Беседы с батюшкой. Эфир от 27 ноября

27 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает архимандрит Александр (Глоба), доктор богословия, врач-специалист в области организации здравоохранения, клирик Городницкого Свято-Георгиевского мужского монастыря.

– Не случайно мы встречаемся с Вами накануне поста. Наша последняя встреча была перед Успенским постом, сейчас – перед Рождественским. Что самое главное в этом посту для православного христианина (и не только для того, кто, может быть, только начинает поститься)?

– Самое главное в этом посту, чтобы подготовить себя, свою душу, свое тело, сердце, ум к принятию такого величайшего события, как Рождество Господа и Спаса нашего Иисуса Христа. Потому что это действительно большое событие, которое на сердца православных христиан (и вообще христиан) накладывает особый духовный отпечаток радости, того, что  у каждого человека есть надежда на спасение. Потому что в мир приходит Сам Господь Бог, принимает тело и то состояние, в котором находится греховный человек. Но Сам, будучи без греха, берется за наше спасение. И вот каждый год, каждое Рождество сердце православного человека встречает с радостью это величайшее событие. Поэтому каждый человек должен подготовить себя к нему особым образом: молитвой; привести свои телесные чувства в спокойствие, в определенное состояние, чтобы умом и сердцем принять родившегося Бога.

– Но пост прежде всего, как Вы сейчас отметили, – это духовное состояние, не гастрономическое. И все-таки, что касается нашего стола, ведь скоро Новый год, светские праздники, корпоративы… К этому как относиться?

– Необходимо относиться трезво. Потому что люди, которые участвуют в каких-то корпоративах и относятся к Церкви постольку-поскольку (есть такая категория людей), наверное, должны вести себя так же, как и все, не выходя за рамки приличий в той компании, в которой они находятся. То есть если будет какой-то стол, предполагающий какие-то блюда, и человеку будут предлагать это попробовать, то, естественно, люди малоцерковные могут, конечно, праздновать.

– Спокойно относиться.

– Абсолютно. Чтобы не было никаких споров по поводу веры. Потому что человек, который вступает в эти споры, не всегда сможет выйти из них победителем. А люди, которые начинают этот спор, особенно искусные в том, чтобы людей приводить к такому состоянию, делают это, чтобы посмеяться и над его верой, и над его Церковью. Я советую таким людям не вступать в эти споры, особенно в такие моменты, когда может быть ущерб душе и сердцу человека.

– Вопрос телезрительницы: «У меня очень низкий гемоглобин, повышенное СОЭ. Я была у эндокринолога, у меня нашли проблемы со щитовидкой. Мне сказали, что ни в коем случае нельзя поститься. Как быть с постом? Я же все время постилась. Я инвалид, никуда не хожу».

– Это такая категория людей, которые в гастрономической части поста имеют особенные послабления: допустим, в течение всего периода Рождественского поста в среду и пятницу стараться исключать мясные продукты. А здесь человек страдает тем, что низкий гемоглобин, ему необходимы медицинские препараты и особый стол, который включает в себя, может быть, красное мясо, печень. В среду и пятницу тогда по возможности мясное исключается. Если необходимо есть все время и в определенном количестве, пусть по рекомендации врача ест. Ну а людям за пятьдесят лет я в своей пастырской практике все-таки благословляю употреблять кисломолочные продукты и продукты, которые содержат в своем составе кальций, витамины. Потому что люди, которые в зимний период постятся, как бы себя лишают необходимых питательных веществ и наносят ущерб своему здоровью. И чтобы не было никаких нареканий на Церковь, на постные дни и Типикон, церковный Устав, чтобы такие люди себя нормально чувствовали, могли прийти в церковь помолиться, конечно, нужно особое послабление постного стола. Но здесь ни в коем случае нельзя говорить о том, что можно дать себе послабление в духовном посте; надо особенно усиленно держаться этого поста. Также душевный пост: ограничить себя от смотрения телевизора, от обсуждений, осуждения, чтения какой-то неполезной литературы. Чтобы все-таки свое сердце и душу привести к праздничному состоянию встречи родившегося Бога.

– А как же кормящие матери?

– Они, по уставу Церкви и по благословению Святейшего Патриарха Кирилла, тоже относятся к особой категории людей, и у них определенный режим, который им назначается врачами, ведущими их; они живут по определенному расписанию. Здесь, конечно, Церковь не может накладывать на них какие-то обременительные обязательства, чтобы таким образом не принести вред ни женщине, ни плоду.

– Как с Вами связаться вне эфира, чтобы встретиться и побеседовать?

– Необходимо написать на адрес нашего монастыря. У нас на сайте есть почтовый ящик, куда люди уже неоднократно присылали свои вопросы; мне их пересылает наша братия, если я нахожусь вне монастыря, на мой личный e-mail (или как-то сообщают). И я стараюсь ответить таким людям, чтобы они имели какую-то живую связь с Церковью, со священником, с пастырем.

– Да и вообще, мне кажется, не нужно бояться обращаться к священникам, потому что мы здесь, как недавно слышал от одного священника, как дошкольники. Самое главное – это в храме.

– Абсолютно так. Священник – это тот человек, который тебя правильно приведет к Богу. И не надо обращать внимание на жизнь священника, потому что, в принципе, трухлявый или ржавый столб тоже может показывать правильную дорогу, правильное направление. Поэтому если люди бывают искушены таким вопросом, что, может быть, священник не такой или Церковь не такая, то мы должны понимать главное: мы идем ко Христу, к Богу для того, чтобы спастись, и священник знает правильный путь.

– Нам присылают много вопросов, вот некоторые из них. Пишет телезритель: «Я не знаю, где могилка моего родного отца, но знаю, что он крещеный и был отпет в храме. Грех ли для меня, что я не хожу на его могилку, не пытаюсь ее найти?»

– Самое главное, ключевое слово здесь «память». И она должна быть прежде всего духовная, молитвенная, чтобы такой человек постоянно помнил о том, что у него есть усопшие родители. Нужно иметь о них живую память, подавать записки в церковь, чтобы священник помолился, обязательно вынул за них частичку. Обязательно причащаться, поминать их в своих утренних и вечерних молитвах. Поэтому если такая ситуация, то, конечно, какой же здесь грех? Если есть желание найти могилку – никто не может воспротивиться, но если человек не может или нет такой возможности, то он должен все время молиться.

– Еще один вопрос от телезрительницы. Сегодня она пошла на исповедь. Начинается исповедь, она волнуется, священник просит ее отойти в сторону (видимо, она как-то эмоционально себя вела) и говорит: «Успокойтесь, подойдете последней». Она от смущения не заметила, что сказал священник, и вообще ушла из храма. Потом как-то все осмыслила и спрашивает: правильно ли она поступила, что делать теперь и как построить общение, чтобы священник не обиделся?

– Много эмоциональных составляющих, которые иногда бывают со стороны священника, а иногда со стороны человека. Если это идет от приходящего в церковь человека, то он должен обуздывать свои страсти. Может быть, он хотел какого-то особенного отношения к себе, не всегда церковного, поэтому он должен знать, куда  приходит. То есть приходишь в церковь – принимаешь церковные правила и делаешь то, что говорит священник.

Если священник некорректно себя ведет, здесь необходимо помнить слова апостола Павла.То есть священник должен к пожилым людям относиться так, как к своей матери или отцу; если это человек, который имеет такой же возраст, как священник, – то как к сестре или брату. А в том случае, наоборот, обращаться к священнику так: если она старше, то должна обратиться как мать, то есть простить, может быть, какое-то неправильное отношение по его молодости. Это первое.

Второе – никогда не нужно уходить из церкви, не получив ответа. То есть если человек не получил ответа от священника, он должен спросить, где может его получить. И нет такого священника, который скажет: нигде не получишь, уходи отсюда вообще. Такого нет и быть не может. Поэтому если священник, допустим, говорит подождать, помолиться, то лучше всего таких людей не просто отправлять, а давать им молитвослов: иди почитай пока эти молитвы. То есть принять человека и обязательно поговорить потом с ним.

Здесь необходима культура общения, культура психологического воздействия на человека. Потому что приходящий человек находится и в определенном состоянии незнания, и, может быть, какого-то дискомфорта. Может быть, он хочет что-то узнать... Поэтому надо подстраиваться друг под друга.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли заменить Псалтирь Давида на Псалтирь Ефрема Сирина?»

– Здесь такой вопрос: какая цель этой замены? Потому что Псалтирь Давида – это богослужебная Псалтирь, а Псалтирь Ефрема Сирина – больше душеполезная, духовная пища, которая необходима для каждого православного христианина. Я не вижу смысла в замене одного другим. Если ты, допустим, устал читать Псалтирь и хочешь почитать другую книгу, возьми духовную почитай; здесь греха никакого не будет. Потому что домашнее правило не является уставным богослужением. Вот если бы на уставном богослужении в храме такой вопрос возникал, что на утрени вместо Псалтири читать другую, не богослужебную книгу, то это один вопрос. А в домашнем правиле человек волен выбирать для себя объем духовной пищи, объем прочитываемой литературы, но основным правилом для него остаются утренние и вечерние молитвы и молитвы в продолжение дня.

– Мне кажется, иногда люди просто усложняют себе какие-то базовые правила, которые, в принципе, каждому по силам.

– Да, есть такое.

– Вообще это правильно – искать себе способы для того, чтобы увеличить, отяготить правило?

– А для этого должен быть духовник, который обязательно человеку показывает и доказывает необходимость тех или иных действий духовного порядка. Потому что когда человек на себя возлагает большие надежды, на то, что он справится с этим объемом, он забывает о том, что враг у него очень сильный, который все время будет его оттягивать от молитвы, от помыслов о Боге, богопознании, богопочитании. Он будет все время все усложнять какими-то домашними, бытовыми мелкими воздействиями. Поэтому человек должен, когда подвизается в духовном подвиге, делать это правильно, с церковным, пастырским благословением. Он не должен быть автономной единицей вне Церкви, потому что вне Церкви, как говорил Иларион (Троицкий), нет спасения. И апостол Павел тоже об этом говорит.

– Вопрос телезрительницы: «Как заставить себя молиться каждый день, каждый вечер? Я человек верующий и хожу в церковь, но очень редко».

– Это вопрос человека, который уже испытывает сложности на этом этапе пути к Богу. Здесь действительно надо себя иногда понуждать к тому, чтобы встать на правильный путь. Для себя надо сделать необходимым знание о том, что молитва связывает с Богом, и, обращаясь к Богу, я обязательным путем получу то, что у Бога прошу и в чем нуждаюсь. Если человек не имеет в этом потребности, у него ничего не получится, он будет думать о том, что Бог ему даст это автоматически. Вроде того, как у человека есть сердце, которое обладает важной функцией автоматизма. И люди думают, что у Бога тоже есть такая функция автоматизма: Он будет подавать им все автоматически в продолжение всей их жизни. Нет, это не так. Потому что эта функция каким-то образом заканчивается, человек оказывается в определенной нужде, и тогда именно с этой нуждой он очень хорошо и очень легко начинает общаться с Богом, начинает обращаться к молитвам и просить у Бога то, в чем имеет нужду.

И очень хорошо телезрительница сказала: как себя заставить? Прежде всего, не начинать никакого дела, не помолившись (есть утреннее правило), и не ложиться спать, не помолившись. То есть обязательно выполнять эти условия. В течение недели или двух  будет ломка, головная боль, будут возникать различные отвлекающие причины. Телефон, телевизор, компьютер отключаются, открывается книжечка, и человек молится в течение 15-20 минут. Этого времени достаточно для того, чтобы прочитать все молитвы. А потом уже заниматься делами: умываться, чистить зубы, ложиться спать (или, наоборот, с утра, прежде чем умыться и что-то сделать, – обязательно помолиться, а потом уже продолжать свои домашние дела). Обычно в течение двух недель человек становится на эти рельсы и будет уже в дальнейшем испытывать нужду в том, чтобы помолиться. То есть это войдет у него в автоматизм его повседневных действий.

– Некоторые исследователи считают, что нужен двадцать один день для того, чтобы что-то вошло в привычку.

– Это условная цифра; попробуй хотя бы две недели продержаться.

– Бывает такое: читаешь молитвы, понуждаешь себя, какая-то маленькая победа у тебя случилась, но в этот момент ты просто читаешь текст, а в голове совершенно другое. Что делать? Продолжать молиться или нет?

– Продолжать. Потому что будут возникать такие явления, которые будут отвлекать от молитвы. Даже будешь читать текст молитвы и думать совершенно о другом. И здесь необходимо просто-напросто преодолеть это препятствие духовного характера. Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий), рассказывая о своей жизни, говорил, что сначала он читал Евангелие – и оно просто не лезло ему в голову. И он заталкивал информацию как в резиновый мяч, как будто надувал его.

– Такое сухое знание, по сути.

– Да-да. А потом, когда прошло определенное количество времени, все то, что он прочитал, нашло в его голове свое место, все по полочкам разложилось, и отсюда уже начинали проистекать духовные плоды. Поэтому здесь, для того чтобы заполнить пустой объем, необходимо его накачать какой-то информацией. Мы говорим о полезной духовной информации, о том, чтобы молитву сначала закачать в информационное пространство головного мозга, и она сама найдет там свое место, а уже потом, немного погодя, будет давать определенные духовные плоды.

– Вопрос телезрительницы: «Что такое венец безбрачия и как его можно снять? Когда читается молитва о человеке, который пьет или колется, бывает такое, что тяжело или плохо тому, кто читает эту молитву? В народе так говорят. Или это неправда?»

– Дело в том, что когда человек молится (особенно тот, кто подвержен страсти винопития или наркомании), конечно же, духи злобы поднебесной такого человека просто-напросто растаскивают и очень сильно отвлекают от молитвы. Поэтому головной мозг в этой ситуации вообще находится в заложниках у страстей. Для того чтобы начать молиться через сердце и ум, надо преодолеть очень большие трудности. То, о чем женщина рассказывает, действительно характерное  явление, которое необходимо преодолевать, все время день начинать как бы заново. Все, что происходит в течение дня, человек должен запоминать, и если что-то не получилось, со следующего дня опять начинать это заново и не падать. А если упал, стараться обязательно встать.

Поэтому я хочу всем пожелать успехов в этом трудном деле. Потому что молиться по-настоящему очень сложно. Некоторые думают: пойду в монастырь, приму монашество. Думают, что монахи там лежат на кроватке и в потолок плюют. Очень много искушений люди получают и в стенах монастыря. И для тех, кто хочет принять монашество и священство, бывает, проходит очень большой промежуток времени, когда силы злобы поднебесной воздействуют на человека.

Спрашивали про венец безбрачия, но скорее всего это все относится к какому-то оккультизму, который отвлекает человека от Бога. Потому что мы знаем, что есть Промысл Божий о каждом человеке, о каждой человеческой душе, и жизнь человека выстраивается под влиянием таких сил, где участвует ангел-хранитель, наш небесный покровитель, а также Божественная благодать. И если что-то у человека не получается, то очень часто не получается не потому, что на него воздействуют какие-то  чары или духи злобы поднебесной (хотя и они тоже воздействуют), но прежде всего это говорит о человеческой психологии. Человек мало знает о своей психологии, своем поведении.

Если человек, допустим, влюбляется в кого-то и не получает ответных чувств, это совсем не значит, что у него венец безбрачия. Может, ты не имеешь ключа к этому человеку, может, не имеешь определенных знаний, определенной харизмы, которую прежде всего должен получать не от природы, от рождения, а от того, как ты себя ведешь, какие  книги прочитал, как изучил психологию человека. И когда ты обладаешь определенным букетом, определенным списком  познаний в этом деле, это и складывается в так называемую человеческую харизму.

Люди думают: вот родился в рубашке, такой счастливый – и все золото мира на тебя должно упасть, будешь купаться в богатстве. Нет, это надо кропотливым трудом зарабатывать. Конечно, очень часто люди, бывает, ищут выхода у бабушек, дедушек – различных знахарей. Все это неправильно, потому что Господь у нас ревнивый и относится к этому действию отрицательно. Люди получают как бы проклятие, если говорить библейским языком, и надежды на спасение очень часто не имеют. Поэтому мы должны (особенно священники) призывать людей, чтобы они решали эти проблемы духовным, церковным путем, который дал нам Господь Иисус Христос.

– А вот в нашей церковной практике есть обет безбрачия. Это что?

– Это обет, который ты даешь Богу. Можете меня поздравить; десять лет, как я принес обеты (именно в начале Рождественского поста это было). И ни одного дня, ни одного часа не пожалел, что соединился со Святой Церковью, что Богу принес обет, и чувствую особый покров Божией Матери. Потому что знаю, что люди, которые приносят монашеские обеты, церковные обеты, особенно охраняемы Божией Матерью. Она их как бы усыновляет, удочеряет и заботится о них.

Очень тернистый путь бывает, но Божия Матерь помогает. Господь Иисус Христос Своих духовных родственников обязательно как бы ведет за руку и спасает от многих неприятностей. У людей, живущих в миру, бывает, как бы все есть, а бывает, у кого-то ничего нет, а ты живешь при помощи Божественной любви, любви Божией Матери в особом месте – как в тепличке. И действительно, по жизни смотришь вперед или назад – видишь, как Господь тебя оберегает, ведет особенным путем.

Самое главное – не свернуть и не нарушить эти обеты, потому что Господь тоже очень ревнивый, Он хочет, чтобы твое сердце было искренним. И радуется, когда ты приносишь Ему искреннее сердце, когда приносишь Ему духовные плоды. А когда это все не по-настоящему, то словно посмотрел на красивый фейерверк: он красиво расцвел и сразу закончился. И монашество бывает таким: надел эти одежды, вышел, покрасовался – и все. А монах получает от Бога определенную помощь, когда дает обеты. Даже когда получает монашеские одежды – это особая броня правды, особая одежда духовного воина, который призван к тому, чтобы превосходить все эти страдания, мирские, житейские трудности, чтобы самому попасть в Царство Небесное и помочь тем людям, которые, может быть, пойдут по его путям.

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли совершать утренние и вечерние правила с записью, которая есть в компьютере? Что делать с вещами, в которых я венчалась, после моей смерти?»

– Если человек имеет какие-то аудио- и видеозаписи, может их прослушивать, может также участвовать в молитве; это тоже может считаться исполнением утреннего или вечернего правила. А также, допустим, в компьютере или в приложениях на смартфонах есть различные молитвословы, которые тоже могут использоваться как обычная книжечка. Здесь нет ничего страшного. Плохо, когда телефон не до конца заряжен:  начинаешь читать, он разряжается, и молитвы из-за этого бывают прочитаны не полностью. Вот здесь возникает духовный конфуз, начинаешь думать: что ж я не зарядил, почему такая плохая батарейка? Поэтому я стараюсь читать по книгам, которые необходимы для соблюдения монашеского или келейного правила.

А что касается тех вещей, которые остаются у человека после определенных жизненных обстоятельств, то, думаю, не надо об этом заботиться. Мне вот все равно, куда мои вещи денутся. Я знаю, что мои иконы, кресты, облачения останутся в церкви (все церковное остается там). А куда пойдут мои гражданские брюки, ботинки – меня это абсолютно не касается. А если у людей возникает такой вопрос, может быть, необходимо заранее позаботиться об этом. Если хочешь, уже сейчас реши судьбу этой вещи: или подари кому-нибудь, или используй завещание, чтобы его, например, перешили. То есть какого-то особенного магического свойства у этого платья не существует. Поэтому к этой вещи надо относиться как к вещи, может быть, памятной; во всяком случае, не идеализировать ее и не делать из нее какую-то икону.

– А венчальные свечи? Или коврик, который стелют под ноги?

– Раньше собирали все эти домашние святыньки и клали в гробовую подушечку; свечи могут использоваться в домашней молитве. Сейчас делают красивые, белые с золотом, и уже не знаешь, как быть. Помолиться вместе с супругом или супругой – и пусть эти свечки догорят. Страшного ничего не будет. Не в свечках счастье. А это полотенчико… ну, положите его куда-нибудь, пусть лежит, напоминает о светлых и радостных торжественных событиях. И мы должны идти к Богу не через вещи, а сердцем, нашей душой. Поэтому здесь люди должны выбирать самое главное – духовный вектор движения.

– Вопрос телезрительницы: «Очень правильно сказали, что все эти вещи не так важны, важно христианское воспитание, отношение к детям, к народу. Я бабушка, у меня внуки. И я столкнулась с тем, что у нас святые и святыни – это как бы врачеватели, дарящие здоровье и благополучие. А почему у современных медиков  нет вот этого милосердия, христианского начала, которое должно даваться им при образовании? Почему современные врачи относятся и к людям, и к детям как-то очень свободно? Почему у нас в основном медицинское образование платное, а отношение немилосердное? Я вижу людей, которые учатся на врачей, и они не милосердны. Как в учебные заведения привнести вот эту нотку христианства? Это ведь самые основы любви к людям. Как это сделать? Меня это очень волнует, я с этим сейчас столкнулась».

– Мне вспоминается и моя жизнь, потому что я тоже оканчивал медицинское заведение (и среднее, и высшее). Может, мне повезло и Господь как-то взял меня в такую духовную тепличку, но я встречался только с очень грамотными студентами и преподавателями, высокообразованными и высококультурными. И вот сейчас говорят такое... Может, сейчас какое-то уже такое поколение пошло, но обычно, когда я встречаюсь с медиками, даже со студентами (приходят в храм Божий, причащаются, исповедуются), всегда вижу в них особую благодатную силу, которую они получают от ангела-хранителя. То есть в них есть эта искорка желания и любви.

Когда обычно прихожу в больницу (бывает, прохожу обследование), тоже встречаюсь вроде с хорошими людьми. Не знаю, может быть, это какие-то разные обстоятельства... Но я знаю, что в медицинских учреждениях люди изучают такой предмет, как этика и деонтология, по нему надо сдать зачеты, и не может такого быть, чтобы медики не проходили этот предмет. Они обязательно знакомятся с теми нравственными ориентирами и рамками, которые должен соблюдать каждый медицинский работник.

И если люди приходят в медицинское заведение и не встречают любви, здесь надо задать вопрос: почему так? То есть разные обстоятельства могут быть. Если человек простоял на операции восемь-десять часов, а ты начинаешь требовать к себе определенного отношения, то скорее всего получишь очень официальный ответ; тебя попросят прийти в какое-то другое время, что может тебя обидеть. Или, допустим, врач вышел с суточного дежурства или с дежурства на «Скорой помощи», когда целую ночь  ездил по Москве, собирал раненых, больных, увечных, обмороженных; может быть, пьяных или не совсем психически здоровых. Здесь каждая конкретная ситуация особенная, и к ней надо подходить именно индивидуально.

Поэтому дай Бог, чтобы  в нашей стране, в нашей образовательной системе, особенно медицинской, вот это несоответствие качеств и призвания нивелировалось бы и пропадало, чтобы наши медики действительно были милосердными, чтобы люди, даже если случайно оказались в той среде, имели бы именно эти духовные качества: любовь, милосердие, сострадание. И я верю, что у нас на Святой Руси так всегда и будет.

– Я тоже несколько раз общался с медиками. Они говорили, что иногда подавляют в себе некое желание пожалеть человека. Иногда действительно такие ситуации, что жалеть не надо, приходится принимать очень серьезное решение; может, говорить даже очень страшные вещи.

– Я приведу пример. Например, кот (у кого-то есть) хочет залезть на стол и стянуть колбаску или кусочек мяса. Можно его пожалеть, ведь он хочет. Что он такого плохого делает? Им можно полюбоваться. Но он нарушает какие-то рамки, за которые выходить нельзя. Когда человек, допустим, находится в медицинской среде и у него определенный психологический склад характера (он склонен к панике, может проявить свои качества так, что откроются какие-то болезненные стороны его состояния), то здесь медик, как имеющий особые познания, может предотвратить это. То есть на определенное действие человека ипохондрического или истерического склада он скажет: нет, подождите, здесь вот это делать нельзя. Он остановит человека и ограничит его, потому что в дальнейшем, если у него, допустим, истероидный тип личности, он может вообще затормозить работу лечебного заведения. Если все будут следовать его прихотям. Поэтому здесь, конечно, врач уже лучше знает, как поступить в той или иной ситуации, в данном конкретном случае.

– Вопрос телезрительницы: «Может ли мать молиться по соглашению за своего болящего сына акафистом, не будучи при этом воцерковленным человеком?»

– Действительно, молиться могут все, всегда и везде, воцерковленный это человек или нет. Что такое воцерковленный человек? Это тот, который живет по церковным правилам, который знает, что такое церковная жизнь, знает, что в своей жизни необходимо все устраивать таким образом, чтобы Церковь занимала не последнее место, а  главенствующее. Потому что Чаша Христова приводит нас ко Христу. И воцерковленный человек знает, что должно пройти определенное количество времени – и он должен причаститься, отметить церковный праздник.

Что такое праздник? Это упразднение всех дел, которые не относятся к тому, чтобы нас привести к спасению. То есть если ты в воскресенье пойдешь на огород копать, но не придешь в церковь Христову, то принесешь этим вред своей душе. Потому что Господь Сам сказал, чтобы воскресный день у нас был посвящен Богу. Бог сказал – ты выполни, неважно, какие у тебя отговорки, какие оправдания. Это не кто-то другой сказал, а Бог. Поэтому человек должен выполнять заповеди Божии, Его постановления, волю Божию. Если человек этого не делает, потом пусть не удивляется, что в жизни у него что-то не получается, все плохо или все происходит таким образом, что он потом начинает серчать и обижаться на Бога. Поэтому если Бог говорит в Священном Писании – будь добр, сделай. Это и отличает человека церковного от нецерковного.

Если человек хочет помолиться, он хочет получить какую-то пользу от Бога. Допустим, молитва матери по соглашению. Мать должна знать прежде всего, что такая молитва может не только привести к исцелению или к помощи тому, о ком она просит, но еще и к изменению ее жизни и приведению ко Христу, к Чаше Христовой ее самой и ее сына. То есть это не самое главное – помолиться по соглашению. Самое главное – войти в церковную жизнь. Я скажу большой секрет: потому что Господь Иисус Христос исцеляет дух, душу и тело человека через Свои истинные Тело и Кровь.

Чтобы прийти к этому таинству, человек должен покаяться, изменить свою жизнь. И бывает так, что ты можешь молиться по акафистам от 40 до 150 раз – и ничего не получить. А придешь ко Христу, отпустишь бремя своих грехов через таинство Покаяния – и получишь просимое; даже больше. Потому что Бог волен творить чудеса в нашей жизни.

– Вопрос телезрительницы: «Мне 78 лет, я перенесла с 1996 года две полостные операции по поводу желчнокаменной болезни и еще семь операций; в прошлом году мне сделали операции по поводу онкологии кишечника и язвы желудка. И вот все говорят, что поститься не надо. Хочу как к врачу к Вам обратиться: может быть, мне лучше поститься с этими болезнями?»

– Действительно, поститесь, но духовным и душевным постом. Если врач Вам рекомендует что-то, что направлено на поддержание Ваших телесных сил, то Вы все-таки кушайте то, что рекомендует врач. А если хотите особенно послужить Богу через пост,  пожалуйста, молитесь. Есть молитва, есть определенный христианский стиль жизни, который обязательно оставит в Вашем сердце особый радостный след. Поэтому не нужно налегать на гастрономию. Потому что человек, имея силы, может послужить Богу еще и духом, и своей душой. Так что здесь надо выбирать золотую середину и не подавлять телесное желание послужить Богу посредством молитвы и изменения образа жизни.

– В предыдущем вопросе касались молитвы по соглашению. Очень часто встречается этот вопрос. Конечно же, это связано с церковным событием в одном месте, где священника осудили. Но все-таки что такое молитва по соглашению, как правильно к ней относиться и почему у людей иногда бывает такая зацикленность, что вот это очень важно? Рассудите, пожалуйста.

– Дело в том, что мы сталкиваемся с такой активной агитацией. Бывает, что храм, который находится у нас рядом, через дорогу, который видно из нашего окна, человек не замечает, а замечает то, что активно пропагандируется, вносится в умы и сердца людей. Поэтому здесь может быть виноват еще и храм, который мало звонит по воскресным дням, когда люди собираются дома. В десять часов бы позвонить в колокола, когда и по закону это возможно, – пожалуйста, приходите в храм и молитесь по соглашению.

А здесь выкристаллизовывается какое-то псевдодуховное явление, когда люди хотят обрядом заменить таинства. Никакой обряд таинства не заменит. Поэтому мы должны знать, что любая молитва по соглашению – это молитва у Чаши Христовой. Потому что мы собираемся у Чаши Христовой и по соглашению, по договоренности исповедуем Символ веры и принимаем в себя Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа, Который делает более полноценной нашу жизнь. Вот это – молитва по соглашению.

А когда придумываются или высасываются из пальца какие-то правила, какие-то акафисты, то я этому просто-напросто очень удивляюсь, потому что человек должен знать, что молитва по соглашению – это утренние и вечерние молитвы по соглашению со всей Церковью. Не с определенной группой людей, а именно со всей Церковью. Утренние и вечерние молитвы все читают? Все читают. В литургии все участвуют? Все. Вот тебе и соглашение. Поэтому других каких-то особенных псевдорелигиозных культов с православной начинкой человеку не нужно.

– Все намного проще, получается?

– Абсолютно. Поэтому мы должны жить церковной жизнью, жить для Христа и ради Царствия Небесного.

– Когда человек дал обет держать пост, а при этом врачи говорят, что нельзя поститься, что делать?

– Такой обет при определенном состоянии человека является ничтожным, если его дал человек, не получив благословения у священноначалия либо духовника. Потому что все духовные явления, все духовные действия человека должны согласовываться с Церковью, с церковным Уставом, с церковным благословением, с благословением его духовника. Поэтому если человек сам себе дает обет и думает, что дал обет Богу, то этот обет не слышен; это гордыня. И если человек нуждается в каком-то определенном действии со стороны врачей, чтобы вылечить болезнь, но не хочет лечиться или принимать пищу, которая необходима в его состоянии, – это человеческая глупость.

Бывает, люди ссылаются на Иоанна Кронштадтского. Но ты стань сначала Иоанном Кронштадтским, чтобы жить так, как он. Там действительно был случай, когда он болел, и ему рекомендовали яйца съесть. Но он знал свое состояние, что скоро умрет, ему это было открыто, это был духовный человек. И он сказал: нет, я буду поститься, потому что Господь мне уже открыл, что будет со мной. И люди, бывает, находясь в духовной прелести, сравнивают свою жизнь с жизнью Иоанна Кронштадтского и говорят, что будут делать так же, как Иоанн Кронштадтский. Делай, но ты стань сначала таким, как он. Живи в тех же условиях, поступай так, как поступал Иоанн Кронштадтский. Тогда, может быть, тебе и можно было бы так вести себя. А если живешь здесь, в нашем скромном и уютном мире, то будь добр – живи так, как благословляет Церковь.

– Вопросы сложные, интересные, каждый же переживает их, не просто так задает. Но все-таки каждый раз себе задай вопрос: а Символ веры хотя бы знаешь, сможешь ли прочитать? Ведь это же наш гимн.

– Это гимн нашего спасения, потому что это дорожная карта в Царствие Небесное.

– Действительно, это так. Последний вопрос касается Деда Мороза. Он считается каким-то языческим существом, но это незаменимый атрибут Нового года и даже Рождества. На многих утренниках, даже в храмах, зовем Деда Мороза, Снегурочку. Это уже часть культуры. Но человек, видимо, очень дерзновенно к этому относится, считает, что это неприемлемо. Как правильно к этому относиться?

– Относиться как к части культуры. Есть Ленинский проспект, но это не значит, что мы не должны по нему ездить и объезжать его; это тоже часть нашей российской культуры, истории. Поэтому здесь относиться именно как к явлению. Мы же не молимся на этого Деда Мороза. Это для того, чтобы вносить эффект праздника, эффект сказки, которая для психологии человека, далекого от Церкви, может быть полезной. Если церковные люди также устраивают  утренники, где есть  Дед Мороз и Снегурочка, плохого здесь  ничего нет, потому что это развивает у ребенка нервную систему; она пластична, она развивается, обогащается при помощи этих концертов, положительных эмоций. Поэтому это полезно. Но мы должны знать, что это сказочные персонажи, что у нас есть самый главный чудотворец – святитель Николай, который обязательно все сделает, если ему молиться.

– В моей семье так было принято (и во многих семьях), что я в день святителя Николая получал подарки. И, наверное, я уже в школе был, но верил, что это святитель Николай мне принес подарок.

– А я вот уверен в том, что святитель Николай мне до сих пор делает подарки.

– Ну, это понятно; но тогда это были игрушки, коньки, лыжи.

– Я очень хотел стать священником, просил об этом Николая Чудотворца, и он сподобил так, что 19-го числа я стал священником. Поэтому подарки он мне все время делает.

– Так что в жизни православных христиан должна быть радость...

– ... а также надежда и знание того, что только через Христа, через Его святых угодников ты можешь наследовать Царствие Небесное.

Ведущий Сергей Платонов

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать