Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

19 октября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. С прот. Дмитрием Смирновым.

 

Добрый вечер, дорогие братья и сестры. Мы в прямом эфире передачи «Беседы с батюшкой», у нас  в гостях по традиции в воскресный вечер протоиерей Дмитрий Смирнов. Батюшка, добрый вечер!

 

- Добрый вечер, отец Александр. Добрый вечер, дорогие наши зрители.

 

- Вопрос: В Книге Экклезиаста есть слова: день смерти лучше дня рождения. Почему так? В день рождения у человека вся жизнь впереди, а смерть - это уже венец.

 

- Венец для очень краткого периода, который мы именуем нашей жизнью, а дальше - жизнь вечная, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания, но жизнь бесконечная. Поэтому мудрый проповедник Экклезиаст и отметил это. Для человека, жившего более трех тысяч лет, это очень ценно, Сама Премудрость Божия ему это открыла.

Когда человек рождается, все вокруг радуются. Это рождение из утробы матери, которая была его домом и кормилицей, в жизнь земную. Смерть - уже рождение в жизнь небесную.

 

- Это если человек подготовился к этому переходу, знает о нем. Ведь для большинства людей смерть окажется глубоким разочарованием, ибо она отнимет у них все дорогое.

 

- С одной стороны, это так. Как бывает в сказках, когда человек, попадая в некую волшебную страну, забывает все свое прошлое, свой дом, так это происходит с душой человека, когда она покидает тело. Люди, которые сохранили память о том, как их душа покидала тело, никогда не могут забыть свои загробные впечатления.

Я тоже могу засвидетельствовать: однажды я глубоко тонул, и этот период перехода сильно отпечатался во мне. У меня не было периода, когда человек уходит в тоннель, но когда вся жизнь пролетает перед тобой, как на экране, это было. С огромной скоростью и очень подробно, в цвете. Страх, скорее, мистический, чем какой-то животный. Никаких болей уже нет, был даже элемент любопытства. Поэтому то, что испытывали люди, и что, например, описано у Муди, я готов подтвердить.

 

- Вопрос телезрительницы: В одном из Евангелий сказано, что Господь сказал апостолу Фоме прикоснуться к Его ранам, но не написано, что он это сделал. Господь сказал также "Ты увидел и уверовал", а в тропарях и у Феофилакта Болгарского говорится, что Фома осязал. Почему так написано, объясните, пожалуйста.

В детстве и юности я часто слышала поговорку "Фома неверующий". Поэтому мне хотелось бы знать, почему именно его называют таким. Ведь все апостолы сомневались до момента сошествия Духа Святого?

 

- Вас волнует, было осязание или нет. А что изменится от того, было оно или нет? Вы начнете меньше верить от этого? И тогда, какая разница, коснулся он или нет? И влияет ли это на веру самого Фомы? Но главное, что произойдет с Вами, если я отвечу на Ваш вопрос. Это для меня гораздо важнее и интереснее.

Тропари - это уже некая церковная поэзия, которая вполне может гиперболизировать событие, придавая ему усиленную окраску. Вы замечали, что в одном Евангелии написано об одном гадаринском бесноватом, а в другом о двух бесноватых? Разве это что-то меняет? Так же и здесь.

Важно лишь то, что Фома огорчился тем, что все видели Христа, а он нет. И Господь по Своей неизреченной милости дал ему возможность увидеть. Фоме не потребовалось трогать раны. Когда он услышал рассказ других апостолов, он не поверил. Но никто не трогал Господа, Он не позволил коснуться Его даже Марии Магдалине. Самое главное здесь, что Господь оказывает Своим ученикам удивительное божественное снисхождение. Он мог бы, как Царь Вселенной, сказать: \

- Молчи, дурак, и слушай, что тебе говорят.

Но нет, Он смиряется перед людьми, которые еще мало что понимают в духовной жизни, и снисходит, дает возможность им убедиться, что Он не дух, но воскрес в теле. Поэтому Он специально ел перед ними рыбу на берегу. Думаю, что Фома не трогал Господа, но это художественный образ усиления. Господь повторяет слова, сказанные самим Фомой: "пока не вложу перста своего в раны Его". Достаточно того, что Господь знает слова, которые Фома произнес без Него. Кроме того, теперь он видит Господа вместе со всеми другими апостолами.

 

- Господь так снисходительно поступил по отношению к апостолу Фоме. Сейчас очень много сомневающихся людей, но в  отношении их Господь не являет такую милость. С чем это связано?

 

- Потому что Господь не хочет над человеком никакого насилия. Фома был готов: веровал в Него как в Сына Божия.

Современный же человек таков, что даже если начнешь по храму летать, он лишь скажет "Во, дает" и дома расскажет, какие фокусы откалывал батюшка. Но христианином от этого он не станет. Разве кто-то покается от этого? Поэтому Господь не делает никаких принуждений, делает лишь целесообразное Его целям.

Тогда Его цель была утвердить Своих учеников в Его воскресении. Что такое воскресение? Это ведь не то, что душа Господня жива, поскольку любой человек, родившийся в мир, неистребим, бесконечен. Можно убить тело, а душа живет вечно. Господь же хотел утвердить, что Он в теле. Это уму непостижимая тайна, как Бог - Создатель Вселенной - навеки сочетался с человеческой плотью. Навеки. И пребывает одесную Бога Отца. Поэтому и называется - новая эра. Эра - до вочеловечивания и эра - после вочеловечивания, это принципиально разные веры. Если до того языческие народы прославляли всю бесовскую шушеру, им служили, приносили человеческие жертвы.

 

- То есть никакими чудесами людей от этого не отвратить? Хотя некоторые говорят, что если бы Господь явил чудеса, как в Евангелии, мы бы уверовали.

 

- Когда Господь воскресил смердящего Лазаря, одни уверовали, а другие подошли докладывать фарисеям, что Он нарушил субботу. Потому что их вера была в том, чтобы ничего не делать в субботу, а Господь принес новое вино, чтобы влить его в новые вехи.

 

- Вопрос телезрителя из Подмосковья: Недавно я прочитал книгу, которая называется "Духовные беседы и наставления старца Антония". Был потрясен этой книгой и перечитывал ее несколько раз. Потом я узнал, что это книга не имеет благословения, как сказал мне один знакомый, по причине, что в книге приводится откровение о том, что нельзя брать ИНН. Прокомментируйте, пожалуйста, мне эту книгу.

 

- А Вы мне, пожалуйста, прокомментируйте книгу Роже Мартен дю Гар "Семья Тибо".  Так же, как зритель не читал "Семью Тибо", точно так же и я не читал книгу этого отца Антония. Наивно думать, что я скупаю и читаю подряд все брошюры, причем даже без благословения нашего Издательского совета.

Если бы мое мнение было для телезрителя авторитетно, он бы среагировал на мой вопрос, но он никак не захотел признаться. На самом деле, здесь все скрыто в трех буквах: ИНН. Любой гражданин Российской Федерации может пойти и узнать, какой у него ИНН. Независимо от того, брал он его или не брал, он ему давно присвоен. ИНН нет только у человека, не имеющего паспорта, и, следовательно, нигде не прописанного и юридически не значащегося. У всех остальных ИНН давно есть.

 

- Вопрос юного телезрителя: Где находится первое Евангелие, которое написали святые Лука и Иоанн?

 

- Дело в том, что самых первых Евангелий не сохранилось, сохранились только те, которые были переписаны. Есть очень древние манускрипты, но самая древняя копия - это страничка из Евангелия от Иоанна, относящаяся к концу I века. Ведь в те времена книги не печатали, а только переписывали. Бумага - это ветхий материал, люди читали, перечитывали, и книга довольно быстро изнашивалась. Но все-таки сохранились и такие древние копии, что для нас представляет особенную ценность.

 

- Вопрос: Часто слышу совет: "Исполняй заповеди Божии". А что должно происходить с человеком при исполнении заповедей? Стараюсь исполнять, но видимых изменений в себе не замечаю.

 

- Во-первых, Царствие Божие не приходит приметным образом. Видимые изменения, когда ты худеешь или толстеешь, начинаешь хромать. Духовные изменения как напыляются микрон за микроном. Если один человек не видел другого лет восемь, то он изменения заметит, к сожалению, не всегда в лучшую сторону. Исполнить заповеди невозможно, но нужно к этому стремится. Заповедь - это как конечная цель.

 

- Ориентир, к которому человек стремится всю жизнь. А предел нашего совершенства - Сам Отец Небесный, к Нему будем стремиться бесконечно.

 

- Потому что Он Творец, а мы творения, ведь горшок не станет гончаром, натюрморт художником, рояль Гилельсом, это  невозможно.

 

- Вопрос телезрительницы: Когда Господь явился Павлу, Он сказал: трудно тебе идти против рожна. Раньше я слышала слово "рожна" в совсем другом выражении. Объясните, пожалуйста, что означает слово "рожна".

 

- Моя мама тоже часто говорила "Какого тебе рожна". Что на самом деле имеется в виду? Рожон - это толстый кол, толщиной в руку, заостренный с двух сторон. Одной стороной он втыкался в землю под углом примерно 45-60 градусов и ставился перед пехотой, для того чтобы, когда противник приблизится к войску, задержать его, потому что он не может преодолеть. Идти против рожна - означает идти на верную смерть и полную бессмыслицу. Надо все рожны уронить на землю и пройти по ним, иначе он воткнется тебе в грудь, и ты погибнешь. Это образ из древнего военного дела: переть против рожна - означает заниматься бессмысленным, тупым делом. Например, когда дети спорят с родителями, это бессмысленно, потому что взрослые мудрее, опытнее, и у них определенные цели насчет детей. Вступать с ними в какую-то битву - это и есть переть против рожна.

 

- Но они все время натыкаются на этот рожон, больно страдают от него. Господь сказал апостолу Павлу, но люди же повторяют это.

 

- Некоторые буквально больно. Гордость же существует. Представь, что если бы человек прочитал, понял и перестал. Ведь так не бывает. В человеке все пропитано грехом, и надо потратить годы, а порой десятилетия, чтобы те или иные вещи ушли от человека.

 

- Получается, человек не просто прочел, но уже получил ответ за свою настырность.

 

- Но гордость еще сильнее.

 

- То есть, если меня палка бьет, я отвечу ей еще сильнее?

 

- Да, это прекрасно описал Александр Сергеевич Пушкин в повести "Дубровский", когда медведь лупил по бочке с гвоздями. Чем больше он лупил, тем было больнее, и тем больше он сердился на бочку и колотил ее. Медведь - это ведь не обезьяна, у той бы хватило ума так не делать.

Если человек в состоянии приступа гордости, никакие аргументы, даже автомат, не подействуют.

 

- Куда же девается разум человека?

 

- Он растворяется в гордыне. Другой замечательный русский поэт Николай Алексеевич Некрасов приводит такой образ:

Мужик, что бык, втемяшится в башку какая блажь,

Ее колом оттудова не выбьешь.

Можно кол поменять на рожон, потому что его можно использовать и как орудие, вынешь из земли и колешь.

Поэтому великий Павел говорит: немощного в вере принимай без споров о мнениях.

 

- То есть, когда человек пытается убедить другого, чтобы помочь, это оборачивается ему во грех?

 

- Помощь не может быть такой, как другой великий поэт сказал про Демьянову уху. Как бы эта уха ни была вкусна, она может опротиветь, если она дается с насилием. Ведь так нельзя. Тебя не просят, а те лезешь. Даже если ребенок побежал и упал, не надо ахать и бросаться поднимать его. Он должен сам научиться вставать, мы, взрослые, должны дать ему возможность научиться.

 

- Вопрос телезрительницы из Воронежа: Мне 60 лет, а когда я была маленькая, моя бабушка читала Исахову молитву (зачитывает нечто, похожее на заговор, но с упоминанием святых для христиан имен и понятий). Можно ли ее читать?

 

- Это народное творчество надо по возможности быстрее забыть, а если осталась какая-то бумажка, лучше ее спалить. Хотя там и упоминаются дорогие христианам имена и понятия, это совершенно не годится для молитвы. Есть специальные книги - молитвословы. Это никак не молитва, а больше похоже на народные подметные письма. Если от чтения этого, как там сказано, можно спастись, то это просто дьявольская клевета на Евангелие. Вам надо освободить голову от этого, это совсем не полезно. Возьмите молитвы утренние, на сон грядущий, в болезни и прочие и читайте их.

 

- Даже в наш компьютеризированный XXI век есть неграмотные люди, и вот они на свой лад перелагают где-то услышанное или увиденное.

 

- Раньше для тех, кто был неграмотный и не мог читать Часослов, потому что раньше учились читать по Часослову, рекомендовали читать Иисусову молитву: "Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешного".  Этого достаточно, а такие страшные заговоры с кощунственным употреблением святых имен - это просто отрава. Большой возраст вовсе не является аргументом в пользу достоинств этого "писания".

 

- Мнения стариков многие воспринимают, как нечто авторитетное.

 

- А если старичок выжил из ума. Бывают же старики со старческим слабоумием, болезнью Альцгеймера, бывает инсульт. И что же от того, что человек пожилой, не учитывать, что он больной? Это верх неразумия.

 

- Вопрос телезрителя: В православном календаре указываются святые, память которых празднуется в конкретный день. И вот я встретил память священномученика Александра Папы Римского, пострадавшего в 461 году. Почему его память указана в православном календаре?

 

- Потому что разделение Церкви на Католическую и Православную произошло только в XI веке. Поэтому папы, которые причислены к лику святых до разделения, вполне православные, и мы их поминаем.

В Москве в честь папы Климента построен прекрасный собор XVIII века.

 

- А еще одного Папу Римского поминаем, как творца Божественной литургии.

 

 

- Стоит ли выходить замуж за человека, который тебя очень любит, надежный, настоящий мужчина, но нет к нему ни любви, ни чувств. Может быть, это дар от Бога? Сомневаюсь, как быть?

 

- Если спрашивают лично моего совета, то я бы подождал год, два, три, пять, шесть. Если это настоящий мужчина, он найдет способ завоевать расположения.

 

- До революции детей замуж выдавали родители и не спрашивали, любишь ли. Вот тебе суженый, тебе - невеста, и - привыкали.

 

- Но ведь тогда каждую девочку готовили к этому. В некоторых странах жених и невеста впервые видели друг друга лишь после свадьбы, во время которой их лица были так же закрыты. И каждый мальчик видел это и знал, что родители, которых он любил, выберут ему невесту, которую он тоже будет любить. Человека к этому готовили 15 лет и женили, а невесте было 13. Сейчас совсем другая подготовка.

Чувства, конечно, важны, но это не главное. Главное, что он любит ее, добрый, хороший, надежный.

 

- Живу в небольшом городке в центре Словакии, православного храма нет, службы проходят в арендованных помещениях. Недавно поступило предложение служить Литургию в отреставрированном замке, принадлежащем богатому человеку. Но в этом замке много статуй драконов, демонических изображений. Можно ли в таком месте служить Литургию? Многие прихожане отказывают туда приходить.

 

- Это должен решить священник. Для нас все эти изображения ничто. Вовсе не надо ставить их вместо иконостаса, а где-нибудь за спиной пусть стоят, а когда будут крестить, то "и плюни, и дуни на них". Постоянное место - это очень удобно.

 

- Например, святитель Митрофан Воронежский отказался войти в такое место, хотя царь Петр его звал.

 

- Царь Петр хотел, чтобы святитель Митрофан освятил это. Раньше, когда я был моложе, ходил освящать квартиры, но если видел изображение Ленина, то говорил, что не буду освящать, пока его не выкинут. Как можно освящать дом, если там идолище поганое стоит.

Конечно, если эти изображения находятся там, где совершается молитва, это неуместно. Но если они находятся в других помещения.

В соборе Нотр-Дам-де-Пари тоже есть химеры, которые изображают нападающих на людей нечистую силу. На Западе иная ментальность, и их можно встретить, сколько угодно.

 

- То есть наличие таких изображений, если человек не сам их развешивает, не оскверняет человека?

 

- Если человек их боится или обращает внимание, конечно, на него это начинает влиять.  Бояться изображения - это уже грешно, надо каяться на исповеди. Идол - ничто. Даже идоложертвенное можно есть, если перекрестить и прочитать "Отче наш".

Если нам предложили еду, сказав, что это идоложертвенное, мы не едим, считая, что это скверна. Нельзя возлагать венки, потому что это означает - оказывать честь.

 

- Одна женщина рассказывала, что во время поездки в некую буддийскую страну, их привели с экскурсией в буддийский храм, рассказывали, а потом предложили поклониться. И вся группа, и она вместе со всеми, поклонились. И только потом сообразила, что сделала что-то неправильное.

 

– Она поклонилась дьяволу. Люди, как некие бараны, делают то, что им предлагают. Надо же сначала думать, прежде чем делать.

 

- С языческими капищами понятно, а когда человек поклонятся святыне, находящейся в католическом храме, нет ли в этом некоего отступления от православия?

 

- Например, в Риме лежат три апостола: Варфоломей, Петр и Павел. Что мешает поклониться им?

У меня была возможность приложиться к терновому венцу Христа Спасителя в Нотр-Дам-де-Пари. Никогда не забуду этого, и очень буду благодарен тому католическому епископу, который все это организовал. К русским православным относятся с большим уважением.

 

- Удивительно, что признают, уважают, и в то же время остаются при своем.

 

- Как это теперь сделать? Вся религия Римо-Католической Церкви папоцентрическая. Разве можно сказать, что все папы, начиная с Петра и до Франциска I заблуждались, а теперь мы становимся частью Православной Церкви, меняем всю структуру. Это же невозможно.

Вот Русь уже тысячу лет Православная, нас не удалось перевести даже в коммунистическую веру, хотя и перестреляли всех епископов, священников, закрыли практически все храмы, уничтожили монастыри, церковные книги, духовные учебные заведения. А теперь на исповедь ходят старички, бывшие преподаватели марксизма-ленинизма, и каются в своем марксизме.

 

- Спасибо, батюшка, за передачу.

 

- Всего доброго, до свидания.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы телезрителей отвечает настоятель строящегося храма во имя святой блаженной Матроны Московской города Санкт-Петербурга священник Михаил Проходцев. Тема беседы: «Самомнение, своенравие, своеволие и смирение».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать