Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

30 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Вопрос телезрительницы: «Можно ли справлять новоселье в Рождество или в рождественскую неделю?»

– А что нам мешает отложить на денек? Зачем обязательно в Рождество? Лучше сходить в храм, а на следующий день и новоселье справить.

– Часто у людей бывают памятные дни, совпадающие или с днями поста, или с праздниками.

– По церковным правилам на двунадесятый праздник даже храм не освящают – либо до, либо после.

– Нередко бывают переносы дней памяти тех или иных святых, выпадающих, например, на родительскую субботу. И тогда мы переносим на день раньше или на день позже.

– Да, чтобы не смешивать эти два радостных события.

– Я помню, даже Сретение перенесли, когда оно выпало на воскресенье перед Великим постом.

Вопрос: «Что ждет человека, который в этой жизни не пришел к вере, не жил духовной жизнью? И все ли Бог делает, чтобы спасти человека?»

– Я думаю, да.

– Но человек не услышал Господа – или услышал, но сделал вид, что не слышал. И продолжал жить своей жизнью, той, которую он сам для себя выбрал.

– Я не знаю, о чем думает человек, который не слышит Бога. Не могу это представить.

– Разные есть ответы: «Не готов». Или: «Нас не научили». И много всего. Какова судьба такого человека в вечности?

– Я не знаю. Кто не увидел Бога в этой жизни, не увидит и в той.

– Кто не уверует, тот осужден.

– К сожалению, да. Но суд заключается в том, что он не узнает Бога. И этот суд человек сам над собой творит своей жизнью.

– Не Господь потом будет определять для человека его состояние.

– Человек пьет «горькую», а потом у него на этой почве возникает какое-то заболевание, которое приводит его к преждевременной кончине. Это что, Бог его наказал? Нет, конечно.

– Бога называют праведным Судией. Все-таки Господь над человеком творит какой-то суд?

– Это условно. Дело в том, что все разговоры о судах, о возмездии – это притчевый язык. Просто, чтобы человеку объяснить, избирается такая понятная форма, как суд. Но никакого суда как процесса не будет.

– Он уже совершается.

– Да, он совершенно не нужен. Богу все ясно, ангелам тоже, человеку станет ясно.

– Да, только человеку неясно, он живет в надежде…

– Если он живет в темноте, как ему может быть ясно?

– Как обычно: чтоб все было хорошо. И всё, люди на этом успокаиваются в надежде, что действительно каким-то таинственным, от них не зависящим образом все будет хорошо.

– А что? Ад – это плохо, что ли? Ад – это очень хорошо. То есть как ты жил, так и продолжаешь жить. В аду жил и в ад плавно переходишь. Просто ад – это тоже притчевая форма.

– Но тот ад, в котором человек избрал себе земную жизнь, его вполне устраивает: он может удовлетворять свои страсти. Но там он этого делать не сможет?

– Там – никак. С удовлетворением страстей дело обстоит туго.

– Вот тут-то мука и начнется. Когда хочешь, а – нет.

Вопрос телезрителя: «Я – инвалид первой группы, колясочник, можно ли креститься лежа или сидя? И можно ли креститься голым в бане, в душе или в ванне? И можно ли снимать нательный крестик?»

(Диалог с телезрителем.)

– А что значит креститься?

– Голым, например, когда помылся; благословляю Господа Бога нашего за то, что помыли меня.

– Можно.

– А крестик снимать можно?

– Если он не жжет, тогда не нужно снимать. А то некоторые носят золотые, а они в бане очень накаляются, можно ожог получить, тогда крест обычно в тряпочку завязывают.

(Окончание диалога с телезрителем.)

– Вопрос: «Есть такое выражение: "духовный стаж". Важен ли такой стаж для духовной жизни?»

– Вообще, слово «стаж» – советское. Что значит советское? Недавнего происхождения. Святые отцы не знали про духовный стаж, у них нет про это учения. Поэтому считаем этот термин несуществующим.

– Это уже люди внесли собственную терминологию?

– Ну да. «Доброе дело с занесением в личное дело», так и пойдет.

– Доска почета.

Вопрос: «Как мне развить силу воли, чтобы поститься чаще, чем один раз в месяц?»

– Для этого не надо силы воли. Для этого надо только помнить о том, что вся Церковь постится и среду, и пяток, и еще четыре больших поста. А также в особые дни, например, в день кончины Иоанна Предтечи или Воздвижения Креста Господня.

– Я думаю, человек об этом знает.

– По-моему, это просто лень. Какая тут нужна воля? Я не представляю.

– Часто бывает, человек просыпается с намерением что-то сделать для Бога, но это намерение реализовать не может.

– Не может – значит, такая у него любовь к Богу.

– Это определяется именно степенью любви человека к Богу?

– Да, ведь все потуги человека совершаются во славу Божию по любви человека к Богу. А человек только «дай-дай», в одни ворота пытается.

– Но часто – «не могу».

– Есть такое выражение: а через «не могу»?

– Когда человеку что-то нужно, лично ему – через «не могу» получается, и достаточно успешно. Но что касается отношений с Богом, здесь так получается редко.

– Потому что человек часто не осознает, с Кем он вступает в отношения.

– То есть ему не ценны эти отношения, он их не хочет.

– Он об этом не думает. Он хочет, чтобы ему было хорошо и комфортно.

– Большинство прошений человека к Богу связаны с его земной жизнью. Только в рамках того, что есть сейчас. Хотя те молитвы, которые человек читает утром и вечером, составлены людьми духовными, там есть прошения и о спасении.

– Но дело в том, что многие люди читают их как-то автоматически. Как наши оперные певцы поют по-итальянски – слова выучили, а смысл полностью не понимают. Надо же учить язык, а это уже сложнее.

– Но молитвы достаточно просты в понимании. Хотя есть некоторые выражения…

– Это тебе так просто, но не всем, кто читает. Поэтому и делают такие странные ошибки, которые указывают на то, что человек не понимает ничего из того, что читает.

– А от чего зависит это понимание? От желания человека понять или от дарования ему от Бога этого понимания?

– Все вместе, без Бога ничего не получается.

– То есть желание человека будет исполнено Богом?

– Если человек будет обращаться.

– «Ищите и обрящете».

– Да, надо искать. В этом все дело.

– Потому что очень часто люди говорят, что молитва для них – очень тяжкий труд. И рассеянность, и непонимание – много всяких проблем связано у человека именно с молитвой. Отчего эти проблемы? От того, что человек не ищет?

– Нет, это следствие падшей человеческой природы.

– То, что общение со своим Творцом так тяжело дается человеку.

– Да, потому что человек был в раю. Что такое рай? Это непрестанное общение с Богом, хождение перед Ним. А что такое ад, в котором мы живем? Когда это общение прерывается.

– Человек, прерывая общение с Богом, попадает в ад.

– Да.

– Вопрос телезрителя: «Здравствуйте, Христос воскресе!»

(Диалог с телезрителем.)

– Вы немножко перепутали.

Я просто хотел поприветствовать словами Серафима Саровского.

– Вы-то пока не Серафим Саровский? Зачем Вы присваиваете себе прерогативу такого замечательного святого?

Так сказал Господь: «Всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите».

– Это не Господь сказал.

– Это апостол сказал слова Господа Христа, которые Он заповедовал возвестить во благо всего человечества.

– Ну хорошо, поздравляю Вас со Сретением.

– Как правильно провести наше Рождество? И скажите, пожалуйста, как нам, христианам, правильно, со всей силой чтить родителей? Как заповедано, чтобы мы к родителям всегда относились бережно, и как сказано: «Слушайтесь родителей в Господе». Я думаю, это самая главная заповедь, которая только может быть для человека.

– Я не понимаю, зачем нужны силы для почитания родителей? Если, допустим, мама просит принести с базара мешок картошки, тут еще сила нужна. А во всем остальном – я не совсем представляю, что имеется в виду.

(Окончание диалога с телезрителем.)

– Батюшка, тогда вопрос как раз по этой теме: «У меня очень сложные отношения с мамой: часто ссоримся, она терпеть не может моего мужа. И как мне кажется, меня тоже. Порой так и говорит, что ненавидит меня. Но в силу обстоятельств мы не можем разъехаться, живем вместе. У меня порой не хватает сил промолчать. Я назвала ее хамкой в ответ на ее хамство. Считается ли это с моей стороны непочтением родителя? И как вообще быть, когда такое отношение матери к моей семье?»

– Я не понимаю, что могут быть за обстоятельства, когда нельзя разъехаться или разойтись. Вообще не понимаю. Взял, оделся и ушел. Тут очень важно знать эти обстоятельства, потому что в такой атмосфере может жить либо человек совершенный, либо тот, которого туда поместили насильно. Ну, где-то в тюрьме. В тюрьме человек может попросить дать другую камеру, но не всегда пойдут навстречу. И как бы хуже не было. Надо смиряться и терпеть. И тоже странный вопрос: «Я называла мать хамкой – это непочтение?» Что я должен сказать? Нет, это почтение? Сама же знает, как это называется, а я должен что-то тут комментировать. Ситуация, конечно, ненормальная. И Господь предвидел такие обстоятельства и говорил, что «оставит человек отца и мать и прилепится к жене своей, и будут два в плоть едину. Тайна сия велика есть».

– Очень часто люди говорят, что не могут оставить по тем или иным обстоятельствам.

– Почему? Оставил, а потом, если все утихнет, утихомирится, можно и навещать. Но уже без мужа, чтобы он не возбуждал такие чувства.

– То есть это вопрос скорее технический? Найти жилье, организовать переезд, обосноваться на новом месте, найти работу рядом.

– Можно пройти прямо в тот квадрат, где находится работа, и там искать жилье, чтобы у тебя было в чем-то преимущество.

– Батюшка, те вопросы, которые наш предыдущий вопрошающий нам задал. Как правильно провести человеку Рождество?

– Самое правильное – провести его в храме.

– Накануне, в навечерие Рождества, такая особенная служба, когда мы после литургии служим еще праздничную вечерню.

– Провести воскресенье перед Рождеством, потом неделю после Рождества. Рождество празднуется, потом святки – это все входит в празднование Рождества.

– Как человеку правильно вести себя на святках? Вроде пост уже закончился, и в то же время…

– Есть же у нас Крещенский сочельник, и попостимся.

То есть в этот период лучше всего почаще быть в храме.

– Да. И во все такие важные дни. Например, великий праздник – Обрезание Господне, день памяти Василия Великого, когда совершается его служба.

– Вопрос: «Не так давно в передаче Вы сказали, что человек должен служить Богу своими талантами. А какие бывают таланты, которыми можно послужить Богу? Расскажите поподробнее, приведите примеры, чтобы мы могли их в себе развить».

– Например, человек имеет две ноги. И эти две ноги у него действуют. Это не у всех людей. И это – два таланта. А лучше сказать – комплекс. Потому что именно две ноги дают возможность этот талант использовать. Не только чтоб в футбол играть, а чтобы, например, взять и навестить больного.

Еще у нас есть талант – две руки. Мы можем кому-то помочь при переезде на новую квартиру. Или перевезти многодетную семью на дачу на летний отдых. Для этого Бог дал человеку две руки. Он будет тюки таскать, может быть, детскую кроватку и так далее. Самому предложить и этим талантом послужить Богу, который сказал: «Что вы сделали одному из малых сих, то сделали Мне».

Потом, есть такие люди, которые одарены музыкальными способностями. Мне сегодня рассказали про одну девочку с нашего прихода, она еще маленькая, но чрезвычайно музыкальная. И она хочет учиться, чтобы петь в церковном хоре. Это тоже талант. Она будет, если встанет на этот путь, очень полезна людям и Церкви, что тоже есть служение Богу. И так все.

– Любое умение человек должен направить на службу Богу.

– Да. То есть качество исполнения должно быть таким, как для Господа Бога.

– Чтобы люди, видя ваши добрые дела…

– …прославляли Отца, который на Небесах. Все у нас – данные нам от Бога таланты. И ум, и образование, и физическая сила, и какие-то ресурсы. Есть две теплые куртки – можно отдать тому, кто нуждается. Зачем тебе две? Все равно не сносишь за всю жизнь.

– А если сносишь, то уже размер поменяется.

Вопрос: «Дорогой отец Димитрий. Посоветуйте, пожалуйста, как противостоять всеобщей истерии по поводу веры в Деда Мороза. Все взрослые считают, что Дед Мороз – неотъемлемая часть счастливого детства. Как быть? Может, действительно ничего страшного в этом нет? А если есть, то что?»

– Любая истерия, по любому поводу, это дело болезненное, неполезное, которое разрушает психику, и печень может треснуть. Это очень опасная вещь. Дед Мороз – это, опять же, изобретение позднего времени. Просто для большинства советских людей Рождество – это явление непонятное. Хотя многие уже знают, что это Рождество Христово. Но слово Христово, Христос не вызывают у людей никаких ассоциаций. Потому что не находят в себе сил и любопытства хотя бы прочитать Евангелие. Когда они читают, то удивляются, не могут поверить, что это все реально было и есть. Потому что уже две тысячи лет все люди празднуют Рождество Христово.

Но так как большевички приняли григорианский календарь, у нас Новый год по времени вылез на первое место и стал все вытеснять. Появилась какая-то странная новогодняя елка, которой на Руси никогда не было. Эта елка, которую мы празднуем, пришла к нам из Германии уже в XVIII веке. Очень красивые праздники, ничего плохого в этом нет. Это хороший обычай, как Вербное воскресенье, – замечательно. Церковь всегда как-то старалась это воспринять.

Путаница произошла по техническим причинам, потому что сначала с елками боролись. Мне мама рассказывала, что ее отец проносил елку в их подвал под пальто. А когда ее ставил – закрывал окна, потому что могли в полуподвальное окно заглянуть. Тогда это называлось «мракобесие». Разные бывали эпохи. И там уже истерия могла кончиться плохо. Чем для моего дедушки однажды и кончилась: на Лубянке целый год – и убили. Не за елку – за другие слова, которые он произнес.

Тут нет, как это называется юридически, события преступления. Один человек отстаивает свою советскость, а другой – свою церковную грамотность. Но это два совершенно разных мира. У нас в стране вообще все симпатично: Церковь отделена от государства. Конечно, пересекаются… Вот я бы хотел перед Рождеством набраться сил, но меня ждут канонады из петард. То есть придется не спать ночами несколько дней. Раньше, в моем детстве и в юности, такого не было. Это вообще какое-то такое китайское изобретение. И я не могу не думать о сотнях травмированных людей, которые в результате этого новшества у нас появятся.

Так что я даже не знаю, что тут сказать. Ясно, что Дед Мороз – это просто персонаж. Ну, допустим, в стихотворении Николая Алексеевича Некрасова «Мороз, Красный нос». Но вообще-то подарки всегда приносил святитель Николай.

– Вопрос телезрительницы: «При рождении моего отца мой дедушка в свидетельстве о рождении записал его как Алексея, а моя бабушка всю жизнь его называет Сергеем. И мы предполагаем, что крестили его тоже Сергеем, точной информации у нас нет. И так получилось, что все родственники, и мы, моего папу называем Сергеем и молимся о нем как о Сергии. Но не знаем, правильно это или нет. Может быть, нужно молиться о нем так, как написано у него в паспорте? Бабушка сейчас уже умерла, и мы не можем узнать, под каким именем его крестили».

– Очень печально, что пока человек жил, никто даже не поинтересовался, был ли он крещеным и какое имя дали ему при крещении. Но это же совершенно неважно. Вот, например, равноапостольного князя Владимира, крестителя Руси, крестили с именем Василий. А кто из русских людей об этом знает? Я думаю, одного процента не наберется из тех, кто знает, что он Василий. А равноапостольную Ольгу крестили как Елену. Тут второй процент добавляется, один процент это знает. Может, те, кто услышит сейчас, запомнят, но я уверен, что через месяц забудут. Это совершенно неважно. Когда Вы молитесь за Сергия или Петра, имея в виду вашего папу, то Бог-то знает, о ком вы молитесь. Правильно – неправильно…

Неправильность в другом – что родственники и потомки никак не интересуются духовной жизнью тех людей, которые им дали жизнь. И если бы он сам ходил в церковь, причащался Святых Христовых Таин, почитал день преподобного Сергия или, наоборот, святителя Алексия, то мы бы знали. Но он был занят совершенно другим.

Какая разница, как вы за него молитесь? Я рад, что вы вообще молитесь. Вы даже можете молиться так: «Господи, спаси и помилуй моего дедушку, и очисти его от всех грехов, и не вмени ему те грехи, которые он совершил». Что, Господь не знает, кто он есть? Имя играет большую роль, но не в этом случае. Не надо создавать проблему там, где ее нет. Проблема в безбожии – вот это большая проблема. Но ее уже не исправишь. Поэтому сами в своей жизни наверстывайте. Чтобы детки ваши знали, чтобы эти праздники почитались дома. И не только для себя, но и для мужа, и для деточек, и для будущих внуков, и так далее.

– Вы сказали, что имя играет большую роль. А в каких случаях?

– Если человек это имя почитает, если он знает житие человека, в честь которого его назвали. Например, внучку говорят: «Мы тебя назвали в честь деда». Он спрашивает: «А кто мой дед?» – «А твой дед был металлург. Он выплавлял сталь, трудился на очень тяжелой работе. Это был высокооплачиваемый труд, и на то, что он зарабатывал, содержал всю семью. Он наш благодетель, мы никогда его не забудем». И мальчик говорит: «И я хочу». Эти слова проникают в душу ребенка, и имя начинает воздействовать на него.

– Он осознает некую ответственность.

– И желает подражать. Маленькие детки любят подражать, потому что это для них учение. Они все повторяют – начиная со звуков, из которых они пытаются складывать слова, и кончая действиями.

– А когда мы молимся и не знаем, например, имя нашего благодетеля, то Господь знает.

– Да. «Господи, имена, которые Ты Сам веси, помяни во Царствии Твоем за их святую доброту. И не оставь их без награды».

– А если хочется церковного поминовения благодетеля, а не знаешь его имени?

– Тогда на молебне.

– Но только уже сам.

– Ну да. Мы молимся, поем тропарь, и вкладываем в нашу молитву память об этом человеке. Но в России именно Сергий, Алексий – это такие имена замечательные. Это два современника, великих святых нашей Церкви. Может, человек поинтересуется: а кто был митрополит Алексий? Он и Русь спас. А преподобный Сергий еще в большей степени спас Русь. Он вообще благодетель, самый великий в Московской Руси. Если удосужится хотя бы прочесть одну из версий жития, может, подумает: «О, в честь какого человека меня назвали», – и это встрепенет душу.

– Но если люди даже не интересуется, чье Рождество сейчас грядет и что они будут праздновать…

– Так бывает, но все-таки через имя есть некая сопричастность этому. Это же не просто набор звуков, это совсем другое.

– У людей частенько магическое отношение и к имени тоже. И оно как-то больше людей интересует: «А что будет, если назвать вот так?» Прямо теории существуют.

– Что будет? Заболеет и умрет. А некоторые даже не успеют заболеть – умирают сразу.

– Вопрос: «Что такое проклятие? Кто может его накладывать? И каковы могут быть последствия?»

– Проклятие – это когда некий человек сделал другому какую-то гадость, и тот начинает его проклинать. Последствия могут быть разные. Если человек уверовал в это проклятие, то он может даже умереть. А если еще подвернется какая-нибудь цыганка и его в этом утвердит, то он вообще может умереть в течение месяца.

Но Господь нам сказал: «Благословляйте проклинающих вас». Если мы будем такого человека благословлять и желать ему всяческого блага, добра и успокоения, то это проклятие не будет действовать никаким образом, но, наоборот, в дальнейшем мы приобретем этого человека как друга. Люди очень доверчивы (в том смысле, что все люди – грешники). Поэтому, допустим, если я какому-то человеку скажу: «Вася про тебя вот такие-то гадости говорит!» – он тут же поверит.

– А какие последствия могут быть для того, кто это проклятие налагает на другого?

– Очень даже печальные. Если человек такое зло впустил в свое сердце, оно отравит его душу. Это очень большая травма для души человека.

– Частенько человек свидетельствует о том, что в гневе кого-то проклял. Потом сожалеет об этом или даже со страхом говорит: «Как теперь быть?»

– Надо идти на исповедь и каяться.

– Люди боятся за того, на кого они наложили это проклятие.

– Бог сильнее всех. Надо принести Ему покаяние.

– Вопрос телезрителя из Москвы: «У меня даже не вопрос, а пожелание. Мы почитаем наших святых, которые были десять, семнадцать веков назад, праотцев. Но, к сожалению, забываем про святых, практически наших современников. И я считаю, что недостаточно много о них говорят. Может быть, даже они и «несвятые святые» (есть книга митрополита Тихона). Такое пожелание – чтобы о них рассказывали больше. Меньше негатива и больше о них. Например, мне посчастливилось быть в Симферополе и приложиться к мощам святителя Луки. О нем мало рассказывается, а это практически наш современник».

– На самом деле владыка Лука, святитель Крымский, очень популярен. Его рака одна не стоит. Всегда народ прикладывается, многие специально приезжают в Крым. И там совершается масса чудес. В каждом – например, в моем – храме икона висит, даже с частичкой мощей. Все знают, как выглядит святой, где висит икона. Никто не спрашивает: «А это кто?» Уже даже лик известен.

– Во многих московских храмах сейчас говорят о святых людях, которые служили в этих храмах в революционные годы и пострадали за Церковь. И их имена становятся все более и более известными, им пишутся и совершаются службы, такое почитание есть.

Кто сейчас ходит в храм? Это комсомол семидесятых годов. Что они, бедные, знают, кроме Павки Корчагина? Очень долго не было книг. А сейчас есть любые книги, но уже навык к чтению стал пропадать. По телевизору и то показывают. К сожалению, в позднее время. И про владыку Луку много показывали, и про Елизавету Федоровну, и про Царскую семью. Конечно, у нас тысячи новых мучеников. И они нуждаются в прославлении, все большем и большем. Но, глядя на то, сколько храмов в честь новомучеников Российских даже в Москве …

Сердца очень многих людей отзываются, они строят в их честь храмы. Не один какой-нибудь большой – нет, много храмов. Я не знаю сколько, у меня со статистикой не очень большая дружба. Но то, что их несколько, – это замечательно. Но я тоже считаю, что недостаточно. Святейший Патриарх обратился к епархиальному собранию с тем, чтобы на каждом храме, где служили наши мученики, висела мемориальная доска. И пока еще не все настоятели храмов это сделали. Но Москва не сразу строилась, и мы надеемся, что со временем все это придет…

– Эти имена будут все более известны людям. Потому что, конечно, их жизнь – образец для подражания.

– Да. И потом, это наши спасители. Такая безбожность – и она отступила без единого выстрела. Все, что не давало Церкви жить, рассыпалось само.

– За их молитвы.

– Да. Только за их молитвы. И причем, если кто-то начинает духовное общение со святыми мучениками, они вообще каждый день всякие чудеса являют. Они сами являются.

– Спасибо, батюшка, за передачу, за Ваши ответы. Пора нам прощаться.

– Пожалуйста. С наступающим вас всех, дорогие братья и сестры, Новым годом и Рождеством Христовым, всеми праздниками, которые в это время. Желаю и святки провести благоговейно, молитвенно. Всего вам доброго, милости Божией всем вам, чтущим Господа нашего Иисуса Христа.

Ведущий протоиерей Александр Березовский

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

«Православная газета»

Подписной индекс: 32475 Сайт газеты

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы