Беседы с батюшкой. Тайна Рождества Христова

31 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
В московской студии нашего телеканала на вопросы отвечает протоиерей Олег Стеняев, клирик храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках.

– С наступающим Новым годом, уважаемые телезрители!

– С наступающим!

– Сегодня тема нашей передачи – «Тайна Рождества Христова». На Рождественский сочельник во всех православных храмах читается родословие Господа нашего Иисуса Христа по Евангелию от Матфея. Если внимательнее рассмотреть родословие Иисуса Христа, то мы можем выделить очень интересные моменты и задать интересные вопросы.

Во-первых, почему Иисус Христос назван Сыном Давидовым? Почему вслед за этим Он называется Сыном Авраамовым? Ведь и так понятно, что Давид произошел от Авраама. Почему в родословии встречается четыре женских имени? Ведь известно, что в еврейских родословных, как правило, женские имена не встречаются.

Почему евангелист Матфей разделяет все родословие на три части – от Авраама до Давида, от Давида до Вавилона, от Вавилона до Христа? Зачем в каждой из трех частей указано четырнадцать родов, почему именно за это число держится евангелист Матфей? Если мы посчитаем имена от Вавилона до Христа, несмотря на то что там указано четырнадцать родов, мы насчитаем только тринадцать имен. Кто же является четырнадцатым? Я попрошу Вас ответить на эти вопросы.

– Христос называется сыном Давидовым, родословие начинается словами «Родословие Иисуса Христа, сына Давидова». Сразу возникает вопрос, какой сын Давида имеется в виду. У Давида было много сыновей. Среди них был нечестивый Авессалом, в то же время самый выдающийся сын Давида – это, конечно, Соломон. Соломон по-еврейски звучит «Шломо», то есть мирный. Давид вел много войн, и Господь сказал: ты не построишь храм, а твой сын Шломо не воевал, он построит храм. Действительно, Соломон построил храм.

Христос называется сыном Давидовым не только в том смысле, что Он по плоти происходит от Давида, а еще и в том смысле, что Он, как Соломон, реальный сын Давида, построил первый храм на планете, посвященный имени Бога. Христос, как мы читаем в 16-й главе Евангелия от Матфея, в Кесарии Филипповой говорит: Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее. То есть Он создает духовный храм Своей собственной Церкви – Церкви Христовой.

– В этом смысле Он сын Давида?

– Да. Соломон, реальный сын Давида, который построил храм, прообразует собой Христа, Который приходит в этот мир, чтобы создать храм веры – Свою Церковь.

Вы правильно сформулировали вопрос, зачем апостол, после того как назвал Христа сыном Давидовым, называет Его еще и сыном Авраамовым. Известно, что Давид произошел от Авраама. Опять возникает вопрос, какой из реальных сыновей Авраама имеется в виду. У Авраама было много сыновей. У него был сын от Агари, сын от Сарры и множество детей от Хетуры, на которой он женился после смерти Сарры.

В Писании сказано: «В Исааке наречется тебе семя». Исаак – сын обетования. А какой самый значимый момент в жизни Исаака? Когда Авраам связал его путами, возложил на жертвенник и хотел принести в жертву, Бог остановил это жертвоприношение и сказал: «Яхве ирре», то есть «Господь усмотрит» агнца. То есть не надо приносить в жертву Исаака, будет другой Агнец, Которого усмотрит Господь. Когда Иоанн Креститель увидел на Иордане Иисуса Христа, Он, конечно же, вспомнил эти слова Бога и, указуя перстом на Христа, сказал: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира», то есть Тот, Кого усмотрел Господь.

– В этом смысле Он сын Авраама?

– Да. Следующий вопрос, который Вы задали: зачем Матфей разделил родословие на три части: от Авраама до Давида – четырнадцать родов, от Давида до Вавилона – четырнадцать родов, от Вавилона до Христа – четырнадцать родов. Как учит святитель Иоанн Златоуст, это делается с той целью, чтобы люди поняли раз и навсегда, что с переменой правления они лучше не становятся. Они грешили при патриархах – это был общинно-родовой период в истории еврейского народа – от Авраама до Давида; они грешили при царях – монархический период в истории еврейского народа – от Давида до Вавилона; они грешили в период двукратии и трикратии (как бы сейчас сказали, время политического плюрализма, то, что Иоанн Златоуст называет «управление аристократов») – от Вавилона до Христа. То есть никакая политическая националистическая спекуляция не решает главную проблему – проблему греха. Был общинно-родовой, патриархальный и монархический периоды, была власть аристократов, и все равно Христу потребовалось прийти в реальность этого мира, чтобы совершить дело нашего искупления, спасения.

– То есть три периода – это различные формации.

– Политические формации существования Божьего народа.

Другой вопрос, который Вы задали, – про имена женщин. Действительно, в еврейских родословиях Ветхого Завета мы почти не видим женских имен, за очень редкими исключениями. Почему же Матфей дает имена четырех женщин, да еще тех, которые допустили сексуальную нечистоту или были близки к этой нечистоте? Это Фамарь, которая совершила грех кровосмешения с тестем, – праматерь Иисуса Христа по прямой линии. Это Рахав, блудница из Иерихона, – тоже праматерь Господа Иисуса Христа по прямой линии. Это Руфь моавитянка. В книге Второзакония сказано, что моавитянин и в десятом поколении не войдет в народ Божий. Она, кстати, прабабка царя Давида – тоже праматерь Господа Иисуса Христа по прямой линии. И наконец, «бывшая за Урией», как пишет о ней Матфей, даже не называя ее имени. Это Вирсавия, которая совершила прелюбодеяние при живом муже.

Зачем Матфей помещает такие сложные имена-судьбы в родословие Сына Божия? Почему нет имени праведной Сарры, Рахили, Лии? Матфей делает это сознательно. Дело в том, что имя первой женщины на земле – Ева, по-еврейски Хава, от еврейского слова «хайя» – жизнь. Таким образом обозначена животворящая роль женщины, той, через которую жизнь входит в этот мир. Матфей, называя такие сложные имена-судьбы, показывает, что жизненный поток, из которого по человечеству выходит Сын Божий и в который по Божеству Он входит (конечно, неслиянно), был замутнен сложностями биографий этих женщин.

А какое значение это имеет для нас? Огромное. Сказано: «Христос всегда и вовеки Тот же». Если Он не погнушался замутненности этих имен-судеб, Он не погнушается и нашей замутненности – твоей, моей, каждого из нас. Потому что Христос всегда и во веки Тот же. Христос и пришел в этот мир спасать не праведных, а грешных. Поэтому Матфей сознательно выбирает такие сложные имена-судьбы этих четырех женщин.

Какое значение для Матфея имеет число четырнадцать? Надо сразу сказать, что не очень получается это число. Например, во второй позиции, от Давида до Вавилона, чтобы получилось четырнадцать, Матфей убирает имена трех царей.

– То есть специально «подтягивает».

– Да. А от Вавилона до Христа только тринадцать имен. Почему – мы потом ответим. Какое же значение имеет для Матфея число четырнадцать? Почему он так упорно за него держится? Надо сказать, что в еврейском, греческом и славянском языках буквы являются и цифрами. Это значит, каждое имя имеет числовое значение. Так вот, имя царя Давида имеет числовое значение «четырнадцать». Четырнадцать – это гематрия, то есть числовое значение имени царя Давида. А так как апостол писал Евангелие, как учит отец церковной истории Евсевий Кесарийский, для христиан Палестины, среди которых большая часть была евреями и они придавали очень большое значение числовому значению имен, Матфей и настаивает на этом числе. Таким образом, Матфей как бы подчеркивает, что Христос точно потомок Давида. Он убирает имена царей потому, что они были не просто грешники (имена грешников есть – это четыре женщины), они были идолопоклонники. Итак, нам не хватает четырех имен, но нам даны имена четырех грешных женщин. Таким образом, число четырнадцать в некотором смысле соблюдается.

Но, отвечая на вопрос, кто четырнадцатый в периоде от Вавилона до Христа, отцы предлагают и другой ответ. Они говорят: четырнадцатый – Сам Христос. Он настолько в Своем Боговоплощении соединился с нами, что стал частью собственного родословия. По человечеству Он выходит из него, а по Божеству входит в него. Как пишет Григорий Нисский, после Боговоплощения Христос настолько сроднился, соединился с нами, что стал сотелесником каждого из нас. Как пишет апостол Павел, Он стал подобен нам во всем, кроме греха.

Таким образом, мы видим, что текст родословия Иисуса Христа по Евангелию от Матфея содержит в себе великие духовные назидания, духовные уроки, которые помогают нам лучше понять тайну Рождества Христова. Он приходит в этот мир спасать не праведных, а грешных; Он приходит в этот мир, потому что люди исчерпали возможности, скажем так, механическим, внешнеполитическим, общинно-родовым путем решить проблему греха. Все равно дефицит нравственности сохраняется в обществе.

Господь является, чтобы заполнить тот пролом, который образовался между Богом и человеком в результате грехопадения. В Ветхом Завете один из великих пророков восклицает: «Кто станет в проломе за род человеческий?» Тогда никого не нашлось. Так вот, Иисус Христос в Своем Боговоплощении есть Тот, Который восполняет все наши пробелы, становится в проломе между нами и Богом Отцом и как посредник обеспечивает для нас примирение с Богом Отцом.

И мы видим, когда Христос воскрес из мертвых, Он дверями затворенными приходит к Своим ученикам и говорит: «Мир вам». Казалось бы, обычное еврейское приветствие «шалом алейхем», но в данной ситуации, как пишет Иоанн Златоуст, это было нечто другое. Он объявляет, что теперь Его страданиями и чудом Его воскресения устанавливается мир между Богом Отцом и всем родом человеческим. Когда священники приветствуют народ Божий словами «мир вам», они совершают это действие от имени Христа, в Котором род человеческий, некогда разобщенный, утопавший в грехах, находит примирение с Богом Отцом.

Таким образом, мы видим, какой серьезный, глубокий смысл содержится в этих именах-судьбах, в этих родословиях.

– Удивительно. Честно говоря, мне всегда казалось, что этот отрывок из Евангелия является просто данью традиции, я в нем не находил такого глубокого смысла, который Вы сейчас раскрыли.

Какой смысл имеет перечисление всех этих имен? Есть ли еще более глубокий подтекст?

– Я сегодня в студию как раз взял свою книгу – первый том четырехтомника «Беседы на Евангелие от Матфея». Во-первых, я вспомнил, что все имена Библии – говорящие имена. Любое имя переводится. Например, Адам от слова «адама» – так на Востоке называется глина красноватого цвета. Человек был создан из праха земного. Об имени праматери Евы мы сегодня уже говорили.

– Жизнь.

– Каждое имя Библии – это говорящее имя. Отталкиваясь от этого, я перевел все имена, показал смысл каждого имени, а потом эти смыслы соединил в предложение.

– То есть получается, что родословие является текстом?

– Да. Смотрите, что получилось. Авраам – «отец множества»; Исаак – «смех»; Иаков – «обманщик». У Иакова сдвоенное имя, второе его имя – Израиль – означает «воин Божий» или «воюющий с Богом». Иуда – «хвалимый»; Фарес – «брешь», «отверстие»; Есром – «цветущий»; Арам – «высокий»; Аминадав – «щедрый»; Наасон – «чародей»; Салмон – «темный»; Вооз – «остроумный»; Овид – «поклоняющийся»; Иессей – «богатство»; Давид – «брат отца», «возлюбленный».

Общая духовная характеристика периода от Авраама до Давида получается следующая: Авраам – благословение чрез одного дается многим. Исаак – это благословение оборачивается радостью, но и недоумением для потомков. Иаков – возложенные на потомков надежды оказались обманчивыми, но со временем (Израиль) – положение изменилось в лучшую сторону. Иуда – прославление Бога продолжалось. Фарес – но брешь от содеянных грехов уже образовалась. Есром – цветение духовности продолжалось. Арам – высоты духовные манили. Аминадав – и щедрая милость изливалась. Наасон – духовность не могла остановить чародейство и волхвование; двоеверие, магизм и единобожие сосуществовали. Салмон – от подобного сосуществования и раздвоенности тьма спускалась в этот мир. Вооз – но разум подсказывал другое направление. Овид – поклонение Богу сохранялось. Иессей – и оно приносило богатства духовной жизни. Давид – как плод богатства духовной жизни, любовь и братолюбие возрастали.

– Удивительно.

– Теперь смотрите дальше. Следующие четырнадцать родов от Давида до Вавилона. Давид – «брат отца», «возлюбленный»; Соломон – «мирный», также означает «процветание», «благоденствие»; Ровоам – «увеличивающий народ»; Авия – «(мой) отец – Бог»; Аса – «врач»; Иосафат – «Ягве судит»; Иорам – «Ягве возвышает»; Озия – «сила моя Ягве»; Иоафам – «Ягве совершенный» (то есть Господь); Ахаз – «он схватил»; Езекия – «Ягве укрепит» (то есть Бог укрепит); Манассия – «дающий забыть»; Амон – «мастер»; Иосия – «Ягве поддерживает».

Духовная характеристика поколений от Давида до вавилонского плена была следующей: Давид – братолюбие процветало. Соломон – от сего мир и благоденствие воцарялись в мире. Ровоам – народ возрастал и креп как духовно, так и физически. Авия – осознание сыновства Богу процветало. Аса – и это врачевало сердца народа. Иосафат – надо было не забывать о судах Божьих. Иорам – надо было помнить о том, что подлинное величие (возвышение) – только от Бога. Озия – искать подлинную силу можно было только в Боге. Иоафам – совершенство надо было обретать только в Боге, не надеясь на свои собственные силы. Ахаз – враг мог завладеть душою каждого. Езекия – укрепить мог только Бог. Манассия – Он (Бог) предавал забвению грехи кающихся. Амон – чудесным образом Творец проявлял Свою заботу. Иосия – таким образом, Бог поддерживал жизнь целых поколений.

И последние четырнадцать имен, самое интересное. Иехония – «утвержденный Ягве, Богом»; Салафиил – «я просил Бога»; Зоровавель – «родившийся в Вавилоне»; Авиуд – «(мой) отец – это Он» (то есть Создатель); Елиаким – «Бог утвердил»; Азор – «помощник»; Садок – «Он (Бог) показал Себя праведным»; Ахим – «брат»; Елиуд – «Бог восхваляемый»; Елеазар – «Бог помогает»; Матфан – «дар»; Иаков – «обманщик»; Иосиф – «Он прибавит»; Иисус – «Господь спасает».

Духовная характеристика поколений от вавилонского плена до Христа была такова: Иехония – надеяться на стойкость и утверждение можно было только в Боге. Салафиил – поэтому необходимо было умножать моления. Зоровавель – ведь дух Вавилона продолжал жить в народе. Авиуд – но надо было помнить о Духе Бога. Елиаким – ведь только Он (Господь) мог утвердить в истине. Азор – человечество нуждалось в помощи. Садок – Он (Господь) утверждал и в праведности. Ахим – верующий становился братом для верующего. Елиуд – необходимо было восхвалять Бога. Елеазар – помощь от Бога приближалась. Матфан – обещанный от Бога дар спасения приближался. Иаков – вера истинная могла поменять судьбу и имя каждого. Иосиф – Бог Сам мог восполнить все. Иисус – спасение от Бога пришло.

Таким образом, мы видим, что говорящие имена Библии, соединенные вместе, как бы соединяются в предложения, которые мы можем прочитывать подряд, получая духовное назидание для себя.

– И все эти имена достоверно передают тот период, к которому относятся, это не случайно?

– Дело в том, что имена давались в пророческом озарении. Чаще имена давали матери, которые испытывали пророческое озарение. В некоторых случаях имена давали отцы, но чаще это функция матерей, потому что женщина, когда рождает ребенка, исполняет Божью заповедь: плодитесь и размножайтесь и наполняйте землю. А когда человек пребывает в состоянии исполнения любой Божией заповеди, он как бы приближается к Богу, и в этот момент у женщины могут появиться какие-то пророческие качества. Женщины давали имена своим детям в пророческом озарении.

В Книге Бытия мы видим, что эти имена были оправданы последующими судьбами детей. Действительно, Иаков был обманщиком, который обманул своего отца – слепого Исаака. Потом, когда он исправился, Бог поменял ему имя на Израиль – «воин Божий». Но это имя двойственное. Оно означает и «воюющий с Богом». То есть пока еврейский народ сохранял верность Богу, он был воином Бога, а когда восстал на Христа, он оказался воюющим с Богом. Таким образом, даже двойственные имена в той последовательности, в какой они давались, показывают, что Господь открывал судьбы детей, судьбы целых народов матерям, когда они рождали детей или когда Он Сам давал человеку имя.

Или расширение имени. Мы видим, что Авраам сначала был просто Аврам. Когда его духовность возросла, он стал Авраамом, происходит удвоение звука «а». Также в случае с Саррой. Она называлась просто Сара, по-еврейски Сарай, а потом Господь увидел, что ее духовность возросла, и она переименовывается в Сарру. Также, например, Давид. Он дружил с Ионафаном, это мы читаем в Первой книге Царств. Когда описывается человек, который еще не познакомился с Давидом, он называется Ионафан. А когда он знакомится с Давидом, тот оказывает на него такое моральное влияние, что имя Ионафан меняется, расширяется. К сожалению, синодальный перевод это не передает, а в еврейском тексте мы видим, как после встречи с Давидом и до конца жизни его имя получило некое расширение. А расширение имени означает духовный рост.

Христос менял имена апостолам. Симона Он назвал Петром («кифа», то есть «камень»). Иакова и Иоанна Он назвал «сыновья грома». На протяжении всего Писания мы видим особое отношение к именам. Все имена говорящие, они нам о чем-то рассказывают, повествуют. При чтении Писания мы должны на это обращать внимание.

Кстати, имена Божии. Обычно, когда мы читаем славяно-русский текст Библии, мы видим два имени – Господь и Бог. Но не надо думать, что они синонимичны. Не надо думать, что переводчики, если тут поставили «Бог», дальше ставят «Господь»…

– Чтобы чередовать.

– Да. Ничего подобного. В первой главе Книги Бытия вообще нет слова «Господь». Там только Бог. Имя Господь появляется только во второй главе. Почему? Потому что слово «Бог» – перевод греческого «Феос», а греческое слово – перевод еврейского «Элогим». А Элогим встречается в контексте Библии и означает «судья», то есть правосудность. Бог творит мир природы на основах правосудия, потому что есть законы природы. Мир природы строго подчиняется этим законам. Он не размышляет, не имеет свободного выбора. А во второй главе Книги Бытия, когда описывается, как Бог творит человека, появляется имя Господь. Сказано: «И создал Господь Бог человека из праха земного, вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душою живой».

Здесь встречаются два имени. Имя «Господь» означает меру Божественного милосердия, если его только можно измерить. И мы видим из текста Ветхого Завета: когда Бог общается с чужими – Бог, когда со своими – Господь. Когда Создатель гневается на своих – Бог. Таким образом, когда два имени встречаются при сотворении человека, это самая идеальная ситуация. Это значит, что Божественное правосудие и Божественное милосердие уравновешенны. А Бог не мог творить человека только на основах правосудия; иначе, как только тот согрешил, его надо было бы умерщвлять. Но Создатель творит человека и на основах правосудия – это имя «Бог», и на основах милосердия – «Господь».

Кстати, Христос является в этот мир, и по отношению к Нему чаще употребляется греческое слово «Кириос», то есть Господь. Почему? Потому что Он пришел не судить этот мир, а спасать. Таким образом, и чередование этих имен в славяно-русской Библии подсказывает нам, как Бог относится к той или иной ситуации. Мы можем распознавать, что в данном случае имеется в виду: строгость, правосудие (в случае с именем «Бог» в славяно-русском переводе) или милосердие, сострадание (в случае с именем «Господь»).

– Как интересно! Когда в Евангелии мы встречаем слова «Сын Человеческий» по отношению к Господу Иисусу Христу, что это значит?

– Сын Человеческий – это свидетельство о том, что Христос в Своем воплощении был истинным Богом и истинным Человеком. Он действует как Бог, когда говорит: «Я и Отец – одно», – это слова Бога. Он действует как человек, когда говорит: «Отец Мой больше Меня».

Поэтому, когда мы читаем Священное Писание, мы видим: Христос страдает, мучается, умирает на кресте. Иоанн Дамаскин пишет: «На кресте умерло то, что могло умереть, страдало то, что могло страдать». Божество же бесстрастно. Поэтому всякий раз, когда мы читаем какие-то тексты о Христе, мы можем понять, что в одном случае подчеркивается человеческий аспект Его существования в этом мире, а в другом – строго божественный. Например, когда на горе Фавор Христос преобразился пред лицом апостолов, Он показал Свою Божественную сущность, чтобы апостолы, когда увидят Его распятым на кресте, понимали, что это страдание добровольное, то есть Он сознательно идет на все это.

Кстати, в Библии имя «Господь» встречается в связи с уничтожением Содома и Гоморры.

– По милосердию?

– Это же милосердие. Экзегеты ломали головы: а почему? А потом поняли: уничтожение Содома и Гоморры было милосердием Божиим по отношению к соседям Содома и Гоморры, которые уже измучились от такого соседства.

– Мне пришла в голову мысль, что если родословие Иисуса Христа является текстом, то, может быть, текстом является и перечисление имен апостолов?

– Я пока не занимался таким исследованием. Но это еврейские имена, и они тоже имеют расшифровку, потому что все имена Библии – это говорящие имена. Может быть, специально, когда у вас будет передача об апостолах, мы вернемся к этой теме и рассмотрим все их имена именно в том порядке, в каком они даются в Евангелиях. Потому что в этом случае они тоже могут являться некой информацией.

Вспомните, апостол Павел, когда он был Савлом – гонителем христиан, – шел из Иерусалима в Дамаск, чтобы принести гонения на христиан из Иерусалима в Дамаск. Его внезапно осиял свет с неба. Он же еврей, который верит в одного Бога. Главная заповедь Израиля: «Господь един». И вдруг он спрашивает: «Кто Ты, Господи?» Если бы грек-язычник или римлянин-язычник спросил: «Кто Ты, Господи?», мы могли бы предположить, что он хочет понять, то ли это Аполлон, то ли Зевс, то ли Меркурий с крылышками на кроссовках. Здесь понятно. А еврей, который верит в единого Бога, спрашивает: «Кто Ты, Господи?» Что он хочет узнать? Он хотел узнать, с каким именем Бог его встретил. Имен-то Божиих много.

Например, в православной традиции мы сохраняем имя Господь Адонаи, когда в храме читаются паремии. Оно означает, что Господь – хозяин этого мира. Есть предание, что, когда Адам дал имена всем животным, Творец спросил его: «А как ты Меня назовешь?» Адам сказал: «Ты Господь, то есть господин». По-еврейски это Адонаи – близко к слову «адоним», которое прямо означает «господин».

В православной традиции мы знаем имя Бога «Саваоф» – по-еврейски «Цабаот» – это «Бог воинств». Также мы знаем имя «Господь Вседержитель», по-гречески «Пантократор», по-еврейски «Эль Шаддай», – Тот, Кто все содержит в равновесии. И когда Савл спрашивает: «Кто Ты, Господи?», он хочет узнать, с каким именем Бог остановил его. Может быть, это Саваоф, который поможет ему выполнять его миссию. Он же собирался уничтожать христиан. И вдруг Господь дает Свое новое имя, которого Савл не знал: «Я Иисус, Которого ты гонишь, трудно тебе идти против рожна». И Павел, услышав новое имя Бога, падает ниц и говорит: «Что повелишь мне, Господи?» Теперь Иисус становится его господином и хозяином. Позже Павел будет свидетельствовать о том, что нет другого имени под небом, которым надлежало бы нам спастись, кроме имени Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Таким образом, мы видим, что имена значат очень много. У Христа много духовных имен. Эммануил – это его духовное имя, которое означает «С нами Бог». Еще Аминь.

– Это тоже имя?

– Это собственное имя Иисуса Христа. В Апокалипсисе Он представляется как Аминь, свидетель верный. «Свидетель» по-гречески «мартирос», означает «мученик» и «свидетель» одновременно, Христос тоже называется этим именем. Мы, христиане, называемся христианами от имени Христос. А что означает имя Христос, Мессиах по-еврейски? Помазанник. Помазанниками были первосвященники, цари и пророки. Христос в Своем истинном человечестве совершает служение и царя, и первосвященника, и пророка. Это подчеркивает догматическое православное богословие. А мы называемся христианами, то есть тоже помазанными, в каком смысле? В этом же самом. В Новом Завете сказано, что все христиане – это царственное священство по благодати. Мы верим, что у нас есть всеобщее священство, царственное священство – это каждый крещеный и каждый миропомазанный. Но есть еще сугубое священство, трехчинное, – диаконат, пресвитериат, епископат.

– Что касается апостола Павла. Интересно, имена Павел и Савл различаются по значению?

– Имя Савл – это самое популярное имя в колене Вениаминовом, из которого происходит Павел. Потому что первым еврейским царем был Саул. Саул – это Савл. У нас почему-то не объединили транслитерацию. В случае с царем – Саул, в случае с Павлом – Савл. На самом деле это еврейское имя Шауль. Так звали Павла, так звали первого царя из колена Вениаминова. Но в честь кого он берет имя Павел? Это не еврейское имя. В честь первого обращенного язычника, которого он обратил ко Христу. Так говорит Предание Церкви, и мы немного видим это в Книге деяний. В память об этом чуде – обращении язычника – он берет его имя, как бы понимая, что теперь он будет обращать других язычников. Позже апостол Павел напишет в своих посланиях: «Как апостолу Петру дано благовествование среди обрезанных, так и мне дано благовествование среди необрезанных». То есть среди язычников. И он себя называет апостолом язычников и прославляет свое служение.

– Получилось так, что эти имена оказались созвучны – Савл и Павел. Такое совпадение.

– В некотором смысле. На самом деле первое имя – еврейское, второе – языческое, но знаковое для Павла, так как первый им обращенный человек носил это имя. Все имена несут в себе какую-то информацию, в этом мы убедились.

– Мы говорили про имена апостолов: Петр – «камень», «сыновья грома» – тоже, видимо, имеет какое-то значение…

– Я думаю, мы вернемся к этим именам, когда будем делать передачу об апостолах. Думаю, людям будет интересно услышать, как окончилась жизнь каждого из апостолов, где проповедовал каждый из них, какие чудеса совершал. А когда мы будем говорить об апостолах, можем посмотреть церковное Предание: что происходило с Понтием Пилатом, с его женой, с другими персонажами евангельских событий. Как сложилась судьба Иосифа Обручника, Девы Марии.

– Это тема для целой передачи.

Попрошу Вас поподробнее рассказать о той книге, которую Вы принесли в студию. Видимо, там еще много интересного, помимо расшифровки имен.

– Это моя книга, она вышла уже несколькими тиражами. Это четырехтомник. Она называется «Беседы на Евангелие от Матфея». На самом деле это радиопередачи, которые в течение пяти лет я проводил на радио «Радонеж». Конечно, я обработал текст, насколько было возможно, но постарался сохранить разговорный стиль, чтобы люди, читающие эту книгу, ощущали живую беседу, живое общение между автором и тем, кто ее читает. Здесь очень много разных вопросов. Все Евангелие от Матфея достаточно подробно разобрано. Я использовал здесь цитаты и комментарии святых отцов, чьи труды совсем недавно были переведены на русский язык. Есть общеизвестные комментарии, а я использовал комментарии отцов, которые малоизвестны, но совсем недавно стали доступны для исследования.

– Спасибо за такую интересную беседу. Поздравляю Вас и наших телезрителей с наступающим Новым годом.

Ведущий Денис Береснев

Записала Маргарита Попова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы