Беседы с владыкой Павлом. Выпуск от 24 ноября

24 ноября 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы отвечает митрополит Минский и Заславский Павел.

– Совсем недавно нижняя палата российского парламента приняла в первом чтении закон, который запрещает признавать тексты, цитаты и содержание Библии, Корана и некоторых других священных писаний экстремистскими. Как Вы думаете, откуда вообще возникла инициатива принять такой закон, и что нам ждать от этого?

– Я воспринял это решение с каким–то смешанным чувством. Обратите внимание, ведь на протяжении стольких столетий ни у кого даже не возникало вопроса о текстах Священного Писания и Корана. Просто диву даешься! Думаю, что это признак деградации духовно-нравственного состояния нашего общества. Конечно, мы хорошо помним совсем недавнее наше прошлое – советский период времени, когда спекуляция текстами Священного Писания была общепринята в атеистическом мире. Я вспоминаю даже некоторые агитационные высказывания пропагандистов атеистического направления, которые, общаясь с верующими людьми, говорили: «Зачем вы верите в Бога? Вы вспомните слова псалмопевца Давида! В своем псалме он говорил: «Бога нет», и когда говорил? Несколько тысяч лет тому назад! А вы верите!» Действительно, есть такие слова у псалмопевца Давида, но в данном случае они вырваны из контекста и употреблены совершенно неподобающим образом. Если прочитать эти слова в контексте, они звучат так: «Сказал безумец в сердце своем: “Нет Бога”. Безумец сказал! Понимаете, тексты Священного Писания не могут быть вырваны из контекста; прочитанные в контексте, они имеют глубочайший смысл.

– То есть всевозможные проблемы, наверное, как раз и возникают из-за того, что какие-то цитаты вырываются из контекста и используются по своему усмотрению?

– Конечно! В этом-то вся трагедия нашего современного общества! Конечно, с одной стороны, может быть и неплохо, что Государственная Дума принимает закон, запрещающий использовать тексты Священного Писания в неподобающем виде, но еще раз хочу сказать, что, на мой взгляд, это свидетельствует о деградации духовно-нравственного состояния нашего общества. На протяжении многих и многих столетий Священное Писание призывало людей к добру и миру, к Богу и святости, а тут вдруг нечистоплотные люди начали употреблять эти тексты в своих корыстных и, может быть, даже каких-то политических, интриганских целях. Печально все это! Но будем надеяться, что со временем все это как-то перемелется и встанет на свои места; люди будут правильно использовать тексты Священного Писания, не извращая и не трактуя их по своему усмотрению.

– Вопрос телезрительницы из Астрахани: «Как относиться к обиде?»

– Я думаю, что не только к обиде, а и к любым неприятностям, которые встречаются на нашем жизненном пути, надо относиться так, как учит нас православная аскетика. Сам Христос Спаситель, наставляя Своих учеников и последователей, призывал всех молиться даже за врагов, «благословлять проклинающих вас, благотворить ненавидящим вас». Удивительное явление! Человек меня обидел, а я буду так на это реагировать? Ветхий Завет предлагал даже «око за око, зуб за зуб»: как тебя ударили, так и ты должен ударить; как тебе сказали, так и ты должен ответить. Но с пришествием на землю Христа Спасителя людям была дана заповедь о любви к Богу и ближним. Христос открыл нам Своего Отца Небесного, Который, по слову Иоанна Богослова, есть Всесовершеннейшая Любовь. Бог есть Любовь! Поэтому только с помощью таких средств и методов надо общаться с окружающими нас людьми, не только с теми, с которыми мы дружим, но и с каждым обидевшим нас человеком.

Мы ведь часто обращаемся к Богу с молитвой и просим: «Господи, дай мне смирение, терпение, кротость, воздержание». Но иногда даже не осознаем, о чем просим! Что значит «Господи, дай мне смирение»? Как оно должно проявиться в нашей жизни? На самом деле оказывается, мы сами просим у Бога дать нам такой объект, через который мы могли бы проявить наше смирение, терпение и кротость. А когда Господь посылает нам такого человека, вместо смирения и терпения мы пытаемся ему отомстить. И какой тогда смысл в нашей молитве? Уж если мы просим у Господа смирения, терпения и кротости, тогда и каждый случай, который с нами происходит, мы должны использовать для того, чтобы либо проявить эти качества, либо узнать, что у нас их нет. Мы с обидой воспринимаем сказанное людьми в наш адрес (иногда не совсем подобающее, но чаще всего по существу); мы обижаемся, потому что страстная человеческая душа всегда хочет теплого отношения к себе, часто незаслуженного. Надо помнить слова апостола Павла, сказанные им хотя и о скорбях, но вполне соотносимых с обидами, ведь обиженный человек находится в состоянии некоей скорби: «Скорбям надлежит быть в нашей жизни, но не избегайте их. Скорби рождают терпение, а терпение – опытность, от опытности приходит надежда, а надежда на Бога никогда не посрамит, потому что в этом случае будет проявляться Божественная любовь к человеку». То есть все, что с нами происходит, можно, конечно, воспринимать как случайность и недоразумение, но православная аскетика призывает нас извлекать из каждого случая хорошее, доброе настроение своей души и укрепляться в терпении, опытности и надежде. Так что даже незаслуженные обиды надо переносить с терпением, смирением, кротостью и молиться за обидевшего вас человека. Тогда мы будем проявлять самое искреннее христианское отношение к людям, которые нас окружают.

– Вопрос телезрительницы из Нижнего Новгорода: «Правильно ли целовать крест после причастия, ведь частицы Святых Даров могут попасть к другим людям?»

– Я не думаю, что такое может произойти. Не надо так примитизировать то, что с нами происходит. Ведь вначале человек причастился, потом отошел от Чаши, пошел запить Святые Дары теплотой, вкусил просфору, а потом уже подходит к кресту, так что ничего страшного в этом нет. Не надо впадать в крайность, которая ни к чему хорошему нас не приведет. Так что ничтоже сумняшеся подходите, прикладывайтесь, лобызайте крест Христов. Господь все устроит.

– Телезритель из Украины интересуется: католик хочет перейти в православие, что для этого нужно сделать?

– Надо просто подойти к православному священнику любого прихода и пообщаться с ним, рассказать: «Батюшка, я такой-то, хочу принять православие…» Священник все расскажет и все объяснит, не сомневайтесь.

– Телезрительница из Санкт–Петербурга спрашивает: «Как понять утверждение о том, что Иисус Христос Своей крестной жертвой избавил мир от смерти, но люди все равно продолжают умирать?»

– Действительно, Христос Спаситель совершил величайшее домостроительство человеческого рода, но часто мы не можем во всей полноте осознать, что же именно Он совершил. Иногда, общаясь с молодежью, хорошо знакомой с компьютерами, я пробую объяснить это на таком примере. Бывает, приходишь в банк или в какое-то социальное учреждение, говоришь, что нужна такая-то справка, а там отвечают: «Мы не можем выдать справку: у нас компьютер «завис», какой-то вирус попал в программу, ждем мастера, сейчас придет и все сделает». И молодежь понимает, о чем идет речь. Мастер приходит, пробует починить и, если не удается, компьютер отправляется на фабрику или завод-изготовитель, и там уже те, кто знают эту программу, устраняют вирус, восстанавливают программу, и компьютер снова начинает работать.

Так вот, Христос Спаситель, Сын Божий, пришел на землю, потому что Он и есть Тот Величайший Мастер, Автор «программы», которая называется «жизнь человека». Вирус, который внес в нашу природу Адам, созданный изначально бессмертным, повлек за собой болезни, скорби, страдания и даже смерть. Целью пришествия в мир Христа Спасителя было искоренение этого вируса из человеческой природы. Сын Божий принял человеческую природу и на кресте довел ее уже до совершенства, искоренив вирус, внесенный Адамом в природу человека, и проложив тем самым путь для каждого из нас в жизнь вечную. Это была главная задача Христа Спасителя. Если человек хочет иметь жизнь вечную, он должен искоренить этот вирус теперь уже в своем организме, в своей природе. Каждый, кто поверит во Христа как Сына Божьего, как Бога, может идти по жизни, совершенствуя свою человеческую природу, возводя ее до высот духовного совершенства. Сегодня мы уже не говорим о смерти человеческой, потому что теперь это уже не смерть. В Ветхом Завете, до смерти и воскресения Христа Спасителя, это, действительно, была смерть. Люди умирали и уходили в шеол (преисподнюю), навсегда утрачивая ту возможность общения с Богом, которая была у Адама. Но после смерти и воскресения Христа перед каждым человеком, верующим в Спасителя, после определенного момента жизни, называемого смертью, момента перехода в другой, загробный, мир, открывается перспектива уже вечной жизни в Царствии Божием. Теперь каждый человек, рождающийся на земле, подвержен именно такой смерти. Так что Христос Спаситель избавил нас от вечной смерти, это чрезвычайно важно понять.

– Телезритель из Полоцка задает вопрос: «Почему если Бог один, Он такой многоликий?»

– Беседуя с людьми и отвечая на подобные вопросы, я обычно прошу представить следующее. Друзья мои, вот мы сейчас находимся в Минске, но знаем, что есть такой город Полоцк, в который можно попасть быстро, сев в автомобиль и поехав по прямой, а можно поехать в объезд, через Витебск, Москву или даже Владивосток. Правда, путь тогда будет очень долгим, и дорога дальней; кто-то, может быть, и вообще не доберется до города Полоцка. Так вот и в этом вопросе. Появились разные взгляды и разные мнения. Почему они возникли? Ведь было время, когда человек общался с Богом напрямую. Сегодня мы даже не можем в полноте представить себе, что происходило в Раю, когда там жил Адам. В книге Бытия мы читаем очень интересный диалог, когда Господь зовет согрешившего Адам и спрашивает: «Адам, где ты?» – представляете, какое было общение! Адам отвечает: «Я испугался Тебя, Господи!» – «Почему ты испугался?» – «Потому что я наг». Обратите внимание, Священное Писание говорит нам только о небольшом разговоре Адама с Богом, но мы можем предположить, что в Раю было постоянное общение Бога с человеком. Что же происходит дальше? Адам прячется, убегает от Бога, то есть теперь Бога и человека стал разделять грех. И чем дальше люди уходили от Бога, тем больше совершали грехов и преступлений. До сегодняшнего дня грех разделяет нас с Богом, и поэтому действительно Бог Один, а религий много. Это признак того, что мы очень далеко ушли от Бога. Возникает все больше разномыслий, разногласий, разных восприятий пути к Богу, из-за чего появляются все новые и новые богословские течения в религиях, новые и новые взгляды на пути, по которым нужно идти человечеству. Так что, на мой взгляд, именно грех создал множество религий. Христос Спаситель, Сын Божий, придя на землю, дал человечеству Евангелие и указал наиболее благоприятный, удобный путь, по которому человек может идти в Царство Небесное, и православное вероучение как раз и является самым прямым путем человека к Богу.

– Телезрительница из Подмосковья, женщина уже преклонного возраста (ей 84 года), говорит, что она одинокая и в случае смерти боится, что будет некому ухаживать за ее могилой. Она спрашивает, можно ли ее кремировать, не греховное ли это желание?

– У нас, и в России, и в Беларуси, и, надо сказать, во многих других странах существует хорошая добрая традиция, основанная на Священном Писании и Священном Предании: из земли сотворил Господь Бог человека, в землю и подобает уйти нашему бренному телу, «земля еси, и в землю отыдеши». А как это будет, где это будет, думаю, усопшему человеку уже совершенно безразлично. Самое главное – это наша жизнь и то, что мы успеем в этой земной жизни сделать хорошего, – так называемый, духовный багаж, вот что самое главное. О нем нужно заботиться, а не о том, в какой могиле буду лежать или в каком гробу. Это совершенно неважно! Главное то, с чем я уйду в загробный мир. Поэтому, хотел бы Вам посоветовать, пока еще не поздно, проводить свою жизнь так, чтобы не проходило ни одного дня без совершения доброго дела – это самое главное. Никого не осуждать, никому не завидовать, стараться даже в мыслях своих желать людям добра и всяческой помощи.

Я часто вспоминаю и всем рассказываю об одной женщине, тоже уже преклонного возраста (она даже из дома уже не выходила), которая становилась у окна, облокачивалась на подоконник и смотрела, что происходит на улице. Видит, человек с палочкой идет, она говорит: «Ох, Господи, какой же он несчастный, хромает, помоги ему, Господи». Дальше смотрит, видит, кто-то авоську тяжелую или мешок какой-то несет, она говорит: «Господи, как же ему тяжело, помоги ему, Господи». Она ничего не делала, просто стояла у окна, но за день, глядя в окно, совершала столько добрых дел! Оказывается, можно вот так, «ничего не делая», обращаться к Господу в молитве и просить, чтобы Он помог нуждающимся: хромому, больному, тяжелонесущему… Надо совершать добрые дела и не думать о том, как меня похоронят и где. Хотя по-человечески, конечно, и об этом неплохо поразмышлять. Если Вы действительно задумались об этом, это неплохо. Вы или пригласите к себе священника, или сами сходите в храм и подойдите к священнику. У нас есть такая добрая практика: человек обращается к священнику и говорит, что не имеет никаких родственников и хотел бы, чтобы его похоронили по-христиански. Согласно этой практике, человек может завещать свою квартиру или домик, который у него есть, храму или монастырю, а священник или игумен монастыря возьмут заботу об этом человеке на себя. Мы практиковали такое в Рязани, практикуется это и здесь, в Беларуси. Священник назначает тогда уже людей, которые будут заботиться об этом человеке: принесут и поесть, и попить, купят что-то в магазине. А потом позаботятся и о том, чтобы проводить человека в последний путь, похоронить по-христиански, кто-то может и за могилкой присмотреть. В то же время человек будет знать, что его имущество будет потом передано монастырю и игумен или настоятель употребят его по своему усмотрению во славу Божию, например, поместят туда бездомных или нуждающихся людей (мы практиковали такое в Печорах). Так что подойдите к священнику, расскажите о Ваших мыслях. Но имейте в виду, сегодня очень много всяких проходимцев, которые переписывают квартиры на себя, а потом просто-напросто выгоняют престарелых людей на улицу. Чтобы этого не произошло, Вам надо идти в храм или монастырь, где о Вас всячески позаботятся.

– Телезрительница из Ростова-на-Дону спрашивает: «Покончил с собой душевнобольной человек, и мне сказали, что все его грехи переходят на родных, так ли это?»

– Да нет, конечно! У нас не существует даже такого поверья, не говоря уже о практике. Церковь совершенно не разделяет эту мысль. Каждый человек, совершивший грех, будет сам отвечать за него перед Богом. Ответственность за это ни на кого не перекладывается, тяжесть совершенного греха, в данном случае самоубийства, ни на кого не переносится. Каждый человек будет отвечать только за себя. Поэтому не волнуйтесь! Конечно, то, что произошло, – очень печальное событие. Когда люди налагают на себя руки, это очень тяжкое преступление, но человек совершает его только против себя и своей души. Все это до́лжно воспринять с чувством глубокого сожаления и скорби. Но ни в коем случае никакие его грехи ни на кого перейти не могут. Так что не волнуйтесь!

 

Ведущий: Иван Игнатов
Расшифровка: Наталья Коваль

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать