Беседы с батюшкой. Здоровье и духовность. Место здоровья в нашей жизни

14 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает священник Михаил Проходцев.

– Сегодняшняя тема: «Здоровье человека. Место здоровья человека в духовной жизни». Более того, наверное, мы обострим эту тему: зависимость болезней от греховной жизни человека. Я понимаю, что есть темы, которые касаются просто каждого человека. И, конечно же, проблемы здоровья касаются всех. Я не знаю абсолютно здоровых людей. Более того, часто здоровье человека связано именно с тем, насколько он позитивно живет. Во всяком случае, нам об этом много говорят. Как Вам кажется, с чем связаны болезни и здоровье человека?

– Интересный и очень сложный вопрос. Очень часто люди задают этот вопрос и друг другу, и священникам; ищут ответ в Священном Писании: почему я болею и как это связано с моей духовной жизнью? Нужно сказать, что зачастую болезнь человека – это как бы та данность, с которой он в какой-то степени должен смириться. О чем я говорю? Когда человек рождается и растет, у него может обнаружиться какое-то наследственное заболевание, какой-то порок или недостаток. Что с этим делать? Это нужно принять и родителям, и растущему маленькому человечку, который потом вырастет и пойдет в мир, будет с этим жить. Может быть, победит эту болезнь, может быть, как-то улучшит свое состояние, а может быть, останется в прежнем состоянии. А может быть, его физическое состояние с течением времени, как зачастую бывает, будет только ухудшаться.

И здесь, конечно, человек задает вопрос. Сначала родители задают вопрос, потом человек сам его задает: почему я болею? Очень страшно слышать на самом деле, когда наотмашь тебе приходит ответ, что ты болеешь за свои грехи или за грехи родителей. Я видел очень мало людей, которые могли это воспринять адекватно. И видел еще меньше людей, которые могли воспринять адекватно, когда им отвечали, что их дети или родители (или кто-то из родственников) умерли за их грехи или за чьи-либо… Это всегда воспринимается очень тяжело. И очень часто, если человек пришел в церковь первый раз, он выходит из нее и никогда больше туда не возвращается. А если он уже был в церкви, то это становится для него сложнейшим испытанием.

Болезнь может настичь нас внезапно. Или какие-то симптомы могут постепенно появляться, проявляться, и если человек не будет обращать на них внимание, то постепенно придет в состояние, когда будет требоваться уже очень серьезное лечение. И здесь всегда нужно подумать: что мне, как христианину, с этим делать? Если, например, я родился с плохим зрением, что мне делать с этим (как христианину)? Роптать: «Господи, почему я такой родился?» Или понять, что Господь любит нас всех, Господь всегда нам открыт, всегда готов нас услышать, принять, услышать нашу молитву. И ответить на нее: что это может послужить для нас путем к нашей метанойе, к нашему спасению.

Это очень важный момент, потому что любой наш промах, любое наше тяжелое состояние (или не очень) мы можем воспринять по-разному. Но очень важно понимать: если мы идем со Христом, если мы идем за Христом, то важно осмыслить, что болезнь для нас – это данность. Мы будем стараться делать все, чтобы быть лучше и более здоровыми, но в то же время я осмысляю это так, что это даст мне возможность не уйти от Бога, а следовать за Ним и следовать вместе с Ним.

– В моей жизни случился такой очень серьезный момент. Однажды, проснувшись утром, я вдруг понял, что ничего не вижу, то есть я ослеп. Для меня это было настолько реальным ударом, что я не мог в это поверить. Потом была целая система операций, и мою слепоту остановили. Теперь я хотя бы немножко, но все-таки вижу. Одно время я очень серьезно унывал и вдруг подумал: Господь меня оставил настолько, что есть я, моя боль, мои проблемы, а Господа в этом деле нет. Я подумал, что я настолько грешен, что Господь меня именно таким образом наказал.

Вопрос телезрителя из Воронежа: «Можно у Вас попросить благословения на такое правило: например, прочитывать двенадцать раз "Отче наш" во время болезни?»

– Помоги Вам Господь в Вашем следовании. Если Вас укрепляет молитва и если Вы это чувствуете через молитву Господню, которую оставил нам Господь наш Иисус Христос, то, конечно, совершайте ее как можно чаще. И дай Бог Вам здоровья и радости во Христе Иисусе.

– Вернемся к проблеме, которая случилась со мной. Возникает уныние, и именно из-за того, что в моем бедствии я не готов верить в Бога. Я готов верить врачам, гороскопам, лекарствам. Причем у нас даже есть такое, как святой водой запить антибиотики. У нас это все существует, причем не просто очень тихо, как-то под спудом, а очень реально.

Вопрос телезрительницы из Покрова: «Я общалась с одной прихожанкой в храме, и она мне сказала, что каждая страсть в Библии имеет своим следствием болезнь. Если зависть, то будут болеть суставы. Свидетельство этому: она стала ходить несколько раз на исповедь, исповедуя эту страсть и причащаясь, и у нее прошли боли в суставах. Якобы какой-то святой отец это написал в какой-то книге. Вот я бы хотела это все уточнить».

– Вообще любая страсть, которая овладевает человеком, ослабляет не только его душу, но и его тело. Предположим, зависть – это вообще страшное дело, потому что человек разрушает себя, наблюдая за какими-то успехами, достижениями, приобретениями других людей, не обращая внимание на то, что ему дал Господь.  Любая молитва (молитва Господня или те, которые предлагает нам молитвослов в утреннем или вечернем правиле, молитва Иисусова) дает нам возможность обратить внимание на Бога и отвлечься от тех якорей, которые тянут нас куда-то в пучину морскую наших страстей и грехов. Что-то специальное против какой-то конкретной страсти? Ничего про это сказать не могу. Есть просто вера в Бога, есть Евхаристия, есть храм Господень, есть таинства, есть исповедь и соборование, в которых мы очищаемся и приобщаемся Святых Христовых Таин и становимся ближе к Богу. То есть все гораздо проще, чем пытаются сегодня нам это представить. Есть Божественная литургия, на которой нам выносят Тело и Кровь Христовы, чтобы мы приобщились нашего Господа. Это больше, чем все, что мы можем себе представить. Просто когда борют страсти, когда тяжело, нужно чаще исповедоваться и чаще причащаться Святых Христовых Таин. Если вы ближе к Богу, Господь вас защищает, Господь вас укрепляет и бережет, и от вас бежит и всякий бес, и всякая страсть.

– Сейчас мы затронули много таких тем, которые касаются нашей реальной повседневной православной христианской жизни и в церкви, и в быту. Потому что все-таки, к нашему большому сожалению, мы разделяем нашу бытовую жизнь и жизнь в церкви. Тем не менее сейчас пост – и проводится соборование.  Что такое соборование? Потому что говорится о прощении не только тех грехов, которые мы знаем, но еще и о прощении грехов, которые мы забыли. И часто соборование воспринимается как некий обряд, касающийся именно тех людей, которые уже отходят ко Господу. То есть у нас есть непонимание и много недоумений по поводу соборования. Расскажите, пожалуйста, немного об этом.

– Существуют таинства Церкви, в которых Господь укрепляет нас, в которых мы очищаемся, становимся частью Церкви Господней. Например, через таинство Крещения мы приходим к Богу и становимся верными чадами Христовой Церкви.

– Если делаем это искренне.

– Да, это естественно. Когда родители крестят детей, они, конечно, ответственны за детей. Когда человек крестится в сознательном возрасте, то он понимает всю ответственность.

– А то бывает так: священник вас будет крестить, а Дух Святой не будет.

– Когда мы приступаем к исповеди, мы сознательно хотим избавиться от какого-либо греха, который нас борет, мы хотим его исповедовать и сказать: это то, что меня по-настоящему мучает. Но что-то действительно остается вне нашего внимания, вне сферы нашей ответственности. Много дел, совершенных в юности, которых мы совершенно не помним и не знаем. И, на мой взгляд, для верующего человека (который, может быть, еще не понял должным образом, не почувствовал, как важна для него исповедь) соборование – это отправная точка в мир покаяния, на пути к постоянной собственной метанойе и обновлению.

Много людей впервые приходят в храм на таинство соборования, думая, что сейчас они выйдут святыми.  Конечно, их предупреждают, что есть соборование и есть исповедь. Действительно, если у вас есть что исповедовать, приходите в церковь, когда там есть священник, исповедуйтесь. Человек слышит и думает: да, оказывается, есть какая-то разница, не так все просто, что я пришел, постоял, помолился, елеем меня помазали – и все, я вышел чистый. Это отправная точка, но это еще не конец пути. Наш путь длиною в жизнь, и на нем, конечно же, должны быть и соборование, и регулярная исповедь, и укрепление, соединение со Христом в таинстве Святого Причащения.

– Вспоминается авва Дорофей. Когда он отходил ко Господу, его спросили: «Что ты видишь?» Он ответил: «Я вижу, что ангелы идут за мной». – «О чем ты их просишь?» – «О том, чтобы они дали мне время на покаяние».

Вопрос телезрителя из Свердловской области: «Во Франции есть такой доктор (не знаю, здравствует он или нет), который сказал, что болезни имеют материальную основу. Допустим, если человек астматик, у него будет выражен такой порок, как гнев. Почему человек  должен больше основываться на том, что это духовные проблемы, а не физические?»

– Про сего доктора мне слышать не доводилось. Но вопрос о том, почему мы болеем и приобретаются ли наши болезни, какие-то страсти или пороки как наказание за наши грехи или грехи родителей, – очень спорный. Хотя он имеет под собой определенное основание. Потому что любая страсть может спровоцировать болезнь. Просто она спровоцирует болезнь следующим образом: если мы завидуем, то мы нервничаем; значит, постоянно терзаем свою нервную систему. И человек может донервничаться до инфаркта или инсульта, потому что его одолевает зависть.

Если человек унывает, он может просто забыть об элементарной ежедневной заботе о своем организме. Он может перестать чистить зубы, перестать мыться, не обращать внимания на какие-то симптомы, которые у него появляются, и это выльется потом в серьезное заболевание. Масса вещей, которые одна из другой вытекают. Поэтому отчасти, конечно, все объяснимо. Другое дело, когда на нас вдруг как бы сваливается что-то серьезное. Когда у человека заболело что-то в животе, кольнуло, он пришел к врачу и узнал, что у него рак желудка, например. И он спрашивает: а почему, а за что это? Я женился сразу после школы...

– «Да я вообще праведник…»

– Я родил детей, на работе никого не обижал, и вот вдруг на меня свалилась эта болезнь. За что? Если человек верующий, возможно, ему будет проще принять болезнь, какой бы они ни была, и проще начать с ней жить. Если человек неверующий, конечно, зачастую ему бывает совсем тяжело, потому что происходит разрыв шаблона: ну как так? А если человек верующий, он молится за литургией, читает Священное Писание, обращается к трудам святых отцов, даже слушает многих удивительных и очень интересных современных проповедников, и он может начать думать и сказать себе так: «Я понял, сейчас со мной произошло вот это, нужно что-то с этим делать, нужно от этой точки отправиться вместе со Христом, если я хочу с Ним дальше идти. В этой точке я чувствую, что начинается для меня настоящее испытание. Откуда оно? Это такая случайность, стечение обстоятельств или Промысл Божий обо мне?»

Очень сложно всегда отвечать на такие вопросы, но главное в этой ситуации: понять, что, несмотря на болезнь, я по-прежнему хочу быть с Господом; даже больше, чем когда-либо. Потому что я вижу, что в подобных случаях люди часто не выздоравливают, в какой-то момент начинают переживать очень тяжелые состояния. Но я хочу быть с Тобой, Господи, на этом пути. И если Ты дашь мне исцеление, я буду очень рад. Но если Ты не дашь мне телесное исцеление, то исцели меня духовно, исцели все те язвы, которые у меня есть, потому что они, безусловно, у меня есть. Это здоровая позиция в состоянии болезни.

Но тут есть и крайности. Человек может сказать: да я же жил праведно, я вообще ничего такого не сделал, за что на меня это свалилось? Он начинает роптать, ругаться, у него возникает недоверие, он даже может веру в таком состоянии потерять, озлобиться. Может впасть в тяжелое уныние, просто забыть обо всем. Может вести себя по-разному. Но что здесь важно? Здесь действительно важно не забывать о том, что если ты заболел, то есть врач, есть поликлиника, больница, госпиталь, есть лекарства, медикаменты, методики лечения, разные степени диагностики, – и есть Господь, Который над всем этим.

И, помолившись, попросив у Бога укрепления, попросив близких молиться о вас сугубо, попросив священника молиться в храме, причастившись Святых Христовых Таин, может быть, взяв благословение у священника на лечение, надо отправиться к врачу и ни в коем случае этим не пренебрегать. Потому что это нам тоже дано от Бога. Господь дал нам возможность обращаться к Нему напрямую в молитве, и Господь дал нам возможность искать исцеления во врачебнице, где есть врач, который будет человека лечить. И когда человек молится о том, чтобы Господь благословил руку врача, и полагается на волю Божию, – это, конечно, замечательно.

– Я сталкивался с тем, что, например, в раковом корпусе неверующие люди, приходящие туда, становились верующими. Мне профессор говорил о том, что буквально через неделю в их тумбочках появлялись иконы. Но при всем этом я помню и другой корпус, где больным людям приносили телевизор, который работал от пробуждения людей до времени отхода их ко сну, потому что это людей отвлекало от  тяжелейшей внутренней борьбы. Я не готов говорить о том, что эти молодцы, а другие нет. Но я бы хотел понять вот этот принцип, по которому мы действуем в нашей жизни, когда с нами не раковые болезни, а обычные, но мы с ними сталкиваемся постоянно и не думаем о том, что вот в этой болезни нам нужна помощь Божия.

Вопрос телезрителя из Белгорода: «Известно по Писанию, что каждый человек будет отвечать за свои грехи. Сейчас медицина шагнула далеко вперед. Родился ребенок, получил наследственное генетическое заболевание, которое его сделало на всю жизнь уродом, то есть он не может жить как все люди, заболевание будет всегда, оно уже неизлечимое. И кто в этом виноват?»

Кто виноват, что у нас есть такие дети? Я недавно был в интернате для таких детей, которых показывать неподготовленному человеку, не священнику просто нельзя. И думаешь: откуда же берутся эти дети и для чего они нам посланы?

– Один наш преподаватель рассказывал, как в подобном интернате ему довелось побывать. И там был один мальчик (я не помню, как его звали), но это был очень условный человек. Он не имел ни рук, ни ног, он не развился и был совершенно несознательным. Он просто пребывал в каком-то таком состоянии, которое нам с вами не совсем понятно. Что с ним было, мы не знаем. Он лежал в кроватке в комнате с детьми, каждый из которых имел свои особенности. И этот священник, наш преподаватель, приходил и молился там за этих детей вместе с ними. Казалось бы, для чего это? Понимают ли они что-то?

Но однажды этого ребеночка не стало. Приходит батюшка в палату и видит, что что-то с этими детьми произошло. У них были напряженные лица, на которых он увидел осмысленное столкновение с чем-то таким, с чем они раньше не сталкивались. И этим присутствием чего-то были отмечены все дети. То есть не было такого, что кто-то отмечен, а кто-то нет. Он стал интересоваться, что случилось. И ему говорят, что вот этот ребеночек без ручек, без ножек, который у них был,  умер, его не стало. Они все это почувствовали. Мы не знаем, какую жизнь они проживут, сколько они проживут со своими особенностями. Сейчас есть люди, которые берут таких детей в семьи, и они счастливы: и эти дети, и эти родители. В тот день священник, который пришел туда, в эту палату, понял больше, чем он понял за всю свою пастырскую деятельность. И он это понес дальше в мир...

– В мир здоровых людей.

– То осознание, которое к нему там пришло: что вот этот ребенок, может быть, жил для того, чтобы что-то понял именно он. И чтобы потом через него что-то поняли уже многие люди, и поняли нечто очень важное. Поэтому когда особенный ребенок появляется на свет, возникает вопрос: кто виноват? Никто не виноват. Он родился таким, потому что так получилось. У здоровых родителей может родиться такой ребенок, и они недоумевают, почему, откуда у него эти особенности. Но что происходит часто? Родителей, у которых, допустим, на волоске висит их семейная жизнь, может сплотить рождение такого ребенка. У родителей, которые берут такого особенного ребенка в семью, происходит глубокое осознание того, как вообще обращаться с детьми, насколько они хрупки и что можно им дать. И как много радости им может дать этот ребенок, и как много они ему могут дать.

– Метанойя в любом случае происходит.

– Поэтому всегда можно найти крайнего. И сегодня мы это видим везде: и на телевидении, и в церкви, и так далее. Ситуаций масса, даже каких-то наших житейских. Но раз эти дети и эти люди живут среди нас, значит, это для чего-то нужно. И явно не для того, чтобы мы озлоблялись, теряли веру и не понимали вообще, куда нам дальше идти, если в мире происходит такое. Нет, на самом деле (это мое мнение) это все для славы Божией, что даже такой ребенок, про которого я рассказал, который был без рук и без ног, своим рождением и своей короткой жизнью все равно показал волю к жизни; это все равно прославление Творца в любом случае. Потому что где Господь, там жизнь, Господь – это любовь.

Какое чувство у нас рождается, когда мы видим особенного ребенка? Неприязнь или ненависть? Отвращение или боль? Или же чувство сострадания, желание как-то помочь, желание измениться и, может быть, даже покаяться за свои грехи и обрадоваться: «Господи, я очень хочу, чтобы этот ребенок, несмотря на все те трудности, с которыми он столкнется в жизни, был счастлив. Как я могу это сделать? Могу взять его в семью, могу молиться о нем, а могу жить так, как Ты заповедал мне, и попытаться пройти путь своей жизни в любви к Тебе. Потому что эту любовь мне открыл этот маленький мальчик, которого я увидел и который поразил меня и заставил все переосмыслить, заставил что-то ценить и любить». Конечно, здесь я транслирую свое мнение по этому вопросу, но оно таково, и если конкретно ко мне обращен вопрос, я отвечу на него именно таким образом.

– Спасибо. Я знаю огромное количество примеров, когда именно немощь человеческая помогает нам в нашем здоровье. Но еще я не могу не вспомнить у апостола Павла про жало в плоти, потому что нам всегда кажется, что только очень грешные люди или совсем плотские могут болеть. Но мы знаем, что у апостола Павла было то, что он называл «жало в плоти». Мы не знаем, какая это была болезнь, но мы знаем, что всю жизнь его тело мучило это жало. И, наверное, в нашей жизни мы тоже часто воспринимаем наши какие-то мелкие боли как некое такое испытание, которое мы можем преодолеть, поэтому говорим: «Господи, спасибо Тебе за то, что Ты мне послал вот такое легкое испытание». Но если мы представим себе, что в нашей жизни могут быть серьезные испытания, что нам нужно делать, как нам нужно молиться, как нам нужно исправлять свою жизнь, чтобы избавиться от того жала в плоти, которое мы сами на себя возлагаем своей духовной жизнью?

– Здесь можно соединить, пожалуй, два вопроса. Вы говорили про отвлечение и, наоборот, про жало в плоть. Вопросы, в принципе, можно скомбинировать. Во-первых, спасибо, что Вы подняли тему про то, что у кого-то появилась икона, а у кого-то появился телевизор. У обоих жало в плоти, оба проходят  тяжелейшее испытание. Это и испытание веры, и испытание своего ближнего круга, потому что часто бывает так, что заболевшего человека оставляют очень многие. Его оставляют друзья, знакомые, многие родственники. Остаются те, кто действительно готов вместе с ним пройти это поприще, – совсем небольшой круг людей. Но бывает и такое, что человек остается один. Тогда для него этот святой образ, который ему положили в тумбочку (кто бы на нем ни был изображен – Господь наш Иисус Христос, Пресвятая Богородица или святые), становится для него самым близким. Он будет молить, подобно апостолу Павлу, чтобы Господь его избавил от этого жала.

Конечно, если у нас есть какие-то неполадки в организме и мы их осознаем, то для того, чтобы стать ближе к Богу, не нужно требовать чего-то большего: «Господи, дай мне какое-нибудь испытание. А то что это – кольнуло в пятке? Это несерьезно, дай мне по-настоящему…» Есть и такое, когда человек об этом просит. Но не надо Господа искушать, и так наша жизнь наполнена разными трудностями. Сегодня и города загазованы, почва заражена всякой химией, вода, когда-то чистая, становится грязной из-за разного рода сливов. То есть наш мир стремительно меняется; все становится более искаженным, что ли. Чему удивляться?

К сожалению, это так. И просто даже живя в мире, мы уже приобретаем очень много разных недугов. Но вот здесь очень важно помнить о памяти смертной. Что это такое? Сегодня, если спускаемся в метро, или приходим куда-то в торговый центр, или смотрим какую-то рекламу, если она нам попадается, мы видим культ молодости. Смерти как бы нет, ее вытеснили, ее выгнали из нашей жизни: уходи, мы не хотим про тебя ничего знать и слышать. Но рано или поздно с ней сталкивается каждый. И очень важно, чтобы человек, оказываясь в какой-то болезни, сказал себе в какой-то определенный день: «Господи, ведь когда-то это произойдет и со мной. Но я совершенно не могу прийти в то состояние, когда я буду готов ожидать Тебя. Меня отвлекает телевизор, отвлекает компьютер, Интернет. Я лежу в больнице и вижу, что человека с таким же диагнозом, как у меня, вывезли ногами вперед из соседней палаты. И даже это меня не отрезвило. Я все равно остаюсь как бы в этом своем забытьи. И от того жала в плоти, которое мне дано, я даже не прошу Тебя избавить меня. На минутку отвлекусь: "Помоги мне", а сейчас буду смотреть сериал».

Очень сложно пребывать в болезни правильно, очень сложно памятовать о том, что исцеляет не только медицина, но и Господь. Очень сложно научиться быть сосредоточенным вообще, в принципе, сегодня, в эпоху мультиклипового сознания. А тем более в болезни, когда, казалось бы, появилась такая точка, от которой можно оттолкнуться. Вот она: я заболел, со мной что-то произошло, со мной что-то не так, я отсюда могу начать путь своего покаяния. Но даже и в таком случае она не становится зачастую тем, чем должна стать для нас. Как мы можем ее осмыслить? Вот что важно – понять, чем болезнь может стать для нас. Если до этого мы за Христом должным образом не следовали, не обращались к Нему, то вот отсюда мы можем это начать. И, конечно, не роптать и не унывать, потому что Господь укрепляет, Господь любит, в Священном Писании все написано. И Евхаристия Божественная преподается нам каждый день, слава Богу!

Ведущий Глеб Ильинский

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы