Беседы с Владыкой Павлом. Выпуск от 26 мая

26 мая 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

 

- 24 мая Православная Церковь отмечает День памяти равноапостольных просветителей Кирилла и Мефодия, День славянской письменности. Мы, наверное, забываем о том, что такое наш язык, относимся к нему порою небрежно. Не могли бы Вы сказать, в чем наша ошибка?

- Те труды, которые совершили святые равноапостольные Кирилл и Мефодий, вошли не только в историю нашего народа, они вошли в плоть и кровь каждого из нас. Эти просветительские труды создали генный столб нашего народа. Как хребет, как позвоночник, который есть у каждого человека, так вот и азбука, дарованная нам Кириллом и Мефодием, является духовным таким хребтом, основанием нашей цивилизации, нашей просветительской деятельности. Это, если хотите, драгоценный дар Божий, который принесли на нашу землю святые просветители. И это действительно великий дар: через азбуку, через грамоту мы и слово Божие познаем, и просвещаем себя и своих близких. Грамота дала основание для развития нашей духовной, нравственной жизни и послужила цивилизации славянского народа. Так что, если хотите, это генетический код нашего народа. И конечно, нам надо хранить этот драгоценный Божий дар.

Святые равноапостольные Кирилл и Мефодий принесли просвещение нашей земле, и я думаю, что тут уместно вспомнить также и Священное Писание: первую книгу Бытия, где сказано, что Господь Словом Своим сотворил весь видимый и невидимый мир. Бог именно в слово заложил творческую силу, потенциал. И даже потом, когда Христос Спаситель проповедовал, то Он говорил (обратите внимание!): «Кто будет иметь веру хотя бы с горчичное зерно, если скажет горе сей: "Встань и двинься!" - гора встанет и передвинется». Итак, в слове заложена творческая сила, и власть над ним, Божие благословение были даны человеку, обладающему таким серьезным Божественным даром. И совершенно не случайно Христос Спаситель говорит: «От слов своих оправдаешься и от слов своих осудишься». Поэтому можно словами Бога благословлять, а можно и хулить Его; можно людям желать доброго, просвещать их Духом, светом Божественным, светом Евангельским, а можно, к сожалению, и проклинать, желая им недоброе, нести развращение. Если мы будем употреблять во благо этот драгоценный Божий дар, то мы будем и просвещать людей, и создавать наше общество благополучным, здоровым, светлым, добрым. Ведь совершенно не случайно мы пытаемся всем людям объяснить важность значения того дара, который принесли нам святые равноапостольные Кирилл и Мефодий. И праздник 24 мая — это еще одна возможность, когда мы можем обратить свои взоры на историю нашего народа, попытаться понять, как это зарождалось, почему так происходило и, обратите внимание, происходит сегодня в нашей жизни. Всегда слово Божие гармонировало, делало нас единым монолитным обществом, а сегодня мы видим, что осуществляется множество попыток нас раздробить, разобщить, принести расслоение и нестроение. Сейчас появилось много слов-паразитов, нецензурной лексики, которые не несут никакого положительного заряда, хороших эмоций, а вносят только развращение и разобщение, поэтому мы должны делать все возможное, чтобы люди обратили внимание на историю этого праздника, на то, ради чего создавалась эта азбука, грамота, и все мы продолжили свое творческое делание на нашей благословенной земле. Мы должны развивать людей к добру, к покаянию, к целеустремленной жизни. А сегодня, как я уже сказал, существует очень много отрицательных слов, преднамеренно внесенных в наш лексикон, за что, к сожалению, нам придется отвечать на Страшном Суде.

- Благодарю Вас, владыка! Наш телезритель из Москвы спрашивает, что когда он исповедуется, то у него возникает чувство беспокойства: будут ли ему прощены грехи?

- А как же! Если мы исповедуемся, то мы, конечно, надеемся и верим, что Господь нам простит. Но Вы знаете, помимо того, что мы должны осознать свои прегрешения и поступки, нам нужно еще и принести плоды, достойные покаяния. Ну и, конечно же, надо верить. Господи, ну как же исповедоваться и не верить в то, что Бог простит! Зачем тогда нужна исповедь? Получается, что мы не имеем той веры. Вы верьте, что Господь действительно простит, тем более что священнику, который совершает исповедь и читает в конце разрешительную молитву, дана власть вязать и решить, прощать. Даже точнее будет сказать, что Господь Сам прощает грехи, а священник является только лишь свидетелем, который читает эту молитву и благословляет кающегося. Господь прощает, но человек говорит: «Аз данной мне властью прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа...» Верьте, Вам будет легче от этого. Мы же не подвергаем сомнению, например, такое: если я пришел в душ мыться, то стану я чище или нет. Ведь если я не буду в это верить, то зачем мне тогда брать мыло или шампунь и мыть себя. Раз уж я пришел в баню, значит, я верю, что отмою с себя всю эту грязь. Так и на исповеди: приходя — верьте!

- Вопрос телезрительницы из Орска: «Моей матери уже много лет. Хочу пригласить священника, чтобы он исповедал ее, но она противится, говорит, что не грешна. Как быть?»

- Знаете, можно ведь все по-разному это сделать. У Вас хорошие добрые намерения помочь маме. Если она преклонного возраста, то, может быть, она никогда не исповедовалась или была на исповеди очень давно, а сейчас, возможно, недопонимает этого всего, а Вы еще и пугаете ее: «Вот придет сегодня батюшка, как поисповедует тебя!» Конечно, при таком подходе страх будет. А Вы своей маме скажите: «Мама, у нас есть хороший священник, давай его пригласим. Может, он с тобой побеседует, поговорит о духовной жизни?» И не надо говорить о том, что он сейчас будет ее исповедовать. Надо по-другому подойти и все правильно маме объяснить.

- Вопрос телезрителя из Белоруссии: «Будет ли белорусский язык звучать в храмах хотя бы во время проповеди?»

- Вы знаете, я уже как-то говорил об этом и прихожанам, и верующим людям, что язык всегда обладает объединительным качеством. Ведь на самом деле, язык — это дар Божий. А многоязычие, то есть существование в мире многих языков, - это не благословение Божие, а наказание для людей, которое было дано жителям Вавилона, когда те решили построить высокую башню, чтобы доказать Богу следующее: «Мы можем сделать лучше и больше, чем Ты, Господи!» И Господь, увидев их богоборческое намерение (ведь они задумали воспротивиться Ему), очень просто решил, что делать с этим безумием: Он просто наделил этих людей разными языками, жители перестали друг друга понимать, все дело из-за этого развалилось, и Вавилонская башня не была достроена, потому что Господь разрушил злой замысел в народе. Так вот, наличие многих языков в жизни свидетельствует именно об этом историческом факте.

Сегодня мы должны делать так, чтобы и богослужение, и наши праздники, и язык объединяли между собой людей. Сегодня во многих странах мира есть люди, желающие исповедовать Православие, но они разговаривают на разных языках, и поэтому наши священники и епископы делают все для того, чтобы дать им возможность и слушать слово Божие, и молиться, и исповедоваться на своем родном языке. Надо сказать, что у нас в Белоруссии происходит то же самое. Но у нас была многовековая практика того, что здесь служили, молились и проповедовали на русском языке. Есть люди, которые говорят на белорусском языке. Сегодня русский язык в Белоруссии — это государственный язык, и на нем и преподают, и говорят так же, как и на белорусском. Сейчас наши священники и епископы стоят перед дилеммой, как совершать богослужение в храмах так, чтобы не создавать проблем и не разделять между собой людей. Пока это, слава Богу, не проблема, но вопрос такой существует, и он с каждым днем становится все более ощутимым и важным, поэтому в некоторых храмах мы благословляем совершать богослужение на белорусском языке. Но было и такое, когда священники одного храма в Минске взяли благословение у моего предшественника, владыки Филарета, совершать богослужение на родном языке, то есть все время до этого они служили на церковнославянском, а тут вдруг с завтрашнего дня решили служить на белорусском... В первый день народ пришел в смятение и разошелся, а на следующие службы многие уже не пришли, осталось лишь небольшое количество прихожан, и священник, для того чтобы не потерять свою паству, вынужден был отказаться от этого начинания. Здесь должен быть пастырский подход. Если священник как добрый пастырь будет видеть, что совершение богослужения на местном языке (на белорусском или церковнославянском) объединяет людей, то надо тогда совершать его на этом языке. Сегодня у нас, слава Богу, есть много храмов, где имеется возможность проводить одну Литургию на белорусском языке, а другую - на церковнославянском. Это должно быть такое пастырское душепопечение, когда добрый пастырь может оценить ситуацию, прийти к епископу и все обсудить. Я думаю, что независимо от того, на каком языке будут совершаться Таинства - белорусском, церковнославянском, английском, немецком — Господь все понимает, потому что для Бога не существует всех этих языков, они есть только для людей, и поэтому главная задача на сегодня - это сохранить паству, объединить ее, не допустив случиться разъединению и раздору на языковой основе.

- Вопрос телезрительницы из Рязанской области: «Слышала, что надо молиться о даровании царя и тогда три шестерки нас не погубят. Так ли это?»

- К сожалению, сегодня не только в России, но и в Республике Беларусь существует такое сообщество людей, которые настолько увлеклись этими «шестерками» и паспортами, что превратились в какую-то секту. Да не в 666 и паспортах сегодня дело, а в душах человеческих! Некоторые священники так зациклились на этом, что находятся словно в «шестерочной» скорлупе и ничего больше не видят: заняты только этим, этим живут, муссируют тему. А вокруг одни сектанты: в детских садах, школах, в армии, на заводах, на полях... И когда вот эта скорлупа спадет с такого прихода, люди оглянутся, то будет поздно: вокруг будут сплошные сектанты. Наши некоторые батюшки, очень такие «благочестивые», сильно «номерные», теряют тем самым и время, и паству. Не спасут нас, друзья мои, ни «шестерки», ни паспорта, ни цари! Сами люди должны духовно совершенствоваться, и если мы не будем заниматься самими собой, а только станем вокруг этих «шестерок» «плясать», то толку никакого не будет, спасение не придет. Если бы эти паспорта и числа имели бы значение для спасения человеческих душ, то, поверьте, Господь бы оповестил об этом через апостолов. В Евангелии нет нигде указаний об этих паспортах, «шестерках» и царях, поэтому было различное правление в разные времена. Наше спасение от нас самих зависит. Господь все самое необходимое для этого совершил, и теперь мы должны исполнить то, чему нас учил Спаситель, а Он нигде не говорил о паспортах и «шестерках», поэтому не заблуждайтесь: надо использовать время для духовного совершенствования.

- Вопрос телезрительницы из Тамбовской области: «Раньше колдунов отлучали от Церкви, а теперь их причащают вместе со всеми. Как такое может быть допущено?»

- Я бы так не сказал, не стоит огульно говорить. Мы предупреждаем всех, кто занимается колдовством, ворожбой, экстрасенсорикой, чтобы они так не делали, потому что в первую очередь это вредит им самим. Чаще всего люди занимаются подобным ради корысти, личного обогащения. Иногда все эти ворожеи, колдуны и экстрасенсы, для того чтобы создать себе имидж «благочестивого» человека, говорят людям: «Сходите в храм. Я не буду с Вами работать, потому что вы некрещеный - идите и покреститесь!»

- И благословение у них есть, наверное?

- Да, многие из них часто ссылаются на благословение. На самом деле это ловушка, а сами они лохотронщики, которые обманывают людей. Не ходите ни к экстрасенсам, ни к колдунам, ни к ворожеям — ничего хорошего, положительного они Вам не дадут. Они только самих себя обогащают и губят свою душу. Конечно же, нормальный благочестивый священник как добрый пастырь не должен таких людей допускать до Причастия, и если подобное происходит, то Вы должны сказать об этом на приходе своему батюшке, может быть, он не знает. И это не донос с Вашей стороны: Вы просто поможете священнику правильно сориентироваться в такой ситуации.

- Вопрос телезрительницы из Белоруссии: «Есть страх перед бессмертием души. Откуда он взялся и как его преодолеть?»

- Бессмертия души бояться не надо. Обычно люди смерти боятся.

- Грандиозности вечности, да?

-Да. Это все происходит потому, что мы не понимаем того, что с нами произойдет. Ведь много было таких людей, уже в послеапостольское время (я уже не буду говорить об апостолах), которые ждали смерти. Матерь Божия жаждала: «Господи! Сыне Мой, когда же Я с Тобой встречусь?» Сами апостолы жили этой надеждой на встречу. Апостол Павел вообще говорил: «Смерть для меня - приобретение». Вот удивительно! Сегодня люди страшатся смерти, а для него это было приобретение, как и для всех апостолов и тех, кто верит, знает, что после смерти он перейдет в вечный загробный мир, где его ждет встреча со Христом, с Богом, Которого он любит безмерно, Которому посвятил свою жизнь и Которому он служил. Ведь Сам Господь введет потом человека в Свое Небесное Царство... Чего же тут бояться? Бояться этого может только грешник, совершивший преступление, которое потом станет достоянием гласности. Если мы так этого боимся, то надо срочно бежать к священнику исповедоваться и в таинстве Покаяния просить прощения: «Господи! Я сделал то, я тогда-то совершил то и то, прости меня, Господи! Я сделал это или по неведению, или по своему заблуждению, или по каким-то иным ложным убеждениям, но Ты прости меня, Господи!» Вот что надо делать! Надо бояться не смерти, нужно бояться грешить, потому что это станет всеобщим достоянием. Вот это будет страшно! Хотя я не знаю, как это будет, но думаю, что если я действительно чистый, добрый, благочестивый человек, жил праведно, никого не осудил, никому не завидовал, не желал зла, жизнь свою проводил в добрых делах, в служении Богу, в молитве, то мне нечего бояться. Когда кто-то боится наказания, то мы всегда в таких случаях говорим: «Надо не Бога бояться, нужно страшиться отпасть от Него». Вот наши грехи как раз и могут к этому привести. Надо достичь такого состояния, чтобы мы не могли грешить. Да, будет Страшный Суд обязательно, но он же будет страшным для грешников, а для праведников это будет воздаяние, награда. Представим похожую жизненную ситуацию: нас приглашают на очень важное мероприятие, где будут награждать за какие-то заслуги перед Отечеством, а мы боимся туда идти. Меня зовут, а я говорю: «Ой, я боюсь!» Спрашивают: «А чего боишься-то? Тебя же там награждать будут за то, что ты совершил подвиг, сделал важные дела, которые имеют очень большое значение для государства.» Также и на Страшном Суде: страшиться, бояться должен грешник, а для благочестивого тогда начнется новая жизнь, но уже с Богом, со Христом в Его Небесном Царстве.

- Вопрос телезрительницы из Краснодара: «Одиночество угнетает. Как быть вдове, если нашелся человек для создания новой семьи? Стоит ли ее заводить?»

- Если у него такое же настроение, как у Вас, если никто из вас не будет обузой друг для друга, если действительно он будет Вам добрым и хорошим помощником, и Вы ему будете во всем помогать, то почему бы и нет. Церковь не препятствует созданию такой семьи.

- Вопрос телезрительницы из Мурманской области: «Мучают мысли о маловерии. Отчего они возникают и как с ними бороться?»

- Мы сейчас только что говорили о страхе перед бессмертием души, то же самое можно сказать и о маловерии. Происходит это потому, что мы мало знаем о Боге, об учении Церкви. Надо больше читать Евангелие (что очень полезно!) и, конечно же, наследие святых отцов. Нашу душу надо все время подпитывать, согревать. Мы же питаем свое тело, вкушая пищу? Точно так же надо питать и свою душу, насыщая ее духовной пищей, поэтому читайте больше книг.

- Наверное, этот же совет можно дать и телезрительнице из Тюмени. Вопрос звучит так: «Как укрепить свою веру?»

- Да, совет точно такой же: больше надо читать. Ведь маловерие отчего происходит? От малоопытности, малознания. Мы не знаем, поэтому всего боимся: я боюсь выйти за порог дома, потому что не знаю, что там меня ждет, что будет. Ну так нужно выглянуть, посмотреть и убедиться, что там нет ничего страшного! Надо знать, а значит, необходимо больше читать, мыслить, рассуждать. Если что-то Вам непонятно, нужно прийти к священнику и спросить. Он расскажет и объяснит. Так что, еще раз повторяю, надо подогревать, согревать свою душу.

 

Расшифровка: Евгения Осипцова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать