Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 28 июля

28 июля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Весь православный мир 28 июля празднует день памяти святого князя Владимира – крестителя Руси. Что, на Ваш взгляд, можно назвать главным из того, что произошло в результате принятия князем этого исторического решения?

– Надо обратить внимание на то, что жители Древней Руси были язычниками. А что это значит? Означает, что жили они как хотели, как могли, как жило и само это общество: кто-то занимался землепашеством, кто-то скотоводством, а кто-то совершал набеги, грабил и убивал, имел вот такой разгульный, раздольный образ жизни. Необходимо сказать, что решение князя Владимира было очень серьезным, взвешенным, поскольку он не просто так взял и принял православие, вовсе нет. Он достиг такого возраста, когда начал понимать, что жизнь, наполненная вот такими набегами, разбоями, грабежами и убийствами, не приносит человеку радости, удовлетворения, сколько бы ты ни грабил и ни приобретал.

Конечно же, у князя были свои советники и помощники, и он решил отправить гонцов в разные части света, чтобы они принесли такую мысль, такую идею образа жизни, которая удовлетворяла бы и его внутренние запросы. Надо сказать, что его бабка – княгиня Ольга уже была православной, и она исподволь оказывала на него и молитвенное влияние, давала духовную поддержку, и, конечно же, ее образ жизни имел какое-то воспитательное значение для внука. Было такое гармоничное сочетание: влияние его бабушки, а через нее воздействие Господа на князя. И в результате произошло то, что произошло. Приходили гонцы из разных стран, говорили о том, какие есть верования, как живут люди в других странах. Но вот пришли посланники и рассказали, что есть в Византии христианское вероучение, которое позволяет жить нормально, ведь князь уже слышал о том, что есть различные положения в вероисповедании, где, к примеру, допускается многоженство, но при этом нельзя пить какие-то напитки... А вот христианское учение вызвало особый интерес у князя. Наших послов-язычников приняли в Византии в храме Святой Софии на самом высоком уровне, проявили к ним любовь и внимание. Их пригласили на богослужение, и вот эти посланники, вернувшись потом к князю Владимиру, рассказывали ему: «Мы даже не поняли, где мы были – на небе или на земле...», настолько поразила их вот эта любовь, внимание, торжественность патриаршего богослужения, все то, что им довелось там увидеть и услышать. И тогда князь Владимир решил направить официальный запрос в Константинополь с просьбой, чтобы патриарх прислал к нам епископов, дабы они просветили народ.

Так что князь Владимир, принимая такое решение о Крещении своего народа, сделал исторический выбор, который изменил весь ход жизни Святой Руси: руссы пошли совершенно по другому пути развития. Конечно же, с приходом православного вероучения на нашу землю было принесено и богословие, и письменный язык, и алфавит, и культура. А сочетание всего этого с Божественным благословением, Божьим благословением принесло такие ростки, плоды, которые мы уже сегодня пожинаем. И это, конечно, множество святых подвижников, святость огромного количества людей, то есть когда не просто пришел к нам святой жизни человек, а когда возникло такое массовое стремление к святости, благочестию, добропорядочной жизни. Таким образом, принятие православия изменило весь ход жизни наших предков. Поэтому сегодня, празднуя тысячелетие со дня кончины святого князя Владимира, мы хвалим, благодарим и прославляем Бога за то, что Он так мудро устроил жизнь наших предков. Сегодня мы питаемся этими добрыми ростками православного вероучения и, вспоминая дивное решение князя Владимира, мы воспеваем и его самого, и всех святых, в земле Русской просиявших. Мы призываем всех хранить веру православную, потому что в ней наше утверждение.

Надо сказать, что вся последующая история нашей страны была наполнена множеством таких явлений, которые именуются у нас чудесами. Вся жизнь нашего народа была ими насыщена, сосредоточена в Церкви и Боге. Можно сказать, что внутренний стержень нашего народа – это вера в Бога, надежда на Него, жизнь православная и благочестивая. Именно в этом кроется особое отличие нашего народа. Так что мы сегодня радуемся и надеемся, что наш народ будет хранить веру православную.

Благодарю Вас, владыка! Переходим к вопросам наших телезрителей. Телезрительница из Подмосковья спрашивает: «В Евангелии от Матфея сказано:"И отцом не называйте никого на земле". Как это понимать?»

– Когда мы пытаемся определить, понять смысл каких-нибудь стихов из Священного Писания, то мы всегда должны читать их в контексте евангельского повествования, потому что тогда станет понятно, с кем общался Христос Спаситель в это время, о чем Он говорил. Надо сказать, что этот стих взят из того контекста событий, где Господь общался с книжниками и фарисеями, которые были самыми учеными людьми среди иудеев. Но в это время, то есть ко времени пришествия Христа Спасителя, они настолько исказили ветхозаветные учения, что даже самые обычные, нормальные понятия были превращены в какое-то чванство, самовосхваление. Фарисеи украшали себя, делали особые украшения на своей одежде, удлиняли рукава своих одеяний, и хотя мы тоже носим сейчас одежду с длинными рукавами, но они у нас употребляются только в таком виде, чтобы было удобно для совершения богослужения и ношения, а тогда это было символом величия книжников. И фарисеи, и книжники настолько восхваляли сами себя, любовались самими собой, что они требовали такой же похвалы от других людей. Они выходили на перекрестки, туда, где было большое скопление людей, принародно молились, и все их восхваляли: «О, какие великие! Это наши отцы! Это действительно чуть ли не ангелоподобные люди!» Таким образом, фарисеи начинали себя обожествлять, и, превознося себя, они забывали о Боге. Что вы! О каком Боге могла тут идти речь, когда существовало только «я». И вот как раз фарисеев, находившихся в этом порыве самозабвения, чванства и самовозвышения, обличал Господь: «Не называйте себя отцами: у нас один только Отец Небесный».

Но когда Христос обличал фарисеев и книжников, то это не означало, что Он запрещал детям говорить о том, что у них есть отец и мать. Об этом даже и речи не было. Здесь говорится только о том, что Господь этими словами ставил на место книжников и фарисеев, которые забыли Бога и сами себя превозносили выше Его. Вот о чем идет речь! Слово же «отец», которое употребляет ребенок, относится только к тому человеку, который родил детей своих. Разве он не отец? Он родил. Нас всех рождает Господь, а родители рождают своих детей. А почему мы иногда употребляем это слово по отношению к священнику и называем его «отцом»? Это происходит потому, что священники нас крестят, совершают Таинства Крещения, Покаяния и таким образом рождают нас для жизни духовной, вечной. Вот и получается, что мама с папой меня родили для жизни на земле, а священник меня рождает для жизни в загробном мире, в Царстве Божием. Поэтому такое обращение вполне уместно и нисколько не противоречит тому, что сказано в Евангелии. Так что здесь говорится конкретно и относится к обличению фарисеев и книжников.

– Телезрительница из Калмыкии задает вопрос: «В селе нет храма. Как быть? Можно ли молиться дома и как?» Просит Вашего совета.

– У нас есть добрая традиция, когда православные христиане утром и вечером читают утреннее и вечернее правило. В течение дня мы тоже совершаем молитвословия – например, перед началом любого дела и по его завершении; перед принятием пищи мы просим, чтобы Господь благословил нашу трапезу, а после – благодарим Его за то, что Он дал нам земные блага, которые нас оживотворяют. Что же касается других богослужений, то, конечно, есть такое, что может совершаться только в храме, но там, где нет церкви (особенно такое было в древние времена), применяется одна очень хорошая практика среди верующих людей. Есть такая настольная книга, которая называется Псалтирь. Вот она употреблялась во всех случаях жизни: кто скорбит – читай Псалтирь, и Господь тебя утешит, кто радуется – читай Псалтирь, прославляй Бога, и Он твою радость приумножит еще. Так что есть такая добрая, хорошая традиция – читать Псалтирь. Но, как я говорю, при этом не надо давать никаких обетов, к примеру: «Я вот с завтрашнего дня буду читать столько и столько, это и вот это». Читайте по мере возможности. И надо еще сказать, что сегодня издано достаточно много хороших книг, сборников акафистов, и если у Вас есть возможность, то читайте и Псалтирь, и акафисты, и какие-то другие молитвы. Я думаю, что вполне можно занять время молитвой и добрым чтением. Конечно, не следует забывать, что у нас сегодня издано очень много душеполезных, поучительных книг, как мы их называем в целом – наследие святых отцов. Так что можно читать дополнительно еще и эти книги как назидание. А так читайте утренние и вечерние молитвы, Псалтирь.

– Телезрительница из Самары задает вопрос: «Можно ли забирать икону из гроба?»

– Насколько я понимаю, речь идет о традиции, когда покойнику вкладывают в руки какую-нибудь икону, крестик, а священник, который потом совершает погребение, кладет туда разрешительную молитву. Как правило, мы оставляем эти иконки, и потому не надо вкладывать какие-то дорогие иконы – золотые или серебряные, достаточно положить самую простую икону, и забирать ее потом не надо, пусть усопшего похоронят вместе с ней.

– Телезрительница из Рязани спрашивает: «Что такое родительская суббота и чем она отличается от других дней поминовения усопших?»

– У нас существуют две вселенские родительские субботы. Эти дни известны с самого раннего периода существования христианства. Так, перед началом Великого поста и накануне праздника Пятидесятницы люди, исповедующие Иисуса Христа Богом, веря в загробную жизнь, поминали усопших. Именно в эти дни и были установлены две вселенские субботы, когда мы поминаем усопших. Это общие дни, когда все православные приходят и молятся только о упокоении всех почивших христиан. Что же касается других дней поминовения, то обратите внимание, у нас оно совершается во время каждой Божественной литургии. Поэтому если у людей есть желание помолиться о своих усопших родственниках, если какая-то памятная дата, то это можно делать каждый день.

– У телезрительницы из Волгоградской области очень сложная ситуация в семье: она хочет покрестить своих внуков, но молодые родители, неверующие, против этого. Она боится, что если и совершится крещение детей, то это будет как бы впустую, потому что их родители неверующие и в семье не будет продолжения духовной жизни.

– Вы знаете, впустую крещение не пройдет, это во-первых. Конечно, очень печально, что такое происходит в Вашей семье, видимо, родители не понимают важность этого и не живут нормальной, христианской жизнью. Безусловно, очень важно, чтобы было согласие родителей, но я хочу обратить Ваше внимание на то, что в годы советской власти наши бабушки крестили своих внучат, иногда даже не спрашивая родителей. Покрестила бабушка внуков, и ей неважно, ходят родители в храм или нет, верят или являются неверующими. А потом она еще своих внучат и потихонечку воспитывает и в храм водит. Поэтому вот такая бабушкина «миссия» бывает очень плодотворной.

Ну и конечно, очень важно, чтобы, покрестив ребенка, его и воспитывали в этом духе, в этом вероучении, чтобы его время от времени приносили в храм, чтобы он причащался, усваивал навыки христианской жизни. Это все, еще раз повторюсь, чрезвычайно важно! Так что ничего не пропадет, даже если Вы сами покрестите своих внуков, а потом будете их воспитывать, помогать им осваивать наше православное вероучение.

– Телезрительница из Подмосковья спрашивает: «Кто должен быть помощником у настоятеля храма: духовное или светское лицо?»

– Устав нашей Церкви позволяет быть помощником у настоятеля и священнику, если это многоклирный приход и есть несколько священников, и мирянину, если нет других священников или же настоятель считает, что светский человек ему будет лучше помогать в деле управления приходом. Поэтому этот вопрос решается по усмотрению настоятеля храма.

– Телезрительница из Подмосковья спрашивает: «Знакомая молится перед иконой Богородицы о дочери-самоубийце. Она обратила внимание, что образ стал просветляться. Значит ли это, что ее дочь прощена?»

– Вы знаете, я даже не могу сказать, что это значит, потому что мне ничего не открыто и я не прозорливый человек. Но мне кажется, что ограничивать молитву на этом не следует, поскольку молитв много никогда не бывает. Они всегда нужны, всегда действенны и всегда помогают, тем более когда речь идет о молитвах за усопших. Поэтому независимо от того, просветлела икона или нет, продолжайте молиться. Молитвы всегда нужны и живым и мертвым.

– Телезрительница из Твери задает вопрос: «Нужно ли крестить младенцев? Читала, что в первые века христианства детей не крестили, а крестить их стали уже в более позднее время. А как считаете Вы?»

– Какой-то категоричной формулы здесь нет. В жизни бывает порой и самое непредвиденное, так что никто из нас не знает, что может случиться с младенцем. Нам известно, что многие люди не доживают до совершеннолетия и очень часто дети умирают или погибают. Поэтому такая церковная практика – крестить младенцев – у нас укоренилась очень давно, и она нисколько не противоречит христианскому вероучению.

Хочу обратить внимание: мы, конечно, прекрасно понимаем, что взрослый человек воспринимает Таинство Крещения по-особому, осознанно. Я знаю многих взрослых людей, которые рассказывали о своих переживаниях, о том, что происходило с ними во время крещения. Удивительно! Лично я (и те, кого крестили в детстве) не помню тех ощущений, а взрослый человек испытывает особые чувства во время Таинства Крещения, которые у него сохраняются в памяти. Надо сказать, что Церковь, принимая и осознавая все это, учредила восприемничество, поэтому взрослые люди, которые становятся восприемниками у младенца, отвечают за него перед священником, несут ответственность за ребенка в последующее время и помогают родителям воспитывать его в духе православного вероучения.

Ну и как я уже сказал, очень часто, к сожалению, бывает такое, когда дети не доживают до своего совершеннолетия, поэтому мы и стараемся крестить маленького ребенка, и в этом нет ничего предосудительного – это опыт, практика Церкви.

– Телезрительницу волнует такой вопрос: «В жизни сделала много абортов, каялась в этом, но прощен ли грех? Как отмолить душу?»

– Вы знаете, это касается не только абортов, но и любых других наших прегрешений, в которых мы уже каялись и исповедовались. Надо сказать, что если существует такая практика и если мы принесли покаяние, священник прочитал над нами разрешительную молитву, то мы должны верить, что Господь нам простит это. Необходимо свою жизнь выстраивать так, чтобы не повторять эти грехи, проступки. Если мы не будем их повторять, то верьте, что Господь нам их простит. А если мы повторяем, то надо снова каяться, опять исправляться, стремиться к исправлению. Ну вот такая наша жизнь: спотыкаемся, падаем, осознаем, что упали, покаялись, встали, идем дальше. Снова споткнулись, опять упали... Что ж делать? Слабые мы люди! Но в этом, видимо, и заключается глубочайший смысл Божественного Промысла по отношению к человеку: он должен понимать, насколько он немощен и слаб, и, осознавая это, должен обращаться к Богу и просить: «Господи, спаси меня и помоги!» И Господь будет подавать все самое необходимое для спасения нашей души.

Поэтому если Вы не повторяли этого, то каяться в этом не надо, а если нарушили, ошиблись, споткнулись, согрешили, то нужно опять каяться, исправляться и стремиться к святости.

– Житель Белоруссии спрашивает: «Могут ли простые люди увидеть ангелов?»

– Теоретически, конечно, могут, но вот как свидетельствует история нашей Церкви, не все готовы к этой встрече. Вспомните, как Матерь Божия отреагировала, когда к Ней в Назарет пришел архангел Гавриил. Она только удивилась, но не испугалась. Божия Матерь настолько была чиста, свята, что Она просто подумала: «Что бы это значило, что ко Мне явился ангел?» А он принес Ей благую весть. У Девы Марии было удивительное состояние духа! Слушая, читая Священное Писание, Она понимала, что должен прийти Спаситель мира, и искренне говорила: «Я готова быть служанкой у той, кто родит Сына Божьего!» Служанкой, последней служанкой Она готова была быть! Вот какое смирение! И вдруг Ей архангел благовествует о том, что у Нее родится Сын Божий. Конечно, для Нее здесь были и восторг, и удивление.

Обратите внимание на то, как пророк Захария отреагировал на явление к нему ангела. Когда он совершал свою череду, вошел во святая святых с кадильницей и увидел его, то испугался. А когда ангел стал говорить Захарии о том, что у него родится сын, то пророк ему не поверил. И за свое неверие лишился дара слова: он перестал говорить. «Вот за то, что не поверил, – говорит ему ангел, – до дня рождения сына ты больше не будешь говорить!» Понимаете, насколько разное восприятие?

Когда я читал житие преподобного Сергия Радонежского, меня очень взволновало явление Пресвятой Богородицы преподобному Сергию. Когда он со своим учеником совершал молитву, ему явилась Божия Матерь с сонмом ангелов. Преподобный Сергий общался с Нею, а его ученик пал ниц и не мог даже смотреть на Матерь Божию и ангелов, настолько был невообразимо яркий свет. Потом, когда преподобный Сергий у него спросил о впечатлениях, ученик сказал: «Я думал, что моя душа готова отделиться от тела...» Вот какое было ощущение!

Так что теоретически, конечно, возможно наше общение с ангелами, но мы не всегда, да и вообще редко кто из нас может быть готовым для такого общения. Чтобы такое общение стало нормальным, возможным, нам нужно всем стать святыми, и тогда это будет реально.

– Вопрос телезрительницы из Ставрополя, которая служит за свечным ящиком: «Вот говорят, что прихожан учить нельзя, а советы простые давать можно?»

– Правильно говорят, что нельзя. Учить прихожан или мирян не следует, потому что у нас ведь часто бывает такое отношение к простому человеку: «Ты такой же, как и я, почему я тебя слушать должен? Кто ты такой, что ты взялся меня учить?» Значит должна быть какая-то легализация авторитета того человека, который может учить. Как и в чем это заключается? Это может заключаться в том, что человек, к примеру, поступает в какое-то учебное заведение, институт или университет, в семинарию или духовную академию, где дают диплом о высшем образовании, а после этого он может лечить, если учился в медицинском вузе, или учить, если окончил педагогический институт. А если он был студентом семинарии или духовной академии, то ему еще дается возможность даже проповедовать. Более того, если он принял священный сан, то ему через рукоположение передается власть не только вязать и решать, но и вменяется в обязанность проповедовать. А тому, кто сидит за свечным ящиком, конечно, правильно указывают, и мы говорим: «Не учите никого!» И если к Вам обращаются и просят Вашего совета и Вы знаете, как нужно поступить, то можете что-то посоветовать, но сами людям ничего не навязывайте. А когда Вы не знаете, что ответить, то порекомендуйте человеку: «Обратитесь, пожалуйста, к батюшке, и он Вам сможет дать ответы на Ваши вопросы».

– Телезрительница из Новосибирска спрашивает: «Дочь увлеклась дианетикой. Как ей помочь?»

– Что касается дианетики, то это та же самая саентология. Вы знаете, мне хотелось бы порекомендовать Вам обратиться ко 2-му Посланию апостола Петра. Во 2-й главе очень четко сказано о тех лжеучителях, которые пытаются учить. Апостол Петр предостерегает их и говорит о том, что, конечно, надлежит быть и ересям, и расколам, и лжеучителям, которые появятся в будущем, но конец у них будет один – погибель вечная. Он призывает не слушать их, потому что это чревато и очень опасно для души каждого человека. Надо понимать, что мы в отличие от апостола Петра имеем очень большой, многовековой опыт жизни Церкви, который свидетельствует о существовании различных сект и лжеучений. Все они, как говорит апостол, имеют под собой одно основание – любостяжание. Ради себя, ради наполнения своих собственных карманов, ради личного обогащения они пытаются привлечь в свои секты как можно больше людей, ведь от этого зависит их доход. Апостол Петр говорил о лжеучителях: «Будущее для вас – это погибель». Надо учесть, что руководители сект имеют уже огромный опыт, как обрабатывать тех, кто к ним приходит, своих адептов. Они своей пропагандой «выполаскивают» им мозги настолько, что эти люди уже становятся не способны мыслить иначе – не так, как их учит лидер этой секты. И конечно же, здесь нужна сильная молитва, очень сильная молитва, потому что те, кто попал в секту, где их так обрабатывают, уже вас не слышат. «Слыша, не слышат и, видя вас, не видят». Они не соображают, их уже сделали «зомбированными» настолько, что они реально оторвались от жизни.

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать