Беседы с батюшкой. Великопостного делания

17 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Артемий Владимиров, старший священник и духовник Алексеевского ставропигиального женского монастыря. Передача из Москвы.

 

- Великий пост продолжается. Наверное, большая часть наших телезрителей постятся, совершают это великопостное делание. Каковы основные моменты Великого поста и для чего мы постимся?

- Мы постимся, потому что это делание, это поприще заповедано нам Самим Христом Искупителем. Все, что Господь ни говорит, прежде исполнив, своей целью имеет просвещение человека, возрастание благодати Святого Духа в нем. Пост побуждает нас внимательнее, глубже, сердечнее, искреннее молиться, ходить пред лицом Небесного Отца. Достигается это памятование о Боге, эта устремленность к Нему и ума и сердца через известный постный устав, ограничение себя в жирной, тяжелой пище, которая употребляемая в избытке, приводит к пословице «Сытое брюхо к учению глухо». Напротив, внешнее посильное воздержание, сообразованное с возможностями здоровья человека, своим последствием имеет раскрытие ума и сердца, как лепестков, устремленность к Богу, определенную легкость души. Внешняя узда поста – вспомогательная. Существо поста в том, чтобы сохранять сердце от зла: злых помыслов, ощущений, мыслей, и лампадку молитвы, которая теплится в глубинах нашего бессмертного духа, так сохранять, чтобы никакой вихрь враждебный, никакая страсть раздражительности, обидчивости, гордости, суетности, не погасили этот священный огонек.

- В последнее время можно все чаще услышать, что гастрономическая составляющая поста (ограничения в пище) – это не главное, а главным во время поста является стяжание добродетелей, молитвы, делание добрых дел. Получается, не стоит уделять большое внимание гастрономической составляющей поста?

- В жизни вообще, а в духовной, в частности, мелочей не бывает. Если бы мы беседовали как два бесплотных ангела на райской лужайке, безусловно, не было бы большого интереса в обсуждении того, как и сколько вкушать в течение дня, ведь ангелы питаются непосредственно Божией благодатью. Так как у людей душа находится в теле и проявляет себя через тело, у нас существуют не только духовные потребности, но и те, которые обусловлены нашим пребыванием на земле, мы должны восполнять силы, ушедшие за день, расточенные на земные труды, поэтому все в посте важно. История грехопадения началась с вкушения запретного плода, сорванного не вовремя, против воли Бога употребленного, что привело к величайшей драме человечества. Постом, говорят святые отцы, мы возвращаемся в рай: себя в чем-то ограничивая, вспоминаем Того, Кто положил нам это ограничение, и понимаем, что Духом Святым преимущественно питается человеческая душа. Соответственно, утеснение себя в земном приводит к тому, что мы начинаем желать, алкать и жаждать покаяния, как очищения нашего сердца, и причащения Святых Таин, как венца всех желаний, вселения в нас Христа Искупителя. Поэтому две составляющие – телесная и духовная - неразрывно друг с другом связаны.

- Почему Великий пост такой продолжительный?

- Вся наша жизнь связана с вехами евангельской истории. Если Сам Спаситель, установив необходимость поста для нашей немощной природы, постился сорок дней, думается, что эта Четыредесятница была избрана Соборным разумом Церкви, дабы осветить примером Господа наше постническое делание.

- Вопрос телезрительницы из г. Челябинска: «Читаю в Ветхом Завете следующие строки: «Только строго соблюдай, чтобы не есть крови, потому что кровь есть душа; не ешь души вместе с мясом». Объясните, как связана кровь и душа?».

- Это известное ветхозаветное постановление, которое блюли еще до пророка Моисея. После всемирного потопа, когда Ной с семейством благополучно высадился на горе Арарат, была принесена первая жертва, и был установлен Завет Божий со спасенными людьми. Ною было разрешено вкушать пищу животного происхождения. Однако Господь Бог Человеколюбец всегда приучал людей миловать и сострадать друг другу, именно поэтому к крови животных еще с Ветхого Завета было выработано особенное расположение: благоговейное невкушение крови животных, ибо с кровью соединена тайна биологической жизни неразумного животного.

Для чего выдерживается это постановление поныне: чтобы человек имел страх; чтобы он, зная о духе жизни, сопряженном с циркуляцией крови, не проливал кровь человеческую по греховным мотивам зависти, мести также легко, как воду. Именно об этом говорит святой Иоанн Златоуст.

Желая укротить древних иудеев, которые были импульсивны, несдержанны и воспламенялись злобою, и внушить им благоговение перед человеческой кровью, с которой связана жизнь человека – существа бессмертного по душе - через Моисеев закон действовал и действует запрет в отношении употребления пищи животного происхождения. Потому такое соблазнительное блюда, как, например, кровяная колбаса неприемлемо для христианина.

- Многие считают, что пост – это свод запретов. Так ли это?

- Без запретов невозможно воспитать даже ребенка. Разумные запреты есть путь к обретению нравственной свободы. Меня моя бабушка, которая была дворянского воспитания, в детстве учила: «Не дай вам Бог до обеда съесть конфету». Я до сих пор руководствуюсь этим разумным запретом, что помогает мне сохранить аппетит перед дневной трапезой.

Очевидно, что заповеди Ветхого Завета: не убивай, не укради, не прелюбодействуй, ограничивая человека в совершении зла, ведут нашу душу к чему-то созидательному.
«Аз есмь Господь Бог твой, да не будут у тебя иных богов разве кроме Меня; Возлюби Господа Бога твоего всею душою твоею, всем умом, крепостию, помышлением».

Таким образом, когда мы что-то отодвигаем от себя в земной и бытовой жизни, это помогает нашей душе, которая напоминает собою огонек, устремляться к небесам. Так возрастает наш духовный аппетит. Пост называется весною покаяния: временем, когда расцветают в человеческой душе цветы, когда человек становится восприимчив для духовных впечатлений, когда его осеняют невидимо мир, радость, легкость, благодарность, когда он расправляет крылья за спиной. Таким образом, это очень богомудрое соединение: запреты в малом и разрешение во многом. Господь хочет, чтобы мы питались Им, жили Им, дышали Им. Божественная благодать для нас есть свет, воздух, хлеб, пища, питие. Так алкать благодати Божией, как жаждущий человек стремится к воде, - вот внутренняя цель поста.

- Что можно делать во время поста, а чего – нельзя?

- Все, что связано с прославлением имени Божиего; все, что связано с человеколюбием - благословенно. Наш девиз: с молитвой к Богу, с любовью к людям.
Все, что сопряжено с потерей Божественной благодати, что умаляет, отнимает от чистоты нашего сердца – худо. Поэтому у каждого пусть будет свой барометр. Смотреть передачу «Беседы с батюшкой» - хорошо, смотреть беседу с киллером – ужасно и недопустимо.

- Вопрос телезрителя из г. Санкт-Петербурга: «Как молодому человеку научиться соблюдать пост: очень много искушений, к примеру, употребление алкоголя. Что нужно делать – читать молитвы или избегать на время поста знакомых? Не совсем получается соблюсти пост».

- Думается, что Вы уже на правильном пути, потому что, чувствуя свою слабость, уступая не совсем правильным предложениям, поневоле сокрушаетесь душой. Вы приходите в сознание своей немощи, начинаете чувствовать, что без Божией помощи Вам не удается выполнить требования совести - это начало смирения. Человек самоуверенный чужд поддержки свыше. Тот, кто опытно убеждается в том, что он слаб, хромает, спотыкается ежедневно, чувствует нужду в посохе, поводыре, и значит, внутренне обращается к Богу, Который нас видит, слышит и любит.

Душа поста, смысл поста заключаются в том, чтобы на всякое время и во всяком месте внутренне обращаться к Спасителю Иисусу Христу. Поверьте, никакая земная суета, никакое окружение не препятствует молодому человеку внутренне призывать со вниманием и благоговением имя Христово, оно и будет освящением всего круга нашего бытия: «Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешного». Внутренняя молитва, обращение к Христу, к Богородице – это обоюдоострый меч, вынув который из ножен, мы сможем всегда отразить атаку лукавого духа.

Что касается горячительных напитков: кто чем увлекается, тот тем и искушается. Даже в субботние и воскресные дни Великого поста допускается вкушение виноградного вина, если это полезно для Вашего организма.

Апостол Павел говорил: дурные сообщества развращают благие нравы. Нужно быть избирательным в общении: если в круг Вашего общения входят люди, оскверняющие уста матерной бранью, пост получается, как сапоги всмятку. Если круг Ваших знакомых составят маргинальные личности, трудно говорить о сохранении сердечной чистоты. Для меня большая честь протянуть руку дружбы молодому человеку, размышляющему о том, как, живя в шумном городе, пройти дорогою поста к Христовой Пасхе.

Помоги Вам, Господи! У Вас все получится с Божией помощью.

- Афонский устав предписывает в пост вкушение пищи один раз в день. Мирянам необходимо так строго поститься?

- Относительно мирян хотел бы вспомнить вековую мудрость нашего народа: не человек для поста, а пост для человека. Пост должен делать нас здоровыми, а не больными. Церковный устав, принятый нашей Церковью, достаточно строг. Однако, не всякому посильно буквальное выполнение его предписаний. Вот почему в наш век, когда экология оставляет желать лучшего, и здоровой натуральной пище пробиться не так легко, каждый пусть будет Доктором Айболитом для самого себя и поймет, каков для него режим питания. Хорошо сказал преподобный Серафим: «Не мудро делают те, кто хорошо постятся до вечера, а затем не могут сдержаться и отягощают себя пищей. Лучше вкушать чаще, но понемногу».

Самое главное, воспринимать пищу как лекарство, благоговеть перед нею, как перед даром Божиим, освящать любую трапезу тайной или явной молитвою, благодарить Господа Бога и понимать, что мы живем не для того, чтобы есть, а едим, для того, чтобы жить. И набравшись сил, идти тропою бескорыстной любви. Как писал Владимир Владимирович Маяковский: «Светить всегда, светить везде… Вот лозунг мой - и солнца!».

- Вопрос телезрительницы: «Есть ли смысл в чтении молитвы, если не понимаю ее смысла?»

- В молитвах нужно доискиваться, докапываться до самой сути. Молитва имеет своим корнем мольбу. Мольба – это живой диалог, это обращение ребенка к отцу, сына – к родителю. Молитва должна исходить из глубины сердца, составлять самую насущную потребность души. Человек должен знать, чего он просит, к кому обращается. Молиться можно и должно своими словами. Ничто нам не препятствует с раннего утра до позднего вечера внутри себя по-детски звать: «Господи, помоги, укрепи, прости, убереги. Господи, дай мне силы совершить то или иное дело. Господи, не остави меня без помощи Твоей. Слава Тебе, Господи! Благодарю Тебя, Господи, Боже мой, милость Твоя да будет со мною».

Сейчас много молитвословов издается с параллельным русским текстом. Нужно родной церковнославянский язык изучать, постигать, и откроются все красоты и сокровища Церковного Предания. Бог Вам в помощь! Я желаю Вам разуметь каждое слово молитвы, которую Вы обращаете к Богу.

Псалмы Псалтири не всегда прозрачны для постижения смысла, но на них есть толкования. Мудрый священник сказал: «Ты не все понимаешь в оттенках смысла при чтении Псалтири, а бесы боятся и бегут прочь при звуках священной Псалтири».

- В дни Великого поста в храмах часто произносится молитва Ефрема Сирина. Расскажите, что это за молитва и к чему она призывает?

- Эта молитва была любима не только отцами-пустынниками и непорочными женами, но и великим поэтом России Александром Сергеевичем Пушкиным, творчески переложившим молитву преподобного Ефрема Сирина на поэтический лад. Святого Ефрема Сирина называли ласточкой церковной. Живя в раннем средневековье, он был исполнен духовной премудрости, его сердце познало благодатный плач, он имел дар слез, ходил перед лицом Господа, как Адам в раю. Ему принадлежат и многие другие молитвы.

Молитва, которую мы часто произносим в «дни печальные Великого поста», имеет своей целью осуществить то, ради чего мы постимся – очистить сердце от празднословия, любоначалия, властности, амбициозности, от нецеломудренных помыслов, от гордостного самоутверждения. И напротив, обручить душу начаткам Христовых добродетелей: смирения, братолюбия, кротости, благодарения. Потому достаточно часто на богослужениях эта молитва повторяется с поклонами земными и поясными.

Когда мы, взяв корзину, заполненную илом или землею, начинаем регулярно промывать ее ключевой водой, мало-помалу через отверстия в корзине уходит прах, нечистота - и вот уж перед нами чистая тара. Таково и наше сердце. Если мы постоянно промываем душу словами «Господи и Владыко живота моего! Дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми, дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви даруй ми, рабу Твоему», Бог Своею благодатью очищает наше сердце. И тогда, как писал Михаил Юрьевич Лермонтов «И верится, и плачется, и так легко, легко».

- Если эта молитва является руководством к нашему христианскому деланию, то почему ее не читают в храмах ежедневно? Почему она не включена в обиход православного христианина?

- Всякая молитва есть обращение к Всесвятому Богу, и всякая молитва таит в себе то, о чем мы говорим. Молитва пред началом всякого дела, обращенная к Святому Духу, завершается словами «прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны, и спаси, Блаже, души наша». А скверны – это дух гордости, обидчивости, гадкие мысли, которые человек может удерживать, а может выталкивать из сферы своего сознания.

Молитва Господня, которая считается столпом всех прочих молитв, заканчивается словами «и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого». Значит, всякая нечестность, лукавство, заискивания, лесть – все это истребляется из недр человеческой души, если мы просим Господа защитить нас от лукавого духа.

Таким образом, в нашей Церкви множество молитв, которые чередуются: одни мажорные, другие проникнуты духом покаяния. Немощному ребенку нужно всегда менять занятия. Некая монотонность, однообразие могут человека утомить. Соответственно, Церковь, как наша мать, постоянно меняет эти регистры.

В дни Великого поста интонация богослужений, постовые мелодии минорные, протяжные, они напоминают реку, медленно движущуюся, которая увлекает душу и влечет в море богопознания.

На Пасху песнопения и приветствия наполнят душу динамикой, радостью. Бог нас очень любит и, как малых детей, ведет по поприщу спасительному, приноравливаясь к ограниченности нашей человеческой природы.

- Вопросы телезрителя из г. Москвы: «Можно ли совершать пост по времени, вкушая пищу в определенные часы? Можно ли мирянам в Страстную пятницу вкушать пищу?»

- Устав не разделяет между монашествующими или мирянами. Но есть немощь человеческая: у каждого человека свои возможности. К примеру, для болящего человека с предъязвенным состоянием речь о строгом посте идти не может, можно серьезно надорвать шаткое здоровье. Нужна рассудительность.

Каждый должен выбрать для себя тот образ поста, который поможет быть бодрым, веселым, жизнерадостным, сильным и крепким к исполнению стоящих перед ним задач.

По поводу Великой Пятницы в Уставе написано: немощные после прикладывания к плащанице, да вкушают хлеб и воду. Так было в древние столетия. Смотрите сейчас: кому - что.

Главное, себя всегда укорить, признать свою немощь и слабость, от чего раскрывается в душе благоуханный цветок смирения. А смиренным Бог дает благодать.

Некоторые священнослужители дезориентируют людей, говоря, что пост не для мирян. Пост – дело святое: Устав не нами составлен, Дух Святой освятил эти правила. Но если мы не можем им соответствовать, нужно просить у Господа, чтобы Он простил нам нашу немощь, потому что мы малые, слабые дети, и не лишил нас благодати Святого Духа. Таким образом, будем смиряться и спасаться, оставаясь благоговейными сынами Церкви.

- Как должны поститься дети, ведь у них растущие организмы, и им необходимо полноценное питание?

- Опыт подсказывает, что в воцерковленных православных семьях родители прекрасно справляются с этой проблемой. Каждая мать, знающая свое дитя, всегда найдет для него составляющую поста. Ограничить ребенка в капризах, не дозволять ему охотиться за вкусненьким -0 уже будет началом поста. Господь терпел и нам велел. Постная пища кажется необыкновенно вкусной - она таковая в действительности, ибо легко усваивается.

Что касается частностей, мама знает, что если у дитя анемия, или требуется кальций, или у ребенка рахит, нужно поддержать его продуктами. Так что это дело любви и рассудительности.

- Вопрос телезрительницы из Удмуртии: «Стараемся держать пост, ходим в храм, но не удается удерживаться от плохих слов, осуждения других, если не на словах, то в мыслях. Как быть?»

- Мы живем среди людей – богоподобных личностей, каждый из которых освящен благодатью Святого Духа. Нам, горожанам, поститься очень легко, гораздо легче, чем пустынникам и отшельникам. Едва лишь ваше сердце отзовется жалостью, милостью, сострадательностью, едва лишь вы начнете общаться с людьми по закону добра и ваши слова послужат им в утешение, вы узнаете, что от ласки бывают веселые глазки, что доброе слово и кошке приятно, и даже цветы реагируют на наше светлое, радостное расположение.

Поэтому чем больше вокруг нас людей, тем лучше. Все просто: будьте солнечным зайчиком, светлячком, распространяйте вокруг себя лучи милости и радости и Вы без внешних подвигов, без всенощных бдений и сухоядений, будете носимы на руках Господа, будете купаться в Божественной любви, потому что, каковы вы с людьми, таков и Бог с вами.

В отношении худых мыслей нужен самоконтроль, внимание: нужно умом внимать своему сердцу и держать меч молитвы «Иисусе Христе, помилуй мя». Когда пришла худая мысль – засеки ее и скажи: «Господи, это не Твое, не от Тебя и не мое; не принимаю». Затем склоните свое произволение в нужную сторону: «Господи, поддержи, отгони худую мысль. Господи, Иисусе Христе, помилуй меня!» Нужно заниматься этим в течение дня, и сердце будет Эдемом сладости, раем Божиим, в котором будут цвести прекрасные цветы нежности, целомудрия, кротости, радости, мира и любви.

- Будничные великопостные богослужения очень разнятся от воскресных Всенощных бдений и Божественной литургии. Многие прихожане посещают только воскресные службы, не имея возможности приходить в храм в будничный день. Можно о таких прихожанах сказать, что они всецело соблюдают Великий пост?

- Если такие люди не подражают Обломову, известному литературному герою, или Емеле, сидевшему день и ночь на печи, а трудятся как пчелки, то для таковых посещение храма – это обетованная земля. Заходя в храм и слыша покаянные песнопения воскресного дня, с человека снисходят коросты суеты, и он превращается в свечу молитвы.

Есть незабываемые богослужения в самом начале Великого поста: четыре вечера подряд совершается чтение Великого покаянного канона Андрея Критского, дивного произведения, раскрывающего перед нами страницы Ветхого Завета. Если не у всех получилось в эти дни посетить храм, то на Пятой неделе Великого поста, в среду вечером будет Великое стояние Марии Египетской, когда за одно вечернее богослужение прослушивается полностью этот Канон. Важно не пропустить эту службу.

Завершается Великий пост Лазаревой субботой: Сам Бог велит в этот день прийти и духовными очами увидеть, как Христос приближается к пещере и громким голосом взывает к мертвецу: «Лазарь, гряди вон!». Мы постигаем, что Господь поистине Всемогущ: Он вдыхает жизнь в четырехдневного мертвеца, а значит, Сам идет на Голгофу не вынужденно, но как Бог Всеблагой и Всемогущий, чтобы отдать жизнь за людей и восприять ее.

Великим постом нужно использовать любую возможность: после работы можно на 5-10 минут зайти в храм, встать, как мытарь евангельский, в неприметном месте и помолиться: «Боже, милостив буди мне грешному». Бывает, что после пятиминутного посещения храма приходят светлые мысли, на душе поселяется мир, появляется жизненная энергия служить ближним любовью и не раздражаться на них. Согласитесь: мал золотник, да дорог.

В конце передачи, я хотел бы воздохнуть о новопреставленном замечательном русском писателе Валентине Распутине – сыне России, который болел за русский мир. Дай Бог ему Царствия Небесного!

Желаю всем не терять внимания к своему сердцу. Соблюдая по мере сил пост, будем стараться с особенной мягкостью, деликатностью и любовью относиться к людям. Как говорил Патриарх Сербский: «Не будем есть друг друга». И тогда пост наш в очах Божиих станет благословенным.

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать