Беседы с батюшкой. Встреча с Богом как ветер радости (Божественные бифуркации)

29 ноября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает протоиерей Григорий Григорьев, доктор богословия, заслуженный врач РФ, профессор, д.м.н., психотерапевт-нарколог, преподаватель Санкт-Петербургской православной духовной академии, настоятель храма Рождества святого Иоанна Предтечи в деревне Юкки.

– Наша сегодняшняя тема звучит так: «Встреча с Богом как ветер радости». Батюшка, встреча с Богом – это, наверное, самое главное, что должно произойти в жизни человека. Но часто для людей сохраняется, может быть, даже тягостное воспоминание от этой первой встречи, какое-то самоуничижение, осознание своего ничтожества; печаль, может быть, и даже уныние от своей греховности. Как Вы расцениваете такой опыт?

– Именно эта тема, по которой очень много вопросов задается, идет в цикле передач «Ветер радости». Ветер радости – это Господь. «Ветер» по-гречески – это дух радости, дух любви, наполняющий землю, наполняющий всю Вселенную, наполняющий душу человека. Встреча с Богом – это всегда наполнение души ветром радости. Если душа ветром радости не наполняется, то, возможно, это встреча не с Тем, о Ком мы сегодня говорим. Дело в том, что, несомненно, при встрече с Богом мы почувствуем свою полную немощь, но радость будет настолько многократно превосходящей, что это уже не будет иметь никакого значения.

Несомненно, встреча с Богом изменяет всю нашу жизнь; несомненно, она запоминается на всю жизнь, но на практике нередко происходит так, что чем больше люди погружаются в религию, тем больше входят в уныние, депрессию. И изучая свои грехи, они понимают, что спастись практически невозможно. Потому что даже когда они приходят в церковь на покаяние, то нередко происходит то, о чем все знают: каюсь, но не изменяюсь. Грехи не уходят, они приумножаются. Человек считает себя немощным, считает, что он не войдет в Царствие Небесное в вечности, а жить в Царстве Божием в этой жизни, как у Христа за пазухой, полагает себя недостойным, потому что видит в себе очень много грехов.

И следующий этап духовного повреждения (потому что это именно духовное повреждение) – это не встреча с Богом, это встреча с тьмой внешней, с порталом ада, который открывается в душе человека. Следующий этап духовного повреждения, когда люди начинают находить причинно-следственную связь своих личных грехов с цепью происходящих негативных событий. «Пришла беда – отворяй ворота, поделом мне за мои грехи». И постоянно добавляют: «Бог меня наказал, Бог меня покарал, я это заслужил, я человек недостойный, я человек грешный». В реальности вот такие встречи у православных людей происходят постоянно, регулярно в их жизни, в том числе и в церковной.

Как это можно вообще связать с ветром радости? При чем здесь Господь? Да, конечно, есть разное понимание Бога в разных народах, в разных верованиях, вероисповеданиях. У язычников было свое, у египтян свое, у ветхозаветных евреев свое. Бог там карающий, жестокий, суровый. Но вот именно Господь Иисус Христос показал единственное правильное описание Бога. То есть Бог Сын, Господь Иисус Христос, рассказывает о Боге Отце. Я имею в виду новозаветную притчу о блудном сыне. Любящий отец – это образ Бога. Причем образ Бога, открытый нам Самим Богом, устами Самого Бога. Единственное место в Евангелии, где устами Христа открывается перед нами Бог как любящий Отец.

И вот если исходить из того, что это наиболее достоверное дошедшее до нас представление, описание и осмысление Бога, то в евангельской притче о блудном сыне Бог предстает любящим Отцом. Там абсолютная свобода блудного сына. Когда блудный сын хочет уйти от отца, любящий отец не отговаривает его, отдает ему наследство, таланты и ни одного слова упрека не говорит; он просто любит его и ждет. И чем дальше блудный сын уходит от любящего отца, тем больше любит отец блудного сына.

Чем дальше люди уходят от Бога, тем больше Бог любит людей. И эта Божественная любовь ни в какой степени не влияет на волю сына, на волю дочери. Но это есть высшее проявление Божественной любви. Это дает человеку надежду и возможность вернуться к любящему Отцу, упасть на колени и сказать: «Прогневал я небо и Тебя и не достоин называться сыном (или дочерью), но прими меня хоть наемником в Свой дом». И подымет нас с колен Господь. И когда мы сделаем один шаг, Он побежит нам навстречу.

Именно этим отличается новозаветное понимание Бога от ветхозаветного понимания, когда в Ветхом Завете, в притче о блудном сыне, отец выгоняет сына со словами: свиней ты возлюбил, к ним и уходи. Вот два понимания Бога: ветхозаветное – как карающего Судьи; и новозаветное – как любящего Отца.

– Вопрос телезрителя: «В Евангелии от Луки Христос рассказывает притчу о богаче и Лазаре. Там есть такие слова: И, кроме того, нас с вами разделяет столь глубокая пропасть, что никто, даже если бы захотел, ни отсюда к вам, ни оттуда к нам проникнуть не может. Получается, если человек при жизни своей не покаялся как положено, то никакие записки и молитвы ему уже не помогут?»

– На самом деле сегодняшний вопрос, с моей точки зрения, прямо по нашей теме. В чем же здесь, собственно говоря, проблема? Да, так сказано, что Лазарь находится на лоне Авраама, а богач находится в адской бездне и между ними непреодолимая пропасть. Это описание ветхозаветного рая и ветхозаветного ада. Лоно Авраамово не есть Царствие Небесное, двери закрыты, заперты; и ад абсолютно затворен. И вот именно высшее проявление любви Бога к людям: Он разрушает эту непреодолимую пропасть. Непреодолимая пропасть – это пропасть Ветхого Завета. Да, в то время это было непреодолимо.

Но когда Господь принял смерть на Кресте из любви к людям, за весь мир, сошел во ад, воскрес и разрушил державу смерти, Он разрушил вот эту непреодолимую пропасть. Поэтому до Первого Пришествия Христа было так. После Первого Пришествия Христа стало по-другому. И мы знаем, по древнему православному преданию, в день Архистратига Михаила милостью Божией Архистратиг Михаил опускает крыло в геенну огненную: она погасает, и грешники цепляются за его крылья. И именно во время этой службы, которая нередко служится ночью, читается вот эта молитва Архистратига Михаила на Божественной литургии: «Спаси, Господи, всех сродников моих, в адской бездне пребывающих, от колена Адамова».

То есть в вопросе, заданном телезрителем, – ветхозаветное понимание Бога. А мы говорим о том, что встреча с Богом – это всегда ветер радости. В новозаветном понимании Господь – любящий Отец. И наши молитвы за усопших предков, наше их поминовение, наши записки имеют колоссальнейшее для них значение. И еще большее значение имеет Божественная литургия, на которой можно вымолить всех усопших предков. То есть если в определенные дни Архистратиг выводит грешников из ада по Божьему благословению и под покровом Пресвятой Богородицы, то на каждой Божественной литургии Сам Господь их оттуда выводит.

Божественная литургия для древних новозаветных христиан имела особый смысл – поминовение усопших. Именно этому придавалось колоссальнейшее значение. Поэтому действительно ветер радости проникает в адскую бездну и угасает ее огонь, и души грешников восходят в рай. Именно в рай. Об этом говорится прямо в молитве Архистратигу Михаилу в дни его поминовения: 19 сентября и 21 ноября. В эти два дня происходит это дивное чудо по Божьему благословению.

– Вопрос телезрителя из Екатеринбурга: «У меня семь лет назад произошла призывающая благодать, я пребывал в ней около трех лет. Потом наступила богооставленность (где-то на год), и потом уже я начал подвизаться. У меня были очень яркие проявления встречи с Богом, удивительные по своей яркости, по любви, по теплоте, по каким-то откровениям. И когда я вспоминаю о них и как бы делюсь своими воспоминаниями, той радостью, то многие люди, в том числе и священники, говорят, что это прелесть бесовская, что об этом лучше не рассказывать: было и было, забудь про это. Но я не могу эту встречу с Богом, которую вспоминаю, вот так воспринимать. То есть встреча с Богом для меня была очень радостной, я о ней до сих пор помню и хотел бы вновь вернуться к этой любви. Как мне к этим словам относиться?»

–  Я думаю, на такой вопрос может ответить только сам человек. Стяжание благодати Святого Духа является нашей главной целью. И когда человек встречается с Богом, то никаких сомнений в этом быть не может. Это внутренний покой, это радость, это свет, это любовь ко всему миру, это такое состояние, которое меняет всю жизнь человека.

Может ли это быть проявлением какого-то искушения? Дело в том, что, конечно, могут быть разные искушения, в том числе и вот эти духовные состояния, о которых человек сказал. Вы знаете, я бы про состояние прелести поостерегся вот так просто говорить. Был такой схиигумен Савва в Псково-Печерском монастыре, он говорил так: «Сказать другому человеку "ты в прелести" – это хула на Святого Духа». И как это вообще можно определить? Ведь только Господь знает это состояние.  Я думаю, если возникают какие-то сомнения, когда об этом говорят даже очень авторитетные люди, нужно оставаться именно наедине с собой. Причащайтесь регулярно и просите Бога, чтобы Он Вам открыл, что это было: духовное отрицательное состояние, или заболевание (например, психическое, которое может также отчасти проявляться в подобном виде), или все-таки Ваша встреча с Богом.

Конечно, тот спад, который был после этого, больше всего говорит о некоем психосоматическом состоянии, некоей циклотимии, циклических сменах настроения: подъем, потом спад за счет сильного истощения. Но была ли встреча с Богом – только Вы можете сами это почувствовать. И когда причащаетесь, пробуйте сопоставлять, та ли радость появляется, которая была? Просите Бога открыть это перед Чашей, и Он Вам  покажет.

Но я бы дал такой совет: когда человеку плохо, никогда не надо оставаться наедине с этим, надо этим обязательно делиться, чтобы это плохое ушло. А когда происходят встречи и благодать, то лучше помалкивать об этом и хранить это все-таки внутри, более закрыто. Потому что когда Вы будете это рассказывать людям, которые не имеют подобного духовного опыта, это может вызвать у них смущение, искушения, неправильную оценку. Я не берусь оценивать такое состояние, но Господь точно знает, была эта встреча или нет. Если Вам было хорошо в этот период – Вы двигались в правильном направлении. Однако если после этого стало плохо – что-то произошло не так.

– Вопрос телезрителя из Санкт-Петербурга: «Жизнь прожить – не поле перейти; она полна скорбей, переживаний, утрат. Но хочу спросить: нас ждет двадцать мытарств, через которые мы должны пройти, и как все-таки к ним подготовиться, чтобы дать отчет на суде и пройти эти мытарства? Судя по книге, которая написана про Феодору, это крайне сложно. Второй вопрос: подскажите, пожалуйста, насколько важно и нужно обязательно на каждой службе поминать усопших? Насколько нам это нужно? Или все-таки это лучше им, если мы поминаем своих родственников или каких-то друзей, которые уже ушли в загробный мир?»

– Я начну с усопших, вопрос очень важный. Еще раз говорю: огромно значение литургии в поминании усопших. Это надо в первую очередь им, но не в меньшей степени и нам. Потому что если наши усопшие предки будут в раю, то и нам от этого будет хорошо. И когда они будут во тьме внешней, в бездне находиться, в геенне огненной, мы так или иначе косвенно будем чувствовать это тоже. Поэтому это надо и им, и нам.

Иногда усопшие люди приходят во сне, и человек даже не знает, что делать. Обязательно сразу же подать на поминовение и как можно больше о них молиться. Лучше их поминать вообще всегда, это очень важно. Даже можно в домашней молитве их поминать тоже регулярно. То есть это очень важно, это устанавливает особый духовный мост. Это крайне важно для них и для нас. Потому что если они находятся в геенне огненной, они не могут за себя помолиться; мы единственные, кто может им в этом помочь. Потому что мы живем во времена Первого Пришествия Христа, любящего Отца. И именно в этот период мы можем им оказать огромную помощь, а в ветхозаветное время эту помощь люди не могли оказать. В этом огромная разница, и надо использовать по максимуму эту возможность.

Что касается того, что трудно спастись… Понимаете, в чем дело? Слово «трудно» неправильно выбрано; думаю, невозможно вообще. Но невозможное для людей возможно для Бога. Никакие наши дела, никакие наши подвиги, никакая наша благочестивая жизнь не приведут нас к спасению. Но к спасению приведет то, о чем сказал Господь: «Ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам».

То есть главная задача должна быть: навигатор души наводим на Царствие Небесное. И как тот разбойник, распятый на кресте, в смертный час говорим: «Господи, помяни меня во Царствии Своем». То есть мы спасаемся в этом мире, уподобляясь благоразумному разбойнику. Тогда наверняка спасемся. Если же не уподобимся таковому, а скажем: «Навряд ли мы вообще спасемся», – Господь не сможет нас спасти, потому что насильно нельзя взять человека в Царствие Небесное.

Но если мы правильно наведем навигатор души на Царствие Небесное, то в этом мире  окажемся в Царстве Божием и будем жить как у Христа за пазухой. Вот именно в этом мире мы окажемся уже во внутреннем благодатном свете – и у нас будет отчасти восстановлено видение райского сада. Это то, о чем нам постоянно говорили святые, о чем постоянно говорил преподобный Серафим Саровский: «Спасись сам – и тысячи возле тебя спасутся».

И еще очень важный вопрос. Конечно, нужно спасать в первую очередь себя, потому что у нас нередко так бывает, что наши современные православные христиане во многом не ощущают Бога как новозаветного любящего Отца, а больше ощущают как ветхозаветного праведного Судию. Он будет праведным Судией при Втором Пришествии, но мы пока живем при Первом Пришествии. И они, находясь сами в мрачном расположении духа, в состоянии полной греховности, немощности и невозможности спасения, пытаются ко Христу кого-то приводить; например, своих родственников. А дети, глядя на таких родителей, говорят: «А мы не хотим быть такими, как вы, мы не хотим жить так, как вы живете, мы не знаем, какому Богу вы поклоняетесь, но что-то нам не нравится в вас самих».

Почему же мы не светимся особым духовным светом? Именно спасись сам – и тысячи вокруг тебя спасутся. Чтобы, глядя на нас, люди говорили: «Хотел бы я быть православным христианином. Ну да, конечно, они встретились с Богом, они живут в мире чудес, у них все получается, Бог во всем им помогает, потому что они православные христиане». Это когда мы действительно поклоняемся Богу – любящему Отцу, когда ветер радости наполняет наши души.

Но нередко бывает так, что мы уходим от Бога, уходим в противоположную сторону от Царства Небесного, направляем навигатор души, сами того не зная, в сторону адской бездны. Нам становится все хуже и хуже, мы утопаем в болоте греха, блуждаем в заколдованных лесах, попадаем в темные пещеры и говорим: «Поделом нам, по грехам, Бог попустил. Конечно, Он нам это все попустил, мы это заслужили, так нам и надо, мы великие грешники». А может быть, этот крест мы сами себе создали, потому что мы живем по судьбе? Посеешь поступок – пожнешь привычку; плохие поступки дают плохие привычки, плохие привычки дают плохой характер, а плохой характер дает судьбу.

На самом деле современный крест многих людей, когда говорят «жизнь прожить – не поле перейти», – нередко результат полного своеволия и полного непонимания Бога и ухода в другую сторону. Как совместить это с жизнью у Христа за пазухой? А кто мешает жить как у Христа за пазухой? Для этого надо совершить, я бы сказал, духовный подвиг. Однажды осознав, что ты находишься в болоте, сказать: «Господи, забери Ты свободу моей воли и штурвал моей судьбы в Свои руки, я больше не хочу жить по своей воле, я хочу жить, Господи, по Твоему Промыслу».

И вот тогда окажется, что будет восстанавливаться видение райского сада – и закроется темный портал души. Часть той самой широкой души русского человека, где вмещается и Бог, и сатана, по слову Федора Михайловича Достоевского, сузится до одного Бога. Надо закрыть темный портал, отдать штурвал своей судьбы в Божьи руки, просить: «Господи, дай мне радость жить по Твоему Промыслу». Это не значит, что исчезнут все искушения и трудности. Нет. Человека будут сжимать, он, может быть, даже внешне будет чувствовать себя не очень просто: как та подводная лодка, которая погружается на большие глубины – и от давления воды трещит ее корпус. Но в душе у него будет тишина и покой. Ибо сказано: …иго Мое благо, и бремя Мое легко.  И сказано: Придите ко Мне все труждающиеся и обремененные, и Я успокою вас.

Если мы, труждающиеся и обремененные, движемся к Богу, но не успокаиваемся, то куда мы движемся? Может быть, мы движемся в сторону адской бездны, к адскому порталу? В этом, наверное, вся проблема. И происходит это только лишь по одной причине: Господь ведь именно в Новом Завете восстанавливает духовную сущность христианства. Он так и сказал, что Новый Завет – это Тело и Кровь Его, непрестанное причастие: «Сие есть Тело Мое, сие есть Кровь Моя Нового Завета». Именно потому, что мы не выполняем главную духовную заповедь Бога, не причащаемся регулярно, мы попадаем вот в эти болота и дебри.

– К нам поступил вопрос через группу «ВКонтакте» (может быть, он житейский, сугубо практический): как справиться с ревностью? Батюшка, как Вы считаете? Вопрос от лица женщины.

– Я бы так сказал: не только с ревностью, но и с другими духовными немощами человеку справиться абсолютно невозможно. Потому что любая попытка преодолеть некое зло – это включение в духовную борьбу. А встреча с Богом подразумевает отдание своей воли в Божьи руки. Это сатана с Богом борется, а поле битвы – сердца людей. Бог не борется с сатаной. Если Господь явится во всей силе Своей Божественной любви, весь мир зла просто сгорит в этой любви, от него ничего не останется. То есть невольно, борясь с чем-то, мы фиксируемся на этой проблеме, и от этого проблема усиливается, она становится только больше.

Абсолютно невозможно справиться с ревностью, потому что это состояние, которое очень мучает человека; состояние, которое, возможно, ему даже передалось генетически, по наследству. Такое тоже может быть в данном случае. Здесь только обращение к Богу за помощью, чтобы Он помог это преодолеть.

Но можно ли сказать, что ревность к какому-то человеку есть высшее проявление недоверия к Богу? Ведь если мы доверяем Богу, то мы понимаем: если мы какому-то человеку доверяем, то мы ему доверяем. Если он захочет нас обмануть, он нас все равно обманет, мы никогда этого не узнаем. Но подозрение в обмане, которого нет, практически лишает нас возможности встречи с Богом. Потому что тем самым мы проявляем Ему недоверие. Мы говорим: «Господи, я Тебе доверяю, но все-таки я его проконтролирую, потому что он, наверное, меня обманывает». То есть практически, если нет доверия к Богу, то нет и верности Его заповедям. То есть в таком состоянии, как ревность, вот этот корабль, который движется курсом на Царство Небесное, садится на подводный риф и получает страшнейшую течь. Только Господь может снять его с этого рифа и заделать  пробоину.

– Вопрос телезрительницы из Москвы: «Только что батюшка говорил про притчу о блудном сыне. Как же прийти к Отцу, чтобы Он меня принял как блудную дочь? И почувствовать, что Он тебя принял… Мне так хочется, чтобы Он меня принял, я даже хуже этого блудного сына. Я только надеюсь, что Он меня примет. Правильно ли я делаю, что очень-очень надеюсь? И еще в Евангелии Петр спросил: "Господи, а кто же тогда спасется?" И Господь Иисус Христос говорит: "Невозможное человекам возможно Богу". Как это понять?»

– Отчасти уже этот ответ был в сегодняшней передаче: невозможное человеку возможно Богу. Я говорил о том, что никакими нашими добрыми делами спастись абсолютно невозможно, что бы мы ни делали. Надо говорить именно как разбойник: помяни меня, Господи, во Царствии Своем. Я хочу сказать, что для спасения необходимо иметь некое дерзновение и понимание того, что спасаемся мы по любви Божией. Но мы должны этого искать прежде всего, выполнить то, о чем сказал Господь: ищите прежде Царствия Небесного и правды его, а все остальное приложится вам.

Как прийти к Богу? К Богу мы приходим, когда идем к Причастной Чаше, на таинство Святого Причастия. У нас многие действительно благочестивые православные люди любят обязательно совершать паломничества по святым местам и выстаивают длинные очереди к святым мощам. Это все очень хорошо, благочестиво и правильно, но когда к Чаше с Телом и Кровью Христа, к Богу не стоят такие очереди, то в этом есть что-то неправильное. У нас нет приоритета ценностей, у нас нет этого понимания.

А у многих людей есть такое понимание: «Ну как же встретиться с Богом, как же можно причаститься? Надо сначала стать святым, надо сначала стать безгрешным, а потом прийти ко Христу». Но помните, что Причастие – это исцеление грешников, а не награда праведников. И вот перед Причастной Чашей, когда Вы придете, Вы так и говорите: «Господи, прости меня! Прости, как блудного сына, прости, прости, прости. Прогневал небо и Тебя, не достоин я называться сыном (не достойна называться дочерью), но хотя бы наемником возьми». И увидите, как обнимет Вас Господь; Вы почувствуете это прощение, почувствуете ту тишину, ту благодать, тот мир, ту любовь, которые возникнут в Вашей душе. Приходите с сокрушенным сердцем, благодарностью и радостью. Да, мы грешные, но Господь-то любящий, и Его любовь многократно перекрывает все наши грехи.

А лукавый говорит: «Ты такой грешник! Тебе там нечего делать, не приближайся к Чаше, ты что? Стань сначала святым». Как если бы некий тяжелобольной пришел в лечебницу (лечебница – это церковь), а в приемном отделении больницы ему бы сказали: «Слушай, у тебя такое состояние здоровья! Ты вообще сначала приведи себя в порядок, вылечись, а потом приходи в нашу больницу, ты же здесь можешь умереть. Ты что? Нет, мы таких не принимаем, в нашей больнице лечатся только здоровые люди». Вот так у нас получается. Если бы такое произошло в медицинской практике, наверно, эти врачи, которые так приняли больного, были бы серьезно наказаны, вплоть до запрещения работать. Поэтому помните: чем больше грехов, тем надо более приближаться к Богу и просить Его помочь любить Его. Потому что чем больше мы болеем, тем больше Он нас любит, как любые любящие родители любят больше больных детей. Я думаю, это очень важно.

И вот мытарства Феодоры… все думают о грехах. Вы думайте о благодати, Господь все управит. Положитесь на Него, не ломайте над этим голову. Умрем – узнаем, как все будет. Но говорите: «Господи, я очень хочу, очень хочу в Царство Небесное». Как разбойник: «Помяни меня, Господи, во Царствии Своем». Как Вы думаете, был ли этот разбойник на мытарствах? Я отвечу: конечно, нет. Бог же ему сказал: нынче же будешь со Мною в раю. Скажут: но он же был рядом с Богом! А Причастие? Причастная Чаша – это не то же самое? Ядый Мою Плоть, пияй Мою Кровь во Мне прибывает, и Аз в нем. То есть Бог еще и внутри нас пребывает. Для разбойника Он был внешним, рядом с ним, а здесь – внутри нас. Вы представляете, насколько таинство Причастия является мощным и действенным средством!

Феодора, вероятно, имела такое духовное видение от людей, которые действительно не причащались по каким-то причинам. Думаю, мы будем больше на разбойника ориентироваться. Мне как-то это внутреннее и проще; во-первых, потому, что все мы так или иначе духовные разбойники, вольно или невольно. И все мы грешные люди, но мы в радости пребываем, потому что Господь у нас любящий Отец. Это же ветер радости, и мы надеемся на чудо.

Знаете, в квантовой физике есть закон бифуркации. Все законы природы работают до точки бифуркации, а когда наука доходит до этой точки – все летит вверх тормашками. Считалась незыблемой константой скорость света. В прошлом году китайцы провели особый эксперимент, в котором в сто миллионов раз преодолевается скорость света. Они встретились с бифуркаций. Когда мы встречаемся с Богом, мы попадаем в совершенно другие духовные состояния, и все грехи, все бесы, все темные порталы рушатся. Божественная любовь, Божественный свет все растворяет, все поглощает в одном случае: если мы будем прежде искать Царствия Небесного и правды его. Все же остальное приложится нам.

– Вопрос телезрительницы из Тюменской области: «Батюшка объяснял, что радостью не надо делиться; и не надо пребывать в одиночестве, когда череда несчастий. Я хотела бы задать ему вопрос. Я сейчас нахожусь в таком состоянии, что называю себя “узником одиночества”. У меня покойная мама говорила: что нашел – молчи, потерял – молчи. А вот делиться тем, что волнует, или какими-то своими переживаниями надо. Я живу одна, у меня два года назад была стрессовая ситуация; я до сих пор в ней нахожусь, не могу никак с этим справиться. Случилось несчастье, у нас дети погибли в округе, десять человек, в том автобусе была моя внучка, которую я растила до 5 лет. Мы ее вымолили, она жива, но сейчас она инвалид; ей 12 лет.

Я просто хочу о верующих сказать. Те, кто меня знает уже не один десяток лет,  какое-то равнодушие проявляют. И вот сейчас у меня такая ситуация с детьми: можно сказать, блудная дочь и блудный сын. Они с меня по миллиону требуют за свои доли в квартире. Наши верующие знают об этом, потому что я человек прямолинейный и открытый; я не могу все это переживать, тем более что у меня были две операции на сердце, стоит кардиостимулятор. Я как в замкнутом пространстве, никто не звонит, даже не интересуется, жива я или нет. О детях я вообще уже ничего не говорю, Бог им судья. Моя задача только молиться. И дал бы мне Господь пожить немножечко для того, чтобы, может быть, хоть как-то их продвинуть к Богу.

А знакомые верующие, которые меня знают много лет, – все как будто залегли на дно. Меня вот это возмущает. Я звоню сама одной, другой: «В чем дело? Я не могу понять. Если я в чем-то не права, скажите мне, люди, об этом напрямую, в лицо, чтобы я не переживала, подумала и, может быть, исправилась». Никто из тех женщин, которые глубоко верующие и ездят по святым местам (знаем друг друга уже лет тридцать), ничего мне не сказал; наверное, боятся…»

– Я это воспринимаю как крик души, как исповедь. Скажу следующее: мы в нашем храме будем за Вас обязательно молиться. И мы верим в то, что все у Вас поменяется. Но Ваша ошибка в том, что Вы, в общем-то, невольно обиделись на Бога. Не прямо, косвенно, а через вот этих людей. Все-таки надо приходить ко Христу на таинство Святого Причастия, принимать Тело и Кровь Христа и просить Бога, чтобы ветер радости наполнил Вашу душу. Он обязательно к Вам придет.

Да, тяжелые испытания, но очень важно, конечно, все-таки не отойти от этого. Все трудности могут приблизить к Богу, а могут удалить от Бога. Вы немножко удалились. И дело не в людях. Вы говорите: я человек одинокий. Но не может быть православный человек одиноким. У него есть с одной стороны ангел-хранитель, а с другой стороны – демон-искуситель. Какая ни есть, а компания, всегда на троих можно сообразить. А поэтому будем за Вас молиться, чтобы ветер радости Господь наполнил Вашу душу.

– Вы уже говорили о точках бифуркации. Хотелось бы еще задать Вам вопрос о симметрии. Я знаю, что Вы разрабатываете эту богословскую тему.

– Дело в том, что все современные научные открытия, в том числе квантовой физики, показывают, что основной закон Вселенной – это симметрия Божественной любви. Вся Вселенная абсолютно симметрична. Что это значит? Вот ученые находят частицу, значит, обязательно есть античастица. Ее долго ищут, потом находят. И во Вселенной абсолютно полная гармония. Именно закон симметрии помогает ученым совершать величайшие открытия.

Я Вам рассказал о том, что китайцы получили скорость, в сто миллионов раз превышающую скорость света. И физики сейчас находятся в довольно-таки шоковом состоянии в связи с этим. Считалось, что нет скорости выше скорости света.

Они взяли одну частицу на орбите вокруг Земли, а другую античастицу на Земле. И при изменении частицы  изменялась античастица. Скорость, большая в сто миллионов раз, – это бесконечность на самом деле. Ученые посчитали, что количество атомов в нашей Вселенной – десять в 80-й степени. А число десять в сотой степени обозначает бесконечность. Эта цифра (десять в сотой степени) называется google (google – это бесконечность). И с точки зрения современной квантовой физики сейчас экспериментально открыли десять измерений, причем шесть измерений свернуты в четырех. Это самые последние астрофизические открытия квантовой физики в 2016–2017 годах. И, конечно, с точки зрения симметрии темная сила всегда работает под симметрию.

Я говорил о том, что некоторые люди используют ветхозаветное понимание Бога. Вот это – асимметрия. Симметрия – это любовь, асимметрия – это болезнь. Ад не симметричен Богу, зло не симметрично добру, сатана не симметричен Богу, он находится за пределами симметричной Вселенной Божественной любви, во тьме внешней, где плач и скрежет зубов. И зло постоянно пытается предстать в виде некоей симметрии. Нет, это асимметрия, это как ржавчина на металле, как червяк в яблоке, как болезнь в человеке, это духовные заболевания.

И помнить надо следующее: все зло в этом мире проходит через людей. Как сказал святитель Иоанн Златоуст в своей молитве: «Избави меня, Господи, от человек некоторых и бесов и всякой иной непотребной вещи». «Человек некоторый» выше бесов; человек открывает портал своей души в мир зла, и через этот портал бесы насыщают наш мир. Но человек открывает и портал в рай. Надо закрыть темный портал и стать абсолютным генератором Божественной любви.

– Спаси Господи! Еще хотелось бы задать Вам вопрос об уже наступившем Рождественском посте. Как Вы считаете, как наполнить его радостью?

– Я думаю, что по возможности, конечно, задача любого поста – как можно меньше «вкушать» своих ближних. «В годину смуты и разврата не осудите, братья, брата». Старайтесь максимально причащаться – насколько возможно. Но раз в неделю как минимум. Если возможно, то чаще. Вот это – самая главная задача. И вы почувствуете, что пост – это самое радостное, самое светлое время, когда ветер радости Господь наполняет души людей. И помните: все зло временно. У зла есть время появления и время исчезновения. В конечном счете оно обязательно исчезнет. Когда явится Господь в Своей симметрии Божественной любви, вся асимметрия зла исчезнет. И в этом отношении духи злобы поднебесной пребывают в постоянном неврозе, они обкладывают человека ловушками. И вот наступает бифуркация – встреча с Богом, встреча с непредсказуемым. И все планы темной силы обрушиваются.

Поэтому, главное, помните: нам никто не страшен, когда с нами Господь. И самое главное в этом посту – постарайтесь, чтобы каждый из нас стал генератором Божественной любви, чтобы, глядя на нас, все люди говорили: конечно, это православные люди, им помогает Сам Господь.

Ведущий Михаил Кудрявцев, священник

Записала Елена Кузоро

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

На вопросы телезрителей отвечает настоятель двух петербургских храмов в поселке Рыбацком - церкви Рождества Пресвятой Богородицы и храма-часовни Покрова Пресвятой Богородицы - протоиерей Алексий Скляров. Тема беседы: «Испытания, посылаемые человеку».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы