Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Воистину воскресе! Христос воскресе, дорогие братья и сестры, дорогие телезрители!
– Начнем с достаточно общего вопроса. Как вы отмечали Пасху на своем приходе? Знаю, что было очень много народу. Как-то по-особенному на вашем приходе проходит Страстная неделя и сам праздник Светлой Пасхи?
– Если честно, особенность была такая. В понедельник на Светлой седмице в нашем храме отпевали полуторагодовалого ребенка. Отпевали пасхальным чином. Отец не мог оторвать от гроба мать. И по этим людям было понятно, что они малоцерковные. И я подумал, какие же все-таки мы, православные люди, счастливые – мы в какой-то степени, пусть на какую-то маленькую часть, но решили для себя этот вопрос смерти, и слова «чаю воскресение мертвых и жизни будущего века» – для нас не пустой звук. А как можно утешить эту мать, которая лишь частью своего ума во что-то там верит?
– Мне кажется, никак.
– Если нет этого фундамента – упования на Бога, надежды и веры на бессмертие, тогда все бессмысленно. Ведь сколько раз каждый из нас сталкивается с этой проблемой смерти: умирают родные, близкие, у этой женщины – ребенок. У меня в этом году 28 марта ушла на небо мама (новопреставленная Галина, еще не прошло сорока дней). Но все-таки это растворяется надеждой. Близкие люди прислали мне потрясающее сообщение, сказав, что у нее первая Пасха, когда она теперь видит все своими глазами. Это наша надежда, наше упование. Нам дана вера, дано христианство, дано представление о воскресении. И для нас это уже не столько вера, сколько, наверное, область знания.
Сегодня я был в доме престарелых, где состоялась интересная беседа. Там же тоже находятся люди, уже близкие к переходу, и, оказывается, лучше иметь надежду, чем этой надежды не иметь. В беседе я предложил им представить (и вы все представьте), что вообще ничего нет: ни души, ни воскресения, ни вечной жизни, ни рая, ни ада, ни Бога, ни ангелов, ни будущей жизни. Тогда наша смерть – бессмысленный финал, бессмысленный конец. Это если представить, что нет продолжения жизни. Более того, многие верят в продолжение жизни, души, но православные идут еще дальше – Господь нам говорит о жизни не только души, но и нашего тела. В Символе веры мы поем: «Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века». Эта жизнь – реальная, а мы во всей полноте даже не ценим то, что нам дано.
И еще одним событием я был поражен. В нашем храме я освящал куличи на Пасху, ходил среди народа и вдруг решил спросить: «Православные, ответьте мне на вопрос: что празднуют православные христиане?»
– Вы имели в виду Великую Субботу?
– Про Великую Субботу я даже и не ожидал услышать ответ, я надеялся услышать про Пасху. Потому что когда люди освящают куличи, они уже думают о Пасхе. Спрашиваю: «Что празднуют православные христиане?» Они отвечают: «Пасху». – «Ну да, правильно. А что такое Пасха?» И молчание. То есть они знают, что на Пасху надо освятить яйца и куличи, а что стоит за этим праздником – из десяти один сказал, что это Воскресение Христа. И я говорю: «Да. Все мы, православные люди всего мира, празднуем Воскресение Христа в этот день». Трудно поверить, что люди не знают...
– На самом деле это суровая реальность. К сожалению, большинство людей этого не знают.
– Самое главное, мы не в этой реальности и знаем хоть чуть-чуть больше.
– А наша задача – чтобы и те, кто не знает, узнали.
Вопрос телезрителя: «Я хочу привести своего папу и младшего братика к Богу. Когда мы ходим с братиком, мамой и бабушкой в церковь, братик там балуется. Что делать в этой ситуации? И как папу привести к Богу?»
– Дорогая детка, мы все – сообщающиеся сосуды. Все православные стараются в Великий Четверг стать причастниками Святых Христовых Таин. Вспоминаются потрясающие слова отца Иоанна Кронштадтского, который говорил, что благодать причащения распространяется и на род причащающегося человека. То есть один человек в семье причащается, а благодать распространяется на род. В Церкви мы не зерна, насыпанные в мешок, а капля в сосуде, и то, что происходит с одним, распространяется на других. Помните у Достоевского: грех одного человека ложится пятном на весь мир. А добродетель одного человека освящает весь мир; это факт.
Поэтому пусть ребенок имеет надежду, что по ее молитвам и ее примеру папа придет к вере. А младшего братика надо потихонечку приводить в храм: сначала на пять минут без игр, потом на десять, потом на пятнадцать. Потому что ребенок долгого богослужения не может выдержать. Если он начинает баловаться, потихонечку выводить его из храма, а заводить в основные моменты службы – на Евхаристический канон (если он сможет) или на причастие. К храму надо тоже постепенно приучать, сразу ребенок столько не выдержит.
– Это женский крест: успокаивать.
– Кстати, насчет женского креста святитель Феофан Затворник Вышенский сказал одной доброй христианке: «Вы – жена, мать, хозяйка, и в исполнении этих обязанностей Ваше спасение. А матери, сердобольно заботящиеся о спасении чад своих, уподобляются мученикам. Потому и я говорю вам: ожидайте и Вы венца мученического». Тем более в наши времена матерям трудно: малогабаритки, природы рядом нет, ребенка никуда не выпустишь. Детские сады переполнены. Конечно, подвиг матерей очень великий.
Но нам, православным христианам, надо почувствовать, что мы – особенные, Господь нам дал счастье святой христианской православной веры. Один из наших поэтов сказал: «...Владеешь ты всерадостною тайной: бессильно зло; мы вечны; с нами Бог». Вот эта тайна открыта православным.
Когда я был в доме престарелых, спросил у людей, какой у них самый любимый день в неделе. Все ответили, что скорее всего воскресенье. Спрашиваю: «Почему?» Потому что выходной день. Я спрашиваю: «Каким цветом этот день выделен в календаре?» – «Красным». – «А вы когда-нибудь задумывались, что означает слово “воскресенье”?» Они стали задумываться и потихонечку отвечать, что, наверное, это связано с воскресением Иисуса Христа. Действительно в наш календарь перекочевало это явление, которое было на самом деле, и даже день недели у нас теперь так называется. То есть насколько серьезно в жизнь вошло это событие!
У греков, например, что интересно, этот день недели называется «кириаки» – «день Господень» («кир» – «господин»). День, посвященный Богу. Мы же говорим: шесть дней работай и делай дела, седьмой день – Господу Богу твоему. Они называют воскресенье «день Господень», а у нас день напрямую назван по смыслу того события, которое произошло в этот день, – воскресения.
... Многие Иерусалим, Святую Землю называют пятым Евангелием. Если кто-то не знает евангельских подробностей, гид все объясняет: здесь было рождество Христа, здесь было крещение, на этом месте Его распяли, на этом месте Его похоронили; здесь Он воскрес, а на этом месте было вознесение. И многие, побывав в Иерусалиме, потом начинают читать Евангелие.
Кстати, людям, которые приобретают туры на Мертвое море, организуют экскурсию в Иерусалим на один-два дня, и православные гиды называют их «мертвоморцы». Так вот, «мертвоморцы» сначала знакомятся с камнями (помните, в Евангелии Господь говорил: «…камни возопиют»), и для них камни рассказывают иногда больше, чем само Евангелие. То есть они побывают в Иерусалиме, а потом начинают читать Евангелие.
Поэтому для нас, конечно, величайшая милость Божия, что мы знаем о воскресении, верим в воскресение. То же самое будет с нами. Чаю воскресение мертвых и жизни будущего века. Апостол Павел говорит: «Как в Адаме все умирают, так во Христе все оживут. Первенец Христос, потом Христовы, в Пришествие Его».
Кстати, по поводу первенца. Никто не мог себе представить двадцать веков, что возможно преодоление земного притяжения, что когда-нибудь человек научится летать, что когда-нибудь человек побывает в космосе. А Гагарин Юрий Алексеевич первым побывал в космосе. Его потом возили по всему миру, и люди с таким восторгом встречали нашего русского летчика-космонавта, который первым побывал в космосе! Я с удовольствием смотрю эти документальные зарисовки, его добрейшая улыбка незабываема.
Существует такая легенда, что Хрущев спросил Гагарина: «Когда ты был в космосе, Бога видел или нет?» И Гагарин говорит: «Видел. Только, умоляю, никому об этом не говори». А существует и другая легенда, которую потом уже транслировали, используя для атеистической пропаганды: на вопрос Хрущева, видел он Бога или не видел, Гагарин якобы ответил, что Бога не видел.
Это по поводу первенца: никто не мог поверить, что человек будет в космосе, а потом за Гагариным многие были в космосе. Так и Христос: первенец из мертвых, а потом все пойдут за Ним.
Кстати, есть потрясающая иллюстрация на слова нашего Господа из Евангелия: «Когда будете ведомы к царям и правителям, не обдумывайте заранее, что вам ответить, ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не смогут противиться все противящиеся вам».
Однажды, в 1961 году, на уроке восьмилетнего мальчика Сергея поставили у доски перед всем классом, и учительница говорит: «Сергей, ты верующий человек (а он был сыном священника; интересно же было поиздеваться над сыном священника). Тебе известно, что наш советский летчик-космонавт Юрий Алексеевич Гагарин побывал в космосе. А знаешь ли ты, что секретарь ЦК КПСС Никита Сергеевич Хрущев спрашивал у него, видел ли он в космосе Бога, и тот убедительно ему ответил, что Бога не видел. А что ты, Сережа, скажешь перед всем классом?» Сережа мысленно перекрестил себя крестным знамением, вспомнил, наверное, эти слова Господа: «Я дам вам уста и премудрость», – и ответил: «Знаете, Татьяна Сергеевна, я думаю, что Юрий Алексеевич очень низко летал». Что тут ответить ребенку...
Еще вспоминается одна история по этому же поводу. Однажды уполномоченный чекист вызывает митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова) и говорит ему: «Владыка, Вы, наверное, слышали про вопрос Никиты Сергеевича и заявление Юрия Гагарина о том, что он в космосе Бога не видел? « – «Да, слышал». – «Мы Вас очень просим на ближайшей проповеди рассказать своим прихожанам о том, как Гагарин слетал в космос, о вопросе Хрущева и о том, какой был ответ Гагарина». Владыка после этого разговора сел в машину и в сердцах стал рассказывать водителю, что было на встрече с уполномоченным. Водитель говорит: «Владыка, и неужели Вы это скажете?» Владыка тяжело вздохнул: «Придется сказать». И почувствовал такую досаду, такое разочарование своего водителя, что сердце разрывалось...
Наступил воскресный день, владыка выходит на амвон, крестится и произносит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Дорогие, возлюбленные братья и сестры! Все вы, наверное, слышали о том, что наш соотечественник, наш русский человек Юрий Алексеевич Гагарин побывал в космосе. Это большое событие в жизни нашего русского народа. После его возвращения Никита Сергеевич Хрущев задал ему вопрос, видел ли он Бога в космосе. На что Юрий Алексеевич ответил, что в космос он летал, но Бога не видел».
Прихожане были в недоумении: зачем владыка пересказывает эти слова? для чего? Чекисты записывали все на записывающее устройство и с восторгом о проделанной работе, что они такого иерарха склонили к такой деятельности, уже потирали погоны, в надежде, что за такую работу прибавится еще одна дополнительная звездочка. А владыка продолжил: «Да, братья и сестры, он ответил: я в космос летал, а Бога не видел. А Бог его видел и благословил!»
Что заказывали, то и получили, но выводы были совершенно другие: не те, что ожидали. Кто такой Юрий Алексеевич Гагарин, чтобы видеть Божественный Дух? Бог есть Дух. Бога никто не видел. У нас у всех есть эта перспектива на спасение через то, что Христос воскрес по человеческой Своей природе. Воскресение было Его человеческой природы, чтобы нам проложить путь к вечности и воскресению.
– Батюшка, но ведь Юрий Алексеевич видел Землю из иллюминатора. Он описывал, какая Земля красивая. Ведь одна из составляющих, как познать Бога, – это видеть Его творения. И он восхищался этой красотой. И мы можем этим восхищаться и так тоже познавать Бога.
У нас есть вопрос от телезрителя: «Можно ли завтра, в годовщину мужа, идти на кладбище и прочитать самой литию?»
– Без проблем. Только без ектений священника. Поете пасхальные стихиры, «Со святыми упокой…», «Вечную память...» Только потом на Радоницу тоже загляните к любимому мужу, к его честным останкам, к крестику. Поминайте с любовью его завтра, в день кончины, но перед этим, если будет такая возможность (кстати, завтра выходной), сначала в храм сходите на литургию, а потом уже поедете на кладбище. Все мы молимся о своих родных и близких на Радоницу и по традиции посещаем кладбище. На Пасху у нас это как-то не принято. Хотя я вспоминаю свое детство. У нас родные на Даниловском кладбище. И неверующие люди в храм на Пасху не ходили, но приходили на кладбище поминать своих усопших, так что все было битком.
– Кстати, и вопросов много как раз про эти дни. Как на Светлой седмице поминать усопших? Можно ли ходить на кладбище?
– Если годовщина, то можно в сам день сходить. На пасхальной седмице нет заупокойной ектении, но частички на проскомидии вынимаются. А обычая ходить на кладбище на Светлой седмице нет, только после нее… Светлая неделя – это один длящийся день Воскресения, который начнется с воскресенья и закончится следующим воскресеньем. Никакие святые не поминаются, только о Воскресении Христовом все богослужение...
– Как важно знать богослужебный устав. Он очень интересный.
– Говорят: «Батюшка, а как причащаться на Светлой седмице? Можно или нельзя?» Тому, кто соблюдал Великий пост и нес этот посильный подвиг, причащение на Светлой седмице дается как милость Божия, если, конечно, у человека есть возможность, расположение, желание, ревность причащаться. Перед причастием на пасхальной седмице духовники советуют вкушать только ужин без мяса. Молитвенная подготовка такая: читаем пасхальный канон, молитвы ко Святому Причащению, даже без канона ко Святому Причастию. Если есть желание, время, расположение – читайте. Но достаточный минимум – это пасхальный канон и молитвы ко Святому Причастию.
Если вы исповедовались на Страстной неделе или в Вербное воскресенье, Великий Четверг, Великую Субботу, то и нет препятствий в течение этой недели, если чего-то серьезного не совершили, подходить к Причастию. Не без исповеди, а с прежней исповедью, которая была в течение Страстной недели, можете причаститься на Светлой неделе несколько раз, когда вы будете к этому готовиться. А если что-то натворите, то, конечно, с исповедью. Священник тогда решит, допускать вас или не допускать.
На Светлой седмице не мучайте священника, если хотите причащаться, возьмите благословение: «Батюшка, я исповедовалась на Страстной неделе. Благословите причаститься». У нас сегодня вторник. Значит, в среду, четверг, пятницу. Тем более пост соблюдали, тем более если православные христиане, то пожалуйста, с Богом причащайтесь. По сути, нашумевшее выступление отца Андрея Ткачева было правильным. И я с этим выступлением полностью согласен; кроме формы, подачи этого выступления. Там был перебор. На самом деле радуйтесь, что нам дарован этот день, эта неделя. Светлая неделя дарована как один день. Не превращайте опять великий праздник в Великий пост. С чего начинается духовная жизнь? Старец Амвросий сказал: «Духовная жизнь начинается с того, чтобы день стал днем, а ночь стала ночью». И Иоанн Лествичник говорит: «Не ищите зимой лета, а летом зимы». Для покаяния был весь Великий пост. Светлая седмица – это дар от Господа. Не превращайте ее в дни покаяния Великого поста.
– А что делать тем людям, которые прошли Великий пост не так, как нужно? Были проблемы, на исповедь не ходили, а некоторые вообще на службу не ходили, а тут Пасха. Что таким людям делать?
– Это уже исключение. Им Причастие дается по милости Божией – как больным помощь. На больных же не накладываются дополнительные узы. Пришли – мы им тоже радуемся… Люди понимают, что что-то происходит. Мы таких людей называем «подснежниками». То есть под глыбой льда была душа, а росточек-то пробился. И он на Пасху появился. Но к этому цветочку надо нежно относиться… Покровский храм (метро «Ясеневское») – это наш храм, в который вас, дорогие братья и сестры, приглашаю, потому что вы своими глазами увидите точную копию Гроба Господня, Камня Помазания, Голгофы, место Рождества Христова.
– Евангелие можно посмотреть и в Москве.
– Совершенно верно. Его так и называют: Иерусалим на окраине Москвы. Продлить пасхальную радость, чтобы своими глазами увидеть тот самый Гроб Господень, его современную копию на сегодняшний день, приложиться и мысленно перенестись в Иерусалим. Как Василий Великий говорит: «Когда мы поклоняемся иконе, мы поклоняемся не киоту, не краскам, а первообразу. Потому что, взирая на образ, мы мысленно переносимся к первообразу». Поэтому мы своих прихожан (и Покровского храма, и Петропавловского) умоляем: «Исповедовались на Вербное и причащайтесь в Великий Четверг, на Пасху... Дайте место для исповеди для тех самых “подснежников”, которые пришли впервые, потому что это и будет любовь к Господу». Это великая милость Божия, что мы имеем не только Судию, но и Милующего Господа. Поэтому возверзи на Господа печаль твою, и Той тя препитает, не даст в век молвы праведнику. Но вдруг если что-то серьезное, конечно, идите на исповедь. И там уже с батюшкой как-то и эту проблему решите. А так с радостью, с верой и любовью, не без подготовки, не без страха Божия причащаемся во исцеление души и тела; это как один длящийся день от воскресенья до воскресенья.
– Я вспоминаю службы в Лавре. В конце всем дают целовать крест. Один монах говорит: «Подходим! Благодарим Бога!» Действительно, это милость Божия, и большая благодарность должна быть за эти службы, обязательно нужно на них ходить, иначе можно пожалеть.
– Конечно. Святитель Феофан Затворник говорил, что у нас не одни только скорби, не одно только покаяние, не одни только проблемы, у нас не только страдания. У него есть такое выражение: иногда Господь приоткрывает форточку, через которую мы можем чуть-чуть приобщиться вечной пасхальной радости, чтобы было представление, ради чего подвизаться. В пасхальные дни всем в свою меру Господь приоткрывает эту пасхальную радость: «Вот смотри, дорогой, есть ради чего подвизаться».
Кстати, в истории Оптиной пустыни есть следующий случай. Лаврский монах (не упоминаю имени, потому что оно было потеряно) был за его смиренный дух (потому что Бог гордым противится, а смиренным дает благодать) восхищен в райские обители. И когда он пришел в обыкновенное свое состояние, братия окружила его: «Отче, как там? Что видел?» – «Братия, там такая радость! А все пересказать не могу». – «Неужели совсем ничего не запомнил?» – «Запомнил, а пересказать не могу. Одно запомнил. Там всегда поют “Христос воскресе!”» Может быть, кроме «Христос воскресе» много чего другого поют, но эта радость у него ассоциировалась с великими пасхальными песнопениями, которые отпечаток на его ум, душу и сердце положили. Именно только в эти дни звучат такие слова: «Веселимся божественне». Не «плотию уснув», а «веселыми ногами Пасху хваляще вечную». Я в прошлом году нашим священникам задал вопрос: «Отцы, а вот интересно. Мы эти слова читаем? Читаем. Что такое радость человеческая, мы более-менее имеем представление. А что такое “веселиться божественне”?»
Мне кажется, есть намек, что такое «веселимся божественне», у старца Паисия Афонского, которого по милости Божией я застал за десять месяцев до его кончины, в 1993 году. А 12 июля, в праздник Петра и Павла, он отошел в вечность.
Он в своих письмах говорит: «Нам от Бога дано две радости: радость человеческая и радость божественная. Что такое радость человеческая? Радость человеческая – это когда человек что-то принимает, что-то получает: внимание, заботу, любовь, копейку, участие, помощь, назидание, наставление, сочувствие». Кто-то из мудрых людей сказал: «Там, где нужно соучастие, недостаточно одного только сочувствия». Сочувствие тоже очень важно и чрезвычайно необходимо. Но там, где возможно соучастие, недостаточно одного сочувствия.
Мы сами должны стать источником радости и тогда можем испытать, что такое «веселимся божественне».
– Это правда.
Вопрос телезрительницы Валентины: «Я на Радоницу смогу побывать только в храме, а на кладбище не получится по состоянию здоровья, потому что у нас там проводится оцепление, очень далеко идти, проблемы с ногами, я не смогу дойти. Меня очень волнует, что я не смогу побывать на кладбище именно в день Радоницы. Не будет ли это большим грехом? Буду чувствовать свою вину, что не смогла посетить своих близких.
– В Священном Писании есть такие слова: «Дух дышит где хочет». Вы душой на кладбище будете с родными и близкими. Телом не можете по своему физическому состоянию, поэтому достаточно того, что будете душой. Дух дышит где хочет. За них дома помолитесь, свечу поставьте, перекреститесь и скажите: «Господи, даруй пасхальную радость моим родным и близким, и мне пусть кусочек этой пасхальной радости по их молитвам перепадет». Тихон Задонский однажды сказал, что когда мы молимся за грешников, Бог приемлет молитву Церкви и наши молитвы и ослабляет их состояние в загробном мире, изменяет их состояние непостижимым для нас образом, изменяется к лучшему состояние их души, потому что тела у них сейчас нет, только душа. А тело появится во Второе и славное Пришествие нашего Господа и в наше с вами воскресение.
Мы молимся. Мы не знаем, кто грешник, а кто праведник у Бога. Думали, что этот праведный, этот неправедный, давали какие-то оценки. Если молимся за тех людей, которые Богу угодили, они молятся о нас Богу и ходатайствуют, чтобы нам было вразумление, и утешение, и спасение. Поэтому важно быть душой в молитве с родными и близкими, а то, что не смогли быть телом, это уже не так важно. Потому что у них тела нет. Объединяйтесь с ними в молитве душой. Так что греха никакого нет: это посильный Ваш долг любви и дело любви, что Вы будете совершать дома, помолившись в Радоницу за них.
– Есть такой вопрос. Я думаю, он очень важный. «Моему внуку пять лет, недавно у него появилась привычка употреблять слово “ненавижу”. Как правильно объяснить значение этого слова и то, что нельзя его произносить?»
– Это скорее всего из мультфильмов. Ты можешь вспомнить советский или чуть постсоветский мультфильм, где были эти слова? Редко такое можно вспомнить. Сейчас это сплошь и рядом. Переводные мультфильмы и прочее – скорее всего оттуда вот эта агрессия. Поэтому нужно следить, что смотрит ребенок. Когда течет вода или прорвало трубу, надо воду не ведрами носить. Носишь и носишь. Дальше что? Дырка-то в трубе. Ты дырку в трубе сначала закрой, а потом сантехника зови, чтобы хомут поставили или вообще переварили трубу. Бесполезно вычерпывать, пока источник не закрыт. Поэтому надо сначала причину понять: где он это слышит. Если выяснится, что дома слышит, от той же бабушки или мамы, папы, братьев, сестер, надо с этого и начинать. Маленький ребенок всегда подражает. Поэтому ищите первопричину, удаляйте сначала ее. Объяснять можно всю жизнь, до бесконечности друг другу… Умение объясниться как раз и будет источником пасхальной радости. Почему у людей нет радости? Потому что не могут объясниться, не могут прощения попросить и прочее.
Сейчас все радовались по-человечески разговению. Такой пост! Великим Четвергом на пятницу старались быть в сугубом посте.
– Вообще ничего не есть… Кстати, во многих странах Европы в этот день выходной. Приходишь в посольство получать визу, у них написано: «Великая Пятница – выходной». В нашей стране такого нет. Как угорелые носились в эту пятницу.
– Когда заканчивается пост, люди сразу думают, как разговеться, чем разговеться, колбаса снится в Великую Пятницу. Это радость человеческая: мечта о разговении. Апостол Павел так и говорит: «Царствие Божие – это не пища или питие, а праведность и мир, радость во Святом Духе». Царствие Божие в конце он называет радостью. Почему? От мирности. А мирность от чего? От праведности. Что такое праведность? Праведность – это трезвенный образ жизни, когда человек ни мыслью, ни словом, ни поступком не старается сделать что-то против Евангелия, а, наоборот, сделать по Евангелию. Потому что в нашей жизни мало чего-то не делать.
Мне на исповеди часто говорят: «Я ничего плохого не делаю». Молодец! А что хорошего ты делаешь как христианин? «Уклонись от зла и сотвори благо». Мало одной только половины – уклониться от зла. Сотвори благо. Зло вокруг нас, оно не должно входить в нас, тем более не должно исходить из нас. Поэтому слово «ненавижу» надо из лексикона вычеркнуть раз и навсегда, чтобы не задавать потом таких вопросов. Откуда взялись эти слова? И тех людей стараться поправлять. Искать мира. Где искать? В семье, мира с сотрудниками.
Один человек мне сегодня сказал перед эфиром, во время подготовки к нашей встрече: «Весь пост пролетел мимо» Почему? Потому что весь пост был в духовной и почти физической войне с собратом. Спрашивается, какой толк был от поста? Надо было этого мира искать. А если были шаги с моей стороны, а с его нет? Что тогда? Тогда это вопрос, почему я попал в такую ситуацию? Есть интересный духовный ответ одного святого: «Бог по жизни нам посылает именно таких людей, через которых может быть уврачевана наша гордыня». А может, и не уврачевана. Почему? А действие лекарства очень часто зависит от больного. Прописали лекарство, человек начал пить, но ему показалось очень часто три раза в день пить антибиотик, и он пьет только один раз... Или лекарство показалось горьким; выплюнул. Горечь осталась, а действия лекарства не произошло.
Надо было проглотить это горькое лекарство, со смирением сказать: «Господи, если бы я был другой, он, может быть, изменился бы».
Но это дело борьбы, духовной борьбы, прежде всего с самим собой. Это дело времени, не все так сразу. Есть замечательное высказывание: не все сбывается, чего душа хотела, и путь не короток от замысла до дела. Хотелось бы в рай, да грехи не пускают. Если есть желание, есть намерение – все потихонечку, с Божией помощью устроится. «Смирихся, и спасе мя Господь». «С ненавидящими мира был мирен». Для этого и Пасха, для этого и радость, чтобы мы искали этой радости через мирность и праведность. Когда Бог на первом месте, тогда все остальное на своем. Всем братьям и сестрам желаю от всей души особенно в эту Светлую неделю, чтобы Бог был на первом месте. Сначала духовное – потом все остальное.
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Михаил Зазвонов, клирик храма во имя всех святых, в земле Российской просиявших, в Новокосино г. Москвы, руководитель направления по защите семьи, материнства и детства Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению.
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Божественная литургия 20 мая 2024 года
События недели. 19 мая 2024
Воскресные беседы. Тамара Грузинская
Кулинарное паломничество. Рецепт пирожного. Храм Воскресения Христова в Кадашах
Церковь и общество. Беседа с иеромонахом Макарием (Комогоровым). Часть 2
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!