Беседы с батюшкой. События страстной седмицы и Христово Воскресение

7 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках. Передача из Москвы.

 

- Что предшествовало событиям Страстной седмицы?

- Событиям Страстной седмицы предшествовало чудо – воскрешение четырехдневного покойника Лазаря, которое взволновало всех жителей Вифании и Иерусалима. В то время в Иерусалим пришло очень много людей на праздник Пасхи, и на следующий день после воскрешения Лазаря Христос входит в Иерусалим, въезжая на осле. Весь город пришел в движение, все люди вышли Его встречать, потому что это чудо их поразило. Конечно, они по-разному воспринимали Христа: одни говорили, что это один из древних пророков; царь Ирод говорил, что это Иоанн Креститель, воскресший из мертвых и творящий великие чудеса; ученики Христа исповедовали Его как Сына Божия, Мессию, Богочеловека.

- В Великий Понедельник вспоминается иссушение смоковницы бесплодной. В чем смысл и символическое значение этого действия Христа?
- Мы можем посмотреть песнопение, совершаемое в этот день. Тропарь звучит так: «Изсохшия смоковницы за неплодие, прещения убоявшися, братие, плоды достойны покаяния принесем Христу, подающему нам велию милость». В этом тропаре говорится о том, что мы должны приносить плоды добрых дел, недостаточно только веровать. Что интересно, в это время смоковницы не плодоносят. Надо понять, что Христос на примере этой смоковницы показал, что, во-первых, в любое время год Он вправе от нас требовать плодоношения, потому что мы не знаем, когда Господь будет собирать Свой урожай: люди могут умирать и зимою, и летом, и осенью. Святитель Иоанн Златоуст дает такое истолкование: Христос во время Своего первого пришествия никогда никого не проклинал, не наказывал, говорил, что Он пришел не судить, а спасать. Но проклятием смоковницы Он показал нам, что в Своем втором пришествии придет именно как Судья. С другой стороны, Христос показал, что если бы захотел, то тех людей, которые Его арестовывали, допрашивали, учиняли против Него казнь, мог бы иссушить одним словом, чтобы ученики были посвящены в тайну могущества Его. Ведь о том, что Он преобразился на горе Фавор, знали только три ученика, и им было запрещено кому-либо об этом рассказывать, пока Он не воскреснет из мертвых. А здесь уже все 12 учеников убедились в том, что Он обладает силою и может произнести проклятие, потому что Бог – истинный Господин всего мира, по праву Творца Ему принадлежит все, что существует во Вселенной. Здесь Христос засвидетельствовал, что Он может и наказать, и принести благословение, произнести проклятие и проявить милосердие. В день Суда, когда будет Его второе пришествие, Он придет как Судья, и одним скажет: «Войдите благословенные в покой Мой», а другим - «Идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный дьяволу и ангелам его».

Смоковница – это символ еврейского народа ветхозаветной Церкви, народа, который, к сожалению, не принес те плоды, которые мог ожидать от них Христос. Апостол Павел пишет, что все, что было с ними, относится и к нам, христианам, достигшим последних времен. В Послании к римлянам апостол рассуждает: «Если Бог не пощадил природных ветвей, смотри, пощадит ли и тебя» (Рим., 11:21). С нас, христиан, более серьезный спрос, если мы не приносим плоды нашей веры. Человек живет так, как он верит, и верит так, как он живет.

- Получается, что повествование о бесплодной смоковнице соответствует поговорке «Вера без дел мертва»?

- Это известные слова из Послания апостола Иакова, который рассуждает: «Покажи мне веру твою без дел твоих». Как ее можно показать? И апостол Иаков добавляет «а я покажу тебе веру мою из дел моих». (Иак, 2:18). Поэтому, действительно, есть вера мертвая и есть вера живая. Мертвая вера – это отсутствие подлинной веры. Например, один человек говорит: «Я верую в Бога», а другой говорит: «Я верю Богу». Разница между первыми словами и вторыми – огромна: один человек верит в существование Бога, в то, что Бог есть, а второй доверяет Богу и выстраивает свою жизнь в соответствии с Его волей. Очень часто представители искусства, спорта, политики на вопрос, верят ли они в Бога, отвечают: «Да, там что-то есть». Для христианина этого мало, мы должны не просто верить в существование Бога - мы должны доверять Ему. Апостол Павел говорил о себе: «Я верю Богу», что значит, принимаю с доверием каждое Его слово, каждую заповедь, которая имеет для меня жизненное значение.

- Получается, что образ неплодной смоковницы можно растолковать как слова Господа: «Не всякий говорящий «Господи, Господи!» войдет в Царство Небесное»?
- Да. Если мы будем просто декларировать свою веру, что будет проявляться в наших словах, суждениях, может быть, даже в очень грамотных суждениях, но никак не будет сказываться на нашей жизни, тогда горе нам. Ибо этим людям, которые будут говорить в день Суда: «Не Твоим ли именем мы пророчествовали? не Твоим ли именем многие чудеса творили?», Христос скажет: «Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» (Мф., 7:22-23). Святитель Иоанн Златоуст пишет, что самое страшное мучение – это не адский огонь, а видеть лицо Спасителя в день Суда, Который отвращается от тебя, и слышать Его грозные слова: «Я никогда не знал тебя». Ведь о Боге сказано, что мы Им живем, движемся и существуем, и если Он прекращает диалог с любой частью творения, оно прекращает свое бытие. Здесь Христос выносит приговор, бытие не прекращается, ад – это и есть жизнь без Бога, вакуум, в котором человек, оставшись один на один со своим грехом, будет раздираем этой пустотою, миром без Бога.

- Вы сказали, что Господь, иссушив смоковницу, показал Свое могущество. Но до этого было явлено уже много чудес, в том числе воскрешение Лазаря, изгнание бесов.

- Могло сложиться впечатление, что Господь лечит, прощает, милует, но люди ни разу не видели, что Он кого-то наказал. Святитель Иоанн Златоуст на это обращает внимание, говоря, что Христос всех прощал. Но в этом случае Христос действует необычным способом – проклинает, показывает, что Он не только милосердный Господь, но еще и Божественный Судья, который вправе требовать от каждого верующего, о котором Он позаботился (Бог заботится о каждом своем творении), чтобы было ответное движение с его стороны.

Когда мы говорим о любви, предполагается любовь между обусловленными личностями: нельзя любить электричество или камень. Если Бог проявляет свою Божественную любовь по отношению к нам, откликом на эту любовь является желание исполнять Его заповеди. Сказано: любящий Господа исполнит Его закон.

- В Великий Вторник вспоминается притча Христа о разумных и неразумных девах. Как это соотносится с событиями Страстной седмицы?

- В этой притче рассказывается, что было пять разумных и пять неразумных дев. Число «пять» в понимании святых отцов не случайно: существует пять человеческих чувств. Разумные девы – это те, которые контролировали мир своих чувств, соответственно, неразумные – те, которые их не контролировали. У тех и других были светильники, но у одних было масло в светильниках, у других – не было. Очень интересное истолкование у Кирилла Александрийского, который пишет, что и те, и другие – девы; и те, и другие имеют светильники; и те, и другие ожидают пришествия Жениха, но как по-разному складывается их судьба. Одни имеют в светильниках масло, другие не имеют его. Масло указывает на Божие помазание, благодать Святого Духа, которая изливается на всех верующих. Апостол Павел пишет: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым» (Рим., 5:5), она научает нас и наставляет на всякую правду. Христос сказал: «Без Меня не можете делать ничего». Если человек надеется не на свои только силы, а прежде всего, на Божию помощь в стремлении вести правильный образ жизни, тогда возможен хороший результат. А если человек только ожидает пришествия Христа, только стремится к этому, но благодати нет, спасение невозможно. Ведь есть огромное безблагодатное сообщество, когда люди живут без подлинного причастия, без настоящей исповеди, без других Таинств Церкви, которые совершаются Духом Святым, также как Духом Святым совершается помазание каждого человека. Само наше имя «христианин» означает «помазанный». Поэтому, когда мы стремимся к спасению, мы стремимся, чтобы благодать Божия усиливалась в нашей жизни. Преподобный Серафим Саровский говорил: «Смысл жизни христианина – стяжание благодати Дух Святого». Разумные девы – это те, которые стяжали благодать, а неразумные – те, которые теряли, расточали благодать. В Книге Притч сказано: «Пусть источники твоего колодца не растекаются по улицам города».

Мы стяжаем благодать, прежде всего, в Таинствах Церкви, когда должным образом готовимся к ним, а приобщившись к ним, пытаемся сохранять это состояние как можно дольше. Напротив, когда люди не очень серьезно готовятся к тому или иному Таинству, даже Таинство Святого Причащения может создать для них проблемы. Апостол Павел пишет прямо: «Кто ест и пьет, не рассуждая о Теле и Крови Христа, тот ест и пьет в осуждение, потому многие больны и немало умирают» (1 Кор., 11:29-30).

Проблема этих неразумных дев в том, что они неправильно распорядились возможностью иметь светильник. Кирилл Александрийский считает, что светильник – это познание о Боге. Они имели девство, Бог дал им необходимое целомудрие, но без благодати и познания о Боге, внешнее девство не решает главной проблемы – проблемы нашего спасения.

- Неразумные девы попросили у разумных масло, но те не дали им, а сказали: пойдите и купите. Не усматривается ли здесь жадность, эгоизм, неготовность послужить ближнему?

- Кирилл Александрийский пишет, что возглас: «Жених грядет в полунощи» - это звук трубы Архангела Гавриила, а ночь, когда уснули и разумные, и неразумные, - это смерть. Этот святой отец пишет, что умирают и разумные и неразумные, и праведные и нечестивые, и богатые и бедные, но когда будет день Воскресения - «Се, Жених грядет в полунощи»,- все восстанут. Те, которые примирились с Богом через благодать Божественного прощения, обретут спасение, а те, которые расточали Божественную милость, не оберегали дар собственного спасения, которое совершается по благодати, окажутся в тяжелом состоянии. Вот почему мы стремимся умирающих людей напутствовать Святыми Дарами: чтобы человек прошел Соборование, причастился, чтобы как положено оставил этот мир. За каждой службой мы молимся о христианской кончине, чтобы она не была в беспечном состоянии, как неразумных дев эта ситуация застала в плачевном состоянии.

- Некоторые считают, что одной из этих дев в притче была Мария Магдалина. Так ли это?

- Нет. Это связано с другим событием.

- Вопрос телезрителя из Арзамаса: «В Евангелии от Марка (4:11-12) сказано: «Вам дано знать тайны Царствия Божия, а тем внешним все бывает в притчах; так что они своими глазами смотрят, и не видят; своими ушами слышат, и не разумеют, да не обратятся, и прощены будут им грехи». Поясните слова Христа».

- В Евангелии говорится о том, что ученики спросили: как понять эту притчу? Христос говорит ученикам: вам дано знать тайны Царства Божия, а другим – не дано, другим говорится в притчах, неких примерах, образах. В притче о сеятеле говорится о том, как по-разному слово Божие проникает в нашу жизнь, но всегда обладает спасительной силой, даже если касается человека, совсем не готового к принятию этого слова, рано или поздно оно может дать какие-то ростки. Иногда мы проповедуем Евангелие и не уверены в том, что нас услышат, мы даже задаемся вопросом, не напрасно ли мы тратим время? В Библии сказано, что это не так. Одним людям мы проповедуем во спасение – они слышат и принимают, а другим в свидетельство – ты слышал, но сам не принял. В любом случае, есть смысл каждому человеку дать шанс услышать евангельский призыв, а решение, которое примет человек, наделенный свободной волей, обусловит его существование в вечности – или с Богом или без Бога.

- Сегодня большой двунадесятый праздник – Благовещение Пресвятой Богородицы. Расскажите об этом празднике и его значении?

- Давайте вспомним архангельский глас, когда Архангел Гавриил входит в келью Пресвятой Девы Марии, и говорит ей: «Радуйся, благодати полная». Этот праздник перекликается с чтением евангельского отрывка о разумных и неразумных девах. Дева Мария – это была самая разумная Дева. Она не просто имела масло в сосуде - Она была благодати полная. Так ее приветствует Архангел Гавриил. Надо сказать, что все еврейские девушки в то время мечтали стать матерью Мессии. Но так как Дева Мария дала обет целомудрия, безбрачия, услышав весть о том, что Она может стать Матерью Мессии, не проявила внешний восторг, не бросилась навстречу ей, но с глубочайшим целомудрием спросила: «Как это будет, ведь Я мужа не знаю?». Архангел Гавриил говорит: «Дух Святой найдет на Тебя, сила Всевышнего осенит Тебя, рождаемое от Тебя Святое наречется Сыном Божиим». Тогда поняв, что Ее целомудрие будет сохранено, Она проявляет глубочайшее смирение перед Богом и говорит: «Се, раба Господня, да будет по слову твоему». В этом смысле Дева Мария более чем разумная Дева, она выше Ангелов, Архангелов, Херувимов и Серафимов, потому что проявила величайшее смирение перед Богом, не было надмения в Ее действиях, поэтому смиренная Дева из Назарета была избрана для совершения этой тайны.

- С одной стороны, сегодня Великий вторник, с другой – двунадесятый праздник. Как это совмещается, и как праздновать этот праздник?

- Праздновать так, как мы сегодня праздновали – совершалась Божественная литургия. Когда происходит совмещение одной службы с другой, всегда возникают какие-то добавления, отличия от того, если бы этот праздник отмечался не на Страстной седмице. Но существенных изменений не происходит: поются те же молитвы, то же Величание - как это принято, Архангельский глас, и главное, мы вспоминаем об этом удивительном событии. То, что оно ворвалось в Страстную седмицу, усиливает ощущение, что все Страсти Христовы Пресвятая Дева Мария приняла отчасти на Себя. Ведь Ей было предсказано, что оружие пройдет Ей сердце: каждый гвоздь, который был вбит в руки Ее Сына, Его ноги пронзил Ее душу, потому что мать, которая видит страдания сына, не может не страдать сама.

- Вопрос телезрительницы из Анапы: «Почему в Иерусалиме благодатный огонь сходит днем, а мы слышим пасхальное приветствие в полночь?».

- Наверное, он сходит днем, чтобы в каждом храме оказаться в полночь. Сейчас есть целые группы паломников, которые принимают этот благодатный огонь и развозят по разным христианским храмам, где в ночи от этого огня зажигаются пасхальные свечи.

- В Великую среду происходят события в доме Симона прокаженного. Как они соотносятся с последующими событиями? В чем заключалось предательство Иуды?

- Каждую ночь, начиная со входа Господа в Иерусалим, Иисус проводит в Вифании. В среду Господь был в доме Симона прокаженного, и когда находился там, в дом вошла женщина с алавастровым сосудом драгоценного мира. Все жители города знали, что она блудница. Она разбила сосуд - лила драгоценное миро на ноги Спасителя и отирала своими волосами. Иуда, который присутствовал при этом, стал сразу высчитывать, за сколько можно было бы продать это миро. Он, как и другие, стал протестовать, что такая трата и лучше было бы продать миро, а полученные деньги раздать нищим. Всегда, когда говорят о помощи нищим в обход церковного служения, в этом какая-то коррупционная схема. И сказано, что Иуда так говорил, потому что он носил ящик и отвечал за сбор пожертвований на служение Учителя. Господь говорит, что не надо останавливать эту женщину, что она опередила всех, даже жен-мироносиц.

В связи с этим днем поется такое песнопение – тропарь Великой среды: «Господи, яже во многия грехи впадшая жена, Твое ощутившая Божество, мироносицы вземши чин, рыдающи миро Тебе прежде погребения приносит». Она опередила всех жен-мироносиц, предшествует Его смерти, приуготовив Его тело к смерти. Христос говорит: «Где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала» (Мф., 26:13). И то, что сегодня мы беседуем о Страстной седмице и вспоминаем об этой женщине – не случайно.

Возникает вопрос: может быть, этой женщиной была Мария Магдалина? Есть толкования, в которых говорят, что это не была Мария Магдалина, хотя в Евангелиях эта женщина называется Марией. Получается, что она выше Марии Магдалины, выше всех жен-мироносиц, потому что взяла на себя этот чин мироносиц, предваряя страдания Господа и саму Его смерть. Христос отмечает ее особое служение – дух самоуничижения.

Учитель Церкви Тертуллиан, рассуждая по поводу этого события, писал: «Каждый христианин, читая Евангелие об этом событии, думает: “А как я могу помазать ноги Господа миром благоухающим?”». Ориген пишет: «Благоухающее миро, помазание ног Господа – это добро, которое мы делаем по отношению к другим христианам. Ибо все христиане – это и есть ноги Господа». Ведь сказано: земля – подножие ног Его. И когда мы заботимся о братьях и сестрах по вере, мы умащаем ноги Самого Спасителя благоухающим миром. Это мы можем делать каждый день, мы к этому призваны: делать добро всем, наипаче своим по вере.

- Что такое еврейская Пасха и как она соотносится с Пасхой христианской?

- Вспомним одно из песнопений Великого Четверга: «Вечери Твоея тайныя днесь Сыне Божий, причастника мя приими; не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзания Ти дам яко Иуда, но яко разбойник исповедую Тя: помяни мя, Господи, во Царствии Твоем». Когда Христос сказал своим ученикам, чтобы они приготовили ему пасху, это означало, найти помещение, где будет происходить пасхальная трапеза, пасхальный седер. Если в наше время Пасха – общественное богослужение, в ветхозаветной Церкви это был чисто семейный праздник. Когда Иуда увидел, что Христос поддержал женщину с алавастровым сосудом, он сразу, в среду, пошел к первосвященникам, книжникам и спросил их: «Что вы дадите мне, и я вам предам Его? Они предложили ему тридцать сребреников» (Мф., 26:15). Предательство Иуды заключалось в том, что он должен был указать то место и время, где Христос будет находиться в пасхальную ночь с максимально малым окружением народа, потому что иудейские лидеры (архиереи и старцы еврейского народа) боялись арестовать Иисуса на глазах у многих людей, особенно после воскрешения четырехдневного покойника Лазаря.

Пасхальная трапеза готовилась так: стелили ковры, на них пуфики, подушки, люди возлежали на трапезе препоясанные, с посохами своими, как бы готовые подняться и совершать свой исход. Прежде всего, в помещении уничтожался хамец - кислый хлеб, то, что бродит. В духовном смысле Христос часто говорил своим ученикам: «Берегитесь закваски». Любой хамец – это плохо. О какой закваске Он предупреждал своих учеников? «Берегитесь закваски фарисейской» - говорил Христос. Фарисейская закваска – это религиозный фанатизм, который совершенно чужд религиозной любви. Он также говорил: «Берегитесь закваски садуккейской». Садуккеи – это были неообновленцы своего времени, они не верили ни в Ангелов, ни в воскресение мертвых, не верили в чудеса. Кстати, в то время почти все первосвященники были садуккеи. И о третьей закваске Христос предупреждает своих учеников: «Берегитесь Иродовой закваски» (Мк., 8:15). Ирод – царь иудейский был известный мот, кутила, устраивал роскошные пиры, пьянство, возлежания и вел разнузданный образ жизни. Вот от этих заквасок (хамец) Христос предупреждает нас оберегаться.

Когда весь хамец уничтожался в помещении – его сжигали, то приносили опресноки, которые складывали тремя стопками. Это было символом того, что и богатый может принимать участие в пасхальном седере, и человек среднего достатка, и очень бедный человек. Когда совершался пасхальный седер, мы знаем, что Иоанн Богослов сидел рядом с Иисусом Христом. Мало кто на это обращает внимание, а это было в точном соответствии с обрядом еврейской Пасхи: самый младший должен был сидеть с самым старшим и задавать ему вопросы: «Что у нас сегодня происходит?». Старший должен был отвечать: « Рукой крепкой, мышцей простертой в эту ночь Господь нас вывел из Египта». Они знали наизусть эти диалоги: младший знал, что спрашивать, старший – что отвечать. На Тайной Вечере не сыпят соль на пресный хлеб, а макают хлеб в соль – это очень точная историческая деталь, которая показывает, насколько правильно евангелисты описали это событие. По обряду еврейского Пасхального седера, соль растворяли в воде, что символизировало слезы еврейских женщин, у которых отнимали сыновей и бросали в воды Нила. Также растворенная в воде соль символизировала слезы самих этих младенцев. Очень точно описываются в Евангелиях все эти события.

Вдруг Христос меняет порядок этого ветхозаветного седера. Там было положено благословлять хлеб, вино – это делалось несколько раз по ритуалу ветхозаветной Пасхи. И вдруг Христос берет хлеб и говорит: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое», берет чашу с вином, благословляет ее и говорит: «Сие есть Кровь Моя, изливаемая за грехи всего мира». Вот здесь заканчивается ветхозаветная Пасха и начинается новозаветная Евхаристия. Апостол Павел пишет: «Пасха наша, Христос, закланный за нас» (1 Кор., 5:7). Таким образом, мы из одной Пасхи переходим в другую.

Само слово «пасха» с еврейского языка переводится как «перепрыгивать, перескакивать». Имеется в виду что евреи в пасхальную ночь, когда готовили пасхального агнца, резали и кровью его мазали косяки своих домов. Когда ангел смерти шел этой ночью от Бога, он видел косяки, помазанные кровью, и перескакивал через эти дома, заходил только в те, где не было этого помазания кровью. Каждый первенец Египта был умерщвлен, начиная от первенца фараона и до первенца последнего раба – это была самая страшная десятая казнь.

Так как наша Пасха – Христос, закланный за нас, получается, что Святое Причастие оберегает и защищает нас, в том числе от ангела смерти. Мы причащаем людей во оставление грехов и в жизнь вечную. Даже если смерть придет к человеку, который является причастником Святого Тела и Крови Христа, он преодолеет в своей физической смерти смерть вечную, и его воскресение будет не в смерть и в осуждение, а в жизнь и в Божие благословение.

- Великий Четверг – это день установления Таинства Евхаристии?

- Да, это день установления Таинства Божественной Евхаристии. Это событие началось в четверг с заходом солнца. Когда солнце заходило, евреи начинали пасхальный седер. На следующее утро они собирались в Иерусалимский храм, где первосвященник должен был от лица всего народа приносить жертву. И как раз днем распинается Иисус Христос на Голгофе.

После Тайной Вечери Христос с учениками идет на Елеонскую гору. Там Его схватить не могли: собиралось очень много народа, все пели пасхальные псалмы царя Давида. Потом Христос с учениками спустились в Гефсиманский сад, в этом и заключалось предательство Иуды: он знал, куда они придут с Елеонской горы, и приводит сюда воинов и первосвященников, здесь и происходит арест Иисуса Христа. Его ведут во дворец первосвященника, где собираются все старейшины, и допрашивают. Иоанн Златоуст с негодованием восклицает: «Они должны были дома петь псалмы пасхальные, а они идут, чтобы убить Сына Божия». Всю эту ночь Христос не спал. С утра Его ведут к Понтию Пилату, потому что еврейский Синедрион вынес смертный приговор, но они не имели права его реализовать, только римский прокуратор либо отменял смертный приговор, либо утверждал его. С утра они находятся у Понтия Пилата, потом ведут Христа на Голгофу, хотя в это самое время должны были участвовать в общественном пасхальном богослужении, когда приносится жертва. Таким образом, жертва Христа буквально заменила жертву пасхального агнца. Иоанн Креститель, когда впервые увидел Иисуса Христа, воскликнул: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин, 1:29). Апостол Павел пишет, что Кровь Иисуса Христа, Агнца Божия, очищает нас от всякого греха.

- В Великую Пятницу распяли Иисуса Христа, пролилась Его кровь. Накануне Он заповедует: «Ешьте Мое Тело и пейте Мою Кровь во исцеление души и тела». Почему Литургия не совершается в пятницу?

- Обратим внимание на песнопение этого дня: «Днесь висит на древе, Иже на водах землю повесивый: венцем от терния облагается, Иже Ангелов Царь: в ложную багряницу облачается, одеваяй небо облаки: заушение прият, Иже во Иордане свободивый Адама: гвоздьми пригвоздися Жених Церковный». Когда Сам Сын Божий повисает на Голгофском кресте – это такой момент, когда само Богослово - вначале было Слово, и Слово стало плотью и обитало с нами, полное благодати и истины, - умирает на кресте. Поэтому мы пребываем в молчании, Литургии нет, а мы собираемся в храмах к 12 часам, когда совершается Погребение Плащаницы, потому что это был момент настоящей Литургии, той истинной единственной Литургии, которая, начавшись на Тайной Вечере, осуществилась на Голгофе. Святитель Иоанн Златоуст пишет, что где бы ни служилась Литургия – в городе или селе, кто бы ни служил – апостол Павел или апостол Петр - это та же самая Литургия, которую Христос совершил на Тайной Вечере, и, следовательно, то же самое событие, которое произошло на Голгофе. Поэтому в каком бы храме, у какого священника мы не причащались, это все та же самая Голгофа, та же самая Тайная Вечеря.

- Вопрос телезрителя из Белгородской области: «В Евангелии от Иоанна говорится: когда Христос воскрес, Мария хотела прикоснуться к Нему, но Иисус сказал: «Не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не восшел к Отцу Моему»; в Евангелии от Матфея описано, что женщины «приступив, ухватились за ноги Его». Почему Господь запретил Марии прикасаться к Себе? Я слышал такое толкование: так как все грехи мира были на Христе, то если бы Мария к Нему прикоснулась, ее бы раздавило этими грехами. Так ли это?».

- Когда мы говорим о каком-то евангельском событии, то должны рассматривать его в общем контексте. Христос сказал, что восходит к Отцу Своему, поэтому нельзя к Нему прикасаться, и в то же время Он говорит апостолу Фоме: «Вложи персты свои в раны Мои». Надо понять, что для каждого действия есть свое время. Когда мы исходим из контекста, нам становится понятно, почему в одном случае Он Сам говорит, чтобы к Нему прикоснулись: тогда надо было укрепить веру сомневающегося апостола Фомы, а в другом случае не разрешает прикоснуться к Себе: если бы одна из жен-мироносиц прикоснулась, а остальные не имели бы возможности, это могло бы сообщить Марии Магдалине дух надмения, потому Христос ее остановил.

Также по-разному Он исцелял людей: одному слепому просто возложил руки на голову и исцелил его, а для другого слепого сделал брение, плюнув на землю, намазал им лицо и отправил в паломническую поездку в Силоамскую купальню в Иерусалиме. Бог многоразлично и многообразно общается с нами в зависимости от нашего состояния.

- Что произошло в Великую Субботу?

- В Великую субботу мы вспоминаем события, связанные с погребением Христа. Дело в том, что суббота еврейская начинается в пятницу с заходом солнца, как и любой богослужебный день всегда начинается с заходом солнца. Почему спешили снять распятых, и даже был дан приказ перебить им голени, чтобы они умерли быстрее? Потому что наступала суббота (она наступала в пятницу с заходом солнца, а не в 12 ночи, как сейчас у нас), и они спешили сделать погребение. Вот почему жены-мироносицы не успели помазать Христа миром: миро возлили на Него (в Иерусалиме мы видим камень помазания), но как это положено, сделано не было. Мы знаем, исходя из свидетельства Туринской плащаницы, которую называют пятым Евангелием, что тело Христа не было полностью омыто, хотя на него и было возлито миро.

Песнопение Великой Субботы: «Егда снизшел еси к смерти, Животе безсмертный, тогда ад умертвил еси блистанием Божества» и другое: «Мироносицам женам, при гробе представ, Ангел вопияше: мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чужд».

В Великую Субботу мы вспоминаем, с одной стороны, погребение Христа, с другой - Его схождение во ад. Все это предваряет Его воскресение. Жены-мироносицы рано поутру, когда закончилась суббота (а она оканчивается в субботу вечером), уже могли выйти из Иерусалима и двигаться в сторону, где был погребен Иисус, чтобы как полагается помазать Его миром. Но Христос уже воскрес.

- В чем основной смысл Христова Воскресения?

- Смысл Христова Воскресения заключается в том, что, когда Он умер на кресте (а Он неоднократно предсказывал это событие), и враги Его, и друзья стали ждать, примет ли Бог Отец эту жертву. Некоторые думают, что смысл Христова Воскресения в том, что Он воскрес - и мы воскреснем. Григорий Богослов пишет, что некоторым людям лучше бы не воскреснуть, чем воскреснуть, оказаться на Суде, и потом в аду вечно мучиться.

Смысл Христова Воскресения заключается в том, что когда Господь Иисус Христос был воскрешен Богом Отцом и восстал Сам силою собственного ипостасного Божества, как Сын Божий в Духе Святом, это стало свидетельством того, что жертва принята. Это было знамение от Бога, что все те грехи, которые Он взял на Себя, умирая, оправданы Его чудесным воскресением. Апостол Павел пишет, что это очень взаимосвязано, у него есть такое высказывание: «Если Христос не воскрес, вера наша тщетна: и мы еще во грехах своих» (1 Кор., 15:17). Но Он воскрес, и это значит, жертва за наши грехи (а Он умер не только за грехи верующих, но и за грехи всего мира) принята, и каждый, кто воспользуется этой жертвой – станет православным христианином, обретет дар вечной жизни.

- Насколько оправдано рассуждение, что спасутся только православные христиане?

- Когда мы говорим о православных верующих, мы имеем в виду тех, которые правильно прославляют Бога. Когда мы говорим о христианах, мы говорим о тех, которые верят в Сына Божия, как в Богочеловека, как во второе Лицо Святой Троицы. Но когда мы говорим о спасении в Церкви, то исходим из того, что во дни потопа было очень много людей, но спаслись только те, кто были в ковчеге – всего 8 душ. Также исходим из того, что когда гибли Содом и Гоморра, спаслось только семейство Лота, потому что они были причастны к дому Авраама, а дом Авраама – это был начаток ветхозаветной Церкви. Мы не ограничиваем людей в этой жизни, каждый может принять истинную веру: призыв нашей проповеди обращен к любому человеку, живущему на земле. В той мере, в какой он откликается на призыв, это может сообщить ему Божию благодать, могущую спасти его, исцелить от язв греха.

- Вы сказали, что некоторым лучше было бы и не воскреснуть, потому что пойдут в геенну огненную. У каждого человека после смерти есть частный суд, и все идут либо в рай, либо в ад. Или это неверно?

- Люди, которые умирают, не находятся в абсолютном раю или абсолютном аду. Послание восточных патриархов устанавливает, что человек находится или в преддверии рая, или в преддверии ада, в этом Божия справедливость. Отцы говорят, что если человек вел праведный образ жизни, живя в теле, он и будет наслаждаться в теле, когда оно воскреснет, и душа вернется в него. Если человек вел неправильный образ жизни, он будет страдать опять же в теле. Надо осознать, что человек не только душа или не только тело. Человек - это дух, душа и тело. В Первом послании к фессалоникийцам апостола Павла сказано: «К пришествию Господа Иисуса Христа сохранить во всей целостности, в чистоте дух, душу и тело» (5:23). Весь человек всецело призывается ко спасению и к радости духовной. Уже в этой жизни мы должны служить Богу не только душой. Сказано: «Прославляйте Бога и в телесах ваших и в душах ваших» (1 Кор., 6:20). Поэтому мы и постимся, ограничивая движения нашего тела, совершаем земные поклоны, осеняем себя крестным знамением – такими символическими движениями тела мы подчиняем его общей задаче служить Богу.

- Почему Христос после Своего воскресения не вознесся сразу?

- Ответ на этот вопрос содержится в Священном Писании, в Послании к колоссянам апостола Павла, где Христос называется «первенцем из мертвых» (1:18). Сразу возникает вопрос - как он первенец из мертвых, если Лазарь воскрес за неделю до этого, сын наинской вдовы воскрес и так далее? Он – первенец из мертвых, потому что показал новый «формат» воскресения: имеется в виду, что тот, кто воскреснет со Христом и во Христе, уже не умрет. А Лазарь умер, сын наинской вдовы прожил и умер. Когда мы переживем воскресение во Христе и со Христом, смерть уже не будет иметь над нами никакой власти. Ибо «Христос воскрес из мертвых, смертью смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав».

Божие благословение на оставшиеся дни Страстной седмицы!

 

Ведущий: Сергей Юргин
Расшифровка: Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать