Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

23 сентября 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

– Батюшка, в ожидании звонков от наших телезрителей начну с тех вопросов, которые мы уже получили. «Мой прадед был священнослужителем в одной московской церкви.  Прадед отрекся от Церкви, опасаясь ссылки и ареста. Сделал он это во благо своих многочисленных детей. Все остались живы и здоровы. Вопрос: несут ли потомки – то есть мы – за отречение нашего прадеда какую-нибудь ответственность?»

– Нет, никоим образом. Даже сам вопрос странный. Что это за юриспруденция? Это на Кавказе существует кровная месть. Вот из такого-то рода человек зарезал человека из другого рода. И любой представитель того рода должен теперь при встрече резать кого-то из семьи первого человека. Но это совершенно не христианский обычай, а дикий такой, горский. Поэтому эти прекрасные и отважные люди на протяжении столетий беспощадно друг друга резали. В результате к чему пришли? Не смогли создать свою письменность, не смогли стать настолько многочисленными, чтобы противостоять завоевателям. Очень много бед этот обычай принес. Наш Бог не такой. Какая может быть ответственность? Дети, внуки…

– Но говорят, что за грех до седьмого колена несут ответственность, что он каким-то образом ложится на род.

– Ложится каким образом? У Юровского есть внуки и правнуки, и каждый из них знает, что Юровский стрелял в царя, стрелял в больного мальчика, штыком колол невинных девочек. Представляете, жить с таким сознанием? Оно, конечно, очень влияет на человека. До седьмого колена, потому что память об этом событии. Вот как у Дантеса в семье, у  его потомков память о том, что Дантес убил Пушкина, сохранялась. Это, конечно, влияет, безусловно. А почему семь? Во-первых, число такое само по себе замечательное. А изгладиться может память, потому что люди обычно не помнят своих предков наизусть больше, чем семь рождений.

– Но Господь не взыщет с одного человека за грехи другого.

– Господь ничто с человека не взыскивает. Если человек пьет горькую и допивается до белой горячки, это не Господь с него взыскивает за каждый выпитый стакан виски. Нет, он просто сам отравил свой ум, испортил свои сосуды – все сам. Конечно, в просторечии говорят: «Бог наказал». Бог не наказывает. Когда человек упорствует в какой-то гадости, как Патриарх Варфоломей, это обязательно приведет к тому, что он об этом пожалеет, если гордость позволит ему в этом признаться. Потому что невооруженным глазом видно, к каким последствиям это может привести. Может и не привести, но это значит, что тогда, как в народе говорят, очень повезло.

–  Вопрос телезрительницы: «Меня зовут Тамара, я звоню из Брянска. Скажите, пожалуйста,  хотелось бы понять, что означают слова: Честной и Животворящий Крест Господень? Что такое “Животворящий”, я уже поняла. А вот почему “Честной”? Какой смысл вкладывается в это слово?» 

«Честной» – «тот, которому воздается честь». Вот и все, больше ничего. Просто у Вас слабо дело обстоит со славянским языком. Простой перевод устраняет непонятные вещи. Советую Вам купить словарь церковнославянского языка, он переиздавался в последнее время – Вам будет очень полезно.

– «Отец Дмитрий, посоветуйте, как быть с ситуацией, когда в одночасье разрушилась благополучная семейная жизнь? Муж ушел в секту родноверов и настаивает на разводе, дочь стала гулять, по нескольку дней не появляется дома. Как понять эту “черную полосу”? Что Господь пытается до меня донести? Я видела смысл жизни в служении Господу, в роли матери и жены и много труда вложила в построение семьи, изучала проповеди, статьи, лекции. А теперь я одна в пустой квартире, и моих близких и любимых людей куда-то унесло, моя семья разрушилась».

– Как куда-то? Дочь унесло на прогулки – она теперь гуляет. Мужа унесло в зловредную секту. Это вообще самоизмышленная пагуба. О чем это говорит? О том, что Вы, возможно, в своей жизни сделали очень серьезный промах, когда соглашались выйти замуж за этого человека. Он самый натуральный предатель. Как Вы могли такие подлые качества в нем не разглядеть?

А что теперь? Во-первых, Вы не одна, потому что если Вы остаетесь верны Богу, то Вы должны этот экзамен сдать на «пять». Вопрос в экзамене такой: Иже любит отца или матерь паче Мене, несть Мене достоин: и иже любит сына или дщерь паче Мене, несть Мене достоин.

Вот в этой ситуации, очень трудной (безусловно, одной из самых трудных) не только для мужчины, но и для женщины, Вам надо явить Богу свою любовь и сохранить, а может, и приумножить то же желание послужить Ему. В таких сложных ситуациях многие люди уходили в монастырь, чтобы самих себя и весь живот свой Христу Богу предать. Ну, это просто для примера, я совсем не настаиваю – послужить Богу можно в любом месте.

Теперь по поводу дочери. Ну, можно взять из детского дома двух дочерей и сына и начать вторую жизнь – и очень хорошо послужить Богу. Я наблюдаю, как несколько людей на протяжении десятков лет воспитывают чужих брошенных маленьких детей и счастливы. Потому что в противном случае велика вероятность, что эти детки были бы в тюрьме.

– А так они обрели любовь.

– Обрели любовь, здоровье, образование. У них выправилось здоровье, потому что они раньше не были никому нужны, питались одним «Дошираком» – и то не каждый день. Они, голодные и в грязи, ползали вокруг пьяной матери.

– То есть эта «черная полоса», как женщина ее называет, попущена Богом для испытания ее веры.

– Конечно. Господь от нее ждет... В этих вопросах я слышу некий оттенок тщеславия – хочет человек признания. Плохое знание Писания, потому что в Писании сказано: «Так и вы, когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы, ничего не стоящие». А тут человек как будто совершенно не знает этого высказывания Христа Спасителя.

– Но люди видят в таких бедах действие какого-то греха, который они не могут в себе увидеть.

– А разве это не грех – честолюбие, тщеславие, самовозношение? Это такой грех, который лишает человека всех трудов и лишает наследия Царства Небесного. И Господь, чтобы человека избавить от этого, лишает его всего того, чем он питает свое тщеславие, и помогает ему спастись. Когда ко мне приходит в слезах невеста и говорит: «У меня прямо вот за неделю до свадьбы жених ушел», – я обычно тут же при ней начинаю плясать. Она смотрит на меня как на сумасшедшего. Я говорю: «Слушай, закажи благодарственный молебен и сделай какое-нибудь доброе дело. Днем и ночью благодари Бога».

– Так повезло!

– Сейчас у меня одна такая невеста, несостоявшаяся, как они все говорят, переживает: «Он что-то стал холодным, отошел». Ну, слава Богу – сейчас, а не тогда, когда у тебя двое детей! Потому что с таких людей даже алименты не получишь.

– Господь милость оказал.

– Да, просто милость оказал!

– Дал ей увидеть, какой он есть на самом деле.

– Да, и за такой короткий период. А она мне о нем впервые говорила: «Ой, ну вообще он такой воцерковленный! И так все в нем прекрасно!» Я думал: «Ну все, кранты! Сейчас мы это все узнаем» И буквально через две недели…

– Очарование прошло.

– Ну да, «очей очарованье». Потому что, кроме как очами, больше ведь ничего не увидишь за две-три недели.

– А что? Уже через две недели после знакомства…

– Вроде как они и познакомились с такой мотивацией. Они примерно одного возраста – и вот оба как-то возгорелись. Но он очень быстро скис, просто как будто уже дня четыре простоявшее на солнце молоко, на подоконнике.

Вопрос телезрителя: «Первый вопрос очень интересный был: батюшка во время репрессий отказался от своего сана ради спасения семьи. У меня тоже такая ситуация с дедушкой. Как нам с ним теперь? Он считается отлученным от Церкви? Можно за него в храм записку подавать или только в домашней молитве его поминать?

– Зависит от того, что Вы под этим понимаете и как это все произошло. Я был знаком с одним священником, к которому ходил на дом причащать. Ну, бывший священник, который снял с себя сан, но от Церкви он не отошел, продолжал ходить, молиться, даже пел на клиросе, умер в 90 с лишним лет.

Телезрительница: «А дедушка действительно снял с себя сан – его прятали, вся  деревня, в которой была церковь, прятали по подвалам…»

– Я очень рад. Это значит, он был хороший священник, если в такой любви воспитал свою паству. Я тоже знаю одну семью, мы даже в родстве: там человек был помещиком, и когда случилась революция, крестьяне его села прятали его очень долгое время. Потом его, конечно, поймали, отправили в лагерь, потом расстреляли, все чин чинарем. Но то, что народ его прятал долгое время и кормил, говорит о том, что он был для них прекрасным помещиком. Так же и Ваш дедушка – может, он и не отрекался ни от чего, просто так случилось.

 У меня есть знакомый священник, ему уже за 80 лет. Ему отец сказал (а отец сидел): «Если ты хочешь быть священником, готовься к тюрьме». В нашей стране другого варианта просто не было – если ты священник в ХХ веке до определенного года, то ты обречен либо сразу на расстрел, либо… как настоятель нашего храма – сначала «Беломорканал» строил, потом ему дали немножко послужить, а потом уже и расстреляли. Он был отцом пятерых детей. Так что ж тут? Такая у нас славная история, мы все ею очень гордимся…

Надо документы посмотреть. Пойдите в архив, там все эти документы должны быть. Работу определенную проведите. А может, он вообще и не отрекался. Это может быть такое предание в народе – у нас народ городит назнамо что, могут что угодно придумать. А осуждать никого не надо, у всякого человека разные обстоятельства. Мы знаем: Вера, Надежда, Любовь, мать их София... И детей называем этими прекрасными именами. А когда девочек убивали, она ходила вокруг эшафота и говорила: «Только не отрекайтесь от Христа! Терпите и молитесь!» Девочки все мученической смертью погибли, а мать умерла от инфаркта на следующий день – сердечко не выдержало. Мы ее также прославляем как мученицу – мать их Софию. Это поступок христианский, который остался в веках с древней эпохи первых гонений на Церковь.

– «Меня беспокоят навязчивые религиозные мысли, в последнее время они затронули мою веру – заставляю себя креститься сотни раз, придумываю себе различные ритуалы, которые нужно обязательно соблюсти. Меня это очень мучает. Страшно, что это мерзость перед Богом. Я вижу их болезненность, но ничего с собой сделать не могу. Подскажите, как можно с этим справиться».

– Понимаете, человек попадает под трамвай, ему отрезает правую ногу – и он ничего с собой сделать не может. Что он должен сделать с собой? Он должен вызвать врача, поехать в больницу, где ему немножко эту ногу обработают, а потом записаться на изготовление протеза. Ему на специальной фабрике протезов сделают новую ногу, и он будет хоть плохонько, но на ней ходить. Так же и здесь: Вы с собой ничего не можете сделать, Вам нужно идти к доктору. Есть такие доктора, называются психотерапевты. Если он только верующий... Надо, чтоб был такой человек, который знает реалии нашей церковной жизни.

Вам обязательно помогут – и лекарства пропишут, и поговорят, и расскажут, как можно с этим бороться. А самому – как это? Никаким образом нельзя самому себе помочь. Сам себе человек не может делать операцию на глазах, сам себе не может человек зубы поменять – гнилые на металлокерамику. Это нереально. А здесь дело гораздо сложнее – не просто что-то механическое, но имеющее отношение к душе человека. Поэтому оставьте эту затею; завтра понедельник – идите записываться к доктору.

– Вопрос телезрителя: «Батюшка, подскажите, пожалуйста, что делать, если муж – добрый человек, но он стремится помогать людям, а о своей семье немножко забывает? Что в таких случаях делать?»

– Заглядывать в паспорт почаще и смотреть, как там жена, чтоб не забывать… Вот такой хороший способ. И еще: Вы его лучше кормите. Чем вкуснее ужин, тем дольше он Вас будет помнить; может, не только до завтрака, а даже до обеда. Изучите его, посмотрите, что он любит, и дарите ему что-то из этой области. Любит рыбалку – дарите ему блесны. Этот вопрос надо научно решать.

– А людям частенько нравится помогать другим, оставляя без внимания своих близких.

– Это давно еще старцы первых веков христианства заметили. Потому что есть такой бес тщеславия – он помогает. Жена ведь не будет рассыпаться в благодарностях, она считает, что ей и так все должны. А для кого-то другого: «Ой, Сидор Поликарпович! Спасибо! Какой Вы прекрасный человек!» И ему опять охота делать. Вот я и хочу жену настроить именно на это. Не знаю, поняла она меня или нет.

– То есть немножко елею на его тщеславие?

– Меру определит практика жизни. Считаю, это вообще может уйти, потому что он будет это делать в благодарность жене. Жена может быть так хороша, что для нее муж сделает все. Вся причина в этом.

– То есть нужно так поступать, чтобы ему хотелось…

– …отблагодарить. Чтобы ему хотелось на руках ее носить, чтобы хотелось ей при встрече дарить подарки. Чтобы они соревновались – она ему, а он ей. Чтоб она квартиру так убрала, что он ахнул бы, спросил: «Ты не заболела часом? Что это у нас? Пыли нет, еда приготовлена потрясающе, лучше всякого ресторана! А как ты встречаешь! Я только от лифта подошел, а уже тапочки мои стоят, причем носками как раз в сторону квартиры». Вот это жена! Да для нее хочется в лепешку расшибиться. И это должна быть не разовая акция, а то подумают, что с ума сошла; надо, чтобы это было постоянно.

Вопрос телезрительницы: «У нас семья, трое детей. И… волнуюсь, простите. Живем жизнью греховной, все в кредитах, как всегда, вот так вертимся. Моя женская сущность хочет еще ребенка. Но я предприниматель, и больший доход в семью приношу я. Могу ли я позволить себе такое желание – иметь ребенка, когда муж сам понимает, что сложно будет финансово?»

– А у Вас что, дети такие прожорливые, что ли? Много ли надо ребенку? Это вообще смешно. О чем говорить? Ребенок и на 200 рублей в день не сможет съесть. А потом, одежда у вас вся есть от предыдущих детей. Вы просто трусите и ищете себе оправдание. А может, этот ребенок как раз и будет опорой Вашей жизни.

Телезрительница: «Спаси Господи, батюшка».

– Да, страх заставляет человека придумывать всякие такие отговорки.

– Вот у тебя есть какой-нибудь страх? Ты как многодетный отец объясни мамане.

– С каждым ребенком радость была только больше. А в какой-то момент стало совсем легко, потому что старшие стали заботиться о младших так же, как заботится мама.

– У тебя сколько детей-то?

– Восемь.

– Восемь. А она вот бизнесом занимается и все думает, что ребенок ее объест. Вот я по голосу слышу: женщина любит покушать. И вот у нее от этого страх. Я ее так и представляю, что она такая, как говорят, корпулентная.

– Пока ребенок маленький, она будет к нему привязана, и доход семьи уменьшится – она не принесет.

– Хорошо, а вот если у человека какое-то дело, как ты думаешь, Господь в этом как-то участвует?

– Несомненно.

– Ну так вот. Бог-то будет лучше помогать.

– Но в это же надо верить.

– Раз она звонит на «Союз», значит, вера какая-то есть. Можно звонить к Малахову, еще куда-нибудь. А еще этой – Гузеевой.

– «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам».

– Вот.

– Деньги, вещи, здоровье – что обычно человеку необходимо.

– Да. А то все только надежда на свой дурацкий бизнес, который может лопнуть в два часа. Что-нибудь там Набиуллина придумает, и все.

– Треть вопросов о том, что произошло с человеком, когда что-то лопнуло из его дел или привычных житейских планов.

– Я читал, что в Америке один гражданин был миллиардером, его бизнесом было строительство. И он много кредитовался, конечно. Но когда случилось что-то на этом рынке, он потерял деньги – осталось каких-то жалких сто миллионов долларов. И он с собой покончил. 

– Все, разорился.

– Разорился – сто миллионов долларов осталось, а были миллиарды. Вот видишь, расстроился.

Вопрос телезрительницы: «Я с мужем прожила 30 лет, развелась. Но сейчас у меня бывают такие видения: могу читать Евангелие, и передо мной появляется женщина, я вижу лик мужчины; прихожу от этого в ужас...»

– А надо перекреститься и перевернуться на другой бок.

Телезрительница: – Нет, батюшка, Вы знаете, у меня ушки на макушке становятся от этого ужаса, это продолжается уже очень долгое время. Я спрашиваю, почему это со мной происходит…

– Тогда  к доктору. Он определит, в чем причина. Может быть, у Вас какое-то уже развилось заболевание. Все, пойдем дальше.

– Вот как раз один из вопросов: «Сны сбываются даже в подробностях. Как это может быть? Сон же – это просто сон».

– Никак. Просто о чем человек думает, то ему и снится. Человек некоторые вещи, как это называется у людей, думает… Думает о том, о сем, потом это преломляется уже во сне, работа мозга продолжается. И человек во сне узнает то, о чем он думал накануне или о чем очень жарко говорил. А у нас народ-то впечатлительный. Уж иногда слушаешь – от таких дурацких песен плачут! А уж если сон – все, он человеком завладевает.

– А потом человек в жизни сталкивается с тем, что видел во сне, воочию – и в ужасе: что ж это такое было – пророчество в сонном видении…

– Нет. Церковь не велит человеку строить свою жизнь от снов. Это путь очень ненадежный, плохой.

Вопрос телезрителя: «Перед нашей цивилизацией была еще одна цивилизация, там потоп был... Там такое же развитие было, как у нас? Так же Христос им являлся?»

– Вы почитайте Священное Писание, там все написано; называется Ветхий Завет. Там и про потоп все. Почитайте. Тогда не будете околесицу нести на всю матушку-Россию.

– «Услышал такое выражение: надо стараться не мешать Богу. А разве может человек помешать Богу?»

– Помешать не может, но направить свою жизнь на пустую затею может. Вот, например, я когда сюда ехал, на радио в автомобиле была хорошая передача по поводу психологии детей. Психолог говорил, что если нет у ребенка склонности к занятиям боксом, не нужно его заставлять. Правда, она альтернативу предложила совсем кошмарную...

Но действительно люди разные бывают. Есть очень боевые ребята, а есть очень робкие. Если такого отдать в секцию бокса, то он может надломиться психологически, это ему будет неполезно. Ему нужно что-нибудь другое, что-нибудь попроще, желательно командную какую-нибудь игру – в городки, например. Просто бокс требует особых качеств. Так, любительски, каждый может позаниматься, ничего в этом плохого нет. Но чтобы заниматься этим серьезно?..

И так вот в каждом деле. Богу нужны разные люди: один будет музыкантом, а другой будет полицейским. Всякий труд можно использовать для угождения Богу. А когда человек идет против Бога… ведь это же Бог дает человеку такое сочетание генов, при котором у него появляется определенный характер, – вот в таком разрезе, ракурсе может идти борьба с Богом.

– То есть у Бога есть некий промысл о человеке.

– Конечно.

– А человек этот промысл хочет изменить.

– Сам человек или его родители. Я часто сталкиваюсь с тем, что у родителей какие-то дурацкие установки. Прочел какую-то статью в журнале «Огонек» и прямо вот рубит, а ребенок не знает, куда деваться.

– Человек сам в жизни не состоялся, хочет, чтоб дети состоялись.

– Понятно. И вот очень много ошибочных, антипедагогических решений.

– Вопрос телезрителя: «Отец Димитрий, я патологически опаздываю. Может быть, дадите какой-нибудь совет? Это не зависит ни от времени суток, ни от чего».

– Ой, да это так просто! Допустим, Вам нужно куда-то прийти в 17 часов. А Вы приходите к 16. Опоздаете на 5 минут, и 55 минут у Вас будет на то, например, чтобы новости в компьютере посмотреть. Все, через некоторое время Вы уже и на эти 5 минут не будете опаздывать. Все от этого зависит.

– То есть создать себе запас времени.

– Ну, например, человеку надо выходить из дома, чтобы не опоздать куда-то (на работу или в церковь), допустим, в семь утра. А он не на семь будильник поставит, а на шесть.

– Как зазвонил, все.

– Да, все, подъем, молитва, зарядка, чистка зубов – и пошел.

– Сила воли нужна.

– Не надо никакой силы воли. Это же какая сила воли, чтобы встать на звонок? Если у человека нет такой силы воли, он больной, надо голову лечить. Вылечил голову – и опять вернулся. И тут никакой силы воли не надо. Сила воли нужна, когда с гранатой под танк. Или когда тебя окружили четверо, первому ближайшему дать. Вот это сила воли! А тут что? Звонок прозвенел – и встать. Господи, помилуй!

– И не может.

– Да не хочет, просто ленится, привык и мало получал. С работы выгнать раза два – и научится.

– Вопрос телезрительницы: «Отец Власий сказал, что сын будет священником и юристом. Сын сначала хотел, а теперь не хочет. Как быть в таком случае? Напоминать ему об этом? Или не думать?»

– А мы уже об этом говорили. Очень многие родители занимаются тем, что ломают своих детей. Один  (я вот упоминал, не знаю, слышали ли Вы) в журнале «Огонек» какую-нибудь статью прочтет, другому отец Власий что-то сказал и так далее... Понимаете, это Ваша ответственность. За Вашего ребенка, которого Вы можете изуродовать, отец Власий никакой ответственности нести не будет, а Вы будете – Вы маманя, ребеночка Господь Вам послал.

– А люди, не имея возможности принять решение, едут за советом…

– Совет – это дело хорошее. Отец Власий – опытный человек, и он исходит, естественно, из общих принципов: смотрит на мальчика – может, мальчик какие-то вопросы ему задавал, в данный момент интересовался юриспруденцией – и говорит: «Вот, хорошо, юристом будешь». А священником может стать и юрист, и полковник. Много прекрасных священников из военных. Ничто такое никому не мешает. Я знал прекрасного священника, старца очень замечательного – он вообще школьным учителем был, а потом, уже к пенсии, стал священником и еще 35 лет послужил Церкви Божьей. Замечательно!

– Игнатий (Брянчанинов) начинал с военной карьеры.

– Да, военный инженер, потом стал епископом. Да все наши архиереи имеют какое-то светское образование, кем-то были, кем-то стали. Например, владыка Иларион – композитор замечательный.

– «Можно ли исправить человека, понуждая его к христианской жизни?»

– Смотря что это будет за понуждение. В моей молодости я был знаком с одним монахом, он прислуживал в алтаре в одном сельском храме. Молчаливый был очень человек, но иногда высказывал нечто очень интересное. Он говорит: «Хорошее устройство – монастырь. Допустим, обленился монах и слышит колокол, который к службе собирает. Выглянул из кельи в окно, смотрит – вся братия пошла. Ну не сидеть же в келье! И сам идет. Вот как здорово!» Колокол – это же тоже понуждение, призыв. Так что может быть такое звуковое понуждение, а может быть визуальное: братия пошла на братский молебен. Еще рано-рано…

– Лень, но стыдно.

– Вот. А стыд как горчичник – жжет, но лечит.

– Вопрос телезрительницы: «Есть такое выражение, что Пресвятая Богородица оставила Иисуса Христа в церкви и три дня не видела Его. Объясните, пожалуйста, про это».

– Я не знаю про это. А ты знаешь?

– Нет.

– Не в курсе дела, голубушка, спроси кого потолковее.

Телезрительница: – Спасибо. Значит, я не поняла, когда читала.

– Может быть, я не знаю.

– «Как я могу послужить Богу, если я очень больной человек? Пост держать не могу, до храма мне доехать тяжело…»

– Можно не продолжать, я сейчас скажу. Я знал одну женщину, прекрасную такую, Наташенька ее звали; она болела – она все время лежала. Она не могла ходить, не могла сама есть, не могла сама дышать и была полностью зависима от тех людей, которые за ней ухаживали. Таких было не меньше двух человек, а иногда трое, потому что обеспечить ее жизнь было довольно сложно. Был такой у нее диагноз. Я когда ее вспоминаю, то вспоминаю только улыбающейся. И очень многим людям она помогла таким образом – она за них молилась. Сейчас полно семей с детьми, за которых никто не молится, полно больных старых людей, за которых никто не молится, полно людей, которых обижают. За которых никто не молится.

Дух молитвы в нашем народе практически иссяк. Немножко молятся в храмах, немножко молятся в монастырях. А так чтобы отец семейства за всю семью… А сколько заводов – там иногда тысячи человек работают, никто не молится. И за них никто не молится. А вот Наташенька за всех молилась и огромную пользу приносила. Ее столько народу хоронило! Потому что ушел из жизни очень нужный человек. К больному человеку Господь близок. Он сам сказал: «…был болен, и вы посетили Меня». Когда приходишь к больному, ты приходишь к Христу, всегда можешь у Христа попросить что-то, потому что Он рядом.

– «Подскажите, как правильно посещать храм с маленькими – от двух до трех лет – детьми. На всю службу их редко хватает, а заходить в храм только для того, чтобы их причастить или помазать, считаю не совсем правильным. Как быть?»

– Но если человек уже все считает, то какие тут могут быть советы? Тут надо детей отдать в тяжелую атлетику, пусть с двух лет занимаются штангой, потому что давать им куклы или кубики – это не совсем правильно. В жизни же приходится тяжести поднимать. Я в своей жизни и пианино таскал на пятый этаж, и холодильники таскал, а уж всякие тюки и шкафы – это без счету. Поэтому надо с двух лет заниматься штангой. Но нормальные люди всегда и еду выбирают – ребенка годовалого же никто не будет мясом кормить. Всему свое время.

Так же и здесь. Сначала ребенка приносим к «Отче наш», потом к Евхаристическому канону, потом к литургии верных, потом к началу антифонов, к «Единородный Сыне» и так далее – сколько он может. Это просто по минутам. Детки быстро растут – не успеешь оглянуться. Во-первых, если ребенка вот так таскать время от времени, он орет как сумасшедший и боится всего. А детки, которых правильно родители приводят, и в храме не шумят, ведут себя очень достойно. Но если их переутомить, они начинают бегать, орать-кричать, рисовать, маму звать. Это говорит о неправильном воспитании в церковном плане.

– Спасибо, батюшка. Пора нам заканчивать передачу.

– Пора.

– Нас просят напомнить нашим зрителям о пожертвованиях на канал.

– Напомни.

– Дорогие братья и сестры! Многие благодарят за передачи, которые телеканал «Союз» для вас снимает, организует. И мы обращаемся к вам за помощью, потому что это частный телеканал, существуем мы на ваши пожертвования. Давайте вместе поддержим это благое, богоугодное начинание. Спаси Господи! Всего вам доброго.

Ведущий  Александр Березовский, протоиерей

Записал Игорь Лунёв

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Отдела по молодежной, миссионерской и катехизаторской работе Гатчинской епархии, клирик собора Покрова Божией Матери в Гатчине священник Николай Святченко. Тема беседы: «Традиция, суеверия, вера».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы