Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

19 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

- Христос Воскресе! Удивительное время - Пасха.

- Воистину Воскресе! Именно - удивительное. Пасха происходит каждый год, и все равно находишься в удивлении, хотя, казалось бы, пора за 50 лет привыкнуть.

- Радость, которая не утомляет; она всегда новая. Служба та же, песнопения те же, а радость – новая.

- Впечатления от службы у меня другие, чем в прошлый год. Что-то меняется: народу в храме стало больше, в людях что-то меняется.

- Люди меняются: их отношение к вере становится другим.

- Да, становится глубже.

– «Что такое двоедушие, о котором святой апостол Иаков говорит: “Муж или человек двоедушный не устроен во всех путях своих”?».

- Я думаю (надеюсь, это близко к истине), что это разделение человека надвое: человек живет и ветхим, и новым, и у него как бы две души – одна стремится угодить ветхому человеку, другая - новому. А Бог ревнив, Он хочет, чтобы вся душа принадлежала единому человеку.

- Идя таким путем, человек не преуспеет ни в ветхом, ни в новом.

- В ветхом, возможно, и преуспеет: у человека может не быть огромных запросов. Но в новом – нет.

- У людей есть мнение, что оставить все - это уйти в монастырь, принять монашество; что, живя в миру, оставить все - невозможно.

- Речь идет о страстных привязанностях.

- Не служите маммоне в любом ее проявлении.

- Маммона – это богатство. Есть вещи, производящие впечатление нейтральных или даже положительных, но если к ним возникает пристрастие, они превращаются в небольшого полупрозрачного идола, тогда это уже влияет.

- Заметно, как люди упираются, не желая что-то из своей жизни исключить.

- Каждый человек склонен защищать тот образ жизни, который он ведет, а если что-то не получается, то он обвиняет Бога, все время с ним тягается.

- Да, Бог почему-то оказывается всегда виноватым.

- Когда есть вина человека, он обязательно пытается искать ее в ком-то другом, как маленькие дети говорят: «Это не я - это он», или «Он первый начал».

– Вопрос телезрительницы: «Христос Воскресе! У меня есть знакомая – православная христианка, но ее оболгали в плохих делах. Теперь она боится ходить по поселку, боится ходить в храм. Она неоднократно каялась в том, в чем не виновата. Не ходит в храм из-за неприязни к ней: люди боятся, что она сделает им плохо. Как ей поступить?».

- Женщина поступает совершено неправильно и не по-христиански. Поступать по-христиански – это поступать так, как Иисус Христос, про Которого говорили, что Он – сын дьявола. Однако Он не боялся не только в храм ходить, но еще и проповедовал и не обращал внимания на то, что говорят. Вот так поступать по-христиански. Бояться не надо. Люди поселка ее не убьют. Христианин должен бояться только двух вещей – Бога и греха.

– «Работаю в гимназии социальным педагогом. В этом учебном году в петербургских школах обязали создать службы медитации. Слышали Вы что-то об этом?».

- Конечно, нет. В Санкт-Петербурге в атмосфере особая отрава разлита. Как возникает какая гадость, то – из Санкт-Петербурга. Я этому удивляюсь. Ощущение, что там нет православных людей. Попробовали бы сделать такое у нас в Москве – все пробовальщики сразу бы остыли.

– «Что за вера – славянские веды? Возможен ли брак православной девушки с парнем этой веры? Какова вероятность того, что он станет православным христианином?».

- Православным христианином может стать кто угодно. Я бы за человека, исповедующего неоязыческую религию, не рекомендовал выходить замуж. Если бы это была моя племянница или дочь, запер бы ее на три замка. Славянские веды – это один из видов оккультизма. Человек, который это исповедует, является полным идиотом: он не способен критически мыслить, вести полемику, читать книги. Эти люди - самые густопсовые невежды. То, что они говорят, пишут в своих брошюрах, представляет собой бред. Если молодой человек брачного возраста это исповедует, у него не все в порядке в голове. Ждать, что он станет православным, на мой взгляд, абсурдно; скорее рак на горе свистнет. Когда станет православным, тогда и посмотрим.

– Вопрос телезрительницы: «Христос Воскресе! Мой муж верит в реинкарнацию. Возможно, он дан мне для смирения. Я его спросила, что если вдруг он умрет раньше меня, как я должна его хоронить – в Индии, или еще где. Он мне ответил, что отпевать его нужно в православном храме. Я считаю это двурушничеством. Возможно ли человека, верующего в реинкарнацию, отпевать в случае смерти в православном храме?».

- Конечно, нет. Как можно отпевать такого человека, если он не православный.

- Телезрительница: «Но он крещеный. Батюшка в храме сказал, что отпоем.

- Гитлер тоже был крещеный, и Ленин тоже. За деньги можно отпеть кого угодно. Дело в том, что есть Символ веры, в котором звучат следующие слова: «Чаю воскресения мертвых, и жизни будущаго века». Какая жизнь будущего века, если человек верит в реинкарнацию? Пусть он поплавает рыбкой в затхлой протоке или в речке, отравленной химией, искупая свою карму. А мы будем ему петь: «Со святыми упокой?». Не будем петь, пусть не приезжает. Никогда не будем отпевать такого человека.

- Телезрительница: «Он настаивает. А что если это последняя воля умирающего? Как я должна поступить?».

- Это неважно. А если его последней волей будет взорвать храм? Последняя воля может быть доброй и хорошей, а может быть и дьявольской. Он нас призывает к кощунству, а мы послушно должны это выполнять? Не понимаю только, почему Вас это так развеселило, по-моему, плакать надо об этом человеке.

- Телезрительница: «Меня развеселило это потому, что я ему точно так же, как и Вы говорю, но он мне не верит».

- Я, как и Вы, православный христианин. Естественно, у нас взгляды в вопросе веры, совпадают. Нельзя смеяться над больным человеком.

- Телезрительница: «Он не больной, Вы ошибаетесь. Может просто ему нравится жить на этой земле, и он не хочет быть ни со святыми и ни с кем?».

- Как здоровый человек может верить в реинкарнацию? Это все равно, что верить в астрологию. По поводу смерти его никто спрашивать не будет. Есть закон Божий, который проявляется как угодно. Например, берем щелочь и кислоту, сливаем вместе, возникает реакция нейтрализации, стакан теплеет, и в нем образуется вода. Ничего с этим не сделаешь. Так Бог повелел, независимо от того, веришь ты в реинкарнацию или не веришь. О какой реинкарнации может идти речь, когда одна муха за один год дает потомство миллион особей. Это только древний глупый индус, живя в Индостане, думал, что люди перемещаются – кто в слона, кто в мушку, кто в человека, если заслужил. Разве можно сравнить количество людей с количеством насекомых и других существ? Это совершенно нереально. Это сказки для бедного индийского крестьянина, который поклоняется Ганеше с хоботом, которому приносит жертвы. Человек вырос в христианской культуре, построенной на Евангелии, где вокруг храмы с куполами, а он ничего этого не видит.

– «Я заметила в себе грехи гордости, зависти, которые ненавижу. Крещение исцелит меня от них или нет?».

- Нет. Крещение не исцеляет. Исцеляет только покаяние. Если перед крещением человек принесет покаяние, тогда в крещении он может получить освобождение от этих грехов, но только при условии покаяния.

- Она пишет, что ненавидит этот грех. Это уже покаяние?

- Это значит, что уже человек одной ногой к нему приблизился.

– Вопросы телезрительницы: «Христос Воскресе! В Псалтири пророк Давид говорит, что для праведных все будет хорошо, Господь защитит их, а грешным зубы сокрушит, и будут они как прах. Но Господь нам заповедовал благословлять проклинающих нас, молиться о ненавидящих нас. Я вижу в этом противоречие».
Второй вопрос: «В молитвенном правиле нужно читать 40 раз «Господи, помилуй». Получается, что не сердцем молишься, а занимаешься подсчетом. Можно ли не считать, а просто молиться от души, сколько получится?».

- Молитесь 41 раз, это ничего не меняет. Я Вам от души разрешаю.
По поводу Вашего первого вопроса, скажите мне, в каком году родился Иисус Христос?

- Телезрительница: «Христос родился 2015 лет назад, наверное, в первом году».

- В нулевом. А когда родился царь Давид?

- Телезрительница: «До Рождества Христова».

- Вот и ответ на Ваш вопрос. Царь Давид, конечно, прозирал своим пророческим оком и многое сообщил в своих псалмах, потому они для Церкви очень дороги и являются в некотором смысле основой нашего богослужения. Но это как пророческие видения. Царь Давид совсем не был христианином.

– «Когда священник говорит одно, а муж – противоположное, как поступить женщине? На ком лежит ответственность перед Богом за семью – на муже или на священнике? Речь шла о посте для детей 7, 10 и 13 лет. Священник против поста для детей, а муж с детьми постятся с удовольствием».

- Нужно сходить к священнику всем вместе, всей семьей, чтобы священник выслушал аргументы всех членов семьи. Мы не знаем ни женщину, задавшую вопрос, ни ее мужа. У каждого человека есть мотив поступка, его надо выяснить. Часто бывает, что человек просто не так слышит. А бывает, что человек имеет в виду одно, а второй воспринимает как иное. В такой ситуации необходимо все прояснять.

– Вопрос телезрительницы: «Христос Воскресе! Знакомые крестили своего ребенка, а моего сына записали крестным, хотя он живет в другом городе. Он молится за этого ребенка. Является ли мой сын настоящим крестным отцом, если он не присутствовал в храме при крещении ребенка?».

- Мы об этом узнаем примерно лет через 15. Когда ребенку исполнится 15 лет, если к тому времени он вырастет христианином, значит, Ваш сын был настоящим крестным. У нас на приходе нет такой практики – записывать крестного, когда его нет.
Представим: у какого-то мальчика нет папы, а я ему говорю: «Давай я буду твоим папой». И начинаю его воспитывать. Что я буду хуже его папы? Даже лучше. Я не буду его бросать, буду в школу ходить на собрания, защищать его. Также и в этом случае: если Ваш сын считает себя крестным, пусть проявит себя.

- Телезрительница: «Так он живет в другом городе».

- Тогда не знаю. А подальше крестного не могли взять, например, в Америке?

- Телезрительница: «Я тоже удивилась. Считаю, что они неправильно сделали».

- Чему тут удивляться: люди просто не понимают. Спросите у них, зачем они крестили ребенка, и они не смогут ответить.

- Телезрительница: «Зачем крестили - не знаю. Мне кажется, чтобы крестный подарки дарил».

- Я не представляю взрослого мужчину, который ходит на почту, чтобы отправить подарки крестнику. Два-три человека найдутся таких на всю Россию, не больше. Мужчины чрезвычайно ленивы.

– «Муж прочитал книгу про астрал и хочет попробовать. Что такое на самом деле астрал и астральные путешествия? Вам известны примеры этих путешествий, с чем там люди сталкиваются и чем это кончается?».

- Кончается тем, что человек, вылетев из тела, уже в него не возвращается. А возвращается телом в морг, а душа идет в преисподнюю. По-дружески весьма не советую пробовать. Примеры есть: Вивекананда, Рамакришна – два учителя йоги; они улетели и не вернулись. Такая процедура называется нирвикальпа самадхи, когда человек с помощью йоговских упражнений отлетает. Рамакришна, правда, в первый раз вернулся. Я бы не советовал экспериментировать, потому что преисподняя обеспечена с гарантией в 100 процентов. Проверять тоже не советую, поверьте на слово.

– «Господь хочет воцариться Духом Святым в моем сердце. Он хочет, но не воцаряется. Чем я могу Ему мешать?».

- Только гордостью. Гордость отталкивает благодать Святого Духа.

- Человек может хотеть, но не воспринять благодать Святого Духа?

- Никак не воспримет иначе - только смирением.

- Но ведь невозможно смириться в одно мгновенье, это происходит со временем.

- По-разному бывает. Жизнь многообразна, помощь Божия может быть очень велика.

- Но если человек поставил целью – стяжать благодать Святого Духа в своем сердце, то это путь к смирению и покаянию.

- Да, совершенно верно.

– «Дочери 46 лет. У нее проблемы со здоровьем, и я посоветовала ей пройти Таинство Елеосвящения, на что она мне ответила: «Ты постоянно ходишь в церковь, а все время болеешь и совсем не выглядишь счастливой». Как аргументированно –убедить дочь в том, что Таинство Соборования ей поможет?».

- Аргументировать невозможно, потому что вера основывается не на аргументах, но на личном опыте. А личный опыт дочки говорит о том, что ходишь – не ходишь, а физиономия мрачная.

– «Как радоваться да еще и в Господе?».
- Сначала нужно войти в общение с Господом, а потом уже только познаешь, что такое радость. В русской литературе описан такой случай: одна православная женщина была замужем за лютеранином. Через большое количество лет супружества он ей заявил, что хочет принять Православие. Она его спрашивает: «Почему ты вдруг решил? Ведь я никогда тебя не агитировала, ничего тебе не рассказывала?». На что он ответил: «Ты каждое воскресенье из Церкви приходишь такая радостная, такая счастливая, что и я хочу быть таким же».
Так что, дочка, которая увидела в маме, что ее христианство тщетно, была права.

– Вопрос телезрительницы: «Христос Воскресе! Мы знаем из Евангелия, что вторая заповедь – «Возлюби ближнего как самого себя». Почему тогда в Евангелии от Матфея сказано: «ибо Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее, и враги человеку - домашние его». Как это надо понимать?».

- Вот как надо понимать: очень часто отец, мать, свекровь выступают против того, чтобы человек любил Бога, говорят, что он сошел с ума, стал фанатиком. Еще говорят, что все - верующие, но зачем в храм ходить? Таким образом, они являются врагами человеческого усердия и прилежания к Богу. Но относиться к ним, хотя они и враги, нужно с любовью. Если кто-то из них заболеет, надо его посетить, если остался без одежды – одеть, если странствует и приехал в гости – принять не как врага, потому что он безбожник, а с любовью. Даже если домашние – враги, надо к ним относиться с любовью. Вот что означает любовь к ближнему.

- Как апостол Павел говорит: «Смотрите, чтобы кто из вас не отвечал злом на зло». Вот – упражняйся в этом.

- Да.

– «Как поступить, если на моих глазах родитель бьет своего маленького ребенка? Отойти и не обращать внимания или предпринять какие-то действия?».

- Нужно родителя, как маленького ребенка, отвлечь от этого занятия. Например, можно подойти поближе и изобразить подлинный интерес. Тогда человек остановится. Еще можно достать мобильный телефон и сделать вид, что ты снимаешь, тогда он к тому же испугается, и свой гнев обратит на тебя. Тем самым человек тоже отвлечется. Если умеешь, можно начать свистеть. Нужно предпринять любое действие, которое человека отвлечет. Потом можно спросить: «Извините, что вмешался, а в чем конфликт? Чем помочь? В чем сие чадо провинилось? Я понимаю, что Вы сами можете разобраться, но вдруг Вам нужна помощь. А хотите, я подержу ребенка, а Вы будете лупить его дальше?». Вариантов много, главное, не теряться и не грубить. Нужно просто остановить процесс. Если родитель свой пыл охладит, это будет благо. Гнев не творит правды Божией. Ребенка наказывать всегда нужно без гнева, но с рассудительностью. Сказать: «Иди, дорогой, сейчас я тебя побью. Получил? Плачешь? Проси прощения. Не хочешь просить прощения – иди в угол». Нужно говорить по-деловому, без гнева, чтобы ребенок не пугался.

– Вопрос телезрительницы: «У меня два крестника. Их родители в храм не ходят, детей своих не причащают. Когда я начинаю говорить это родителям, они уходят от темы, не хотят слушать. Я за крестников в храме молюсь. Достаточно ли того, что я за них молюсь?».

- Разумеется, не хотят слушать. Вам будет наука – не надо становиться крестными у людей, которые не ходят в Церковь. Пусть они сами ищут таких крестных, которые не ходят в Церковь, не молятся.

- Телезрительница: «Двоюродная сестра попросила меня быть ее крестной матерью».

- Не важно, кто просит. Если люди не ходят в Церковь, пусть сами устраиваются как хотят.

- Телезрительница: «Получается, мне нужно молиться и не надоедать им своими разговорами?»

- Все разговоры бесполезны. Лучше заведите себе собачку – она Вас лучше поймет.

- Обещают, что будут в храм ходить.

- Обещания не годятся. Это так же, как обещать отдать долг.

– «Мы с мужем зарегистрировали брак год назад, хотели бы в ближайшем будущем венчаться. Муж верит в Бога, но пока не посещает храм. Подскажите, с каких шагов начать подготовку к венчанию в нашем случае?».

- С изучения того, что семья есть Домашняя Церковь. Христианский брак предполагает строительство Домашней Церкви в течение всей жизни до смерти. Если человек этого не знает, – зачем венчаться?

- Где написано о строительстве Домашней Церкви?

- Это задание на дом - поискать.

- Здесь нужно озаботиться изучением именно этого вопроса? А Евангелие почитать перед венчанием нужно?

- Это будет неизбежно, потому что термин «Домашняя Церковь» встречается в Священном Писании. Потом прийти к священнику за разъяснениями, чтобы он перед венчанием объяснил, что такое Домашняя Церковь.

– Вопрос телезрительницы: «Христос Воскресе! Мне 57 лет, я имею ребенка-инвалида. Меня мама с детства никогда не любила и говорила: «А меня кто любит?» и что я дура. Такие оскорбления она высказывала в присутствии моего ребенка. Говорила против Бога, против причастия. Мы живем не вместе. Мне ее жалко. Любую мою помощь она отвергает. Как нам быть?».

- Я не знаю, как Вам быть, могу сказать, как бы сделал я сам. Я бы сменил номер телефона, и прекратил бы всяческое с ней общение, чтобы она при ребенке ничего не говорила.

- Остается жалость к маме.

- Хорошо, можно за нее молиться. Но мама всякую помощь отвергает. Если ей помощь понадобится, пусть пошлет телеграмму. Всегда можно приехать и оказать помощь. Разве можно общаться с человеком, который при сыне говорит матери, что она дура? Это подрыв авторитета и прекращение воспитательного процесса. Эта, с позволения сказать, мама является противником семьи. Нужно от нее оградить дитя, тем более инвалида.

– «Если я делаю добро человеку ради Христа, не является ли это бесчувствием по отношению к самому человеку? Ему бы, наверное, было приятно, если бы я для него старался, а так получается, что не для него, а ради Христа?».

- Хотя вопрос задан от мужского имени, но спрашивала женщина. Обычно женщины занимаются чувствами. Представьте, входите вы в метро с тяжеленными сумками, и молодой человек уступает вам место. Важно ли, с какими чувствами он это делает?

- Нет, я ему благодарен за то, что он уступил место.

- Вот именно. Чувства ни при чем. Надо жить не чувствами. А то получится так: заходит женщина, у которой в одной руке ребенок, в другой – рюкзак, а в зубах – сумка с продуктами. А я смотрю на нее и вижу: брови нарисованы одна длиннее другой, передний зуб не керамика, а золотой, и помогать мне ей неохота, потому что не испытываю никаких чувств. И где тогда любовь к ближнему?

– Вопрос телезрительницы: «Христос Воскресе! В молитвах мы молимся словами: “душа окаянная”. Мне обидно за душу. Я не понимаю смысл слова “окаянная”. Поясните, пожалуйста».

- Окаянная – это та душа, которая нуждается в покаянии. Можно сказать, - грешная. Это близкие по смыслу слова.

- Телезрительница: «Грубо сказано на душу, ведь она и так много страдает».

- Если грубо - вычеркните это слово карандашиком и пропускайте его.

– «В Евангелии от Иоанна сказано, что Иисус перед воскресением Лазаря воскорбел духом и возмутился. Чем была возмущена душа Иисуса в эту минуту?».

- Тем, что Лазарь прошел вратами смерти и ощутил муку от того, что душа его попала в ад. Иисус испытал чувство сострадания.

Мы знаем, что мы все умрем. Когда умирает наш близкий, сердце не может не возмутиться, потому что смерть – это противоестественное состояние человека, поскольку Господь создал его не для ада, а для рая. Первого человека Господь сразу поселил в раю, без всяких заслуг с его стороны. Очень много пришлось сделать человеку против Бога, прежде чем его вывели из рая. Так же, как тот, кто сидит в тюрьме: прежде, чем он туда попал, он очень много постарался для того, чтобы его изгнали из человеческого общества и поместили в общество тюремное.

– Вопрос телезрительницы: «Христос Воскресе! Моя дочь живет в венчанном браке, имеет двоих детей – 5 и 3 лет. Сегодня я вернулась из Оптиной пустыни, и они пригласили меня на ужин. Внуки смотрели мультфильм про драконов. Я сказала родителям, что в праздник и после причастия детям не следует смотреть мультфильмы такого содержания. Последовали отговорки, что я не понимаю содержания, и смотреть их можно. Я, чтобы их не обидеть и не спорить, ушла. Может, я плохо сделала, что ушла, но считаю, что это не благочестивое воспитание христианских детей. Зять полностью не принимает мою точку зрения, говорит, что я ничего не понимаю. Сам при этом недавно вернулся с Афона. Что бы Вы посоветовали мне, как бабушке, сделать: все это принимать и делать вид, что мне все равно, или подсказывать им ненавязчиво?».

- На Афон ездят многие люди. Если хотите знать мое мнение, то я считаю, что мультфильмы чрезвычайно вредны. Но кому нужно мое мнение? Все зависит от того, как Вы человека воспитали. Теперь Вам нужно пожинать плоды Вашего воспитания. Тут ничего не поделаешь, они взрослые люди.

- Телезрительница: «Мой грех, что я не воспитала дочь в благочестии?»

- Хорошо, если Вам вежливо сказали, что Вы не понимаете, а могли сказать и резче. Сидеть с ними смотреть мультфильмы, мне кажется, ни к чему. Уйти – лучше. В другой раз они не будут этого делать при Вас, и дети получат меньшую дозу вредности.

- Зачастую приходится человеку ради общения с внуками терпеть то, что душа не приемлет.

- В жизни бывает все. Внуков родили не мы, а наш ребенок, которого воспитали мы. Если у нас есть понимание того, что такое мультфильм, а у ребенка – нет, значит, мы это не передали. А передать это очень важно. Если ребенок за свои первые 15 лет жизни посмотрит всего 5 кинофильмов, я считаю, что этого достаточно. И должен прочесть за это время 250-300 книг - это будет гораздо лучше. Мультфильмы нужно вообще исключить. Есть очень хорошие классические мультфильмы, но они составляют одну десятую долю процента, их можно просмотреть и в старшем возрасте. Вообще, мультфильмы детей возбуждают, учат плохому.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Анонс ближайшего выпуска

В петербургской студии нашего телеканала на вопросы отвечает настоятель храма во имя святой великомученицы Варвары в поселке Рахья Выборгской епархии священник Олег Патрикеев. Тема беседы: «Как увидеть свои грехи».

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать