Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 30 июня

30 июня 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Сейчас в результате различных публикаций, выставок и рисунков, которые порочат пророка Мухаммеда, были совершены теракты, погибли люди, случилось много бед, но всё это не останавливает организаторов подобных акций, они говорят о свободе творчества. А что такое творчество вообще и что такое свобода творчества?

– Наш Творец – Господь. В 1-й главе книги Бытия о сотворении Господом мира видимого и невидимого говорится так: «И виде Бог, яко добро». То есть творчество, которое совершал наш Творец – Господь, приводило всегда к добру и к славе Божией. Само слово «творчество» подразумевает стремление творить, созидать, что всегда должно приводить к славе Божией, к процветанию Отечества, мира, ведь Господь сотворил Адама для того, чтобы он созидал рай, дал ему творческие задатки, чтобы совершать добро. Любое творчество всегда должно вести человека и человечество к добру, к Богу. А что происходит сегодня? Вы сейчас привели в пример публикации, пародии, и, к сожалению, негативные тенденции набирают обороты. Мусульмане за веру в Аллаха могут взяться за оружие. А вспомните советский период: разве так было? Церковь была унижена, а священнослужители, епископат и верующие репрессированы, многие расстреляны, уничтожены; у них не было возможности возвысить свой голос в защиту веры. И они молча отдавали свои жизни, не предавая Бога, шли в ссылки, претерпевали страшные страдания, даже смерть за Христа.

Сегодня происходит нечто иное, искушение нашего народа продолжается. Совсем недавно в Храме Христа Спасителя плясали, издевались над нашими святыми символами, в Новосибирске пытались использовать крест и образ Христа для глумления, называя это творчеством. В дни празднования 70-летия Победы была кощунственная выставка, где вместе с флагом Победы поместили фашистскую свастику и глумились над георгиевскими ленточками. Этот процесс идет, и если не будет официальной реакции – наказания, он будет продолжаться, глумлению будет подвергаться то, что для многих людей свято. Всё пытаются перевернуть с ног на голову и прикрываются свободой творчества. Это не свобода творчества. Необходимо понять, что моя личная свобода как художника, артиста или просто человека только тогда является таковой, если не нарушает свободу других людей. Иначе это не свобода, а произвол, который глумится над символами, над тем, что мы уважаем или даже чтим. Это не творчество, а попытка уничтожить святое и является самым настоящим кощунством. Руководители и законодатели должны сделать все возможное, чтобы остановить эту вакханалию. Должны быть суровые законодательные меры пресечения подобного, чтобы остудить горячие головы и призвать их к порядку.

– Телезритель спрашивает: «Ф.М. Достоевский писал: Ты настолько русский, насколько ты православный, и настолько ты православный, насколько ты монархист”. Как теперь относиться к этому высказыванию?»

– Что касается монархиста, то, наверное, это все-таки добавлено, я не припомню такого у Федора Михайловича. А первая часть высказывания свидетельствует о том, что на протяжении многих столетий русских людей объединяло Православие, оно уже на генном уровне прописано в нас. Это подтверждено временем, испытано в самых разных обстоятельствах жизни нашего народа. Православие сегодня является базовым мировоззрением огромного количества людей. Слова «русский» и «православный» вполне звучат как синонимы. Если люди русские по языку, по культуре принимают другую веру, они как бы перестают быть русскими, становятся русскоязычными, оставаясь лишь отчасти носителями родной культуры. Федор Михайлович был провидцем, когда он об этом сказал. Он знаток души русского человека, и это его высказывание основано на глубоком внутреннем опыте, поэтому я думаю, что сочетание «русский – православный» действительно является синонимичным.

– Телезрительница из Краснодарского края живет со вторым мужем, не расписаны. Она волнуется, как это может отразиться на судьбе детей.

– Обязательно отразится. Я так категорично об этом говорю, потому что очень часто сталкиваюсь с таким явлением, когда молодые люди начинают жить друг с другом, говорят, что регистрация брака – это всё формальности и нас не сближает, а потом «разбегаются», даже не разводятся и не расходятся, а именно «разбегаются», и женщина приходит просить помощи у батюшки, потому что сожитель бросил, жить с детьми теперь негде. Церковь признает регистрацию брака в государственных органах, хотя это не церковный брак, без освящения таинством, но государство в этом случае обеспечивает социальными гарантиями жену, мужа, детей. А когда они просто сошлись, пожили, а потом «разбежались» и сожитель оставил ее с детьми без квартиры, то чем мы тут можем помочь? Надо было раньше думать. То есть даже в материальном плане могут быть последствия. Но и дети видят, как живут родители. Они же потом поймут, что мама с папой не зарегистрированы, не венчаны, живут как сожители. Это тоже повлияет на детей: они увидят плохой пример и будут его потом считать вариантом нормы. А если родители зарегистрированы и венчаны, при этом стараются жить благочестиво, то и Господь благословляет их семейную жизнь и детей.

– Телезрительница из Тульской области спрашивает, можно ли вместо длинных молитв, которые бывают в конце акафистов, просто читать еще раз 13-й кондак, потому что ей тяжело, она больна.

– Если трудно – читайте так, но не давайте никаких обетов. Есть возможность – читайте, нет – читайте что-то другое. В храме соблюдается Устав, и там будут совершаться службы так, как положено по Уставу. А дома ничего страшного нет даже если вы просто перекреститесь и прочтете краткое правило, которое предлагал преподобный Серафим Саровский, или несколько раз произнесете «Господи, помилуй» – это уже будет хорошо.

– Телезрительница из Вологды спрашивает: «Как поминать пропавших без вести?»

– Военные действия, которые происходили во время Великой Отечественной войны, породили огромное количество таких случаев, но понятно, что спустя семьдесят лет человек уже вряд ли жив, и его стали рекомендовать поминать об упокоении. Если же сегодня, в мирное время человек пропал, мы рекомендуем поминать таковых о здравии, потому что у Бога нет мертвых, для Бога все живы. Поэтому, чтобы совесть потом не обличала, пока не получили точного сообщения о смерти, поминайте о здравии, этим не согрешите.

– Считается ли грехом аборт по медицинским показаниям?

– Нет, если это делается действительно по неотложным медицинским показаниям. Но сегодня за совершение абортов медицинские работники получают деньги. Это бизнес. И поэтому, если вам врачи советуют якобы по медицинским показаниям, много раз подумайте, помолитесь, все взвесьте, ведь часто за этим стоит на 99 % надуманная причина. Недавно прошло заседание Священного Синода, на котором Святейший Патриарх Кирилл сообщил о своем обращении к депутатам Государственной думы РФ с предложением вывести из системы обязательного медицинского страхования плату за аборт. Я думаю, все депутаты должны поддержать эту инициативу, это очень важно для России, ведь тогда сами врачи не будут заинтересованы в абортах. Те, кто хочет сделать аборт, они все равно заплатят и сделают, но сегодня огромное количество прерываний беременности имеет корыстную подоплеку. Если депутаты услышат голос Патриарха и примут законодательно это предложение, Россия пойдет по другому пути, изменится демографическая ситуация, наша страна станет мощным, процветающим государством. Сегодня, когда это страшное преступление совершается в огромных количествах, кровь убиенных младенцев вопиет к Богу. Мое мнение однозначно: прерывание беременности – это убийство с отягчающими обстоятельствами, потому что убивают того, кто не может даже защититься. Подумайте, не делайте этого.

– Телезрительница из Вологды спрашивает, почему у нее в храме текут слезы.

– Трудно сказать. Некоторые говорят, что это очень сентиментальные люди, некоторые уверяют, что это ладан разъедает глаза. Мы рекомендуем все-таки не возгревать в себе чувствительность, и если вдруг текут слезы, просто вытрите их. В некоторых религиозных течениях на сентиментальности строится проповедь. В католичестве чувственность и сентиментальность на первом месте. Я и сам знаю некоторых священников, которые, говоря проповедь, стремятся пустить слезу или выдавить ее у прихожан. У нас есть в семинариях такой предмет – гомилетика, то есть учение о том, как надо произносить проповедь. Православная Церковь запрещает священникам давить на чувства. Молитва в храме должна быть осознанная, серьезная, без сантиментов. Ну а если слезотечение происходит невольно, приходите почаще, со временем это пройдет.

– Телезритель спрашивает: «Жена увлекалась эзотерикой, потом умерла. Есть ли надежда вымолить ее, чтобы она получила прощение у Бога?»

– Да, если она сама при жизни не отказалась от Церкви и Христа, потому что есть люди, которые из Православия уходят в какие-то секты. Эзотерика в чистом виде не существует. Обычно сокровенное, тайное знание вкладывается в философскую или религиозную оправу, как правило, это тоталитарные секты: сайентологи, рериховцы. Они не христианские, в них присутствует мистика, но Бога там нет. Все равно, конечно, Вам нужно молиться о жене.

– Следующий вопрос телезрителя: «Нужно ли исповедовать грех, который совершаешь постоянно? Или нужно сначала от него избавиться, а потом уже идти на исповедь?»

– У нас есть некие проступки, вроде бы внешне не столь существенные: осуждение, зависть, празднословие; мы их почему-то называем повседневным грехом. Любой грех – это добровольное нанесение раны своей душе. Давайте для наглядности представим, что мы острым ножом каждый день будем наносить себе маленькие раны и говорить: «Прости, Господи». Если мы каждый день будем так ранить свое тело, то что же с ним будет через полгода или год? А вот когда речь идет о душе, то это вроде как даже нормально. Подумайте, сколько же вы будете ранить свою душу? И еще, мы должны делать различие между раскаянием и покаянием. Раскаяние – это когда я понимаю, что сделал плохо, что я виноват. А когда я прихожу к таинству Покаяния, я обещаю больше не совершать этот грех. Покаяние в переводе означает «изменение» – своего ума, своей жизни, ее преображение. А если я не изменяюсь, значит я просто раскаялся, но не покаялся.

 

Расшифровка: Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать