Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 26 января

26 января 2016 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– В недавних беседах Вы рассказывали нам о таких понятиях, как радость и одиночество. Эти понятия имеют под собой духовную основу. И, наверное, этого нельзя понять до конца, если не знать, что такое душа. Так вот что такое душа?

– Наверное, это один из самых сложных вопросов. Суммируя все понятия о душе, мы можем сказать, что знаем о ней только из Божественного Откровения. Из него мы узнаем, что человек – это двусоставное существо, которое состоит из души и тела. Что такое тело, нам всем понятно, а душа – это что-то необычное, непонятное, но чрезвычайно важное, что-то такое, что животворит наше тело, – это дух. Душа, в соответствии с учением нашей Православной Церкви, – это существо бессмертное, бестелесное, вечное; душа рождается и никогда не умирает. А тело – бренное, имеет ограничение жизни по времени, и когда человек телом состаревает, жизнь в человеческом организме прекращается, душа покидает это тело и переходит в особое состояние. Что это за состояние до сегодняшнего дня и, видимо, до скончания века нам будет не совсем понятно. Только те человеческие души, которые уже перешли в загробную жизнь, начинают понимать, что же произошло и что собой представляет наша душа.

Тем не менее опыт жизни Церкви, опыт наших богословов и Божественное Откровение, говоря о душе, определяют, что эта сущность,душа, бессмертна и бестелесна. Хотя на тему бестелесности были богословские дискуссии, но все-таки по учению Церкви это существо вечное, бестелесное, бессмертное. Нашей душе свойственны особые качества человеческой природы, например, мы можем говорить о том, что наша душа переживает, ощущает, у души есть чувства сострадания, милосердия – все те качества, о которых мы говорим, характеризуя человека. Конечно, мы говорим о нем как о едином организме, который имеет внутреннюю энергию ­– нашу душу,придающую жизнь нашему телу.

– Ученые пытались определить, есть ли душа в человеке: взвешивали живого и мертвого человека. Говорят, есть душа: что-то менялось в весе.

– Я бы подверг это большой критике.Ветхозаветное Писание говорит, что животные уже не имеют той сущности. Каждый человек – это особая личность. А говоря о животных, мы уже не характеризуем их как личное существо. Основываясь на Священном Писании, Божественном Откровении мы говорим о том, что у животных душа в крови. Как только жизнь прекращает движение крови или кровь выходит из животного, то выходит и душа животных. А человеческая душа имеет личность, существо, это чрезвычайно важно.

– У телезрительницы из Татарстана шесть внуков, старшему из них уже 20 лет. Она пытается убедить их в том, что нельзя иметь добрачные отношения. Как это сделать лучше, какие аргументы привести?

– Что касается таких взрослых ребят, наверное, их уже трудно переубедить, они уже сложившиеся люди. Надо было раньше воспитывать, раньше говорить с ними на эту тему. Вы упустили то время, когда можно и нужно воспитывать ребеночка. А сегодня можно сказать так: «Вы хотите, чтобы у вас была счастливая семейная жизнь? Если хотите, Церковь говорит делать так-то и так-то; жить надо вот так, так и так». А когда вы хотите все испробовать, все испытывать, говорите: «Я должен все попробовать и выбрать самое лучшее», то потом будет поздно: вы утратите то свойство человеческой природы, которое у нас именуется девственность.

Если любого взрослого человека спросить, помнит ли он свою первую любовь, думаю, человек в любом возрасте ответит: «Да, я до сих пор вспоминаю свою первую любовь». Первая любовь остается на всю жизнь, какой бы она ни была: кратковременной или продолжительной. Первая любовь и,как в народе говорят, первый поцелуй, навсегда остаются в памяти каждого человека. Поэтому надо суметь сохранить девственность, а когда вы уже попробовали одно, другое, третье, развращаются Ваши чувства, раздробляется Ваша личность, Вы уже не сможете быть цельным человеком.

– То есть это не приобретение опыта, как говорят многие?

– Нет, это не приобретение опыта, это раздробление человеческой личности, я бы даже сказал, что это распад человеческой личности. Мы как-то говорили про фрагментацию: человеческая личность распадается, фрагментируется, и потом ее очень трудно собрать воедино. Поэтому и ребятам, и девочкам надо сказать: «Будьте внимательны, вы от этого перебора ничего не приобретете, а только потеряете».

– Вопрос телезрительницы из Краснодара: «В некоторых монастырях проводятся настолько подробные исповеди, что невольно смущаешься. Говоришь о грехе, но принимающий исповедь священник начинает расспрашивать о деталях, порой таких подробных, что невозможно рассказать. Допустимо ли это?»

– Недопустимо. Я с этим всегда борюсь и не советую священникам увлекаться этим, потому что кроме духовного, морального, нравственного разложения, это ни к чему хорошему не приведет. Ведь наша задача не изучать, не пытаться проникнуть. Во-первых, духовник должен понимать, что человек, который пришел в храм, да еще на исповедь, уже совершил подвиг.

Вспоминаю первую исповедь, которую я совершал после рукоположения в священный сан.Тогда я был студентом 2 курса академии, меня рукоположили и буквально через две недели направили принимать исповедь. Я думал: как я буду совершать исповедь, что я буду делать? В Троице-Сергиевой лавре исповедь совершалась в субботу вечером после всенощного бдения и длилась иногда половины ночи, а иногда и всю ночь. Люди приезжают к преподобному Сергию, исповедуются, ночь проводят в молитве, а утром на ранней или поздней литургии причащаются. И вот помню, как после всенощного бдения я зашел в Успенский собор: стоят наши отцы, которые готовятся к исповеди. Мой духовник, отец Кирилл, мне говорит: «О, вот еще духовник к нам прибавился». Я ему говорю: «Батюшка, какой я духовник? Меня же только рукоположили». Он спрашивает: «А что ты смущаешься?» Отвечаю: «Я даже не знаю, как, кому и за что давать епитимью» (у нас же тогда это принято было). Он меня обнял за голову и сказал: «Отец Павел, какая епитимья, какое наказание? Покрывай всех любовью, прощай и разрешай».

Это наставление старца живо и действенно до сего дня. Я об этом всегда говорю: «Друзья мои, какая епитимья? Что вы измываетесь над людьми? Они совершили какой-то проступок, их мучит совесть, они пришли исповедоваться, а мы им епитимью, поклоны…» Мы с вами что святые? Любого из нас просвети через рентген Божественной благодати, ох,что там появится!

Именно поэтому святитель Иоанн Златоуст говорил, что Господь, конечно, мог бы и Своих ангелов направить для совершения святых таинств и Божественной литургии, но Он дал людям грешных людей, возведя их в сан священства, потому что они – слабые, немощные, грешные люди– могут других грешных, слабых и немощных людей понимать, сострадать им и помогать преодолевать все греховные препятствия. А если бы у нас служили ангелы, говорит Иоанн Златоуст, то они, будучи святыми и видя нас, греховных людей, всех бы попалили огнем за наши грехи и беззакония. Господь же – такой чадолюбивый Отец, что дал нам священников, грешных людей, и они немощные, слабые должны понимать немощных и слабых людей, приходящих к ним на исповедь.

Поэтому я говорю священникам, чтобы они не занимались изуверством, этими«тонкостями». Тот, кто, как говорит телезрительница, порой вникает в интимные дела, это изувер какой-то, не ходите к такому на исповедь. Я нашим прихожанам говорю: если вы знаете, что кто-то из священников пытается влезть в вашу душу и там ковыряться, пишите мне, я буду приглашать их на беседу. Таких священников вообще надо отстранять от исповеди: это не стремление помочь людям, а какая-то извращенность, таких извращенных священников надо ставить подальше от исповеди.

Мы должны понимать:когда человек пришел в храм, он уже совершил подвиг.Как мне говорил отец Кирилл: «Сегодня человек покается в одном, а завтра Господь ему еще откроет, и он еще придет и принесет вам свое покаяние».Возрастание человека в духовной жизни происходит постепенно, не сразу.

Извращенец – так одним словом я бы сказал о тех, кто пытается вот так проникнуть в душу. Кроме вреда,он такой исповедью ничего не принесет человеку, но точно оттолкнет людей от Церкви. Поэтому я своих священников предупреждаю: не занимайтесь таким извращением. Исповедь – это святое таинство, где происходит чрезвычайно важное становление человека, его очищение, поэтому надо очень благоговейно и снисходительно к этому относиться. Не теряйте людей, потому что из-за таких извращенцев, люди не будут ходить в храм, я знаю много таких случаев и потому наказываю таких священников.

– Вопрос телезрителя из Краснодарского края: «Почему текст богослужений в храме изменен и значительно сокращен даже за последние сто лет, не говоря уже о том, что было 200-300 лет тому назад?»

– У нас есть много таких людей, которые говорят: «Ну что вы так «раздули» богослужение, оно у вас такое продолжительное! Раньше, 150–200 лет назад, было более краткое богослужение, а сейчас такое продолжительное, так тяжко стоять…» Видимо, не угодишь нашим людям: у каждого свое мнение. Я бы сказал, что сегодня богослужение ни в коем случае не сокращается. Богослужение – это живой организм, оно постоянно чем-то наполняется, конечно, изменяется, но каких-то серьезных сокращений или увеличений нет.

Обратите, например,внимание, что если вы приходите на спортивный матч (футбол, хоккей), то знаете, что первый тайм длится 45 минут, потом перерыв и второй тайм –45 минут, итак уже 20-30 лет,вы пришли на матч и 90 минут должны там быть. В богослужении такого регламента, что вы должны прийти в 10, а уйти в 13 (не раньше и не позже), нет. Обратите внимание, какая свобода в наших православных храмах: когда у тебя есть возможность – приди и помолись; если тебе тяжело, трудно, скажи: «Господи, прости,не могу: детишки ждут, муж с работы приходит, нужно еду приготовить. Прости, Господи, хоть немного, но помолилась». Сегодня немножко, завтра немножко, а потом человек начинает входить в богослужебную жизнь, начинает понимать ее красоту, величие богослужения, начинает понимать смысл богослужебных текстов и церковной молитвы. Человек начинает понимать, что это и есть то, что животворит душу и тело.

У нас человек не ограничен: если тяжело, можете прийти попозже или уйти пораньше, железного правила у нас нет. Если кто устал, можно посидеть. Наша задача – помолиться Богу. Многословие и продолжительность службы по 4-5 часов не прибавляет благочестия людям. Благочестие прибавляет наше внутреннее настроение, наше искреннее обращение к Богу.

Я бы не сказал, что у нас сегодня огромная разница в богослужении. Да, со временем происходит канонизация святых, которым пишут каноны, службы, и в определенное время по уставу Церкви они добавляется к одной, другой службе, когда празднуется память тех или иных святых. И конечно, за последнее время, в XX и уже в XXI веке появилось много новых служб, акафистов, которые время от времени совершаются. А сокращения никакого нет.

– Телезрительница из Ростова-на-Дону спрашивает, почему на некоторых иконах изображаются демоны, например на иконе Страшного Суда? Не получается ли так, что молясь перед такой иконой, мы невольно поклоняемся нечистой силе?

– Если вы кланяетесь бесам, то вы можете не только на икону смотреть. Меня это тоже когда-то смущало, и я тоже этого не понимал. Даже сейчас, когда я посещаю храмы, и в некоторых из них вижу изображения Тайной Вечери, на которой присутствует Иуда, меня это смущает. Я считаю, что не надо изображать на престоле то, что смущает. И «Тайную Вечерю» у нас как-то больше принято считать картиной.

Есть разные мысли: кто-то воспринимает это, кто-то – нет. Но когда я смотрю на икону, где изображены бесенята, хотя они пишутся в другой цветовой гамме, это не для того, чтобы мы перед ними молились. Икона – это образ, который раскрывает нам потусторонний мир, через икону мы как бы видимым образом входим в потусторонний мир. Но мы не иконе кланяемся, мы не идолопоклонники. Молясь перед иконой, умом мы должны восходить к тому первообразу, который на ней изображен. Поэтому мы не перед бесятами молимся, но они напоминают нам о том, что они существуют: они живут, они искушали святых и будут искушать каждого из нас. Но мы им ни в коем случае не молимся, поэтому, не смущайтесь.

– Телезрительница спрашивает: в 16 лет ее мама перешла к баптистам. Когда она умерла, в православной церкви отпевать ее отказались. Почему алкоголика могут отпеть, а заблудшего человека нет?

– Она ведь не заблудший человек. Как правило, заблудший человек возвращается из своего заблуждения, а Ваша мама перешла к баптистам в 16 лет, судя по всему, прожила большую жизнь и так с ними и осталась. Во-первых, не отпевают ее потому, что она сама отказалась от православной веры, то есть она уже не православная. Вам, как детям, за нее можно и нужно молиться: «Господи, упокой ее там, где Ты определишь. Прости ей все прегрешения вольные и невольные». Родственники и дети должны молиться за родителей.Молитесь, поминайте ее. А то, что она осталась у баптистов и не вернулась в православие – печально:она изменила своей вере, вере своих отцов и матерей. Так что действия священнослужителей вполне оправданы. Но, наверное, священники не провели четкую пастырскую работу, им надо было с Вами побеседовать, рассказать о причине, по которой это происходит. Отсутствие пастырского общения с людьми оставило у Вас горькое впечатление, осадок.

Что касается отпевания алкоголиков, мы должны понимать, что алкоголик (или наркоман) – это больной человек. Он же не для того пьет (или принимает наркотики), чтобы себя убить. Они пытаются получить, как в народе говорят, «кайф», кайфовое настроение. В Церкви мы говорим, что у нас должно быть блаженное состояние от того, что мы общаемся с Богом. Господь нас вдохновляет, подает благодать Святого Духа, которая делает наше пребывание на земле блаженным:когда нам ничего не надо, а достаточно того, что мы общаемся с Богом и делаем людям что-то доброе и хорошее. Благочестивая жизнь и есть стремление к этому блаженству. Мы все стремимся к блаженству – получить благо от Бога, которое может проявляться самым разным образом: у кого-то это радостное состояние, благостное настроение. И алкоголик тоже хочет получить какое-то блаженство, но он не знает правильного пути, поэтому думает: «Сейчас рюмашечку, вторую – и наступит хорошее состояние». То же самое и наркоман, потому это больные люди. Мы их поминаем как больных людей, и они и есть самые настоящие несчастные, больные и заблудившиеся люди.

Пастырям, конечно, нужно работать со своей паствой, объяснять это людям. К сожалению, сегодня у священника не всегда есть такая возможность, но настоящий пастырь должен общаться с паствой: помогать, разъяснять.

– Вопрос телезрительницы из Ростова-на-Дону: «В доме божница расположена на западной стороне. Допустимо ли это?»

– Ничего страшного в этом нет.

– Телезрительница из Тулы крестила внука, но крестная не пришла, и воспринимать ребенка из купели пришла бабушка. Как теперь быть?

– Пусть бабушка теперь тоже помогает воспитывать.

– Телезрительница из Волгодонска спрашивает, можно ли красить седину?

– Как я могу женщину отговорить? Если это нормальный, не вызывающий цвет, если Вы не делаете свои волосы, как у петуха, то подкрасьте. Женщине свойственно желание всегда выглядеть хорошо. Также и мужчина хочет хорошо и приятно выглядеть. Поэтому можете подкрасить. Хотя апостол Павел говорил, чтобы женщины, приходя в храм, покрывали голову. Сегодня мы не совсем понимаем, для чего это, а в то древнее время женщины так украшали волосы разными украшениями, что это отвлекало людей от молитвы. Нов том, что Вы подкрасите седину, ничего страшного нет.

– Вопрос телезрительницы из Владимирской области: «Почему Церковь не приветствует кодирование от пьянства?»

– Кодирование от пьянства или каких-то других поступков – это все-таки какое-то воздействие на душу и чувства человека. Важно не то, чтобы вас запрограммировали, закодировали – важно наше настроение: «Господи, помоги мне, я хочу отказаться от этого». В этом должно быть наше участие, должна проявиться наша воля. В кодированииотсутствуетчеловеческое стремление жить лучше, чище и правильнее, просто человека загнали в цепи,оковы, в какую-то клетку и еще наручники одели – вот что примерно представляет собой кодирование. Должно быть желание человека отказаться от дурных поступков и встать на праведный путь, добровольное желание самого человека избавиться от пьянства. А кодирование, может быть, и даст на время какой-то эффект, но не принесет должного результата.

 

Ведущий: Владимир Бочков
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать