Беседы с батюшкой. С протоиереем Димитрием Смирновым

16 декабря 2018 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Димитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской (Москва).

(Расшифровка выполнена с минимальным редактированием устной речи)

– Вопрос телезрительницы Татьяны из Ульяновской области: «Внук (пятый годик ему)  то гайтанчик оборвет, то крестик, где идет перекладинка, отломит. Куда нам сдать крестик? Внук крещеный, мы и причащали его».

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Если крестик связан с крещением, то сохраните как память, а купите новый – из чугуна.

– Мама волнуется, я ей и говорю: наверное, крестик был тоненький, купи другой, а этот пусть лежит.

– Да, помощнее. Правильно.

– И еще второй вопрос. У меня в доме стояли две иконы Николая Угодника. Приехала издалека двоюродная сестра, мы с ней долго не виделись. И попросила у меня икону. Я ей говорю – у меня две иконы Николая Угодника, возьми одну себе. Правильно ли я поступила, что из дома отдала икону? Не продала, просто отдала».

– По-моему, очень правильно поступила. Теперь будет у нее и у Вас.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Вопрос: «Что значит "искать Бога"? Поясните».

– Обычно человек грешный от Бога очень далек и не знает, где Он живет и где Его искать. А мы должны обязательно к Нему приблизиться. Наше приближение к Богу и есть поиск Бога.

– А каким образом человек приближается?

– С помощью исполнения Его воли. Вот, например, женщина сейчас звонила. То, что она сделала (я даже не понимаю, почему она сомневается), очень христианский поступок. Она поступила так, как учил Христос, и это обязательно ее приблизит к Богу.

– Но это если человек делает поступок ради Бога, а не просто по душевной доброте? Или добрый поступок в любом случае делает человека ближе к Богу?

– Она спрашивает, правильно ли она поступила, у православного священника. Значит, у нее отношения с Церковью-то существуют?

– Ну, раз есть иконы дома, молится.

– Да, иконы есть. И она с готовностью дарит икону сестренке. Мне кажется, тут именно Бога ради. Она же сказала – бесплатно. А раз бесплатно, это значит – ради Бога.

– Если человек стремится исполнять заповеди Божии, то можно сказать, что это и есть поиск Бога?

– Тоже можно сказать.

– Потому что обычный человек свои первые шаги в Церкви начинает с того, что учит, осваивает какие-то молитвы. И какие-то самые простые заповеди пытается внедрить в свою жизнь, чтобы они прижились, стали для него привычными.

– Ну что ж. Это уже приближение к Богу, но надо, чтобы человек знал все заповеди и стремился их выполнять. Важно все время держать душу в таком напряжении. А то, что противно Богу, что Его отталкивает от нас, это нарушение.

– Вот Вы сказали, чтобы человек знал все заповеди. То есть половина, четверть или девяносто процентов – этого недостаточно? Потому что люди, как правило,  все не знают.

– Не знают. Но надо узнавать. Сейчас Евангелие для того, чтобы читать, найти легко. Книгу по «Закону Божьему» тоже можно найти, в храмах продается.

– Вопрос: «Человек трехсоставен: тело, душа и дух. Расскажите, пожалуйста, что такое дух человека».

– Дух человека – это средоточие его личности. Когда мы говорим «хороший человек» – мы говорим о теле? Нет.

– О качестве его души говорим.

– А качество души – это и есть дух.

– То есть дух не есть что-то такое отдельное?

– Нет, конечно. Если дух покидает тело, то это уже покойник.

– Это свойство души человека или что-то самостоятельное?

– Самостоятельное, да. Это та часть человека, которой он обращен к Богу, к высшему.

– То есть общение человека с Богом происходит через дух?

– Да, Бог есть Дух, и человек есть дух. И вот два духа общаются: Отеческий и тварный.

– Вопрос: «Почему каждый человек обязательно должен умереть?»

– Нет, человек не должен умереть. Это – вынужденная мера, которую Господь избрал для человека, потому что человек живет в грехе и накапливает его.

– И поэтому умирает? Или смерть нужна для этого разделения?

– Смерть нужна, чтобы остановить жизнь во грехе.

– То есть тем самым грех как бы отделяется от человека. А уже в воскресении в новом теле человек будет без греха.

– Да.

– Но мы знаем, что некоторые праведники были взяты живыми на небо.

– Это исключительные случаи, это не общее правило.

– И хороший, и не очень хороший человек – все равно переступит порог смерти.

– Обязательно.

– Даже если человек пожил для Бога, с Богом и достиг состояния соединения с Богом.

– Такой человек переходит прямо от смерти в жизнь.

– Но все равно порог земной смерти он переступает.

– Да.

– А если человек в своей жизни Бога познать не захотел и Его отверг? И он крещен, вроде как принадлежит к Церкви, но к Богу равнодушен?

– Нет, человек не может быт одновременно и равнодушен к Богу, и в сфере влияния Бога. Он не видит Бога.

– Видит или не видит – а Бог все равно в его жизни участвует?

– Бог каждому человеку желает спастись. И поэтому разными путями старается обратить на Себя его внимание.

– Иногда удается.

– Да, конечно.

– Вопрос телезрительницы: «Осуждать ближнего нельзя, это грех. Но если я вижу, что человек совершает плохой поступок, плохо себя ведет, я же не могу равнодушно пройти, закрыв глаза и уши? Я невольно его порицаю, осуждаю, то есть я совершаю грех?»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– Конечно. Потому что нужно отделять человека от его греха.

– То есть я должна считать, что человек хороший, просто он сделал плохо?

– Да, так и есть. Человек не бывает совсем плохой. В чем-то он согрешает, а в чем-то нет. Поэтому мы осуждаем плохой поступок. Можно ему сказать: «Ты знаешь, вот тот поступок, который ты совершил, – нехороший».

– То есть я не могу от него отвернуться и сказать: «Ты плохой, я тебя больше знать не знаю, раз ты так сделал»?

– Так говорить не надо, потому что это кончится ссорой. А в отдельных случаях дракой.

– Понятно.

– Ну и хорошо, что понятно. Я этому очень рад.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Батюшка, но если человек настолько сочетался с грехом, что все его поступки – грешные, то общение с таким человеком вообще возможно?

– А зачем? В Писании есть такая формула: будет тебе яко язычник и мытарь. Что это значит? Это значит – обходить за три версты.

– Когда я отворачиваюсь от человека, не выношу ли я тем самым ему уже некий суд?

– Это смотря по тому, что у тебя происходит в сердце. Иногда отражается и на физиономии.

– Его поведение мне неприятно. Я не хочу общения с этим человеком и не хочу разделять с ним беседу, не хочу с ним ничего обсуждать.

– Я понимаю.

– Я от него отдаляюсь.

– Просто обхожу стороной.

– Но при этом все мысли о нем стараюсь отсекать.

– Смотря какие. Если мы сжалились над ним, то мы можем мысли о нем не отвергать, а помолиться о нем.

– То есть пожалеть человека, находящегося в таком состоянии.

– Конечно.

– Часто бывают вопросы о таких семейных трудностях, когда пьяный, драчливый, сквернословящий человек безобразничает – просто над всеми измывается. И как-то чувства жалости к нему не возникает.

– Ну, тут уже можно применять другие меры. Участковый.

– Это уже меры воздействия. А неприязненные чувства к нему?

– Неприязнь – это что такое? Это же значит: я не принимаю такой образ жизни. И это вполне законно.

– Это тоже связано с осуждением этого человека?

– Надо стараться не осуждать.

– Просто осуждение настолько проникает во все наши чувства…

– Само осуждение тоже грех, потому что мы же не судьи для того или другого человека. Он завтра исправится, а мы впадем в то же самое.

– Хочется, чтобы для вразумления этому человеку Господь дал испытать то, что испытывают другие.

– Господь Сам знает, как подойти к тому или иному человеку.

– Хочется только Богу подсказать.

– Это уже очень дерзко.

– Вопрос телезрительницы: «Моей дочери 37 лет, она живет с мужчиной, примерно ее ровесником, но не в браке и не венчана. Могу ли я подавать записки за него тоже?»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– А какой смысл?

– Как бы молиться…

– Вы сами молитесь. А при чем тут записки? Они уже себя от Церкви отодвинули.

– Мне все понятно. Спаси Господи.

–  А на своей домашней молитве, конечно, молитесь.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– В этой ситуации церковная молитва людям остановиться в грехе не поможет?

– Можно сделать эксперимент.

– Потому что действительно часто человек находится в каком-то заблуждении.

– А молитва матери? Она тоже поможет.

– Хочется, чтобы и Церковь к этому тоже свою молитву присоединила.

– А зачем это делать?

– Мать понимает, что дети живут в грехе.

– Сейчас ее дочь – уже взрослая женщина, ее поздно учить. Надо было учить в детстве.

– Когда дочка была пятнадцати лет, мамочка, может, и в храм-то не ходила, и молитв не знала.

– А зачем нам гадать? Есть то, что есть. Если она захочет – придет в церковь, начнет молиться. Увидит, что народ к батюшке идет, исповедуется. И, конечно, каждая женщина понимает: то, что она делает, – это грех. А через несколько лет из-за этого она будет очень страдать. Не знаю, как к тебе, а ко мне постоянно приходят женщины, когда их партнер по этим делам бросает.

– Обидно, понимаешь.

– Вот. Истратила пять лет – и никакого толку.

– Вопрос: «Если человек был крещен, но в церковь не ходил, не исповедовался, можно ли его отпевать? И что это ему даст?»

– Если он крещеный, отпевать можно. Но это ему ничего не даст.

– Но если это ничего не дает, то зачем отпевать?

– Ну, не знаю – принесли, просят. Что тут?

– Только потому, что принесли и просят?

– Ну да. Принесли же те, которые в церковь ходят. Ради них.

– Но они в надежде, что это церковная молитва за человека невоцерковленного…

– Ну что эта церковная молитва за человека, который не знает, что такое Церковь?

– В надежде, что, может быть, это что-то изменит в его уже загробной жизни.

– От одного отпевания? Нет, ничего не получится. Слишком это незначительно.

– Но молитвы там очень умилительные и утешительные.

– Я в курсе.

– «Со святыми упокой». Наверное, сердца стоящих вокруг умиляются. В надежде, что – да, действительно...

– Я очень рад, слава Богу. Но надежда очень маленькая.

– Человек сделал выбор в своей жизни, и Господь этот выбор уважает.

– Нет, он выбор не делал – просто равнодушен к Богу и Его словам.

– Но чем-то человек в жизни занимался? Каждый человек чему-то посвящает свою жизнь. Говорят: посвятил себя.

– Работе. И потом питанию и одежде на то, что заработал.

– Вопрос телезрительницы Валентины: «В главе 6-й от Марка говорится, что когда наступила суббота, Иисус начал учить в синагоге; и многие слышавшие с изумлением говорили: откуда у Него это? что за премудрость дана Ему, и как такие чудеса совершаются руками Его? Не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? Не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнялись о Нем. Скажите, пожалуйста, батюшка, были ли у Иисуса сестры и братья от Девы Марии?»

– Нет. Сестры и братья – это дети Иосифа от первого брака. Он овдовел и тогда уже сочетался с Девой Марией. У них кроме Иисуса Христа детей не было.

– Вопрос: «Человек создан по образу и подобию Божию. А в чем это проявляется? И может ли человек эти свойства потерять?»

– Подобие может потерять. А образ остается навсегда.

– В чем в человеке проявляется образ Божий?

– Например, в таких свойствах: разум, слово, религия, брак, стыд и совесть.

– Бывает, человек стыд и совесть теряет.

– Полностью – никогда.

– Она у него просто как-то уходит.

– Да, человек ее теснит.

– Так, наверное, легче жить?

– Одни – из моды, а другие – потому, что кто-то им сказал, что это круто.

– И они решили Божий дар подменить чем-то человеческим?

– Да.

– А подобие, Вы говорите, может человек потерять. А может, наоборот, в себе развить: некоторых людей мы называем преподобными.

– Да, это смотря каким путем идти. Если путем обезьян, то будешь подражать обезьяньим песням, обезьяньей одежде. Вот как (мы уже неоднократно говорили) драные брюки: одна обезьяна надела, потому что лень было зашивать. А другая подумала, что это мода, и тоже свои разрезала. А те, которые занимаются одеждой, подсмотрели – видят, что обезьян-то все больше, и начинают выпускать драные уже готовые.

– И у людей возникает ощущение массовости, это называют «мода». И человек начинает уподобляться тому, что модно.

– Обезьяне.

– А чтобы уподобиться Богу?

– Это надо все таланты, которые Бог дал, не закапывать в землю, а, наоборот, ими служить Богу.

– Вопрос телезрителя: «Я человек крещеный. Стараюсь на работе делать все хорошо, правильно. И есть у меня большой-большой начальник, самый большой мой руководитель. Он ничего про меня не знает: какой я человек, как я работаю. Ему совершенно все равно, ошибусь я в своей работе или не ошибусь. Что-то, может быть, неправильно сделаю – он даже не будет об этом знать. Может быть, Бог точно так же? Ведь много таких, как я. И Он ничего про меня не знает и совершенно меня не видит. Или Бог видит каждого человека и все про него знает?»

– Конечно. Во-первых, Бог не начальник. Во-вторых, Он Всевидящий и Вездесущий. А в-третьих, Вы клевещете на Бога. Бог нам любящий Отец, а Вы Бога не знаете, поэтому и городите незнамо что. Мне, например, даже обидно это слушать. Потому что от Бога каждый день получаю милости, а Вы говорите, что Он ничего не знает. Что Он, прораб или начальник завода? Или командир дивизии? Да нет.

– У человека не укладывается в голове, что Бог может заботиться обо всех семи миллиардах живущих на Земле людей. И что Он вникает в проблему каждого человека и знает его досконально.

– Конечно. Поэтому нет на Земле народов (может, кроме советских людей), которые не имеют религии.

– Но есть религии, где нет Бога.

– Все равно некоторые проявления бытия они обожествляют. То есть все равно они чувствуют присутствие чего-то сокрытого. Бога не чувствуют, а Божественное – чувствуют.

– Все религии, даже идолопоклоннические, возникли из чувства чего-то сверхъестественного.

– Да. Они, конечно, ошибаются, не знают истины.

– В жизни человека иногда происходят очень серьезные повороты, которые ввергают человека в состояние страха, уныния и отчаяния. И спрашивают: почему Бог так повернул, зная, что я не готов принять этот поворот? Ведь падение в уныние – это не спасение человека, а погибель.

– Большинство людей совершенно не знают химии, биологии. И что? Да ничего.

– Но все равно те процессы, которые в них происходят, не останавливаются – знают они или не знают. Но влияние Бога на самого человека порой вызывает недоумение самого человека.

– Конечно. Недоумение – от незнания. А если человек захочет и будет просить у Бога, чтобы  прозреть, – Господь в ту малую меру, в которую этот данный человек способен, обязательно ему даст.

– Умирает человек, и кто-то из близких причитает: «Почему Бог его к Себе забрал? А мы-то как? А мне теперь как жить? Да мы с ним сорок лет – бок о бок».

– Как жить? Надо приближаться к Богу. Потому что Бог очень беспокоится, что люди настолько друг к другу прилепляются, что забывают о том, что умирают.

– Вопрос телезрительницы: «У меня есть родная сестра, она верующая, но почему-то от меня отстранилась, не хочет меня пускать в дом, не хочет разговаривать. И я очень тоскую по ней. Очень переживаю. Как мне поступать?»

(Далее диалог с телезрительницей.)

– А у Вас телефон есть?

– Ее телефон есть.

– Позвоните ей и спросите.

– Я ей несколько раз звонила. Она не говорит причину. Я тяжело больна, инвалид. Я очень скучаю. Спрашиваю: можно я к вам приеду? А она отвечает, что нет. А причину не называет. Говорит, у тебя есть сын, муж. Но при чем тут сын и муж? Я ее люблю. И выходит, как будто навязываюсь, а она меня все время отталкивает. Я не знаю, как быть дальше.

– Я тоже не знаю. Надо как-то спросить. Попросите, чтоб муж позвонил, поговорил с ее мужем.

– Она мне сказала, что она не хозяйка. Что ей скажет муж, то она и делает.

– Ну вот, может, ее муж скажет, в чем тут дело.

– Ее муж вообще почему-то со мной не разговаривает. В чем причина, не знаю; я перед ним ни в чем не виновата. Последний раз расставались хорошо, не виделись уже три года.

– Поезжайте. Не откроют дверь, что ли? В Писании сказано: Толцыте, и отверзется. Упорство проявите, может быть, она и смилуется.

(Окончание диалога с телезрительницей.)

– Дай Бог, чтобы им найти пути друг к другу.

Вопрос: «Что такое смиренномудрие сердца? Как его достичь и перестать бояться будущего?»

–  Будущее все равно будет. А достичь смиренномудрия  нужно от практики: нужно во всех событиях искать такой выход, выбирать такой поступок, чтобы нам смириться. Поступать не из гордости, а так, как будто мы смиренные. И это будет мудрость.

– Выбирать из всех возможных вариантов тот, который тебя смирит.

– Да. Как в Писании сказано: благо мне, яко смирил мя еси. Это относится к Богу.

– Но когда Господь вмешивается в наши планы и мы вынуждены принимать то, что теперь уже Господь определил, – это нас смирил Господь. А сам человек этого не желает. А желает, чтобы его план исполнился и он получил некую выгоду. То есть отказываться самому от того, что выгодно, принимая то, что невыгодно, – это и есть путь к смирению?

– Не всегда. И что мы разумеем под выгодой? Может тоже иметься в виду не что-то материальное.

– Когда мы жертвуем чем-то своим ради ближнего своего, мы проявляем некое смирение.

– Разумеется.

– И делаем это все-таки сознательно.

– Конечно, мудрость от сознательных действий, а не наобум.

– Разумное служение ближнему – это, наверно, тоже путь к смиренномудрию?

– Конечно.

– Ближний тебе поможет в этом.

– Допечет.

– Как часто люди говорят: «Я к нему со всей любовью, а он мне вот так…» Вот прямо сокрушаются.

– И так бывает.

– Вопрос: «Как возненавидеть грех чревоугодия, чтобы победить его до конца?»

– Надо просить утром и вечером у Бога помощи в преодолении этой привязанности.

– Когда человеку плохо…

– …надо Бога умолять.

– Когда человеку плохо, он и кается, и молится. А потом чувство проходит, как-то все становится опять привычным. Очередной праздник – и человек уже не может устоять перед тем, чтобы опять не предаться чревоугодию.

– Так можно на праздник и не ходить. Что такого? Это обязанность, что ли? Пойти на праздник, там есть, пить, пока не заболеешь...

– И вот тут возникают две вещи. Первая: хочется. А вторая: люди обидятся.

– Если немножко обидятся – это не страшно.

– Сейчас период новогодних корпоративов, и нередко люди приходят с вопросом или говорят, что никак не откажешься.

– Так пусть и не отказывается. Я говорю человеку, который сам пришел и спрашивает. Я ему и говорю.

– Вопрос телезрительницы: «У меня вопрос по поводу чтения Посланий апостолов. Церковь рекомендует главу. В Евангелии подводных камней много, но достаточно понятно. А вот когда начинаешь апостола Павла читать – не все понимаешь. Можно ли читать по частям? Допустим, полчаса я уделила на апостола Павла – и толкование читать к этим стихам?»

– А почему нельзя? Можно. Читайте на здоровье. Чтоб со смыслом было.

– Вообще мы призваны исследовать Писание.

– Да. Исследовать можно по небольшим отрывочкам.

– А уж с какой скоростью читаешь… главное – вникать в смысл.

– Видишь, она молодец – и толкование читает. Это очень полезно.

– Но до толкований не у всех доходит.

– Не у всех доходит и до чтения Писания вообще.

– Но что порой удивляет – человек поступает противоположно Евангелию, хотя утверждает, что каждый день его читает.

– Это же легко проверить.

– Наверное, читает – но при этом поступки совершенно не евангельские.

– Значит, не дошло. Разобрать с ним один поступок и один кусочек из Евангелия. И сказать: «Вот написано так, а ты делаешь так. Что по этому поводу скажешь? Прокомментируй, пожалуйста».

– Он ответит: «Да я знаю. Ну, вот так – грешен».

– «Нет, я понимаю, что грешен. Давай так сделаем, чтоб ты уже этим не согрешал».

– Вопрос: «Пишут, что Иван Грозный убил сына и был злодей. Другие источники утверждают, что сына царь не убивал и был почти святой. Кому верить?»

– Я не знаю – кому. Я не историк.

– Как-то этот вопрос все не оставляет людей. Одно время он очень активно обсуждался.

– Ну да. А меня как-то оставил. Я никогда над этим голову не ломал.

– То есть если человеку хочется разобраться, пусть дальше исследует.

– Конечно.

– Хотя мне кажется, что настолько противоположные мнения, что в душе все равно будет некое смущение.

– Может быть, и будет.

– Вопрос: «Пожив с матерью и отчимом, я убедился, что моя мама – идеальная супруга, а отчим заботится только о себе. И это стало для меня причиной скандалов и обличения в его сторону. Скажите, как должен поступать православный христианин, если чувствует, что к его матери относятся как к тряпке?»

– Конечно, нужно все время скандалить, драться. Надо из дома сделать кошмар.

– Человек пытается заступиться за маму.

– Надо так заступаться, чтобы результат был хороший. А скандал не считается хорошим результатом. Можно даже с мамой посоветоваться: «Мам, здорово я его обозвал? Как тебе скандал, который я учинил? Тебе нравится? Я еще шибче могу, чтобы соседи проснулись. Как в три часа начну». Что мама скажет?

– Другого пути человек не видит.

– Надо думать. Голова-то – чтобы думать, а не чтобы вязаную шапку носить.

– Говорят, легче медведя уговорить, чем человеку объяснить.

– Ну, тогда не трожь и не уговаривай. Она же выбрала этого отчима, с ним живет, приспособилась.

– Она не может ему слова поперек сказать.

– Если она не может – и не надо.

– Жалко же мать-то, на глазах над ней издеваются.

– Тогда застрели его и отсиди. Скажешь: я был в состоянии аффекта. Максимум шесть лет дадут. Жалко же мать. И пусть она посылки шлет в тюрьму, зато дома тихо.

– Избавил ее от муки.

– Как она еще отнесется к этому? Надо включать голову: действовать не по страсти, а так, чтобы была польза.

– Вопрос: «Мне двадцать пять лет. Работаю учительницей в школе. Муж учится в духовной академии, готовится к рукоположению. Хочу оставить школу и помогать ему на приходе. Школа выматывает, коллеги пытаются сбросить на меня лишние дела: мол, ты верующая, должна всем помогать. Я замечаю, что становлюсь вспыльчивой, грубой и вечно уставшей. Но в то же время чувствую, что и детям нужна. Что Вы посоветуете? Продолжить работу или уйти?»

– Вообще-то преподавание в школе – это не женская профессия. Это действительно для женщин непосильная нагрузка.

– Но при этом школа у нас женская.

– Но у нас все женское. Скоро армия будет женская.

– В Европе кое-где уже.

– Вовсю. И в Америке, и у нас тоже. Мужчин-то нет, приходится женщинам.

– Но, на Ваш взгляд, быть лучше помощницей мужу на приходе – или все-таки отдавать себя тем детям, которые к ней привыкли?

– Надо спросить у мужа.

– На то муж женщине и дан.

– Да, тем более готовится к рукоположению. Пусть начинает тренироваться кушать наш хлеб.

– Вопрос: «Какими качествами должен обладать путный мужчина? И какие качества должны быть у девушки, чтобы стать достойной женой путному мужу?»

– А что такое «путный»? Вот что такое «непутевый», я знаю. А что такое «путный», я что-то не встречал.

– Видать, «хороший».

– А, хороший? Ну, надо быть тоже хорошей.

– Извечный вопрос: как разглядеть в человеке его качества…

– Надо его изучать. Выходить замуж не со второго свидания. А посмотреть на папу, на маму, как он с ними общается, что за семейка. Это процесс непростой.

–  Но чем больше изучаешь, тем больше видишь и недостатков, которые останавливают.

– Разумеется. Останавливают – так постой. Хуже всего, если все недостатки всплывут, когда уже два-три ребенка.

– Но так обычно и бывает.

– Так надо нам от этого предостерегать.

– И не за кого замуж выходить.

– Значит, не выходи. Если у тебя нет автомобиля – езжай на трамвае. Что, обязательно всем на машине ездить?

– Но, говорит, так хочется семью; всю жизнь мечтала о детях – думала, их у меня будет много, будем с ними заниматься.

– Надо и мужа соответствующего. Сможет ли он прокормить много? «Будет много» – называется «размечталась».

– Вы частенько говорите, что сейчас нет мужчин.

– Очень мало. Очень эпоха трудная. Наша российская цивилизация – антисемейная.

– При этом женщины в своем большинстве хотят семью…

– В большей степени.

– …а мужчины не хотят.

– Мужчины хотят от брака получать только сладкое.

– Вопрос: «Если парень отказывается встречаться с девушкой потому, что не готов ждать до свадьбы, как вести себя девушке? Ведь это очень обидно. И не причина для отказа».

– Есть заповеди Божии. И надо им следовать – иначе будет беда. Она не отказала – а теперь зачем жениться?

– Обещал.

– Обещал, но сейчас не время: надо это, надо это, надо это...

– Но в своем стремлении создать семью…

– …делают очень много глупых поступков.

– Опережающих события.

– Конечно. Хочется побыстрее – и рожу ребенка через пять месяцев после зачатия. Куда спешить-то? Или хочу яблочко, а оно еще зеленое и косточки у него еще белые. Кислятина жуткая! Ну и зачем такое яблочко срывать? Когда дети маленькие – хотят, глаза горят, а потом – дизентерия.

– А потом – несчастная жизнь, брошенные дети.

– Брошенные дети. И сверху – мат-перемат.

– Батюшка, нас просят заканчивать нашу передачу.

– Всего доброго. Будьте счастливы в ваших семьях.

  Ведущий Березовский Александр, протоиерей

Записала Татьяна Муравьева

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать