Беседы с батюшкой. Царские дни в Екатеринбурге

11 июля 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В екатеринбургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Академическом районе города Екатеринбурга, руководитель Миссионерского отдела Екатеринбургской епархии иерей Даниил Рябинин.

– Меньше недели остается до дня памяти святых Царственных страстотерпцев и алапаевских мучеников. В Екатеринбурге уже начались Царские дни – целая череда памятных мероприятий. Если в прошлом году мы вспоминали столетие революции, революционных событий, то в этом году мы вспоминаем кульминацию этих событий – столетие с момента убийства святой царской семьи, что, по сути, венчает эту революцию. Ежегодно десятки тысяч людей приезжают в Екатеринбург, на Уральскую землю, чтобы почтить память святых Царственных страстотерпцев и их верных слуг. Как Вы считаете, это осознание того, что именно наши предки в свое время расправились с царем, помазанником на царство?

– Действительно, Царские дни всегда особое время для нас, для города Екатеринбурга. Мы переживаем совершенно потрясающие эмоции, чувства в эти дни. Я думаю, что приезд людей сюда с разных концов страны и вообще со всего земного шара – это показатель сейчас некоей зрелости общества. Вообще мы посвящаем весь год царской теме. Относительно недавно проводили большой общественный форум «Наследие государя-императора Николая II», говорили о его историческом вкладе в развитие страны. На самом деле это очень мощная тема, и многие мероприятия, культурно-просветительные, духовные, исторические, проходят не только в Екатеринбурге, но и вообще в целом по всей стране в течение всего времени, в особенности сейчас. Думаю, это дает очень здравую пищу, здравые, глубокие мысли для тех людей, которые пытаются разобраться в истории, расставить точки над «i» в понимании и осмыслении того времени.

 Сто лет – это, с одной стороны, большой период. За это время работала такая идеологическая фабрика, которая вырабатывала (и вырабатывает до сих пор) радиоактивные яды, которыми людям промываются мозги – в детском саду, в школе, в институтах и так далее. Сейчас мы как раз таки приходим к такому времени, когда наконец-то трудами многих, ценой в том числе огромных усилий, которые осуществляются в Екатеринбурге, выходим, должны выйти из этого исторического запоя, в котором пребывает общество. Это действительно так. В данном случае мы, конечно, говорим о наследии государя-императора Николая II. Вообще в целом обо всей эпохе, о личности императора, о его духовном подвиге. И в целом мы должны говорить об истории нашей страны, осознавая, понимая те ошибки, которые когда-то были допущены. К сожалению, очень плохо, когда мы этого не понимаем. Бывает очень странно смотреть на современное общество, когда люди попросту отмахиваются от этого: ну, что-то там было, это было давно, какое-то убийство... «Конечно, убийство осуждаем, но дальше в это я не хочу вникать. Что-то помню из книжек, из учебников истории, мне этого достаточно. И наплевать. Я живу настоящим».

– Было и было.

– Было и прошло, и что дальше? Давайте как-то жить… Но, понимаете, если у нас нет какого-то исторического основания, на каком фундаменте мы пытаемся строить сегодняшнее общество?.. А ведь это зависит не от тех людей, которые сидят в высоких кабинетах. Это зависит от нас, от понимания того, что произошло, от происходящей действительности сегодня. Зрелость общества – это осмысление, осознание прошлого, принятие его. Опять же какое принятие? Не то что мы осуждаем: давайте вырвем все страницы какой-нибудь страшной истории из учебников и сделаем вид, что этого не было. Нет, как раз важно это осмысление.

И когда с каждым годом в город Екатеринбург в монастырь святых Царственных страстотерпцев, на этот великий царский крестный ход приходят и приезжают сотни тысяч людей,  совершая духовный подвиг, думаю, это некий маркер того, что мы видим какое-то осмысление и здравость общества. Приезжают совершенно различные люди. Многие полагают, что сюда приезжают какие-то маргиналы, еще кто-то. Это совершенно не так. Мы видим грамотных людей, для кого царский крестный ход, то богослужение, которое является кульминацией всех Царских дней, – это действительно осмысленное действо, духовное, развивающее человека. Думаю, это очень важно. И конечно, юбилей духовного подвига императора Николая II, его семьи, его верных спутников, который мы совершаем в этом году, столетие – это важная дата, это отправная точка. Ведь события, которые произошли в Екатеринбурге, – это не просто какое-то частное явление, которое актуально или имеет свою важность только для нашего региона.

– Местечковое…

– Да, что-то такое, куда собираются какие-то люди. Это событие определило историю нашего государства дальше. Весь ХХ век проходит под этими красными парусами, в этом пьяном угаре Петрограда. Вот эти события. И это подлое, кровавое преступление, которое было совершено здесь, в Екатеринбурге, в страшном доме Ипатьева, в этих подвалах, было совершено против всего русского мира. И я думаю, что в тех людях, которые приезжают сюда, пробуждается осмысление, осознание этого.

Мы говорим о покаянии. Кто-то очень превратно толкует эти слова: мол, я должен каяться в цареубийстве, что ли? Такие речи мы тоже слышим. Нет, покаяние – это изменение, перемена мысли. И мы обращаемся к народу, к тем людям, которые приезжают сюда со словами покаяния как изменения, перемены мысли, с осознанием исторических ошибок и желанием вновь вернуться в Божье русло, с желанием вновь вернуться к русской мечте, русской идее, которая была всегда связана с тем, что уничтожено. Уничтожение как будто бы совершилось здесь: сначала в страшном подвале ипатьевского дома, а потом дальше, в заброшенных шахтах Ганиной Ямы. Когда, казалось бы, ничего уже не будет открыто, ничего не явится, и мы тут построим новый мир без того, что было когда-то раньше. Это важнейшие события.

Этот год – столетие духовного подвига – потрясающее событие. Я думаю, что для каждого, кто будет здесь на этих важнейших богослужениях, которые совершит и возглавит Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, это важно. Думаю, те люди, которые придут хотя бы просто из формального любопытства, почувствуют это, их сердца коснется Господь. Я уверен, что Господь откроет какие-то мысли этим людям. И уверен, что те люди, которые решатся пройтись крестным ходом до монастыря святых Царственных страстотерпцев, тоже почувствуют это. О них мы можем говорить все время, когда рассуждаем о духовном подвиге императора Николая II. Это важно, сегодня для нас это важно – не только для Екатеринбурга, для Уральского региона, но для всей страны, для всего русского мира, для каждого русского человека…

Поэтому, в общем-то, Царские дни предполагают насыщенное количество мероприятий разного характера, разного плана: духовные, просветительские беседы, встречи, музыкальные творческие вечера. Царские дни фактически открываются торжественными мероприятиями духовно-культурного фестиваля «Царские дни»; он откроется завтра, 12 июля, и продлится до 21 июля. В течение всего этого времени на центральных площадках, которыми являются, безусловно, Храм-на-Крови, духовно-просветительский центр «Царский», мультимедийный парк «Россия – моя история» (это центральные площадки, помимо тех, которые указаны в программе) пройдут центральные события, центральные встречи.

И конечно, кульминация – это ночное богослужение с 16 на 17 июля, которое возглавит Святейший Патриарх в сослужении сонма архиереев нашей Церкви и сонма духовенства, которые прибудут из разных уголков всего земного шара, чтобы прославить императора Николая II. Программа насыщенная. В эти дни пройдет более 50 различных мероприятий – как религиозных, так и светских. Это творческие музыкальные вечера, посвященные духовному, музыкальному наследию, если хотите, эпохи Романовых в целом. Это удивительные вещи, мы сегодня были утром на пресс-конференции, там состоялась эта презентация… Это очень интересно. Это не просто музыка, но это музыка, которая тоже коснется сердца каждого, кто будет там присутствовать. Это многочисленные другие мероприятия, масса профессиональных историков, из которых мы, конечно, выделяем и особо чтим, особо уважаем Петра Валентиновича Мультатули, который будет, конечно, здесь, в Екатеринбурге. Он выступит с рядом лекций; всем рекомендуем быть на них, потому что это очень мощные и трогательные сообщения, в которых дается очень правильная, выверенная, очень важная информация по теме государя-императора Николая II, его спутников, его семьи. И все эти мероприятия направлены на то, чтобы донести до человека, тех людей, которые будут у нас в Екатеринбурге, эти духовные смыслы. Я думаю, что сердце каждого откликнется.

– Да, стоит отметить, что подробную информацию о программе Царских дней и предстоящих мероприятиях можно узнать на сайте Екатеринбургской епархии или на портале царские-дни.рф.

– И еще завтра мы запускаем проект «Дневники Царских дней», с чем можно будет ознакомиться также на портале царские-дни.рф, на сайте Екатеринбургской епархии. Конечно, еще есть очень мощный портал царская-семья.рф, где также вся актуальная, важная информация этих дней будет размещена. «Дневник Царских дней» – это тоже очень интересный проект, он начнет свою работу завтра. Думаю, мы познакомимся с еще очень важными и интересными материалами, которые будут там представлены.

– День памяти святых Царственных страстотерпцев – это всегда двоякое праздничное мероприятие и событие. С одной стороны, память, праздник, потому что мы вспоминаем духовный подвиг императора Николая II, его семьи. Мы понимаем, что у Бога все живы. С другой стороны, мы вспоминаем трагическую дату, которую язык просто не поворачивается назвать праздником. Можно это назвать лишь только памятным мероприятием, трагически памятным, но которому надо и радоваться в том числе…

Вопрос нашего постоянного телезрителя: «Не возможно ли в наше время, чтобы это все, что мы пережили с 1917 года, все эти мерзости вернулись опять? Посмотрите, по опросам Сталин лидирует, памятники восстанавливают, коммунистов прославляют, бывших большевиков. Что творится!»

– А почему такое творится? Может быть, я не совсем соглашусь, что восстанавливают памятники какие-то Сталину, я такого что-то не слышал; или восхваляют... Ну да, появляются разные течения сталинизма сейчас, восхваляют ту эпоху. В данном случае мы не будем это обсуждать подробно, потому что это какая-то особая тема, требующая правильных мыслей, выверенных… Надо, наверное, обратиться к самому себе. Вот мы начали нашу беседу с того, что Царские дни все больше и больше привлекают к себе людей, которые приезжают сюда. Из разных соображений. И это мы определили как верный маркер некоего оздоровления общества – в разных смыслах. Но одновременно с этим существуют и другие процессы, которые, может быть, таким образом выразил наш зритель. Может быть, о чем-то другом скажут другие люди. Они есть, это факт.

И мне кажется, как раз наша задача сегодня по-христиански той правде, которую скрывали и уничтожали или попытаются уничтожить сегодня, – быть свидетелем. Вот мы говорим: слава Богу, сейчас возвращаются христианские святыни, открываются новые, строятся храмы. Но одновременно, рядом с этими храмами, строятся вертепы. Мы видим, что молодежь и более зрелые люди приходят в храм, позиционируют себя как люди верующие, собираются в какие-то организации, где звучат правильные мысли. Но одновременно с этим мы говорим, что существуют и параллельные течения, в которых назревают самые мерзкие вещи. Значит, нам нужно сильнее утверждаться в этой правде, больше говорить о правде, больше прославлять царя, больше молиться Богу. Ведь христианин – это воин. Это не тот, кто лежит у себя дома на диване, просто крестит лоб перед телевизором и говорит: вот как плохо у нас в стране жить... Ну так ты что-нибудь сделай! Сделай, чтобы было хорошо.

Поэтому я думаю, что наша задача сейчас – быть свидетелями; говорить об этих христианских, исторических ценностях, о тех исторических фундаментах христианских, на которых было основано наше мощное государство, на которых оно развивалось и крепло, восстанавливать их и трудом, и своим потом. Как это и показал для нас государь-император Николай II. Ведь он нам явил пример.

Когда речь идет о святости, это вопрос очень сложный. Имеется в виду, когда мы говорим о святости того или иного человека: почему Церковь кого-то  канонизировала или не канонизировала. Но вот конкретно сейчас, когда речь идет о царской семье, для нас государь явил истинный, подлинный пример жизни христианина во всех смыслах. И его подвиг – это подвиг христианский, такой же мы должны являть сегодня. Это духовное противление тому злу, которое существует. Мы должны это делать, на нас сейчас ответственность. Во всей полноте. Мы стараемся это делать по мере своих сил. И может быть, для кого-то это закончится трагично, но это будет верный посыл того, что мы идем верным путем. Мы должны утверждать христианские истины, а не только говорить, и сами являть пример, как явил пример истинного, подлинного христианина император Николай II.

– Чуть ранее Вы употребили весьма интересное словосочетание – исторический запой. Конечно, это в негативном ключе, а не в том плане, что ты поглощаешь историю, исторические сведения, факты…

– Да, это именно негативное явление.

– Как в этот исторический запой не впасть или как из него выйти? Потому что те же учебники истории переписываются, пишутся так, как в определенный промежуток времени надо об этом написать. Можно и потеряться в этом, и заблудиться, и войти в это состояние.

– Да, да. Понятно, что есть внешние силы, которые хотят, чтобы – может быть, я буду совершенно пошлыми словами говорить – массы жили теми идеями, которые продвигаются. Понятно, что идеологическая машина, которая отравляла и отравляет умы людей, работает именно таким образом – ввергая человека в этот запой. Ответ прост: надо трезвиться. В Евангелии Господь говорит ученикам, только не в этом ключе, но в целом, это закон жизни: трезвитесь и молитесь, чтобы не впасть вам в искушение. Надо трезво оценивать все вещи. Ясно, что у многих (точнее, у некоторых людей) личность государя Николая II вызывает некие вопросы, постоянные обсуждения. Хорошо. Нужно разобраться. Вы, пожалуйста, разберитесь, оторвитесь немного от той плоскости, в которой живете.

Чтобы понять глубину личности дела и подвига Николая II, нужно выйти из плоского пространства в двухмерное. Нужно в конце концов взглянуть на эти вещи сквозь некие духовные призмы. Для этого требуется усилие, включение интеллекта, рассуждения. Это целый процесс, понимаете? Очень хорошо взять клише, взять очень простой миф и им жить. Таких мифов очень много, и кому-то они очень нравятся, они очень простые. В данном случае, если мы берем жизнь и личность императора Николая II или что-то иное, то чаще всего эти клише, эти мифы, совершенно скверные вещи прилепляются, вешаются ярлыки на какие-то совершенно святые вещи. Вот о Церкви одновременно говорят: в Церкви у вас все плохо, кто сидит – все плохие, и ясно, чего они хотят. То же самое. Я думаю, это тоже какой-то маркер для человека думающего. Человек думающий должен мыслить более масштабно, и это даст человеку, наверное, во-первых, не впасть в какой-то примитивный взгляд; с другой стороны, немножко оторвет его от той действительности, которая подчас и является неким дурманом.

Если мы вновь возвратимся к исторической личности Николая II, о нем как о личности из истории нашего государства буквально многое выскребают на протяжении всего этого времени, ста лет уже. Будто замазывают масляной краской – как фреску в поруганном храме, чтобы ее не было видно. Но мы видим другое: лик-то преображается, прорывается сквозь всю эту грязь. Сегодня мы видим, что лик святого государя сияет, смотрит на нас с великолепных сводов храмов, церквей, икон в иконостасе. И это свидетельство того, как Господь открывает для нас эти важные вещи и дает нам важные смыслы, о которых мы должны рассуждать. Надо думать, надо рассуждать, нужно оторваться от тех плоских вещей, которыми мы сами себя засорили (или нас засорили). Думаю, сегодня это возможно, и мы знаем, что сегодня эти совершенно правильные процессы в обществе происходят, свидетелями их мы являемся, в том числе здесь, в Екатеринбурге, когда видим тысячи паломников, которые становятся как бы прихожанами одного храма, в котором сияет лик государя-императора Николая II, святой лик.

– Вы говорили про трезвение, что каждому из нас нужно находиться в таком состоянии ума. В состоянии трезвения, наверное, не будешь находиться в каких-то крайностях, когда ругаешь конкретного человека (или даже святого) на чем свет стоит, а с другой стороны, когда ты этого человека возводишь не просто в сонм святых, а чуть ли не ставишь наравне с Богом. Бывает такое, когда царя Николая II называют искупителем. Наверное, об этом стоит поговорить.

– Да, понятно, что это заблуждение, когда мы говорим об искуплении. Это тема, которая связана с Господом Иисусом Христом и искуплением человечества, человеческой природы от греха. То есть ясно, что здесь эти понятия мы связывать никоим образом не должны, мы здесь будем глубоко ошибаться. Любой подвиг мученика – это подвиг крови и шествие за Самим Иисусом Христом. Он тоже проливает кровь, но Его кровь стала искупительной для нас. Кровь мучеников – это та, в которой отражается Христос, они проливают ее за Христа. Мы прославляем императора Николая II как страстотерпца, мы называем его мучеником. В тропаре (песнопении, в котором отражается вся глубина всей жизни человека или его жизнеописания) мы слышим удивительные слова: «царства земного лишение, узы и страдания многоразличные… претерпел». Из этого мы, безусловно, не должны делать таких неправильных выводов об искуплении чего-то или кого-то.

Безусловно, кровь, пролитая в подвале ипатьевского дома, была кровью мученика, страстотерпца, человека праведного: в смысле – исполняющего заповеди Божии, живущего христианской жизнью. Вот эта кровь была возвышена к небу, и душа его была возвышена на небесный свод и возвеличена в лике святых. Но ни о каком святом человеке мы не говорим как об искупителе. Это совершенно неверно и неправильно. Искупитель для нас Иисус Христос. Мы последователи Спасителя, мы через искупительную жертву Христову, через эту жертву, которую совершил Господь Иисус Христос, можем сподобиться вознестись на небо, как и тысячи святых, которых Господь возвел в эту святую обитель.

– Спасибо, что это разъяснили, потому что это все-таки история, иногда приводящая людей в заблуждение. Мне показалось, что было важно это пояснить.

– Да, безусловно.

– Мы немного уже сказали по поводу подвига святой царской семьи, по поводу мученичества. Они прославлены в лике страстотерпцев. Телезритель Александр Медведев «ВКонтакте» просит более подробно объяснить, в чем подвиг царской семьи. Я бы, наверное, попросил Вас пояснить, что означает «страстотерпец» – терпение страстей, судя по всему?

– Да, терпение страстей, это понятно. Но когда мы говорим о подвиге святой царской семьи, прославленной в лике страстотерпцев, мы вспоминаем первых страстотерпцев, которых прославила Русская Церковь, первых русских святых – это Борис и Глеб, которые добровольно принимают смерть, не противясь. И здесь вопрос очень глубокий, когда мы говорим об этом подвиге. И вообще когда говорим о святости.

Я на этот счет думал сегодня; вообще о том, что такое святость. Мне кажется, это понятие очень многогранное. В Священном Писании мы находим слова апостола; он, обращаясь к христианам, называет их святыми. «Ты святой», «вы святые». Что значит «святые»? Еврейское слово «кадош» буквально переводится как «изъятый из общей среды». Христианин – человек, который изъят из общей среды уже по факту своего обращения ко Христу. Понятно, что у каждого свои грехи, какие-то страсти, это все ясно. Но ты по факту своего обращения ко Христу, принятия крещения, по факту исповедания и исполнения заповедей выходишь за рамки той среды, в которую погружен этот мир. Апостол говорит, что этот мир лежит во зле. Так вот, святой – значит изъятый из этой среды зла. И христианин по своему предназначению, призванию уже свят. Понятно, что это призвание может быть осуществимо, может быть неосуществимо, и где-то в твоей жизни ты должен будешь засвидетельствовать, что ты действительно воплотил этот Божественный замысел, который принимаешь от Бога в своей жизни.

Как раз мученичество – очень сложный подвиг; в том плане, что он отличен, например, от подвига преподобничества. Вот человек молился всю жизнь в монастыре, слушал Бога и умер – и был прославлен. Все понятно, все просто. Жизнь мученика всегда более сложная. Мы помним истории древних мучеников, которые, видя подвиг христиан, сами, будучи карателями и палачами, становились вместе с христианами и тут же умирали, и их Древняя Церковь прославила как мучеников, их кровь стала святой, их принял Бог в вечные обители, они стали гражданами Небесного Царства. Поэтому подвиг мученика – подвиг, который может совершиться в одно мгновение.

Но в данном случае, когда мы говорим о страстотерпчестве, мы видим и понимаем, что эти люди, которых так прославила Церковь (если речь идет о Борисе и Глебе, о других святых, о царской семье), были глубоко верующие, исполняющие заповеди Христовы. И то непротивление злу силой мы видим в жизни государя  Николая II, за что его многие современники осуждали, осуждают современные историки – мол, ему нужно было возглавить белое движение, прекратить революционную волну, уничтожить это силой и еще чем-то… Но этого не было. Здесь мы видим какие-то иные глубокие смыслы; что-то, что сравнимо с тем, когда Сам Иисус Христос произносил с креста.

И вернемся к тому, о чем Вы спрашивали, – к искуплению; люди немножко путают и перемежают эти темы, когда говорят об искуплении. Это непротивление злу силой, эту совершенную кротость тогда многие современники и некие историки видели как малодушие и слабоволие, они это не могут понять и воспринять. Святость, мученичество, страстотерпчество выходят за рамки человеческого восприятия и понимания. Говорится о том, что на крови мучеников стоит Церковь Христова. На крови мучеников. Никто не говорит, что церковное здание стоит на молитве преподобных или на трудах святителей возвеличен божественный храм. Но на крови мучеников. Потому что это истинное, подлинное свидетельство. Это, если хотите, юродство. Это юродство, это следование за Христом. В этом смысле этот духовный подвиг царской семьи, личный подвиг государя Николая II, подвиг страстотерпчества совершенно многогранен, он выходит за рамки примитивного, плоского понимания жизни, если хотите. Вот здесь открывается Сам Христос. Чтобы понять этот подвиг, нужно прикоснуться к этим духовным вещам, нужно открыть, принять в себя Христа, надо попытаться обрести этот духовный взгляд на вещи. Думаю, что тогда, может быть, Господь нам откроет понимание этих вещей.

Святость – это очень сложный вопрос. Почему этот человек святой? Вот преподобный: он молился в монастыре, жил, умер, мы его прославили. Что он сделал? Сложно сказать, да? Он просто молился. Все мы молимся, поэтому мы все по призванию святы, но осуществим ли мы это предназначение и каким образом? Как Господь выберет наш путь? Мне кажется, что Николай II, как человек высокодуховный, в каком-то смысле пророк, который видел историческое будущее, видел и осознавал свое предназначение. Он видел это. Здесь, мне кажется, то, что было для него открыто, что он чувствовал и переживал, и стало тем свидетельством, в котором он пролил свою кровь. Это стало свидетельством мученика, страстотерпца; и Господь прославляет, и Церковь Небесная, и Церковь земная прославляют его за тот великий духовный подвиг, который он совершил ради нас. Это очень важно. Тема эта очень многогранная. Я еще раз повторю мысль: для этого нужно попытаться некое духовное видение, чувство в себе развить и развивать. Тогда мы найдем ответы на эти вопросы, тогда этот подвиг будет нам более-менее ясен и понятен.

– Ночную Божественную литургию в ночь с 16 на 17 июля около Храма-на-Крови венчает крестный ход от храма до монастыря святых Царственных страстотерпцев на Ганиной Яме, где были уничтожены останки святой царской семьи. Это 21 километр пути. В завершение нашей программы хотелось бы еще обсудить, как к нему подготовиться, каким должно быть отношение к крестному ходу, что это не просто шествие, не митинг, не что-то, в чем просто нужно поучаствовать ради интереса. Какой духовный смысл этого хода?

– Безусловно, крестный ход – это форма богослужения, это молитвенное шествие. Это важно понимать, осознавать. Но мне кажется, что тогда, когда мы все пойдем крестным ходом, всех нас Господь наполнит этими духовными смыслами. Человеку,  который пройдет километр или весь путь, думаю, этот путь будет полезен в духовном смысле. Это подвиг, пусть небольшой, а для кого-то большой и существенный; это не митинг или парад. Это богослужение, которое будет продолжено. Мы идем крестным путем, этим царским крестным ходом, и в наших сердцах рождаются глубокие мысли, чувство единства, братства. Для нас вновь возвращаются эти глубинные смыслы русского мира, русской мечты о святости, о справедливости, о победе добра над злом, о торжестве веры. Все это будет переживать наше сердце в эту священную ночь с 16 на 17 июля, в этот царский крестный ход, которым пройдут тысячи людей. Все это будет рождаться в наших сердцах и найдет отклик в последующей нашей повседневной жизни. Все разъедутся обратно в свои дома, но этот огонь, этот духовный призыв, который мы обретем в эти священные дни, участниками которых мы все будем, дадут ростки и плоды.

Мы верим, что наше дело правое. В нашем обращении к Богу, к государю Николаю II, его семье, к верным спутникам, которые прославлены Церковью, которых мы поминаем в своих молитвах, мы верим и знаем, что их ходатайством перед Богом Господь сохранит землю Русскую, утвердит веру православную. И даст нам надежду на светлое будущее, на будущее, в котором зло будет побеждено и возвращено вновь туда, в глубины преисподней, из которой оно когда-то, сто лет назад, вырвалось. Нашими трудами и нашей молитвой оно будет вновь обращено во тьму, откуда  и появилось. И мы вновь будем восхвалять и петь о великой русской державе и молиться государю-императору Николаю II, чтобы он сохранил русский мир и дал нам радость светлого будущего.

– Для наших зрителей еще раз напоминаю, что подробную информацию о Царских днях мы будем озвучивать в эфире телеканала «Союз». Подробности можно также узнать на сайте Екатеринбургской епархии или на сайте царские-дни.рф. Еще напомню, что существует горячая линия Царских дней. По всем вопросам о том, как добраться, где остановиться, где остаться ночевать, когда ехать из Екатеринбурга в Алапаевск, как из Ганиной Ямы вернуться обратно в Екатеринбург, обращаться по телефонам: +7-(343)-268-99-29; +7-950-64-69-019. Понятно, что сейчас звонить не стоит, а завтра с восьми часов утра по московскому времени вполне можно.

Я благодарю Вас, что сегодня пришли на эту программу побеседовать, благодарю всех наших зрителей, кто смотрел передачу. В завершение этого выпуска предлагаю вашему вниманию обращение и призыв митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла в связи с Царскими днями, призыв на празднование, на богослужение и на крестный ход.

Митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл:

– Дорогие братья и сестры, дорогие зрители телеканала «Союз» и все те, кто любит и почитает нашего царя! Каждый год город Екатеринбург становится центром особой молитвы, когда сюда приезжают из разных уголков и нашей страны, и вообще из разных стран. Люди буквально на несколько часов приезжают, чтобы побыть здесь, помолиться за ночной Божественной литургией и пройти крестным ходом от Храма подвигов царской семьи до Ганиной Ямы, где были растерзаны тела святых Царственных страстотерпцев и оставшихся с ними верных их спутников. Для нас это время очень важное. Оно наполнено, конечно же, большой ответственностью за все происходящее, но прежде всего оно наполнено особым чувством любви, благодарения Богу и сердечного покаяния за все, что происходило сто лет тому назад здесь, на этом месте.

И когда люди приходят, приезжают сюда и стоят на ночной службе, это особое чувство. Когда видишь десятки, сотни, тысячи людей, которые предстоят на ночной службе в молитвенном предстоянии, слушают слова богослужения, молятся каждый в своем сердце, думают о чем-то своем перед Богом. Но мы все собраны в единое целое – это образ нашего святого царя, его святой царской семьи, которая показала, каким должен быть христианин в ХХ веке и в последующее время. Во время огромных смут и потрясений, кровопролитий и такой, казалось бы, ничем не разрушаемой человеческой вражды, которая сегодня особенно внедряется в сердца наших людей, образ святой царской семьи – это образ примирения, очищения и прощения наших обидчиков или недругов. Их тоже, к сожалению, не так мало бывает. Поэтому для нас, конечно, очень важно, чтобы мы были сегодня, в эти июльские дни, здесь, в этих святых местах.

Я с большой радостью и благодарением Богу смотрю на лица тех, кто приезжает сюда: взрослых и не очень; и совсем маленьких. Некоторых детей везут на колясках. Они, может быть, еще мало что понимают. Но у них останется на всю жизнь, что их папа и мама когда-то сюда привозили,  совсем в раннем возрасте, и они шли этим крестным ходом, с тысячами совершенно разных людей, которые шли в едином порыве общего чувства любви и покаяния перед Господом Богом за все то, что сделали наши предки сто лет тому назад. Мы являемся их наследниками и наследниками их побед, но и наследниками их поражений. То поражение, которое испытал русский народ сто лет назад, обусловлено прежде всего отходом от Святой Церкви, от святых заповедей Божьих. Потребовались годы испытаний, огромных жертв, невероятного кровопролития, чтобы наконец-то мы осознали, насколько неправильно поступили те люди, которые отошли от присяги, от заветов отцов, от многовекового опыта своих прародителей, отошли в неведомое состояние. Отойдя от этого, от Бога, от традиций, от всего того, что было свято и дорого сердцам их родителей и прародителей, мы получили то, что сегодня имеем. А имеем мы сегодня очень много незаживших ран.

Поэтому для нас это место общения, место нашей встречи с Богом у русской Голгофы, у места пролития крови святых Царственных страстотерпцев – это место нашего внутреннего глубокого покаяния и нашей любви к своему царю и к своей Родине, ради которой он пострадал. Поэтому мы очень ждем всех вас, очень надеемся, что те шероховатости, то, что бывает всегда в многолюдном человеческом потоке, какие-то недопонимания не будут главными в нашем движении по пути к нашему церковному покаянию, к восхождению вместе с нашим царем на Голгофу и к его воскресению. Мы их не заметим, но мы заметим одно – несмотря на эти годы гонений, годы истребления всего национального, русского, христианского, мы остались живы на этой земле, мы сохранили эту память нашего сердца.

В этом месте сейчас стоит Божий храм, который построили люди, никак не связанные с церковной традицией. Это был их дар покаяния нашему царю и своей глубокой историей. Ну а наш дар – это наша общая молитва, наш общий крестный ход, которым, Бог даст, мы пройдем в ночь с 16 на 17 июля с молитвой Господу, с призывом о помощи к нашему святому царю и с надеждой на то, что Господь Бог, давший нам столько испытаний в этой жизни, на этой земле, даст нам и чувство этого общего воскресения, изменения этой жизни, изменения самих себя, для того чтобы мы вновь полюбили свою Родину, свой народ. Через это полюбили своего Господа Бога, Который пришел к нам, на эту землю, ради того, чтобы спасти каждого человека. Так, как святой царь Николай и его святая супруга, его святые дети, отринем от своего сердца всякую ненависть, всякую злобу. И пусть вселится в нашем сердце это чувство безмерной любви и благодарения к Творцу и желание быть только с Ним. И идти в своей жизни путем, которым прошли многие люди: тернистым путем, очень трудным. Но когда мы бок о бок, когда мы вместе, все эти тернии, камушки, которые под ногами встречаются, бывают незаметны, потому что мы составляем собой единое Тело Святой Соборной и Апостольской Церкви, которую в этом году здесь, на этом месте, будет возглавлять Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл вместе с членами Священного Синода Русской Православной Церкви. Он совершит здесь Божественную литургию, вместе со своим народом пройдет по этому крестному пути до Ганиной Ямы, и это будет образ единения всех нас, объединенных в единую нашу Святую Церковь. Помогай всем нам Бог!

Ведущий Дмитрий Бродовиков

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает клирик Казанского кафедрального собора протоиерей Михаил Шастин. Тема беседы: «Светская культура и Церковь: поле взаимодействия».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы