Беседы с батюшкой. О Петровом посте, о вызовах современности и умении их преодолевать

6 июня 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает руководитель Отдела по утверждению трезвости и профилактике зависимостей Екатеринбургской епархии, председатель Иоанно-Предтеченского братства «Трезвение» Русской Православной Церкви, магистр богословия, кандидат педагогических наук протоиерей Игорь Бачинин.

– Добрый вечер! Я рад, что мы имеем возможность пообщаться, поговорить о насущном.

– Наверное, стоит начать с поздравления с наступлением Петрова поста. В этом году он достаточно продолжительный, больше месяца, продлится до 11 июля. Наверное, постное время всегда такое, когда каждый человек, вне зависимости от того, постился когда-нибудь или нет, определяет для себя некую меру и думает, чему бы особому посвятить это время. Кто-то выбирает чтение определенной духовной литературы, кто-то пытается себя в чем-то ограничивать – в еде, каких-то вещах, в которых, как он понимает для себя, стоило бы немножко воздержаться. Чему же посвятить это время?

– Я полагаю, что вообще пост как таковой – это время подвига. Вся жизнь христианина есть время, когда он приобретает определенные качества, когда находится в процессе внутреннего совершенствования. Упражнение в добродетели воздержания – это матерь всех добродетелей. Если человек не научился воздержанию, то, безусловно, каких-то достижений, успехов в духовной жизни ему достичь вряд ли удастся. Пост – это время, когда мы упражняем себя в воздержании. Конечно, каждому человеку полезно было бы брать на себя какой-то особый духовный труд, ставить перед собой духовные задачи. Безусловно, это и чтение литературы, Евангелия, молитва, какой-то особый вид молитвы (имею в виду не как-то по-особенному молиться, а ставить перед собой задачу молиться более внимательно, сосредоточенно); время поста – это как раз время для подвига. Но при всем этом хотелось бы, чтобы мы не забывали самого главного, потому что все, что мы делаем в традициях нашей церковной жизни, имеет одну цель, о которой Господь говорил: верный и добрый раб, войди в радость Господина твоего.

Вечная жизнь есть продолжение жизни земной. Если человек сумеет обрести на земле радость, он сумеет войти в вечную радость Господа. По сути, все, что делает человек, и есть инструмент, способ обретения радости. Именно об этой радости Господь говорил, что ее никто никогда не отнимет у нас. Воздержание, молитва, изучение опыта других людей, стяжание плодов Святого Духа – это те инструменты, которые позволяют человеку обрести радость.

Безусловно, пост – это радостный период жизни каждого христианина, потому что он дает нам возможность заботиться и задуматься о вечной жизни, дает возможность увидеть самого себя и поставить перед собой насущные текущие духовные задачи.

– Наступившее лето – пора отпусков, дач, огородов, такой немножко расслабленности. Как в этом расставить приоритеты? Очень часто, бывает, спрашиваешь: почему у вас в храме людей так мало, зимой обычно больше?  «Ну так все по дачам разъехались, все на огородах…»

– Переезд на дачу не означает оставления религиозной жизни. Мы в июле проводим традиционный международный слет трезвости и здоровья. Буквально на этой неделе мы были на месте, встречались в селе Мариинском (Ревдинское благочиние Свердловской области). Там у них храм Георгия Победоносца, и батюшка, отец Игорь, мой тезка, говорит: наоборот, летом приезжают горожане – и храм оживает. То есть когда человек уезжает куда-то за город, чтобы отдохнуть, набраться сил, побывать на природе, созерцать книгу жизни, которую Господь дает нам через величие Своего творения, это отнюдь не означает, что человек лишается религиозного опыта, традиции религиозной жизни. Я думаю, при желании все эти вещи можно очень умело совмещать.

– Расскажите о предстоящем съезде, в какие дни он пройдет, кто принимает в нем участие.

– Это традиционный съезд, который проходит у нас уже десятый год подряд. Начинался он здесь, на нашей Уральской земле. Мы проводили изначально его в селе Меркушино, в месте подвига праведного Симеона Верхотурского, а потом количество участников слета постепенно стало увеличиваться. В первый раз нас собралось 18 человек, потом стало больше. Когда собралось больше сотни человек, мы поняли, что если в следующий год соберемся, то места просто не хватит. Тогда стали искать какое-то иное место. Нашли его в Челябинской области, на озере Увильды. На следующий год собралось около двухсот человек, потом более четырехсот… Все это возрастало в прогрессии, и последние несколько лет нас собиралось около тысячи.

Сейчас мы решили перенести слет в Екатеринбург, в нашу Екатеринбургскую епархию. В первую очередь это связано со столетним юбилеем подвига царской семьи. Людям, которые традиционно принимали участие в слете, мы хотели бы дать возможность, чтобы они поучаствовали в Царских днях. В первую очередь в нашей традиционной ночной службе с 16 на 17 июля и в традиционном покаянном крестном ходе. Помимо этого у нас уже отработанная программа, есть организации, вместе с которыми мы организуем слет. В первую очередь это Попечительство о народной трезвости, вместе с правительством Свердловской области мы ставим перед собой долгосрочные планы и пытаемся вместе их реализовать. Это благотворительный фонд «Ника»; общероссийская организация «Общее дело»; автономная некоммерческая организация научно-практический центр «Традиция»; это наш Отдел по утверждению трезвости Екатеринбургской епархии и те общества трезвости, которые у нас существуют.

То есть это своеобразная среда общения, я бы даже сказал, поддерживающая и развивающая, потому что человеку очень важно, чтобы он общался с единомышленниками. Как в Писании говорится: с преподобными преподобным будешь, а с развратными развратишься. В том обществе, нетрезвом по сути своей, которое существует в настоящее время, очень важно, чтобы люди желали жить трезво, понимали призыв, что «нетрезвые люди Царства Небесного не наследуют». Именно об этом говорит Евангелие, когда говорит о том, что пьяницы Царства Небесного не наследуют, потому что в нашем традиционном христианском понимании пьянство имеет различные формы, а по сути, это и есть соблазны, которые лишают человека трезвости. Для того чтобы человеку сохранить себя в трезвости, ему обязательно нужно общаться со своими единомышленниками.

Откликнулись и уже готовы принять участие в слете протоиерей Григорий Григорьев, протоиерей Андрей Ткачев, протоиерей Илия Шугаев. Это уже те люди, которые готовы приехать и вместе с нами провести это время на берегу живописного уральского Мариинского водохранилища, где замечательная природа, имеющая особую, неповторимую живость (не знаю, какое другое слово подобрать). Безусловно, природа каждого места имеет свою особенность. Наша уральская природа имеет и горные пейзажи, и сосновый лес, и воду, и этот хвойный запах, который наполняет человеческую душу… И, безусловно, это богослужение. Это возможность общения с единомышленниками, возможность вывезти своих детей. То есть просто отдых, который тоже необходим человеку в общении с теми людьми, которые живут теми же ценностями, стремятся к православному образу жизни, к православному отдыху.

– Думаю, фамилии, которые Вы назвали, многим нашим зрителям известны.

Вопрос нашего постоянного телезрителя: «В шестой главе Евангелия от Матфея есть такие слова: А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. То есть пост – это личное, тайное дело человека и Бога? Тогда мне непонятно, когда идут к священнику за разрешением о послаблении поста. Они перед кем тогда постятся? Тайно тем более… Перед священником?»

– Очень важный вопрос. Я думаю, что когда человек идет за благословением к священнику, то отнюдь не для того, чтобы показать свой пост. Наоборот, человек хочет соотнести имеющиеся у него силы с реальными подвигами и задачами, которые он перед собой ставит. Также в Писании есть замечательные слова, где говорится о радении по неразумению. Нередко бывает так, что человек берет на себя какие-то подвиги, которые он не в состоянии понести. Тогда такое неразумие человека приводит его к состоянию уныния, и человек просто-напросто бросает все, впадает в искушение. Чтобы избежать этого, действительно существует такая благочестивая традиция, чтобы человек у своего духовника спрашивал об этом – не для того, чтобы сделать свой пост явным, а для благословения, чтобы понять меру возможного своего духовного подвига, который он может понести. Думаю, это вполне правильно.

Действительно, если человек уже имеет какой-то духовный опыт, то не имеет нужды соотносить свои силы и получать на это благословение, он это делает вполне естественно, реально. Тогда его подвиг действительно является тайным для Бога. Но, наверное, абсолютная тайность и скрытность была бы тоже не совсем правильна. Это уж какие-то подвижники, преуспевшие в духовной жизни (таковых всегда было немного), имеют такую возможность – самим определять меру своей духовной жизни и подвига. Но для большинства наших современников правильнее было бы все-таки согласовать это со священником, с людьми более духовно опытными, для того чтобы, уже получив благословение, с внутренней уверенностью приступить к этому духовному деланию.

– Действительно, мера поста – дело всегда индивидуальное. А вот как для себя ее по-честному определить? Понятно, Вы сказали, что важно посоветоваться с духовником, а вот для себя, по-честному, как?

– Василий Великий говорил, что в духовной жизни для человека важны две категории: постоянство и постепенность. Очень важно, когда мы берем на себя какие-то труды, чтобы мы это соотносили с реальностью своего личного духовного опыта. Если ты во время поста сумел чего-то достичь, то далее очень важно, когда пост закончится, удержаться на этом рубеже, то есть реализовать то самое постоянство.

– Не отскочить, так сказать.

– Не вернуться к прежнему образу жизни, чтобы не было такого, что духовная жизнь у тебя цикличная: во время поста напряжение духовных сил, а между постами человек уже об этом не заботится и не обременяет себя какими-то духовными усилиями. Важно, чтобы было постоянное развитие человека, о котором в Писании говорится: будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный. Позволю себе напомнить нашим слушателям, что «покаяние» от греческого слова «метанойя», это изменение ума, перемена сознания. И это предполагает непрестанный процесс изменения человека. А вот меру изменения, форму, задачу изменения, в чем я должен в ближайшее время измениться, правильнее было бы согласовать с людьми духовно опытными и получить на это благословение священства.

– Вопрос телезрительницы: «Я не совсем понимаю различие кротости и смирения. В чем оно?»

– Если мы воспользуемся классификацией грехов и добродетелей, которую дает нам святитель Игнатий (Брянчанинов), то перед смирением идет кротость. Если сказать коротко о том, что такое кротость, то это невосприятие человеком зла. Со времени грехопадения человека зло стало орудием его спасения. Важно для человека понимать, что Господь, попуская действие зла в той или иной форме на человека, тем самым побуждает человека к внутреннему совершенствованию. Человек должен принять этот призыв, но при этом не сочетаться, не соединяться со злом. То есть если, скажем, человека оскорбили и сказали ему неприятное слово, то с христианской точки зрения важно было бы это перетерпеть. А этапом внутреннего преуспеяния в духовной жизни было бы то, что человек сумел бы поблагодарить обидчика: тот ему напомнил о его внутреннем состоянии, дал ему возможность стяжать благодать Божию. То есть кротость – это невосприятие человеком зла.

А смирение – это когда человек очень смиренно, то есть скромно, относится к своим возможностям и достижениям. Мне очень импонирует такое определение этого понятия, когда человек стремится жить с миром в своей душе. То есть он при любых обстоятельствах своей жизни старается сохранить мирное расположение духа. Итак, кротость – невосприятие зла, а смирение – мир в душе.

– Вопрос телезрительницы: «Когда я молюсь дома, часто приходит слезное покаяние, а в храме на исповеди этого не происходит. Засчитывается ли это слезное покаяние?..»

– Мне сложно сказать, где что засчитывается или не засчитывается. Безусловно, есть свои особенности молитвы в храме и молитвы келейной. Для человека, имеющего определенный духовный опыт, конечно, молитва в уединении является более сосредоточенной, более внимательной. Но при этом очень важно быть бдительным к своим внутренним ощущениям… Конечно, слезы во время молитвы – это особый дар, но какие это слезы? Это слезы покаяния, раскаяния о своих грехах? Или слезы радости? Или же это слезы саможаления? Очень важно с человеком, имеющим духовный опыт, этот вопрос как-то обсудить, проговорить свои ощущения, потому что нередко через какие-то такие особенные переживания, связанные с телесными ощущениями, человек может впасть в определенные искушения.

Безусловно, молитва в храме очень благодатная. Я полагаю, что и в храме можно молиться внимательно и сосредоточенно, но если там нет слез, думаю, слезы не являются критерием или тем паче бонусом, который засчитывается или не засчитывается. Святитель Игнатий (Брянчанинов), о котором мы сегодня вспоминали, говорит о двух важных критериях правильности развития или обустройства духовной жизни человека. Одним из них он называет внимание во время молитвы, а второе – это видение своих грехов. Здесь очень важно: когда появляются слезы, о чем они? Человек начинает видеть свои грехи и сокрушаться? Но здесь очень сложная ситуация, когда человек может впасть в уныние. Очень важно сохранить себя внутренне в уравновешенном состоянии, имея эти слезы. Слезы как особый дар Божий, которые стяжали подвижники, ведущие особый образ духовной жизни, как правило, живущие где-то в уединении, думаю, отличаются от тех слез, о которых говорит наша слушательница. Тем не менее не стоит ни обольщаться, ни разочаровываться в этом отношении, а, согласовав со своим духовником это внутреннее состояние, которое испытывает человек, двигаться дальше, на пути в Царствие Небесное.

– Как говорится, чтобы не разочаровываться, нужно не очаровываться.

Вопрос телезрительницы: «В 90-х годах, когда открывали церкви, было совершенно искреннее желание больше молиться, акафист Богородице читать. Но со временем сказывается возраст, меньше сил стало. Я не знаю, как поступать. Я же взялась за это дело, отступать грех. Как мне поступить в этом случае? Я унываю».

– Спасибо за Ваш вопрос. Полагаю, вопрос действительно очень важный. Опять-таки он зависит от обустройства, от организации внутренней жизни человека. Есть в аскетическом опыте православия такое понятие, как благодать призывающая. Когда Господь Своей благодатью призывает человека в Церковь, у человека, как правило, все очень легко и гладко складывается. Но проходит какой-то период времени, и человек в этом образе жизни, в этом состоянии уже укоренился, и постепенно Господь начинает благодать у человека забирать. Для чего? Чтобы человек стал ее искать. Через поиск этой благодати Господь призывает его для того, чтобы он приложил больше усилия, ибо сказано в Писании, что Царство Небесное нудится и только нуждницы достигают его. Если человек достиг какого-то определенного уровня, внутреннего опыта, совершенства своей духовной жизни, очень важно, чтобы он это состояние не сам оценивал, а поговорил с людьми духовно более опытными, со священниками. Если читали акафисты, хорошо. Но когда это было в начальный период воцерковления человека, было много нового, это пробуждало и давало вдохновение. Со временем все стало обыденным, и для того чтобы человеку нести тот же самый духовный молитвенный труд, нужно прилагать большее усилие.

Очень важно, еще раз говорю, не самому определять меру своих духовных трудов, а посоветоваться со священником и получить на это благословение. А то, что молитва всегда труд – независимо от того, чтение это утренних молитв, или акафиста, или Священного Писания, – это совершенно очевидно. Меру этого труда нужно сочетать правильно со своими силами, чтобы духовная жизнь принесла достойные плоды.

– Вопрос телезрительницы: «У нас в Перми есть общество трезвенников?»

– Думаю, что общество трезвенников есть везде…

– Телезрительница: «Я звонила в нашу епархию, мне не сказали, кто у нас ответственный в Перми».

– Если Вы оставите свои координаты, я попытаюсь выяснить. Я сейчас просто не помню, у нас во многих епархиях назначены епархиальные координаторы. Полагаю, что и в Пермской епархии таковой есть. Постараюсь найти эти координаты и Вам сообщить, если Вы оставите свой адрес.

– Да. Либо, если Вы сейчас оставались на линии, можете эту информацию передать нашему секретарю, либо звонить в будние дни по телефону 278-60-11, либо написать в соцсети «ВКонтакте» в нашей официальной группе, в комментариях под сегодняшней программой. Отец Игорь или его помощники дадут ответ.

У нас еще несколько вопросов из соцсети. Светлана спрашивает: «Вино веселит сердце человека… и хлеб сердце человека укрепит. Как соотносится эта мудрость с обществами трезвости? Или трезвость, трезвение – понятие в первую очередь духовное?»

– Думаю, вполне соотносится и никак не разделяется. Один из великих учителей Церкви Иоанн Златоуст говорил, что вино дано нам для трезвости. Действительно, если мы посмотрим ветхозаветные тексты, Пятикнижие Моисея, откуда, собственно, взят этот текст, то увидим, что вино было символом земного благополучия и земной радости. Безусловно, не все имели возможность иметь вино, ведь для того чтобы вырастить виноград, нужен был особый труд; чтобы из винограда сделать вино – тоже труд и время. И самое главное, это вино еще нужно было сохранить, чтобы оно не испортилось, не перешло в уксус. Должны быть особые условия, не всем это было возможно. В этих условиях вино действительно, как символ земной радости, дает человеку веселье. При этом нужно сказать, что земное веселье и радость духовная – это не одно и то же. Веселит, но не дает полноты радости человеку. Здесь очень важно, чтобы мы за веселием не потеряли самого главного, сумели обрести радость, в которую Господь нас призывает: верный и добрый раб, войди в радость Господа своего.

– Вообще это же целая культура виноделия, если можно так выразиться. Одно дело, когда человек зависим от спиртных напитков и употребляет что-то более крепкое, но как быть в том случае, когда у человека на столе в праздничный день могут быть так называемые винные напитки? Не может ли это быть опасностью, которая в дальнейшем может затянуть и во что-то более серьезное, стать зависимостью?

– Безусловно, опасность есть всегда. Я бы предложил посмотреть замечательный фильм, он называется «Утерянная добродетель». Там эти вопросы как раз очень глубоко и тонко разбираются. Если, как мы сказали выше, Иоанн Златоуст говорил, что вино дано для того, чтобы сохранить трезвость, то, к сожалению, большинство наших современников, употребляя различные напитки, содержащие этиловый спирт, используют их отнюдь не для того, чтобы сохранить трезвость, а, наоборот, чтобы ее сознательно себя лишить и ввести в состояние опьянения. Есть многие винодельческие страны, в которых производство вина, употребление его – элемент народной культуры. При всем этом я неоднократно бывал в Греции, и у меня всегда возникал один и тот же вопрос: Греция – винодельческая страна, но в ней нет пьяниц (по крайней мере, я их там не встречал так, как они встречаются у нас, в России). Хотя мы живем на Урале, мы же не винодельческая страна, мы вино не производим, и для меня всегда был вопрос: почему они его производят – и нет пьяниц, а мы не производим, а пьяницы есть?

Я для себя нашел такой ответ, что там, где было вино, со временем сформировалась культура трезвости. Не культура употребления вина, это само собой разумеющееся; была и культура трезвости. То есть человек, употребляя этот напиток как дар Божий, как плод своих трудов, всегда старался сохранить трезвость.

Я уже сказал о фильме «Утерянная добродетель». Может быть, в контексте этого вопроса стоит осветить еще один очень важный аспект: по крайней мере, в текстах Ветхого Завета говорится о разных продуктах, произведенных из винограда, и там есть более десятка наименований. В 1875 году, когда Библия переводилась на русский язык, все они были переведены одним понятием «вино». Очень важно, может быть, когда мы говорим о вине в текстах Священного Писания, в каком контексте это употребляется, о каком вине идет разговор. Еще раз говорю: к сожалению, эта форма употребления вина как-то трансформировалась в настоящее время, и человек употребляет его в большинстве отнюдь не для того, чтобы сохранить себя в трезвости и обрести радость, как мы уже говорили, повеселить свое сердце. Задачи и цели у человека совершенно иные. Эти иные цели и задачи и приводят к совершенно иным результатам. Когда человек живет в трезвости, тогда действительно он может обрести полноту радости. А если он не стремится сохранить трезвость, тогда это про него сказано: пьяница, то есть нетрезвый человек, Царствия Небесного не наследует.

– Еще интересное наблюдение. После одной из загородных поездок ехал по трассе и обратил внимание, что огромное количество автомобилей (и по достаточно оживленной трассе: порядка 15 раз за 150 километров пришлось обгонять автомобили) везли винно-водочную продукцию. А еще интересное наблюдение: в любом новом микрорайоне, где еще нет вокруг ни школ, ни садиков, ни магазинов толком, обязательно появится магазинчик, где продается алкогольная продукция. Даже если людей еще в этом районе нет.

– С этим не поспоришь. По крайней мере, такая традиция в Екатеринбурге, в Свердловской области, но я хотел бы привести другой пример. В настоящее время есть и другой опыт. В частности, в Республике Саха (Якутия) совершенно иное к этому отношение. В половине населенных пунктов (у них порядка 400 населенных пунктов – улусов) жители приняли решение полностью прекратить продажу всевозможных алкогольных изделий на своей территории. Это не было решением, навязанным сверху. Процедура этого решения такова: сельский совет собирает мнения, проводит на эту тему собрания; они обращаются в свое законодательное собрание и получают разрешение на то, чтобы не торговать алкоголем на своей территории.

– То есть разрешение на запрет.

– Ну, наверное, не на запрет. Потому что если мы говорим о полноте свободы, у нас есть государственная концепция, которая не исключает того, что эта ограничительная мера (я бы ее все-таки так назвал, не запретительная) имеет и какой-то свой предел.

– Мне кажется, стоило бы в этом контексте вот о чем поговорить. Вопрос телезрительницы в соцсети: «Поможет ли молитва за человека, который не хочет по неведению бросить пить?» Вторая часть этого вопроса от меня: если в семье кого-то из наших зрителей есть человек зависимый от чего бы то ни было и если он сам не готов меняться, не признает, что эта зависимость вообще существует, то имеет ли смысл его пытаться куда-то направить? Привести на какие-то занятия, дать какие-то лекции, если человек сам не хочет исправляться, менять свою жизнь?

– Начну с последнего. Безусловно, изменения в жизни человека наступают тогда, когда наступает осознание того состояния, в котором человек находится. Это необходимо именно потому, что еще никто никогда никого в жизни не изменил. Если в жизни какого-то человека происходят изменения, они происходят по одной-единственной причине: человек говорит, что ему эти изменения нужны. Что касается человека зависимого, полагаю, что это вполне реально и возможно – поставить его в такие условия, чтобы он осознал то положение, в котором находится. Нередко бывает так, что человек не только сам разрушается, но и в этот процесс разрушения вовлекает своих близких. По крайней мере, оградить себя от этого разрушительного процесса и предложить человеку какую-то помощь – это долг близких людей, я считаю.

Молиться ли за человека, который не хочет в своей жизни что-то изменить, или не молиться – вопрос риторический. В Евангелии есть замечательный пример о расслабленном. Мы не находим свидетельств о вере этого человека, о том, чтобы он хотел в своей жизни что-то изменить. Но мы видим веру четырех его друзей, которые, понимая и видя, что этот человек страдает, но сам не просит о помощи и не может измениться, тем не менее несут его ко Спасителю, разбирают кровлю, опускают расслабленного перед Спасителем, и Господь исцеляет его – не по просьбе самого больного, а по вере его друзей и близких. На основании этого полагаю, что наши молитвы за страждущих родственников (даже за тех, которые в настоящий момент не готовы, не видят в себе потребности изменения) вполне возможны и необходимы. По крайней мере, мы в нашем Иоанно-Предтеченском братстве развиваем такие системы помощи, работаем с этими людьми, рассказываем о том, что и как необходимо сделать, чтобы помочь человеку осознать проблему, в которой он находится, и как ему помочь обрести трезвость и радость в своей жизни.

– Вопрос телезрителя: «Я православный, а женщина, с которой хочу сойтись, – мусульманка. Не хочет принять мою веру. Как мне поступить?»

– Вопрос, конечно, непростой. Вера – это элемент духовной жизни, и если Вы хотите жить вместе с человеком, вероятнее всего есть не только какие-то религиозные убеждения, но и чувства, любовь, с которой вы друг к другу стремитесь. В этом отношении, прежде чем соединиться узами совместной брачной жизни, имело бы смысл решить и вопрос религиозного содержания. Религия – это в первую очередь мировоззрение. Это отношение к жизни, к внутренней жизни человека. Естественно, супружеский союз предполагает рождение детей, тогда какими будут дети? В принципе, если есть любовь и желание быть вместе, думаю, наверное, это важнее религиозного чувства, потому что Бог есть любовь. Я думаю, если есть любовь, вы в любом случае найдете мудрое и правильное решение в своем религиозном выборе, как Вам себя вести.

Хотя при этом нужно сказать, что, по крайней мере, в исламе существует традиция, при которой правоверный мусульманин может взять себе в супруги иноверку. Исходя из тех традиций взаимоотношений между мужем и женой, которые существуют в исламе, предполагается, что супруга принимает веру своего мужа. Если женщина мусульманка, не всегда даже ее родители могут разрешить ей выйти замуж за иноверца. Правда, мы говорим о неких традициях, существующих в народной культуре. Мы живем в такое время, когда эти традиции не всегда соблюдаются, находятся в состоянии трансформации. Так что вопрос непростой, но я думаю, если есть любовь, то ее стоит предпочесть. А с религиозными убеждениями, если есть лад и любовь, вы сумеете разобраться и найти общий язык.

– И все-таки совет батюшки – это не призыв и руководство к действию, это повод к размышлению, а принимать решение уже человеку.

– Конечно.

– Вопрос телезрительницы: «Хочу попросить отца Игоря помолиться за доченьку мою, рабу Божию Александру. Она сейчас в Москве, вчера случайно ударилась головой; слава Богу, сотрясения нет, но очень переживаю. Помолитесь о ее здравии».

– Хорошо.

– Телезрительница: «И такой вопрос. Очень сильная тоска по дочери, хотим переехать в Москву. Кому молиться от тоски, когда одолевают навязчивые мысли? Ходила к батюшке схиархимандриту Илии, он сказал молиться Животворящему Кресту, а келейник его видел меня и сказал, что у нас в роду есть цыгане и какое-то у нас цыганское проклятье; сказал, ехать на отчитку. Бывают мысли, страхи и за пожилую маму, что с ней что-то случится, и за дочь. Я очень от этого страдаю.

И последний вопрос. Двадцать лет назад разошлась с мужем, у него был алкоголизм; сейчас помирились, и он хочет воссоединиться с семьей. Но мы в разводе. Будет ли грехом, если мы будем опять вместе? Или нам нужно узаконить отношения?»

– Думаю, мы все вместе помолимся за рабу Божию Александру и попросим наших телезрителей, чтобы они тоже помолились о ее здравии, чтобы Господь ее укрепил, дал ей телесные силы пройти достойно через те испытания, которые Он ей попускает.

Относительно взаимоотношений с супругом – думаю, если есть желание, есть готовность, намерение жить вместе, то надо это все сделать, наверное. Вы ведь уже немолодые люди, знаете друг друга, понимаете особенности каждого из вас. Если вы приняли решение жить вместе, наверное, было бы правильным оформить свои взаимоотношения. Как говорится в Писании, Богу Божие, а кесарю – кесарево. Те традиции, которые существуют в государстве, Церковь никогда не игнорировала. Она всегда следовала этой традиции. Если мы узакониваем свои отношения в загсе, думаю, это тоже имело бы смысл сделать. По крайней мере, это говорит о серьезности и об ответственности намерений супругов.

Что касается третьего вопроса, думаю, в вопросе был и ответ. Вы обращались к отцу Илии, он сказал, что нужно делать. То, что есть в роду цыгане или какое-то проклятье… знаете, я полагаю, что могут быть разного рода искушения, но чтобы какое-то было проклятие, какие-то обстоятельства, которые человек не может преодолеть, – в это я, честно говоря, поверить не могу. И согласиться тоже. Если бы были какие-то обстоятельства, которые человек не может изменить, тогда Господь ошибся бы, сказав: покайтесь, изменитесь, ибо приблизилось Царствие Небесное. Полагаю, что изменения возможны для каждого человека в любой период жизни. Если это невозможно в силу того, что, как Вы сказали, есть какие-то обстоятельства для этого, – тогда Господь не всесилен. Я полагаю, что в Церкви, при содействии благодати Божией, когда человек молится, причащается, он может обрести эту радость, побороть эту тоску. И то, что сказал отец Илия, надо просто-напросто выполнить.

– Вопрос телезрительницы: «Какая польза от занятия Иисусовой молитвой?»

– Полагаю, что польза, безусловно, есть. Польза в первую очередь – это сосредоточение внимания. Есть определенная практика умного делания. Я бы порекомендовал почитать святителя Игнатия (Брянчанинова). Он очень подробно и доступно обо всем этом говорит. А польза есть, безусловно, каждому человеку, который себя в этом умном делании начинает совершенствовать и использовать его в своей жизни.

– Спасибо Вам, что сегодня пришли на нашу программу, за этот разговор и за ответы на вопросы зрителей. Хотел бы сообщить для наших зрителей, что с начала этой недели проводятся занятия для страждущих, для тех, кто хотел бы преодолеть свою зависимость, или для их родных и близких. Занятия проходят в храме святителя Николая Чудотворца при Горном университете города Екатеринбурга. Присоединиться к этим беседам, насколько я понимаю, можно и сейчас.

– Да, в любое время. Занятия начались 4 июня и будут проходить до 17-го включительно. Любой желающий человек может прийти в храм и присоединиться к нашей работе (с 18:30). Мы всегда будем рады любому человеку, который дойдет до нас и вместе с нами потрудится над тем, чтобы изменить свою жизнь.

– Также отмечу, что лекции отца Игоря есть и в Интернете. Можно посмотреть их тем, для кого эта тема актуальна. А думается, что она актуальна для всех нас.

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы