Аудио |
|
Скачать .mp3 |
– Потому что нет в нас еще полноты христианской веры. Господь говорит про полноту.
– Когда человек уже входит именно в полноту жизни христианской, то для него уже смерти не существует?
– Нет, конечно.
– А то, что человек уверовал во Христа, этого еще недостаточно…
– Это значит, что он откликнулся на зов. Но это не значит, что он взял крест и последовал за Ним на Голгофу.
– Но мы даже у святых отцов встречаем страх перед смертью. Казалось бы, человек прожил всю жизнь для Христа и, по мнению других, достиг совершенства христианского. И все равно…
– Оградительное смирение не дает возможности мыслить о себе высоко.
– Все равно человек считает себя недостойным?
– Рабом неключимым.
– Вопрос телезрительницы: «Можно ли православным девушкам, которые ходят в церковь, ехать отдыхать на море – в Турцию, Египет? Или лучше ездить на море в паломническую поездку?»
– «Нам все позволено, – говорит апостол Павел, – но не все полезно». Поэтому нужно посоветоваться со сведущими людьми, с теми, кто там бывал неоднократно. Потому что это очень индивидуально. Некоторым людям я бы категорически не советовал, для некоторых – ничего. И лучше всего ездить с кем-то из родственников. Тогда это будет не так опасно. Всякий отъезд от дома сопряжен с разными опасностями.
– А в чем эти опасности, когда человек действительно хочет сменить обстановку для отдыха?
– Во всяком в случае, в Турции зачастую убивают наших туристов; прямо в отеле, например. Это считать опасностью можно?
– Вполне.
– Потом, среди соотечественников встречаются такие персонажи, с которыми лучше не встречаться не только в Турции, но и даже на горе Килиманджаро. Ну и так далее...
Есть такой лозунг: «Все включено». Такая страшная штука. И совсем не все могут в голову включить размышления об опасности. У того, кто звонил, голос молодой – это тоже, значит, опыта жизненного нет. И сам вопрос очень интересный – он говорит, что эта юная дама не совсем уверена в том, что можно. Значит, у нее есть опасения, они совершенно справедливы. В этой ситуации лучше, чтобы такие мысли даже не приходили в голову: чтобы одной куда-то ехать. Просто при перечне разных летних удовольствий чтобы даже не звучала строчка под номером семь. А что-то выбирать из другого...
– Вопрос телезрительницы Людмилы из Пензы: «Мне скоро будет 73 года. Я очень часто обижаюсь и раздумываю, почему поступили так... Я одинока, уже давно вдова, сын живет не со мной. Батюшка, как с этим бороться? Я сама по себе была раньше веселая, а вот сейчас все время задумываюсь… Думаю: вот ты обиделась, а вдруг сегодня ночью Господь заберет у тебя душу? Как ты будешь тогда? Батюшка, подскажите, пожалуйста, как мне с этим бороться? Как вообще себя настроить на доброжелательный лад, не замечать чужих ошибок? Сама-то я не лучше их».
– А я в курсе, что Вы меня убеждаете? Тут есть два пути. Вам как-то изменять свой обычай уже немножко поздновато. Есть такой диагноз, называется «старческая депрессия»… Поэтому сходите к доктору, поговорите. Если попадется такой, который что-то соображает (что не всегда бывает), то Вам на самом деле очень легко помочь. И нужно чаще причащаться и иметь какое-то посильное дело: можно вокруг храма и так далее... То есть нужно заниматься не тем, как обычно пожилые женщины у подъезда сидят на лавочке и мысленно очищают кости всем входящим... Это, конечно, дело бесплодное и для души разорительное. А делать что-то действительно хорошее. Например, убирать свой подъезд – и денежки заработаете, и люди будут радоваться. Или украшать его цветами в горшочках, а потом их поливать. Много таких занятий, которые будут радовать людей. И Вас в том числе.
– Бездействие оказывает угнетающее действие на человека.
– Это двояко. Может сама депрессия рождать бездействие, потому что руки опускаются.
– Вопрос: «Почему после смерти человек уже не может покаяться, когда увидит всю ошибочность своей земной жизни?»
– Ну как почему? Покаяние есть изменение человека. А человек уже умер. Его дело завершилось.
– Но жизнь-то продолжается…
– Почему после своей смерти человек не может стать хотя бы серебряным призером Олимпийских игр? Уже нет тела. «Земля еси и в землю отыдеши...» Он вот немножко не дотянул при жизни до золотой медали, но хоть серебряную ему дать надо? Он так хотел! Для многих хотеть – это святое. Особенно если это мой сынок...
– То есть все только во временных пределах земной жизни.
– Ну да... Вот эта замечательная женщина, что нам звонила, разве не знает, что нельзя осуждать? Или не слышала, что «не судите – не судимы будете»? Но она же этим пренебрегает? Пренебрегает. Ну а я тут при чем?
– Вопрос: «Апостол Павел призывает не себе угождать, но ближнему во благое к созиданию. Поясните, что это такое и как это исполнить».
– Созидание – это надо из самого себя строить обитель Святого Духа. Это есть высшее благо для души, для которой мы это созидаем. Поэтому спасение у святых называлось домостроительством.
– Но здесь речь идет об угождении ближним.
– Конечно. Потому что спасение через ближнего. «Что сделал одному из малых сих, то сделал Мне», говорит Христос.
– То есть это угождение должно созидать в самом человеке дом Святого Духа.
– Конечно.
– Вопрос телезрительницы из Белоруссии: «Если мужчина не является христианином, то есть верующим, то незачем ему и заводить семью. Потому что семья – это малая церковь. Если он верующий, то ищет и девушку верующую. Тогда семья – малая церковь, муж – Христос, жена – дьякон, дети – народ. Правильно? У нас в Минске за 2017 год 100% разводов. Для того чтобы создавать семью, мужчина должен быть верующим?»
(Далее диалог с телезрительницей.)
– А кому он должен? Вот родился мужчина, маленький лежит, пищит. Кому он должен?
– У нас никто никому не должен, все правильно.
– Не только у нас – нигде. Это – по желанию: хочешь – веруй, не хочешь – не веруй. Хочешь – женись.
– Ну да, эти мои соображения утопические… Как сказал Федор Михайлович Достоевский: на земле может установиться земной рай в течение трех минут, но условие этого – всеобщее покаяние.
– Ну что ж, это замечательно.
(Окончание диалога с телезрительницей.)
– Вопрос: «Человек крещеный, но никогда не ходивший в церковь, и человек некрещеный после смерти одну участь приемлют или нет?»
– Так хочется сказать: ту, которую Вы ему назначите. Вопрос праздный.
– Крещение, не восполненное христианской жизнью, какое-то значение для человека имеет?
– Тут все равно надо разбираться. Нужно с этим человеком поговорить. Но этот человек, который задает такой вопрос, уже ожидает приговора. А мы же не знаем, какие у него были мысли.
– Многие люди крещены в детстве, но живут как некрещеные.
– Мне сегодня один человек сказал, что Ленин стал крестным одного новорожденного ребеночка. Его один знакомый, не знаю – революционер или просто денежный человек –попросил, и он пошел. Потому что тот его пригласил. Вот и интересно, а он же уже к этому времени был злостным атеистом. Для меня это было интересно. Вообще сегодня такой замечательный день, я так много нового узнал. За этот день просто благодарение Богу.
– Мне тут рассказывали, как крестили в советские времена: брали в крестные просто знакомых.
– Не сообщали им.
– … и даже мусульман. Вот надо сейчас, в обеденный перерыв, покрестить – и поехали.
– Ну что же, человек не знает своей собственной веры. «По вере вашей да будет вам».
– Вопрос телезрительницы: «Я хотела бы спросить у вас о детских садах… У нас не хотят глубоко задуматься о том, что детей отдавать в детский сад, в общем-то, губительно для их душ. А мы хотим воспитать ребенка христианином, чтобы он выполнял волю Божию. А здесь и отлучение от матери губительно сказывается и на душе ребенка, и на душе матери, и на семье».
(Далее диалог с телезрительницей.)
– Их так воспитали, понимаете? Им главное – комфорт и свободное время. Когда можно отдохнуть, чем-то заняться, куда-то сходить, потрепаться по телефону. А ребенка там социализируют и кормят. И очень все довольны. Это же ваши дети, вы их так воспитали.
– Но у меня еще есть возможность, они еще не отдали в детский сад, только думают об этом.
– Вы можете высказывать свое мнение.
– Я его высказываю.
– Но Вы должны в их глазах иметь такой авторитет, что им даже в голову не придет сделать что-то поперек Вашего совета. Вот как надо было воспитать.
– Я понимаю.
– Молодец. Редко я встречаю такое понимание.
– Они будут слушать, если я смогу действительно ясно рассказать о том, что происходит с душой ребенка, когда он далеко от матери?
– А они Вам скажут, что Вы сгущаете краски, а это очень хороший детский сад.
– Но хороших детских садов нет.
– Ну почему? Есть хорошие, есть похуже, а есть совсем дрянь.
– Главное же, чтобы воспитательница была хорошая – даже не детский сад.
– Воспитательница-то хорошая, а в детском саду воспитывает кто? Не знаете? Так я Вам скажу: детский коллектив! Вот это чудовище, которое будет портить Вам внуков. Я в детском саду прожил всю жизнь. Я в детском саду даже работал. И дворником, и оформителем, и Дедом Морозом. Под Новый год было хорошо. Я это все очень хорошо знаю и помню. Бывал и на пятидневке, все хорошо знаю.
(Окончание диалога с телезрительницей.)
– В любом случае такой детский коллектив для ребенка вреден.
– Потому что это искусственное, это как ГМО.
– А если это частный детский сад, небольшая группа…
– Если известно, что за педагог будет с ними заниматься... Это – подобие семьи, это все-таки гораздо лучше. И подбор детей – яблочки от яблоньки недалече падают. Нужно обязательно познакомиться с родителями этих детей: какими духами они руководимы в своей жизни. Может быть, духами тьмы.
Если уж нет никакой возможности как-то сделать по-другому (как у моей мамы – ну буквально никакой возможности выкормить своих детенышей не было, кроме как детский сад и даже пойти туда работать), то надо искать именно таких благоприятных условий. Собрать пять мамочек своих друзей и знакомых, может быть – прихожан одного и того же храма, собраться, и тогда будет подобие семьи. Детки будут, может быть, и с охотой ходить.
– Вопрос телезрительницы: «Вот человек эмоциональный, и он испытывает радость от участия в Божественной литургии. Потом выходит. Но поскольку очень эмоциональный, как-то очень бурно это проявляет и хочет этой радостью делиться. Является ли это грехом? Или, может быть, это является следствием еще каких-нибудь других грехов? Или когда человек впадает в печаль и в силу повышенной эмоциональности может уйти в уныние... Я просто на себе это чувствую, но не понимаю вообще, что происходит. Помогите разобраться».
(Далее диалог с телезрительницей.)
– А разобраться с кем, с Вами? Мы говорим о Вас? Вы – эмоциональная.
– Да.
– Могу дать бесплатный совет: научитесь управлять своей эмоциональностью. Это Вам очень поможет. Вот у нас в Африке, когда люди-прихожане отслужат Божественную литургию, причастятся, потом начинают танцевать. Они все очень эмоциональные. И руки воздевают, и ножками притопывают, и крутятся вокруг своей оси. Это очень мило и очень хорошо, очень эмоционально и даже красиво. У них так принято, и они никого этим не смущают. А если человек стоит посреди плаца с воздетыми к небу руками, мне хочется покрутить указательным пальцем рядом с виском. Поэтому у нас совершенно другие традиции. Мы, русские, очень сдержанны. Ну, когда не выпьем, конечно. А когда выпьем, у нас тоже со дна вздымается наша эмоциональность, вплоть до драки и до ножа. Поэтому я бы Вам советовал это держать в себе и сразу уходить. И эту эмоцию сохранить как энергию для благодарственных молитв. Сразу возьмите молитвослов – еще раз и еще прочитайте благодатные молитвы. Или, может, тихонечко, где-нибудь в уголке садика, который часто бывает при церкви, взять и спеть песню Богородице, пропеть «Отче наш»… И потихонечку Ваши эмоции плавно перейдут к устроению Вашей обычной жизни.
– Но вот порой человек, переполненный радостью после храма или посещения святого места, хочет поделиться с домашними, хочется, чтобы и они эту радость испытали.
– Христианин всегда думает о людях. Вот опять «хочу». «Хочу» – это не аргумент вообще. Что значит «хочет»? Надо уловить желание домашних, а они-то хотят?..
– То есть своей радостью поделиться не удастся?
– …Хорошо, когда в храме весь народ поет. Тогда вся эмоция начнет входить в текст – либо псалмов, либо Херувимской, Евхаристического канона. Это самый лучший вариант.
– Но не все могут петь хорошо, и это смущает стоящих вокруг.
– Ну, не все могут и па-де-де исполнять...
– Это порой искушение для стоящих недалеко от поющего.
– Да даже вокруг престола.
– Что нужно, чтобы раскаяние перешло в покаяние?
– Раскаяние и покаяние – это одно и то же. Корень один. Человек раскаялся в своих грехах, он покаялся в своих грехах – это одно и то же.
– Чувство раскаяния приводит человека на исповедь, и он кается.
– Ну да, но на исповедь человек, бывает, приходит потому, что хочет держать свою душу в чистоте и внимателен к своей духовной жизни. Приходит, священник свидетельствует, что «ты вот за эту седмицу согрешил тем же и тем же». Прошу у Спасителя моего и Бога прощения и помочь мне впредь этого избежать.
– То есть вот это желание впредь избегать этого греха говорит о покаянии?
– Да.
– Вопрос телезрителя: «Почему у нас в православии так сильно почитаются иконы? Например, перед иконой "Неупиваемая Чаша" молятся об избавлении от пьянства. Перед иконой "Всецарица" – от онкологических заболеваний. Ведь Божья Матерь одна».
– Ну как почему? Потому что было много случаев, когда люди молились перед иконой – и избавлялись от этого тяжелого заболевания. Вот почему. …Людей натолкнуло на эту мысль, и они стали собираться по этому поводу. В основном такие люди, которые молились за своих родственников. У нас тоже на приходе образовалась группа таких людей, и в этой группе прямо чудеса исцеления от алкоголизма происходили. Даже не у самих участников, а у родственников, у тех, за кого они молились. А что в этом такого плохого?
– То есть молитвенный опыт самих людей привел к почитанию тех или иных икон.
– Да. И это же Богородица Сама явила Свою милость. И тем самым указала, что – да, Ей это угодно, чтобы перед этой иконой люди молились. Ну и что такого? Этот раб Божий же сказал – Богородица же одна? Но Она указала Сама. Мы же не брали икону «Спорительница хлебов», чтобы она участвовала в коронации государя-императора. Это народная молитвенная интуиция. Но все равно среди всех икон наш народ выделил «Казанскую». Одна из самых молодых икон семнадцатого века.
– Вопрос: «По собственной глупости оказалась в очень трудной жизненной ситуации, выхода из нее не вижу, юристы просят большие деньги за помощь. Но доверия им нет, один раз уже обманули. От безнадежности началось уныние. Помогите».
– Чем?
– Может быть, каким-то утешением человеку....
– Жизнь коротка…
– …и все наши трудности скоро закончатся.
– Останутся здесь, на земле. А мы перейдем туда, где нет «ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная».
– Но в данный момент человека это гнетет.
– Ну, бывает. Всегда, каждый день что-нибудь случается, что приводит к печали, таким грустным мыслям. Ну и что? И чудесного много.
– Если вспомнить свою жизнь…
– Тем более что человек сам говорит: «по глупости».
– И если немножко вспомнить свою жизнь, таких глупостей было немало. И в каждой Господь помог.
– Да. И ничего – все в прошлом.
– Вопрос телезрительницы Ирины из Белоруссии: «Как Церковь рассматривает: выкидыш у женщины считается абортом или это все-таки какая-то Божья воля, что происходит у женщины такая ситуация, такая вот проблема. И второй вопрос: как найти разницу и ту грань между передачей информации, рассказом – и осуждением. Иногда со своими близкими встречаешься, рассказываешь, что где-то что-то случилось. И в какой-то момент понимаешь, что эта информация не просто информация, а идет с каким-то осуждением. Но вроде бы я и не осуждаю, а просто веду рассказ, разговор о том, что случилось. Как понять грань между передачей информации и осуждением?»
– Я все уже давно понял. Всегда, когда Вы рассказываете, в этом есть осуждение. Как только рот открыли – так пошло осуждение. Так лучше рот не открывать, тогда не будет осуждения.
А о выкидыше – есть такой медицинский термин: «непроизвольный аборт». Это не значит, что женщина так хотела. А так случилось по разным причинам – генетически или еще какие-то обстоятельства. Поэтому молитва! Потеря дитя всегда, если женщина психически нормальная, событие трудное, горестное, и надо с ним в церковь приходить и понимать: раз Господь не дал дитя, значит, у Него такие были соображения, и нам надо смиряться и просить на дальнейшую жизнь помощи Божией.
– Батюшка, к предыдущему вопросу: хвалить людей…
– Хвалить можно. В случае, если человек унывает. Если попал в трудное обстоятельство – с целью его немножко поддержать. Но надо внимательно смотреть, как бы не пересолить. Потому что излишняя будет уже осуждением.
– То есть похвала тоже может быть осуждением.
– Конечно.
– Но осуждение всегда ассоциируется, наоборот, с недовольством.
– Не всегда.
– Как Вы сказали, сребролюбие проявляется еще и в мотовстве.
– Конечно.
– Казалось бы, оно должно быть направлено на стяжание.
– Не так уж резко я хотел сказать. Оговорился.
– Если человек любит деньги – он их собирает…
– …и расточает в то же время.
– И без них не может – и удержать их не может.
– Ну да, как расточать, если их нет? Поэтому он их любит, взаймы никому не дает. А вот играет…
– На себя все тратит.
– Да, на свои удовольствия, для своей души.
– Вопрос телезрительницы: «Объясните, пожалуйста, что значат слова из Второго послания святого апостола Иоанна Богослова: Если кто видит брата своего, согрешающего грехом не к смерти, то пусть молится, и Бог даст ему жизнь, то есть согрешающему грехом не к смерти. Есть грех к смерти: не о том говорю, чтобы он молился, всякая неправда есть грех, но есть грех не к смерти. Как вот: грех не к смерти?»
– Есть грехи смертные. Например, то же сребролюбие – это грех смертный. Почему? Он убивает душу. А есть грех не к смерти. Это осуждение: каким судом судите, таким будут судить и вас. То есть ты душу свою не убил, но подверг себя суду, это не смертный грех. Один грех к смерти: человека оклеветал, и это грех смертный. А если подумал о человеке, но никому не сказал, это грех не к смерти. Иди на исповедь, покайся.
– Батюшка, есть грехи, а есть прегрешение – между ними какая разница? Это по тяжести совершенного?
– Да, конечно. Одно дело – украл. Другое дело: эх, плохо лежит – но отвернулся и пошел дальше. Это прегрешение.
– Пожелал.
– Да.
– Господь говорит: «Нет ничего тайного, что не стало бы явным». О чем здесь речь? О тайнах Божьих, которые постепенно нам открываются, или о злых делах человека?
– Принято считать, что о злых делах человека.
– То есть что бы человек ни прятал, глубоко и далеко от всех, это рано или поздно…
– Хоть в Англии, хоть во Францию, а потом вылезает.
– Иногда даже после смерти вдруг оказывается, что то, что считали хорошим, все со знаком «минус».
Вопрос: «Почему мы просим Бога об одном и том же много раз? Ведь Он и с первого раза слышит. Не навязываем ли мы тем самым Богу собственное решение?»
– Попробуй навяжи. Это человек с очень большим самомнением – думает, что он что-то Отцу Небесному может навязать.
– Но вот он усматривает это в таком постоянном прошении об одном…
– Дело в том, что этот человек не знает Бога, поэтому приписывает Ему свои немощи.
– Ну да, когда ко мне с одним и тем же – у меня раздражение.
– Да, на – только отстань, отвяжись.
– Вопрос телезрительницы: «Соседи, которые над нами живут, громко включают музыку и очень сильно шумят. Мы разговаривали с ними по-хорошему, обращались в полицию. После полиции стало хуже… И дети у них специально бьют ногами по полу. У меня мама на инвалидности, все тяжело настолько, что не хочется идти домой. И вопрос в том, как с этим жить; нет возможности переехать».
(Далее диалог с телезрительницей.)
– А зачем с этим жить? Я не пойму. Продала квартиру – купила другую. Или пойди к соседке первого этажа и скажи: «Давай поменяемся, я поеду на первый – это считается непрестижно – а ты в мою квартиру. Предложить им поменяться.
– Но эти люди… когда мы пришли к ним в первый раз попросить, чтобы они себя вели потише, и я сказала, что мама на инвалидности, они предложили мне маму сдать в дом престарелых. И смерти нам желали.
– Так надо из этого дома уехать! Какие проблемы-то, я не пойму. У нас в Америке все так делают, если соседи невозможные, потому что там соседи друг с другом только через адвокатов общаются. А тут что терпеть? Даже и не представляю, зачем это? Потратить силы, конечно. Может, будут какие-то небольшие денежные потери. И купить квартирку.
(Окончание диалога с телезрительницей.)
– И переложить эту головную боль на других людей.
– Да. А они пусть уж сами смотрят.
– Получается, что мы людей подставляем.
– Почему?
– То есть им честно рассказать…
– А может, там тоже шумные соседи будут?
– То есть они так сдружатся?
– Ну, мало ли. Можно же предупредить. «А что вы уезжаете?» – «А соседи шумные, а моей маме нужен покой». Вполне аргумент.
– Особенно если квартира городская, то переехать в пригород вообще не проблема.
– Да вообще нет проблем! Это просто мы, советские люди, как правило, абсолютно беспомощны! Вот у нас застряло в голове, что это моя квартира. Но если бомба упадет – поедешь же в другую? А пока в санатории поживешь. Тоже мне проблема – квартира. Брюки сносились – новые же покупаем? А что такое квартира? Это такие же брюки. Даже называют квартиру «распашонка». Это просто большая одежда, но она подороже…
– Вопрос телезрителя (судя по акценту, мусульманин): «Мне почему-то такой сон снился: наш уважаемый президент мне дарил Коран. Этот сон несколько раз повторился. Что это?»
(Далее диалог с телезрителем.)
– Ты Коран-то читал?
– Но я не читал, он мне часто снится.
– А ты почитай. Почитай Коран. Почитай, что Мухаммед говорит об Иисусе Христе в Коране. Вот – почитай! Тебе сам президент во сне несколько раз являлся, чтобы ты хоть начал что-то читать. Нельзя же жить в темноте, понимаешь? Купи Коран завтра и начинай читать.
– Вопрос: «Мы просим у Господа христианской мирной и непостыдной кончины. Что значит "непостыдной"? И разве не сам человек всей своей жизнью выбирает, какой будет у него конец?»
– По-разному бывает. А христианин должен умирать по-христиански. И вот об этой христианской кончине и идет речь. Чтобы не смалодушничал, не капризничал, никого не проклинал, а умирал как стойкий воин Христов.
– Вот «непостыдное».
– Ну, это потому, что стыдно христианину вести себя не по-христиански. В самый последний месяц своей жизни.
– Чтобы Господь дал нам силы преодолеть, может быть, болезни…
– Да. И чтобы те люди, которые меня окружают во время болезни, за меня молились, а не говорили: «Когда же Господь приберет…»
– Но порой бывает, что человек в самый последний момент начинает…
– Я об этом и говорю. Как в нашем неврологическом отделении, где наши сестры порой воюют!
– С кем?
– С болящими. Потому что они такое там выделывают!
– То есть человек уже на грани между жизнью и смертью, а вот таким образом… Да… Вообще жизнь очень…
– …многообразная.
– И хорошо в этом многообразии иметь четкое направление.
– Хорошо быть человеком церковным. Потому что вместе с церковью можно все преодолеть. А когда без церкви, то даже на семью нельзя надеяться. Часто оказывается, что человек не больно-то кому и нужен.
– Да. К сожалению, одиночество один из самых главных тягостных моментов.
– Одиночество среди людей...
– Спасибо, батюшка, за передачу, за ответы.
– Всего доброго, дорогие братья и сестры. Будем живы-здоровы – до следующего воскресенья.
Ведущий Александр Березовский, протоиерей
Записала Татьяна Муравьева
В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает священник Александр Асонов, настоятель храма во имя всех святых на Гатчинском кладбище, глава Отдела по связям с общественностью Гатчинской епархии. Тема беседы: «Общее горе: как пережить и не навредить ближнему».
Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!
Пожертвовать
Литургия Преждеосвященных Даров 29 марта 2024 года
Профессор А.И. Осипов. Первые плоды духовной жизни
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 2
Профессор А.И. Осипов. Три истины? которые открыл Христос. Часть 1
Православный взгляд. Беседа с митрополитом Томским и Асиновским Ростиславом
Допустимо ли не причащаться, присутствуя на литургии?
— Сейчас допустимо, но в каждом конкретном случает это пастырский вопрос. Нужно понять, почему так происходит. В любом случае причастие должно быть, так или иначе, регулярным, …
Каков смысл тайных молитв, если прихожане их не слышат?
— Тайными молитвы, по всей видимости, стали в эпоху, когда люди стали причащаться очень редко. И поскольку люди полноценно не участвуют в Евхаристии, то духовенство посчитало …
Какой была подготовка к причастию у первых христиан?
— Трудно сказать. Конечно, эта подготовка не заключалась в вычитывании какого-то особого последования и, может быть, в трехдневном посте, как это принято сегодня. Вообще нужно сказать, …
Как полноценная трапеза переродилась в современный ритуал?
— Действительно, мы знаем, что Господь Сам преломлял хлеб и давал Своим ученикам. И первые христиане так же собирались вместе, делали приношения хлеба и вина, которые …
Мы не просим у вас милостыню. Мы ждём осознанной помощи от тех, для кого телеканал «Союз» — друг и наставник.
Цель телекомпании создавать и показывать духовные телепрограммы. Ведь сколько людей пока еще не просвещены Словом Божиим? А вместе мы можем сделать «Союз» жемчужиной среди всех других каналов. Чтобы даже просто переключая кнопки, даже не верующие люди, останавливались на нем и начинали смотреть и слушать: узнавать, что над нами всеми Бог!
Давайте вместе стремиться к этой — даже не мечте, а вполне достижимой цели. С Богом!