Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

21 сентября 2014 г.

Аудио
Скачать .mp3

На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. Эфир  21 сентября 2014 г.

 

- Добрый вечер, дорогие телезрители. Добрый вечер, дорогие братья и сестры. В прямом эфире программа "Беседы с батюшкой". Как обычно в воскресный вечер у нас в гостях протоиерей Дмитрий Смирнов.

Добрый вечер, батюшка.

 

- Добрый вечер. Всех наших зрителей поздравляю с Праздником Рождества Пресвятой Богородицы. Благодаря нашему дивному богослужению все мы имеем возможность быть участниками этого дивного события.

 

- Вопрос: Не могу соблюдать летние посты: Петровский и Успенский. То ли не могу себя настроить, то ли что-то мешает. Как преодолеть это препятствие?

 

- С самого начала сказано "не могу". "Что-то мешает" - это слишком неопределенно. Ясно, что человек не хочет. Посоветовать можно только одно - захотеть, и тогда все получится.

Через этот вопрос хорошо видно, что человек хочет такого рецепта, чтобы все сделали за него. Бывает так, что для человека просто неизвестно, что на самом деле он просто этого не хочет.

 

Вопрос: Господь говорит: следуй за Мной. А что значит - следовать за Христом?

 

- Это не простой вопрос. Следовать за Христом - значит иметь в сердце те же чувства, какие были у Христа. Христос дал нам образец человека, который во всех ситуациях совершает поступок христианский. Следовать за Христом - значит во всех обстоятельствах, невзирая ни на какие трудности, поступать, как Христос, то есть  как христианин. Евангелие дает разнообразные примеры этих поступков, и каждый следующий за Христом имеет перед собой образ, который он выбирает из сокровищницы Евангелия в соответствии с ситуацией, и выбирает такое действие, которое соответствует тому, чему учил и делал Христос.

Человек должен проникнуться именно евангельским духом. Потому что к букве можно придираться постоянно и задавать бесконечные вопросы.

 

- Вопрос телезрительницы: Всегда ли понятия поступать "по совести" и поступать "справедливо" совпадают? Мне кажется, что порой они имеют просто противоположное значение. И имеет ли отношение к православному человеку пословица "как аукнется, так и откликнется"?

 

- Мой отец рассказывал мне случай, о котором он прочитал в одной из книг: где-то в уссурийской тайге охотник шел по лесу, увидел пень и пнул по нему ногой, думая найти под ним грибы. А пень встал - и оказалось, что это не кто иной, как уссурийский тигр. И этот тигр подошел к злосчастному охотнику и ударил по нему лапой, так что тот отлетел метров на восемь. Повернулся и пошел своей дорогой, потому что он был сыт. Как аукнется, так и откликнется.

Чтобы совесть и справедливость вступали в диаметральное противоречие, мне такую ситуацию представить трудно. Бывает, когда возникают некоторые расхождения. Часто это касается наших отношений к детям, к которым мы часто снисходительны. По справедливости ребенка надо серьезно наказать, а материнское сердце делать этого не хочет. Бывает и в других ситуациях: когда дело касается чего-то от нас далекого, мы готовы говорить о справедливости, а когда именно нам предлагают подписать приговор, тут мы становимся мягче.

Справедливость обычно воспринимается, как око за око, зуб за зуб. Бывает, все согласны, что надо наказать, но не через повешение.

 

 

- Вопрос: Господь говорит: если согрешит против тебя брат твой, поди и обличи между тобой и им. Но ведь это обычно вызывает в ответ злобу. Почему "обличи", а не прости ему?

 

- Что значит - "обличить"? Иногда тот самый брат не видит того, что он сделал. Обличить - означает выявить. Надо объяснять брату, что это неправильно и нехорошо. Вся проблема в форме подачи: ведь можно обличать не оскорбительно. Как говорит апостол, обличайте в духе кротости. Кротость - это незлобие. Обличение в духе незлобия может быть полезно.

Если даже к несмиренному человеку подходить со смирением, у него не будет повода набрасываться на него с кулаками.

 

- Даже дети противятся, когда родители пытаются внушить им что-то доброе или как-то обличить.

 

- С детьми тоже очень важно говорить в кротости: посадите его рядом, поговорите.

 

- Вопрос телезрительницы: Где можно купить книгу Александра Меня "Сын Человеческий"? Замечательный человек и замечательная книга.

 

- Где купить, я не знаю, поскольку далек от системы книгораспространения. В ближайшем к нам магазине все давно раскуплено. Можно поискать в магазинах "Православное слово" при храме Николы в Кузнецах, в магазине издательства Московской Патриархии на Погодинской улице.

 

- Вопрос: Господь дал Своим ученикам власть над нечистыми духами, хотя тогда они еще не были апостолами. Почему Господь нам не дает такую власть?

 

- Давно дал, просто эти духи стали нам столь родными существами, что мы не как не хотим делать с ними то, что делали апостолы, то есть изгонять. Им в нас хорошо и уютно, мы их холим, питаем и защищаем. Мы не можем бороться с ними в других, прежде чем не разберемся с собственными.

Представим себе, что некий москвич купил себе квартиру в Петропавловске-Камчатском и теперь летает туда на самолете, чтобы убираться в ней. Так подмети сначала свою квартиру.

 

- Вопрос телезрительницы: Я многодетная мать, у меня четверо детей. В церковных документах говорится, что если супруги не хотят больше иметь детей, они могут использовать предохранительные средства неабортивного характера. Что Вы думаете по этому поводу?

 

- То, что Вы сказали - клевета на документ Русской Православной Церкви. Ничего подобного там нет. Посмотрите в Интернете этот документ.

 

- Вопрос: В словах Христа "не давайте святыни псам и не мечите бисера перед свиньями", кто "псы", "свиньи", и что подразумевается под бисером?

 

- Под бисером подразумеваются христианские истины, а под свиньями люди, путей истинных не сведущие и не отличающие добро от зла.

 

- Как нам в таком случае поделиться своей верой, привлечь к истине неверующих людей, если мы не будет рассказывать об этом?

 

- Рассказывать нужно, но не всем, а тем, кто хочет услышать "отчет о нашем уповании": как мы веруем. Беседовать надо с тем человеком, в котором мы видим некую заинтересованность.

 

- По благословению Святейшего Патриарха священники сейчас ходят почти во все школы, иногда просто приходится преодолевать стену, чтобы иметь возможность побеседовать с учителями и детьми, которым это не нужно.

 

- Я тоже сталкивался с этим. Здесь очень важно найти те слова, которые найдут отклик в их душах, используя то, что всякая душа по природе христианка. Не надо начинать с того, чтобы давать им бисер. Можно взять необработанный перламутр, взять какую-то раковину и сказать:

- Давайте посмотрим, как прекрасна эта раковина. Может ли моллюск, у которого нет мозга, нет глаз, создать такую красоту? Нет. Значит, кто-то с внешней стороны создал ее.

И так постепенно, шаг за шагом подводить к мысли, что "если звезды зажигаются, это Кому-то нужно". Не говоря непосредственно о Боге, так как люди сейчас очень рационалистичны, и Бог для них очень абстрактен.

Говорить надо о красоте мира, о добре, о том, что их интересует. Например, старшеклассниц интересует будущая семейная жизнь, если начать говорить об этом, то всегда будет интерес. О любви, влюбленности, о том, какая между ними разница. О воспитании детей. Очень нравится, когда беседа строится так:

- Мы взрослые испытываем определенные трудности с вашим воспитанием. Можете назвать какие?

И они с удовольствием и совершенно справедливо назовут. От этого и идти. Например:

- Мы, взрослые, хотим вырастить из вас трудолюбивых, честных людей, а вы нам в этом препятствуете. Как препятствует то, что разлито в мире в виде различной сатанинской пропаганды.

- Когда мы говорим: вам надо ограничить общение с компьютером, мы имеем в виду вполне определенные вещи, а вы, наоборот, к этому стремитесь.

Рассказать, что атмосферу в школе можно сделать лучше. Или о том, что утверждать себя надо не в курении, например, а в чем-то другом. Например, покрасить забор - как это делали Том Сойер и Гекльберри Финн - наверное, лучше, чем написать на нем матерные слова. Есть поэзия, альбомы для стихов...

 

- Все доброе требует усилия над собой, творчества души, а все подлое не требует этого.

 

- Это так, и на эту тему тоже можно поговорить с детьми. И это не будет метать бисер перед свиньями, наоборот, детки все запомнят. Когда я был "деткой", к нам приходил композитор Дмитрий Кабалевский и говорил с нами о музыке, я до сих пор помню этого прекрасного человека. Ведь это был известнейший человек, и он не погнушался прийти в школу поговорить с детьми. Помню до сих пор, как к нам приходил Герман Степанович Титов, как он говорил: умно, с замечательной интонацией, профессионально. Конечно, это ложилось на иную почву: нам, детям, живущим в бараках, рассказывали о космосе. Современных детей после "Звездных войн" этим не удивишь. Но и сейчас можно перед глазами и умами детей создать пространство, которое для них будет откровение. Хотя бы потому, что взрослый человек говорит  с ними о серьезнейших вещах. Такого разговора ведь не дождешься от родителей, и это трагично.

 

- Каждый ребенок ждет, чтобы с ним поговорили.

 

- Только этого и ждет! Недавно я говорил с мамой ребеночка трех лет. Мама несколько жаловалась на него, и мне пришлось объяснить, что поскольку он несколько опережает в своем развитии, он жаждет общения с мамой под любым предлогом. И мать должна постараться найти ресурсы, и сердечный, и своего времени, для того чтобы ему это дать. Сейчас он бурно развивается, хотя еще и не очень хорошо говорит.

Поговорить о взаимоотношениях:

- Деточки, почему вы, как собаки? Вы все время дразнитесь, все время друг над другом смеетесь, издеваетесь, сильный подавляет слабого. Чем мы отличаемся от зверей? Если среди ворон будет одна белая, ее тотчас заклюют. У людей наоборот: всякую белую ворону надо носить на руках, надо ее ценить, потому что она отличается. Это драгоценность, что есть другие вороны, и только человек может это оценить.

С детьми, мне кажется, можно говорить бесконечно, хотя это трудно: настроить детскую аудиторию гораздо сложнее.

 

- Почему именно в детях столько жестокости?

 

- Потому что у них неразвитые чувства. Если взрослый человек в течение жизни может научиться сочувствовать, человек неразвитый совершенно не чувствует чужую боль. Лев ест антилопу, и он не чувствует, что та страдает. А человек может чувствовать.

 

- То есть, сочувствие развивается в человеке в зрелом возрасте?

 

- Должно развиваться с детства родителями. Как-то я наблюдал такую сцену: девочка стаскивает кошку с травы на асфальт, а кошка возвращается обратно, там солнце. Я подошел и спросил девочку, что она делает, на что та ответила:

- Что же кошка не понимает, что травке больно?

Как это замечательно, что ребенок со-чувствует травке. Я попытался объяснить, что травке не больно, у нее нет рецепторов боли, а вот кошке больно. Но само движение души прекрасное, пусть и неловкое, неправильное.

 

- Вопрос телезрителя: Благодаря аудиозаписям отца Флавиана, я выучил утреннее и вечернее правила наизусть. Но когда читаю без него, нет того "праздника на душе", как если слушаешь его. Пожалуйста, порассуждайте об утреннем и вечернем молитвенных правилах и личной молитве.

Второй вопрос: когда в Церкви праздник, то народу так много, что помолиться не сможешь, а не пойти нельзя.

 

- Почему не сможешь помолиться? Лет сорок назад, когда в Москве не было столько храмов, бывало людей столько, что руку не вытянешь перекреститься, а все равно: хоть со всех сторон сожмут, а на сердце радостно. Для того чтобы молиться нужен ум, больше ничего.

Надо превращать правило в молитву, и тогда все средства хороши.

 

- Когда теснота в храме - помеха человеку в молитве, причина в самом человеке?

 

- Причина в его раздражительности. Можно сказать так: посмотри, куда тебя пустили - в храм. Господь сказал: где двое или трое вместе соберутся, там Я посреди вас. Пусть кто-то пришел во имя записочек, кто-то ради праздничка, но какая-то часть все же ради Христа. Значит, Он посреди нас стоит, и Ему тоже тесно. Просто человек не понимает, что его пустили на небо. Немного ради этого можно попотеть. Главное - что мы вместе. Когда храм полон, это всегда радостно. Особенно предпасхальное ожидание праздника несравнимо ни с чем.

 

- Вопрос телезрительницы: Моя мама не посещала храм и лишь перед самой смертью причастилась Святых Христовых Таин. Поскольку у нее уже не было речи, она ничего не могла сказать на исповеди. И теперь я переживаю, пошло ли это ей на пользу. Как лучше поминать маму: давать милостыню или больше подавать записок в храм?

 

- Не совсем понятно, что значит "лучше"? Подавать милостыню - это замечательно, потому что еще древние заметили, что у молитвы два крыла: пост и милостыня. Молитва в церкви тоже играет существенную роль.

О том, что происходит в мире ином с душой Вашей мамы, мы не узнаем до самой нашей смерти. Гадать бесполезно. Вы сделали все, что могли и считали нужным. Если батюшка счел возможным Вашу маму пособоровать и причастить, то и слава Богу, и все на волю Божию. Никаких гарантий никто Вам не даст, и это не нужно. Нужна Ваша вера, и по вере вашей да будет вам.

 

- Если человек, будучи здоровым, в храм не ходил, но в последней своей болезни не против причаститься, и родственники зовут к нему священника. Нужно ли это?

 

- Мое мнение, что нужно ждать не двух часов ночи, когда человек впадает в забытье, и вызывать "скорую помощь", а вызывать врача за месяц. Человек заболел - предложить ему:

- Я знаю, что ты в храм не ходила, но теперь, когда ты заболела, не хочешь ли пригласить священника?

Все выяснить: да или нет, и действовать в согласии с ясно выраженной волей человека. Если нет, то этого вполне достаточно. Это, как с завещанием, его надо писать не тогда, когда уже рука не чувствуется, а за месяц, а лучше по возрасту. Ведь это тебя ни к чему не обязывает, ты можешь его переделывать каждый день. Но последний вариант уже имеет юридическую силу. Здесь то же самое, зачем создавать ситуацию, когда все делается в последний момент? Тогда не возникало бы гаданий

 

- Вопрос телезрительницы: Мы хотим крестить внука, все православные, сноха хочет пригласить в качестве крестного брата-старовера, возможно ли это?

 

- Крестный должен принадлежать нашей Церкви, поэтому, говоря по-русски, он не имеет права быть крестным.

 

- Вопрос: Принципиально ли посещать храм именно по воскресениям? Знаю, что воскресная служба считается центральной, но в субботу мне гораздо удобнее.

 

- Священники даже дают присягу о том, что всегда будут служить воскресную службу. Христос взошел на Крест не для того, чтобы нам было удобно, а для того чтобы мы свою жизнь построили так, чтобы Он считал нас за своих. Жизнь чрезвычайно сложна, и могут быть разные обстоятельства, но удобство - это не аргумент.

Если у человека такая работа, что он не может бывать по воскресениям в храме, можно и работу поменять. Например, многие люди меняют жилье, чтобы быть поближе к работе. Очень многие меняют жилье, чтобы быть поближе к храму. Это нормально. Другой готов поездить, чтобы нести некий крест. Все дело в мотиве, который понуждает человека поступать так или иначе. В этом мотиве содержится либо христианское отношение к этому, либо нет. Каждый человек должен исследовать, из каких соображений он так поступает. Если это из соображений удобства, то это неправильно, надо поступать наоборот.

 

- Вопрос телезрительницы: В нашем храме, который мне очень дорого, есть женщина, которая если коснется меня или даже просто на расстоянии посмотрит на меня, у меня болит голова, и она как будто забирает мои силы.

 

- В Российской империи был закон, что на людей, которые обвиняют соседей в том, что те напускают на них порчу, полагалось надевать смирительную рубашку и силком отправлять в сумасшедший дом. Все, что Вы сказали про эту женщину, является злым суеверием. Святая Троица сильнее всякого колдовства, а Вы подчиняетесь своему суеверию. Ваши слова об этой женщине - плод Вашего зловерия, который есть результат психического заболевания.

Если Вы послушаетесь меня, есть шанс выздороветь. Если оставите, как есть, будете всю жизнь несчастны.

 

- Вопрос: Слушаю записи отца Паисия Святогорца, там постоянно употребляется слово "любочестие". Объясните, пожалуйста, его смысл.

 

- Любочестие - любовь к благочестию. Говорят: это благочестивый человек. Это означает, что он своей жизнью воздает честь Богу. Если любочестие - это значит, что он стремится к этому, трудится в этом направлении.

 

- Вопрос: Если духовник благословляет на то, что не соответствует учению Церкви, и чадо послушно исполняет, кто будет отвечать за последствия?

 

- Все будут отвечать. Хотя Христос и сравнивает нас с овцами, мы должны быть разумным стадом. Мы живем в самой свободной стране мира, поэтому развелось много всяких "старцев", которые несут порой такую околесицу, что даже в преисподней кому-то становится тошно. А бараны идут за ними. Почему? Потому что ничего не знают, а уловляются на внешние проявления. Поэтому каждый христианин должен знать свою веру и проверять все Писанием.

 

- В Писаниях древних отцов много внимания уделяется послушанию, и речь там идет об абсолютном послушании. Но там, конечно, не подразумевалось, что старец может быть еретиком.

 

- Конечно, нет. Чаще всего, если он во что-то впадал, то по недостаточной грамотности, но тогда люди оставляли его. Женщина, которая только что звонила, находится в таком состоянии. Я не мог ей не сказать того, что должен был, но абсолютно уверен, что она не послушала меня. Есть целые приходы, пораженные этой заразой, и в нашем тоже есть такие женщины.

 

- Вопрос телезрительницы: Дочери 14 лет, больше не хочет ходить в церковь, уже не говорю про чтение молитв. Год-два назад было проще привести ее за собой. Со своей стороны не принуждаю, только разъясняю. Скажите, чем я могу повернуть ее опять к Церкви?

 

- Уже ничем. Если мы не научили молиться дитя от года до двенадцати лет, уже ничего не сделаешь. Если же он просто стоял рядом или даже четко читал - это не то. Ребенок должен почувствовать Бога своим сердечком, должен обратиться к Нему, а Бог должен на этот призыв ответить. Если этого не произойдет, то в 13 лет он начнет сомневаться, а в 14 перестанет ходить в церковь, потому что ему там нечего делать.

В церковь собираются те, кто понимают, что там происходит. Когда человек не понимает, ему не интересно. Почему большинство людей не ходят в Консерваторию? Они не понимают эту музыку. Человек идет туда, где он понимает. Делает то, что он понимает. Поэтому родителям, а также бабушкам и дедушкам надо не просто таскать ребенка в церковь, а объяснять ему, что происходит. Надо было раньше начинать, чтобы добиться понимания.

 

- Батюшка, к сожалению, наше время вышло. Пора прощаться.

 

- Всего доброго. До свидания. Всех с праздником Рождества Пресвятой Богородицы.

 

- Спасибо, батюшка. Всего Вам доброго.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский.

Расшифровка: Юлия Подзолова.

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать