Беседы с батюшкой. с прот. Дмитрием Смирновым

5 апреля 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы. 

 

– «Сегодня люди восторженно встречают въезжающего в Иерусалим Христа, и всего через несколько дней те же люди кричат: «Распни Его, распни!». Что произошло с людьми за эти несколько дней, почему такое преображение?

- Самое обычное дело, которое складывается из двух вещей. Первое – это разочарование, потому что люди хотели царя, но Царство Христово оказалось не от мира сего, а им нужно - от мира. Люди вообще хотят управлять Богом. Когда Бог со свойственными Ему кротостью и смирением пытается настоять на Своем, люди очень сердятся, вплоть до того, что готовы Его убить.

Второе – это пропаганда. Для власть имущих Христос представлял угрозу: они боялись, что Он воцарится. Каждый чиновник понимает свою несостоятельность и временность: его благополучие, особенно в определенном возрасте, зиждется на стоянии в должности. Поэтому была запущена пропаганда в том виде и тех возможностях, которые были в то время. Эти две тенденции столкнулись, и получился такой результат.

- Но ведь люди были свидетелями воскрешения умершего четырехдневного Лазаря.

- Человек видит и слышит только то, что хочет. Разве Ангела Меркель видит бомбардировки мирных жителей? Она их не видит, потому что не хочет видеть, а не хочет, потому что это не выгодно.

Народ увидел, что вместо воцарения на престол Господь Иисус Христос был арестован. Это вызвало у них шок - людям Он стал не нужен. А то, что Он пять тысяч накормил, воскрешал людей, прокаженных очищал, уже не считается.

 - Человек хочет забыть то, что видел?

- Нет, человек просто переключает свое сознание. Когда случилась революция, некоторые люди начали понимать, что до революции они жили лучше. А когда их стали ссылать в Сибирь на голодную смерть, вообще все «протрезвели». Тогда и родилось выражение «За что боролись, на то и напоролись». Бисмарк говорил, что только дураки учатся на своих ошибках. «Дураки в квадрате» дважды учатся на одних и тех же ошибках. По-русски это называется «наступить на одни и те же грабли». Вместо того чтобы грабли поднять и перевернуть, люди будут упорно наступать на зубья, чтобы получить по лбу.

– Вопрос телезрителя из Волгоградской области: «Как сложилась жизнь Лазаря после его воскрешения? Я слышал такую подробность, что он ни разу за свою дальнейшую жизнь не улыбнулся и не засмеялся из-за того, что побывал в аду. Расскажите проверенные данные о Лазаре».
- Проверенные данные – это Предание Церкви, согласно которым Лазарь стал епископом острова Крит, где до сих пор показывают его гробницу и существует храм в честь его имени, и его очень почитают.

От тех людей, которые побывали в аду, я слышал, что тем, кто видел ад хотя бы одну десятую секунды, потом не до смеха. Я нигде про это не читал, но психологически это вполне достоверно.

– Стоит ли верить свидетельствам людей, которые были на том свете в аду, в раю, видели Христа, сопровождают это отрывками из Библии, или все это выдумки?

- Это не выдумки, но надо понимать, что передать то, что человек видел, он может только через некие образы. А образы могут быть разной степени адекватности самому видению, поэтому, возможны расхождения.

- Во многом такие свидетельства совпадают по сути, а разнятся только по форме. Многих людей интересует, насколько достоверны, например, мытарства блаженной Феодоры и действительно ли они будут происходить?

- Феодора – это тоже образ. Понятно, что ни о каких лягушках речи быть не может, но то, что блаженная Феодора переживала, видела этих лягушек – это вполне достоверно, это ее восприятие того, что она слышала. К примеру, мы рисуем изображение голубя, которое помещается над Царскими вратами. Но никакой голубь не спускался на Христа Спасителя в момент Его Крещения. Было что-то порхающее, светлое, как бы в виде голубя. Из того, что есть доступного в видении человека – это светлая птица примерно такого размера, мы материализуем это в образах и изображаем голубя. На самом деле это не орнитологическая проблема, это Дух Святой, Которому угодно было явиться в таком виде.

- Вообще, птица голубь, как некий символ простоты и чистоты, упоминается Самим Христом.

- Да, и голубь используется и в качестве жертвы Богу в Ветхом Завете.

– «Недавно моя мама ездила в паломническую поездку. Гид стала всем присутствующим рассказывать, что нужно крестить абортированных младенцев. Оказывается, есть игумен, который берет по тысяче рублей за крещение каждого такого младенца. Гид сказала, что этот игумен действует по благословению Владыки Евсевия в Псковской области. Как правильно относиться к таким духовным практикам?».

- Владыку Евсевия я знаю очень давно, около сорока лет, это образованный человек и благословить такую ахинею он не мог, это исключено. Всякие бывают игумены, бывают и бизнесмены от Православия.

– Вопрос телезрительницы: «Я сегодня была в храме на службе, и батюшка объявил, что куличи будет святить только те, которые приготовлены своими руками, а купленные куличи освящать не будет. Правильно ли это?».

- Приезжайте все в наш храм – метро Динамо, улица Красноармейская, дом 2. Мы освятим любые куличи – и покупные, и привезенные из Италии. У нас огромная площадь перед храмом - все куличи освятим.

- Вопрос телезрительницы: «Когда батюшка обходит храм с кадилом, как нужно вести себя христианам: поворачивать голову в сторону батюшки или стоять смиренно?».

- Это не так важно. Пусть каждый стоит так, как ему нравится, лишь бы не поворачивался спиной. У некоторых православных христиан теперь такая манера - подходя к исповеди, они поворачиваются задом к священнику и делают такой поклон наоборот. Это делать совершенно неприлично.

При хождении священника с кадилом, можно стоять лицом к алтарю, а можно стоять, повернув голову к кадящему священнику.

– «На исповеди услышал в свой адрес обличение, которое оказалось ложным - священник ошибся. Уходил с исповеди подавленным и растерянным, осознавшим, что на земле нет правды, даже в стенах любимого святого храма. Как быть в этой ситуации?».

- Конечно, нет на земле правды. Если бы на земле была правда, мы бы не молились: «Да будет воля Твоя, яко на небеси, и на земли». Земля и все, что на ней, призваны к тому, чтобы нам прививать смирение. Так как мы исполнены гордости, поэтому выходим из храма подавленными. Если бы мы были исполнены смирения, то выходили бы из храма, как на крыльях. Для человека, исполненного гордыни, выходить из храма подавленным –нормально и закономерно. Если бы на земле была правда, зачем тогда пришел бы Господь? Ведь Он пришел, чтобы исполнить правду.

- Человек пришел в церковь, которая есть образ Царства Небесного на земле, и вдруг встретил такое непонимание.
- Это всего лишь образ. И в хорошем ресторане в салат может сесть навозная муха. Зачем из-за этого приходить в состояние тягучей депрессии? К примеру, Барак Обама поймал муху и продолжал дальше беседу.

– «Во время подготовки к Причастию не могу справиться с мыслями и помыслами греховными. Как с этим бороться?».

- Кротостью, смирением, упорством в молитве и очищением своей жизни от грехов.

- Особым упражнением внимания не достигнешь?

- Нет. Только устроением души. Когда человек очистит свою душу от греха, тогда и молитва будет чистая. Почему у человека такие помыслы? Потому что жизнь такая.

– Вопрос телезрителя: «Через какое время после молитвы «Отче наш» батюшка должен начать причащение? Часто бывает, ждем 30-35 минут».

- Всех приглашаю в наш храм, где через 10 минут после прочтения молитвы «Отче наш» мы открываем Царские врата. В нашем храме мы даже так делаем: для одной Чаши дробим Святые Дары и идем сразу причащать людей, потом дробим Святые Дары для второй, третьей Чаш. Мы не ждем, пока все Чаши наполнятся, а сразу начинаем причащать в одном приделе, обычно в южном.

- Телезритель: «Вы столько людей приглашаете в свой храм, у вас и поместиться негде будет».

- В Храме Святителя Митрофана Воронежского мы причащаем даже на улице, при большом скоплении людей включаем репродукторы а в теплое время года можем исповедовать и причащать на улице, под солнышком.

- Телезритель: «Когда солнышко есть - хорошо, но оно довольно редко выглядывает».

- В нашем храме всегда, когда идет Литургия, светит солнце.

– «Муж изменил мне, позднее раскаялся, и я его простила. Потом выяснилось, что измена повторялась снова и снова. Решила с ним развестись. Как мне объяснить развод детям школьного возраста 13 и 10 лет? Можно ли как-то смягчить для них удар развода?».

- Развод – это всегда удар, никакие объяснения делу не помогут. Для детей 10 и 13 лет – это самое неблагоприятное время для развода, если только оно вообще бывает благоприятным.

– Вопрос телезрительницы: «Что делать с лампадным маслом, которое очень плохо горит? Как с ним правильно поступить?».

- Нужно добавить в него чистое оливковое масло и будет гореть лучше.

– Вопрос телезрительницы: «Могут ли люди, живущие в невенчанном и незаконном браке, подходить к Причастию?».

- Возможность причащения выясняется на исповеди.

- Телезрительница: «Батюшка в нашем храме объясняет, что если мы живем в незаконном браке, причащаться нежелательно».

- Не только нежелательно, но и Правила Церкви это запрещают.

– «Можно ли освящать иконы на Страстной седмице, ведь молебны в эти дни не служатся?».

- Молебен ни при чем. Для удобства, когда служится молебен, выкладываются иконы для освящения: одновременно одна треба входит в другую. Святая вода всегда есть в алтаре, поэтому можно освятить.

Этот вопрос похож на такой: «Можно ли отпевать человека, который умер на Вербное воскресенье?». А почему нельзя? Умерший же не может ждать до праздника Радоницы.

– Вопрос телезрителя: «Как первый раз подготовиться к исповеди?».

- Надо почитать книгу о том, как подготовиться к исповеди. В каждом храме продаются такие книги, их сейчас очень много. Следуйте тому, что там написано. Для первого раза этого будет достаточно.

– «Насколько сразу человеку, только входящему в церковную жизнь, необходимо читать Евангелие? Можно это делать не сразу?».

- Это зависит от состояния ума каждого человека. Есть такие люди, которые не в состоянии ни прочесть, ни понять. Таким людям необходимо только устно объяснять отдельные и самые важные вещи. Вообще же, читать Евангелие крайне желательно.

– «С какого возраста читать Евангелие ребенку?».

- Ребенку лучше читать Евангелие выборочно: те зачала, которые по размышлению папы, вполне понятны сыну (дочери). Если им понятно, то можно читать.

- Если ребенок не проявляет к этому интереса, надо ли его к этому нудить?

- Ребенок всегда проявляет интерес к общению с родителями. Если поводом этого общения будет чтение – ребенок обязательно это полюбит. Если всякий интерес ребенка уже отравлен мультфильмами, то чтение ребенок уже любить не будет, а будет любить мультфильмы.

– «Как жить с мужем лентяем?».

- С терпением. Об этом надо было думать раньше, когда он был женихом.

- Такой порок сразу не разглядишь.

- Для этого приходят в дом, знакомятся с семьей, смотрят, в каком состоянии одежда у человека. Можно и на работу сходить, спросить у начальника. Теперь, когда уже замужем, нужно терпеть. Нигде не написано, что если муж – лентяй, Церковь благословляет на развод. Если муж - горький пьяница, драчун, вор, наркоман, тогда разводиться можно. Вообще, лентяй – понятие растяжимое.

- Как-то понуждать мужа женщина может, или это не в ее власти?

- Может, но если муж ответит: «Не буду», никакая власть не поможет, ничего не сделаешь.

- Может ли женщина какие-то требования установить: «Ты не будешь, и я тебя кормить не буду». И что делать, если муж в ответ скажет: «Ты обязана, ты – моя жена»?

- Нигде не сказано, что жена обязана кормить мужа. Я такого не встречал.

- Так люди воспринимают заповедь о послушании жены мужу.

- Жена может готовить еду из того, что муж принес. Если муж ничего не принес, тогда пусть он пьет воду из крана.

– «Крестилась в Церкви пять лет назад. После Крещения не исповедовалась и не причащалась. За последние полгода прочитала очень много духовной литературы, поняла, что мне надо исповедоваться. Пошла на исповедь в первый раз, сильно волновалась. Батюшка спросил, есть ли у меня свидетельство о крещении. Я ответила, что нет. Батюшка спросил, как он может поверить в то, что я крещеная. Еще сказал: «Порча на тебе. Так и будешь мучиться, ничего у тебя в жизни не получится. Надо тебе отчитку делать». Ушла с исповеди расстроенная, в недоумении. Как теперь идти на исповедь?».

- Я всегда рассказываю один случай: пошел я как-то в булочную. В кассе меня кассир обругал, не помню, по какой причине - с тех пор я хлеба не ем: думаю, как я в булочную пойду?

- Хорошо, если только в булочной обругали, а если и в гастрономе, и в обувном магазине - голым не походишь.

- В гастроном я вообще не хожу, даже забыл, где он находится. Могу рассказать, откуда у меня обувь, но боюсь, что все умрут от зависти.

– Вопрос телезрительницы из Самары: «Я вышла замуж очень рано, имею двоих детей. Все православные традиции соблюдаю, мы с мужем венчаны. Муж не исполняет свои мужские обязанности. Я много лет жила в целомудрии, но потом изменила мужу. Это меня очень сильно угнетает. Как мне жить дальше?».
- Нужно пойти на исповедь и покаяться.

– «В молитве за обидчика говорится: «Спаси, Господи, и помилуй раба Твоего, его святыми молитвами спаси меня грешного». Как понимать слова «со святыми молитвами»?».

- Понимать буквально. Все молитвы - святые, потому что мы обращаемся к Святому Богу. Не наше усилие делает молитву святой, а то, что Господь слышит их.

- Господь освящает все, к чему Он прикасается.

- Да. И все молитвы доходят до Господа.

– Вопрос телезрителя: «Что делать, если случайно пролил святую воду?».

- Вытереть тряпочкой. Сегодня в храме мы вылили очень много воды на пол. Если можно в храме, то почему нельзя дома? Когда мы освящаем жилище, мы такой «пролив» делаем сознательно. Человек сталкивается с некой проблемой, ум его помрачается, и он не знает, что делать.

- Страх согрешить рождает такие вопросы. Люди боятся, не будет ли это грехом?

- О грехах написано в Священном Писании, у святых отцов, в другой духовной литературе. Ни в одной книге я не встречал в перечне грехов пролив воды.

- Одно время были популярны толстые списки грехов, в которые было включено все мыслимое и немыслимое. Эти списки рекомендовались готовящимся к Таинству Исповеди. Люди приходили в недоумении, многие даже не понимали, что за грехи там написаны. Видно, из всех суеверий все было собрано воедино.

- И такое может быть. Мне такой сборник не попадался.

– Вопрос телезрителя: «Родился малыш, имеющий проблемы со здоровьем. Хотел подать записку о здравии в Церкви, но не принимают, потому что младенец еще не крещен. Однако во время Божественной Литургии произносится молитва о спасении власти и воинства, где наверняка есть и некрещеные, и люди других религий. Хотелось бы, чтобы Церковь молилась еще и за таких малышей, слабых здоровьем, но некрещеных».

- В таких случаях молятся за крещеную мать с новорожденным младенцем, которого не упоминают по имени. Вопрос решается элементарно.

Действительно, среди воинства есть и некрещеные, но мы молимся за воинство как за людей, которые находятся в этом служении. Также и о власти. Мы можем молиться и за некрещеных младенцев, никто нам не запретит. Но на проскомидии некрещеных людей мы не поминаем. Молиться же можем за всех, сейчас в Йемене началась очередная война – мы можем молиться о умирении и спасении этих людей, хотя они мусульмане. Надо различать понятия. Молиться о здравии мы можем за всех, даже за некрещеных, в том числе младенцев, но подать записку на проскомидию можно только за маму с новорожденным младенцем.

- Молебен о здравии заказать можно?

- Можно.

- От малой воцерковленности люди бояться сделать что-то не так.

- Человек приходит в храм, задает глупый вопрос, а ему дают глупый ответ.

– «Как Вы относитесь к тому факту, что духовник и начальник-работодатель соединены в одном лице настоятеля храма. Насколько такое соединение может быть неполезным для духовной жизни прихожанина?».

- Духовная жизнь – это сложная вещь. И неполезной для нее может оказаться даже погода, или часовой пояс, или параллель, где человек живет. Например, для того, кто живет за полярным кругом, но не родился там, может оказаться неполезным, что солнце не садится летом и не встает зимой.

Советский человек привык обманывать работодателя, а обманывать духовника как-то совестно. Возникает внутренний конфликт.

- Все зависит от совестливости человека?

- Если совесть человека спокойна и чиста, он относится к работе в храме как к послушанию. А когда человек говорит: «Ой, только не говорите батюшке», с этого момента его духовная жизнь закончилась.

– Вопрос телезрительницы: «Моему коту 16 лет. Можно ли ему давать святую воду?».

- Коту давать пить святую воду нельзя, но окропить его святой водой можно.

– «Какая мера поста для кормящей матери?».

- По указаниям врача. Существует определенная диета для вынашивающей младенца матери на каждую неделю вынашивания.

- А если женщина говорит: «Я хочу попоститься в Великий пост»?

- А я хочу быть китайским императором. «Хочу» - это не аргумент.

- Хочется человеку так угодить Богу.

- Не может мать угодить Богу, если она вредит здоровью ребенка, находящегося в утробе. Надо женщину в этом безумии остановить.

– Вопрос телезрительницы: «Какое заказать поминание: панихиду или подать заказную записку? Панихида стоит 25 рублей за имя, а заказная записка – 20 рублей, но при чтении заказной записки вынимают частицу из просфоры, значит, она выше, чем просто панихида?».

- Вы совершенно правы.

– «Стоит ли православному христианину сегодня уезжать в Европу на постоянное место жительства? Как Вы считаете, можно ли сохранить там веру?».

- Вера и ее сохранность не зависят от места жительства, а зависят от устроения самого человека и от мотивов отъезда.

- Вы только что говорили, что всё влияет на человека, даже внешняя обстановка.

- Конечно, влияет, но если человек укреплен в вере, ему эта поездка не повредит. Европа Европе – рознь, не во всех европейских странах есть Православная Церковь.

- Люди нередко спрашивают: «А можно ходить в Зарубежную Церковь?» или «Могу ли я на праздник ходить в католический костел: не причащаться, но молиться?».

- Зарубежной Церкви теперь нет, она – Православная. Человек может ходить куда угодно, не только в католический костел, но и в ресторан, театр и на пляж. Человек – свободное существо. Речь идет о другом: если человек хочет спасти свою душу, он должен искать спасения и задавать себе вопрос: «Зачем я сюда приехал?». Важную роль играет мотив. Если человек приехал в город, где нет Православной Церкви, спрашивается, зачем он туда приехал? От этого «зачем» все зависит.

- Те люди, которые вынуждены подчиниться обстоятельствам, как правило, и веру сохраняют, и храм находят.

- Когда вынужденно – да, но когда человек сам уезжает, то сохранность веры зависит от мотивации переезда.

– «Как бороться со сквернословием мужа, если беседы на эту тему дают недолгий эффект?».

- Значит, опять беседовать.

- Если есть эффект, то беседу проводить каждый вечер? Хотелось бы осознания проблемы мужем.

- Беседа способствует осознанию. Можно подойти к решению вопроса творчески. Методов борьбы со сквернословием даже больше, чем матерных слов.

- У большинства людей не хватает мужества, даже если они знают, как делать правильно.

- На «нет» и суда нет.

- Сколько можешь, столько делай.

- Да.

Поздравляю всех с Праздником и наступающей Страстной седмицей. Спаси всех Господи! Постарайтесь побывать на максимально большом количестве служб. Увидимся в праздник Антипасхи.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать