Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

17 февраля 2019 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(В расшифровке сохранены некоторые особенности устной речи)

– Поздравляю вас с особенным днем! Это преддверие Великого поста. Святая Церковь начинает петь, обращаясь к книге Триодь Постная. Начинается она словами: «Не помолимся фарисейски, братья». Притча о мытаре и фарисее читается в этот день, и Церковь предлагает нам поразмышлять над этой притчей и тем самым начать готовиться к посту. Чтобы ни пост, ни молитва наши не были фарисейскими.

– Я как раз хотел начать нашу передачу с вопроса: почему именно эту притчу Церковь избрала для начала подготовки к Великому посту? До поста у нас еще три недели, но мы уже начинаем к нему готовиться.

– Потому что фарисейство, о котором Христос сказал: «Берегитесь закваски фарисейской», –  очень вредный духовный яд, разрушающий подлинное благочестие. И очень немало людей (никто, конечно, не считал) заражены этим ядом. Они разрушают отношения между собой и Богом, делая их лицемерными.

А в чем опасность? Если человек – настоящий фарисей, он этого не чувствует. Он считает, что угождает Богу и делает все правильно. Поэтому этот синдром чрезвычайно опасен. В том смысле, что человек, зараженный фарисейством, настолько извращается душой и умом, что зло принимает за добро, а добро за зло. Что позволило фарисеям возненавидеть Христа и даже Его убить. Убить Того, Кого ждали сотни лет!

– Фарисей в этой притче молится: Благодарю тебя, Господи, за то, что я не такой, как прочие человецы. Он не себе присваивает свою хорошесть – благодарит Бога.

– И правильно делает, что не себе. Вообще фарисей делает многое правильно: дает десятину, жертвует на храм, постится. Благодарит Бога за все Его благодеяния. Но результат таков, что он начинает превозноситься над другими людьми, которых считает неизмеримо ниже себя. А Христос учит так: даже если ты все сделал, повеленное Богом, говори о себе, что ты есть раб негодный. Потому что сделал только то, что требовалось. Никакой в том тебе награды нет. А этот сам себя наградил. Поэтому гордость, проявленная в этом монологе, и лишила его всех вполне достойных наград. Потому что Бог гордым противится и только смиренным дает благодать. О чем говорит притча? Что мытарь ушел более оправданным, чем фарисей.

– Вопрос телезрительницы: «Я начинаю воцерковляться и читаю Священное Писание от Матфея. Не все мне понятно. Приводится здесь притча о талантах. И один скрыл свой талант в земле. Когда он отдает господину – получает от него ответ: ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет. Что подразумевается в этих строчках, как их правильно понимать?»

– Понимать буквально. Человек, который дары, данные ему Богом, не использует с прибылью, –  лишается этих даров. Мы от Бога имеем много даров: зрение, слух, обоняние, руки, ноги, ум. Некоторые сюда даже приписывают абсолютный музыкальный слух или способность, как в шахматах, считать на восемь ходов вперед. Красноречие, хорошая память – все это дары Божии. И сама жизнь – дар Божий.

К сожалению, многие люди приписывают их себе или другому человеку. Обычно родители говорят о детях: «Ой, он у меня такой талантливый, он вообще такой умный, он такой способный…» Простите, но можно ли ребенка хвалить за то, что он умеет ходить или есть ложкой? Это все – очень обыкновенные вещи. И если мы (как люди) этому можем научиться, то надо благодарить Бога. А если человек превозносит себя, то все таланты будет терять. Остается одна только гордость, тщеславие, похвальба и прочее.

– Часто уже в пожилом возрасте человек только вспоминает о том, как он был и талантлив, и умен в юности. Если он это все не использовал во славу Божию...

– …то этому цены нет. Вся его деятельность – пятнадцать пластмассовых копеек одной монетой до хрущевской денежной реформы. Среди военных это очень развито. Вот беседуют. И человек, прежде чем что-то сказать, обязательно помянет: чем он командовал, где учился, с кем знаком по курсу и так далее. И так доволен, как будто это он сам организовал эти структуры и вообще всех победил. Такая манера. Военный коллектив тесный, все друг друга знают. И кто что стоит, все знают. Поэтому всякая похвальба в этой сфере неуместна, она выглядит очень непрезентабельно.

– Каждому человеку хочется выглядеть хорошо в глазах других…

– Вот! «Выглядеть» – это чистое фарисейство. Надо не «выглядеть», а быть. Если человек выглядит артистом, это ничто. А подлинный артист озабочен не этим, а тем образом, который ему режиссер со сценаристом доверили играть.

– Бывает, у человека вообще ничего нет, и тогда он начинает заниматься своей внешностью. Изо всех сил старается…

– Это уже свойство обезьян, подражание. Нет ни ума, ни вкуса, ни какой-то художественной жилки. Что может человек? Только копировать: увидел человека в дранье – и ножницами себе джинсы разрезал; по морозу идет, а оттуда розовые ноги выглядывают, потому что холодно. Увидел сиреневый пучок волос на голове – «и мне надо». Или всякие железки на физиономии висят... Чисто обезьянья характеристика.

Когда за душой вообще ничего нет, человек следует за модой. Специалисты разрабатывают моду, тот покупает журнал – смотрит. Сам не может различить: что модно, что не модно. А вот скопировать, подражать по-обезьяньи  – это пожалуйста. Поэтому людей, одевающихся строго по моде, сразу видно: перед тобой человек без таланта и любит обезьянничать. Исполнен всяческого фарисейства.

– Вопрос телезрительницы: «Если отталкиваться от того, что Господь знает все заранее, знает чувства людей и как они будут себя вести, для чего Он посылает человеку неразделенную любовь? Какой в этом смысл?»

– Очень многие люди (которые не знакомы с Богом лично, а знают о Нем понаслышке) приписывают Богу, как все язычники, какие-то черты. Например, «посылает несчастную любовь». Да отродясь такого не было, чтобы Бог кому-то посылал несчастную любовь. Или «Бог насылает на человека войну или мор». Да ничего подобного. Обвиняют Бога в человеческих грехах. Американцы по всему миру уничтожают неугодные им государства, превращают в руины города. Это послал этим государствам Бог? Нет. Это совершенно другие злые люди, о которых мы молимся: Избави, Господи, нас от злых человек. Если молимся...

Очень многие начинающие во всем обвиняют Бога. Как Адам обвинил Бога в том, что Он дал ему Еву, а она соблазнилась плодом от древа познания добра и зла и понудила его тоже этот плод вкусить. Во всем Бог виноват. Говорит: «Это же Ты мне жену такую дал!» А разве Господь их учил непослушанию? Наоборот. Он сказал: «Вы можете в раю делать все, но вот этого не делайте». А они это как раз и сделали. Поэтому Бог тут совершенно не виноват. Вы (очень часто так бывает) даете посыл, который не соответствует истине...

Я часто сталкиваюсь с тем, когда тоже говорят: «А вот в Библии написано…» Дальше ставится двоеточие, кавычки открываются, и идет целый кусочек бреда, которого нет ни в Библии, ни в Коране, ни у Аристотеля. Просто человек что-то слышал… Как говорится, слышал звон, да не знает, где он. И даже не может истолковать, что он слышал. Но люди, которые читали и изучали Священное Писание, прекрасно знают, о чем речь. А он тут же строит какую-то свою теорию, совершенно не соответствующую тому, что там написано. Он вроде изображает из себя умного, а получается – не очень. Поэтому советую Вам: продолжайте Ваши изыскания в Священном Писании. Еще есть книжки разного уровня содержания под названием «Закон Божий» – обязательно прилагайте к этому, и у Вас не будет возникать таких вопросов.

– Был вопрос о неразделенной любви – один страдает, другой на эти страдания не отвечает…

– Достаточно посмотреть протокол Всемирной организации здравоохранения, где черным по белому написано, что влюбленность есть заболевание с такими-то, такими-то симптомами. Перечислены все симптомы так называемой любви. Это совсем не любовь. Что такое любовь? Любовь – это то количество крови, которое человек может и желает отдать за другого в любой момент своей жизни. При влюбленности, при всех этих страданиях, такого нет. Что он хочет? Он хочет обладать объектом своей «любви» (в кавычках).

Он говорит: «Моя девочка». Какая «твоя»? Ты купил? А разве людьми можно торговать? Это – уголовное преступление. Это, говорит, «моя». Начнет в драки пускаться. То есть человек становится с уровня человека на уровень животного: оленя, носорога, жирафа, льва. И ведет себя как животное. Это просто грешно. Она не твоя. Ты ее не зачал, не выносил, не родил, не вскормил. «Твои глаза мне нравятся». Ну конечно, нравятся. Но она не твоя – она самостоятельный и совершенно свободный человек. И сама вольна: выбирать себе из таких претендентов будущего супруга (и потом маяться до развода) или не обращать на него внимания.

У того страдания являются исключительно просто страстью. Как бывает страсть к деньгам или в какой-то электронной игре, что человек просто не может оторваться. «Вася, иди спать». – «Ну мам, я еще немножко поиграю». Так же и здесь. Вот и вся «любовь». Поэтому и говорят эти люди – именно эти: «От любви до ненависти один шаг». Если что не по его, он готов уже убить, облить лицо кислотой, отомстить… Любовь – это жертва собою ради любимого, ради его счастья. Это совершенно противоположные чувства.

– Вопрос: «Можно ли любить за что-то? За ум, красоту, за деньги, за какие-то таланты?»

– Можно – имитировать. Если человек ожидает от любви какой-то прибыли – он изображает любовь, чтобы прибыль была стабильнее и больше. Это как реклама.

– Ну вот у какой-то знаменитости поклонники, которые так любят его или его творчество, что прямо готовы следовать за ним…

– Это страсть, вот они и следуют. Как кот следует за человеком, который руку облил валерьянкой. Готов ему руки лизать, а если капнешь на ноги – будет лизать ноги. Но коту плевать на этого человека – его дурманит запах валерьянки. Так же и этот с «моей девушкой». Ему сердце, ум, даже глаза порой затмевает именно страсть – к тому, как эта девушка выглядит, как она смотрится, насколько она хороша собой.

Или еще бывают совершенно странные привязанности к какому-то кусочку вожделенного объекта. Может даже блузочка так понравиться, что когда она надевает – все, человек уже, вспоминая первую встречу, сходит с ума. Реально сходит с ума. Почему? Он безумен. Так и говорят: голову теряет. Массу вещей теряет.

– Такие состояния любят превозносить как нечто очень романтичное и красивое.

– Потому что такие состояния очень сильные. Нечто похожее: человек (маленький или большой) смотрит всякие ужастики. Это схватывает в кулак его нервную систему – и он испытывает нечто подобное, как от реализации каких-то других страстей. Так же действует на него фанатическая преданность своей команде. Когда он видит цвета своей команды – начинает орать: «”Спартак” – чемпион!» Во-первых, он никакой не чемпион, когда-то был. Но такое проявление... Это такая форма безумия.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по Откровению Иоанна Богослова, тринадцатая глава, там сказано об отметке дьявола. Сейчас вводятся всякие электронные паспорта, карточки… Как спастись от этой отметки дьявола?»

– Да очень просто. Живите без паспорта. У меня есть одна прихожанка с дочкой, у них паспорта еще советские. Я не знаю, чем он полюбился, но новые так и не берут, живут... Воробьи не имеют паспортов – летают. Без паспорта жить большое неудобство. Во-первых, никогда не докажешь, если на улице спросят, что ты здесь живешь, и прочее. Никакую справку из ЖЭКа не получишь, медицинский полис не заведешь. В общем, очень много всяких дополнительных сложностей.

Но если боишься электронного паспорта, так не бери. Вводят – и введут. И каждый человек будет для государства прозрачен. Вся информация будет стекаться к одному человеку, и это будет глава государства. А потом, когда государство на земле будет одно, этот человек будет один на всех, и будет этот человек – антихрист.

И будет гонение на христиан – как в первые века христианства, так и в эти последние. А руководить этим процессом уничтожения христиан будет этот человек в течение трех с половиной лет. Потом же будет великое, славное и страшное Второе Пришествие Христа Господня на землю в славе Своей с ангелами небесными. Это все будет обязательно; может быть, и на нашей с Вами жизни, а может быть, чуть-чуть позже. Уж детки и внуки наверняка этого всего хлебнут. И много таких вещей – ужасных, катастрофических – уже происходит.

Далеко не будем ходить, в какую-нибудь Австралию… В нашей стране ежегодно мамы с попущения пап убивают собственных детей в абортах. Одни говорят, четыре миллиона, другие – пять. Минздрав вообще говорит: семьсот тысяч. Потому что через Минздрав проходит именно семьсот тысяч человек. Как будто это мало – по семьсот тысяч каждый год. А во всех остальных абортариях, которые частные, человек платит денежку – и ребеночка убивают. В голову не могу взять – почему… Когда благодаря абортам или химическим контрацептивам, всяким таблеткам женщины остаются бесплодными (по-разному говорят; одни говорят: двадцать процентов, другие – двадцать пять). Зачем убивать-то? Отдай человеку, который бесплоден! С удовольствием этого ребеночка возьмут. Нет – надо убить.

Разве не антихрист внушает такие мысли? Но мы-то все притерпелись, живем спокойно, праздники празднуем, очень низко кланяемся ветерану и говорим: «Спасибо!» А сами делаем незнамо что: миллионами убиваем невинных людей. Как царь Ирод. Мы в нашей стране – настоящие ироды и убийцы. И целая индустрия существует, якобы медицинская, как будто беременность – это заболевание. Занимаются этим профессиональные врачи. Врач-то должен лечить, а не убивать. А тут наоборот.

И ничего: все принюхались и внимания не обращают. И к электронным паспортам, и к печатям на лбу, и к печатям на руку – всех приучат. И как миленькие, при появлении только портрета антихриста, будут кричать: «Уря!» А кто не будет кричать – тех в Сибирь, в кандалы, к диким зверям на съедение, в тюрьмы, на расстрелы – это все было и будет. Только будет в еще более страшном масштабе. То было в масштабе одного государства или нескольких (называется «социалистический лагерь»), а здесь будет единый лагерь на всю планету... Так что готовьтесь, мои хорошие.

– Но почему люди усматривают в этих новых технологиях печать антихриста?..

–  Много было в истории антихристов… Это идут репетиции. Самый любимый – Гитлер. Гитлер на автомобиле ездил? Ездил. На самолете летал? Летал. На поезде ехал и спал, а его везли? Да. А мундир военный носил? Носил. Ну и так далее. Какие есть технологии, Гитлер все использовал. И науку развивал, и эксперименты на людях делал, особенно на близнецах – хотели, чтобы фашистов рождалось больше. И были в его подчинении доктора-садисты. И у детей, которые были в лагерях, кровь всю выкачивали. А потом переливали немецким солдатам. Жили за счет убиения.

И антихрист будет это делать. Новые цифровые технологии – что ж, антихрист скажет: «Нет, этим не будем заниматься»? То же самое. На квадрокоптерах будет летать, и будет слежка тотальная за всеми. И лица будут сканировать. Все у него будет! Все самые последние достижения науки и техники. И у всех так было. И Ленин американские заводы покупал.

– Но попытка уклониться от этой печати, не принимая всех этих новшеств…

– …не удастся. Будет тотальная слежка. Нужно будет, как и в первые века христианства, исповедовать Христа. И это исповедание приведет к насильственной смерти или к изоляции. У нас же это совсем недавно было: «Ты что, против Советской власти? Ты – контрреволюционер!» Всё – лагерь. Ну а в лагере, если за один срок тебя до смерти не замучают, тут же дают второй. Или просто расстрельную статью.

– Но каким-то образом люди могут повлиять хотя бы на сроки пришествия антихриста?

– Конечно. Церковь на это и влияет уже две тысячи лет. Апостол Павел думал, что это случится на его веку, потому что жил в дикое время. Невинных людей распинали на крестах, люди торговали друг другом... Человек – это не было чем-то уважительным. Это была валюта. Людей использовали на кораблях – моторов-то не было. Поэтому приковывали цепью, только кормили и давали воду. А если плохо гребешь, неритмично – плеткой. Все из-под палки. Так что история только повторяется.

– Но каждый виток истории добавляет некоторые свои технологии.

– Безусловно. У египтян одна технология, у эллинов другая, у Советов – третья. И  перенимают ее друг у друга. Известно же, что атомную бомбу мы создали на основании того, что удалось украсть у Америки. Курчатовские исследования – это исследования именно американской атомной бомбы. Были люди, которые это передали. Их, по-моему, даже в Америке расстреляли. Но я не изучал этот вопрос, да это и неважно. В Интернете есть: «История создания советской атомной бомбы», – сразу выплывет текст, который все расскажет близко к истине.

– Вопрос: «В чем заключается пагубность греха чревоугодия?»

– То же самое: чревоугодие превращается в страсть, которая портит человеку, во-первых, желудок, во-вторых, печень и так далее. И далее – ожирение.

– Но это – физические болезни. Как следствие…

– Нет, не физические. Почему? Когда пищу, которая необходима для жизни, человек употребляет для сладострастия, он приносит себе вред. А человек к своему телу должен относиться как к мулу, на спине которого он въезжает в Царство. Тело должно служить человеку. Оно помогает в молитве, когда делаются поклоны. А как ты с большим животом сделаешь поклон? Или с больной спиной, когда от твоего веса сплющились межпозвоночные диски. Так что «в здоровом теле – здоровый дух». А в нездоровом какой?

– Но поесть – это главная форма утешения для человека.

– Да, потому что желудочный сок – психотропное вещество. Возникает чувство глубокого и полного удовлетворения. А это скотское чувство, а не человеческое.

– Но если человек другой радости в жизни не обретает…

– Тогда он – разумное животное. А главной радостью для человека должна быть райская жизнь, общение с Богом. А там нет места чревоугодию. Наоборот – оно своим жиром закрывает Бога от человека. Поэтому чревоугодие называется смертным грехом. Духовно смертным. Поэтому в Церкви и посты – четыре больших, много маленьких. И чтобы не отвыкал от поста – весь год среда и пятница. За исключением сплошных седмиц, которых совсем мало.

– Бог сошел с небес, чтобы быть рядом с человеком.

– Да. И всему человека научить.

– И человек от Бога отгораживается этой стеной.

– Конечно. И вот на этой стене написано: «Грех». Человек от Бога заслоняется грехами. Поэтому Бог предлагает ему покаяться. Говорит: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». Вместе с Богом оно приблизилось к нам. Но человек (вот как давеча звонили)  во всем обвиняет Бога.

– Что эта стена возникла по Его вине.

– Да. Что вот любовь несчастная…

– Вопрос телезрительницы: «Помогите, пожалуйста, разобраться. После исповеди у меня очень часто бывает чувство, что я совсем Богу ничего не сказала, что-то забыла. И всегда хочется опять встать в очередь».

– Может быть, у Вас синдром советского человека, который вообще без очереди жить не может? Вполне может так быть. А потом, разве все скажешь?

– Чувство неудовлетворенности…

– Я, например, через пять минут все забываю. Понимаете, какое дело? Во-первых, Вы сомневаетесь в Боге – «я Богу чего-то не сказала». Вы хотите Бога чему-то научить? Или Ему о себе что-то рассказать, чего Он не знает? А Богу-то нужно совсем другое. Не то, чтобы Вы что-то потаенное рассказали во что бы то ни стало. Нет. Богу нужно, чтобы Вы переменили жизнь. Например, в понедельник Вы сплетничали. Что такое сплетничать, знаете? Это когда Вы по телефону обсуждаете поступки своей третьей подруги. И вот: «она так сделала, она так сделала». А Богу это неприятно. Потому что Он Сам сказал: «Не судите, да не судимы будете». Кто вы такие, чтобы судить о ней и как-то выражать какое-то свое недовольство?

Богу нужно другое: чтобы во вторник, а также в среду и последующие дни Вы перестали «мыть кости» своим подругам. Вот чего Он хочет. Не то, чтобы Вы обязательно рассказали: я вот за это осудила, за это, за это, за это – все перечислить. Не в этом дело, все равно что-нибудь забудете. Выбросить из ума и сердца всякое осуждение, всякие сплетни – вот что Богу нужно.

Хоть сто раз подходите – это же ничего не меняет. У меня некоторые прихожанки такие заядлые – по четыре раза готовы. Но в четвертый раз я уже гоняю. Потому что это может быть бесконечно. И главное, это бесплодно. Это все равно что каждый день записываться к врачу: он будет прописывать лекарства, а Вы их не будете принимать и жаловаться, что там болит, там болит. «Доктор, и вообще мне таблетки подменили: раньше, когда я их кидала в унитаз, они тонули, а теперь плавают». Вот такое отношение к лечению. Спрашивается, зачем такого человека лечить?

Так же и с этими бесконечными подходами к исповеди. Хорошо, допустим (фантастический случай): ничего не забыла, подошла к пяти часам, к началу исповеди. Одиннадцать часов вечера, все из храма уже ушли, а человек все вспоминает и вспоминает. И что? Да ничего. Некоторые даже говорят: «Вот – генеральная исповедь». Дальше что? Ну, все вспомнил? И что? Ты ж не покаялся. Ты остался таким, каким был. А покаяние есть исправление. Бог ждет исправления, а вместо этого Ему списки с грехами дают. Такие исповеди продукт малоценный.

– Человек испытывает либо чувство удовлетворения…

– Вот я, например… Убрался, устал, прилег, смотришь в потолок – испытываешь удовлетворение: работа сделана.

– И вдруг видишь что-то неубранное – и уже некомфортно.

– Да, можно встать убрать. А можно и завтра.

– Вот это чувство некомфортности в душе заставляет человека возвращаться…

–  Есть английское слово comforter, что значит «утешитель». Речь идет о Духе Святом. Только Дух Святой дает душе отдых и утешение. Вот что надо искать. А не перечисление бесчисленных грехов. И даже формулы придумали: «Как ступил, так и согрешил». Что, в этом есть какое-то покаяние? Да нет, это просто шпаргалка.

А у других шпаргалка – поговорить о грехах детей, осудить какого-то священника из соседнего храма: «А вот он так, а у нас так…» Самого священника не осуждают же в глаза: «Что-то ты, отец Димитрий, последнее время растолстел? Наверное, жрешь много?» Так боится – а вдруг врежут сейчас. Поэтому вот придумывают какие-то там боковые линии: вроде и поговорил – и как бы (именно «как бы») покаялся. Идет имитация таинства. Что есть продукт фарисейства, о чем и притча.

– Люди порой придумывают, в чем покаяться…

– Да, это древний способ.  У фокусников называется «отвлекающий момент». Подкидывают монетку, все наверх смотрят, а в это время он кролика из кармана достает.

– …Потому что надо что-то говорить, а говорить нечего.

Как в массовке на Мосфильме: надо изображать разговор. «А что говорить, когда говорить нечего?» И говорить нечего, и темы нет... Вот поставили: «Говори». А что говорить, когда говорить не о чем? И пока оператор держит камеру, вот эту всю лабуду и гонят.

– Создается впечатление.

– Что настоящие артисты. Это ж не просто какой-то там драмкружок в пионерлагере. Народные все.

– Это Вы про прихожан?

– Нет, я говорю про съемки. Я в молодости часто этим зарабатывал: денег нет – пошел в эпизоде снялся...

– Вопрос: «Батюшка, несут ли родители ответственность перед Богом за то, что дети развелись? Или это уже грех самих детей?»

–  Во-первых, «ответственность» – самое модное слово. Любой политик (прислушайтесь) в любой речи скажет: «Это – большая честь и большая ответственность». Честь – может быть, ответственности – никакой. Никто не несет ответственности. Никто! Реальной. Только когда уже собрались сажать (это редко так бывает), тогда несут ответственность. А до этого – нет. Поэтому это только разговоры.

Так и родитель. В чем ответственность? Как теперь говорят – в переживаниях за детей. Чему ты научил свою доченьку, то она и выплескивает на своего супруга. А он больше двух месяцев это потерпеть не смог, вот семья и развалилась. А ты страдаешь – вот твоя ответственность. А так кто будет во что вникать? Тебя, что ли, за это жалеть? Вот – несет ли ответственность. Еще тот же Бог виноват, любовь…

– Взыщет ли Бог за такое воспитание?

– Так  уже взыскивает!

– Это твои страдания – вот они…

– Да, ты уже в аду. Посмотри в зеркало на свое лицо. Оно свидетельствует о том, что ты в аду. Вообще это твоя работа – детей-то ты воспитал, ты! Это продукт твоего воспитания. «А я работал». Ну и работай. Речь не о работе, а о воспитании детей. Ты много наработал, ты – лауреат Сталинской премии. Все замечательно, но дети твои гибнут. Уж лучше бы ты не получил ни Сталинской, ни Ленинской, ни «народного». Потому что примеры твои по жизни, которые ты давал своим детям, ужасны! А детки все впитывают, потому что их родители – это свет в очах. Ну если мама так делает, то что же нам-то? Так детки часто и говорят: «А сама ты!..»

– Это самый обидный упрек из уст детей.

– Мать, какая бы она ни была, старалась и трудилась. Делала – что могла и что не могла. Ну и потом: яйца курицу не учат. И много-много других слов можно на эту тему сказать.

– Вопрос: «Апостол Павел в Послании к Тимофею говорит: будьте благочестивы и всегда всем довольны. А возможно ли достичь такого состояния?»

– Возможно. Сначала нужно достичь смирения; тогда будешь всем доволен.

– Этот дух недовольства… Мне кажется, нет человека, в котором бы его не было.

– Но я сам знаю такого человека, в котором нет духа недовольства. И встречал таких много. Встречал, конечно, только в Церкви. Но бывают даже среди людей, далеких от Церкви, – жизнь научила. А податель жизни – Бог. Если человек приглядывается, смотрит, изучает… Жизнь – это великая школа. Ею управляет Сам Бог. И она учит.

– Учит, но человек изо всех сил пытается этому учению сопротивляться.

– По-разному. Вот идут два человека, несут тяжелые мешки. Это бывшие рюкзаки, но лямки оторвались от веса, поэтому очень неудобно. Один доволен каждым шагом: «Уменьшается мой путь». А другой раздражается и говорит: «Вот лямки оторвались, какие нитки плохие…», – и недоволен. Кому нести легче?

– Первому, конечно.

– А рюкзак одного и того же веса... Один весь в злобе, в раздражении – а другой в радости и спокойствии.

– И вот перейти от злобы и раздражения в радость каждый бы хотел.

– Так хочешь– перейди. Для этого нужно научиться терпению, из которого (после долготерпения) появится и смирение. А смиренный вообще не скорбит. Выглянул в окошко, а там – термоядерная война. «Надо же, здорово палят». Закрыл – и опять спокоен. «Бог не выдаст – свинья не съест».

– Спасибо, батюшка, за передачу, за ответы. Пора нам с Вами прощаться.

– Рад стараться. Всего вам доброго, дорогие братья и сестры! С преддверием вас Великого и славного святого поста.

Ведущий протоиерей Александр Березовский

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает председатель Миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии священник Николай Святченко. Тема беседы: «Что нам надо знать об удовольствии».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать