимое, о чем мы будем просить Его в своих молитвах. Вот это молитвенное общение с Богом есть начало нашей религиозной жизни. Господь через нашу святую праведную жизнь будет открывать Себя и загробный мир, но открывать настолько, насколько мы сами будем духовно расти и совершенствоваться; откроет настолько, насколько это будет спасительно для каждого из нас. Так что эта уверенность в невидимом проявляется, воспитывается, приобретается с опытом. И совершенно неслучайно апостол Павел сказал: «… осуществление ожидаемого». То есть мы поверили, стремимся к этому, живем этим, и это, в меру нашего духовного возраста, восполняется, открывается – мы приобретаем живой духовный опыт. Конечно, при переходе в загробный мир это уже станет совершенно очевидным и понятным.

– Перейдем к вопросам от наших телезрителей. Телезритель из Минска спрашивает: «Что такое страх Божий?»

– Страх… Вроде бы нам всем понятно, да? Это что-то такое невероятное, страшное, может быть, даже болезненное. Но когда мы говорим о страхе Божием, то это ни в коем случае не какое-то наказание, не угроза чего-то. Само выражение «страх Божий» стало возможно уже после грехопадения наших прародителей Адама и Евы. Чем дальше человек уходил от Бога, тем больше было ощущение этого страха – страха Божия. А с чем это было связано? Когда Адам пребывал в раю, то у него и страха Божиего не было, у него было постоянное общение с Богом, как у ребенка со своим Отцом. Они общались самым естественным образом, и никакого страха не было, потому что Бог – Всесовершеннейший Дух, это чистота и святость, и Адам был свят до грехопадения, до нарушения заповеди. А как только он нарушил заповедь, появился этот барьер, который встал на пути между Адамом и Богом. Грех, преступление удалили человека от Бога, и чем больше человек грешит, тем дальше он уходит от Бога. Возможное общение с Богом, даже самое-самое отдаленное, вызывает у человека особый страх. Святые отцы, когда говорили о страхе Божием, имели в виду, что мы должны бояться не того, что Бог нас накажет или предаст каким-то страшным страданиям – нет. Святые отцы говорили о страхе Божием как об особенном страхе; они боялись отпасть от Бога, боялись лишиться этого Источника жизни – вот какой у них был страх.

История нашей Церкви знает целый ряд таких примеров и случаев, когда человек, общаясь с небожителями, испытывает особый трепет. Страх Божий – это и есть трепет грешного, нечистого человека перед этой святостью, чистотой и правдой. Знаете, есть очень характерная история, когда Матерь Божия посещала келью преподобного Сергия Радонежского, а его ученик был рядом с ним. Внезапно послышался голос: «Се, Матерь Божия грядет!» И келья озарилась необычайным сиянием, и Матерь Божия беседовала с преподобным Сергием Радонежским. Ученик же упал вниз головой, и после того, как Матерь Божия покинула келью, преподобный Сергий спросил у него: «Ну как твое ощущение? Ты понял, что происходило?» А ученик говорит: «У меня было такое ощущение, что вот-вот моя душа отделится от тела». Он был не в состоянии перенести это. Почему? Преподобный Сергий с радостью воспринимал общение с Матерью Божией, ученик же был на более низком уровне духовного совершенства, но понимал свою нечистоту, понимал слабость своего человеческого естества. А преподобный Сергий уже достиг такой святости, что, общаясь с Матерью Божией, получал от этого особое духовное вдохновение. Примерно то же может произойти и с нами, но мы не готовы. Мы сегодня настолько слабые и грешные люди, что не способны вот так спокойно переживать встречу со святостью, именно поэтому, наверное, некоторые наши подвижники говорят, что страх Божий – это особый трепет, особое волнение перед Создателем и даже перед Его служителями. Так что бояться Бога не надо, а надо, как говорят подвижники, бояться отпасть от Бога. Вот это будет действительно самый настоящий страх, трепет и ужас, если человек отпадет от Бога.

– Телезрительница из Алтайского края обращается с такой проблемой: ее семья многие годы находилась в зависимости от экстрасенсов. Сама она молилась и освободилась от этой зависимости. Теперь спрашивает: как помочь ее семье?

– Здесь надо всегда помнить слова апостола Павла, который говорит о том, что «идол в мире есть ничто». Идол – экстрасенсы, они могут воздействовать только на тех людей, которые им верят, верят, что они могут что-то сделать. Как и с дьяволом, ведь дьявол не действует на людей, которые не хотят иметь с ним какое-либо общение. Он действует на тех, которые ему служат, которые грешат, отступают от Бога – вот на тех он действует! Поэтому не следует верить в идолов, верить, что они всесильны или всемогущи. Надо просто не обращать на них никакого внимания! Конечно, знать об этом надо, но верить и тем более прислушиваться к экстрасенсам ни в коем случае нельзя. Не действуют экстрасенсы на людей, которые верят в Бога! А если еще у кого-то и крестик нательный есть, который является ограждением от действий всех этих нечистых и недобрых сил… Нужно прекратить всякое общение с людьми, которые занимаются этими нечистыми, недобрыми делами, и, конечно же, молиться, просить, чтобы Господь помог избавиться от этого. Надо, как с грехом, очень резко сказать: «Все, пошел вон, грех! Я с тобой больше не общаюсь!» Так же и с этими экстрасенсами не должно быть никакого общения, потому что воздействуют они только на тех, кто их слушает и кто к ним прислушивается.

– Следующий вопрос от телезрителя из Рязани. Он инвалид, и его жена не хочет исполнять супружеский долг, отговаривается своей занятостью и усталостью. У него искушение. Как быть?

– Вы знаете, тут я советчиком, может быть, не могу быть, но, наверное, есть какое-то внутреннее расхождение, а может быть, что-то другое. Я не буду сейчас даже брать конкретно Вашу семью, Ваши личные взаимоотношения.

Муж и жена – это одна плоть. То есть два совершенно разных человека в таинстве Венчания, в семейной жизни становятся одной плотью: у них должны быть одни мысли, одни чувства, одни настроения; они становятся единым телом, хотя это два совершенно разных организма. Их чувства, мысли (мы это именуем плотью) – всё становится едино. Они всё делают вместе, в согласии и единомыслии: молятся, трудятся, отдыхают… Всё у них должно быть единым. Как только где-то начинает искрить, как только где-то расходятся мысли, вот тогда, видимо, начинается распад семейной жизни. Как правило, это отражается и на внутренней, интимной жизни: появляется какое-то чувство отторжения, может быть антипатия друг к другу, у кого-то может появиться и другой интерес, другой объект, который его больше интересует. В таких случаях иногда бывает такое: вроде бы живут в одной семье, а привязанность или симпатию, внимание, любовь кто-то из супругов уделяет уже кому-то другому, появляется другая семья. Хотя, может быть, и стесняются об этом сказать – не желают рвать узы, корни, что-то их держит. А семейная жизнь мужа и жены должна быть всегда единой, несмотря на то что один болен, а другой здоров. В этом и подвиг семейной жизни. Ведь в таинстве Венчания есть одно очень интересное действо, когда священник из одной чаши подает пить вино мужу, потом жене – и так три раза. Это символ того, что вы – муж и жена – теперь едина плоть. Вы всё должны вкушать вместе: и радости делить вместе, и горести, и всё делать вместе, поддерживать друг друга. А если только вы начинаете жить ради себя или появляется какая-то антипатия друг к другу (или, как говорят, кто-то на стороне), происходит охлаждение чувств друг к другу, охлаждение любви. Поэтому подумайте, поговорите. Я думаю, что между вами должно быть или согласие, или такой разговор, который должен выявить все слабости. Возможно, это действительно просто занятость и усталость, но все равно семейная жизнь должна быть семейной жизнью. «Не удаляйтесь друг от друга», как заповедовал апостол Павел, а если и удаляетесь, то на какое-то короткое время и только на молитву.

– Телезрительница из Мурманской области чувствует за собой недостаток – нетерпимость к людям и несдержанность. От этого она испытывает беспокойство и спрашивает: «Как избавиться от такого недостатка?»

– Нетерпимость к людям – это только внешнее проявление. Надо подумать, взвесить, обратить внимание и голос своей совести на свое внутреннее устроение. Почему так происходит, почему у Вас вдруг появляется нетерпимость к людям? Если серьезно поразмыслить, то, наверное, у Вас есть какое-то чувство гордости за себя. Может быть, я сам себя очень высоко ценю, во мне нет смирения, я не понимаю, что я такой же, как и другие люди? Эта нетерпимость к людям, скорее всего, уже следующий этап моего внутреннего нестроения или горделивого настроения – я слишком высоко о себе думаю. Я почему-то думаю, что все должны обращать на меня внимание – вот я такой великий, такой важный. Почему на меня не обращают внимания? Появляется чувство эгоизма, гордости за самого себя. Поэтому лучшее средство – это исповедь и покаяние, осознание своего недостоинства, когда я пойму, что я-то, Господи, кто я такой… Почему все должны думать только обо мне, только на меня обращать внимание?! И еще очень важно научиться видеть в людях образ Божий, а ведь он действительно есть в каждом человеке. Господь сотворил нас по образу Своему и по подобию. Образ Он заложил в душу и сердце каждого человека, а подобие – это целожизненный процесс для каждого человека. Надо видеть образ Божий в каждом. Я знаю одного человека, доброго, хорошего наставника, который говорил: «Знаете, как надо научиться любить людей? Вот представьте себе, что этот человек перед вами – Христос Спаситель. Как бы я отнесся ко Христу? Уж нетерпимости у меня, наверное, не было бы, правда?» Хотя у тех, кто распинал Христа Спасителя, были эти чувства – и гнева, и ненависти, и зависти, потому что их так научил враг рода человеческого – дьявол. Поэтому знайте, что если есть нетерпимость и ненависть к людям, то это первый признак того, что на меня действует враг рода человеческого, дьявол. Поэтому надо сделать все возможное, чтобы увидеть в человеке образ Христа и каждый раз спрашивать: «А как бы я отнесся ко Христу? Наверное, я бы Его не обидел, не проявил бы к Нему чувства нетерпимости, зависти и гнева». Ведь так? Если мы увидим образ Божий в человеке, то тогда, наверное, поймем, кто же мы есть на самом деле. Хочется Вам пожелать помощи Божией и этого осознания, тогда нам легче будет выстраивать взаимоотношения с людьми.

– У телезрительницы из Подмосковья сын бросил учебу и не хочет идти в армию. Надо ли его переубеждать или пусть он решает сам?

– Поскольку Вы говорите о человеке, который бросил школу и уже готовится служить в армии, то, значит, он совершеннолетний человек. Надо ли его переубеждать? Надо вспомнить народную мудрость, которая говорит: ребенка надо воспитывать, когда он лежит поперек лавки, а, когда ребенок лег вдоль лавки, тогда воспитывать его уже поздно. Заниматься воспитанием ребенка нужно с самого раннего возраста. Я даже говорю, что, прежде чем воспитывать ребенка, надо воспитать его родителей. Конечно, и сегодня все равно надо работать, надо что-то с ним делать, разговаривать, но теперь это будет уже очень сложно и трудно, потому что к совершеннолетию человек уже формируется как личность и его сложно переубедить. И, конечно, здесь родителям надо не только переубеждать, беседовать, но еще и молиться – теперь уже усиленно! Я в таких случаях часто вспоминаю своего папу, который говорил нам, детям: «Хочешь хорошо жить – учись, не хочешь быть нормальным человеком – не учись». У него все было просто, а там – делай выбор сам. Хочешь хорошо и правильно жить – учись! Каждый разумный человек должен понять: да, для того чтобы жизнь была нормальной, плодотворной, успешной, надо знать, как эту жизнь прожить, а значит, надо учиться, учиться хорошему и доброму. Я думаю, что родители – и мама, и папа – не желают своему сыну плохого, именно поэтому они направляют своего ребенка в школу, дают ему все необходимое, для того чтобы он познал жизнь на примере предыдущих поколений. А это и есть учеба! Поэтому надо постараться побеседовать, переубедить, призвать к благоразумию и, конечно, родителям молиться.

– Благодарю Вас за беседу, владыка!

– Спасибо Вам. И как всегда, дорогие друзья, желаю вам всего самого доброго. Пусть Божие благословение пребывает со всеми вами!

 

Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать