Беседы с батюшкой. Великий пост

3 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает иерей Андрей Алексеев, настоятель храма Святого благоверного великого князя Дмитрия Донского в Северном Бутове. Передача из Москвы.

 

— В минувшее воскресенье было празднование Торжества Православия. В чем состоит это торжество?

— У многих возникает вопрос: где же это торжество? Столько беззаконий вокруг, столько непотребного? Я скажу так: торжество в той традиции Православия, которая сохранена в Церкви до сего дня, которая в себе сочетает много удивительного, проникновенного и истинного. Я уходил около полуночи с исповеди, и Евангелие было мокрым от слез. Разве это не Торжество Православия? Мы в нашем храме впервые служили две Литургии, потому что храм уже не вмещает молящихся. У нас могут войти единовременно максимум 400 человек, и храм при этом набит битком. Раннюю Литургию пел хор прихожан из детей и взрослых, которые готовились, приходили на спевки каждый день, многие из них были уставшие, больные. В воскресный день они пришли к 6 утра распеться. Разве это не Торжество Православия? Мы смотрим на то, что заметно для глаза. Но ведь внутри человека совершается обращение к Богу: поет сердце, радуется душа; в дни поста храмы наполняются людьми, идущими на Великий покаянный канон Андрея Критского, они становятся на колени. Умилительно смотреть на младенцев, но еще более умилительно смотреть на юных, которые осознанно пришли к вере и стоят на коленях, понимая, что они делают. Разве это не Торжество Православия? Мы сегодня рассуждаем о понятиях, которые имеют отношение к сердцу человека.

Сегодня в русской Церкви мы переживаем духовную весну. Возможно, что-то печалит нас, и хотелось бы больше. Но это все не столь значительно, как-то, что пробуждается и идет, постепенно наполняя радостью души людей. Конечно, работы много, немало трудов нужно положить, поскольку столько еще нужно поднимать и внутри себя. Столько порушено, столько территорий нужно еще не только духовно «вспахать», но и «засеять» семенами веры. Но сколько уже сделано! Жить в это время, когда такой деятельный Патриарх, когда такое активное духовенство, люди спешат, бегут в храм — это честь и радость. Сегодня еще нет такого, чтобы опустел весь дом в спальном районе, потому что все в храме. Но немало где зажигаются окошки в раннее время, поднимается с постели человек с молитвой к Богу и торопится на службу. Это уже Торжество Православия. Важно не останавливаться. Все в наших руках. Господь дал нам время, оказал нам милость жить в этой стране, которая хранит традиции Православия. Это огромная честь — жить в России. Это счастье и большая духовная перспектива.

— Вы сказали, что Церковь переживает период весны. Сейчас время Великого поста, который считается временем весны, недаром он попадает на весеннее время. Какие есть разные взгляды на Великий пост?

— Я вспоминаю слова, прочитанные мною у святителя Тихона Задонского. Он пишет о том, что Великий пост — это время борьбы со злом внутри нас. Здесь очень важно честно признать, что в каждом из нас много нехорошего: гордыня, тщеславие, высокомерие, несдержанность, гнев, раздражение. Важно, признавая это, бороться с этим. Великий пост дан для того, чтобы, отодвигая в сторону то, что суетно, постепенно двигаясь в этом направлении, давать возможность Богу возвысить твою душу. По слову святителя Игнатия Брянчанинова, тяжелая пища, от которой мы отказываемся в дни Святой Четыредесятницы, делает тело дебелым, не способным к тому, чтобы душа человека воспарила, поднялась. Это поднятие души должно быть в тех традициях, которые Господь указал в Евангелии, в тех святоотеческих поучениях, которые мы унаследовали. В этих поучениях указан путь, по которому должна идти душа, чтобы не впасть в духовно опасные состояния для того, чтобы постепенно выстраивалась лестница от человека на Небо.
Время поста — возможность увидеть в себе недостатки. Мы имеем предупреждения от тех, кто до нас прошел по этой лестнице. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Пост без молитвы бесплоден, без поста молитва тщетна». Мы должны понуждать себя больше молиться. В эти дни мы приходим чаще в храм, нередко выстаиваем длинные службы. Это нужно, чтобы человек напитался Духом, ощутил в себе иную радость и дорожил ею. Мы служили удивительную службу в минувшую пятницу - Литургию Преждеосвященных Даров. Кто из вас Великим постом не побывает на такой службе, не ощутит вкуса поста. Нужно побывать на этой Литургии, которая служится преимущественно в среду и пятницу. Ощутите ее вкус, почувствуйте этот духовный «запах», поприсутствуйте на этих коленопреклонных молитвах, постойте, войдите в это состояние. Ко мне после службы подошла женщина с житейским вопросом. Я попросил ее решить его чуть попозже, чтобы после этой Литургии побыть в этом состоянии послевкусия.

Когда говорим о посте, мы должны осознавать возможность пойти по пути, который сам Господь нам указал, постясь в пустыне — по пути посильного воздержания с благословения духовного наставника. Каждый должен иметь в жизни это воздержание, чтобы очиститься сердцем и умом, иначе смотреть на мир. Человек находится в темноте и суете в обычное время. Во время поста мы хоть немножко можем отвлечься от суетного, заглянуть в глубину сердца и увидеть, как там нехорошо. Господь покажет нам наши недостатки, и мы должны начать бороться с этим данными от Бога средствами. То самое, о чем мы читали в Евангелии в начале поста: «Накормил ли ты голодного, посетил ли больного, поддержал ли ты кого?». И, конечно, важно преодолевать в себе то, что будет подниматься в нас во время этого делания. Господь пришел не к праведникам, а к грешным: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Божие». Во время поста человек начинает понимать это более четко. Как пишет святитель Иннокентий Московский: «Мы должны стяжать благодать Духа Святого. В стремлении к этому стяжанию мы должны взять крест: воздержание телесное и духовное. И со Христом мы должны пойти к тому свету, который мы должны ощутить в сердце еще в этой жизни, для того, чтобы уже в полноте испытать его за гробом, в Небесном Царстве». Это цель человека, к которой он призван.

— Вопрос от телезрительницы: «Мои родители похоронены в Тамбовской области. Я нечасто там бываю по состоянию здоровья. Мне посоветовали привезти оттуда земельки и закопать ее в месте, где я смогу бывать, например, где похоронены сестра и муж, и ходить на это место для поминовения?

— Есть поучение святителя Николая Сербского в обращении к матери, не могущей найти могилу сына. Он говорит, что вся земля, которая перед тобой — Божия земля. На всяком месте ты можешь молиться о своих близких. Но существует такая традиция: с того места, куда вы не можете приезжать, взять плат земли, с молитвой принести в то место, куда вы можете прийти и возносить молитвы ко Господу о своих близких, посещая храм Божий, заказывая панихиды. Если вы имеете сердечное расположение воспринять эту традицию, то в добрый час.

— Накладывает ли время отпечаток на человека и, соответственно, на его пост. Отличаются ли современные постящиеся от тех, кто постился 50-100 лет назад?

— Я недавно в очередной раз читал о посте и соприкоснулся с тем, как постились люди на Руси, в частности, как постился царь Алексей Михайлович Тишайший. Мы даже представить не можем, насколько этот человек ревностно относился к посту. Какое воздержание было в пище, какое участие в богослужении, какие добрые дела! Это жизнь подвижника. А если еще представить, что это царь? А как постились полководец Суворов, простые, набожные крестьяне? Сегодня, конечно, мы не можем повторить их подвиги. Но вот готовность ступить на этот путь уже Богу угодна. Важно не останавливаться, тому, кто никогда этого не делал, сразу на себя многое не брать. Поэтому важен совет духовника.

У каждого человека есть своя мера. Рассуждение о том, что по силам и по совести актуальны для любой эпохи. Но когда человек воспитывался с младенчества в вере, ему бывает легче воспринимать эту традицию. В то же время тому, кто только-только пришел, бывает значительно сложнее. Но я вижу иногда такую ревность. Совсем скоро мы будем читать житие преподобной Марии Египетской. И недавно я столкнулся с тем, как одна женщина низко пала в своей юности, грешила, работала блудницей. Она не просто раскаялась, но имеет желание впервые войти в Великий пост и строго, серьезно потрудиться. Разве это не Торжество Православия? В сердце женщины, которая низко пала, есть струя готовности стать другой. Ощутить это со стороны, будучи священником, очень трепетно. Ты видишь сердце, открывающееся перед Христом, наполняющееся жаждой встречи с Богом, готовность отказаться от того, что прежде было для тебя нормой. Сегодня она чувствует, что нужно жить иначе.

Необходимо человеку к этому подойти, осознать важность этого очищения, иметь готовность и желание следовать по пути исполнения Божией заповеди о посте. Нарушив заповедь поста, люди лишились рая. Постясь, люди обретают рай в сердце и имеют надежду и чаяние на спасение в вечности.

— Вопрос от телезрителя из Оренбургской области: «В домашних условиях можно ли читать акафист? Ведь это праздничное песнопение и в пост не уместно?».

— Есть традиция оставления чтения акафистов во время поста, за исключением акафиста Страстям Господним, который мы читаем в чинопоследовании Пассии. Преимущественно духовники благословляют заменять акафист чтением Псалтири и Евангелием. Но если есть особый случай или благословение правящего архиерея, духовенства, которое принимает мощи почитаемого святого, могут быть внесены изменения в устав, если есть основания.

Вы сказали, что Александр Васильевич Суворов и царь Алексей Михайлович Тишайший постились как подвижники. Известны ли какие-то факты, касающиеся этого подвижничества?

— Первое, что приходит на память: Александр Васильевич Суворов всегда предпочитал спать на полу или соломе. Он был слабого здоровья, а воспитал в себе внутреннюю великую ответственность в отношении своего служения и подвига. В то же время он поправил свое здоровье, возделывая ниву своего сердца и укрепляя мышцы тела. Но постом он отказывался от того малого, что порой имел в обычной жизни, являя пример. Он ограничивал себя от определенной пищи и маленьких удобств, которые для фельдмаршала казались естественными. И это для него была не бравада.

Есть традиция сухоядения, то есть невкушения растительного масла, но без благословения не стоит дерзать приступать к этому правилу, нужно посоветоваться со священником. Если на хлебе и воде поститься, можно плохо закончить.

Алексей Михайлович с детства рос в христианской традиции. На первой седмице он практически ничего не вкушал. Это воспитание того времени: долгие службы, строжайший пост, который был естественным для человека. После этого человек воспринимал происходящее иначе. Удивительно, мы, хоть в малой степени приобщаясь, можем испытать состояния, которые очень проникновенны, глубоко радостны: присутствие на службе, ощущение радости. Иначе слышится служба, возникает ощущение обостренности восприятия, а он так строго постился, какое же состояние было у него. Мы, священники, призываем людей молиться: всегда нужно это делать собранно, от сердца, но порой в суете мы забываем об этом, и мысль далеко уходит. Но постом все умиряется в человеке, он по-другому начинает ощущать себя на службе и перед Богом.

Такое ощущение было у меня после воскресного богослужения. Я служил раннюю Литургию, когда поет хор детей и взрослых на клиросе. Потом я исповедовал на поздней Литургии, далее общался с людьми, а потом вышел на улицу. У нас после трапезы был педагогический совет. Я пошел попить чаю. Отзвучал густой удар колокола. Потом была тишина, постепенно наполняющая воздух и сердце. В этой тишине я чувствовал глубокую радость. Звона этого нет, но он наполняет тебя чувством благодарности к Богу и радости от того, что ты встречаешь человека, идущего в храм, ты делишься с ним этой радостью, имеешь готовность в маленькой степени понести немощи этого человека. Мы плохо удерживаем чувство этой радости, нам свойственно испытывать то, с чем нужно вести борьбу. Но ведь есть и другое в человеке: истинное, доброе, проникновенное, хорошее – все это важно в себе развивать. А с тем, что в нас есть худого, нехорошего, идти к врачу. Святые говорят, что Господь — это врач, а храм — лечебница, куда люди приходят не показать здоровье, а попросить Его исцелить раны, наложить елей на язвы души, помочь изживать нашу гнилость и грязь, впускать Христа и направлять яркий свет в тайники нашей души.

Вопрос от телезрительницы из г. Курска: «На работе коллеги во время поста позволяют себе материться, вести себя не по-христиански, даже по-бесовски. Как я должна реагировать на эту ситуацию: говорить мне или молчать, и как это влияет на мою душу?

— Во-первых, каждому из нас важно помнить, что мы неспроста оказались на том или ином месте. Господь попускает нам быть в собрании таких людей. Для каждого из нас эти люди и эти обстоятельства посылаются Богом для того, чтобы учась и преодолевая их по-христански, учиться осуждать грех, но оправдывать грешника. А это непросто. В нас срабатывает осуждение. Как учат святые, если мы будем практиковаться в борьбе с грехом, мы почувствуем как это трудно, но и действенно. Мы должны начать молиться, как бы это не звучало обыденно и заезженно. А вы попробуйте! Знаете, как сильно действует, когда человек начинает в трудной ситуации молиться? Чаще всего, человек этого не делает, а начинает двигаться по накатанной колее в сторону раздражения, гнева, осуждения. Начните призывать Господа, чтобы Он помог в этой ситуации. Можно попробовать попросить человека так не делать, а если не помогает, отойти в сторонку. Но если будете просить у Господа помощи, эта ситуация будет меняться на ваших глазах. Обращайтесь ко Господу: «Помоги мне эту ситуацию изменить». Это может произойти не сразу. Подвижники Церкви говорят, что не всегда нужно просить людей измениться. Если они начинают кощунствовать, ерничать, можно уйти в сторону, но продолжать призывать Христа в поддержку себе и этим людям. Я знаю немало подобных случаев в моей и вообще пастырской практике. В годы, когда я был мирянином, по милости Божией усилием понуждал себя так поступать. Это трудно, мало когда получалось, но когда получалось, всегда имело результат. Я помню случай, когда в такой же ситуации в течение какого-то времени женщина, с которой мне приходилось работать, сквернословила, поливала не только меня, но и окружающих грязью своих словес и, казалось, была одержима. Мы все стали молиться за нее, заказывали сорокоусты, и вскоре она пришла с просьбой о прощении. Все были удивлены. А совет был от преподобного Иоанна Лествичника: «Начни молиться за этого человека». Когда начинаешь молитву о здравии своих близких, надо, в первую очередь, молиться об этом человеке и о тех, кто не желает тебе добра, и заканчивать: «И святыми их молитвами помилуй мя, грешного». Когда в сердце мы примиряемся с этими людьми, совершается что-то незримое. Вы попробуйте, это очень действенное средство. Оно трудное, но очень проникновенное и радостное.

Как определить меру поста, к примеру, человеку, который в первый раз постится? Ведь у человека еще нет духовника.

— Все очень индивидуально. Главное — желание. Если человек захотел чего-то в жизни, он столько полагает усилий, тратит времени, денег, здоровья, сил, чтобы достичь чего-то. Это в земной жизни. А если для вечности потрудиться, стоит только захотеть человеку, понимать значимость этого времени, и Господь все ему даст. Когда человек имеет возможность духовно возвыситься и ищет тех, кто расскажет, как это правильно сделать, он обязательно обретет. Об этом, в первую очередь, сказано в Евангелии и у святых отцов. Но, вместе с тем, важно прийти за советом к священнику. И тут часто священник вопрошает о готовности человека, уточняет различные обстоятельства. В эти дни немало приходилось мне выслушивать людей, пришедших с вопросом: как поститься? Приходят беременные, кормящие матери, путешествующие, даже молодежь. Разве это не Торжество Православия? Нужно пообщаться и посоветоваться с батюшкой на приходе в том месте, где вы живете. Он может потом стать вашим духовным наставником, чтобы вам не объяснять каждый раз все моменты своей жизни, прежде чем получить совет. Будете иметь пастыря, с которым сможете общаться, звонить по телефону и о чем-то спрашивать. Если не получается сегодня, можно договориться в тот день, когда он может. Для житейского мы находим пути достижения желаемого, а для духовного не хотим.

— Вопрос от телезрительницы: «У меня постоянно какие-то препятствия покрестить ребенка. Ему 4 года. Несмотря на это, я учу ребенка молиться, говорю с ним о Боге. Могу ли я это делать, несмотря на то, что он некрещенный? «Отче наш» он читает наизусть, крестится».

— Как можно быстрее крестите вашего младенца. В Священном Писании сказано: «Кто не будет крещен водою и Духом, не войдет в Царство Небесное». Как можно быстрее привейте эту веточку к древу Церкви. Вам и крестным ребенка нужно пройти собеседование. Все отложите и до Пасхи обязательно окрестите Вашего младенца. Это нужно и Вам, и младенцу, и всему вашему роду. Я не могу вас заставить — не имею такого права и власти, но я призываю Вас. Если Вы во Христа верите, услышьте мои слова. Это сейчас Ваша самая главная задача. Ваш младенец получит особые дары от Бога, особую чистоту, спасительную благодать, которая ему необходима.

А может ли пост быть человеку во вред? Может ли человек допустить ошибки во время поста?

— Когда человек самовольно берет на себя определенную ношу, которую он не может понести — одно искушение. Это бывает, когда человек движим чувством «самости», и начинает домысливать и решать, что для него лучше, не советуется с Церковью и священнослужителями. Бывает также, когда человек, начав что-то, вдруг оступившись, машет рукой и больше ничего делать не хочет. Какую бы мы ситуацию ни рассмотрели, мы должны понимать: даже если человек в течение поста обжегся и оступился, он всегда может подняться, и всегда для него Господь приготавливает возможность возродиться. Как на фронте: получил ранение — рана будет перевязана. Даже взорвавшись на страшной духовной «мине», он может подняться и идти. Он должен бороться, начиная с малого, должен двигаться в сторону победы над грехом. Если он этого не делает, он тратит время жизни. Преподобный Амвросий Оптинский сказал: «Нужно постепенно, но постоянно двигаться к свету, стремиться быть похожим на Христа. Будь подобен колесу: оно круглое, одна часть стоит на земле, но большая поднимается к Небу». Важно, чтобы человек имел в жизни правильный духовный ориентир. У многих святых об этом написано: у преподобного Ефрема Сирина, святителя Игнатия Брянчанинова, святителя Иоанна Златоуста, святого праведного Иоанна Кронштадтского, Оптинских старцев. Нужно войти в это таинственное, но глубокое делание, связанное с возможностью человеку обновиться, преобразиться, подготовиться к удивительному событию встречи с Богом в этом мире и к Пасхе, которая будет в вечности. Это предуготовительное время к новому рождению человека для жизни вечной. Пост — это ступень к вечности. Человек должен «выпечься», должен пройти процесс приготовления, когда пирог подрумянится и будет готов к трапезе — радости общения с Богом. Сейчас противостоят посту многие. Люди, имеющие знания и звания, но не имеющие веры, препятствуют поститься. Приходят к врачу и слышат: вам поститься нельзя! Может быть, пост просто нужен другой. Да, он не будет как Алексея Михайловича Тишайшего, но ты с чего-то начни! Давай посмотрим твою меру, определимся. Совсем ничего не делать нельзя. Преподобный Серафим Саровский писал, что отсутствие поста в жизни людей охлаждает душу, дьявол входит свободно в сердце человека, если он не постится, голыми руками берет человека, если человек не входит в эту аскезу. Пришел ученик в школу, он начал с маленького, простого, и постепенно к чему-то большему подошел. Неужели Господь нам даст то, что нам будет не во благо?

Вопрос от телезрительницы из Свердловской области: «Я читаю акафист Всецарице каждый день, но не пропеваю, а читаю. У меня есть такое благословение от схиигумена Сергия. Грех ли это?».

— Если Вас духовник благословил, то поступайте согласно благословению. В Священном Писании есть рассказы о том, когда Христа обвиняли в том, что Он нарушал покой в субботу, врачевал людей. Если Вас духовник благословил и духовно поддержал в этом вопросе, то не смущайтесь. Мы говорили об общей традиции, которая имеет место быть в Церкви. Но есть исключения из правил.

Что является показателем того, что пост прошел плодотворно?

— Нам нужно быть осторожными. Завершается пост, а ты смотришь на себя и понимаешь, что хотел чего-то, ставил задачи, и это правильно, но там оступился, здесь не сдержался, тут упал — нужно подниматься и идти дальше. Это не стройка — за неделю нужно построить этаж, не поле — вышел и видишь результаты. Господь только видит, что происходит в нашем сердце, не останавливайтесь в борьбе. Ни в коем случае не стоит пытаться оценить свое состояние самому. Если христианин в конце поста решит, что он чего-то достиг — это беда. В нем торжествует гордыня. Если в конце поста он воздохнет и скажет: «Господи, старался, не получалось, стремился, трудился, но опять не сдержался, опять поднимаюсь и иду». Это уже хорошо. А остальное Господь только ведает. Не отступайте, продолжайте мужественно — хоть и тысячу раз упадешь, поднимайся и иди. Доверяй Богу, перед тобою любящий Отец, перед тобой радость, в которую Он тебя призывает. Порадуйся в конце поста, что ты прошел это, и покайся, что ты сделал это плохо, и получишь радость в Пасху. И дай, Господи, всем нам помнить о той радости Светлой Пасхи, к которой каждый из нас призван в этом мире, вкушая от щедрот Господних, и в вечности. Если мы будет к этому стремиться, никто нам помешать не сможет, и Сам Господь нас утешит, вразумит и направит с любовью. Помощи Божией вам.

 

Расшифровка: Наталья Маслова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать