Беседы с батюшкой. С прот. Дмитрием Смирновым

22 марта 2015 г.

Аудио
Скачать .mp3
На вопросы телезрителей отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов, настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской, г. Москва. Передача из Москвы.

 

Сегодняшнее воскресенье совпадает с праздником Сорока Севастийских мучеников. Один из стражников увидел венец без хозяина и встал в ряды мучеников, и этот венец опустился на его голову. Почему он увидел венец, а остальные – нет? Что мешает человеку увидеть Бога и то, что от Него дается?

Господь видит мысли и чувства каждого. Этот воин размышлял не только в тот момент, когда исполнял воинскую повинность, охраняя от побегов страждущих севастийцев. Господь по Своей неизреченной милости протягивает этому воину руку в виде венца, Бог всегда идет человеку навстречу. То, что происходило с этим воином, на языке Церкви называется покаянием. Покаяние – это умственный и сердечный процесс, когда человек меняет направление своей жизни.

Для меня всегда этот день дорог: на протяжении десятков лет я не пропустил ни одной службы мученикам Севастийским. В их истории мы видим акт огромной Божественной милости к человеку. Этого воина можно сравнить с тем, как Господь призвал апостола Павла. Господь видел, как Павел думает, размышляет, сомневается в правоте саддукеев и фарисеев, глядя на их лицемерие. Павел увидел красоту таких людей, как Стефан – красоту внутреннюю, божественную, христианскую. И тогда, чтобы Павел не колебался, Господь утверждает его. Этот процесс всегда происходит с человеком, который ищет Бога, молится. Господь поначалу всегда совершает чудо, дает возможность человеку убедиться в том, что Он его слышит, тогда человек укрепляется в вере, чаще всего навсегда.

Здесь мы видим то, что называется синергией: когда две энергии - Божественная и человеческая, две воли – воля Божия, которая желает всем спастись, в данном случае даже этому некрещеному стражнику, и воля самого стражника - сливаются в одно и получается такой результат. Этот стражник перешагивает через все: через свою молодость, через воинское жалование, через мнения своих товарищей-стражников, которые его осудят. Он выбирает венец и получает его. Мы радуемся его выбору, хотя и сочувствуем его страданию, которое неизбежно. Эта история для меня умилительна и сокрушительна одновременно.

Нередко люди говорят: «Вот если бы я тоже увидел такой венец, и я бы шагнул».

Никогда такого не слышал и не видел. Хотя, я был знаком с человеком, который в 1937 году, будучи сотрудником НКВД, положил на стол партийный билет. Более того, он не был впоследствии репрессирован: вот такое сильное впечатление он произвел на людей, которые этот билет принимали.

Человеку порою кажется, что в его жизни не хватает чуда, которое бы явил Господь, и человек тогда бы более решительно пошел за Господом.

Каждое исполнение просьбы человека – это чудо Божие. Я уверен, что тот стражник, прежде чем пойти на лед к мученикам, молился, просто молился про себя, хотя история нам не оставила слов этой молитвы. Но то, что он молился - очевидно, трудно себе представить, как в такой ситуации можно не молиться.

Люди молятся. Сейчас очень большие молитвословы, которые собрали в себя, казалось бы, все молитвы на все случаи жизни.

Это важные книги, в которых сосредоточен молитвенный опыт всех прошлых поколений. Это очень драгоценно.

Почему на молитву одного человека Господь сразу откликается, а другой человек всю жизнь просит и не получает просимое?

Когда человек впервые обращается к Богу, Он всегда откликается на просьбу, бежит навстречу. Потом, когда человек уже уверовал, он должен жить по вере, а не так: Ты мне, я – Тебе; если Ты мне не отвечаешь, то я не буду молиться.

Уж если человек обратился к Богу, то нужно идти до конца, а Господь Сам знает, что человеку полезно, а что не полезно. Люди очень часто ведут себя, как сумасшедшие, или как неразумные, капризные дети.

Вопрос телезрительницы: «Человек ходил в Церковь, исполнял все церковные Таинства, подавал записки, молился, исповедовался, а потом выяснилось, что в детстве его не крестили, родители были атеистами. Что сейчас делать, какое наказание может ждать человека, приступившего к Таинствам некрещеным?».

Наказание такому человеку только одно – он должен завтра же креститься.

Апостол Павел говорит: «Ибо печаль ради Бога производит неизменное покаяние ко спасению». Что это – печаль ради Бога?

Это печаль отделенности человеческой души от Бога. Душа жаждет Бога. Жажда Бога – это то, что приводит человека к покаянию. Покаяние есть переворот жизни: от языческой тьмы к свету христианской истины.

Человеку начинает не хватать Бога в жизни, отсюда появляется эта печаль?

Да. Дело в том, что Бог нам Отец. Маленькие дети хотят не только маму, но и папу. До определенного времени я не знал, что дети так хотят папу. Но встретился с женщиной, которая мне поведала о том, что она всю свою жизнь мечтала о том, чтобы у нее был папа.
Человеку без семьи плохо. Помимо семьи телесной, у нас есть семья Божественная. Наш Отец – Отец Небесный. Мы все по призванию граждане Неба.

Одни люди поднимают глаза на Небо и устремляются туда, другие поднимают глаза, но смотрят равнодушно, третьи ждут, когда Бог Сам придет.

Желая всех спасти, Господь каждого призывает по-своему. Он шлет нам Свои послания через саму жизнь, и мы можем их услышать.

Не у каждого в жизни возникает печаль о Боге.

Не у всех все одинаково: не каждый человек болен раком. Но, когда человек заболел им, то не может не думать о Боге. Обычно такой человек приходит в церковь на следующий день и очень глубоко, до слез переживает это посещение Бога, понимая, как Он близок, и тогда все второстепенное отшелушивается.

«Всякий муж, молящийся или пророчествующий с покрытою головою, постыжает свою голову». Поясните, в чем стыд?

Нам это непонятно: это реалии Востока, о чем апостол Павел и свидетельствует. Современные религиозные евреи носят кипу, микроскопический головной убор, чтобы не постыжать свою голову.

Вопрос телезрителя: «Разъясните позицию Церкви по поводу искусственного оплодотворения, к которому прибегают венчанные супруги, не могущие иметь детей».

В Церкви есть документ «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви», составленный более 10 лет назад, где данной теме посвящена целая отдельная глава. Почитайте этот документ. Церковь считает некоторые технологии приемлемыми, а некоторые, как экстракорпоральное оплодотворение (ЭКО), неприемлемыми.

За последние 10 лет медицина шагнула вперед, технологии изменились, утверждают, что сейчас уже эмбрионы не убиваются.

Крупнейшие ученые нашего Отечества мне лично говорили, что 20 процентов таких детей рождаются психически больными. Современных врачей, как правило, кроме денег ничего не интересует. Медицина в нашей стране стала платной услугой. Безусловно, медицинская техника улучшается, и медицина делает фантастические вещи, но находится она в руках у людей, которые в массе своей далеки от Бога.

Вопрос телезрительницы: «Отец Димитрий, благодарю Вас за передачу «Диалог под часами» о суррогатном материнстве. Я врач и считаю, что на эту тему нужно говорить больше. Ваши статьи в журнале «Православная беседа» - замечательные, прекрасно было бы, если они вышли отдельной книгой. Планируете ли Вы издавать свои новые книги?»

Только недавно вышла книга «Проповеди 90-х годов».

Что значит выражение Григория Богослова: «Брань лучше мира, отделяющего от Бога»?

Не всякий мир хорош. Бывает мир компромисса с дьяволом. Например, в ситуации взаимоотношений нынешней России и нынешней Америки компромисс найти можно, но это будет компромисс с дьяволом. Можно сделать так, что санкции снимут, но тогда в Крыму будет натовская военная база и американский черноморский флот. Америку раздражает, что нынешнее российское правительство не дает реализовать планы, на которые годами тратились миллиарды. Даже на официальном уровне эти планы не скрываются. Отношение к данной проблеме становится своеобразной лакмусовой бумажкой для человека, независимо от того, является ли он официальным или частным лицом.

Вопрос телезрительницы из г. Волгограда: «Моя родственница заболела раком. Можно ли за нее помолиться Паисию Святогорцу Афонскому?»

Я не понимаю, зачем об этом спрашивать. Есть святой человек, известный на весь мир старец, которого прославили как святого – Паисий Святогорец. И вдруг Вы задаете вопрос: «Можно ли ему молиться?» А почему нельзя-то? Это странный вопрос. Святых прославляли для того, чтобы им молились.

В молитвословах нередко пишут: в таком-то случае надо молиться тому-то. И у людей возникает вопрос: «Хочу другому помолиться, а можно ли?».

Звонившая телезрительница не назвала причину, почему у нее возник такой вопрос, поэтому откуда такая мысль может прийти, кроме как от беса, я не представляю.

Вопрос телезрителя: «Я был крещен на дому. Крестила очень набожная воцерковленная бабушка. Действительно ли мое крещение, могу ли я приступать к церковным Таинствам?».

Это крещение неполное, к Таинствам Вы приступать не можете. Нужно исследовать: по какой причине Вас крестила бабушка, а не в Церкви.

Телезритель: «В деревне не было своего храма, это было в 70-е годы».

Тогда Вам необходимо пойти завтра в церковь и креститься.

Можно ли много не молясь, много не постясь, не совершая великих дел, только сокрушаясь о своей греховности и взывая о помиловании, войти в Царствие Небесное?

Смотря как сокрушаясь. Это вопрос не ко мне: рядиться таким образом придется с Судией, Который есть Господь Бог. Это Он будет решать – годится Ваше сокрушение или нет.
Господь даже знает то, почему человек задает подобные вопросы: по глупости природной, которая достойна снисхождения, или по лукавству, неверию. Глупость прощается, а маловерие – грех.

Мы с женой хотим взять ребеночка. Посоветуйте, как священник, чем руководствоваться в выборе между опекой и усыновлением?

Не надо выбирать. Надо начинать с опеки, и если все выйдет хорошо, по прошествии достаточного времени, когда отпадут все сомнения, усыновлять. Советую лучше делать так.

Имеет ли право медицина искусственно поддерживать жизнь человека, годами находящегося в коме, надо ли бороться за него до конца или лучше не мучить и дать спокойно умереть?

В коме человек не мучается.

И мы ничего не знаем о жизни души в этот момент.

Не знаем. Во всяком случае есть люди, которые очнулись после длительной комы, и живут полноценной жизнью. У меня есть один, который находился в коме 18 дней, сейчас живет и здравствует с женой и детьми.

Вопрос телезрительницы из г. Ульяновска: «Очень люблю молитву задержания. Недавно в одном молитвослове прочитала, что ее должен читать только священник. Так ли это?».

Не знаю. Я эту молитву никогда в жизни не читал, обхожусь. В задержании никогда не участвовал, может быть, это молитва для тех, кто задерживает. У меня в молитвослове нет такой молитвы.

Существуют ли такие молитвы, которые нельзя читать мирянину?

Чтобы совсем нельзя читать – таких нет. Есть последование, которое устроено, как богослужение: там есть молитвы, читаемые священником, и молитвы, которые поются хором.

Если мирянин возьмет служебник и будет читать священнические молитвы, в этом греха для него не будет?

Нет. Пусть читает. Если человек стоит на Литургии, он может мысленно эти молитвы повторять со священником. Священник читает молитвы не от себя, а от всей Церкви, от каждого человека. Святейший Патриарх читает всегда эти молитвы вслух, и все вокруг их слышат.

Серафим Саровский говорит, что добро ради добра не приводит к Царствию Небесному, имеет значение только добро ради Христа. А если сделать по милости сердца, то и вовсе не приблизишься к спасению?

Конечно, не приблизишься, но сердце умягчится. Умягчение сердца способствует спасению. Сравним добро ради добра с вскапыванием почвы: если с утра до вечера вскапывать огород, но не засевать, урожая не будет, но почва окажется подготовленной. Для урожая нужно семя, а семя – это добро ради Христа. Добро ради Христа приносит плоды.

Творя добро, человек должен посвящать свои деяния Богу, чтобы это было ради Христа?

Смотря что человек вкладывает в слово «посвящать».

Как говорят некоторые: «Хотим сделать Богу приятное».

Приятное – от слова «принимать». Если человек делает что-то для Бога, чтобы Он принял его деяние, жертву, это является шагом навстречу к Царствию Божиему. Это замечательно.

Когда подаешь милостыню нищему из жалости к нему, такая милостыня будет милостыней ради Бога?

Нет. Ради Бога - это если в нищем увидеть Христа.

Что нужно для того, чтобы увидеть в человеке Христа? Непрестанная молитва?

Если непрестанная молитва механическая – это ничто; если она как предстояние перед Богом – тогда человек во всех проявлениях бытия будет видеть Христа.

Многие люди - по воспитанию и в силу своего характера - добры, готовы всем помогать, не жалея себя и своих средств на других людей, и проживают жизнь, творя постоянную милостыню. Но такие люди могут быть невоцерковлены, хотя и крещены.

Воцерковление тут ни при чем. Телеграфный столб тоже не воцерковлен, но светит и светит. Должна быть живая связь живого сердца с Живым Богом. У человека с Богом должны быть отношения. Добрыми могут быть и собака, и кошка, но они Царствия Божия не наследуют, потому что не знают Христа Спасителя. Сказано: «В каждом народе делающий доброе приятен Господу».

Но приятен, еще не значит, что спасен.

Конечно. К примеру, человек может делать добро: тратить средства на школы, больницы, на ремонт дорог, всем помогать. Это хорошо? Хорошо. Достигнет он Царствия Небесного? Нет, потому что творит добро себе в удовольствие, ему приятно делать добро. Некоторые люди любят копить деньги, некоторые любят тратить: и то, и другое – сребролюбие.

У христианина, который хочет достичь Царствия Небесного, должна быть только одна мотивация – угодить Христу. Человек, который делает добро людям, поступает замечательно, но Царствие Небесное - это немного о другом.

Вопрос телезрительницы из г. Воронежа: «Я родилась в 1944 году шестым ребенком в семье, пятеро детей, рожденных до меня, умирали сразу после рождения. Поэтому сразу после рождения меня окрестила повитуха. Моя мама была верующая и крестила моих детей. Слышала, как священник по телевидению говорил, что если женщина рожает в пустыне, песком можно омыть ребенка, и это крещение будет действительно. Меня мучает вопрос: действительны ли такие крещения?».

Когда Вас крестили, была опасность, что Вы умрете в младенчестве. Причина такого Вашего крещения уважительна, но оно не считается полным, потому что Таинство Крещения сопровождается Таинством Миропомазания, чего не могла сделать повитуха.
Если Вы хотите приступать к Таинствам, Вам надо прийти в церковь, чтобы священник совершил Таинство Миропомазания.

Вопрос телезрительницы: «Я слушаю вечерние молитвы по телеканалу «Союз» сидя. Грех ли слушать молитвы сидя?».

Греха в этом нет, но если Вы молитесь вместе со священником, то должны молиться стоя до тех пор, пока Вас ноги держат, когда сляжете, можете молиться и лежа. Трансляцию церковной службы можете смотреть сидя, а вечерние и утренние молитвы надо совершать стоя.

 

Ведущий: протоиерей Александр Березовский
Расшифровка:  Нина Кирсанова

Показать еще

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

Пожертвовать

Мы в контакте

Последние телепередачи

Вопросы и ответы

X
Пожертвовать